Научная статья на тему 'Становление франко-канадской историографии иезуитской миссии в Новой Франции первой половины XVII в'

Становление франко-канадской историографии иезуитской миссии в Новой Франции первой половины XVII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЕЗУИТЫ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОВАЯ ФРАНЦИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ XIX В / ФРАНКО-КАНАДСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ЛИБЕРАЛИЗМ / КЛЕРИКАЛИЗМ / МИФОЛОГИЯ / JESUITS / MISSIONARY ACTIVITY / NEW FRANCE / 19TH-CENTURY HISTORIOGRAPHY / THE FRENCH-CANADIAN HISTORIOGRAPHY / LIBERALISM / CLERICALISM / MYTHOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федин А. В.

Франко-канадская историография XIX в. иезуитской миссии в раннеколониальной Канаде представляется неким соединительным звеном между ранней историографической традицией XVII-XVIII вв. и современным периодом изучения этой проблемы. Аккумулировав большинство идей ранних авторов, систематизировав и придав им научную форму, франко-канадские историки заложили основу научного исследования иезуитской миссионерской деятельности в Новой Франции и, шире, этно-культурного и конфессионального контакта в колониальной Северной Америке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN HISTORIOGRAPHY OF JESUIT MISSION IN FIRST HALF 17th-CENTURY NEW FRANCE

The 19th-century French-Canadian historiography of Jesuit mission in early colonial Canada is represented a certain connecting link between 17th-18th centuries historiographic tradition and the modern period of studying of this problem. Having accumulated the majority of ideas of early authors, having systematized and having given them the scientific form, the French-Canadian historians have put a basis of scientific research of Jesuit missionary activity in New France and, more widely, ethno-cultural and confessional contact in the colonial North America.

Текст научной работы на тему «Становление франко-канадской историографии иезуитской миссии в Новой Франции первой половины XVII в»

УДК 9.94, 271-9, 271.5

Федин А.В., кандидат исторических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (Россия)

СТАНОВЛЕНИЕ ФРАНКО-КАНАДСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ИЕЗУИТСКОЙ МИССИИ В НОВОЙ ФРАНЦИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII В.

Франко-канадская историография XIX в. иезуитской миссии в раннеколониальной Канаде представляется неким соединительным звеном между ранней историографической традицией XVTI-XVin вв. и современным периодом изучения этой проблемы. Аккумулировав большинство идей ранних авторов, систематизировав и придав им научную форму, франко-канадские историки заложили основу научного исследования иезуитской миссионерской деятельности в Новой Франции и, шире, этно-культурного и конфессионального контакта в колониальной Северной Америке. Ключевые слова: иезуиты, миссионерская деятельность, Новая Франция, историография XIX в., франко-канадская историография, либерализм, клерикализм, мифология. DOI: 10.22281/2413-9912-2017-01-03 -87-93

Вторая половина XVIII в. стала вершиной просветительской критики деятельности католической церкви и ее институтов, и конечно, миссионерской деятельности иезуитов. Хотя внимание Вольтера, Монтескье, Дидро и др. было сосредоточено в основном на Парагвайской провинции ордена и находящихся там редукциях , просветительский дискурс во многом определил развитие историографии миссионерской деятельности иезуитов в Х1Х-ХХ вв., в том числе и в Северной Америке. В частности, окончательно закрепился образ иезуитского миссионера как «духовного конкистадора», подчиняющего своему влиянию народы ради власти и обогащения. Как писал П. Гольбах, миссионер искал, прежде всего, «привольного и обеспеченного существования»: «Таковы истинные побудительные причины, подогревающие рвение и самоотвержение многих прорицателей и миссионеров, странствующих по всему свету» [2, с. 354-355; ср.: 3, с. 364].

