вогаюсы российской юстиции выпуск n«33
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
УДК 355.469.34
Казакова Диана Анатольевна Курский государственный университет Юридический факультет Россия, Курск [email protected] Kazakova Diana Kursk State University
Faculty of Law Russia, Kursk
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ
АППАРАТОВ
Аннотация: в статье рассматривается история создание беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). На сегодняшний день прогресс в развитии беспилотных летательных аппаратов - это одно из самых важных достижений в современной авиации нескольких последних десятилетий. Несмотря на активное развитие беспилотного воздушного транспорта, до сих пор существует проблема совершенствования действующих, а также принятия новых нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по использованию беспилотных транспортных средств.
Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, авиационная техника, разработки, история, развитие, дрон.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF UNMANNED AERIAL VEHICLES
Annotation: the article discusses the history of the creation of unmanned aerial vehicles (UAVs). To date, progress in the development of unmanned aerial vehicles is one of the most important achievements in modern aviation over the past few
вопрсх:ы российской юстиции
decades. Despite the active development of unmanned air transport, there is still a problem of improving existing ones, as well as the adoption of new regulatory legal acts regulating relations on the use of unmanned vehicles.
Key words: unmanned aerial vehicle, aviation technology, developments, history, development, drone.
В течение последнего десятилетия разработка и производство беспилотных авиационных систем являются наиболее динамичным сегментом мировой авиационной отрасли и стабильно обеспечивают совокупный среднегодовой темп роста не менее 10 %. В настоящее время основные объемы этого рынка обеспечиваются потребителями из силового сектора, решающими задачи военного и специального применения, охраны границ, общественного порядка и т. п. Вместе с этим и рынок гражданского и коммерческого применения беспилотных летательных аппаратов имеет высокий потенциал роста.
Правительством Российской Федерации утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г. от 27 ноября 2021 г. №3363-р [1], основной целью которой является удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных по сравнению с лучшими мировыми аналогами.
19 сентября 2024 г. Президент России Владимир Путин на заседании Военно-промышленной комиссии РФ по вопросу развития беспилотных авиационных систем рассказал, что проектированием, испытанием и серийным выпуском БПЛА будут заниматься особые научно-производственные центры. «Ключевая задача - производить широкую линейку воздушных беспилотных аппаратов, максимально быстро наладить серийное производство такой перспективной техники», отметил Путин и призвал производителей
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
беспилотников задуматься о будущем развитии отрасли и решить, какие задачи в будущем будут решать беспилотные системы
В самом деле, Российская Федерация традиционно входит в число ведущих авиационных держав мира, имеющих развитое авиастроение. При этом, как известно, наличие собственной авиационной промышленности является одним из принципов независимого промышленного развития государства.
Отечественная авиационная техника, включая военную, обеспечивает независимость страны в целом. Беспилотные летательные аппараты (далее -БПЛА) являются одним из наиболее перспективных видов авиационной техники. Они входят в состав авиационных комплексов Российской армии и силовых ведомств. БПЛА все чаще применяются и в гражданском секторе, коммерческих предприятиях и частными лицами.
Изготовление БПЛА относится к самым высокотехнологичным производствам авиационной отрасли, составляет основу технологической самостоятельности национального авиастроения. Организация производства БПЛА на своей территории является приоритетной для любой экономики мира в силу высокой добавленной стоимости. В частности, за рубежом производство БПЛА весьма рентабельно: их мировой рынок оценивается в несколько десятков миллиардов долларов в год.
В истории создания и развития отечественных БПЛА в общем виде можно выделить пять периодов средней продолжительностью по 20 лет.
Первый период (1920-1939) характеризовался зарождением отечественной беспилотной техники и первым ее практическим применением. В СССР работы по созданию систем автоматического управления беспилотными самолетами проводились с начала 1920-х годов и имели сугубо военное предназначение. Основными направлениями в создании беспилотных управляемых средств были самолеты-мишени и самолеты-бомбы.
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
Первый экспериментальный 20-минутный полет состоялся 28 июля 1927 г. Было проведено испытание автопилота и приборов управления самолетом У-1 по радио. Самолет по команде с наземного пункта управления совершал развороты, снижение и набор высоты, полет по прямой линии [2].
