уполномоченным полиции, профилактическая работа должна быть приоритетной и первостепенной. Необходимо возможности и преимущества профилактики преступлений и правонарушений поставить в один ряд с традиционными видами работы органов внутренних дел (раскрытие и расследование преступлений). Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции».
2. Приказ МВД России от 31.12.2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».
3. Тарабрин, С.В. Правовой статус участкового уполномоченного милиции // Административное право и процесс. - 2010. - № 5.
© Лесовик И.В., Лесовик А.Ф., 2016
УДК 342
Е.С. Лозоватская-Долинская
Студент 2 курса магистратуры института государства и права Сургутский государственный университет Научный руководитель: Н.А. Филиппова Профессор кафедры государственного и муниципального права доктор юридических наук, доцент, заслуженный юрист ХМАО-Югры
Сургутский государственный университет Г. Сургут, Российская Федерация
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Официальной датой появления института омбудсмена принято считать 1809 год. Именно тогда в Швеции появился парламентский комиссар - должностное лицо, призванное осуществлять контроль и надзор за соблюдением исполнительной и судебной властью нормативно-правовых актов, принятых представительным органом. Шведский парламент первым в мире решил, что необходим новый орган, контролирующий чиновников [1]. И в последствии более ста лет этот правозащитный институт существовал только в этой стране.
Второй страной в мире, которая ввела у себя должность парламентского омбудсмена, стала Финляндия. В принятой 17 июля 1919 года Конституции Финляндии законодательно закреплялось создание омбудсмена юстиции Ушййе Ombudsmanen), действующего параллельно и независимо от канцлера юстиции, который существовал ранее и осуществлял контроль за деятельностью правительства и администрации [2].
В 1952 году стортинг (парламент) Норвегии принимает закон о военном омбудсмене, а в 1953 году должность омбудсмена вводится Конституцией в Дании "для контроля за деятельностью гражданской и военной администрации государства".
В 1967 году Закон о Парламентском комиссаре по делам администрации был принят в Великобритании. Парламентский Уполномоченный в Великобритании назначается формально по прямому предложению правительства. Однако для его назначения необходимо согласие лидеров партий, представленных в парламенте.
В 1967 году омбудсмен появился в ряде провинций Канады. А уже через десять лет, в 1977 году, эта должность существовала во всех канадских провинциях.
Постепенно процесс становления этого государственного правозащитного института распространился и на Австралию. Так, например, в 1971 году служба омбудсмена появилась в Западной Австралии, в 1972 году - в Южной Австралии, в 1973 году - в Виктории. В 1975 году омбудсмен, или проведор (поручитель)
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
юстиции, появляется в Португалии. В 1981 году структура омбудсмена - Народного защитника (Defensor del Pueblo) учреждается в Испании. Вслед за Испанией по такому же образцу создается институт омбудсмена (народного защитника) в государствах Латинской Америки - Колумбии, Эквадоре, Перу, Боливии, Аргентине, Венесуэле, Чили, а также в странах Карибского бассейна [3].
В Российской Федерации Федеральный Конституционный Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года, одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 года и подписан Президентом 26 февраля.
В настоящее время такой институт функционирует в Австрии, Бельгии, Египте, Израиле, Индии, Ирландии, Италии, на Кипре, в Нидерландах, Франции, Швейцарии, Японии и многих других государствах [3].
Как показывает мировой опыт, институт омбудсмена вводится тремя разными путями: на основе конституционных положений, развитых позже в законодательстве; в результате принятия специального закона и более позднего закрепления указанного института на конституционном уровне; на базе специального закона без фиксации в конституции.
В федеративном государстве возможны три варианта системы института омбудсмена:
• должность омбудсмена учреждается на всех уровнях;
• должность омбудсмена учреждается лишь на федеральном уровне;
• должность омбудсмена учреждается лишь на уровне субъектов федерации [4].
