Методика отрицания, диспута, используемая при написании настоящей статьи, служит актуализации идеи справедливости в уголовном праве и провоцирует познавательную дискуссию, которая может быть продолжена на страницах журнала.
Список литературы
1. Городнова О.Н., Иванцова Н.В. Неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование исполнению как уголовно наказуемое деяние против правосудия // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. Нижний Новгород, 2012. № 17. С. 115-117.
2. Карпец И.И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 1973.
3. Кузнецов А.П. Предмет и метод уголовной политики // Пробелы в российском законодательстве. 2008.№ 1. С. 281-282.
4. Кулешов Ю.И. Проблемы оптимизации уголовно-правовой политики в сфере борьбы с преступлениями против правосудия // Аналитический журнал. Отрасли права. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.10.2015).
5. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.
ГОРОДНОВА Ольга Николаевна - кандидат философских наук, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
GORODNOVA, Olga Nikolaevna - Candidate of Philosophical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 342.5
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
М.В. Демидов
Рассматриваются актуальные вопросы становления и развития системы финансового контроля в России в советский период, который осуществлялся представительными органами государственной власти и созданными ими специальными органами контроля, в ее историко-право-вом аспекте. В процессе исследования автор делает выводы о том, что осуществление функций финансового контроля находилось в компетенции представительных органов государственной власти в лице Советов депутатов и создаваемых ими специальных органов контроля.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль; Советы депутатов; депутат; закон; декрет; положение; инструкция; органы контроля; государственный орган; законодательный орган; советское государство; Верховный Совет.
M.V. Demidov. FORMATION AND DEVELOPMENT OF FINANCIAL CONTROL OF REPRESENTATIVE BODIES OF THE GOVERNMENT DURING THE SOVIET PERIOD: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT
Topical issues of formation and development of system of financial control in Russia during the Soviet period which was carried out by representative bodies of the government and special bodies of control created by them, in its historical and legal aspect are considered. In the course of research the author draws conclusions that implementation of functions of financial control was in competence of representative bodies of the government represented by Councils of deputies and special bodies of control created by them.
Keywords: state financial control; Councils of deputies; deputy; law; decree; situation; instruction; control authorities; government body; legislature; Soviet state; Supreme Council.
Государственный финансовый контроль представительных органов власти в советский период значительно отличался по своей форме и содержанию от системы финансового контроля, проводимого этими органами в настоящее время. Прежде всего это связано с изменением правовой природы и принципа организации их деятельности. Если в основу функционирования Советов депутатов как представительных органов государственной власти был положен ленинский принцип о «работающих корпорациях», когда они сами принимают законы, сами организуют их исполнение и сами же осуществляют контроль за реализацией принятых ими актов, то нынешние представительные органы в Российской Федерации строят свою работу на основе принципа разделения властей.
Контрольные функции законодательных органов советского периода в области распоряжения финансовыми ресурсами страны не тождественны ныне сложившейся системе финансового контроля как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов. Изучение и анализ практики деятельности Советов депутатов и созданных ими специальных органов государственного контроля, в том числе и за распоряжением финансовыми ресурсами, имеют большое теоретическое и практическое значение в нынешних условиях развития Российского государства в целом и его субъектов в частности. Как и в советские времена, одной из актуальных задач в современных условиях остается необходимость рационального, эффективного и целевого использования бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, а также рачительное отношение к материальным ресурсам страны.
В годы советской власти осуществление функций финансового контроля кроме Советов депутатов находилось в компетенции различных специальных органов, созданных ими: начиная с рабочего контроля и завершая народным контролем. На разных этапах своего становления и развития органы, проводившие государственный контроль, в той или иной степени не только выполняли контрольные функции за совершенствованием советского аппарата, производством и распределением, но и контролировали движение финансов и распоряжение государственной собственностью.
В первые же дни существования Советского государства по инициативе В.И. Ленина был создан рабочий контроль, который должен был стать важнейшим фактором, способствующим упрочению советской власти. Организационным оформлением рабочего контроля явилось
принятие 14 (27) ноября 1917 г. Всероссийским центральным исполнительным комитетом Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов (далее - ВЦИК) и Советом народных комиссаров (далее - СНК) Положения о рабочем контроле [8].
