Научная статья на тему 'Становление и развитие художественной критики в истории культуры Сибири дореволюционного периода'

Становление и развитие художественной критики в истории культуры Сибири дореволюционного периода Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Строй Л. Р.

В статье исследуется тема сложения и развития художественной критики городов: Томска, Иркутска, Красноярска в культурном пространстве Сибири дореволюционного периода. Исследуются процессы влияния художественной критики на становление регионального художественного образования и выставочную деятельность местных мастеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие художественной критики в истории культуры Сибири дореволюционного периода»

3. Житков С.М. Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России за столетний период 1798 - 1898 гг. (С.М. Житков). - СПб., 1900.

4. Краткий исторический очерк двухсотлетия города Кронштадта (сост. Ф.А. Тимофеевский) - Кронштадт: Типография «Кронштадтского вестника», 1913.

5. Селяничев А.К. Кронштадт - крепость русской морской славы / А.К. Селяничев. - М.: Воениздат, 1954.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ СИБИРИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА

© Строй Л.Р.

Красноярский государственный художественный институт, г. Красноярск

В статье исследуется тема сложения и развития художественной критики городов: Томска, Иркутска, Красноярска в культурном пространстве Сибири дореволюционного периода. Исследуются процессы влияния художественной критики на становление регионального художественного образования и выставочную деятельность местных мастеров.

В научных исследованиях истории культуры Сибири дореволюционного периода изучение художественной критики региона приобретает особую актуальность. До сегодняшнего дня это явление интересовало исследователей, занимавшихся историей и теорией культуры Сибири, только в качестве некоего фона, на котором происходили творческие поиски местных мастеров. Такой подход ограничивал эту сферу художественного творчества общими суждениями, Но сегодня назрела необходимость в актуализации этого знания. Это позволит сформировать целостную картину художественной культуры Сибири прошлого.

Данная тема сколь малоизученна, столь и многопланова. Остановимся на некоторых фактах, обладающих научной значимостью.

Одно из первых критических упоминаний в местной прессе о творчестве В.И. Сурикова относится к 1876 году: «На последней выставке ученических работ в петербургской академии художеств на заданную тему, обратила на себя внимание наилучшим выполнением картина г. Сурикова. Г. Суриков - сибиряк, из Красноярска. Картина писана на 1-ю золотую

медаль и изображает «Апостола Павла пред Фесом и Агриппою». Хотя первая медаль никому не присуждена, но работа г. Сурикова признана первою и талант его несомненен» [1].

В 1887 году, когда имя Сурикова гремело на всю Россию, в иркутской газете «Восточное обозрение» анонимный автор с восторгом рассказывает о новом произведении живописца - «Боярыня Морозова», подробно описывая картину и цитируя «поучительное замечание Стасова». Критик замечает: «Талант г. Сурикова выдвинулся уже несколько лет, художник получил полное художественное образование и был за границей. Имя его стоит на той же высоте теперь, как и имя Перова» [2]. В этой же газете через 2 года неизвестный обозреватель «Н.Я» напишет о творчестве Сурикова, набирающем мощь и признание, несколько теплых слов: «К числу художественных новостей мы должны присоединить и картину, которую мы видели в красноярском музее, - прекрасную картину, изображающую бедного самарянина и написанную г. Суриковым, красноярским уроженцем, завоевавшим уже имя своими выдающимися картинами на столичных выставках» [3].

Несомненно, имя Сурикова всегда было знаковым для сибирской культуры. Сам же Суриков признавался, что: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье» [4, С. 132]. Действительно, Сибирь всегда была особым культурным пространством в истории России, ведь именно сибиряками в конце XIX века было организовано «Общество содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам», суть работы которого заключалось в поиске любой помощи студентам, учившимся в северной столице. Такая удивительная сплоченность сибиряков XIX столетия восхищает, как вызывает почтение их отношение к Сибири. Для них родная земля воспринималась не в контексте конкретного населенного пункта: Красноярска, Иркутска, Тобольска, Ачинска или Минусинска, а именно как «Сибирь -матушка» - единая, сильная, родная. Именно в этом, мы полагаем, и заключается феномен сибирской культуры.

