Научная статья на тему 'КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СЫКТЫВКАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ ПИТИРИМА СОРОКИНА (К 50-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ)'

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СЫКТЫВКАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ ПИТИРИМА СОРОКИНА (К 50-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. А. ВИТЯЗЕВА / КОМИ ПЕДИНСТИТУТ / СЫКТЫВКАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ПИТИРИМА СОРОКИНА / ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурлыкина М.И.

В статье рассмотрены культурологические исследования Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина с момента его образования в 1972 г. и на протяжении 50 лет. Дана краткая история создания вуза, указана роль основателя и первого ректора В. А. Витязевой в формировании научных школ и направлений. Культурология в данном контексте представлена как наука о культуре, формирующаяся на стыке гуманитарных наук. Названы имена ведущих ученых университета, изучающих различные аспекты культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE STUDIES IN PITIRIM SOROKIN SYKTYVKAR STATE UNIVERSITY(ON THE OCCASION OF ITS SEMICENTENARY FROM THE DATE OF ITS FOUNDATION)

The article examines cultural studies of Pitirim Sorokin Syktyvkar State University from the date of its foundation in 1972 and for the following 50 years. A brief history of the university creation is given. The role of its founder and first President V. A. Vityazeva in formation of scientific schools and directions is indicated. Culturology in this context is presented as a science of culture, which is formed at the junction of the Humanities. Names of the leading scientists of the university studying various aspects of culture are given.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СЫКТЫВКАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ ПИТИРИМА СОРОКИНА (К 50-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ)»

культурология

Научная статья/ Original article

УДК 930.85

https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-1-11

Культурологические исследования в сыктывкарском государственном университете имени Питирима сорокина (к 50-летию со дня основания)

Бурлыкина Майя Нвановна

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, maya.burlykina@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены культурологические исследования Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина с момента его образования в 1972 г. и на протяжении 50 лет. Дана краткая история создания вуза, указана роль основателя и первого ректора В. А. Витязевой в формировании научных школ и направлений. Культурология в данном контексте представлена как наука о культуре, формирующаяся на стыке гуманитарных наук. Названы имена ведущих ученых университета, изучающих различные аспекты культуры.

Ключевые слова: В. А. Витязева, Коми пединститут, Сыктывкарский университет им. Питирима Сорокина, Институт культуры и искусства, культурология, научные школы

© Бурлыкина М. И., 2022

для цитирования: Бурлыкина М. И. Культурологические исследования в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина (к 50-летию со дня основания) // Человек. Культура. Образование. 2022. № 1. С. 11—34. https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-1-11

Culture Studies in Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (on the occasion of its Semicentenary from the Date of its Foundation)

Mayya I. Burlykina

Pitirim Sorokin Syktyvkar State, Syktyvkar, Russia, maya.burlykina@mail.ru

Abstract. The article examines cultural studies of Pitirim Sorokin Syktyvkar State University from the date of its foundation in 1972 and for the following 50 years. A brief history of the university creation is given. The role of its founder and first President V. A. Vityazeva in formation of scientific schools and directions is indicated. Culturology in this context is presented as a science of culture, which is formed at the junction of the Humanities. Names of the leading scientists of the university studying various aspects of culture are given.

Keywords: V. A. Vityazeva, Komi Pedagogical Institute, Syktyvkar University, Pitirim Sorokin, Institute of Culture and Fine Arts, Culture Studies, scientific schools.

For citation: Burlykina M. I. Culture Studies in Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (On the Occasion of its Semicentenary from the Date of its Foundation). Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie = Human. Culture. Education. 2022; 1:11—34 (In Russ.). https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-1-11

введение. Культурологические исследования в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина можно условно разделить на три этапа. Первый, начальный, — с момента создания вуза в 1972 г.; второй — с 2000 г., с открытием факультета искусств (позже — институт культуры и искусства), послужившего мощным толчком для развития исследований в области культуры; третий — с 2014 г., когда к Сыктывкарскому университету присоединился Коми пединститут со своей культурологической школой.

Основная часть. История создания в Сыктывкаре государственного университета витала в воздухе еще в 1920-е гг. Первый вуз в регионе был открыт в начале 1921 г. Основателем и первым

ректором Зырянского института народного образования являлся ученый энциклопедических знаний, один из первых культурологов региона, Алексей Семенович Сидоров (1892—1953] — лингвист, этнограф, археолог, фольклорист, литературовед, краевед, музеевед, первооткрыватель творчества коми поэта И. А. Куратова, в будущем доктор филологических наук. Для чтения лекций в создаваемый вуз были приглашены уроженцы Зырянского края (так условно называлась современная территория Республики Коми в дореволюционные и первые годы советской власти]: профессор Санкт-Петербургского университета Питирим Сорокин, профессор Санкт-Петербургского психоневрологического института Кал-листрат Жаков, профессор Московского университета Василий Налимов, многие другие специалисты. Именно в недрах ЗИНО впервые возникла идея преобразования института в классический университет. В 1932 г. открыт Коми государственный педагогический институт, основной костяк которого составили преподаватели бывшего ЗИНО, в 1923/1924 учебном году преобразованного в педтех-никум повышенного типа. В дальнейшем в местной прессе время от времени мелькали публикации о необходимости открытия университета. Первое научное обоснование было предпринято учеными Коми филиала АН СССР (с 1988 г. — Коми научный центр УрО РАН] В. А. Витязевой и А. С. Будриным в 1961 г. Однако Коми обком КПСС, курировавший основные направления развития региона, не поддержал тогда идею. Вторичное обращение В. А. Витязевой и ее коллег с новым развернутым научным обоснованием университета состоялось в 1966 г. В 1965—1987 гг. Республику Коми возглавлял И. П. Морозов, который заинтересованно отнесся к предложению, поддержал его и стал готовить материально-техническую базу для будущего вуза. 27 ноября 1970 г. вышло постановление Коми обкома КПСС и Совета министров Коми АССР «О мерах по подготовке к открытию государственного университета в г. Сыктывкаре», а 13 июля 1971 г. — постановление Центрального комитета ЦК КПСС об учреждении Сыктывкарского государственного университета. За ним последовали постановления министерств высшего и среднего специального образования союзного и российского уровней. 10 февраля 1972 г. издан приказ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, определивший структуру Сыктывкарского университета. Эту дату принято считать днем рождения университета. А чуть раньше, 28 января 1972 г., ректором была на-

значена Валентина Александровна Витязева (1919—2010] — крупный ученый-северовед, доктор географических наук, заслуженный деятель науки и техники Коми АССР, председатель Коми отделения общества «Знание», председатель Коми отделения Географического общества СССР, заведующая отделом экономики Коми филиала АН СССР. В. А. Витязева возглавляла университет в течение 15 лет, в 1972—1987 гг., затем до 1990 г. заведовала кафедрой экономики советского Севера, после работала профессором-консультантом. В. А. Витязевой присвоены звания профессора (1973], заслуженного деятеля науки РСФСР (1979], почетного гражданина города Сыктывкара (1996], почетного доктора Санкт-Петербургского университета (1997], лауреата государственной премии Правительства Республики Коми (2001], почетного гражданина Республики Коми (2012, посмертно]. Совместно с Коми научным центром проводятся Географические чтения имени В. А. Витязевой, ее именем названа улица в Сыктывкаре, а в холле СГУ установлен памятный бюст основателя и первого ректора университета.

