Научная статья на тему 'Обучение иностранным языкам в Коми пединституте (1932-1952)'

Обучение иностранным языкам в Коми пединституте (1932-1952) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
317
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / ОБУЧЕНИЕ / THE KOMI TEACHER'S TRAINING INSTITUTE / FOREIGN LANGUAGES / TEACHING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щеглова Анастасия Николаевна

В статье анализируется становление и развитие системы обучения иностранным языкам студентов государственного педагогического института в 1932-1952 гг. в Коми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching of foreign languages at the Komi Teacher’s Training Institute (1932-1952)

The article deals with the formation and development of the system of teaching foreign languages at the Komi Teacher’s Training Institute in 1932-1952.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранным языкам в Коми пединституте (1932-1952)»

УДК 378.016(091)(470.13) «1932/1952»81 ’243

А. Н. Щеглова

Обучение иностранным языкам в Коми пединституте

(1932-1952)

В статье анализируется становление и развитие системы обучения иностранным языкам студентов государственного педагогического института в 1932-1952 гг. в Коми.

The article deals with the formation and development of the system of teaching foreign languages at the Komi Teacher’s Training Institute in 1932-1952.

Ключевые слова: Коми государственный педагогический институт, иностранные языки, обучение.

Key words: the Komi Teacher’s Training Institute, foreign languages, teaching.

В системе вузовского образования обучение студентов иностранным языкам - одно из приоритетных направлений, входящих в обязательный государственный стандарт общей подготовки специалистов. К сожалению, данное направление вузовского образования практически не исследовано ни в российской, ни в региональной историографии. Этому способствовало, возможно, и то, что в вузах разного профиля (педагогических институтах, технических институтах, университетах классического типа и т. д.) в изучаемое нами время, а именно в 1930-х - 1980-х гг., существовала разная по целям и способам их достижения система обучения иностранным языкам. Даже в рамках одного вуза, например педагогического, система подготовки учителя иностранных языков и учителей других профилей предполагала наличие двух разноуровневых систем обучения иностранным языкам.

В одной небольшой статье невозможно коснуться всех аспектов процесса обучения студентов иностранным языкам, существовавших в функционировавших на территории Коми АССР в 1930-х -1980-х гг. в Коми государственном педагогическом институте, Ухтинском индустриальном институте и Сыктывкарском государственном университете. Поэтому мы остановимся на анализе конкретной истории становления и развития указанной системы в Коми государственном педагогическом институте.

Система обучения иностранным языкам студентов Коми государственного педагогического института прошла большой путь ста-

© Щеглова А. Н., 2014

57

новления и развития. Мы выделяем три этапа этого процесса: 19321952 гг. - период становления данной системы (от отдельных преподавателей до создания кафедры иностранных языков); 1952-1973 гг. - развитие данной системы (концентрация преподавателей на факультете иностранных языков); 1973-1990 гг. - дальнейшее развитие этой системы (совместное существование факультета иностранных языков для подготовки учителей иностранных языков и межфакультетской кафедры иностранных языков для обучения студентов других специальностей). В предлагаемой статье мы рассмотрим историю становления системы обучения иностранным языкам в КГПИ в хронологических рамках первого выделенного нами периода.

Наше исследование опирается на делопроизводственные документы КГПИ, отложившиеся в Национальном архиве Республики Коми (ГУРК НАРК) и текущем архиве КГПИ.

Историография данной темы практически отсутствует. В литературе имеются лишь упоминания отдельных фактов, связанных с темой предлагаемой статьи.

В 1930-1931 гг. началось осуществление всеобщего обязательного начального образования, а в городах и фабрично-заводских поселках - обязательного семилетнего образования. Для успешного решения этой задачи прежде всего нужны были подготовленные педагогические кадры. В их подготовке большая помощь Коми области была оказана вузами и техникумами Москвы, Ленинграда, Вологды и Перми. В 1931 г. в вузах, техникумах, рабфаках разных городов страны обучалось до 800 чел. из Коми области, в том числе в вузах около 110 чел.

В 1926 г. в городе Перми при Педагогическом институте было создано Коми отделение, готовившее учителей гуманитарных дисциплин. В 1928 г. это отделение было переведено в Ленинград.

При Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена в 1928-1931 гг. существовала кафедра коми языка и литературы, которую возглавлял Г.А. Старцев. При кафедре обучался 31 чел. Они составляли Коми секцию отделения национальных меньшинств. Студенты приезжали в Сыктывкар для прохождения практики в педагогическом техникуме.

В 1929-1931 гг. при Северном краевом педагогическом институте в Вологде работало Коми отделение, которое и явилось непосредственным предшественником Коми государственного педагогического института [11, с. 191-192; 9; 10, с. 5-6].

Однако внеобластной подготовки учительских кадров с высшим образованием было недостаточно. Это особенно стало ощущаться в связи с решением правительства СССР от 31 августа 1930 г. о пе-

58

реходе к семилетнему образованию в стране. Не только в школах, но и техникумах Коми области до 1/3 преподавателей не имели высшего образования [8]. Необходимо было готовить кадры для Коми школ в самой области.

Вопрос об открытии Педагогического института был поставлен представителями Коми областных организаций еще весной 1930 г. в комиссии при социально-культурной секции Госплана РСФСР 20 июля 1931 г. Президиум вЦик в связи с десятилетием Коми автономии заслушал юбилейный доклад Коми областного исполкома о хозяйственном и культурном строительстве и признал необходимым открыть в г. Сыктывкаре Педагогический институт для подготовки кадров из коренного населения области.

Еще до официального открытия института 10 января 1932 г. в Сыктывкар прибыла первая группа студентов. Их было 18 чел., все они являлись коми учащимися Северного краевого педагогического института, которым оставалось доучиться полтора года.

В 1932 г. был создан трехгодичный рабочий факультет, просуществовавший до 1941 г. и подготовивший для института немало студентов. Интересно отметить, что образовательный минимум абитуриентов, поступавших на рабфак, из года в год увеличивался. В 1932-1935 гг. на рабфак принимались лица, окончившие начальную школу, с 1936 г. - неполную среднюю школу, а с шестилетним образованием принимались в подготовительную группу.

18 февраля 1932 г. состоялось официальное открытие Коми государственного педагогического института. Первым директором был назначен А.Ф. Богданов.

В открывшемся институте были созданы три отделения: общественно-литературное, физико-техническое и химикобиологическое. Первоначально учебные планы были составлены из расчета на трехгодичный срок обучения. Хотя в первый год существования института профессорско-преподавательский коллектив состоял из 11 чел., но с расчетом на перспективу почти сразу было образовано девять кафедр: диалектического материализма и исторического материализма; общественно-экономических дисциплин; исторических дисциплин; педагогики; педологии и психологии; языка и литературы; физико-математических дисциплин; естественных дисциплин; по политехническому циклу. Также следует отметить, что только четыре из вышеперечисленных кафедр тогда имели заведующих [1. Л. 9-10 об.].

В 1939 г. кафедр стало одиннадцать: марксизма-ленинизма, педагогики, истории, русского языка, русской и зарубежной литературы, коми языка и литературы, математики, физики, биологии, химии, географии и геологии. Только преподаватели иностранного языка,

59

физического воспитания и военного дела не имели самостоятельных кафедр.

Однако с самого начала существования пединститута встал вопрос о преподавании иностранных языков, поскольку этот предмет входил в общесоюзный перечень обязательных при подготовке учителей средних школ. Первоначально в КГПИ преподавался только немецкий язык. Причем число преподавателей было минимальным. В первые годы работы Коми государственного педагогического института единственный преподаватель немецкого языка входил в состав штата кафедры языка и литературы [1. Л. 9-10 об.]. Первым преподавателем иностранного (немецкого) языка в КГПИ была Мария Ивановна Никитина. Она проработала в пединституте около одного календарного года, т. е. второй семестр 1931/1932 и первый семестр 1932/1933 уч. г. [1. Л. 10 об., 81 об.]. С января 1933 г. по декабрь 1934 г. преподавал немецкий язык студентам пединститута доцент кафедры языка и литературы Э.М. Эрнст [7].