Историки XIX в. в своем большинстве развивали идеи и традиции изучения религиозных аспектов ранней истории Канады, заложенные их предшественниками ХУП-ХУШ вв. [4, с. 309; 5, с. 507-508] В центре внимания оставались общие сюжеты, как правило, связанные с взаимоотношениями церковных и светских авторитетов в колонии, прежде всего, роль иезуитских миссионеров в судьбах французской колониальной системы в Северной Америке. Большое значение для развития историографии в этот период имела публикация важнейших документальных источников, в том числе, иезуитских (Реляций, в первую очередь), сначала на французском в середине XIX в., а в

* Обзор просветительской критики «парагвайского государства» иезуитов см.: [1. с. 194-200].

конце столетия на английском языках.

В историографии иезуитской миссии XVII в., как и, шире, всей истории Новой Франции, в XIX в. складываются два направления, связанные с особенностями национального развития государств Северной Америки этого времени - франко-канадское и англо-американское. Причем, в рамках франко-канадской историографической традиции довольно отчетливо выделяются две тенденции, - либеральная и клерикальная, - расходящиеся именно по вопросу о роли католической церкви и ее миссионерской деятельности в исторических судьбах французской колонии.

Одним из ключевых факторов, влиявших на изучение иезуитского ордена вообще, и его миссионерской деятельности, в частности, стал так называемый «миф о иезуитах», активно формировавшийся и распространявшийся в первой половине XIX в., основными элементами которого были реакционность, аморальность, алчность и прочие «стигматы» иезуитизма [см. подробнее: 6]. Развиваясь в русле либерализма с конца XVIII в., этот миф стал частью более широкой концепции противостояния «цивилизации и варварства», нашедшей множество сторонников по обе стороны Атлантики. Для канадских либеральных националистов, каковыми были отцы канадской историографии Франсуа-Ксавье Гарно и Бенжа-мен Сюльт, католическая церковь, представленная в первой половине XVII в., прежде всего, миссионерами иезуитского ордена, традиционно рассматривалась как главный тормоз экономического, политического и культурного развития колонии.

Широко известен пассаж Гарно в его «Истории Канады» (1845-1848) о том, что «в то время как наши прародители возводили монастыри, ранние поселенцы Массачусетса строили корабли», подчеркивающий либеральные ценности социально-экономического и политического прогресса [8, 1 1, р. 63]. Хотя он назвал иезуита Шарлевуа лучшим историком Канады, восхищаясь его точными описаниями и доступным стилем, его оценку роли церкви и ордена он считал устаревшей и неадекватной условиям британского режима. В результате, Гарно фактически игнорировал миссионерскую деятельность и события, с ней связанные, как и индейские народы, среди которых работали иезуиты. Там же, где избежать упоминания об этом было нельзя, он давал таким событиям резко негативную оценку, часто весьма тенденциозную, а порой и противоречащую фактам, предпочитая Шарлевуа работы ранних критиков Общества Иисуса, таких, как М. Лекарбо или К. Леклерк, например, в дискуссии о «призвании» реколлектами иезуитов в Квебек или «изгнании» их последними [8, 1 1, р. 117-118].

В то же время, Гарно, наряду с пагубностью приоритета религиозных интересов над светскими для судеб колонии, отмечал и позитивные результаты деятельности иезуитов в Новой Франции, прежде всего, в деле исследования: «миссионер стал пионером для самых предприимчивых светских исследователей пустыни». Гарно впервые отметил роль иезуитских миссионеров в создании франко-индейского альянса, которые выступили основными посредниками, налаживавшими «пути для туземных союзов с их соотечественниками». Наконец, Гарно высоко оценил отвагу и жертвенность иезуитов и отметил особенности их миссионерской деятельности, действовавших среди «неверных... не так, как крестоносцы, огнем и мечом, а скорее, как Спаситель и его апостолы, более приветливыми средствами рассуждения и убеждения» [8, 1 1, р. 222-224, 227-228]. Собственно, этими сюжетами миссионерская тема в работах Гарно исчерпывается.

