Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КИНОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КИНОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кинотерапия / психолог / консультирование / терапия / кино / film therapy / psychologist / counseling / therapy / cinema

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосинцев Даниил Дмитриевич, Джембек Юлия Игоревна, Ефремова Анастасия Владимировна

Данная статья представляет собой краткий, но достаточный для понимания анализ ситуации развития кинотерапии в отечественной и зарубежной практике. Статья о том, есть ли место для кинотерапии в деятельности психолога в качестве инструмента для взаимодействия с клиентом? Статья предназначена для психологов, желающих узнать о пользе кино в практике консультирования и терапии. Учитывая доступность кино для многих в современном мире, изучение этой формы медиа является ключом к поиску альтернатив для работы с клиентом. Из-за постоянно меняющихся средств массовой информации и онлайн-доступа ко многим фильмам этот инструмент может оказать помощь за пределами терапевтической среды и может привести людей к их собственному комфорту дома, на работе или в обществе. Кинотерапия зарекомендовала себя как стремительно развивающийся метод качественной оценки и трансформации ценностно-смысловой сферы личности. Для широкого распространения этого перспективного метода необходимо расширить область изученности механизмов психологического воздействия кинотерапии. Статья призвана ответить на сформулированные вопросы и актуализировать накопленные знания в области кинотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосинцев Даниил Дмитриевич, Джембек Юлия Игоревна, Ефремова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is a brief, but sufficient for understanding analysis of the development of film therapy in domestic and foreign practice. An article about whether there is a place for film therapy in the work of a psychologist as a tool for interacting with a client? The article is intended for psychologists who want to learn about the benefits of cinema in the practice of counseling and therapy. Given the accessibility of cinema to many in today's world, learning about this form of media is key to finding alternatives for working with a client. Due to the ever-changing media and online access to many movies, this tool can provide help outside of the therapeutic environment and can lead people to their own comfort at home, work, or community. Film therapy has established itself as a rapidly developing method of qualitative assessment and transformation of the value-semantic sphere of the individual. For the wide dissemination of this promising method, it is necessary to expand the area of study of the mechanisms of the psychological impact of film therapy. The article is intended to answer the formulated questions and update the accumulated knowledge in the field of film therapy.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КИНОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

Основные задачи, которые реализует волонтерское движение:

• разработка и реализация волонтёрских программ;

• широкое информирование общественности о волонтёрской деятельности, продвижение ценностей и идеалов волонтёрского движения среди студентов университета и жителей региона;

• профессиональнаяподготовкаволонтёров к организации и проведению мероприятий различенного уровня и разной направленности с использованием уникальных методик и образовательных программ;

• выстраивание индивидуальной траектории развития каждого волонтёра через занятия социально значимой, социально полезной деятельностью и участие образовательных программах.

В университете ведется слаженная системная работа добровольческого волонтерского движения «Волонтерымедики». Это направление начало свою деятельность в 2020года. За период работы коллектива в образовательном учреждении сложились добрые традиции, переходящие из года в год. Педагогическим коллективом ведется систематическая работа по сохранению и развитию лучших традиций. Действующее движение называется «Волонтерымедики», которое несет в себе сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку, что является основополагающим в будущей профессии.

Волонтерское движение, сопровождающее образовательный процесс вуза, позволяет формировать мировоззрение студента, социальной активности, опыта совместной деятельности. На современном этапе, общество предъявляет новые требования к молодым специалистам - это высокая профессиональная квалификация, компетентность в своей специальности которая сочетается с социальной ответственностью и активностью, духовно-нравственные ценности, что и определяет основные формы организации волонтерского движения на сегодняшний день.

Выводы. Добровольческая деятельность зародилась довольно давно. Сегодня она принимает современные формы, в том числе выступает важным социальным институтом. Волонтерство сегодня - это мощное общественное международное движение, получившее широкое распространение по всей России.