С сентября 1935 по сентябрь 1937 г. преподавателем немецкого языка Коми государственного педагогического института работал К.Г. Вернер [6, с. 172]. О последнем в исторической литературе и документах имеются противоречивые сведения. Так, Л.А. Жданов в статье о Курте Германовиче Вернере говорит, что «К. Вернер свободно владел, наряду с родным языком, французским, английским, испанским, русским языками» [6, с. 173]. Но, в «Справке о недочетах по Коми педагогическому институту», датированной 16 декабря 1935 г., адресованной секретарю Коми обкома ВКП (б) Семичеву и секретарю Сыктывкарского горкома ВКП (б) Новикову и подписанной заместителем начальника Управления НКВД по Коми области Андреевым и начальником СПО Выжлецовым, говорилось: «преподаватель Вернер преподает немецкий язык, а русского языка почти не знает, за исключением нескольких слов» [4]. Если исходить из сообщения Л.А. Жданова, то можно предположить, что Вернер был одним из самых эрудированных и ведущих преподавателей Коми государственного педагогического института. Но если доверять документу, данные которого легко могли проверить соответствующие партийные органы, то Вернер был случайным человеком в вузе. Соответственно могут быть диаметрально противоположными предположения об уровне знаний студентов, которым преподавал К.Г. Вернер.

Не менее противоречива информация и о сроке работы К.Г. Вернера в пединституте. По приведенным в статье Л.А. Жданова данным получается, что К.Г. Вернер работал в пединституте по 10 сентября 1937 г. Но в письме директора пединститута Н. Михеева в отдел педвузов управления высшей школы Наркомпроса РСФСР от 6 мая 1937 г., в частности, говорится: «В течение 1936/37

60

уч. г. у нас не было преподавателей политэкономии и немецкого языка (выделено нами - А.Щ.)» [10, с. 172, 194].

С 1937/38 уч. г. преподавать немецкий язык в Коми государственном педагогическом институте стала Мария Васильевна Мале-винская. С 1935 по 1937 г. она преподавала немецкий язык в Сыктывкарском педрабфаке при КГПИ. Она была первым преподавателем, имевшим специальное образование (в 1911 г. окончила Казанский институт по специальности «преподаватель немецкого и французского языков и музыки по классу рояля») [10, с. 215-216].

Объем преподавания иностранных языков все время увеличивался. Так, в 1932/33 уч. г. на школьно-педагогическом, физикотехническом и дошкольном отделениях педвуза было выделено по 60 ч на каждом из трех курсов, т. е. всего 180 ч [5. Д. 8].

В учебном плане исторического факультета Коми государственного педагогического института на 1935-1936 уч. г. на изучение иностранного языка отводилось всего 336 ч. Изучение иностранного языка начиналось со второго курса и предполагало 76 ч в первом семестре, 96 ч во втором и 76 ч в первом семестре третьего курса и 88 ч во втором. Следует отметить, что, несмотря на общий учебный план, количество часов, отведенных на изучение иностранного языка, менялось в зависимости от курса. Это объясняется тем, что студенты, поступившие на исторический факультет (как и на любой другой) в 1933 г., уже изучали иностранный язык в каком-то количестве часов. Например, в учебном плане второго курса исторического факультета на 1935-1936 уч. г. было отмечено, что было отведено 90 ч на изучение иностранного языка на первом курсе, поэтому на втором курсе отводилось всего 88 ч, а на третьем - 70 ч в первом семестре и 88 ч во втором. Учебный план для третьего курса исторического факультета выглядел следующим образом: I-II курс -142 ч, 3-й курс - 60 ч первый семестр и 84 ч второй. Учебный план факультета языка и литературы на 1935-1936 уч. г. отводил 340 ч на изучение иностранного языка: I курс - 86 ч, II - 123 ч, III - 96 ч, IV - 48 ч. В аналогичном учебном плане для факультета естествознания на изучение иностранного языка отводилось 328 ч: на I и IV курсах иностранный язык не изучался, на II изучался в объеме 172 ч, а на III - 156 ч [5. Д. 85, 86].