В. А. Витязева определила вектор развития Сыктывкарского университета как центра науки, образования, культуры региона. Учебный процесс с самого начала строился на научной основе. В первый год в составе вуза действовало два факультета — историко-филологический и естественных наук, который в 1973 г. разделен на три — физико-математический, химико-биологический и экономический. В 1977 г. на основе историко-филологического факультета (первый декан Василий Павлович Золотарев] созданы исторический (Элеонора Анатольевна Савельева] и филологический (Анатолий Константинович Микушев]. В 1996 г. от филологического отпочковался финно-угорский факультет (Анна Капитоновна Гагиева].

Несмотря на то что первоначально профессорско-преподавательский состав был совсем небольшой, В. А. Витязева сразу же поставила задачу организации научных исследований по всем основным направлениям. Если рассматривать культурологию как науку о культуре, формирующейся на стыке гуманитарных наук, то исследования в этой области стали проводиться с момента организации университета. Изучение различных аспектов культуры осуществлялось в области археографии, археологии, истории, лингвистики, литературоведения, фольклористики, этнографии и т. п. С первых лет стали проводиться научные конференции, издаваться сборники научных трудов, монографии. Студенты также были вовлечены

в научно-исследовательскую работу в процессе подготовки курсовых, затем дипломных проектов, во время фольклорных, лингвистических, археологических, археографических, этнографических учебно-научных экспедиций.

Широкую известность получили исследования филологов.

Научную школу по финно-угорскому литературоведению и фольклору возглавлял ученый с мировым именем, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии Коми АССР, д. ф. н. профессор А. К. Микушев (1926—1993]. Анатолий Константинович стоял у истоков создания СГУ где преподавал с 1972 г., заведовал кафедрой коми языка и литературы (коми и финно-угорской филологии], являлся автором около 500 работ, был членом Советского комитета солидарности стран Азии и Африки, иностранным членом Финно-угорского общества (1974 г., Хельсинки], членом-корреспондентом Общества финской литературы (1985 г., Хельсинки]. Вместе со своими коллегами профессор А. К. Микушев разрабатывал фундаментальную тему «Эпос народа коми». Исследования проводились не только на территории Республики Коми, но также за его пределами, в ареале проживания коми-зырян в европейской части и в Сибири. Разрабатывая подтему «Исторические контакты пермских народов с соседями», лингвисты исследовали связи угро-финских языков (ижемский диалект, контакты коми-пермяков и коми-зырян], литературоведы — финно-угро-самодийскими народами. В эпосе коми народа А. К. Микушев наблюдал элементы самодийского, угорского, пермского эпоса. Без глубокого анализа их разобрать было трудно. Эстетическая ценность состояла в том, чтобы раскрыть в переводе на русский и зарубежные языки их своеобразие. Результаты исследований коми ученых получили международный резонанс. В итоге разработки научной темы «Эпос народа коми», которой руководил профессор А. К. Микушев, на основе сбора и обработки фольклорного материала в московском издательстве «Наука» в 1987 г. опубликован фундаментальный труд «Коми народный эпос» [1]. В результате совместных исследований с Коми научным центром УрО РАН под руководством А. К. Микушева была проведена большая работа по изданию трехтомной монографии «История коми литературы» в 1979—1981 гг. [2].

Исследования по лингвистическим аспектам культуры финно-угорских народов возглавил д. ф. н., профессор Е. А. Игушев, работавший в Сыктывкарском университете в 1973—2003 гг. деканом

филологического факультета (1978—1985], заведующим кафедрой коми и финно-угорского языкознания (1992—1996]. Евгений Александрович — отличник высшей школы СССР (1989], заслуженный работник Республики Коми (1996 г.], заслуженный профессор Сыктывкарского университета (2003 г.], лауреат премии Правительства Республики Коми (2003 г.]. Он отлично владеет финно-угорскими языками, является членом Международного общества хунгароло-гов (1975 г., Будапешт], членом Финно-угорского общества (1993 г., Хельсинки], преподавал коми язык в Королевском университете г. Уппсала (Швеция]. Е. А. Игушев под руководством А. К. Микушева выполнял раздел «Язык эпических памятников коми» в рамках научной темы «Эпос народа коми». Во время летних диалектологических практик (экспедиций] Евгений Александрович вместе со студентами собирал богатый диалектологический и фольклорный материал в коми населенных пунктах, а также в других регионах. В Тюменской области были обследованы говоры Ямало-Ненецкого автономного округа (села Аксарка, Ныда, Мужи, Питляр] и Ханты-Мансийского автономного округа (села Саранпауль, Казым, Няксимволь], Ярков-ского района (село Старо-Александровка]. Профессор А. К. Микушев высоко ценил своего коллегу. На заседании кафедры коми языка и литературы 16 мая 1985 г. он отметил: «...Игушев является одним из ведущих коми финно-угроведов. За время работы в СГУ он сформировался и как университетский преподаватель, и как научный исследователь. Им проведена значительная учебно-воспитательная и методическая работа на кафедре коми языка и литературы, разработан цикл основополагающих лингвистических дисциплин... Весьма высок и научный авторитет Е. А. Игушева. По научной теме им выполнен важный раздел, посвященный анализу языка эпических памятников» [3, с. 19]. Спустя почти десять лет, на очередном заседании кафедры коми и финно-угорского языкознания 19 декабря 1996 г., зав. кафедрой В. М. Лудыкова продолжила мысль профессора А. К. Микушева: «Профессор Игушев создает реноме нашему факультету, нашей республике в финно-угорском мире. Евгений Александрович очень плодотворно работает со студентами, дипломные работы студентов под его руководством всегда отличаются высоким уровнем исполнения» [3, с. 28]. Результаты лингвистических исследований Е. А. Игушева изданы во многих публикациях. Обобщая свои знания в области финно-угристики, он также успешно занимается исследованием культуры финно-угорских народов [4].

Выпускница кафедры, которой руководили профессора А. К. Микушев и Е. А. Игушев, В. М. Лудыкова стала крупным ученым в области финно-угорской лингвистики. Валентина Матвеевна — доктор филологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы России (2007 г.], лауреат премии Правительства Республики Коми в области образования (2004 г.] и в области науки (2010 г.]. В. М. Лудыкова продолжила исследовательские проекты и руководство кафедрой коми и финно-угорского языкознания в 1996—2013 гг. (с 2008 г. — коми и финно-угорской филологии, затем финно-угорской филологии и национального образования]. Ее научные интересы связаны с изучением культуры финно-угорских народов, истории коми литературного языка, теории текста, синтаксиса, сопоставлением коми и русского языков [5; 6].