Таким образом, студенческое волонтерство можно рассматривать в качестве важнейшего фактора, ускоряющего процесс самореализации личности студента, а также в качестве одного из компонентов успешного формирования профессионально важных качеств. Принимая участие в работе волонтерских отрядов, студенты могут получать опыт деятельности, необходимый для будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Пищита, А.Н. Эволюция правового регулирования здравоохранения в России / А.Н. Пищита, Н.Г. Гончаров. - М.: ЦКБ РАН, 2007. - 76 с.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.redcross.ru (дата обращения: 28.09.2019).

3. История военной медицины России, XIX - начало XX в.Т. 3 / A.A. Будко [и др.]. - СПб.: ВМедА, 2006. - 688 с.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cafonline.org/aboutus/publications/2018-publications/caf-world-giving-index-2018 (дата обращения: 28.08.2023)

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/- acts/bank/42800 (дата обращения: 28.08.2023)

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬИрз://волонтеры-медики.рф (дата обращения: 28.08.2023)

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/events/47081/ (дата обращения: 28.08.2023)

Психология

УДК 159.98

студент Мосиицев Даниил Дмитриевич

Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Джембек Юлия Игоревна

Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Ефремова Анастасия Владимировна

Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КИНОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Аннотация. Данная статья представляет собой краткий, но достаточный для понимания анализ ситуации развития кинотерапии в отечественной и зарубежной практике. Статья о том, есть ли место для кинотерапии в деятельности психолога в качестве инструмента для взаимодействия с клиентом? Статья предназначена для психологов, желающих узнать о пользе кино в практике консультирования и терапии. Учитывая доступность кино для многих в современном мире, изучение этой формы медиа является ключом к поиску альтернатив для работы с клиентом. Из-за постоянно меняющихся средств массовой информации и онлайн-доступа ко многим фильмам этот инструмент может оказать помощь за пределами терапевтической среды и может привести людей к их собственному комфорту дома, на работе или в обществе. Кинотерапия зарекомендовала себя как стремительно развивающийся метод качественной оценки и трансформации ценностно-смысловой сферы личности. Для широкого распространения этого перспективного метода необходимо расширить область изученности механизмов психологического воздействия кинотерапии. Статья призвана ответить на сформулированные вопросы и актуализировать накопленные знания в области кинотерапии.

Ключевые слова: кинотерапия, психолог, консультирование, терапия, кино.

Annotation. This article is a brief, but sufficient for understanding analysis of the development of film therapy in domestic and foreign practice. An article about whether there is a place for film therapy in the work of a psychologist as a tool for interacting with a client? The article is intended for psychologists who want to learn about the benefits of cinema in the practice of counseling and therapy. Given the accessibility of cinema to many in today's world, learning about this form of media is key to finding alternatives for working with a client. Due to the ever-changing media and online access to many movies, this tool can provide help outside of the therapeutic environment and can lead people to their own comfort at home, work, or community. Film therapy has established itself as a rapidly developing method of qualitative assessment and transformation of the value-semantic sphere of the individual. For the wide dissemination of this promising method, it is necessary to expand the area of study of the mechanisms of the psychological impact of film therapy. The article is intended to answer the formulated questions and update the accumulated knowledge in the field of film therapy.

Key words: film therapy, psychologist, counseling, therapy, cinema.

Введение. Кино - основная форма экранной культуры. На протяжении всей истории своего развития кино привлекало многих своей неповторимой манерой выражения и передачи смысловых образов, благодаря чему оно занимало важное место в области изобразительного искусства. Такую роль кино занимает в жизни человека, благодаря значительным усилиям и труду, величайших режиссеров с разных точек мира. Одним из таких режиссёров Мартином Скорсезе была сказана фраза: «Фильмы трогают наши сердца, пробуждают наше видение и заставляют нас смотреть на вещи по-другому. Они отвезут нас в другое место. Они открывают двери наших сердец. Кино - это воспоминания о нашей жизни. Мы должны сохранить их». Хоть Мартин Скорсезе не известен как психолог или психотерапевт, его страсть к кино заставила его поверить в то, что фильмы могут способствовать изменению внутри себя, не забывая, кем мы являемся. Использование кино в психологической практике не находит большого отклика сегодня. Это исследование будет направлено на то, чтобы подчеркнуть важность кинотерапии. Психолог посредством использования фильмов и телевизионных передач может открыть диалог с клиентом. Идея состоит в том, чтобы использовать кинотерапию как средство помощи при психологических проблемах и как метод по улучшению понимания своих проблем с помощью фильмов.

