Научная статья на тему 'Использование предприятий малого бизнеса для снижения риска развития крупных предприятий'

Использование предприятий малого бизнеса для снижения риска развития крупных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / АУТСОРСИНГ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюков Александр Филиппович, Гордеев Станислав Сергеевич, Коваль Ольга Станиславовна

Проанализирована динамика развития малого предпринимательства в Красноярском крае и СФО. Выявлены тенденции и периоды замедления темпов развития. Предложены предпринимательская диверсификация деятельности и аутсорсинг для обеспечения условий образования партнерских объединений с распределением хозяйственных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крюков Александр Филиппович, Гордеев Станислав Сергеевич, Коваль Ольга Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of dynamics of development of small business testified tendency of delay tempo of development in Krasnoyarsk region and SFD. Undertaker diversion and autsorsing offer for provided with condition of institution of partner s unification for distribution economic s risk.

Текст научной работы на тему «Использование предприятий малого бизнеса для снижения риска развития крупных предприятий»

В данном случае руководство компании эффективно использует методику затрат на качество как инструмент управления. Если проценты соответственно перевести в денежное выражение, то на начало III квартала 2009 года организации удалось сократить потери на 19 млн 800 тыс. р.

База данных по затратам на качество должна не только регулярно обновляться, но и постоянно развиваться и совершенствоваться.

Главной целью любого проекта по измерению и анализу затрат на качество является выработка рекомендаций для высшего менеджмента компании. Основной задачей должен стать выбор таких мер по улучшению деятельности, которые в максимальной степени соответствовали бы стратегическим целям организации.

Как было отмечено, не многие руководители предприятий в нашей стране связывают успехи в бизнесе с системой менеджмента качества. Им

часто представляется, что требования потребителей, относящиеся к СМК - не более чем досадное неудобство, с которым приходится считаться в силу сложившихся рыночных традиций. Но СМК нужна только в том случае, если она реально способствует успеху в бизнесе, повышает конкурентоспособность, положительно сказывается на показателях деятельности организации, как это было продемонстрировано на примере одного из предприятий.

Анализ затрат на качество в системе менеджмента качества предприятия является важнейшей составляющей повышения его эффективности развития. Кроме того, необходимо отметить, что система менеджмента качества направлена на совершенствование предприятия, выступая в качестве стратегии на длительный период. Она направлена не на то, чтобы дать предприятию краткосрочный успех, а на то, чтобы они могли планировать свое будущее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сажин Ю.В., Плетнева Н.П. К вопросу о результативности СМК в России // Методы менеджмента качества. 2008. № 10.

2. Международный стандарт ISO 9004:2000 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучше-

нию деятельности": [Перевод]. ООО "Интерсертифика Р", 2002.

3. Рахлин К.М., Скрипко Л.Е. Принципы планирования и учета затрат на качество // Стандарты и качество. 2000. № 3.

УДК 338.24 (47)

Крюков А.Ф., Гордеев С.С., Коваль О.С.

использование предприятий малого бизнеса для снижения риска развития крупных предприятий

Современная рыночная экономика характеризуется развитыми производственными связями между крупным и малым бизнесом. Это проявляется через их кооперацию при производстве сырья, материалов и комплектующих (СМК) в условиях конкуренции за получение эффективных СМК. Роль малого бизнеса в системе этих отношений стала возрастать, начиная с 70-х годов прошлого столетия в ходе массового технического перевооружения производства и сферы услуг. Малые предприятия вошли неотъемлемой частью в производственную структуру крупных зарубежных корпораций. Они использовали их рыночную мобильность, динамизм и возможность быстрого внедрения инноваций как важный фактор повы-

шения эффективности производственной деятельности. При этом обеспечивалась конкуренция малых предприятий, снижающих себестоимость производства комплектующих и материалов-полуфабрикатов для основного производства продукции.

Развитие малого бизнеса способствует ускорению процессов диверсификации экономики. Предприятия малого бизнеса, действуя в основном в несырьевых отраслях, более склонны к разработке и внедрению в свою работу технологий инновационного характера.

Функционирование предприятий малого бизнеса создает положительные возможности для экономического роста организаций. При этом обеспе-

чиваются условия для социально-экономического развития регионов и национальной экономики в целом. В результате роста предпринимательской активности работников и их регистрации в качестве предпринимателей происходит формирование массового среднего класса.

