педагогика
Научная статья/ Original article
УДК 930.85
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-1-164
становление и развитие исторического образования в Коми государственном пединституте
Золотарев Олег васильевич
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье исследуется процесс становления исторического образования в Республике Коми. Он связан с деятельностью первого высшего учебного заведения в регионе — Коми пединститута, основанного в 1932 г. Именно институт осуществлял подготовку специалистов-историков для региона вплоть до создания Сыктывкарского университета. Автор рассматривает формирование и совершенствование структуры историко-филологического факультета института, констатирует высокий уровень профессиональной компетенции его преподавательского состава. Особое внимание уделяется деятельности деканов и заведующих кафедрами. Анализируется педагогическая, методическая и научная деятельность сотрудников.
Затрагиваются вопросы, связанные с негативным воздействием на становление подготовки историков репрессий, коснувшихся педагогов и ученых Коми пединститута в 1930-е гг.
© Золотарев О. В., 2022
Значительное место отводится работе вуза в трудные годы Великой Отечественной войны, влиянию преподавательского состава Карело-Финского университета, эвакуированного в Сыктывкар, на развитие исторического образования в Республике.
В первые послевоенные годы благодаря деятельности местных и центральных властей был сделан значительный шаг по укреплению материальной базы и обеспечению кадрами педагогов исторического отделения института. Это позволило к 1960 гг. наладить подготовку высококвалифицированных специалистов-историков для Коми республики. Однако экономическое развитие требовало дальнейшего совершенствования системы подготовки кадров. Это вызвало необходимость открытия в 1972 г. Сыктывкарского государственного университета. Исторический факультет был переведен из пединститута в университет, что знаменовало новый этап развития исторического образования в республике.
В работе, помимо анализа процесса развития исторического образования, обсуждается роль выпускников-историков пединститута в развитии школьной системы, науки, общественной жизни региона.
Статья основана на широком круге источников. В их числе законодательные акты, делопроизводственные документы, материалы периодической печати, воспоминания преподавателей и студентов.
Ключевые слова: историческое образование, Коми пединститут, высшая школа, материальная база, преподавательский состав, научная деятельность, подготовка кадров, выпускники
для цитирования: Золотарев О. В. Становление и развитие исторического образования в Коми государственном пединституте // Человек. Культура. Образование. 2022. № 1. С. 164—178. https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-1-164
Formation and Development of Historical Education in the Komi State Pedagogical Institute
oleg V. Zolotarev
Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the process of formation of historical education in the Komi Republic. It is connected with the activity of the first higher educational institution in the region — Komi Pedagogical Institute, founded in 1932. This very institute had been training historians for the region till creation of Syktyvkar University. The author examines formation and improvement of the structure of Historical and Philological Faculty, and states the high level of professional competence of its teaching staff. Particular attention is paid to the activities of deans and heads of its departments. Pedagogical, methodical and research activities of the staff are analyzed.
The article covers the issues connected with the negative influence of repressions of pedagogues and scientists from the Komi Pedagogical Institute in 1930-s on historians' education.
The significant place is given to the university work during the hard years of World War II and to the teaching staff of the Karelian-Finnish University, evacuated to Syktyvkar, for the development of history education in the Republic.
In the first post-war years, thanks to the activity of local and central authorities, a significant step was made to strengthen the material base and to provide teachers of the history department of the Institute. By 1960s, it had allowed training of the highly qualified specialists-historians for the Komi Republic. However, the economic development required further improvement of the training system. This caused the necessity of opening the Syktyvkar State University in 1972. The Faculty of History was transferred from the Pedagogical Institute to the University. This marked a new stage in the development of historical education in the Republic.
In addition to analyzing the process of development of historical education, the paper discusses the role of historians, graduates of the Pedagogical Institute, in the development of the school system, science, and public life of the region.
The article is based on a wide range of sources. These sources include legislative acts, records, periodicals, and recollections of teachers and students.