Просмотр фильмов, будь то по телевидению или в кинотеатрах, - занятие, присущее почти всем гражданам нашей страны. Найти кого-то, кто не имел большого опыта в кино, было бы трудно. Исследование, проведенное ВЦИОМ и Wanta Group в 2019 году, показало, что 50% россиян хотя бы раз смотрели фильм в кинотеатре за последние два-три года. В городах-миллионниках таких людей гораздо больше, чем в российских регионах. Самые частые кинозрители - люди 25-34 лет.Молодые люди особенно много времени проводят за просмотром телевизионных шоу или походами в кино. Психолог может использовать эту привычку в своей практике, чтобы помочь клиентам развить большее самосознание. Кинотерапия -это техника, помогающая консультируемым взглянуть на себя, свои чувства, обстоятельства и окружающий мир по-новому. Кинотерапия - это может быть еще одна стратегия консультирования.

Изложение основного материала статьи. Отечественные и зарубежные практикующие психологи интересовались вопросами применения кинематографа в своей практике ещё в 20-е годы прошлого столетия. Советскими психологами H.H. Жинкиным, О.И. Никифоровой, Б.М. Тепловым в период с 1920-х до 30-х годов был проведен ряд исследований влияния кинематографа на детей. А уже к середине 70-х годов развитие игрового кино достигло такого уровня, что пользовалось особым интересом и перешло на поле социальных и психологических наук. К этому времени было уже достаточно проведено исследований в сфере кинематографа, чтобы ряд именитых на тот момент зарубежных психологов начали уделять внимание содержанию фильмов для последующего использования в психологической практике. Начали развиваться новые методы и приемы монтажа, позволяющие реализовать некоторые цели консультирования. Также нельзя было отвергать тот факт, что этические и нравственные проблемы, показанные в кино, заслуживают отдельного внимания через призму новых теоретических обоснований особого влияния кино на мировоззрение подрастающего поколения [4, С. 25].

В середине XX века кинематограф заинтересовал людей разного пола, возраста и социального статуса. Просмотр фильмов стал наиболее популярным и удобным видом культурно-досуговой деятельности. В это время большое количество ученых-социологов, психологов и педагогов стали обращать внимание на вероятность включения кинопросмотра в практику с целью воспитания и развития личности человека, формирования благоприятных мировоззренческих установок, в частности, труд Л.С. Выготского «Психология искусства», а научная проработка его учеником - A.B. Запорожцем -проблемы моральной оценки детей дошкольного возраста наблюдаемого на экране. Ряд таких исследований способствовали формированию нового метода в арт-терапии - кинотерапия.

Первой книгой по кинотерапии следует считать «Кинотерапия» (1972) А. Менегетти, итальянского психолога, художника, основателя онтологической школы. Позже он назвал свой подход «синематологией», который описал как аспект своего подхода к онтологической психологии. По мнению А. Менегетти, «Цель синематографии — не преподавать или критически анализировать творчество режиссера, а использовать кино для анализа человека, переживающего эти образы: зритель эмоционально и точно участвует в тех вещах, которые его идентифицируют» [3, С. 9].

Американский психолог Г. Соломон дополнил метод кинотерапии ссылаясь на особенности изменений личности как целостной структуры под влиянием кинематографа. Подчеркивая исцеляющее свойство фильмов, он назвал их «исцеляющими инструментами», а процесс такого рода терапевтического сеанса - «исцеляющее путешествие» [5, С. 233]. Основанием для умозаключений Г. Соломона послужил его собственный опыт в борьбе с алкогольной зависимостью с помощью просмотра фильмов в целях психотерапевтической практики. Своеобразная интеграционная форма арт-терапии «Кинойога» была предложена Т. Спарксом. Его подход к просмотру фильма, основывался на духовных практиках, особом способе переживания собственных чувств и обращение к своему внутреннему миру с помощью кино. Для этого, по мнению автора, достаточно сделать всего две вещи: первое - обратить внимание на чувства, которые возникают во время просмотра; второе - позволить им преобразить вас [5, С. 265].