Развитие малого бизнеса становится важнейшим фактором роста эффективности российской экономики. Обеспечивается стабильность развития отечественной экономики, с одновременным повышением гибкости экономических образований к динамично меняющимся внешним и внутренним условиям хозяйствования. Возникает необходимость развития малого предпринимательства внутри больших систем крупного и среднего бизнеса.

Создание кооперированных систем малого бизнеса внутри организаций, в том числе на основе аутсорсинга, обеспечит защиту больших экономических систем российских организаций деятельностью малого бизнеса от воздействия возможных кризисов. Подобное подразумевает перераспределение значительной части экономических рисков крупных предприятий в производстве комплектующих и в выполнении дополняющих, вспомогательных, ремонтых работ и услуг на организации малого бизнеса. В случае угрозы возникновения кризисной ситуации риску подвергнется не крупный бизнес, а малое предприятие.

Можно определить преимущества кооперации малого бизнеса с крупными производственными организациями. К ним можно отнести экономические, выделяющиеся в малом бизнесе:

Относительно низкая потребность в начальном капитале. Считаем, что она является одним из главных доводов создания малых аутсорсинговых бизнесов, кооперированных с крупными производственными объединениями.

Способность к быстрой переориентации своей деятельности. Именно предприятия малого бизнеса первыми внедряют использование новых технологий в своей деятельности. Крупные производственные организации в большинстве своем не готовы принимать на себя финансовые риски, связанные с необходимостью внедрения крупных инноваций для всех своих структур.

Присутствие стабильного концентрированного заказчика изготовления СМК и оказания услуг в виде крупного предприятия. Вновь создаваемые малые предприятия предназначены для работы "в связке" с головными организациями. Они могут быть производителями СМК, осуществлять ремонтные, вспомогательные и обслуживающие работы и услуги для основного производства.

Высокие производительность и качество продукции вследствие узкой специализации, в результате конкуренции за крупные заказы больших систем. Созданным организациям малого бизнеса, самостоятельным в экономическом плане, с узкой специализацией неизбежно придется обеспечивать качество производимой продукции и оказываемых услуг для сохранения своей конкурентоспособности за стандартизированные заказы больших систем.

Возможность самостоятельного поиска и выполнения заказов других участников рынка. Учреждаемый малый бизнес, имея некий гарантированный пакет заказов от головной организации большой системы и незагруженные производственные мощности, может и должен искать возможность выполнения дополнительных заказов сторонних организаций. Таким образом, может быть увеличена экономическая устойчивость самого малого бизнеса и всей большой системы в целом.

Экономическая самостоятельность. Руководство предприятий малого бизнеса самостоятельно в принятиях своих решений.

Для крупного предприятия в большой экономической системе кооперация дает:

кардинальное снижение затрат на содержание вспомогательных, обслуживающих, инфраструктурных производств;

возрастающую мобильность и способность к быстрой адаптации в изменяющихся условиях хозяйствования;

присутствие стабильных поставщиков и подрядчиков СМК в виде предприятий малого бизнеса;

высокую производительность и качество продукции вследствие узкой специализации подрядных организаций малого бизнеса;

возможность переложить часть рисков "на плечи" малого бизнеса, конкурирующего за кооперацию, и таким образом обеспечить большую экономическую устойчивость и меньшую вероятность наступления кризисной ситуации больших систем.

При кооперации малого бизнеса с крупным выявлены следующие социальные преимущества:

формирование дополняющей налоговой базы пенсионных и муниципальных поступлений от аутсорсинговых и кооперационных бизнесов;

создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы и социальной напряженности с ростом доходов домохозяйств для решения их

социальных задач по образованию, здоровью, досугу;

формирование среднего класса как основы развития рыночных и общественных отношений для появления у наемных работников дополнительных стимулов собственников;

вовлечение населения в социальную и экономическую активность для роста за счет распределения прибыли доходов домохозяйств как собственников малого бизнеса.

Успешное развитие малого бизнеса становится важнейшим условием функционирования рыночной экономики. В ведущих рыночных экономиках мира на долю малого бизнеса приходится 50-70 % в общем объеме производства продукции, товаров, услуг. В России в 2007 году вклад малого бизнеса в ВВП составлял не более 13-15 %.

Считаем, что именно малый бизнес должен создавать стратегическую стабильность в деятельности крупных экономических систем. При этом используются механизмы хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса в форме аутсорсинга, а также структуры холдингового типа, возникающие на его основе.