Keywords: history education, Komi Pedagogical Institute, higher school, material base, teaching staff, scientific activity, training, graduates
For citation: Zolotarev O. V. Formation and Development of Historical Education in the Komi State Pedagogical Institute. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie = Human. Culture. Education. 2022; 1:164—178 (In Russ.). https://doi. org/10.34130/2233-1277-2022-1-164
введение. Становление исторического образования в Республике Коми связано с деятельностью Коми пединститута, основанного в 1932 г. Существовавшее к тому времени педучилище, созданное в 1921 г. на базе Усть-Сысольской учительской семинарии (открыта в 1916 г.), и короткое время (в 1921—1923 гг.) осуществлявший свою работу Коми институт народного образования учителей истории не готовили. Во многом это объяснялось и тем обстоятельством, что такого предмета, как «история», в школьных учебных планах не было. Он заменялся различного рода обществоведческими дисциплинами. Однако в начале 1930-х гг. власти пришли к выводу о необходимости возвращения в школьную программу исторических курсов. Что и было закреплено в мае 1934 г. в совместном постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР». Им предусматривалось и восстановление исторических факультетов в университетах. Усиление внимания к
историческому образованию проходило в рамках «сталинской» реформы образования, предполагавшей меры по повышению квалификации работавших в школе педагогов. Это объясняло открытие в начале 1930-х гг. ряда педагогических вузов в регионах. Был среди них и Коми педагогический институт.
Возможно, именно ставка на патриотическое воспитание (а в его рамках и восстановление истории как школьной дисциплины] и делает понятным тот факт, что среди первых девяти кафедр, созданных в институте, была кафедра по историческим дисциплинам (истории Запада и народов СССР, истории и этнографии коми народа]. Первым ее заведующим был назначен Г. А. Старцев. Ему пришлось проделать значительную работу. Г. А. Старцев лично составлял многие учебные программы, подготовил учебное пособие по этнографии коми народа [1, с. 33, 43]. Перед войной заведующим кафедры стал Д. Н. Хонькин.
Методы исследования, теоретическая база. В данной работе автор руководствовался принципами историзма и научной объективности. В качестве основных методов исследования данной темы помимо традиционных для отечественной исторической науки сравнительно-исторического и хронологического методов использовались статистический метод, с помощью которого посредством обработки количественных данных можно прийти к выводам, способствующим решению поставленных задач. Большое значение имеет и историко-системный подход, позволяющий рассматривать становление высшего образования в Коми республике как составную часть развития высшей школы Советского Союза.
Результаты исследования и их обсуждение. Коми пединститут начал свою работу в период оформления советской системы высших учебных заведений. Поэтому на первых порах в институте не было факультетов. Вместо них функционировали отделения, руководство которыми осуществляла учебная часть. Наряду с отделениями работали и секции (группы одного курса по определенной специальности]. В КГПИ действовали четыре секции и три отделения. Среди секций была и обществоведческая.
В сентябре 1932 г. выходит постановление ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». Оно тре-
бовало разработки стабильных учебных планов и предусматривало создание факультетов. Они были введены с 1934/1935 учебного года. В Коми пединституте в январе 1935 г. их было образовано четыре. В том числе и исторический. Его деканат возглавил М. П. Богомолов. В 1934 г. при КГПИ был создан Учительский институт, готовивший учителей для 5—7-х классов. Он состоял из отделений, аналогичных факультетам пединститута. С 1937 г. функционировал заочный сектор КГПИ. В 1938 г. в его составе был и исторический факультет.
Начал формироваться и преподавательский коллектив историков. В их числе были В. М. Подоров, Д. Н. Хонькин, А. В. Вехова, Г. Г. Лукашевич, В. В. Мишанин.
Они быстро сумели организовать не только учебную, но и научную работу. В 1933 г. выходит двухтомный труд В. М. Подорова «Очерки по истории Коми (зырян и пермяков]». Фактически автор предпринял первую попытку обобщить имеющие сведения по истории коми народа. Несколько позднее было опубликовано и исследование Д. Н. Хонькина о волнениях ижемских крестьян в 1833—1938 гг.
К сожалению, институт не обошла волна репрессий 30-х гг., что задержало развитие исторического образования в регионе. Уже в 1935 г. в рамках идеологических чисток КГПИ был объявлен «гнездом троцкизма и национализма». Власти призывали сделать вывод из случившегося и «ликвидировать последствия вредительской работы троцкистско-зиновьевских и кулацко-националистических элементов» и «мобилизовать коллектив института на борьбу за высокое качество учебной и воспитательной работы» [2]. В 1937 г. в Коми пединституте, как и во многих других вузах страны, «выявили» вредительскую организацию. Ее главой был объявлен бывший руководитель института Д. И. Шулепов, деятельность вредителей, по мнению властей, наиболее ярко выявилась в подборе преподавательских кадров [3, с. 80].