В конце XIX века на фоне информации в прессе о развитии столичного искусства, сибиряки все более настойчиво стали ставить проблему необходимости местного искусства, поскольку «Сибирь бедна доселе художниками и художественными произведениями» [5]. Об этом же пишет и другой неизвестный критик в 1880 году: «Мы мало поставляем служителей искусству в общие ряды художников России; Сибирь не представлена ни в произведениях романистов и беллетристов, ни в произведениях живописцев» [6]. Таким образом, автор поднимает глобальную проблему своего времени - сибирские художники есть, но их мало, картины, достойные внимания написаны, но они, как правило, в частных коллекциях. Столичное искусство не затрагивает особенностей сибирской жизни, оно

их просто не знает, «... касается мало особенностей нашего быта. Мы в ней не встречаемся с картинами нашей местной жизни; в тех картинах, которые она рисует, мы не видим своих белковщиков, зверовщиков, не видим бродяг, с которыми мудрено в Сибири не встретиться, и т.п., а напротив перед нами рисуют очень часто картины, которые для нас чужды и не знакомы...» [6].

Итак, вопрос о необходимости художественного образования в Сибири на рубеже Х1Х-ХХ веков стоял достаточно остро. Эта тема сегодня достаточно изучена, как известна роль Сурикова в этом процессе. И все же, уместно дополнить существующее видение документальными свидетельствами тех лет. Например, статья «Классы рисования и живописи», опубликованная в томской газете «Сибирское слово», № 43 от 24 февраля 1911 года. В ней автор Адрианов пишет, что «все начинания в этой области, а их было не мало в разных городах Сибири, скоро глохли и сами собой прекращались, не оставляя сколько-нибудь заметных следов своего существования. Едва ли не первой такой попыткой было учреждение около 20 лет тому назад рисовального класса в Томске обществом попечения о начальном образовании с М.Н. Черепановой во главе. Затем лет десять назад учредились в Иркутске рисовальные классы при только что возникшем тогда обществе распространения народного образования и народных развлечений, с Н.И. Вехотуровым во главе. Около полуторных лет назад по почину В.И. Сурикова и при материальной поддержке городского самоуправления возникает рисовальная школа в Красноярске» [7].

Становление художественного образования в сибирских городах происходило с большими проблемами, но именно это открыло новую страницу художественной жизни Сибири. Уже в 1916 году критик Байкалов пишет, что 23 февраля в залах общественного собрания г. Красноярска была открыта первая выставка картин и скульптуры сибирских художников. В экспозиции было представлено 276 работ 18 мастеров, большинство из которых красноярцы. Цель выставки «заключается в попытке положить начало к объединению местных, сибирских художников и в том, чтобы ознакомить сибирское общество с их творчеством» [8]. По мнению автора статьи, большинство представленных работ были на уровне «ученических опытов с масляными красками, акварелью и карандашом», но были художники, чье творчество привлекло внимание общественности: Г.И. Гур-кин (Алтай), В.К. Золотухин (Красноярск), Д.И. Каратанов (Красноярск), А.В. Овчинникова (Иркутск), К.И. Померанцева (Иркутск). 7 работ Г.И.Гуркина «дают представление об интересном самобытном даровании художника, облюбовавшего природу Алтая с его своеобразными вечными красотами. Горы, вода, ледники, живут жизнью.» [8]. В 20-ти картинах Золотухина Байкалов отмечает оригинальные нежно-бархатистые краски. В полотнах Каратанова критик видит особую сердечность по отношению

к родной природе: Столбам, манским горам, истинную влюбленность в Енисей, «с его хмурыми берегами, в вековую тайгу и в камни». Именно это чувство, по мнению автора статьи, делает картины художника «живыми». При этом отмечает, что «хмурое и суровое настроение вообще характерно для творчества Караганова», а недостатками его живописной манеры называется отсутствие перспективы в некоторых работах. Зато именно мастерская передача перспективы наполняет воздухом картины живописца А.В. Овчинникова. Изобилие символики в полотнах К.И. Померанцева могут вызвать непонимание со стороны зрителя, хотя художник умело передает колорит и настроение. Также критик отмечает некоторые работы М.В. Летунова, А. С. Сергеева и скульптора А.Г. Попова. Статья заканчивается выводом: «Общее впечатление от огромного большинства работ то, что художники старательно пытаются передать на полотно местную природу, а она упрямо не желает поддаваться. Сибирь, настоящая Сибирь, хмурая и ласково-величественная чувствуется только у Каратанова и Гуркина. Им она подается, - покоренная талантом, влюбленных в нее художников...» [8].