Профессор В. А. Витязева, отзываясь о деятельности ученых финно-угроведов, отмечала: «Для Евгения Александровича Игу-шева характерна любовь к своей республике, к своему народу, своему языку. Мы пригласили его в университет, и он создал настоящую университетскую школу по подготовке специалистов по коми языку. Ему помогали преподаватели — Альбина Николаевна Карма-нова, Валентина Матвеевна Лудыкова и другие. Они первые создали учебные пособия, методические указания, учебники и инструкции — обеспечивали студентов учебно-методической литературой. Я всегда говорила: "Эта кафедра — изюминка в нашем университете". Молодцы они, молодцы! И вообще филологи — коми и русские — это гордость нашего университета» [3, с. 58].

Сыктывкарский университет стал одним из центров изучения научной темы «Человек и природа в художественной литературе», созданном благодаря исследованиям под руководством кандидата, а с 1992 г. доктора филологических наук Т. Я. Гринфельд-Зингурс (1927—2018], работавшей в СГУ в 1976—1994 гг. доцентом, профессором, зав. кафедрой русской литературы. До приезда в Сыктывкар Таисия Яковлевна, выпускница Ленинградского университета, преподавала в родном вузе, с 1969 г. заведовала кафедрой русской литературы.

В соответствии с договором о сотрудничестве между ЛГУ и СГУ, подписанном 1 июня 1972 г., Ленинградский университет курировал деятельность Сыктывкарского университета на начальном этапе его развития, сыграл огромную роль в формировании кадровой политики, подготовке высококвалифицированных специалистов. В

Сыктывкар приезжали известные ученые для чтения курса лекций или на более длительный период. В их числе была Т. Я. Гринфельд-Зингурс, которая привлекла молодых преподавателей к серьезным научным исследованиям. На Ученом совете СГУ в январе 1978 г. отмечалось: «Актуальность проблемы "Человек и природа" очевидна в социальном, классовом, экономическом и других аспектах. Проявляется реальная возможность связать исследования с учебным процессом, поскольку важен экологический аспект воспитательной работы. В рамках данной проблемы возможны контакты с другими кафедрами» [7, с. 117]. В мае 1978 г. состоялась межвузовская конференция «Человек и природа в советской литературе» с участием представителей различных вузов страны, Союза журналистов СССР, Института русской литературы (Пушкинского Дома], Коми филиала АН СССР. Эта конференция оказалась первой в отечественном литературоведении, объединившей филологов по данной теме. Под научным редактированием Т. Я. Гринфельд-Зингурс изданы сборники трудов «Цвети светв художественном произведении» (1990 г.], «"Чувство природы" в русской литературе» (1995 г.], др. [8; 9]. К 90-летию Таисии Яковлевны ее ученики издали сборник трудов [10].

Под руководством или при активном участии Т. Я. Гринфельд-Зингурс подготовлены кандидатские и докторские диссертации. Одна из ее учениц, Л. В. Гурленова, подготовила монографию «Чувство природы в русской прозе 1920—1930-х годов» [11], ставшей основой докторской диссертации на одноименную тему (1999 г.]. В своих исследованиях Л. В. Гурленова отмечает, что истолкование природы и отношения к ней человека развивается по нескольким узловым аспектам: идеологическому, в границах которого столкнулись в целом два виденья исторического пути России: на основе патриархальной идеологии, которая осознавалась как национально-самобытная и обладающая универсальностью, и технократической, ориентированной на кардинальное обновление духовных ценностей; философскому, на уровне которого природа истолковывалась или «органически» (В. Вернадский] как уникальная целостность, составной частью которой является человек, или — механицистски, то есть как единение независимых элементов, человек противопоставлялся природе как субъект объекту; социальному: в нем задачей общества виделось или лучшее приспосабливание его к естественной среде для улучшения условий жизни, или — замена ее «второй» природой, под которой подразумевалось создание новой, удобной для

человека среды обитания; этическому: он выводил обсуждение вопроса отношений человека к природе к проблеме идеала человеческой личности, способной гармонизировать мир и придать ему перспективу; эстетическому: писатели защищали эстетику «природного», признавая природу источником представлений человека о прекрасном, — или эстетику «железа», обнаруживая прекрасное в индустриальном пейзаже, шире — во «второй» природе; кроме того, активность мировоззренческих аспектов осмысления природы обострила внимание к эстетической ценности пейзажей и образов природы в значительном пласте художественных произведений.

Широкую известность и высокую оценку специалистов получили археографические исследования ученых Сыктывкарского университета. В 1988 г. при активной поддержке академика Дмитрия Лихачева (Пушкинский Дом] создана научно-исследовательская лаборатория «Филолого-археографические исследования по истории культуры народов Севера», которую возглавила Т. Ф. Волкова — кандидат, позднее доктор филологических наук. Тогда же было положено начало созданию первого в Коми республике Музея книги при отделе редкой книги Научной библиотеки. В сентябре 1989 г. музей был открыт для публики, оформлен по оригинальному проекту. Уникальный фонд усть-цилемских рукописных и старопечатных книг в СГУ составлял 376 единиц хранения.

Исследования Татьяны Федоровны первоначально были связаны с изучением особенностей литературного развития Московской Руси второй половины XVI в. Ее докторская диссертация, успешно защищенная в 2012 г., освещала более поздний период — XVIII—XX вв.

Как отмечает Т. Ф. Волкова, район Нижней Печоры (Усть-Цилемский район Республики Коми, охватывающий деревни по берегам Печоры и ее притоков — Пижмы, Цильмы, Нерицы] по праву считается одним из самых ярких и литературно значимых книжных центров старообрядчества. Старообрядческое население этих сел в течение XVIII—XIX вв. создало свою школу кириллического письма, сформировало разнообразный по жанрам фонд средневековых и старообрядческих литературных и публицистических сочинений в рамках семейных крестьянских рукописных собраний. Книги из семейных «библиотек» передавались из поколения в поколение, мигрировали по всему району и оседали у наиболее активных читателей и ценителей старинной книги. В составе печорских крестьянских «библиотек» старинные рукописные сборники соседствова-

ли с рукописями XIX — начала ХХ в. — продукцией местных писцов. Некоторые из них стали не просто переписчиками средневековых произведений, но и их редакторами, а порой и соавторами древнерусских писателей. Остатки некогда живой, подвижной народной «библиотеки» сохранились у современных печорских крестьян и благодаря работе археографов составили несколько собраний в государственных хранилищах Санкт-Петербурга (Институт русской литературы (Пушкинский Дом] РАН, Библиотека Российской академии наук, Научная библиотека Санкт-Петербургского университета] и Сыктывкара (Научная библиотека Сыктывкарского университета, Национальный музей Республики Коми]. Эта особенность печорской рукописно-книжной традиции — соединение в ней старинных рукописных сборников XVI—XVIII вв. и многочисленных рукописей, созданных в XIX—ХХ вв. местными писцами из числа усть-цилемских крестьян, — ставит перед современным исследователем три важные проблемы. Во-первых, это проблема особенностей книжно-литературной продукции в конкретном географическом пространстве как часть общей проблемы «центр — провинция». Во-вторых, это проблема восприятия средневековой русской литературы демократическим читателем Нового времени и ее функционирования в среде крестьян-старообрядцев Усть-Цилемского края XIX—XX вв. В-третьих, это проблема традиции русской средневековой литературы в рукописном творчестве крестьян-старообрядцев и трансформации средневековых литературных форм и идей под пером местных книжников.