Уволенных педагогов обвиняли в основном в пропаганде антимарксистских взглядов. Например, преподавателей истории укоряли в проведении установок школы М. Н. Покровского (уже заклейменной к тому времени как антимарксистской] и «антисоветской буржуазно-националистической практики», что выражалось в положительной характеристике «буржуазных националистов»
В. Лыткина и А. Сидорова, в «восхвалении притаившихся врагов народа» (здесь имелись в виду В. Савин и Н. Попов] [3, с. 80—81].
Конечно, все эти кампании поиска «врагов народа» не могли не сказаться на работе молодого вуза. Руководство первенца высшей школы Коми автономии в конце 1930-х гг. признавало, что институт «в смысле обеспечения преподавательскими кадрами» оказался «в исключительно тяжелом положении» [1, с. 194].
Увольнение из учебного заведения крупнейших на тот момент специалистов нанесло непоправимый вред научной и педагогической работе, затормозило развитие вуза.
Впрочем, несмотря на трудности, историческое образование в институте сделало первые шаги: начал формироваться коллектив квалифицированных преподавателей, первые выпускники института приступили к работе в школах, студентов отличала «жажда к знаниям», отсева среди учащихся практически не было [1, с. 290, 321].
Но становление Коми пединститута, как и исторического образования в республике, прервала Великая Отечественная война. Многие сотрудники и студенты (в том числе и историки] вуза ушли на фронт. Немалое их число было награждено орденами и медалями. Студент-заочник исторического факультета Н. Ф. Гущин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза [4, с. 114].
Военные трудности не могли не сказаться на работе института. Резко сократилось как количество студентов, так и преподавателей. Вместо четырех деканов осталось два. М. П. Богомолов одновременно выполнял должности руководителя исторического и литературного факультетов. Сложное время пережили как преподаватели, так и студенты. Учащиеся военных лет были вынуждены совмещать учебную и трудовую деятельность. Они были лишены зимних и летних каникул, будучи заняты сплавной и сельскохозяйственной работой. Как отмечают в воспоминаниях студенты, «учиться в годы войны было очень трудно: холодные аудитории, отсутствие учебно-письменных принадлежностей, учебников» [4, с. 67]. «И голод, и холод, и нищета до крайности, ни одеть, ни обуть нечего... Но жива была неодолимая жажда знаний» [5, с. 36]. Трудности «выдержали только благодаря нашим преподавателям», ведь «на факультете в отношениях с преподавателями, в студенческой дружбе в эти годы была атмосфера особой сердечности, удивитель-
ной теплоты, сочувствия, готовности помочь друг другу. Внешне суховатый, сдержанный М. П. Богомолов, декан факультета, принимал своих подопечных с любой проблемой... Все жили с ожиданием победы, надеждами своей судьбы» [4, с. 67, 77].
Значительную помощь в организации учебного процесса оказали в военные годы педагоги Карело-Финского университета, эвакуированного в Сыктывкар. На ряде факультетов сотрудники Карело-Финского университета стали основой преподавательского корпуса. Не забывали преподаватели вузов и науку. Научная работа велась сотрудниками университета и института в военные годы весьма активно. Ее тематика во многом также была обусловлена нуждами военного времени, необходимостью ускоренного развития европейского Севера страны. Благодаря ученым из Карелии в Коми АССР активизировались и исторические исследования. Так, преподаватель из университета Я. А. Балагуров занимался историей приписных крестьян и Кажимских железоделательных заводов (позднее именно по этой проблематике им был опубликован ряд статей, а позднее, уже после войны, защищена докторская диссертация). Карельские ученые подключились и к другим научным разработкам своих коллег из пединститута по вопросам хозяйственного развития Коми края за годы советской власти и тематике, связанной с участием коми народа в Великой Отечественной войне.
Но в 1944 г. университет возвратился в освобожденный Петрозаводск. Коми пединститут был лишен помощи квалифицированных коллег из Петрозаводска. Однако в конце войны из центра была направлена в Сыктывкар целая группа новых работников. Среди них студенты особо выделяют кандидата исторических наук К. Д. Петряева. Он был прекрасным лектором, «очень интересным, эмоциональным» [4, с. 95].
В военные годы преподаватели-историки активизировали воспитательную и патриотическую работу. С 1943 г. для студентов всех факультетов был введен курс «Великая Отечественная война Советского Союза». Каждую неделю проводились политинформации. Преподаватели вели пропагандистскую работу среди населения республики. Особенно активны были К. Д. Петряев, А. Ф. Вехо-ва, К. В. Сивков.