В 1933 г. был испытан отечественный радиоуправляемый тяжелый бомбардировщик ТБ-1 с автопилотом АВП-2 [3]. В 1937 г. Госкомиссии СССР были продемонстрированы и другие телеуправляемые самолеты У-2 и ТБ-2.
Телесамолеты, их автопилоты и другое оборудование было принято на вооружение. В работах по созданию БПЛА принимали участие КБ и НИИ нескольких отраслей промышленности. К сожалению, Великая Отечественная война практически полностью прервала опытные работы в этом направлении.
Во втором периоде (1940-1959) создавались разведывательные БПЛА на базе серийных самолетов и самолеты-мишени на базе отработавших свой ресурс боевых самолетов, развивалось серийное производство беспилотных самолетов-мишеней.
Тем не менее, после Великой Отечественной войны в СССР продолжились разработки некоторых видов БПЛА. Так, в ОКБ им. А.С. Яковлева был разработан радиоуправляемый беспилотный самолет дозиметрического контроля Як-9В, который в 1949 г. пролетел через «атомный гриб» под Семипалатинском [4, с. 25-31]. В 1959 г. в ОКБ создали беспилотный самолет Як-25РВ [5]. С 1952 г. на базе отработавших свой ресурс МиГ-15бис, -17, -17Ф и других самолетов создавались беспилотные самолеты-мишени [6]. В 1953 г. ОКБ им. С.А. Лавочкина создало беспилотный самолет - воздушную мишень Ла-17 [7].
Третий период (1960-1979) характеризовался двумя направлениями: как интенсивным производством военных БПЛА, так и появлением БПЛА гражданских.
В военном секторе создавались беспилотные самолеты-разведчики различных классов - от стратегических до тактических БПЛА, с мощными и
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
надежными газотурбинными двигателями. Создавались наиболее крупные отечественные самолеты-мишени. Под беспилотные самолеты-мишени переоборудовали и транспортные самолеты.
Что касается гражданского сектора, то третий период характеризовался появлением в СССР гражданских БПЛА - беспилотных самолетов и вертолетов, созданных силами студенческих КБ МАИ, ЛИАП, КАИ и других вузов. Первые гражданские БПЛА были созданы в 1960-е годы и отличались разнообразием аэродинамических схем и компоновок [8]. Один из первых беспилотных самолетов был создан В.П. Махровым совместно со студентами МАИ в 1962 г. - это радиоуправляемый самолет «Синица». Известны и другие дистанционно пилотируемые летательные аппараты МАИ: РМ, «Рама», «Эльф-Д», «Потап», «Комар» и др. БПЛА использовали в интересах народного хозяйства, для проверки своего изобретенного оборудования, отработки принципов управления аппаратами.
Четвертый период (1980-1999) характеризовался дальнейшим развитием и одновременным расширением двух направлений:
1) в военном секторе создавались беспилотные системы на качественно новом уровне: стратегические БПЛА (Ту-300 «Коршун»), самолеты-мишени «Дань», тактические БПЛА малой дальности в ОКБ А. С. Яковлева - «Пчела-60С», «Шмель» и «Пчела-1Т» [9, с. 35-37], многоцелевые беспилотные вертолеты малой (Ка-37) и средней дальности (Ка-137) в ОАО «Камов» [10] и другие БПЛА;
2) в гражданском секторе были созданы уникальные для своего времени БПЛА в МАИ. Среди них известны БПЛА самолетного типа с гибким крылом -АГК-1, БПЛА вертолетного типа - ДПВ-100, «Ворон», БПЛА-конвертоплан -СВВП и др.
Необходимо отметить, что середина 1980-х годов явилась и наивысшей точкой развития и производства советских БПЛА. Так, в Советской армии на
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
вооружении 30 воинских частей стояли тысячи БПЛА различного назначения. Одних только Ту-143 «Рейс» было изготовлено 950 экземпляров.
Пятый период (с 2000 г. по настоящее время) характеризуется массовым применением БПЛА, резким ростом числа моделей, разработчиков и производителей БПЛА как в военном, так и в гражданском секторе. Этот период можно охарактеризовать следующими изменениями:
- растет число предприятий и организаций, занимающихся разработкой и изготовлением БПЛА;
- на выставках представлены не только макеты БПЛА, но и серийная продукция;
- увеличивается число публикаций о разработке, испытании, производстве и эксплуатации БПЛА;
- в ВУЗах активно занимаются научно-исследовательскими работами по тематике БПЛА;
- появляются новые конструкции, расширяется модельный ряд БПЛА;
- при изготовлении БПЛА применяются новые материалы и технологии;
- создаются новые кооперации для исследований и производства БПЛА;
- возрастает потребление отечественных БПЛА на внутреннем рынке;
- расширяется экспортный рынок отечественных БПЛА.