Аутсорсинг считается наиболее перспективным направлением решения проблемы минимизации крупными предприятиями объема производственных операций, сопряженных с повышенными собственными издержками. Крупный бизнес заказывает "на стороне" у малых предприятий производство СМК либо выполнение определенных услуг и работ, исключая их производство своими структурными единицами.

Малые предприятия - субподрядчики крупных систем достигают высоких результатов за счет эффекта технологического пооперационного разделения труда и конкурентной борьбы за заказ. В порядке технического сотрудничества крупные заказчики, заинтересованные в субподряде, предоставляют победителям в конкурентной борьбе преференции. Необходим перевод на аутсорсинг вспомогательных, обслуживающих, ремонтных и иных производств, не связанных с основной деятельно стью.

Такая кооперация малого и крупного бизнеса ведет к образованию структур холдингового типа. Холдинг является наиболее эффективной формой организации предпринимательской деятельности многопродуктовых диверсифицированных биз-несов. Он позволяет сочетать гибкость и мобильность небольших дочерних юридически самостоятельных организаций и масштаб деятельности их объединений как крупных экономических систем.

Это обеспечивает жизнеспособность объединения диверсифицированных разнородных бизнесов в целом [1]. На наш взгляд, преимущества холдинговых объединений перед другими формами предпринимательских объединений заключаются:

в повышении устойчивости бизнеса с управлением рисками, обеспечении безопасности основных имущественных активов объединения. Рискованные операции могут быть перенесены в хозяйственную деятельность дочерних обществ;

в возможности централизации целого ряда функций и тем самым экономии управленческих затрат в транзакционных издержках;

в обеспечении единой структуры налогового и финансового планирования с развитием системы упрощенного налогообложения в технологической аутсорсинговой специализации бизнесов внутри холдинга.

Данный подход к развитию производства в регионах в условиях российской экономики с использованием кооперационных холдинговых связей между аутсорсинговыми бизнесами становится все более востребованным. Процессы диверсификации деятельности бывших промышленных гигантов распределительной экономики в соответствии с рыночными реалиями требуют глубокой интеграции между крупным, средним и малым бизнесом в организациях. В данном случае применение под-рядно-холдингового подхода к развитию бизнеса позволяет достичь расширенного развития малого и среднего предпринимательства, кооперированного с деятельностью крупных экономических систем.

При создании холдинговой структуры образуется конгломерат взаимосвязанных организаций малого и крупного бизнеса. Их распределенная взаимосвязь и взаимовлияние служат цели обеспечения экономической устойчивости систем бизнеса в целом.

Для устойчивых систем свободная составляющая решения уравнения динамики должна стремиться к нулю, т. е. затухать [4]. Устойчивая система должна иметь уменьшающуюся амплитуду колебания относительно точки устойчивости до достижения состояния равновесия. Уменьшение амплитуды колебания экономической системы достигается путем отвода экономической энергии колебания от системы. Отвод энергии позволяет осуществлять:

гибкость предпринимательской структуры. Гибкость обеспечивают нежесткие линии связи между составными частями системы в виде договоров аренды, договоров подряда, договоров о совместной деятельности (ДПТ);

распределенность системы в пространстве (конгломерат) и в видах деятельности (диверсификация). Распределенность является необходимым условием обеспечения устойчивости;

систему ограничителей, позволяющих предпринимательской структуре приходить в устойчивое состояние, погашая энергию. Это подразумевает создание неких барьеров трат для бизнеса, необходимых для того, чтобы деньги переходили в капитал организаций не резко, а распределенно по времени. Ограничители служат цели уменьшения экономической колеблемости.

Данными ограничителями, по нашему мнению, могут быть:

регулирование рынка со стороны государства и региональных органов власти на основе конкурсов на госзаказ. Он наиболее эффективен в отношении совершенного рынка и рынка монополистической конкуренции;

индивидуализация предложения на основе производства базового модуля изделия с последующей установкой дополнительных приложений под индивидуализированные потребности заказчика. Таким образом, траты покупателя, а значит и его вложения в капитал становятся распределенными во времени;

нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными инвестициями. Ориентация на инвестиции с коротким циклом (до 3 лет) в быстрооборачиваемые инвестиционные проекты позволит собственнику средств оперативно контролировать их вложение, сохранность и распределение;

организация технологических процессов крупных экономических систем за счет малого бизнеса. Оптимизация производственных процессов в системе "time to time" и выполнение поставленных задач обеспечиваются деятельностью победивших в конкурсах подрядных организаций малого бизнеса.