В первые послевоенные годы шло восстановление материально-технической базы вуза, постепенно нормализовалась и учебная ра-
бота института. Был проведен ремонт учебного корпуса и общежитий, существенно пополнен лабораторный и учебный инвентарь. Был вновь введен четырехлетний срок обучения.
Однако, несмотря на предпринимаемые властями усилия, учебных помещений для института все же не хватало. Студентам приходилось учиться в две смены [6, с. 103]. Культурно-бытовые условия студентов, как отмечал обком ВКП(б], находились «в неудовлетворительном состоянии» [7, с. 29].
Серьезные проблемы наблюдались и с преподавательским составом. Это в полной мере касалось и историков. Руководство института указывало, что «для решительного улучшения подготовки учителей для. школ республики необходимо в первую очередь укрепить кадрами» ряд кафедр. Среди прочих названа и кафедра истории — ей требовались один профессор и три доцента. Институт просил обком партии о ходатайстве перед ЦК ВКП(б] «об оказании содействия в получении профессоров и доцентов». Однако прогресса в решении кадровой проблемы почти не было. Дело в том, что в Сыктывкаре условия работы значительно отличались от тех, «которые может иметь специалист, работающий <...> в центре России: отдаленность от железной дороги, от научных центров, суровые климатические условия Севера» [7, с. 9, 59].
Между тем совершенствование образовательной системы, происходившее в послевоенные годы, сказалось на работе вуза. Так, курс на обязательное семилетнее образование и вследствие этого — постепенное увеличение ученического контингента в старших классах привели к ликвидации учительских институтов по всей стране. В 1954 г. был закрыт и Учительский институт в Сыктывкаре (в том числе и его историческое отделение]. Студенты второго курса данного института были переведены на факультеты пединститута.
Произошли перемены и в подготовке учителей. В сельских школах педагог не всегда мог получить полную нагрузку по своей специальности. Поэтому в 1956 г. были изменены профили подготовки учителей. В соответствии с приказом Министерства просвещения РСФСР КГПИ перешел к подготовке преподавателей широкого профиля. Эти перемены коснулись и исторического образования. На историко-филологическом факультете (объединившем исторический и филологический], среди прочих, осуществлялась подготовка по профилям: русский язык, литература и история.
Из-за небольшой численности контингента учащихся до 1956 г. на четыре факультета института было два декана. Историки А. В. Вехова и В. Г. Зыкин руководили факультетами историческим и литературы с соответствующими отделениями Учительского института. В 1951—1959 гг. деканом обоих факультетов был доцент А. А. Шеин. В 1959—1964 гг. историко-филологическим факультетом руководила Т. И. Беленкина, в 1964—1968 гг. — К. А. Гадельшин, в 1968—1970 гг. — В. П. Золотарев, затем вплоть до перевода историков в СГУ — В. Н. Семичев.
Происходили в этот период изменения и в структуре кафедр. Кафедры истории СССР и всеобщей истории несколько раз разъединялись и сливались.
В послевоенные годы большую роль в организации работы исторического факультета сыграл доцент К. Д. Петряев. Он возглавлял объединенную кафедру истории в 1944—1951 гг. и кафедру всеобщей истории до 1953 г. К. Д. Петряев читал лекции по ведущим предметам: истории Нового времени, истории международных отношений, дипломатии, вел спецсеминары. После его отъезда в 1953 г. в Одессу кафедру всеобщей истории возглавил доцент Н. И. Копычев. Кафедрой же истории СССР, которая была выделена в 1951 г. из объединенной кафедры истории, в 1951—1959 гг. руководила Т. И. Беленкина (защитившая в 1958 г. кандидатскую диссертацию]. Ее отличало «блестящее лекторское мастерство», «объективность и требовательность» [6, с. 239]. Выпускница МГУ внесла в организацию учебного процесса в институте «университетский дух» [7, с. 212, 366].