Т. Ф. Волкова обобщила свои исследования в монографиях «Древнерусская литература в круге чтения печорских крестьян: печорские редакции средневековых повестей» [12], «Сюжет и вымысел в историческом повествовании Древней Руси XI—XVI веков» [13], «Анализ художественной прозы» [14], др.

Сбор старинных книг учеными СГУ осуществлялся в экспедициях задолго до создания лаборатории и музея книги. Из каждой поездки студенты и преподаватели привозили ценные находки, которые позднее становились объектом изучения участников экспедиции.

Археограф и фольклорист Андрей Николаевич Власов, выпускник Сыктывкарского университета, свою дипломную работу «Становление художественного метода М. Пришвина (на материале ранних очерков]» написал под руководством Т. Я. Гринфельд-Зингурс в

1981 г. Однако в дальнейшем изменил свои научные интересы. После окончания аспирантуры в Ленинградском университете кандидатскую диссертацию в 1985 г. защитил на тему «Проблемы изучения книжной и литературной традиции Великого Устюга и Соль-вычегодска XVI—XVII вв.». Докторская диссертация стала продолжением исследований по избранной проблематике — «Устюжская литературная традиция: генезис и эволюция повествовательных форм XVI—XVII вв.» (1995 г.]. А. Н. Власов после окончания аспирантуры ЛГУ в 1985—2001 гг. работал на кафедре русской литературы СГУ стал одним из организаторов и руководителей проблемной лаборатории фольклорно-археографических исследований, организатором и зав. кафедрой фольклора и истории книги (с 1996 г.]. С 2001 г. Андрей Николаевич проживает в Санкт-Петербурге, с 2009 г. возглавляет Отдел русского фольклора Пушкинского Дома и по-прежнему активно сотрудничает с Сыктывкарским университетом в области литературных традиций XVI—XIX вв., проблем генезиса и развития повествовательных форм [15, с. 37].

Свои археографические научные изыскания выпускник Сыктывкарского университета (1980 г.] и аспирантуры Ленинградского университета (1987 г.], заслуженный работник Республики Коми (2021 г.] Михаил Васильевич Мелихов посвятил воинским повестям. По этой теме им защищены кандидатская диссертация «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г. и традиции русского историко-беллетристического повествования XV—XVI вв.» [16] и докторская — «Древнерусские воинские повести: проблемы сюже-тосложения и идейно-художественная трансформация жанра в литературной и рукописной традиции XV—XVIII вв.» [17]. Воинские повести автором рассматриваются как самостоятельная разновидность историко-беллетристического повествования, со своеобразной композицией, сюжетным построением, системой образов; выявляются их литературные источники (как русские, так и иностранные]; проводятся типологические параллели с более ранними и более поздними произведениями (в том числе и зарубежных литератур — «Троянских сказаний» и сербской «Александрии»], с материалами скандинавских саг, с фольклорными текстами. Это позволило М. В. Мелихову понять систему персонажей и основные принципы организации фабульного материала, уяснить способы выражения авторской позиции и национальную специфику древнерусского историко-беллетристического повествования. В качестве ли-

тературного «фона» Михаил Васильевич привлекал ряд исторических сочинений древности (исторические книги Библии, «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, хроники Льва Диакона, Дуки, Франдзи и др.], за счет чего устанавливал степень достоверности русских воинских повестей в отражении ими фактов реальной действительности и основные принципы работы древнерусских авторов с источниками, а также некоторые типологические особенности историзма средневековой русской литературы.

В 2005 г. профессор М. В. Мелихов опубликовал монографию «Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов. Видения, письма, записки» [18]. Степан Афиногенович Носов (1902—1981] был не только хранителем книжного собрания, но и автором оригинальных произведений — видений. В конце 1970-х гг. у С. А. Носова неоднократно бывали члены археографических экспедиций СГУ, а после его смерти А. Н. Власовым и Е. А. Порошкиной удалось получить от друга и единоверца С. А. Носова Ефима Ивановича Осташова (д. Медвежка, Средняя Печора] 106 писем. Они были в основном религиозного содержания, однако в них также содержались разнообразные сведения о быте, нравах, духовной жизни северного крестьянина 1920—1970-х гг.

Основатель научной школы, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Научная школа Н. И. Кареева по новисти-ке», д. и. н., профессор Василий Павлович Золотарев работает в Сыктывкарском университете с момента его основания в 1972 г. Его имя широко известно в научном мире. Исследования Василия Павловича и его учеников, многие из которых защитили кандидатские диссертации, связаны с вопросами новой истории, историографии и общественной мысли стран Западной Европы и Америки, педагогикой и методикой преподавания истории, а также с изучением научного наследия профессора Николая Ивановича Каре-ева (1850—1931] — историка и социолога, педагога, доктора наук (1884 г.], члена-корреспондента Санкт-Петербургской академии наук (1910 г.], почетного члена АН СССР (1929 г.]. В. П. Золотарев является автором исследований «Историческая концепция Н. И. Ка-реева: содержание и эволюция» [19], «Н. И. Кареев: прожитое и пережитое» [20] и других, в которых также рассматривается концепция культуры Н. И. Кареева. Василий Павлович за свои исследовательские труды награжден орденом Петра Великого «Небываемое бываетъ», золотой медалью «За новаторскую работу в области выс-

шего образования», медалями за научные достижения имени Вильгельма Лейбница, имени Василия Ключевского, почетными званиями заслуженного работника Республики Коми, почетного работника высшего профессионального образования России, заслуженного профессора Сыктывкарского университета.

Одним из культурологических направлений в научной деятельности Сыктывкарского университета является музеология (музееведение], включающая изучение истории и теории музейного дела. В созданном в 1982 г. Музее истории просвещения Коми края (до 1992 г. — Музей истории СГУ] реализуются различные выставочные проекты (тематические, персонифицированные, художественные], подготовленные в результате тщательной научной проработки: выявления, подбора, изучения и систематизации источников, создания научной и художественной концепции экспозиции. Богатые коллекции музея позволили с 1995 г. публиковать научные каталоги личных фондов ведущих ученых страны (более 30 наименований], с 2006 г. — монографии об известных деятелях науки, культуры, образования (свыше 10 книг]. Кроме того, с 1989 г. музей стал базой проведения всероссийских научных конференций с международным участием по проблеме «История вузовских музеев страны». За этот период организовано более десяти конференций на темы «Музей и личность», «Музей и наука», «Музей и общество», «Музей и студент» и др., опубликованы сборники научных трудов. Директор музея М. И. Бурлыкина защитила кандидатскую, затем докторскую диссертации по истории музейного дела, стала доктором культурологии (2001 г.], профессором (2008 г.], автором обобщающих исследований об истории вузовских, в том числе университетских музеев России [21; 22], истории музейного дела Московского университета им. М. В. Ломоносова за 260 лет его существования [23].