Например, в Канаде есть омбудсмены на федеральном и провинциальном уровнях, в Австралии - на общефедеральном уровне и уровне штатов. В ФРГ Уполномоченный бундестага по обороне входит в систему общефедеральных органов, в землях же военных омбудсменов нет, но в отдельных землях (Северный Рейн - Вестфалия, Гессен, Баден - Вюртемберг) имеются омбудсмены, рассматривающие жалобы на органы и должностных лиц гражданской администрации. В Австрии коллегия народной правозащиты является общефедеральной, но допускается создание аналогичных органов в землях. В настоящее время в 7 землях из 9 такие органы существуют. Иногда, в некоторых федерациях (Танзания, Пакистан) омбудсмен действует только на федеральном уровне. В иных же странах (США, Индия), наоборот, в определенных штатах имеются омбудсмены, а на федеральном уровне данный институт не учрежден [5].
В то время как Уполномоченный по правам человека в РФ - это государственная должность РФ, предусмотренная Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", региональные омбудсмены отнесены к государственным должностям субъекта РФ. На данный момент уполномоченные по правам человека работают только в 81 субъекте РФ из 85 (формально по закону регионы не обязаны иметь омбудсмена).
До 2015 года каждый регион принимал закон об уполномоченном исходя исключительно из своих собственных представлений о требованиях к такому должностному лицу и его полномочиях. Такой подход зачастую порождал неодинаковый набор прав и обязанностей омбудсменов в разных субъектах РФ. 17 апреля 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека». Теперь положения о региональных омбудсменах детально прописаны на федеральном уровне -теперь им посвящена отдельная норма (ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») [6].
В мире существуют международные органы омбудсмена, например, Международный институт омбудсмена, Верховный Комиссар Организации Объединенных наций по правам человека, Комиссар Совета Европы по правам человека, Европейский омбудсмен и др.
Безусловно, институт Уполномоченного по правам человека является уникальным правозащитным механизмом, который основываясь на многолетнем опыте развития, функционирует в интересах собственного народа и имеет под собой основания для дальнейшего развития.
Список использованной литературы: 1. Доспаев М.А. Международный опыт развития института омбудсмена // Вестник КРСУ [Электронный
ресурс] URL: http://www.lib.krsu.edu.kg/uploads/files/public/2021.pdf (дата обращения: 23.02.2015).
2. Финляндия. Парламентский омбудсмен. Закон о Парламентском омбудсмене / Национальные омбудсмены. Варшава, 1999. С. 377
3. Волков Н.А. Возникновение и особенности функционирования института уполномоченных по правам человека (омбудсменов) в зарубежных странах // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 3. С.98
4. А.Ю. Сунгуров. Институт омбудсмена: эволюция традиций и современная практика. С.59.
5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под. ред. А.С. Автономова. - М., 2001., С. 88
6. Электронный ресурс ГАРАНТ.РУ: http://www.garantru/article/621669/#ixzz3z7UcLMuz
© Лозоватская-Долинская Е.С., Филиппова Н.А. 2016.
УДК 342
М.С. Малая
Студент 2 курса магистратуры института государства и права Сургутский государственный университет Научный руководитель: Н.Н. Жадобина кандидат юридических наук, доцент Сургутский государственный университет Г. Сургут, Российская Федерация
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Законодательство в сфере ТЭК в настоящее время является одним из самых сложных и детально регламентированных. Данными обстоятельствами объясняется то пристальное внимание, которое уделяется проблеме развития конкуренции в сфере энергетики, что, соответственно, отражается на степени регулирования и контроля со стороны ФАС России, и поэтому, на взгляд автора, наиболее актуальные особенности деятельности ФАС России подлежат отдельному рассмотрению.
ФАС России обладает общими и специальными полномочиями в сфере регулирования энергетики. Общие закреплены в нормах Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон О защите конкуренции), специальные - в нормах Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), а также в подзаконных нормативно-правовых актах (Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»[1], Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности», Постановление Правительства РФ от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»[2], приказы ФАС России).
К числу ключевых специальных полномочий антимонопольной службы в сфере ТЭК относятся:
- контроль за установлением случаев манипулирования ценами на электрическую энергию и мощность на оптовом и розничных рынках;
- контроль за соблюдением правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность);