Научная статья на тему 'Становление и развитие малого предпринимательства в России'

Становление и развитие малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1846
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / SMALL BUSINESS / SMALL BUSINESSES / REGIONAL DEVELOPMENT / STATISTICAL INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гражданкин Вадим Анатольевич

Проводится анализ становления и выделены этапы современного развития малого предпринимательства в России. Отмечено, что обобщающие показатели демонстрируют низкий уровень развития малого бизнеса по сравнению с зарубежными развитыми странами. Несмотря на ежегодный рост количества малых предприятий и занятых на них, развитие малого бизнеса происходит по экстенсивному пути. Не произошло качественного приращения данного сектора. Автор отмечает, что необходимо создавать государственные стимулы для развития малого бизнеса по интенсивному пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and Development of Small Business in Russia

The article presents an analysis aimed at pointing out the main stages in the current development of small business in Russia. It is stated that overall indexes indicate a low level of the development of small business compared to foreign developing countries. Despite the annual increase in the number of small businesses and workers employed there, small business is being developed extensionally. In this sector there wasn't a quality increment. The author marked the necessity of creating effective state incentives to develop small business.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие малого предпринимательства в России»

экономика

ББК 65.290.31

В.А. Гражданкин

Становление и развитие малого предпринимательства в России

Ключевые слова: малое предпринимательство, малые предприятия, региональное развитие, статистические показатели.

Key words: small business, small businesses, regional development, statistical indicators.

Одним из важнейших составляющих социальноэкономического развития страны является малое предпринимательство. Независимость, ответственность, стабильность, использование инновационных технологий - сочетание этих параметров характеризует предпринимательство, активное развитие которого должно способствовать решению задачи по вхождению России к 2020 г. в пятерку стран-лидеров.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьев отмечал, что малый бизнес для России - экономическая, социальная и политическая основа. И если мы говорим о цивилизованном обществе, основанном на эффективной рыночной экономике, то нужно говорить о среднем классе, который дает примерно 50% ВВП и обеспечивает свыше 50% рабочих мест. В России малый бизнес - это только 12% ВВП и 12% занятости. Крупный бизнес продолжает играть серьезную роль в нашей экономике, особенно если речь идет о формировании бюджета. Государству намного легче общаться с одним Газпромом, чем с 900 тыс. малых предприятий, а налоговая отдача получается примерно одинаковой. Тем не менее у руководства страны есть понимание того, что малый бизнес - это социальная сфера, рабочие места, это спрос и предложение [1].

Общественное поведение представителей малого предпринимательства основано на прямой зависимости от местных и национальных интересов и в силу этого понуждает их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп.

В основе данного исследования лежат сведения о малых предприятиях, публикуемые Федеральной службой государственной статистики за период с 1992 по 2007 г. включительно, которые характеризуют динамику развития малого предпринимательства за последние 15 лет [2]. В процессе анализа также были выявлены существенные трудности, связанные с реформированием системы показателей государственной статистики. Например, изменялись критерии отнесения предприятий к категории «малых», кроме того, с 1 января 2003 г., в соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 454-ст, на территории России введен в действие Общероссийский

классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированный с международными аналогами. Указанные изменения можно оценить как прогрессивные, но в результате смены данных классификаторов проследить преемственность основных видов деятельности малых предприятий до 2005 г. по данным официальной статистки затруднительно. Более того с 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», который выделил в отдельные группы: непосредственно малые предприятия с численностью работников от 16 до 100 человек включительно; микропредприятия с численностью работников от 1 до 15 человек включительно; индивидуальных предпринимателей, что еще более затруднит последующее сопоставление данных.

Развитие малого предпринимательства в конце ХХ в. в России началось по существу с принятием в 1987 г. Закона «О кооперации в СССР», создавший правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики и возникновения частных малых предприятий. Конец 80-х гг. стал первым и наиболее ярким этапом становления малого предпринимательства России, который обусловили существенные льготы по всем налогам, более благоприятное положение дел в экономике. В этот период происходило быстрое и «легкое» накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления, сфера бытовых услуг, розничной торговли и общественного питания. «Оборотной стороной медали» было то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов государственных гигантов в теневую экономику, в пользу полукриминального псевдорыночного предпринимательства. В условиях провозглашения начала рыночных реформ российское малое предпринимательство продемонстрировало свои позитивные возможности. Его важнейшими функциями стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через «самозанятость», предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто лишь формальной занятости) средств к существованию. В основном речь шла не о производстве, а о торговле и посредничестве, на которые приходилось более 50% малых предприятий.