Постепенно исторический факультет пополнялся квалифицированными кадрами. В 1948 г. пришел работать в институт В. Г. Зыкин. Он был «всеобщим любимцем» студентов [6, с. 100], блестяще, с только ему присущим артистизмом читал лекции. «Когда он читает — зал молчит», — говорили студенты [7, с. 48]. В 1956 г. приехал в Сыктывкар обладавший большой эрудицией и опытом научной работы известный историк В. Ю. Гессен. Студенты тех лет отмечают, что он «не только очень интересно и с глубоким знанием предмета вел курс, но и прививал навыки научно-исследовательской работы». В своих лекциях «для исторических деятелей он находил такие человеческие характеристики, которые высвечивали живых людей на высоких постах или в ярких исторических событиях» [6, с. 103,
203]. В 1955—1956 гг. в связи с закрытием Коми областной партийной школы в институт перешли историки П. Е. Куклев (бывший в 1955—1958 гг. директором института] и А. Я. Зильберг (в 1959— 1969 гг. заведовавший кафедрой истории] — фронтовик, ученик известного германиста А. С. Ерусалимского, «интересный, душевный и принципиальный человек» [5, с. 131]. Об Александре Яковлевиче у студентов-историков осталось впечатление как «об очень добром и внимательном человеке». Его отличало «стремление к конкретизации», скрупулезность, точность документальной базы [6, с. 205, 241].
В 1960-е гг. прибыли по направлениям Минпроса РСФСР В. П. Золотарев, И. Б. Иловайский. В. П. Золотарев вел методику преподавания истории и «прилагал много усилий, чтобы студенты знакомились с практическим опытом учителей г. Сыктывкара. Он был хорошо знаком с ними, студенты посещали уроки учителей истории» [5, с. 144]. Участник Великой Отечественной войны И. Б. Иловайский читал лекции по истории СССР. «Его манера чтения лекций была очень сдержанной. Он был совершенно невозмутим при принятии зачетов и экзаменов, не проявлял открыто своих эмоций» [5, с. 143].
Обком КПСС направил в 1961 г. на работу в институт Ю. М. Рапопорта. Последний не только производил во время занятий впечатление «трибуна, оратора», его отличала «яркая, выразительная речь, образные сравнения, все это производило большое впечатление на студентов» [5, с. 144]. И он умел научить студентов «думать, аргументировать свою точку зрения. При этом он. не отступал от принятых в то время правильных с точки зрения марксизма-ленинизма позиций. но какой-то дух вольнодумства, самостоятельности и независимости мышления» ему удавалось студентам привить [6, с. 238].
В 1969 г. в институте стал работать доктор исторических наук Я. Н. Безносиков. Продолжали трудиться и ветераны кафедры истории: А. А. Старцев, Т. В. Ветошкин, А. Ф. Вехова, А. Н. Александров, В. И. Цивунин, А. Н. Иванов. В определенной степени способствовало совершенствованию учебного процесса и привлечение к работе со студентами ученых из Коми филиала АН СССР (Э. А. Савельевой, В. Н. Давыдова, И. И. Гуревича и др.].
Таким образом, на факультете сложился квалифицированный преподавательский коллектив, сотрудники которого «вышли» в основном из столичных научных школ. Это способствовало созда-
нию творческой атмосферы в ходе решения научных, педагогических и общественных вопросов [5, с. 131], а главное — становлению учебного процесса на должном уровне. Выпускникам тех лет запомнились лекции и семинарские занятия Т. И. Беленкиной, Л. Н. Же-ребцова, А. Я. Зильберга, М. А. Ташлыкова и других ученых. Они не только интересно вели занятия, но и оказывали студентам большую помощь в организации самостоятельной работы, с подбором учебной литературы, выполнением курсовых работ. Большое место уделялось проведению педагогической практики. Долгое время ей руководила (и одновременно вела курс по методике преподавания истории) П. С. Маркова. Студенты свидетельствуют, что «увлеченная своим предметом, она учила нас, как интереснее провести тот или иной урок, как заинтересовать учащихся, как «очеловечить» исторический процесс [6, с. 168—169] В 1968 г. выпускница историко-филологического факультета КГПИ П. С. Маркова, единственная из педагогов Коми республики, была удостоена звания «Герой социалистического труда».
Благодаря квалифицированному преподавательскому составу учебная деятельность получила значительное развитие. Преподаватели-историки разработали для студентов ряд новых курсов: по истории Коми АССР, по историографии СССР и всеобщей истории, «Введение в изучение истории», другие спецкурсы. На спецсеминарах студенты осваивали основы источниковедения, изучая архивные материалы по истории Коми края. Готовились методические пособия по семинарским и иным видам занятий. Организация учебного процесса в институте, как свидетельствуют студенты, была построена на строгой дисциплине [6, с. 202].