В 2000 г. в Сыктывкарском университете создан факультет искусств, ставший одним из первых подобных в стране. К примеру, в МГУ им. М. В. Ломоносова факультет искусств был открыт в 2001 г., а в Санкт-Петербургском государственном университете — в 2010 г.

Если указанные выше исследования получили развитие с первых лет создания университета, то в связи с созданием факультета искусств появились научные разработки в области дизайна, народной художественной культуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства и т. п. 1 июля 2014 г. на базе факультета искусств был создан институт культуры и искусства. В связи с приня-

тым 14 февраля 2013 г. решением о присоединении к Сыктывкарскому университету Коми пединститута кафедра культурологии и педагогической антропологии КГПИ включена в структуру института культуры и искусства. Таким образом, в институте культуры и искусства с 1 июля 2014 г. действовали следующие кафедры: кафедра культурологии и педагогической антропологии, кафедра дизайна, кафедра декоративно-прикладного искусства, кафедра изобразительного искусства.

Первым деканом факультета искусств, а затем директором института культуры и искусства на протяжении 20 лет была д. ф. н., профессор Л. В. Гурленова, почетный работник высшего профессионального образования России (2005 г.], заслуженный работник высшей школы России (2012 г.]. Благодаря Людмиле Викторовне и ее коллегам деятельность этих структур приобрела международное признание.

Альянс ученых Коми пединститута и Сыктывкарского университета послужил активизации культурологических исследований. Еще в 1992 г. в СГУ была организована кафедра теории и истории мировой и отечественной культуры (зав. — доцент Владимир Петрович Ефименко], которая в 1998 г. объединилась с кафедрой философии и стала называться кафедрой философии и культурологии (зав. — доцент Юрий Геннадиевич Козырев]. В КГПИ кафедра культурологии организована в 1997 г., в 2013 г. преобразована в кафедру культурологии и педагогической антропологии. После перевода в Сыктывкарский университет кафедра сохранила свое название. К ней присоединилась культурологическая часть кафедры философии и культурологии, которая теперь именуется кафедрой философии и социально-политических наук.

Основателем и первой заведующей кафедрой культурологии и педагогической антропологии с 1997 г. являлась И. Е. Фадеева, с 2017 г. руководил кафедрой В. А. Сулимов, с 2020 г. — Л. В. Гурленова.

Крупный специалист в области философии, теории и истории культуры, теории текста, семиотики, герменевтики Ирина Евгеньевна Фадеева (1952—2017] была доктором культурологии (2004], профессором (2012], почетным работником высшего профессионального образования России (2005 г.], заслуженным профессором СГУ им. Питирима Сорокина (2017 г.]. Ирина Евгеньевна являлась организатором и руководителем направления подготовки бакалавров, магистров, аспирантов по направлениям «Культуро-

логия» и «Культурологическое образование», инициатором создания и главным редактором научного журнала «Человек. Культура. Образование» (с 2017 г. в списке ВАК России]. И. Е. Фадеева также возглавляла созданное по ее инициативе Сыктывкарское культурологическое общество (филиал Научно-образовательного культурологического общества России] [15, с. 207].

Коллега и соавтор Ирины Евгеньевны Владимир Александрович Сулимов (1952—2018] в 1993—1996 гг. преподавал в СГУ на кафедре русского языка, после некоторое время работал в Министерстве образования Республики Коми, затем вернулся к научно-педагогической деятельности, трудился на кафедре культурологии и педантропологии КГПИ, в 2011 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора культурологии. Профессор В. А. Су-лимов был членом президиума Культурологического общества России, основателем и руководителем научного и образовательного направления «Педагогическая антропология» и научной лаборатории социокультурных исследований Севера (ЛСИС], одним из основателей и с 2017 г. редактором научного журнала «Человек. Культура. Образование». И. Е. Фадеева и В. А. Сулимов являются авторами совместных монографий «Семиозис: антропология субъективности» [24], «Антропология Питирима Сорокина: парадоксы интегра-лизма» [25], «Человек в культуре Севера: от модерна к модернизации» [26] и других работ. По инициативе профессора В. А. Сулимова в СГУ был реализован проект «Петербургские уроки» — серия академических лекций и свободных бесед с аудиторией ведущих ученых Санкт-Петербурга по актуальным проблемам современного гуманитарного знания. Первая лекция состоялась 13 октября 2017 г. о динамике современного музейного пространства, его влиянии на просвещение и образование. Докладчиком выступила доктор культурологии, известный в России специалист в области музейных систем Ольга Сергеевна Сапанжа. 20 октября состоялась встреча с Ольгой Даутовой, доктором педагогических наук, заведующей лабораторией методологии и мониторинга качества педагогического образования Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования. Она рассказала о компетентностном подходе в образовании, о возможностях и рисках, которые он создает. 24 ноября 2017 г. прошла третья, завершающая лекция из цикла «Петербургские уроки». Финальную лекцию «Современная динамика культуры: центр и регионы» представил

вниманию слушателей доктор философских наук, профессор Высшей школы экономики Григорий Тульчинский (Санкт-Петербург]. 1 марта 2018 г. по инициативе В. А. Сулимова в СГУ стартовал цикл академических лекций и свободных бесед с аудиторией ведущих ученых Москвы по актуальным проблемам современного гуманитарного и педагогического знания «Московские встречи». Цикл продолжал идею «Петербургских уроков». Первым лектором стала профессор Московского государственного лингвистического университета (Институт имени Мориса Тореза] Ирина Малыгина. Свою лекцию она посвятила теме «Современные тенденции формирования российской идентичности». 24 марта прошла вторая встреча из цикла академических лекций от ведущих ученых Москвы. Лектором выступила доктор философских наук, профессор Ольга Астафьева. Темой лекции стала «Региональная культурная среда: состояние, перспективы, модернизации, технологии и поиски смысла в социокультурных изменениях».

Среди других преподавателей кафедры — доктор философских наук (2009 г.], профессор Виктор Викторович Муравьев, в 1974— 2008 гг. работавший в СГУ, затем в 2008—2014 гг. — в КГПИ. Его научные интересы связаны с изучением религии и проблем народонаселения, историей и теорией культуры [27]. Доктор философских наук (2004 г.], профессор Николай Федосеевич Зюзев является специалистом в области философии и социологии. В 1995—2011 гг. он преподавал на кафедре философии, социологии и политологии КГПИ, в 2006—2009 гг. — на кафедре философии, социологии и политологии УГТУ (с 2008 г. — зав. кафедрой]; в 2010—2011 гг. — на кафедре философии и культурологии СГУ В 2005—2006 гг. Н. Ф. Зюзев проходил стажировку в Гарвардском университете (США], в 2012— 2015 гг. преподавал в Масси колледж (Университет Торонто, Канада], с 2015 г. вновь в СГУ Автор монографий «Философия любви Питирима Сорокина» [28], «'Американские горки" Пити-рима Сорокина: "Зырянский мудрец" глазами заокеанских социологов» [29], «Питирим Александрович Сорокин» [30], др.