Бенжамен Сюльт в «Истории франко-канадцев» (1882-84) и ряде других работ, рассказывая о событиях XVII в., также критически оценивал деятельность иезуитских миссионеров именно в перспективе развития колониальной инфраструктуры. Опираясь на «Иезуитские реляции», в которых приоритетными целями колонизации декларировались христианизация туземного населения и строительство

церковной организации, Сюльт, вслед за Гарно, считал это вредным для развития Новой Франции, предопределившим ее падение. Вместе с тем, пафос обличительства у Сюльта снижен, по сравнению с ранней либеральной традицией, он готов признать и позитивные стороны деятельности церкви, в частности, по консолидации канадского общества, как в колониальный, так и современный ему периоды [9, р. 3637]. Тем не менее, относительно иезуитов историк остается категоричен: «Существует различие, которое следует проводить между нашим духовенством и французским духовенством семнадцатого века. Смешивать иезуитов, например, с канадскими священниками, значит принимать воду за огонь, - не считая того, что в течение семнадцатого века у нас не было канадского духовенства, благодаря иезуитам» [10, 1 III, р. 137]. Для Сюльта любая монополия, в том числе и религиозная, - зло.

Сюльт так же, как и Гарно, отмечал роль иезуитов в становлении союзных отношений французской колонии и туземных народов, и их героизм, но в контексте, как он считал, невозможной и неэффективной миссии к непостоянным и диким индейцам, жертвы миссионеров были напрасны. Причем, единственный мотив обращения в христианство для индейцев Сюльт видел в экономических и политических выгодах от союза с французами. Более того, миссии к индейцам, особенно такие глобальные как Гуронская или Ирокезская, требующие много средств и ресурсов, втягивающие французов в межплеменные конфликты, были фактором, ограничивающим развитие колонии, истощающим ее силы [10, t. II, р. 131-132; t. III, р. 12, 25, 35, 63, 138, 143-144]. «Читая только Реляции, - писал Б. Сюльт, - легко убедиться, что абитаны считали своим долгом поддерживать миссионеров и оплачивать все их расходы! Существуют тысячи читателей, которые верят этому! Нельзя смешивать интересы абитанов с интересами этих отцов, .обращение туземцев и основание французской колонии». Иезуиты «заботились только о том, чтобы оттеснять в тень земледельцев, настоящий сок страны, и душить более 30 лет жалобы этого населения» [10, t. III, р. 138-139].

В конечном итоге, историк пришел к выводу, что деятельность иезуитов не имела серьезного влияния на развитие колониальных процессов: «иезуиты действовали отдельно от населения» Новой Франции [10, t. III, р. 27]. А с середины XVII в. даже стала вредна, ибо

«миссионеры снова стали государственными деятелями», заставив светские власти ради своих корпоративных интересов отказаться от политики Шамплена: «образовать крепкую колонию французских и католических подданных, и после этого начинать конверсию туземцев». Вот почему Сюльт явно предпочитал иезуитам реколлектов (и Леклерка), столпов «францизации» [10, t. III, p. 35-36]. «Почему канадцы не соглашались с иезуитами? Потому что иезуиты занимались всем, чем угодно, кроме абитанов», - делал вывод канадский историк [10, t. III, p. 137].

В целом, либеральная франко-канадская историография не считала миссионерскую деятельность вообще, и иезуитскую в частности, конструктивным элементом колониальной системы Франции в Северной Америке. Мало ее представителей интересовал и сам франко-индейский культурный контакт, ибо коренное население, с их точки зрения, так же не играло важной роли в развитии Новой Франции, а с проникновением в канадскую историографию к концу XIX в. «интеллектуального расизма» эти сюжеты совсем исчезли [11, р. 71, 90-91, 96]. Они не смогли разглядеть тот важный вклад в развитие и стабилизацию колонии, который внесли иезуиты посредством миссионерской работы среди индейских племен, французских торговых партнеров и союзников. В иезуитах Гарно, Сюльт и другие либералы видели лишь авангард мехоторговцев, преследующих собственные выгоды и тем самым разрушающих колониальное предприятие. При этом возникал определенный историографический парадокс: черпая большинство сведений о повседневной жизни и персонах франко-канадцев из иезуитских источников (таких, как Реляции или Журнал иезуитов), особенно для периода первой половины XVII в., эти историки одновременно считали их чем-то инородным в колонии.