Начало второго этапа можно отнести к 1992 г., когда малое предпринимательство становиться составным элементом массового процесса «учредительства». Через него

несколько веков назад прошли все ныне высокоразвитые рыночные страны. Процесс бурного «учредительства» выразился в увеличении количества малых предприятий примерно на две трети. Причем в абсолютном выражении прирост малых предприятий превысил данные за предыдущий год. Примерно на миллион человек возросло число полностью занятых в малом бизнесе, достигнув рекордной величины в 8,63 млн человек. В отраслевой структуре еще немного возросла доля торгово-посреднической деятельности и столь же немного уменьшилась доля сферы производства [3].

Динамика двух основных показателей развития малого предпринимательства за последние 15 лет наглядно представлена на рисунках 1 и 2. Следует отметить, что в середине 90-х гг. малое предпринимательство обеспечивало около 40 млн человек средствами к существованию. В некоторых регионах приносили существенные доходы в бюджет, например в Самарской области около 30%. После бурного роста резкая остановка в развитии в 1995 г. произвела эффект абсолютной неожиданности. Тогда шли дискуссии о том, как скоро численность российских малых предприятий достигнет 2-3 млн с объемом продукции 35-45% ВВП, т.е. о том времени, когда отечественное малое предпринимательство достигнет мировых стандартов (число предприятий на душу населения и т.п.). Бытовала точка зрения, что это может произойти в ближайшие два-три года [4].

Данные, представленные на рисунке 1, показывают, что после 1995 г. произошло уменьшение всех показателей. На это могло повлиять нормативное изменение предельной численности при статистическом обследовании малых предприятий в соответствии с законодательными актами РФ.

Следует обратить внимание на то, что отрицательная динамика стала проявляться до кризиса 1998 г., т.е. в этот период для малого бизнеса финансовые потрясения были не столь пагубными, как ожидалось. Так, медленный рост наблюдается начиная с 1997 г., а падение произошло не в 1998 г., как следовало предположить, а в 2001 г. Таким образом, внешние факторы, которые оказывают существенное влияние на крупный бизнес, не имеют прямого воздействия

на субъекты малого предпринимательства, которые по мере сил и возможностей стараются «выжить» в любых условиях.

Построенный график позволяет сделать вывод о линейности абсолютных изменений количества малых предприятий, т.е. количество малых предприятий изменяется в арифметической прогрессии начиная с 2002 г. За последние 14 лет 2001 г. стал годом спада в развитии малого предпринимательства. При этом в последующие два года новая положительная тенденция была несколько замедлена, а в 2007 г. произошло увеличение прогрессии показателя, среднее линейное отклонение за четвертый период 3,4%.

Исследователи считают, что основной причиной данного перелома послужили события, связанные со вступлением в силу пакета законов так называемой «1-й волны дебюрократизации», во многом определившие его продолжительность и характер [5]. Были приняты федеральные законы от 08.08.2001 №°134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Кроме указанных законов, существенно снизивших административные барьеры, существенную роль в развитии малого предпринимательства сыграло изменение условий и введение новых специальных режимов налогообложения.

Мы считаем, и наше мнение совпадает с точкой зрения ряда исследователей [6; 7], что на рост количества малых предприятий существенное влияние оказывали и другие меры государственной политики. Среди них можно выделить следующие:

- реформа земельно-имущественных отношений: либерализация рынка земли, предоставления права льготного выкупа земельных участков, существенно упростившая ведение бизнеса в сельском хозяйстве;

- поправки в Таможенный кодекс Российской Федерации, упростившие процедуру переправки товаров через границу;

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Годы

Рис. 1. Изменение количества малых предприятий

экономика

- поправки в Лесной кодекс, способствовавшие образованию малых предприятий в лесопереработке;

- проект «Доступное и комфортное жилье», стимулировавший повышение численности малых предприятий в сфере строительных услуг;

- меры по внедрению рыночного механизма в процесс исполнения ряда государственных функций в рамках административной реформы, стимулировавшие развитие соответствующих рынков для малых предприятий;

- определенное влияние на рост малых предприятий могла оказать судебная реформа.

Линейный характер ежегодного относительного прироста количественных показателей развития малых предприятий говорит о подверженности малого предпринимательства внешним ограничивающим факторам (общенациональной и отраслевой конъюнктуре), ведущим себя относительно стабильно в последнем периоде.

Указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 г.

Перейдем к рассмотрению следующего показателя

- численности занятых на малых предприятиях.

Данные рисунка 2 показывают, что наибольший показатель среднесписочной численности работников малых предприятий был зафиксирован в 1995 г. Далее наблюдается резкое падение, более того по прошествии последующих 12 лет максимальное значение так и не достигнуто. Наименьшее значение за исследуемый период отмечено в 1992 г., когда учет малых форм хозяйствования приобрел системных характер, и в 2001 г. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, действующих без образования юридического лица, в середине 90-х гг. в малом предпринимательстве было занято более 12 млн человек. На доходы от этого вида деятельности жили 25-27 млн россиян [8].

Сопоставляя данные двух графиков (см. рис. 1 и 2), можно сказать, что 2001 г. стал самым трудным

для российских малых предприятий, его можно назвать критической точкой, сокращение работающих составило более 58%, а количество самих малых предприятий - только на 6%, т.е. предприятия уменьшили штат сотрудников, сократив затраты не только на оплату труда, но и на налоги с этого фонда. Мы считаем, что этому может быть и другое объяснение: во-первых, неточности в данных государственной статистики, которая проводит обследование выборочным методом; во-вторых, многие малые предприятия того времени работали «в тени». С 2002 г. ситуация начинает выравниваться. Это отразилось на повышении среднесписочной численности работников на 11,4% и количества малых предприятий на 4,7%.

Визуальный анализ рисунка 2 позволяет выявить закономерности, аналогичные динамическому ряду предыдущего показателя. А показатели абсолютных приростов, рассчитанные цепными методами, наглядно демонстрируют поступательное развитие в период с 2002 по 2007 г. Прослеживается более четкая линейность изменения численности по сравнению с изменением количества малых предприятий, колебания незначительные, а среднее линейное отклонение составило 1,5%. Необходимо отметить, что данные выводы подтверждаются расчетами коэффициента парной корреляции, который на протяжении всего последнего периода исследования оставался близок к максимальному и колебался в пределах 0,9912-0,9989.

Наибольшая величина средней численности занятых на одном малом предприятии за последние пятнадцать лет была зафиксирована в 1994 г., она достигала 17 человек. В последующем наблюдается постепенное уменьшение. Описанная тенденция прослеживается и по видам деятельности. Наиболее крупными были строительные предприятия, на каждом из которых в среднем работало от 43 в 1994 г. до

14 человек в 2007 г. Второе место по анализируемой величине занимали малые предприятия промышленности - от 35 человек в 1992 г. (в соответствии с новой классификацией - обрабатывающие производства) до 15 человек в настоящее время. Причем данный показатель остается неизменным на протяжении последних трех лет. Самыми малочисленными были и

Тыс. человек 20000

15000

10000

5000

о ч--------1------1------1------1------1------1------1------1------1------1------1------1------1------1------1------

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Г

Рис. 2. Изменение численности занятых на малых предприятиях

остаются предприятия торговли - на них занято не более 6 человек. Уменьшение анализируемых показателей может служить подтверждением нашему заключению об экстенсивном развитии малого предпринимательства РФ [9].

Исследование показателя средней численности работающих на малых предприятиях за последние

15 лет показало существенное изменение структуры занятости. Если в 1992 г. на промышленных предприятиях было занято 34%, строительных - 33%, в торговле - 20% , то в последнее время наблюдается перераспределение работающих: в обрабатывающем производстве (ранее - промышленность) - более 19% (уменьшение более чем на 55%), строительстве - 17% (уменьшение на 51%), торговле - 32% (увеличение на 37%). Можно констатировать, что происходит отток малого бизнеса из реального сектора экономики.

Необходимо отметить низкую рентабельность реализованных товаров, работ, услуг малых предприятий - 2,8%. Более показательно его сравнение по отношению к крупным и средним предприятиям, например, по итогам 2007 г. перевес в сторону последних составил более чем в 4,6 раза. Достаточно высока диспропорция в рентабельности долгосрочных обязательств малых предприятий по сравнению с крупными и средними.