Культурологи кафедры М. И. Бурлыкина, В. В. Муравьев, В. А. Су-лимов, И. Е. Фадеева были включены в экспертный совет Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России по новому направлению «Теология» (с 2016 г.]. В качестве экспертов они принимали активное участие в его заседаниях, рассматривали представленные к защите первые диссертации по теологии.

Международное признание научной общественности получила ежегодная научная конференция под общим названием «Семи-озис и культура», проводимая с 2003 г. в Сыктывкаре по инициативе И. Е. Фадеевой, которая являлась основным организатором форума вместе с В. А. Сулимовым. 28—29 мая 2015 г. XI Международная научная конференция «Семиозис и культура. Антропология современности» впервые состоялась на базе СГУ. В заседаниях приняли участие более 60 ученых — философов, культурологов, социологов, историков, филологов, педагогов из крупнейших университетских центров России (Москва, Санкт-Петербург, Орел, Волгоград, Пермь, Самара, Воронеж, Архангельск, Нижний Тагил] и зарубежных университетских центров (Финляндия, Польша, Литва, Казахстан, Узбекистан, Белоруссия, Украина]. Выступая на открытии конференции, ректор Сыктывкарского университета Марина Истиховская подчеркнула, что данная конференция стала научным брендом Республики Коми. На пленарном заседании с докладами выступили вице-президент Научно-образовательного культурологического общества России д-р искусствоведения, зав. кафедрой теории и истории культуры РГПУ им. А. И. Герцена Любовь Мосолова («Структура культурологического знания: проблемы развития»], д-р философ. н., профессор СПбГУ Кристина Забулионите («Образование человека: трансформации вопроса в культурфило-софской мысли»], д-р философ. н., профессор Высшей школы экономики (Санкт-Петербург] Григорий Тульчинский («Справедливость и справедливости: типы справедливости, власти и соответствующих конфликтов»], д-р философ. н., профессор, зам. руководителя экспертно-аналитического Центра развития образовательных систем в сфере культуры научно-исследовательского Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Екатерина Шапинская («Произведение искусства в эпоху его цифровой воспроизводимости»] и другие ученые. 29 мая прошли заседания трех секций: «Cultural Studies: человек в текучей современности», «Homo Aestheticus: пространства художественных практик» и «Понимание истории и проблема человека». 27—28 мая 2016 г. в СГУ состоялась XII Международная научная конференция, посвященная актуальным проблемам современной культуры и культурологии «Семиозис и культура. Языки, коды, практики». После ухода из жизни организаторов конференции И. Е. Фадеевой и В. А. Сулимова работа ненадолго приостановилась, но вскоре возобновилась. XIII Меж-

дународная научная конференция «Семиозис и культура: человек в современном коммуникативном пространстве» прошла в СГУ с 13 по 15 декабря 2018 г. Работали секции: «Культура: проблемы и перспективы, вопросы образования», «Искусство в пространстве коммуникаций», «Культура: проблемы и перспективы, вопросы образования», «Семиозис и культура. Взгляд молодых». Конференция объединила около полусотни исследователей, аспирантов, студентов и общественных деятелей из Сыктывкара, Санкт-Петербурга, Мурманска, Вологды, а также Италии и США. [31]. С приветственным словом к присутствующим обратилась ректор, д.п.н., профессор О. А. Сотникова, которая подчеркнула значимость конференции в гуманитарной среде. Прозвучали пленарные доклады доцента Н. Е. Вокуева («Памяти И. Е. Фадеевой и В. А. Сулимова»], профессора Н. Ф. Зюзева («Питирим Сорокин и его последователи»], профессора университета Салерно (Италия] Эмилианы Мангоне («"Террор" в информационном поле: как событие превращается в моральную панику»], профессора Высшей школы экономики (Санкт-Петербург] Г. Л. Тульчинского («Оценочно-эмоциональные факторы смыслоо-бразования: нормативно-ценностные паттерны нарративов культуры»], д-ров культурологии, профессоров Санкт-Петербургского института культуры и искусства С. Н. Иконниковой, И. В. Леонова («Запрет и цензура в культуре: связь и различие»], профессора университета Западной Вирджинии (США] Лоуренса Николза («Пити-рим Сорокин и Роберт Мертон: история взаимоотношений»]. Материалы конференции были опубликованы в журнале «Человек. Культура. Образование» [32]. Следующая, XIV Международная научная конференция «Семиозис и культура. Человек, общество, культура и процессы социальной трансформации» вновь прошла в СГУ в конце года — с 5 по 7 декабря 2019 г. В рамках работы конференции были организованы пленарные и секционные заседания по направлениям: «Трансформационные процессы в современном мире»; «Будущее культуры: культура будущего»; «Культура и политика как современные факторы социальной идентификации: взаимосвязи, приоритеты, стратегии»; «Культурная политика государства: современные вызовы и реакции»; «Языковые процессы в современном политическом дискурсе»; «Роль СМИ и цифровой культуры в культурных процессах»; «Проблемное поле социальных и культурных процессов в практике подготовки специалистов: современные образовательные стратегии»; «Современное образование:

социально-культурные проблемы и задачи»; «Процессы глобализации/антиглобализации и сетевой мир»; «Проблемы самоопределения социума и личности в культурной истории человечества»; «Человек как проблема философии, антропологии и социологии культуры»; «Россия и ее народы — единство культуры, государства или этноса»; «Культурное пространство России: исторические истоки и современное состояние. По результатам работы конференции опубликован сборник трудов [33]. Вернувшись к традиционной дате, XV Международная научная конференция «Семиозис и культура. Современные культурные практики» была проведена весной, 28—29 мая 2021 г. В ее работе приняли участие ученые из Швеции, Китая, Белоруссии и Киргизии, на основе докладов которых издана коллективная монография [34]. Главное направление конференции — исследование современных культурных практик в различных сферах культуры. Определенное внимание также уделено культурным процессам, происходящим в интернет-пространстве. Рассмотрены проблемы: «Культурное наследие и культурная память»; «Культура и искусство в пространстве коммуникации»; «Трансформационные процессы в языке и художественной культуре»; «Визуальные практики: традиции и современность». Очередная встреча участников конференции «Семиозис и культура» запланирована на 26—28 мая 2022 г. в рамках Международной научной конференции «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века».

Заключение. Исследования в области культурологии в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина вышли далеко за пределы внутриуниверситетского уровня, приобрели международное признание. Они реализуются в форме защиты кандидатских и докторских диссертаций, организации международных и всероссийских научных конференций, издания монографий и сборников научных трудов, привлекающих внимание научной общественности.

список источников

1. Коми народный эпос / сост., перевод, комм. и автор вступит. ст. А. К. Микушев. М.: Наука, 1987. 686 с.

2. История Коми литературы : в 3 т. / отв. ред. А. К. Микушев. Сыктывкар, 1979—1981. Т. 1. 1979. 274 с.; Т. 2. 1980. 327 с.; Т. 3. 1981. 431 с.