Для того чтобы представить уровень развития малого бизнеса на основе статистических данных, были рассмотрены некоторые аспекты развития малого бизнеса в Сибирском федеральном округе за 2000-2007 годы. Также был проведен анализ развития малого предпринимательства в Красноярском крае с использованием системы основных показателей их деятельности.

За 2000-2007 годы к малым предприятиям (либо субъектами малого предпринимательства) в соответствии с Федеральным законом N° 88-ФЗ от 14.06.1995 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"

относились коммерческие организации, средняя численность работников которых не превышала следующих предельных уровней [3]:

в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в оптовой торговле и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек;

для целей использования упрощенной системы налогообложения (УСН) - до 30 человек.

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N° 209-ФЗ, в соответствии с которым поменялись критерии отнесения организаций к субъектам малого бизнеса [2]. В соответствии с новыми требованиями к малым предприятиям относятся организации, где:

средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает ста человек. Также среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. У микропредприятий предельное значение выручки предусмотрено до 60 млн р., у малых предприятий - до 400 млн. р.

Статистические исследования деятельности малого бизнеса, начиная с 2008 года не учитывают деятельности микропредприятий, а также организаций, чья выручка превышает установленные для малого бизнеса лимиты. По вышеуказанным обстоятельствам не представляется возможным оценить динамику развития малого предпринимательства и сравнить результаты деятельности малых предприятий в 2007 и 2008 годах.

Данное исследование выявило тенденции развития малого бизнеса за период, предшествующий экономическому кризису, в 2000-2007 годах. Оно также заложило основу для последующего изучения динамики развития малого бизнеса.

Динамика численности субъектов малого предпринимательства в регионах Сибирского федерального округа (СФО) показана в табл. 1. При анализе данного показателя отмечается сокращение общего количества малых предприятий (по итогам 2001-2002 гг.) по ряду регионов (Крас-

Таблица 1

Количество субъектов малого бизнеса по регионам Сибирского федерального округа

Регион Общее количество субъектов малого бизнеса

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Красноярский край 13984 9188 8801 11098 11305 9819 10466 15879

Иркутская область 13802 13963 7909 8397 8999 9175 10440 11852

Томская область 6922 6911 6933 7400 7708 7651 9948 12970

Кемеровская область 11742 13918 13049 13505 14325 13934 15807 18214

Новосибирская область 23720 23736 23637 26701 25590 25510 25560 26914

Омская область 10962 10954 11003 10864 12460 14435 14182 14831

Забайкальский край 3124 3135 2512 2223 2415 2602 3016 4020

Алтайский край 12100 12312 12845 13150 15846 13671 14051 16184

Республика Алтай 1421 989 856 843 795 968 1038 1476

Республика Хакасия 1505 1515 1319 1243 1269 2140 2417 2379

Республика Тыва 710 682 655 647 716 800 766 748

Республика Бурятия 4111 4012 2912 2935 3284 3206 3565 4945

Сибирский Федеральный округ 104103 101315 92431 99006 104712 103911 111256 130412

По России в целом 879300 843000 882300 893000 953100 979300 1032800 1137378

ноярский край, Иркутская область, Читинская область, Республика Алтай, Республика Хакасия, Республика Тыва, Республика Бурятия).

Наиболее сильное снижение численности произошло в 2001 году. Это отмечается на примере Красноярского края и Иркутской области. Далее, начиная с 2003 года, демонстрируется стабильный прирост показателя по всем регионам. Считаем, что данный рост был вызван событиями, связанными со вступлением в силу законов так называемой первой волны дебюрократизации:

Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (вступил в силу 11.08.2001 г.);

Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (10.02.2002 г.);

Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (01.07.2002 г.).

Кроме данных законов, значительно снизивших административные барьеры для малого бизнеса, существенную роль в развитии малого бизнеса сыграло введение двух специальных режимов налогообложения: упрощенной системы налогообложения (УСН) и системы единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Стоит также отметить, что на рост количества малых предприятий в период после 2002 года существенное влияние оказывали и другие меры государственной политики. Среди них необходимо выделить следующие:

реформу земельно-имущественных отношений (либерализация рынка земли, предоставление права льготного выкупа земельных участков), существенно упростившую ведение бизнеса в сельском хозяйстве;

поправки в Таможенный кодекс Российской Федерации, облегчившие процедуру перемещения товаров через границу;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проект "Доступное и комфортное жильё", стимулировавший повышение численности малых предприятий в сфере строительных услуг.