Либеральные историки, как франко-канадские, так и англо-американские, сохраняя полемический дискурс, закрепили множество мифов, созданных анти-иезуитскими авторами предыдущих веков, а также развили собственную мифологию. Образ иезуита-интригана и предателя был щедро укреплен «фактами» из ранней истории Канады: именно иезуиты изгнали реколлектов с миссионного поля Новой Франции, которые сами же их туда и пригласили; именно иезуиты запретили протестантское исповедание в колонии; именно иезуиты шли на прямое предательство национальных

интересов в силу своего религиозного космополитизма и ультрамонтанства; именно иезуиты препятствовали появлению в колонии представителей других католических организаций, и пр. За всеми этими пассажами исчезала как собственно сама причина присутствия членов Общества Иисуса в Северной Америке -христианизация коренного населения и строительство церковной организации, так и те задачи и методы, которые они реализовывали в процессе достижения этой цели.

Несомненно, столь ярко выраженный антиклерикализм не мог не вызвать в традиционно католическом франко-канадском обществе ответной реакции. Особенно на фоне политического кризиса в отношениях между Верхней и Нижней Канадой и с метрополией, перманентно обострявшегося с 30-х гг. XIX в. Диффамация франко-канадской общины вела к усилению влияния церкви. Эти тенденции продолжали развиваться и во второй половине столетия, в условиях кардинальных изменений, которые переживала Канада, в том числе, и французская, - создание доминиона, быстрая индустриализация, конец сеньориальной системы и иммиграция, - трансформировавших аграрное общество в современное. В результате, возникло клерикальное направление во франко-канадской и французской историографии, целью представителей которого была апо-логизация колониального прошлого, колыбели франко-канадской нации. Клерикальные авторы пытались разработать коллективную память о прошлом, определяющим их настоящее и будущее перед лицом столь быстрых и революционных перемен. Был сформирован образ Новой Франции, в котором церковь определяла направление и динамику колонизации, а население было набожным и смиренным. Причем клерикальные авторы также опирались на антитезу «цивилизации и варварства», столь характерную для либерального направления, однако в данном случае носителями «цивилизации» оказывались европейцы в лице миссионеров, а «варварами» коренное население. По сути, такими историками, как Ж.-Б.-А. Ферлан, А.-Р. Касгрен, Э.-М. Файон и др., создавалась еще одна мифология истории французской Северной Америки, основу которой составили национализм и агиография.

В атмосфере роста противоречий между англоязычной и франкоязычной частями канадского общества, профессору искусств Университета Лаваля, аббату Жану-Батисту-Антуану

Ферлану церковной иерархией было поручено написать церковную историю Канады, альтернативную светской, т. е., либеральной по преимуществу. В «Курсе истории Канады» (18611865) Ферлан четко сформулировал клерикальное видение франко-канадской истории, двигателем которой была религия, сформировавшая Новую Францию, франко-канадскую нацию и определяющую ее настоящее и судьбы в будущем [12, t. I, р. гу-у]. В результате такого подхода Ферлан считал иезуитскую миссионерскую деятельность основой развития французской колонии, а миссионеров - ее героями. Причем, успехи и неудачи и миссионеров, и поселенцев, Ферлан объяснял с позиций провиденциализма, по сути, с точки зрения авторов XVII в. Он рассматривал индейские миссии сквозь призму героической борьбы между христианской цивилизацией и варварским суеверием и утверждал, что только церковь могла обеспечить индейцам возможность для развития от их плачевного состояния к процветанию [12, 1 I, р. 9-10, 179-182, 209-210].

Одновременно представители канадского духовенства, и иезуиты, в первую очередь, приступили к археологическим изысканиям, связанным с миссионерской деятельностью их предшественников. Так, например, иезуитский супериор недавно восстановленной Канадской миссии Жан-Пьер Шазель провел в 1844 г. первые раскопки на территории иезуитской миссии Сент-Мари в Гуронии, заложив тем самым основы канадской археологии. В 1855 г. его начинания продолжил другой иезуит -о. Ф. Мартен [13, р. 45].