В эти годы историки вели и значительную научно-исследовательскую работу. Т. И. Беленкина и И. Б. Иловайский разрабатывали тему по развитию буржуазных отношений в государственной деревне Европейского Севера в первой половине XIX столетия. Научная деятельность была совмещена с методической помощью школе. Например, Т. И. Беленкина написала ряд работ по истории Коми края, в их числе и пособие для школ Коми АССР «Наш край в истории СССР», исследование «Из истории классовой борьбы коми народа». Признанием научных заслуг преподавателей пединститута является тот факт, что именно им в 1951 г. было поручено подгото-
вить материалы по истории Коми АССР статей Большой Советской энциклопедии [7, с. 127].
Организации учебного и научной деятельности способствовала и сравнительно удовлетворительная материально-техническая база факультета. Имелись в достаточном количестве учебно-наглядные пособия (исторические карты, альбомы, схемы и некоторые технические средства обучения]. Методический кабинет факультета располагал необходимой исторической литературой. Хотя, конечно, студентам ее все равно не хватало. Поэтому нередко на помощь им приходили преподаватели, снабжая учащихся книгами из собственных библиотек. Впрочем, студенты и преподаватели тех лет много времени проводили и в читальных залах республиканской библиотеки [5, с. 127, 143, 145].
Таким образом, несмотря на определенные сложности (трудные условия Севера, небольшой, удаленный от научных центров город, где порой отсутствовали возможности для научного роста и т. д.], вызывавшие текучесть кадров, преподавательский состав вуза, в том числе и историков, постепенно укреплялся. А учебная деятельность историко-филологического факультета (в том числе и по подготовке учителей-историков и обществоведов] — совершенствовалась.
Об авторитете историко-филологического факультета в республике красноречиво говорит высокий конкурс на историческое отделение пединститута: от четырех до восьми человек на место [6, с. 111, 202].
Продолжались в этот период и неизбежные структурные изменения. В 1963 г. институт по решению Министерства просвещения РСФСР вернулся к узкой специализации. На историко-филологическом факультете срок обучения был сокращен до четырех лет. Впрочем, это решение не означало возвращения к старому, к однопрофильной специализации. Историческое отделение готовило учителей истории и обществоведения. В конце 1960-х гг. на историко-филологический факультет ежегодно принималось 25 студентов-историков на очное и до 50 — на заочное отделение [7, с. 354, 411].
В начале 1970-х гг. школы Коми АССР (как и всей страны] начали переход от четырехлетнего к трехлетнему начальному образованию. Для старших классов устанавливались новые учебные планы
и программы, вводились факультативные занятия. Это вызвало необходимость улучшения качества подготовки учителей с высшим образованием. Эти соображения, а также интенсивное промышленное и культурное развитие республики и ряд других обстоятельств вызвали необходимость создания в Коми АССР собственного университета. В 1972 г. он был открыт. Подготовка историков была переведена в Сыктывкарский университет. В новый вуз в полном составе были переведены как преподавательские кадры, так и контингент студентов-историков [7, с. 547]. Этот знаменовало новую страницу в историческом образовании Республики Коми.
Что касается педагогического института, то историческую подготовку студенты-педагоги получали на кафедрах общественных наук, которые всегда играли значительную роль в жизни КГПИ.
Заключение. В целом можно утверждать, что историческая подготовка в Коми пединституте не только заложила основы собственно исторического образования в Республике Коми, подготовила базис для развития подготовки специалистов-историков в университете, но и в значительной степени содействовала становлению и развитию школьного исторического образования и исторической науки в республике. Среди выпускников-историков Коми пединститута много специалистов, которые внесли значительный вклад в развитие исторической науки, образования, республики в целом: д. и. н., профессор Я. Н. Безносиков, к. и. н. В. Н. Давыдов, к. и. н., доцент Л. А. Жданов, к. и. н. профессор Ю. М. Рапопорт, к. и. н. Л. Н. Жеребцов, к. и. н. Л. И. Сурина, д. и. н., В. И. Чупров, д. и. н. А. Н. Туруба-нов, к. и. н., доцент О. Е. Бондаренко, к. и. н., доцент Л. П. Кучеренко, к. и. н., доцент Т. М. Хорунжая, Герой Социалистического Труда, педагог П. С. Маркова, государственные и партийные деятели Л. Т. Россо-хин, А. Ф. Сюткин, А. А. Шишкин и многие другие.