3. Ученый финно-угровед профессор Е. А. Игушев : сборник статей и документов / сост. М. И. Бурлыкина, М. А. Лодыгина. Сыктывкар, 2019. 200 с.

4. Игушев Е.А. Культура финно-угорских народов. Сыктывкар: Анбур, 2019. 143 с.

5. Лудыкова В. М., Федина М. С. Сопоставительная грамматика коми и русского языков. Сыктывкар, 2001. 98 с.

6. Лудыкова В. М. Современный коми язык. Сыктывкар, 2010. 121 с.

7. Бурлыкина М. И., Задорожный В. Н. История Сыктывкарского государственного университета: годы становления. Сыктывкар, 2012. 200 с.

8. Цвет и свет в художественном произведении : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Т. Я. Гринфельд-Зингурс. Сыктывкар, 1990. 125 с.

9. «Чувство природы» в русской литературе / отв. ред. Т. Я. Гринфельд-Зингурс. Сыктывкар, 1995. 432 с.

10. Человек в среде обитания: пространство природы, пространство социума : сборник трудов к 90-летию Таисии Яковлевны Гринфельд-Зингурс / отв. ред. Т. С. Канева. Сыктывкар, 2017. 162 с.

11. Гурленова Л.В. Чувство природы в русской прозе 1920—1930-х годов. Сыктывкар, 1998. 179 с.

12. Волкова Т. Ф. Древнерусская литература в круге чтения печорских крестьян: печорские редакции средневековых повестей. Сыктывкар, 2005. 306 с.

13. Волкова Т. Ф. Сюжет и вымысел в историческом повествовании Древней Руси XI—XVI веков. Сыктывкар, 2020. 113 с.

14. Волкова Т. Ф. Анализ художественной прозы. Сыктывкар, 2021. 174 с.

15. Бурлыкина М. И. Сыктывкарский государственный университет: энциклопедия. Сыктывкар, 2017. 257 с.

16. Мелихов М. В. Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г. и традиции русского историко-беллетристического повествования XV—XVI вв. : автореф. дис. ... к.ф.н. Л., 1988. 16 с.

17. Мелихов М. В. Древнерусские воинские повести: проблемы сюже-тосложения и идейно-художественная трансформация жанра в литературной и рукописной традиции XV—XVIII вв. : автореф. дис. ... д.ф.н. СПб., 2003. 32 с.

18. Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов. Видения, письма, записки / подгот. текста, вступ. ст. и примеч.: М. В. Мелихов. М., 2005. 422 с.

19. Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: содержание и эволюция. Л.,1988. 157 с.

20. Н. И. Кареев: прожитое и пережитое / подгот. текста, вступ. ст. [с. 5—45] и коммент. В. П. Золотарева. Л., 1990. 382 с.

21. Бурлыкина М. И. Музеи высших учебных заведений дореволюционной России (1724—1917]. Сыктывкар, 2000. 238 с.

22. Бурлыкина М. И. История университетских музеев дореволюционной России. Сыктывкар, 2019. 265 с.

23. Бурлыкина М. И. Московский государственный университет. История музейного дела (1755—2015] / под ред. А. В. Смурова, В. В. Снакина. М., 2015. 320 с.

24. Фадеева И. Е., Сулимов В. А. Семиозис: субъективная антропология символической реальности. СПб.: Астерион, 2013. 252 с.

25. Фадеева И. Е., Сулимов В. А. Антропология Питирима Сорокина: парадоксы интегрализма. СПб., 2015. 158 с.

26. Фадеева И. Е., Сулимов В. А. Человек в культуре Севера: от модерна к модернизации. СПб., 2016. 200 с.

27. Муравьев В. В. Становление культуры воспроизводства народонаселения. Сыктывкар, 2010. 299 с.

28. Зюзев Н. Ф. Философия любви Питирима Сорокина. Сыктывкар, 2000. 158 с.

29. Зюзев Н. Ф. «Американские горки» Питирима Сорокина: «Зырянский мудрец» глазами заокеанских социологов. Сыктывкар, 2009. 237 с.

30. Зюзев Н. Ф. Питирим Александрович Сорокин. Сыктывкар, 2019. 258 с.

31. Семиозис и культура: человек в современном коммуникативном пространстве: XIII Международная научная конференция : программа. Сыктывкар: СГУ им. Питирима Сорокина, 2018. 12 с.

32. Человек. Культура. Образование. 2019. № 1. С. 93—178.

33. Семиозис и культура: человек, общество, культура и процессы социальной трансформации [Электронный ресурс]: XIV Межд. науч. конф. (6—7 декабря 2019 г.] : сб. материалов / отв. ред. Н. А. Волокитина. Сыктывкар, 2020.

34. Семиозис и культура: современные культурные практики [Электронный ресурс]: XV Межд. науч. конф. (28—29 мая 2021 г.] : колл. моногр. / под ред. Г. Л. Тульчинского, Л. В. Гурленовой. Сыктывкар, 2021.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Komi narodnyy epos [Komi folk epic] / comp., translation, comment. and the author will enter. art. A. K. Mikushev. Moscow: Nauka, 1987. 686 p. (In Russ.]

2. Istoriya Komi literatury [The history of Komi literature]: in 3 volumes / ed. by A. K. Mikushev. Syktyvkar, 1979—1981. Vol. 1. 1979. 274 p.; Vol. 2. 1980. 327 p.; Vol. 3. 1981. 431 p. (In Russ.]

3. Uchenyy finno-ugroved professor Ye. A. Igushev [Scholar of Finno-Ugric studies Professor E. A. Igushev]: collection of articles and documents / comp. M. I. Burlykina, M. A. Lodygina. Syktyvkar, 2019. 200 p. (In Russ.]

4. Igushev E.A. Kul'tura finno-ugorskikh narodov [Culture of the Finno-Ugric peoples]. Syktyvkar: Anbur, 2019. 143 p. (In Russ.]

5. Ludykova V. M., Fedina M. S. Sopostavitel'nayagrammatika komi i russkogo yazykov [Comparative grammar of Komi and Russian languages]. Syktyvkar, 2001. 98 p. (In Russ.)

6. Ludykova V. M. Sovremennyy komi yazyk [Modern Komi language]. Syktyvkar, 2010. 121 p. (In Russ.)

7. Burlykina M. I., Zadorozhny V. N. Istoriya Syktyvkarskogo gosudarstven-nogo universiteta: gody stanovleniya [The history of Syktyvkar State University: the formative years]. Syktyvkar, 2012. 200 p. (In Russ.)

8. Tsvet i svet v khudozhestvennom proizvedenii [Color and light in a work of art: inter-university collection of scientific tr.] / ed. by T. Ya. Grinfeld-Zingurs. Syktyvkar, 1990. 125 p. (In Russ.)

9. «Chuvstvo prirody» v russkoy literature [«The feeling of nature» in Russian literature] / ed. by T. Ya. Grinfeld-Zingurs. Syktyvkar, 1995. 432 p. (In Russ.)

