Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ'

К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / ГЕОПОЛИТИКА / БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИЯ / VERKEHRSTECHNISCHE PRüFUNGS-KOMMISSION / SIEMENS-HALSKE / MANNESMANN-MULAG / DH.82B QUEENBEE / FAIRYQUEEN / МАСТИФ / SCOUT / ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ / UNMANNED AERIAL VEHICLES / GEOPOLITICS / UNMANNED AVIATION / MASTIFF / BAT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клименко Артем Александрович, Зубарева Алина Сергеевна

В статье изучается история создания и развития беспилотных летательных аппаратов. Исследуется влияние геополитического фактора на генезис беспилотников. Рассматривается расширение сфер применения беспилотной авиации в жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Клименко Артем Александрович, Зубарева Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF AIR DRONES

The authors study the foundation and development history of air drone. Geopolicy influence on air drone genesis is considered. Wide air drone aviation usage is reviewed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ»

УДК 62

А.А. Клименко А.С. Зубарева

к вопросу о генезисе беспилотных летательных аппаратов

genesis of air drones

Б статье изучается история создания и развития беспилотных летательных аппаратов. Исследуется влияние геополитического фактора на генезис беспилотников. Рассматривается расширение сфер применения беспилотной авиации в жизни общества.

Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, геополитика, беспилотная авиация, Verkehrstechnische Prüfungs-Kommission, Siemens-Halske, Mannesmann-MULAG, DH.82B QueenBee, 150 FairyQueen, Мастиф, Scout, Летучая мышь 150

Для цитирования: Клименко А.А., Зубарева А.С. К вопросу о генезисе беспилотных летательных аппаратов // Ученые записки Казанского института МВД России. 2020. Т. 5. № 2(10). С. 150 -154.

The authors study the foundation and development history of air drone. Geopolicy influence on air drone genesis is considered. Wide air drone aviation usage is reviewed. Keywords: unmanned aerial vehicles, geopolitics, unmanned aviation, Verkehrstechnische Prufungs-Kommission, Siemens-Halske, Mannesmann-MULAG, DH.82B QueenBee, FairyQueen, Mastiff, Scout, Bat

For citation: Klimenko A.A., Zubareva A.S. Genesis of Air Drones // Scientific Notes of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. 5. No. 2(10). P. 150 - 154.

Беспилотные летательные аппараты прочно вошли в нашу жизнь. Изначально их создание осуществлялось в целях дальнейшего использования в военных действиях, однако именно в настоящее время они нашли свое массовое применение в различных сферах гражданской жизни: в науке, телевидении, безопасности. Вместе с этим преступный мир начал использовать их в своих целях как орудие совершения преступления.

Так, изначально первым изобретателем первого прототипа современного беспилотного летательного аппарата, имевшего непосредственное сходство

с радиоуправляемым корабликом, стал изобретатель, физик и всемирно известный ученый Никола Тесла в 1889 году в Медисон-сквер-гардене (Нью-Йорк). Получая сигнал с пульта управления, устройство выполняло различные манипуляции: плыло в выбранных ученым направлениях и скорость, совершало крутые маневры, а также гасило и зажигало электрические лампочки, расположенные на носу и корме. Принцип действия кораблика был основан на том, что радиосигналы, поступающие с пульта, принимались антенной, которая была установлена на нем, а в дальнейшем

передавались на электрические схемы, обрабатывающие и расшифровывающие полученные сигналы и приводящие в действие полученные команды. На основании этого мы можем сделать вывод, что именно этот кораблик стал первой радиоуправляемой моделью1.

В 1910 г. военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг воплотил в реальность инновационную для того времени идею создания первой модели БЛА, которая заключалась в том, чтобы аппарат управлялся не человеком, а механизмом. Принцип его действия был основан на том, что в определенный момент данный аппарат мог сбросить крылья и осуществить падение на врага. Такая идея вскоре вызвала интерес и материальную поддержку от армии США. Однако после этого проект был закрыт, так как испытательные полеты не были успешны.

151 В ноябре 1914 г. в период Первой мировой войны, когда странами-участницами массово использовалась беспилотная авиация, Военное министерство Германии поручило Комиссии по транспортным технологиям (нем. Verkehrstechnische Prüfungs-Kommission) разработать дистанционно управляемые планеры, отвечающие главному требованию - возможности установки данной системы как на кораблях, так и на самолетах. Руководство данным проектом принял профессор Йенского университета Макс Виен. Знаменитая в то время немецкая компания Siemens&Halske стала основным поставщиком технологий. Менее чем через год испытания принесли свои первые плоды, и на основе их результатов была разработана технология, пригодная для практического применения на флоте, но имевшая ряд недостатков в

эксплуатации изделий, а именно: низкий уровень надежности при возникновении радиоэлектронного противодействия, недостаточная точность при авиационном бомбометании. Таким образом, данная технология требовала дальнейшего усовершенствования. Поэтому эксперименты не закончились, и уже в 1915 - 1918 годах компания Siemens&Halske выпустила более 100 дистанционно управляемых по проводам планеров, выполнявших первоначальную задачу. Они могли запускаться как с земли, так и с дирижаблей, а также нести бомбовую и торпедную нагрузку до 1000 килограммов. В будущем компания Mannesmann-MULAG применила наработки, полученные компанией Siemens&Halske при создании беспилотного радиоуправляемого бомбардировщика «Летучая мышь» (нем. Fledermaus)2. Грузоподъемность которого составляла 150 килограмм, а радиус 151 действия достигал 200 километров.