Первые отечественные исследования в области кинотерапии были разработаны российским психологом-практиком и ученым С. Красиным. Он заложил основу для интеграции кинотерапии в учебные заведения. Основой методики стала разработка конкретного плана действий психолога для эффективной работы с участниками кружка. Психолог не только стимулирует обсуждение фильма, но и создает условия, в которых клиент приобретает соответствующие знания, значимые переживания, испытывает эмоции и развивает необходимые навыки и умения. Все это С. Красин успешно воплотил методом «Режиссируемая фильмотерапия». Режиссируемая фильмотерапия стала важной частью терапевтического процесса. На их основе появились разработанные методики, приемы и советы для работы со взрослыми и детьми:

- прием децентрации, позволяющий рассматривать проблемные ситуации как открывающие новые возможности и перспективы, изучающие варианты решения сложных проблем и выбора поведения;

- прием реконструкции нарушенных межличностных отношений, основанный на принятии норм общения, диалоге, сопереживании, сострадании к другим и себе, терпимости и принятии других такими, какие они есть, преодолении старых обид, проявлении открытости любви;

- переосмысление жизненных целей и постановка новых целей, основанные на жестких убеждениях, ограничивающих свободу выбора. Определите, что действительно важно для клиента, и отвергните ложные установки. Развивайте способность рассматривать воспринимаемые препятствия как возможности для роста;

- содействовать самопознанию и самооценке, приобретая способность видеть себя в новом свете, принимать себя, открывать в себе что-то новое;

- осознайте переход чувств клиента от тревоги, страха и депрессии к надежде, радости и вдохновению;

- пройдите обучение по осознанию неэффективного ролевого поведения, рекомендации по конструктивным образцам для подражания и соответствующему поведению;

- переживания утраты и неразрешенного горя, основанные на кристаллизации позитивного опыта и примирении со смертью и прошлым [3, С. 14].

Фильмы или программы, которые консультируемые выбирают сами или вместе с психологом, могут помочь сосредоточиться на конкретных проблемах в несколько свободной форме. Исследование оснований, на которых человек выбирает определенные программы и фильмы, может быть поучительным. Этот выбор многое говорит о собственной системе ценностей, надеждах и устремлениях человека. Но что еще более важно, кинотерапия, обладает потенциалом для избавления от беспокойств у клиента и для облегчения понимания этих опасений. В ходе кинотерапии консультируемому представляется картина жизни главного героя, его или ее реакция на это является важным аспектом самосознания. Кинотерапия сама по себе не должна ограничиваться ситуациями, связанными с личностной адаптацией, она также может оказаться полезной при поиске работы и решении академических проблем. Многие фильмы представляют профессиональные альтернативы и могут быть стимулом для обсуждения других вопросов, связанных с жизнью.

В серию вопросов, ставших предметом обсуждения после просмотра фильма, вошли следующие темы:

- сенсорные, эмоциональные переживания, возникающие при просмотре фильма, наиболее интенсивные вначале, вызывающие тревогу, дискомфорт и кажущиеся несовместимыми с событиями, происходящими в фильме (например, смех в трагических сценах или гнев и печаль в позитивных ситуациях);

- наиболее значимые символы;

- отождествление себя с героем фильма, выяснение, с кем именно и почему;

- характеристики персонажей фильма, вызывающие восхищение или зависть;

- кто из героев фильма не понравился и почему;

- эпизоды, побуждающие сильные чувства и ответ на вопрос: «что происходило и что было сказано?»;

- какое влияние явил финал кинокартины;

- какой персонаж в фильме напоминает мне знакомого из прошлого или кого-то из настоящего;

- какой момент наиболее понравился в фильме;

- какой момент наименее понравился в фильме;

- эпизоды, побуждающие чувства отторжения, нежелание смотреть фильм;

- эпизоды, которые произвели наиболее сильное впечатление и запомнились;

- основная мораль фильма, его замысел, цель;

- ответ на вопрос «что именно вы хотите применить из фильма в своей жизни?».