список источников
1. Коми пединститут: становление и развитие (1932—1941) : документы, материалы, воспоминания / под ред. В. Н. Исакова. Сыктывкар: Изд-во Коми пединститута, 2007. 346 с.
2. За Новый Север. 1935 год. 4 июля.
3. Золотарев О. В. Политические чистки преподавательского состава Коми педагогического института в конце 1930-х гг. // История и перспективы развития северных регионов России: роль ГУЛАГа, мемориальная де-
ятельность : мат-лы I Межд. науч. конф. Сыктывкар: ИЯЛИ Коми НУ УрО РАН, 2011. С. 80—82.
4. Коми пединститут в годы Великой Отечественной войны. 1941— 1945 гг. : сборник документов, материалов, воспоминаний / под ред. В. Н. Исакова. Сыктывкар: Изд-во Коми пединститута, 2005. 253 с.
5. Слово — памяти. Из воспоминаний ветеранов Коми пединститута / гл. ред. В. Н. Исаков. Сыктывкар: Изд-во Коми пединститута. 2007. 321 с.
6. Признание. Коми пединститут в воспоминаниях выпускников (филологов и историков). Сыктывкар: Коми пединститут, 2012. 403 с.
7. Коми пединститут: новый этап развития. 1945—1972 : сборник документов, материалов, воспоминаний / под ред. М. Д. Китайгородского. Сыктывкар: Коми пединститут, 2012. 672 с.
References
1. Komi pedinstitut: stanovlenie i razvitie (1932—1941): dokumenty, mate-rialy, vospominaniya [Komi Pedagogical Institute: Formation and Development (1932—1941): Documents, Materials, Memoirs]. Syktyvkar, Komi State Pedagogical Institute Press, 2007. 346 p. (In Russ.)
2. Za NovyjSever [To the New North]. 1935. 4 iyulya [july]. (In Russ.)
3. Zolotarev O. V. Political purges of the teaching staff at the Komi Pedagogical Institute in the late 1930s. Istoriya i perspektivy razvitiya Severnyh regionov Rossii: rol' GULAGa, memorial'naya deyatel'nost'. Materialy I Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [History and Outlook of Development of the Northern Regions of Russia: the Role of the Gulag, Memorial Activity. Materials of the 1st International Scientific Conference]. Syktyvkar, ILLH Komi SC UB RAS Press, 2011. P. 80—82. (In Russ.)
4. Komi pedinstitut v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941—1945 gg.: Sbornik dokumentov, materialov, vospominanij [Komi Pedagogical Institute during the Great Patriotic War 1941—1945: Collection of Documents, Materials, Memoirs]. Syktyvkar, Komi State Pedagogical Institute Press, 2005. 253 p. (In Russ.)
5. Slovo — pamyati. Iz vospominanij veteranov Komi pedinstituta [A Word to Remember. From the memories of veterans of the Komi Pedagogical Institute]. Syktyvkar, Komi State Pedagogical Institute Press. 2007. 321 p. (In Russ.)
6. Priznanie. Komi pedinstitut v vospominaniyah vypusknikov (filologov i istorikov) [Recognition. Komi Pedagogical Institute in Memoirs of its Graduates (Philologists and Historians)]. Syktyvkar, Komi State Pedagogical Institute Press, 2012. 403 p. (In Russ.)
7. Komi pedinstitut: novyj etap razvitiya. 1945—1972: sbornik dokumentov, materialov, vospominanij [Komi Pedagogical Institute: a new stage of develop-
ment. 1945—1972: collection of documents, materials, memoirs]. Syktyvkar, Komi State Pedagogical Institute Press, 2012. 672 p. (In Russ.)
Сведения об авторе/Information about the author Золотарев Олег васильевич oleg V. Zolotarev
доктор исторических наук, Doctor of Historical Sciences, Professor,
профессор, заведующий Head of the Department of History and
кафедрой истории и методики Methodology of Training in Social and
обучения общественно-правовым Legal Branches of Knowledge, Pitirim
дисциплинам, Сыктывкарский Sorokin Syktyvkar State University государственный университет имени Питирима Сорокина
167001, Россия, Сыктывкар, 55, Oktyabrsky Prosp., Syktyvkar,
Октябрьский пр., 55 167000, Russia
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.02.2022
Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 18.02.2022
Принята к публикации / Accepted for publication 19.02.2022