В конце 1917 г. рабочий контроль преобразуется в Государственный контроль. Декретом Совета народных комиссаров от 5 (18) декабря 1917 г. были определены полномочия народного комиссара по Государственному контролю в СНК. Ему предоставлялось право решающего голоса по вопросам политическим и совещательного - по вопросам финансово-экономического характера. В тот же день другим Декретом была образована коллегия Государственного контроля [5].
После непродолжительной деятельности Народного комиссариата государственного контроля ВЦИК и СНК 9 апреля 1919 г. приняли Декрет «О Государственном контроле» [6]. В соответствии с ним на реорганизованный Государственный контроль возлагалась обязанность представлять на рассмотрение центральной власти конкретные предложения об упрощении советского аппарата, уничтожении параллелизма в работе, бесхозяйственности и канцелярской волокиты, о привлечении к суду должностных лиц за упущения и преступления.
К началу 1919 г. в РСФСР фактически существовали три системы контроля: Народный комиссариат государственного контроля, ведомственные контрольные органы и рабочие контрольные инспекции. В связи с этим ВЦИК Декретом от 9 февраля 1920 г. Народный комиссариат государственного контроля реорганизовал в единый орган государственного контроля - Рабоче-крестьянскую инспекцию (далее - РКИ) [7], к которой перешли все права и обязанности Народного комиссариата государственного контроля.
В апреле 1923 г. XII съезд партии принял решение о реорганизации РКИ и создании нового контрольного органа - Центральной контрольной комиссии - Рабоче-крестьянской инспекции (далее - ЦКК - РКИ). Объединение ЦКК и Наркомата РКИ не означало их полного слияния. Народный комиссар РКИ являлся одновременно председателем ЦКК, а состав коллегии наркомата формировался в основном из членов Президиума ЦКК. Тем не менее такая реорганизация положила начало подмене государственного контроля партийным контролем, усилению влияния партии на административную и хозяйственную деятельность.
На основании решения XVII съезда ВКП(б)
постановлением ЦИК и СНК СССР от 11 февраля 1934 г. система РКИ, как сыгравшая свою положительную роль, была упразднена. Вместо нее создаются два самостоятельных органа - Комиссия партийного контроля при ЦК партии и Комиссия советского контроля при Совете народных комиссаров СССР [3]. Основная обязанность Комиссии советского контроля состояла в проверке исполнения важнейших постановлений Правительства всеми звеньями государственного, в том числе и хозяйственного, аппарата в центре и на местах. Комиссия советского контроля по своей сущности и функциям, возложенным на нее, стала органом государственного контроля, полностью подотчетным Правительству СССР. Таким образом, фактически были ликвидированы органы контроля представительных органов власти, которые осуществляли определенные функции внешнего контроля, и установлена система внутреннего контроля по линии исполнительной власти.
В 1940 г. Комиссия советского контроля была реорганизована. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1940 г. на ее базе создается Народный комиссариат государственного контроля СССР [2]. В качестве одной из основных его функций был определен постоянный контроль учета, хранения и расходования денежных средств и материальных ценностей, находившихся в распоряжении государственных, кооперативных и других общественных организаций, учреждений и предприятий. До этого такой контроль осуществлялся органами Народного комиссариата финансов и внутриведомственными ревизорами. Также наркомату было вменено в обязанность подготовка для Правительства заключений по исполнению государственного бюджета, проверка исполнения решений Правительства.
В результате ряда преобразований в центре и на местах функционирующие органы государственного контроля полностью были подменены системой партийного контроля. Осуществляемый контроль хотя и назывался партийно-государственным, но, по сути, был исключительно партийным.
Декабрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС постановил преобразовать органы партийно-государственного контроля в органы народного контроля в качестве органов государственного контроля. Выполняя решение Пленума ЦК КПСС от 9 декабря 1965 г., Верховный Совет СССР принял Закон «Об органах Народного контроля в СССР». В соответствии с ним 17 декабря 1965 г. был принят Закон РСФСР «Об органах Народного контроля в РСФСР» [1].
На органы народного контроля возлагался систематический контроль за выполнением государственных планов и заданий, выявление и использование резервов народного хозяйства, вопросы повышения эффективности общественного производства, контроль за экономичным расходованием трудовых, материальных ресурсов, денежных средств и др. Практически они в отношении проверяемых ими государственных органов и хозяйствующих субъектов наделялись теми же полномочиями, что и органы партийно-государственного контроля.