Изменения показателей среднесписочной численности занятых в организациях малого бизнеса по регионам СФО (табл. 2) примерно соответствуют изменениям показателей общего количества малых предприятий по регионам. Рост численности работников малых предприятий в регионах СФО вызван исключительно ростом их количества. Об этом свидетельствует показатель среднесписочной численности занятых на предприятиях малого бизнеса.

Говоря в целом о развитии малого бизнеса по Сибирскому федеральному округу, необходимо отметить, что за период 2000-2007 годов общее количество субъектов малого предпринимательства

Таблица 2

Среднесписочная численность занятых в организациях малого бизнеса по регионам Сибирского федерального округа

Регион Среднесписочная численность занятых на предприятиях малого бизнеса, тыс. чел.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Красноярский край 135,3 103,7 81,2 94,6 97,4 90,5 106,4 124,1

Иркутская область 69,7 83,4 64,8 73,5 76,5 76,8 74,9 83,3

Томская область 26,3 37,8 51 59,3 66,1 60,8 71,6 81,1

Кемеровская область 93,3 102,7 108,1 106 107 108,5 126,1 137,3

Новосибирская область 124,9 118,3 113,8 143,2 133,6 126,2 136,1 141,9

Омская область 103,7 103,3 99,4 93,2 91,6 90,2 90,4 95,3

Читинская область 35,3 26,8 28,6 17,7 19 21,1 24,7 31,6

Алтайский край 85,5 84,5 87,3 93,2 101,6 109,5 128,4 133,0

Республика Алтай 10,4 7,7 7 6,9 7 7,6 8,1 8,9

Республика Хакасия 31,7 23,9 25,2 23 23,5 27,7 32,3 34,4

Республика Тыва 3,4 2,4 2,2 2,8 3 3,7 4,2 4,5

Республика Бурятия 22,1 18,3 17,4 20,4 23,6 24,6 27,8 31,2

Сибирский федеральный округ 741,6 712,8 686 733,8 749,9 747,2 831 906,5

По России в целом 6596,8 6483,5 7220,3 7433,1 7815,1 7906,8 8567 9239

Таблица 3

Показатель суммы государственной поддержки на один субъект малого предпринимательства по регионам Сибирского федерального округа

Регион Сумма государственной поддержки на один субъект малого предпринимательства в регионе, тыс. руб.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Красноярский край 0,51 1,00 0,75 1,19 2,23 4,75 8,62 4,60

Иркутская область 0,85 0,29 1,89 0,17 0,53 3,17 4,47 1,33

Томская область 2,38 6,48 7,08 10,09 6,55 6,08 4,21 17,53

Кемеровская область 1,63 1,59 4,10 6,46 6,68 2,15 6,93 6,37

Новосибирская область 0,36 0,76 0,95 0,90 0,89 1,02 1,29 2,43

Омская область 0,18 0,18 0,18 0,23 0,24 2,30 3,51 4,05

Читинская область 2,31 8,13 13,81 14,66 31,68 9,72 14,26 11,78

Алтайский край 0,06 0,11 0,81 2,50 0,63 1,46 1,67 1,64

Республика Алтай 11,19 6,47 10,40 6,76 30,91 5,27 15,22 27,44

Республика Хакасия 1,05 0,33 0,26 0,36 0,66 0,68 2,97 3,78

Республика Тыва 0,99 9,06 4,11 3,09 26,54 23,75 52,22 30,35

Республика Бурятия 0,64 4,34 5,71 1,45 1,37 1,67 3,80 12,94

По России в целом 0,10 0,17 0,07 0,78 3,15 1,53 2,90 3,52

в этом округе возросло на 25 % (со 104103 в 2000 до 130412 в 2007 году). Отмечается отставание СФО от общероссийской тенденции (за период 2000-2006 гг. по России в целом рост количества малых предприятий составил 29 %).