В бывшей метрополии эта тенденция была подхвачена и развита такими авторами, как сульпицианский священник Этьен-Мишель Файон в «Истории французской колонии в Канаде» (1865-66) [14] или иезуиты Феликс Мартен в трудах «О. Изаак Жог, первый апостол ирокезов» (1873) и «Гуроны и ирокезы. О. Жан де Бребёф, его жизнь, труды, мученичество» (1877) [15; 16] и Камиль Рошмонтё в «Иезуитах в Новой Франции в XVII веке» (1895-1896) [17], фактически отождествившими историю и агиографию. Миссионеры оказывались не только главными двигателями прогресса цивилизации в колонии, но часто противопоставлялись светским чиновникам и мехоторговцам как защитники прав туземного населения и блюстители нравственного благополучия поселенцев [см., например: 14, О, р.188, 268-2710]. Тем не менее, эти историки, оставаясь в рамках

агиографического дискурса, писали биографии своих героев, используя новейшую историческую методологию и опираясь на документальные источники (часто публиковавшимися ими впервые), что придает их работам несомненную научную ценность. Одновременно, они весьма жестко критиковали своих либеральных оппонентов именно с позиций объективизма и историзма. Так, Рошмонтё называл Сюльта «журналистом по сути» и «историком по случаю» [17, 1. I, р. 111]. В итоге, клерикальным авторам удалось трансформировать религиозных героев Новой Франции в национальных героев франко-канадцев.

Надо заметить, что некоторые представители клерикального направления к концу XIX в. также не смогли избежать искушения идеи «чистоты расы», однако реализовали ее иначе, чем их либеральные коллеги. Они признавали несомненную значимость католического духовенства для развития французской колонии, но критиковали его представителей, и прежде всего иезуитов, за их миссионерские усилия среди туземного населения Канады. В частности, аббат Л. Гру, при анализе иезуитской миссионерской деятельности в Новой Франции в XVII в., подчеркивал ее изначальную бесперспективность в силу «неразвитости» индейцев, неспособных к пониманию евангельского послания. В силу этого все начинания миссионеров потерпели фиаско, множество истинных сынов церкви погибло в результате индейских войн и значительные ресурсы были потеряны всуе [18, р. 45-72]. Тем не менее, по сравнению с либеральной традицией, эти тенденции в церковных кругах закономерно не получили развития, Гру, фактически, был последним представителем раннего клерикализма. В ХХ в. это направление вступило с тезисом о фундаментальной роли католической церкви и, прежде всего, иезуитских миссионеров в создании и развитии Новой Франции [19, р. 65-67; 20, р. 243-244]. Вплоть до сегодняшнего дня этот тезис разделяется частью историков, в первую очередь, но не исключительно, франко-канадскими [21, р. 196-197].

В конце XIX - начале XX вв. французские историки, такие, как Л. Дешам, П. Леруа-Больё, Л. Виньон и др., возродили интерес к колониальному прошлому Франции, в том числе, в Северной Америке, на волне усиления французского империализма. Опираясь на тезис американского историка Ф. Пракмена об особом («мирном») духе французского колониализма,

они рассматривали иезуитскую миссию в Новой Франции XVII в. как наиболее яркое его проявление, хотя, в то же время, часто объясняли крах империи Старого порядка именно приматом религиозных целей, оплотом которых были иезуиты, над светскими [22, р. 152153; 23, р. 120; 24, р. 44-45; подробнее в: 7].

Франко-канадская историография XIX в. иезуитской миссии в раннеколониальной Канаде представляется неким соединительным звеном между ранней историографической традицией XVII-XVIII вв. и современным периодом изучения этой проблемы. Аккумулировав большинство идей ранних авторов (либо на основе «мифа о иезуитах», либо агиографии), систематизировав и придав им научную форму, франко-канадские историки (прежде всего, такие, как Ф. Гарно, Б. Сюльт, К. Рошмонтё и др.)