Однако функции комитетов народного контроля как органов финансового контроля практически не выражались. Предназначение органов народного контроля заключалось в обеспечении контроля в целом за всеми отраслями народного хозяйства, выполнением государственных планов экономического и социального развития, деятельностью органов государственного управления. В результате контрольная деятельность этих органов распылялась на множество направлений, в том числе и контроль за рациональным использованием финансовых средств. Основная роль в осуществлении финансового контроля оставалась за органами исполнительной власти, т.е. за внутренним контролем.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в стране начался экономический спад. Была нарушена сбалансированность денежной массы и предлагаемых товаров. В данной ситуации деятельность органов народного контроля уже не могла быть эффективной. Она не вписывалась в те правовые и хозяйственные механизмы, которые стали применяться в ходе проведения экономических реформ. В итоге, хотя Съездом народных депутатов во Временном регламенте Съезда первоначально и было предусмотрено утверждение председателя народного контроля РСФСР, но затем постановлением Съезда от 16 июня 1990 г. [4] органы народного контроля в РСФСР были упразднены.
Ликвидация таких важных органов государственного контроля, образуемых представительной властью и ей подотчетных, накануне либерально-экономической реформы в стране пагубно сказалась на системе государственного контроля в целом и финансового в частности. В результате к началу 1991 г. система государственного контроля была основательно дезорганизована и разрушена.
Подводя некоторые итоги развития института финансового контроля, осуществляемого Советами депутатов и создаваемыми ими органами, можно отметить следующее:
- во-первых, в советский период развития
Российского государства, прежде всего в первые годы его существования, осуществление функций финансового контроля находилось в компетенции представительных органов государственной власти в лице Советов депутатов и создаваемых ими специальных органов контроля;
- во-вторых, по мере деформации социалистического строя в стране реальная власть постепенно сосредоточилась в руках партийного аппарата, который фактически подменил государственный контроль своим контролем;
- в-третьих, наблюдалось существенное различие между конституционно-правовым статусом и реальными возможностями представительной власти и образуемых ею органов по осуществлению финансового контроля. В силу этого потенциал советской представительной системы по реализации контрольных полномочий не был в полной мере реализован;
- в-четвертых, окончательное оформление командно-административной системы управления усилило зависимость представительных органов власти от исполнительных, тем самым во многом способствовало формализации их ведущей роли в осуществлении государственного финансового контроля, и таким образом внешний финансовый контроль был полностью подменен внутренним контролем.
Список литературы
1. Об органах Народного контроля в РСФСР: закон Российской Советской Федеративной Со-
циалистической Республики от 17 декабря 1965 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1965. № 51, ст. 1279.
2. Об образовании Народного комиссариата государственного контроля СССР: указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1940 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1940. № 31.
3. Об образовании Комиссии советского контроля при Совете народных комиссаров Союза ССР: постановление ЦИК и СНК СССР от 11 февраля 1934 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства Союза Советских Социалистических Республики. 1934. № 9, ст. 58.
4. Об упразднении органов народного контроля в РСФСР: постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 16 июня 1990 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 3, ст. 28.
5. Декрет по государственному контролю // Декреты Советской власти. М.: Гос. изд-во полит. лит. 1957. Т. 1.
6. О Государственном контроле // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1919. № 12, ст. 122.
7. Положение о Рабоче-крестьянской инспекции // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1920. № 16, ст. 94.
8. Положение о рабочем контроле // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1917. № 3, ст. 35.
ДЕМИДОВ Михаил Васильевич — доктор юридических наук, зав. кафедрой административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
DEMIDOV, Mikhail Vasilyevich - Doctor of Legal Sciences, Head of the Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 342.4
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕД ПАРЛАМЕНТАМИ РЕГИОНОВ
М.В. Демидов, Е.В. Казакова
Анализируются различные подходы к раскрытию понятия конституционно-правовой ответственности и рассматриваются основания и формы привлечения законодательными органами субъектов РФ к конституционно-правовой ответственности исполнительных органов власти регионов. Дальнейшее усиление контрольных функций парламентов субъектов авторы непосред-