Снижение количества малых предприятий в целом по СФО происходило в 2001-2002 годах

(снижение на 10,5 % к уровню 2000 года) и в 2005 году (снижение на 1,2 % к уровню 2004 года). Оно в 2001 году в основном было обусловлено снижением показателя в Красноярском крае на 34,3 %. Снижение количества малых предприятий по СФО в 2002 году определялось продолжающимся снижением показателя в Красноярском крае на 4,1 %

из-за резкого снижения показателя в Иркутской области на 24 % и уменьшения показателя по Кемеровской области на 6,2 %.

В период 2003-2006 годов отмечается рост числа малых предприятий по СФО на 20 % к уровню 2002 года. Это определялось существенным изменением показателя в Красноярском крае на 19 %, в Иркутской области на 32 %, в Томской области на 43 %, в Кемеровской области на 21 % и в Новосибирской области на 8 %. Таким образом, можно сделать вывод о том, что указанный период стал периодом стабильного, устойчивого роста количества малых предприятий в основных регионах Сибирского федерального округа.

По итогам 2007 года рост числа малых предприятий по СФО в целом составил 17 %, в то время как в целом по России за этот период количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 10,1 %.

Малый бизнес Красноярского края за последние восемь лет (2000-2007 гг.) получил значительное развитие (табл. 4).

По итогам 2007 года на территории Красноярского края действовало 15879 малых предприятий. По сравнению с 2006 годом рост количества малых предприятий в крае за год составил 51,7 %. Доля региона в процентах к общему количеству субъектов малого бизнеса в СФО по итогам 2007 года возросла с 9,4 до 12,18 %. Развитие малого предпринимательства в Красноярском крае в 2007 году по темпам развития приближается к лидерам СФО - Иркутской, Томской и Кемеровской областям.

Анализ распределения числа субъектов малого бизнеса по видам экономической деятельности в СФО позволяет выявить преобладание малых предприятий, занимающихся оптовой и роз -ничной торговлей. Основная доля организаций малого бизнеса сосредоточена в торговле (48,7 %), строительстве (13 %), недвижимости (13 %) и обрабатывающих производствах (10 %). В целом ситуация по региону схожа с ситуацией по СФО. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что наиболее привлекательной для малого бизнеса Красноярского края по-прежнему остается непроизводственная сфера. Прежде всего выделяются оптовая и розничная торговля и предоставление услуг.

Анализируя государственную поддержку программ малого предпринимательства и ее динамику в Красноярском крае за 2000-2006 годы, можно отметить значительный рост государственной поддержки программ малого бизнеса в регионе.

Для создания системы мер, обеспечивающих условия роста малого предпринимательства в 2007 году продолжилась реализация краевой целевой программы "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Красноярском крае" на 2006-2007 гг.". Сумма государственной региональной поддержки программ малого бизнеса в Красноярском крае в 2007 году составила 73,1 млн руб.

Показатель суммы государственной поддержки на один субъект малого бизнеса в регионе в 2007 году равен 4,6 тыс. р., что в 9 раз больше, чем в 2000 году. Однако обозначилась тенденция к снижению показателя по сравнению с 2006 годом. Отмечается снижение в 2 раза. Это вызвано как сокращением суммы поддержки в 2007 году, так и общим ростом числа малых предприятий в регионе.

Численность работников малых предприятий (среднесписочного состава). В Красноярском крае по итогам 2007 года в малом бизнесе в регионе занято 124,1 тыс. чел. Отмечается рост данного показателя на 16 % к 2006 году. Доля работающих в малом бизнесе в общем количестве занятых в экономике края составила 10,8 %, что в целом соответствует уровням по СФО и России в целом.

Среднемесячная заработная плата одного работника малого бизнеса увеличилась по сравнению с 2006 годом на 25,9 % и составила 7907,2 р., что существенно ниже, чем среднемесячная зарплата по региону в целом.

Оборот малого бизнеса Красноярского края от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2007 году составила 158 млрд р. (см. табл. 4). Прирост показателя к уровню 2006 года равен 13 %, что отстает от аналогичного показателя по СФО на 10 %.

На 70,6 % выручка сформирована торговыми организациями, на 9,6 % - промышленностью, на 7,2 - строительством, на 1,2 % - сельским хозяйством.

Объем отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства увеличился на 33,6 % в действующих ценах и составил 46 млрд р.

Инвестиции в основные средства. В 2007 году на развитие малого бизнеса региона было проинвестировано на сумму 4508 млн. р. (темп роста в сравнении с 2006 годом составил 130,5 %). Основная доля инвестиций малых предприятий направлялась в строительство (67,5 %), недвижимость (22,2 %) и торговлю (6,5 %).