К концу 1930-х гг. встал вопрос о необходимости в пединституте отдельной кафедры иностранных языков. Из имеющихся документов трудно сделать однозначный вывод о начальной дате появления такой кафедры. Первое свидетельство о её существовании в Коми государственном педагогическом институте относится к 19391940 уч. г. В книге приказов по КГПИ отмечено, что в 1939-1940 уч. г. кафедру иностранных языков возглавлял кандидат филологических наук, доцент А.С. Шамахов [10, с. 269 и др.]. Однако в том же документе объединение преподавателей иностранного языка названо не

61

кафедрой, а секцией немецкого языка. Возможно, в это время секция немецкого языка, возглавляемая своим руководителем, входила, как и ранее, в состав кафедры языка и литературы.

По сравнению с началом и даже серединой 1930-х гг. увеличилось количество преподавателей иностранного языка. В секцию немецкого языка входили в 1939-40 уч. г. уже три сотрудника - два преподавателя (М.В. Малевинская, А.Г. Юрцев) и один лаборант. Преподаватели немецкого языка вели занятия на II-IV курсах литературного, исторического, физико-математического и естественного факультетов. Преподаватели немецкого языка работали по программе, составленной на основе программы Наркомпроса.

Учебная работа включала в себя чтение, перевод с немецкого на русский язык и обратный перевод. Также практиковались такие учебные приемы, как заучивание слов, ответы студентов на устные и письменные вопросы к тексту, списывание текстов, выполнение грамматических упражнений, самостоятельный перевод с помощью немецко-русского словаря.

К концу 1930-х гг. появилось стандартное для педагогических и иных вузов страны методическое обеспечение работы преподавателей иностранных языков. При секции немецкого языка был оборудован кабинет немецкого языка. В нем имелось небольшое количество грамматических таблиц, книг для внешкольного чтения и практических работ по специальностям. Кабинет немецкого языка активно посещали студенты. При кабинете имелись особые дни для консультаций. Кроме учебной и консультативной работы, по линии общественной работы преподаватели вели занятия по немецкому языку с преподавателями пединститута и педрабфака [5. Д. 232].

Преподаватели иностранных языков в предвоенный период, кроме учебной, начали заниматься и научно-методической работой. Они, в частности, занимались «составлением списка слов и выражений, которые должны были быть усвоены студентами пединститута» [5. Д. 232].

Во время Великой Отечественной войны произошло расширение практики преподавания иностранных языков в пединституте. Наряду с немецким языком студенты стали изучать и английский язык. Первый преподаватель английского языка Коми государственного педагогического института Клавдия Васильевна Громова была принята на работу в 1942 г. Она уволилась в 1944 г., и в связи с этим в порядке перевода из Усть-Вымской средней школы старшим преподавателем английского языка с 20 июня 1944 г. была назначена Дора Ланровна Липниц [2. Л. 24].

В 1946 г. уже была организована самостоятельная кафедра иностранных языков, в распоряжении которой имелся кабинет иностранных языков. В штате кафедры состояли: один преподаватель английского языка и два преподавателя немецкого языка, а также

62

один лаборант кабинета иностранного языка. Один из преподавателей немецкого языка (А.Г. Юрцев) также вел практические занятия по английскому языку [5. Д. 409. Л. 14]. Таким образом, в первый послевоенный год численный состав преподавателей иностранных языков Коми государственного педагогического института оставался таким же, каким был и в предвоенный год.

В 1948 г. были получены новые программы по иностранным языкам от Министерства высшего образования, которые, по словам тогдашней заведующей кафедры иностранных языков М.В. Малевин-ской, почти не расходились со старыми программами [5. Д. 458. Л. 29].

В первые послевоенные годы существенно изменился подход к работе преподавателей иностранных языков пединститута. В конце 1940-х гг. преподаватели кафедры иностранных языков стали активно заниматься научной работой. Так, заведующая кафедрой М.В. Малевинская работала над диссертацией «Роль немецкого ре-акциона в технике перевода», старший преподаватель немецкого языка А.Г. Юрцев работал над диссертационным исследованием по теме «Полисемантизм предлогов в немецком языке», а старший преподаватель английского языка М.К. Дорн работала над научнометодической темой «Роль предлогов в английском языке» [5. Д. 409. Л. 14-15].