Все вышеприведенные положительные изменения стали возможны благодаря снижению стоимости изготовления и эксплуатации БПЛА, расширению области решаемых задач в военном и гражданском секторах, а также существенному экономическому эффекту от использования летательных объектов.
Одним из наиболее важных и приоритетных направлений политики государства является развитие транспортной системы, что является особенно актуальным в условиях цифровой трансформации. На территории Российской Федерации разрабатываются и успешно эксплуатируются беспилотные воздушные суда в условиях экспериментального правового режима. Вместе с
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
этим, в настоящее время отсутствует детальное правовое регулирование отношений в области беспилотных воздушных перевозок пассажиров и грузов, что, в свою очередь, затрудняет развитие таких перевозок на территории страны.
Кроме транспорта и логистики, в России беспилотные авиационные системы широко используются и с целью экологического мониторинга; создания и обновления цифровой картографической информации; привязки изображений к географическим координатам и др. При этом эффективных, согласованных и одобренного государственными регуляторами правил их эксплуатации в Российской Федерации на данный момент не также существует.
Несмотря на активное развитие беспилотного воздушного транспорта, до сих пор существует проблема совершенствования действующих, а также принятия новых нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по использованию беспилотных транспортных средств. Существующее в настоящее время легальное определение БПЛА не учитывает, что в числе высокоавтоматизированного транспорта выделяется полностью автоматизированный, который технически может эксплуатироваться даже без внешнего управления (контроля) в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна.
Принятые в течение 2022 - 2023 гг. нормативные акты в основном наметили направления государственной политики в области развития беспилотных систем, позволяющие регулировать и развивать эту сферу в интересах экономики страны, а также предоставив органам государственной власти больше мер административного воздействия в случае прямой угрозы, исходящей от БПЛА, жизни, здоровью людей, наиболее значимым интересам общества и государства.
Таким образом, создание нормативно-правовой базы для интеграции беспилотных летательных аппаратов в единое воздушное пространство России является одним из наиболее перспективных направлений развития
вопрсх:ы российской юстиции выпуск n«33
транспортной отрасли, что, в свою очередь, позволит создать условия для повышения надежности и безопасности транспортной системы в целом, увеличения транзитного потенциала страны, улучшить качество предоставляемых услуг и дополнительных функций, а также позволит выйти Российской Федерации на конкурентоспособные и передовые позиции по развитию беспилотных воздушных судов на мировом рынке в условиях цифровой экономики.
1. Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28 сентября 2024 года).
2. Кудряков С. А. Беспилотные авиационные системы. Общие сведения и основы эксплуатации. - Санкт-Петербург.: Свое издательство, 2015. 121 с.
3. Бычков В. Н. Летопись авиации и воздухоплавания. - M.:Academia, 2006. 816 с.
4. Янкевич Ю. Беспилотные разведчики ОКБ им. А. С. Яковлева. // Общероссийский научно-технический журнал «Полет», 2000, № 3, с. 25-31.
5. Бадеха В. А. Беспилотные авиационные системы. Современное состояние и опыт применения. - Москва.: Перо, 2014. 207 с.
6. Павлушенко М. И., Евстафьев Г. М., Макаренко И. К. Национальная и глобальная безопасность. Беспилотные летательные аппараты: история, применение, угроза распространения и перспективы развития. - Москва.: Права человека, 2005. 610 с.
7. Ганин С. М., Карпенко А. В., Колногоров В. В., Петров Г. Ф. Беспилотные летательные аппараты. - Санкт-Петербург.: Невский бастион, 1999. 160 с.
Список литературы:
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
8. Макаров Ю. В. Летательные аппараты МАИ. - М.: Издательство МАИ, 1994. 256 с.
9. Янкевич Ю., Ермаков А. Так мы начинали. - Двигатель, 2000. № 2, с.
35-37.
10. Василин Н. Я. Беспилотные летательные аппараты. - Минск.: Попурри, 2003. 272 с.