Настоящим прорывом и толчком для дальнейшего развития в области беспилотных летательных аппаратов стало создание британскими учеными в 1933 году БЛА многократного использования.

Официальное название проекта стало - DH.82B QueenBee. При его создании предполагалось, что модели бипланов FairyQueen будут реставрироваться, а в дальнейшем будет возможно осуществление дистанционного управления при помощи радиосвязи. А также именно ему предстояло стать самолетом-мишенью для будущих зенитчиков и асов. С 1934 года по 1943 год DH.82B QueenBee служил ВВС ее Величества3.

В 1936 году капитан Делмар Фарни впервые использован понятие «дрон» как альтернативу понятию «беспилотный

1Лебедев Ю.М., Вытовтов А.В., Калач А.В., Сазанова А.А. К вопросу о создании беспилотных летательных аппаратов // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова 2016. № 2. URL: https://naukaru.ru/en/storage/ view/37298

2Gunther Sollinger. The Development of Unmanned Aerial Vehicles in Germany (1914 - 1918) // Scientific Journal of Riga Technical University. 2010. N 16.

3Лебедев Ю.М., Вытовтов А.В., Калач А.В., Сазанова А.А. К вопросу о создании беспилотных летательных аппаратов Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова 2016. № 2. URL: https://naukaru.ru/en/storage/ view/37298

летательный аппарат». В дальнейшем именно под руководством Фарни в 1938 году в ходе реализации проекта по созданию и оснащению радиоуправляемой авиации ВМФ США произошло возвращение к проектам «авиационных торпед», которые были забыты после Первой мировой. Также в число его заслуг входит то, что именно он впервые использовал беспилотную летающую мишень. Также в начале 1938 года между представителями флота и «Американской радиокорпорацией» начались переговоры в целях заключения соглашения об использовании телевизионного оборудования для дистанционного управления самолетами. А еще через год, в 1939 году, авиация показала высокую результативность во время учений, проводимых ВМФ США у берегов Кубы, что послужило основным толчком для заключения в будущем 152 контракта между флотом и компанией Radioplane на разработку партии беспи-лотников. В основном они создавались в целях использования их как мишеней. Таким образом, в период Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 год компания произвела более 3800 БПЛА Radioplane OQ-2, а через семь лет после этого была поглощена корпорацией Northrop1.

В период Второй мировой войны в связи с проведением многочисленных военных действий и необходимостью в создании нового вида вооружения во многих странах-участницах были созданы радиоуправляемые снаряды. В СССР таким радиоуправляемым снарядом, в основном применяемым для подрыва мостов, оказался тяжелый бомбардировщик ТБ-3. В Германии - ФАУ-1 и ФАУ-2. Беспилотники доказали свою высокую эффективность в практической деятельности. Вскоре после завершения войны

американской фирмой Radiophone было создано и выпущено около 15 тысяч беспилотников2.

В 1973 году в Войне Судного дня применялись беспилотники, которые были произведены США в Армии обороны Израиля.

Также значительный вклад в развитие первоначального этапа становления БПЛА внесли именно израильские авиаинженеры. Одними из числа самых знаменитых являются - Иегуда Мази и Элвин Эллис. Именно под руководством этих прославленных авиаинженеров в 1974 г. был сконструирован и построен первый дрон-разведчик за счет прикрепления к нему телекамеры «Мастиф». Вскоре свое внимание на данный дрон-развед-чик обратила компания Tadiran Ltd, занимавшаяся производством аппаратуры в составе израильского военно-промышленного комплекса. А после этого вско- 152 ре проект перешел к корпорации Israel Aircraft Industries (IAI), и благодаря трудам конструкторов уже к 1978 г. были созданы БПЛА «Scout».

В 1982 году во время Первой Ливанской войны в Израиле началось создание и применение собственных боевых дронов. Так, одним из них стал беспилотный аппарат «Далила», произведенный фирмой Israel Aerospace Industries (1995 год), основным предназначением которого стала борьба с РЛС противника путем трансформирования в самонаводящийся самолет-снаряд, в том случае, если он будет обнаружен радаром противника. Его дальность может составлять около 400 км, а боевая нагрузка в свою очередь - 54,4 кг3.