Также преподаватели кафедры иностранных языков Коми государственного педагогического института оказывали методическую помощь преподавателям иностранных языков средних школ, обменивались педагогическим опытом, посещали их занятия и обсуждали результаты. Поддерживалась связь кафедры иностранных языков с кафедрой русского языка.

Следует отметить активную работу кабинета иностранного языка, при котором проводился инструктаж студентов по самостоятельной работе, консультации при проработке учебного материала, занятия с отличниками, желающими усовершенствовать свои знания по иностранному языку, а также занятия с отстающими учащимися. Кабинет иностранных языков выпускал два номера стенгазеты на иностранном языке, занимался изготовлением наглядных пособий и составлял списки дополнительной художественной литературы по иностранным языкам для студентов всех курсов и таблицы необходимых идиоматических выражений и пословиц на иностранном языке. В связи с такой интенсивной работой кабинета иностранных языков одного лаборанта было недостаточно, так что в 1949 г. на работу был принят еще один лаборант. Однако позднее штатный состав преподавателей и лаборантов опять был пересмотрен в сторону уменьшения. Так, в 1951/52 уч. г. на кафедре работали лишь два штатных преподавателя (М.В. Малевинская и Т.А. Томарина (Игнатова)), один преподаватель на условиях почасовой оплаты (Т.В. Селезнева) и один лаборант [3].

63

Конечно, кафедра иностранных языков испытывала и некоторые затруднения в работе, связанные с ненадлежащим снабжением ее учебной и методической литературой. По словам заведующей кафедрой М.В. Малевинской, не хватало учебников по иностранным языкам и художественной литературы для самостоятельного перевода, а также почти не было словарей [5. Д. 402. Л. 10-16]. Преподаватели вынуждены были составлять словари, адаптированные к условиям обучения на разных отделениях и факультетах.

Таким образом, за двадцать лет, прошедших после создания Коми государственного педагогического института, было налажено преподавание иностранных языков в вузе. Студенты пединститута в рамках утвержденной программы стали получать знания по английскому или немецкому языкам. Было создано методическое подкрепление процессу преподавания в виде кабинета иностранных языков. Значительно изменился состав преподавателей иностранных языков. В 1930-х гг. иногда это были случайные люди, не имевшие специального образования, но являвшиеся носителями языка (например, К.Г. Вернер окончил 8 семестров Берлинского университета по географическому факультету и не имел диплома о высшем образовании) [6, с. 173]. Уже в послевоенную пятилетку вакансии преподавателей стали занимать люди, получившие специальное образование и занимающиеся научными исследованиями по профилю преподавательской работы. Естественно, они давали студентам более фундаментальные знания по своему предмету.

Список литературы

1. Архив Коми государственного педагогического института (КГПИ). Кн. приказов № 1.

2. Архив КГПИ. Кн. приказов № 16.

3. Архив КГПИ. Кн. приказов № 28.

4. Государственное учреждение Республики Коми Национальный архив Республики Коми (ГУРК НАРК). Ф. П-1 (Коми обком ВКП(б) - КПСС). Оп. 3. Д. 135. Л. 84.

5. ГУРК НАРК. Ф. Р-194 (Коми государственный педагогический институт). Оп. 1.

6. Жданов Л.А. Нашли «свободу» в Коми // Коми пединститут: становление и развитие. 1932-1941. Документы, материалы, воспоминания. - Сыктывкар, 2007.

7. Жданов Л.А. Судьба перебежчика // Коми пединститут: становление и развитие. 1932-1941. Документы, материалы, воспоминания. - С. 66, 68.

8. Золотарев О.В. Коми учительство в 1920-1930-х годах // Повседневная жизнь Коми края. - Вып. 1. Сыктывкар, 2006. - С. 98-100.

9. История Коми АССР с древнейших времен до наших дней. - Сыктывкар, 1978. - С. 327-329.

10. Коми пединститут: становление и развитие. 1932-1941. Документы, материалы, воспоминания. - Сыктывкар, 2007.

11. Очерки по истории Коми АССР. Т. 2. - Сыктывкар, 1962.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.