Так же необходимо дополнить, что сеанс кинотерапии хоть и можно проводить с отдельными людьми, для консультанта может быть более практичным рассмотреть возможность использования этой стратегии в групповых ситуациях. Обмен мнениями между членами группы может повысить ценность опыта, привести к новым открытиям и помочь членам группы легче установить отношения с собой и другими. Групповой опыт дает консультанту возможность наблюдать, как консультируемые взаимодействуют с другими людьми, которые представляют разные точки зрения и имеют разное происхождение, когда они обсуждают свои чувства и отождествления с фильмом.

Существует ряд схожих подходов консультирования. Например, библиотерапия, которая дает возможность научиться лучше познавать себя, понимать человеческое поведение, находить интересы вне себя [6, С. 87]. Ролевая игра помогает консультируемым исследовать процессы идентификации реального окружения [2, С. 30]. Ведение дневника обеспечивает клиенту атмосферу для открытого и спонтанного выражения чувств. Он может написать то, что внутри. [1, С. 3]. Это все методы, которые психолог может использовать, чтобы лучше понять своего клиента, и которые консультируемый может использовать для развития дополнительного понимания. Кинотерапия преследует те же основные цели, что и эти подходы, но, имеет отличительную силу. Не все хорошо читают или легко пишут, некоторым трудно отыгрывать роли, но почти все ходят в кино или смотрят телевизор. Просмотр фильмов может быть еще одним средством терапевтического вмешательства.

Выводы. Вопросы, поднимаемые в современных фильмах, изображают множество социальных проблем. Они изображают такие вещи, как семейные разногласия, проблемы адаптации, альтернативный образ жизни, а также расовые и этнические проблемы. Современные фильмы могут помочь зрителям определить проблемы, которые могут возникнуть в их собственной жизни. Психологи могут использовать фильмы для обсуждения разных вопросов, облегчить ответы на возникающие вопросы и поощрять рассмотрение альтернативных ответов. Психолог может использовать фильм как средство исследования внутреннего мира клиента. Потребности, ценности, амбиции и цели могут быть идентифицированы, и консультируемые смогут обрести уверенность в себе, когда они ассоциируют себя с персонажами, ставят себя на место главного героя. Цель кинотерапии - стимулировать мысли, реакции и поведение, необходимые для того, чтобы консультируемые вели конструктивную жизнь. Становление и развитие кинотерапии как средства психологического консультирования имело ряд проблем, которые решались с течением времени. На сегодняшний день кинотерапия, как средство психологического консультирования является еще одним эффективным методом у практикующего психолога.

Литература:

1. Архипова, М.В. Психологические свойства и представления, связанные с практикой ведения личного дневника / М.В. Архипова // Вестник РХГА. - 2012. - №3. -С.3-11

2. Грецов, А.Г. Ролевые игры в психологических тренингах со старшеклассниками и студентами / А.Г. Грецов // Адаптивная физическая культура. -2006. -№1. - С. 30-31

3. Красин, С.А. Введение в режиссируемую фильмотерапию / С.А. Красин. - Харьков: ФЛП Рубашкин, 2018. - 84 с.

4. Лотман, Ю.М. Диалог с экраном / Ю.М. Лотман, Ю.Г. Цивьян. - Таллинн: Александра, 1994. - 214 с.

5. Менегетти, А. Кино, театр, бессознательное / А. Менегетти; перевод с итал. М.А. Родик. - Москва: ННБФ «Онтопсихология», 2004. - 399 с.

6. Санинский, В.И Возможности библиотерапии в диагностической и коррекционной работе / В.И. Санинский // Педагогика: традиции и инновации: материалы Международной научной конференции. - Челябинск: Два комсомольца, 2014.-С. 87-92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.