10. Chelovek v srede obitaniya: prostranstvo prirody, prostranstvo sotsiuma [Man in the habitat: the space of nature, the space of society]: a collection of works for the 90th anniversary of Taisiya Yakovlevna Grinfeld-Zingurs / ed. by T. S. Kaneva. Syktyvkar, 2017. 162 p. (In Russ.)

11. Gurlenova L. V. Chuvstvo prirody v russkoy proze 1920—1930-kh godov [The feeling of nature in Russian prose of the 1920s—1930s]. Syktyvkar, 1998. 179 p. (In Russ.)

12. Volkova T. F. Drevnerusskaya literatura v kruge chteniya pechorskikh krest'yan: pechorskiye redaktsii srednevekovykh povestey [Ancient Russian literature in the reading circle of the Pechora peasants: Pechora editions of medieval stories]. Syktyvkar, 2005. 306 p. (In Russ.)

13. Volkova T. F. Syuzhet i vymysel v istoricheskom povestvovanii Drevney Rusi XI—XVI vekov [Plot and fiction in the historical narrative of Ancient Russia of the XI-XVI centuries]. Syktyvkar, 2020. 113 p. (In Russ.)

14. Volkova T. F. Analiz khudozhestvennoy prozy [Analysis of fiction]. Syktyvkar, 2021. 174 p. (In Russ.)

15. Burlykina M. I. Syktyvkarskiy gosudarstvennyy universitet: entsiklo-pediya [Syktyvkar State University: encyclopedia]. Syktyvkar, 2017. 257 p. (In Russ.)

16. Melikhov M. V. Povest' o vzyatii Tsar'grada turkami v 1453 g. i traditsii russkogo istoriko-belletristicheskogo povestvovaniya XV—XVI vv. [The story of the capture of Constantinople by the Turks in 1453 and the traditions of the Russian historical and fictional narrative of the 15th — 16th centuries]: abstract of the dissertation ... Ph.D., 1988. 16 p. (In Russ.)

17. Melikhov M. V. Drevnerusskiye voinskiye povesti: problemy syuzheto-slozheniya i ideyno-khudozhestvennaya transformatsiya zhanra v literaturnoy i rukopisnoy traditsii XV—XVIII vv. [Ancient Russian military stories: problems of plot composition and ideological and artistic transformation of the genre in

the literary and manuscript tradition of the 15—18th centuries]: abstract of the dissertation of the Doctor of Philology of St. Petersburg, 2003. 32 p. (In Russ.)

18. Pechorskiy staroobryadcheskiy pisatel' S. A. Nosov. Videniya, pis'ma, zapiski [Pechora Old Believer writer S. A. Nosov. Visions, letters, notes are prepared] / text, introductory article and note: M. V. Melikhov. M., 2005. 422 p. (In Russ.)

19. Zolotarev V. P. Istoricheskaya kontseptsiya N. I. Kareyeva: soderzhaniye i evolyutsiya [Historical concept of N. I. Kareev: content and evolution]. L., 1988. 157 p. (In Russ.)

20. N. I. Kareyev:prozhitoye iperezhitoye [N. I. Kareev: lived and experienced] / podgot. text, intro. art. [pp. 5—45] and comment. V. P. Zolotarev. L., 1990. 382 p. (In Russ.)

21. Burlykina M. I. Muzei vysshikh uchebnykh zavedeniy dorevolyutsionnoy Rossii (1724—1917) [Museums of higher educational institutions of pre-revolutionary Russia (1724—1917)]. Syktyvkar, 2000. 238 p. (In Russ.)

22. Burlykina M. I. Istoriya universitetskikh muzeyev dorevolyutsionnoy Rossii [History of university museums of pre-revolutionary Russia]. Syktyvkar, 2019. 265 p. (In Russ.)

23. Burlykina M. I. Moskovskiy gosudarstvennyy universitet. Istoriya muzeynogo dela (1755—2015) [Moscow State University. The history of museum business (1755—2015)] / edited by A.V. Smurov, V. V. Snakin. Moscow, 2015. 320 p. (In Russ.)

24. Fadeeva I. E., Sulimov V. A. Semiozis: sub»yektivnaya antropologiya simvolicheskoy real'nosti [Semiosis: subjective anthropology of symbolic reality]. St. Petersburg: Asterion, 2013. 252 p. (In Russ.)

25. Fadeeva I. E., Sulimov V. A. Antropologiya Pitirima Sorokina: paradoksy integralizma [Anthropology of Pitirim Sorokin: paradoxes of integralism]. St. Petersburg, 2015. 158 p. (In Russ.)

26. Fadeeva I. E., Sulimov V. A. Chelovek v kul'ture Severa: ot moderna k modernizatsii [Man in the culture of the North: from modernity to modernization]. St. Petersburg, 2016. 200 p. (In Russ.)

27. Muravyev V. V. Stanovleniye kul'tury vosproizvodstva narodonaseleniya [Formation of the culture of population reproduction]. Syktyvkar, 2010. 299 p. (In Russ.)

28. Zyuzev N. F. Filosofiya lyubvi Pitirima Sorokina [Philosophy of love by Pitirim Sorokin]. Syktyvkar, 2000. 158 p. (In Russ.)

29. Zyuzev N. F. «Amerikanskiye gorki» Pitirima Sorokina: «Zyryanskiy mudrets» glazami zaokeanskikh sotsiologov [«Roller coaster» by Pitirim Sorokin: «The Zyryansky sage» through the eyes of overseas sociologists]. Syktyvkar, 2009. 237 p. (In Russ.)

30. Zyuzev N. F. Pitirim Aleksandrovich Sorokin [Pitirim Alexandrovich Sorokin]. Syktyvkar, 2019. 258 p. (In Russ.)

31. Semiozis i kul'tura: chelovek v sovremennom kommunikativnom prostranstve [Semiosis and culture: Man in the modern communicative space]: 13th International Scientific Conference: Program. Syktyvkar, 2018. 12 p. (In Russ.)

32. Chelovek. Kul'tura. Obrazovaniye [Man. Culture. Education], 2019, no. 1, pp. 93—178. (In Russ.)

33. Semiozis i kul'tura: chelovek, obshchestvo, kul'tura iprotsessy cotsial'noy transformatsii [Semiosis and culture: man, society, culture and processes of social transformation] [Electronic resource]: XIV International Scientific Conference (December 6—7, 2019): collection of materials / ed. by N. A. Volo-kitina. Syktyvkar, 2020. (In Russ.)

34. Semiozis i kul'tura: sovremennyye kul'turnyye praktiki [Semiosis and culture: modern cultural practices] [Electronic resource]: 15th International Scientific Conference (May 28—29, 2021): coll. monograph / edited by G. L. Tulchinsky, L. V. Gurlenova. Syktyvkar, 2021. (In Russ.)

Сведения об авторе / Information Майя ивановна Бурлыкина

доктор культурологии, профессор, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

167001, Россия, Сыктывкар, Октябрьский пр., 55

about the author Maiya I. Burlykina

Doctor of Culture Studies, Professor, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar

55, Oktyabrsky Prosp., Syktyvkar, 167000, Russia

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.02.2022

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.03.2022

Принята к публикации / Accepted for publication 09.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.