Для определения уровня развития малых предприятий в субъектах РФ нами проведено исследование, которое показало, что на протяжении последних лет лидерами по уровню развития малого бизнеса являются Москва и Санкт-Петербург, Калининградская, Нижегородская, Томская области. Несколько уменьшились итоговые показатели в Республике Башкортостан и Московской и Ленинградской областях, которые перешли на второй уровень - достаточно высокий. Алтайский край неизменно входит во вторую группу

субъектов РФ, демонстрируя достаточно высокий уровень развития малого бизнеса. Наибольшее влияние на его итоговый показатель оказал высокий уровень инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций, выше среднего занято работников на одном малом предприятии. По итогам 2007 г. в первую группу, с высокими показателями развития малого предпринимательства, вошли 9 регионов, на них приходится около 42% общего количества малых предприятий, более 42% работников, 52% оборота малых предприятий. Настораживает резкая дифференциация регионов по данному признаку. Низкий уровень развития остается в Республиках Калмыкия, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия, Чеченская, Тыва и др. Так, на 9 территорий, которые входят в последнюю группу, приходится только 2% от количества малых предприятий, менее 4% работников, около 1% общего оборота малых предприятий России.

Проведенное нами исследование показало, что темпы и характер развития сектора малого предпринимательства в России, зафиксированные данными государственной статистики, за последние 15 лет не отвечают представлениям мирового сообщества об эффективной структуре конкурентной рыночной экономики, отличаются низким уровнем предпринимательской активности.

Обобщающие показатели демонстрируют низкий уровень развития малого бизнеса. Несмотря на ежегодный рост количества малых предприятий и соответствующий рост занятых на них, развитие малого бизнеса происходит по экстенсивному пути. Не произошло качественного приращения данного сектора. Не достигнуты показатели, которые соответствуют общеевропейским.

Необходимо создавать стимулы для развития малого бизнеса по интенсивному пути.

Библиографический список

1. Артемьев, И.Ю. 900 тысяч малых предприятий = Газпром / И.Ю. Артемьев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smb-support.org/good_experienc

2. Малое предпринимательство в России - 2008. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

3. Гражданкина, О.А. Влияние финансового кризиса на деятельность малых предприятий Алтайского края / О.А. Гражданкина // Экономические реформы и совершенствование системы управления на предприятиях Казахстана и России : материалы международной научно-практической конф. - Ч. 2. - Алматы, 2001.

4. Гражданкина, О.А. Малое предпринимательство как фактор повышения уровня социально-экономического развития региона / О.А. Гражданкина // Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики,

экономики и права : сборник научных трудов VII Международной научно-практической конф. - М., 2004.

5. Смирнов, Н.В. Анализ общей динамики развития малого предпринимательства в России в начале 21 века.

- Москва, 2007 / Н.В. Смирнов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.giac.ru

6. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. / под. общ. ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепу-ренко, В.В. Буева. - М., 2004.

7. Крутик, А. Дерегулирование и превентивные меры в экономике России : монография / А.Б. Крутик, М.В. Реше-това. - СПб., 2008.

8. Московский центр развития предпринимательства. Анализ финансово-экономического состояния малых предприятий г. Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.giac.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ИЗДАТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 656049, Барнаул, ул. Димитрова, 66

Ректору Проректору по научной работе Директору института Руководителю организации

Издательство Алтайского университета предлагает Вам свои услуги по подготовке к печати и выпуску в свет учебной, научной (в том числе монографической), справочной, научно-популярной и прочей литературы по всем разделам гуманитарного, естественнонаучного и технического знания. Квалифицированные специалисты издательства с высоким качеством и в сжатые сроки обеспечат выполнение Вашего заказа.

Мы можем:

• провести научное и литературное редактирование (от 10 до 20 дней в зависимости от объема и сложности текста рукописи);

• сделать художественное и графическое оформление книги;

• изготовить оригинал-макет любой сложности (компьютерные набор, верстка, включая техническое редактирование и корректуру) в срок 10-20 дней;

• выпустить на собственной полиграфической базе тираж издания высокого качества (от 10 до 20 дней).

Каждый из этих этапов имеет самостоятельное значение и каждый (кроме художественно-графического оформления) дает право на предоставление изданию марки издательства Алтайского госуниверситета. Мы также можем Вам помочь выпустить любую информационную или рекламную продукцию: плакат, буклет, листовку, брошюру, каталог, проспект и пр., в том числе и цветные, а также проконсультировать по любому вопросу, связанному с депонированием или изданием рукописи.

С вопросами и предложениями Вы можете обращаться по адресу: 656049, Барнаул, ул. Димитрова, 66, издательство АГУ или по телефонам: (385-2)36-63-61; (385-2) 36-63-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.