Научная статья на тему 'Становление и развитие медицинского образования в Чечне'

Становление и развитие медицинского образования в Чечне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
238
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ахмадов Т. З., Киндаров З. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие медицинского образования в Чечне»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЧНЕ

Т.З. Ахмадов, З.Б. Киндаров*

Несмотря на определенные успехи в изучении истории здравоохранения, малоисследованными остаются вопросы профессионального медицинского образования в национальных окраинах России, особенно в Чечне. Такой важный социо-культурный феномен, как здравоохранение, в т.ч. и медицинское образование, в северокавказском регионе в Х1Х-ХХ вв. значительно отставал от такового в Центральной России. При этом важность изучения проблемы медицинского образования заключается не только в историческом аспекте, но и имеет прикладной характер, для возможного использования отдельных сторон опыта предшественников.

Целью данной работы явилось изучение становления и развития дела подготовки национальных кадров - врачей и медицинских работников среднего звена в Чечне, а также современное состояние медицинского образовательного процесса в республике.

Источниковую базу исследования составили данные научной литературы, сохранившиеся архивные данные (в основном копии) и текущие документы Чеченского государственного университета (ЧГУ), Министерства здравоохранения Чеченской Республики (МЗ ЧР), Чеченского базового медицинского колледжа (ЧБМК).

Здравоохранение и медицинское образование в Чечне прошло в своем становлении определенные рубежи. В 2010 г. исполнилось 90 лет МЗ ЧР, 80 лет ЧБМК и 20 лет прошло со дня открытия медицинского факультета в ЧГУ.

На Северном Кавказе профессиональной медицинской помощи до Х1Х в. не было. Впервые медицинские структуры появилась в первой четверти

* Чеченский государственный университет, г. Грозный

Ахмадов Тахуз Зайндиевич - к.м.н., проф., зав. кафедрой, t.ahmadov@mail.ru. Киндаров Заур Баронович - к.м.н., доцент, первый проректор, 8(8712) 21-20-12

Х1Х в. вместе с кадровой российской армией, да и существовали они только для нижних чинов и офицеров. Местное население обращалось за медицинской помощью к народным лекарям. Высокую оценку народной медицине горцев в области лечения переломов и травм давали многие дореволюционные и советские исследователи [1, 2, 3]. При отсутствии в Чечне организованной медицинской помощи народные лекари делали неоценимое по значимости дело.

Первым среди чеченцев обучался научной медицине житель Грозненского округа Терской области Магомед Мусаевич Ахтаханов (1893-1920). Он окончил медицинский факультет Московского Императорского Университета в 1917 г. [1]. Следующие врачи из чеченцев появились спустя десять лет. Это были Джунаид Хизриевич Курумов (1895-1945) и Юсуп Ковраевич Эль-дарханов (1898-1981), которые в 1928 г. успешно окончили медицинский факультет Северо-Кавказского государственного университета в Ростове-на-Дону. До начала ВОВ медицинские вузы окончили еще семь человек.

Образовательный процесс в республике был прерван в 1944 г., в связи с актом депортации чеченцев и других народов Кавказа с исконных земель в Казахстан и Среднюю Азию. Значительный шаг в подготовке первых национальных медицинских кадров среди чеченцев и ингушей был сделан в период депортации в 1944-1957 гг. в Казахской ССР и Киргизской ССР. За период депортации в медицинские вузы Казахстана и Киргизии поступило более 60 чеченских юношей и девушек [1]. В 1957 г., уже в восстановленной Чечено-Ингушской АССР по целевым направлениям, с предварительным отбором на месте, в медицинские институты, в основном Юга России, по определенной квоте стали направлять лучших выпускников средних школ республики.

В конце 70-х гг. ХХ в. по инициативе Минздрава ЧИАССР был поднят вопрос об открытии медицинского факультета в местном университете, однако успеха эта идея не имела. И только 1 сентября 1990 г. состоялось открытие данного факультета в Чечено-Ингушском государственном университете им. Л.Н. Толстого. За время существования факультета подготовлено около 1500 врачей. Только за последние 10 лет на данный факультет принято 2 550 студентов.

В Чечне легче решился вопрос с подготовкой медицинских работников среднего звена. По ходатайству Северо-Кавказского краевого отдела здравоохранения и в соответствии с решением коллегии НКЗ РСФСР в октябре

1930 г. в Грозном был открыт медицинский техникум для подготовки медицинских сестер общей практики и детских медсестер (медсестер матмлада), акушерок, а позже и фельдшеров. Если вначале лиц коренной национальности среди учащихся техникума было мало, то в конце сороковых годов они составляли четверть от общего числа учащихся. Из числа выпускников медицинского училища в 1940 г. в медицинских учреждениях ЧИАССР уже работало 1434 человека среднего медицинского персонала - в городе 894 и в сельской местности 540. В 1936-1937 гг. в Грозном были открыты зубоврачебная и фармацевтическая школы, которые вошли в состав республиканского медицинского училища. Если в конце сороковых годов ХХ в. ежегодный прием в училище составлял 200 человек, в 1967-1971 гг. - 660 человек, в 1995 г. - 800 учащихся, то за последние 10 лет в училище на все семь отделений принято 8000 учащихся, выпущено более 7 тыс. специалистов. В настоящее время Чеченский базовый медицинский колледж является многопрофильным и многоуровневым учебным заведением, в структуре которого функционируют филиалы, а также имеется собственная учебная база: стоматологическая поликлиника и аптека.

Таким образом, если Чечня в 1944 г. перед депортацией имела десять профессиональных врачей из числа чеченцев, то в 2010 г. в Чечне уже работало 3,5 тыс. врачей и 9 тыс. фельдшеров и медицинских сестер коренной национальности. Если в 1959 г. среди чеченцев был один кандидат медицинских наук, то сейчас 39 докторов медицинских наук и 129 кандидатов медицинских наук. В республике мощная сеть лечебно-профилактических учреждений, которая имеет достаточное количество коек, хорошее материально-техническое оснащение, стабильные коллективы медицинских специалистов. Профессорско-преподава-тельские составы медицинского факультета и медицинского колледжа постоянно совершенствуют методики преподавания специальных дисциплин. Лучшие студенты медицинского факультета в количестве 40 человек в 2008-2010 гг. были направлены для продолжения обучения в медицинские ВУЗы Германии.

Как известно, одним из аспектов модернизации здравоохранения является повышение уровня профессионализма медицинских работников и улучшение качества оказания медицинской помощи населению. Если ранее перед системой здравоохранения республики стоял вопрос о недостаточном количестве специалистов, то в настоящее время остро стоит проблема повышения

квалификации как врачей, так и средних медицинских работников. Для этого используются разнообразные формы от семинаров и школ мастерства, до направления в ВУЗы последипломного образования и организации выездных циклов.

Таким образом, в Чечне, по сравнению с другими северокавказскими республиками, в начале XX в. значительно отставал процесс подготовки местных медицинских кадров. Первые профессиональные медики появились в республике только в 30-х годах. Осуществляя программу модернизации здравоохранения в Чечне, особое внимание уделяют вопросу подготовки и совершенствования кадрового потенциала здравоохранения.

Литература

1. Ахмадов Т.З. Здравоохранение Чечни: очерки истории. - Грозный: ФГУП «ИПК «Грозненский рабочий», 2010. - 272 с.

2. Индербиев М.Т. Очерки истории здравоохранения Чечено-Ингушетии. - Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1972. -178 с.

3. Пирогов Н.И. Отчет о путешествии по Кавказу. - М.: Медгиз, 1952. -

357 с.

4. Центральный государственный архив ЧИАССР, ф. Р-747, оп. 23, д. 1, лл. 1-8. Копия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.