Малый бизнес Красноярского края (2000-2007 гг.)

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Численность работников субъектов малого бизнеса, Красноярский край, чел. 135300 103700 81200 94600 86644 90543 106420 124100

СФО, чел. 752300 712900 686000 733900 739500 747362 831049 906500

Выручка субъектов малого бизнеса, Красноярский край, млн руб. 23592 36607 49934 60302 74673 89384 139812 158000

СФО 278530 346574 453820 628620 685310 775428 1164959 1437080

Выработка субъектов малого бизнеса Красноярский край, тыс. руб./чел. 174,4 353,0 615,0 637,4 861,8 987,2 1313,8 1273

СФО 370,2 486,1 661,5 856,5 926,7 1037,6 1401,8 1585

Инвестиции малого бизнеса в основные средства, млн руб. 945,7 1058,1 936,2 918,2 1200 2345,4 3318,9 4508

СФО 3484 5154 5101 7552 14246 14616 27241 45 369

Россия 29800 43500 49700 59700 104212 120469 165674 259 074

Инвестиции в основные средства на один субъект малого бизнеса Красноярский край тыс. руб. 67,63 115,16 106,37 82,74 106,15 238,89 317,12 0,28

СФО 33,57 51,16 54,93 76,37 135,50 140,66 244,85 0,35

Россия 33,89 51,60 56,33 66,85 109,34 123,02 160,41 0,23

Фондоотдача инвестиций в основные средства, руб./руб. Красноярский край 24,94 34,59 53,33 65,67 62,22 38,10 42,12 35,04

СФО 79,92 67,24 88,95 83,23 48,10 53,05 42,76 31,67

Выработка в субъектах малого бизнеса Красноярского края в 2007 году определяется суммой в 1273 тыс. р./чел., что ниже уровня 2006 года (1313,8 тыс. р./чел.). По данному показателю Красноярский край в течение всего периода 2000-2007 годов уступал уровню СФО.

Сравнительный анализ сумм инвестиций в основной капитал субъектов малого бизнеса на одно предприятие по Красноярскому краю, Сибирскому федеральному округу и России в целом по итогам 2000-2007 годов показывает существенное увеличение данного показателя по региону. В 2005-2007 годах повсеместно отмечается его резкий рост. По итогам 2007 года в среднем одной организацией малого бизнеса Красноярского края было вложено 283,93 тыс. р. в основной капитал. Отмечается снижение данного показателя по сравнению с предыдущим годом на 11 %.

Сравнительный анализ фондоотдачи инвестиций в основной капитал субъектов малого бизнеса по Красноярскому краю и Сибирскому федеральному округу по итогам 2000-2007 годов показывает, что практически за весь анализируемый период этот показатель по краю значительно уступали таковому по СФО. По итогам 2007 года рост показателя по региону составил 40 % к уровню 2000 года. Отмечается уменьшение показателя за 2007 год на 16,8 % по сравнению с 2006 годом.

Малый бизнес в Красноярском крае в большинстве своем не идет по пути инновационного развития с использованием методов кооперации их деятельности со средним и крупным бизнесом. Вызывает беспокойство также тот факт, что предприниматели продолжают все больше склоняться к развитию сфер торговли и услуг и признанию вторичности развития материального производства. Торговые предприятия составляют практически половину от общего количества предприятий малого бизнеса, и эта доля продолжает увеличиваться. Ими получено более 70 % выручки малого бизнеса в 2007 году. Распределение организаций малого бизнеса по видам экономической деятельности в 2000-2007 годах в регионе показывает "перекос" в сторону преобладания торговой сферы услуг.

В 2000-2007 годах выработка в субъектах малого бизнеса в регионе значительно уступала уровню СФО в целом. К тому же по итогам 2007 года данный показатель снизился, что показывает падение эффективности использования малым бизнесом трудовых ресурсов.

В 2000-2007 годах показатель фондоотдачи инвестиций в основной капитал малого бизнеса Красноярского края практически за весь рассматриваемый период значительно уступал аналогичному показателю по СФО. По итогам 2007 года отмечается снижение данного показателя, что говорит о падении эффективности использования малым бизнесом основных производственных фондов.