Художественная жизнь в Сибири начавшись, не затихала даже на фоне революционных событий. В газетных хрониках 1917 года на фоне политической нестабильности в стране появляется целая серия заметок о предстоящей второй сибирской выставке в г. Красноярске. Данное мероприятие должно было продолжить успех первой выставки. Ее организацией занималась группа местных художников и члены местного отдела сибирского общества помощи раненным. Среди них упоминаются имена А.А. Кусковой, А.Ф. Ефремова, Д.И. Каратанова. Посвященная памяти В.И. Сурикова, выставка должна была продемонстрировать наряду с творчеством 15 красноярских, иркутских, томских художников и работы великого сибирского живописца, находящиеся в г. Красноярске (в статье названа одна из них - «Милосердный Самарянин»). «В Иркутске уже установилась традиция устраивать ежегодно художественные выставки на Пасхе. В Красноярске, очевидно, может установиться обычай приурочивать выставку к 4-5 неделе поста. Это будет хороший обычай. И красноярцы, и другие сибиряки, по-видимому, уже не могут обходиться без художественных выставок, которые, с другой стороны, успели уже оказать огромное влияние на художественное развитие в Сибири. Художественные силы за последние годы быстро множатся» [9].

В следующем номере газеты «Енисейский край» тема этого события продолжает освещаться: «К художественной выставке нам передают, что на устраиваемой четвертой неделе поста художественной выставке, в первый день открытия предполагается доклад, посвященный жизни и деятельности покойного В.И. Сурикова» [10]. Далее 24 февраля 1917 года в той же газете был опубликован краткий анонс предстоящего события: «В

местном отделе сибирского общества уже начали поступать экспонаты на предстоящую в Красноярске выставку картин. На днях получены картины из Томска и Иркутска» [11]. В номере этой же газеты на первой странице среди информации о военных действиях помещено объявление о том же мероприятии следующего содержания: «Комиссия по устройству выставки приглашает всех художников г. Красноярска принять участие в художественной выставке имеющей быть на 4-ой недели поста в здании Общественного Собрания. Работы должны быть направлены в квартиру А.Ф. Ефремова адр. Благовещенская ул. 79 д. городского училища не позднее 27-го 28-го февраля в 3 час. Дня в тойже квартире состоится жюри из всех участников выставки живущих в г. Красноярске. Предполагается особый отдел на выставке ученических работ» [11] (статья приведена в авторском варианте - Л. С.). Точно такое же объявление повторяется в красноярской газете «Енисейский край» 25-26 февраля 1917 года (№44, 45).

Художественные выставки в крупных сибирских городах стали проходить периодически и местные мастера наконец-то получили уникальную возможность обмениваться творческими находками. Пресса стала активно освещать знаковые события культурной жизни региона и в Сибири стали появляться первые профессиональные критики. Начинался новый этап художественной жизни.

Список литературы:

1. Сибирские художники// Газета «Сибирь», Иркутск. - 1876. - 8 февраля. - № 6.

2. Новая картина сибиряка художника В.И. Сурикова // Газета «Восточное обозрение», Иркутск. - 1887. - 5 марта. - № 9.

3. Н.Я. Искусство в Сибири // Газета «Восточное обозрение», Иркутск. - 1889. - 22 октября. - № 43.

4. Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике. - Л.: «Искусство», 1977. - 384 с.

5. Газета «Восточное обозрение», Иркутск. - 1887. - 22 января. - № 3.

6. Сибирская жизнь как почва для искусства // Газета «Сибирь», Иркутск. - 1880. - 10 февраля. - № 6.

7. Адрианов. Классы рисования и живописи // Газета «Сибирское слово», Томск. - 1911. - 24 февраля. - № 43.

8. Байкалов. На выставке картин // Газета «Сибирская мысль», Красноярск - 1916. - 4 марта. - № 30.

9. Вторая художественная выставка в Красноярске // Газета «Енисейский край», Красноярск - 1917. - 9 февраля. - № 32.

10. Хроника. К художественной выставке//Газета «Енисейский край», Красноярск - 1917. - 10 февраля. - № 33.

11. Хроника. К выставке картин // Газета «Енисейский край», Красноярск - 1917. - 24 февраля. - № 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.