В 2010 году этой же фирмой был выпущен еще одна модель беспилотни-ка - «Пантера». За счет использования технологии поворотного винта он может

John F. Keane, Stephen S. Carr. A Brief History of Early Unmanned Aircraft // Johns Hopkins APL Technial Digest. 2013.Т. 32, № 3. URL: JHUAPL.edu

2 Коновой Л.А., Бончук Г.И. Об истории беспилотных летательных аппаратов и перспективах их использования в практике спасательных работ. URL: https://russiandrone.ru/publications/ob-istorii-bespilotnykh-letatelnykh-apparatov-i-perspektivakh-ikh-ispolzovaniya-v-praktike-spasateln/

3Статья «БПЛА Израиля» в энциклопедии «Cyclowiki.org». URL: http://cyclowiki.org/wiki/БПЛА_Израиля

зависать в воздухе, осуществлять вертикальный взлет, а также посадку. Основными целями использования «Пантеры» являются: 1) разведка целей, 2) обнаружение мест падения самолетов, 3) корректировка огня. По данным изготовителя, данная модель также является прототипом его уменьшенной 20-килограммовой версии, которая управлялась при помощи переносной станции. Данная система позволяет вести наблюдение независимо от времени суток и погодных условий, а также при желании пользователя на беспилотник могут быть установлены иные устройства и системы, такие как: измеритель расстояния до цели, лазерный указатель или система наведения и многие другие1.

Всего в Израиле было разработано более 30 видов беспилотников. Поэтому именно Израиль является крупнейшим 153 лидером по производству БПЛА. Около 80 % из всей производимой продукции поступает на экспорт в 49 различных государств. Так, беспилотники Aeronautics Defense Systems стоят на вооружении 14 стран, одной из которых является Польша.

Грузия, Афганистан и Ирак также входят в число стран, использующих БПЛА израильского производства в ходе проводимых боевых действий. Также свое применение они получили в Арабо-Израильской войне и во внутренних конфликтах Израиля.

По данным, которые приводит Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI); В 2001-2011 годах именно Израиль контролировал 41 % мирового рынка в области БПЛА.

Россия не является исключением и также входит в число стран, использующих беспилотники израильского производства. Еще в апреле 2009 года был подписан договор между Россией и Израилем на поставку беспилотников для российской армии. Изначального, со-

гласно данному договору, Российской Федерацией были приобретены 12 самолетов-разведчиков марки Bird-Eye 400 и SearcherMk II, которые положительно себя зарекомендовали в процессе своей деятельности. Поэтому уже в 2010 году Россией была совершена покупка еще 51 аппарата2. Израильские комплектующие беспилотников поступают в Россию, где в Казани производится их дальнейшая сборка.

Вопреки тому, что все большее распространение приобретают именно гражданские беспилотники, одной из приоритетных задач израильских фирм является развитие боевых дронов, которые смогли бы заменить пилотируемые летательные аппараты, что позволит значительно снизить риск угрозы для жизни людей.

Вышеприведенные данные подтверждают, что именно Израиль является главным поставщиков беспилотных лета- 153 тельных аппаратов. Это дает нам право предположить, что именно от этой страны нам следует ожидать создание новых моделей, а также появления новых перспектив в области строения беспилотных летательных аппаратов.

Таким образом, толчок в развитии гражданские беспилотные летательные аппараты получили лишь в начале в 2000 годов. Важную роль в этом процессе сыграло особое геополитическое положение Израиля, который является крупнейшим лидером по производству и экспорту гражданских и военных беспилотников среди всех стран мира. Создание военных дронов для нужд армии также послужило толчком для развития гражданских БЛА, а именно коптеров, которые широко используются в различных сферах жизнедеятельности, таких как спорт, медицина, сельское хозяйство, журналистика, спасательные, курьерские и экологические службы, а также нефтедобывающая промышленность и многие другие.

1«Военные роботы Израиля. Часть 2 Беспилотные летательные аппараты». URL: http://asu100.ru/ robots2/RobotBoi/FLY/IZRAIL/IzrailBPLA.htm

2БПЛА Израиля // Cyclowiki.org. URL: http://cyclowiki.org/wiki/БПЛА_Израиля

Сведения об авторах:

Зубарева Алина Сергеевна, слушатель Калининградского филиала Санкт-Петербургского

университета МВД России

email: [email protected]

Клименко Артем Александрович, кандидат юридических наук доцент кафедры судебно-экспертной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России email: [email protected]

© Зубарева А.С., 2020 © Клименко А.А., 2020

About the authors:

Zubareva Alina S., Student, the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of MIA of Russia email: [email protected]

Klimenko Artem A., Candidate in Laws (Research doctorate), Associate Professor of Forensic Expertise of St. Petersburg University of MIA of Russia email: [email protected]

Статья получена: 01.09.2020. Статья принята к публикации: 02.11.2020. Статья опубликована онлайн: 16.11.2020.

Заявленный вклад авторов:

Зубарева Алина Сергеевна - сбор и анализ данных о БПЛА; подготовка первоначального варианта текста; формулировка выводов и практических рекомендаций. 154 Клименко Артем Александрович- разработка концептуальных подходов исследования, струк- 154 турирование методической части статьи; проведение критического осмысления и структурирование собранных материалов; доработка текста исследования.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.