Не последнюю роль в сложившейся ситуации играла позиция бывшей администрации региона. Она не уделяла должного внимания развитию малого бизнеса в Красноярском крае, направляя свои интересы на организации холдингового типа ОАО "РусАЛ" и РАО "Норильский никель" (крупнейших налогоплательщиков в региональный бюджет).

В регионе слаба политика развития организаций малого бизнеса. Региональные приоритеты в малом бизнесе Красноярского края значительно уменьшили свой промышленно-инновационный потенциал. Его микроэкономический уровень приобрел энергосырьевой характер - добывающей стадии без глубокой переработки. Не вводятся необходимые объемы модернизации перерабатывающих производств с применением новых технологий для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.

В Красноярском крае необходимо создание условий для развития систем малого бизнеса через использование системы аутсорсинга вспомогательных, обслуживающих и инфраструктурных бизнесов при крупных производственных объединениях региона.

Установлено, что в России вклад малого бизнеса в производственную деятельность крупных предприятий пока невелик. Наши исследования [5] показали, что возможность включения малого бизнеса в производственный цикл и в сферу обслуживания нужд крупного производства для роста устойчивости экономических систем зависит:

от наличия в регионе достаточного количества малых предприятий, способных обеспечивать нужды большого бизнеса, выполнять субпоставки и субподряды;

от формирования заинтересованности в таком взаимодействии у менеджеров крупных и малых предприятий, в том числе с помощью целенаправленной государственной политики поддержки развития малого аутсорсингового бизнеса;

от возможности опереться на законодательно-нормативную базу, создающую правовые рамки таких взаимоотношений;

от достаточного уровня подготовки управленческих кадров при их переобучении, наличия в союзах промышленников и предпринимателей и союзах товаропроизводителей и предпринимателей в регионах СФО опыта управления системой производственных связей между крупными и малыми предприятиями в холдингах, построенной на началах специализации и кооперирования;

от общего состояния экономики, включая тенденцию к развитию инновационных производств при проведении своевременной диверсификации предприятий.

Если процесс развития малого бизнеса будет протекать стихийно, без участия государства в формировании кооперированных объединений, то уровень развития малого предпринимательства не позволит решать задачи обеспечения устойчивости экономики страны в целом через стабильную прибыльную деятельность в крупных диверсифицированных системах.

Необходимо расширенное участие государства в формировании кооперированных систем на основе госкорпораций и организаций холдингового типа. Необходимо перманентное понуждение собственников бизнеса к кооперации с малым предпринимательством и переводу на аутсорсинг производителей СМК и учреждений вспомогательных организаций. Необходима ориентация в период кризиса и рецессии на короткоцикловые инвестиции с быстрым возвратом вложенных

средств и возможностью контроля за их использованием.

Таким образом, успешное развитие малого бизнеса гарантирует кризисную безопасность кооперированного с ним крупного бизнеса, особенно в сфере производства и инновационной деятельности. Оно может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и координации со стороны федеральных и региональных управленческих структур на основе законодательного регулирования.

Главные усилия по формированию социально-экономических условий для ведения инновационного аутсорсингового малого бизнеса должны предприниматься на государственном уровне и на уровне регионов. Развитие малого бизнеса - это вложение в будущее благополучие регионов для роста доходов домохозяйств и появления класса работников-предпринимателей через аутсорсинг собственников инновационных и инфраструктурных бизнесов.

Малое предпринимательство рассматривается как необходимость, обеспечивающая экономическую устойчивость систем бизнеса и их переход к различным системам инвестирования в капитал. В этом случае государство должно подталкивать бизнес к созданию многоуровневой системы инвестиций через создание многоуровневой системы предпринимательства, в том числе на основе государственно-частного партнерства с образованием партнерских технологических сетей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шиткина И. Правовое регулирование организации и и деятельности холдинга как формы предпринимательского объединения // http://www.privlaw. m/Avtoreferat_SЫtkma.doc

2. Федеральный закон от 24.07.2007 г № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

3. Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предприниматель-

ства в Российской Федерации"

4. Ляпунов А.М. Общая задача об устойчивости движения. М.: Гос. изд-во техн.-теорет. лит., 1950. 472 с.

5. Гордеев C.C., Коваль О.С., Крюков А.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие малого предпринимательства в основных регионах Сибирского федерального округа // Экономика и эффективность организации производства: Сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-техн. конф. N° 9. Брянск: БГИТА, 2008. 275 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.