заложили основу научного исследования иезуитской миссионерской деятельности в Новой Франции и, шире, этно-культурного и конфессионального контакта в колониальной Северной Америке. Англо-американская историография (в лице таких авторов, как Г.Л. Морган, Дж. Бэнкрофт, Фр. Паркмен) в своем развитии в этой области во многом опиралась на достижения франко-канадских исследователей. Оставаясь несвободной от разного рода мифов, даже порождая собственные, франко-канадская историографическая традиция XIX в. является важнейшим этапом на пути осмысления сложного и противоречивого взаимодействия европейской цивилизации и традиционных аборигенных обществ раннеколониальной Америки.

Список литературы

1. Григулевич И. Р. Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI-XVIII вв. M., Наука, 1977.

2. Гольбах П. Письма к Евгении. Здравый смысл. М., Издательство АН СССР, 1956.

3. Гельвеций К. А. О человеке // Гельвеций К. А. Сочинения в 2-х томах. М., «Мысль», 1974. Т. 2. С. 5-567.

4. Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. СПб., Лань, 1999.

5. Дрэпер Дж. В. История умственного развития Европы. Киев-Харьков, Южно-Русское книгоиздательство, 1900.

6. Леруа М. Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле / пер. с фр. В. А. Мильчиной. М., Языки славянской культуры, 2001.

7. Моисеева Е. Н. Колониальная идея во Франции в последней трети XIX в. Дисс. на соискание уч. степ. к. и. н. Саратов, 2002.

8. Garneau F.-X. Histoire du Canada depuis sa découverte jusqu'à nos jours. T. 1-4. Québec, Lamoreux, 1859.

9. Suite B. Histoire de la ville des Trois-Rivières et de ses environs. Montréal, E. Senécal, 1870.

10. Sulte B. Histoire des Canadiens-Français, 1608-1880: origine, histoire, religion, guerres, découvertes, colonisation, coutumes, vie domestique, sociale et politique, développement, avenir. Т. I-VIII. Montréal, Wilson & Cie, 1882-1884.

11. Gagnon S. Quebec and Its Historians, 1840 to 1920. Montreal, Harvest House, 1982.

12. Ferland J.-B.-A. Cours d'histoire du Canada. Т. I-II. Québec, Augustin Coté, 1861-1865.

13. Devine E. J. Old Fort Ste. Marie: home of the Jesuit martyrs, 1639-1649. Midland, Martyr's Shrine, 1947.

14. Faillon É. M. Histoire de la colonie francaise en Canada. Т. I-III. Villemarie [Montréal], Bibliotheque paroissiale, 1865-1866.

15. Martin F., SJ. The life of Father Isaac Jogues, missionary priest of the Society of Jesus, Slain by the Mohawk Iroquois, in the present State of New York, Oct. 18, 1646. N. Y., Cincinnati, and St. Louis, Benziger Brothers, 1885.

16. Martin F., SJ. Hurons et Iroquois: le P. Jean de Brébeuf, sa vie, ses travaux, son martyre. Paris, G. Téqui, 1877.

17. Rochemonteix C., SJ. Les Jésuites et la Nouvelle-France au XVIIe siecle d'après beaucoup de documents inédits par de le P. Camille de Rochemonteix, de la Compagnie de Jésus. Tome I-III. Paris, Letouzey et Ané, 1895-1896.

18. Groulx L. Missionnaires de l'est en Nouvelle-France // Revue d'histoire de l'Amérique française. 1949. Vol. 3. № 1. P. 45-72.

19. Salone E. La Colonisation de la Nouvelle-France. Étude sur les origines de la nation canadienne française. Paris, E. Guilmoto, 1906.

20. Goyau G. Une épopée mystique: les origines religieuses du Canada. Paris, Bernard Grasset, 1924.

21. Giguère G.-É. L'Église catholique a-t-elle subi des modifications en venant en Nouvelle-France? // Revue d'histoire de l'Amérique française. 1961. Vol. 15. № 2. P. 189-203.

22. Leroy-Beaulieu P. De la colonisation chez les peuples modernes. Paris, Guillaumin, 1882.

23. Deschamps L. Histoire de la question coloniale en France. Paris, E. Plon, Nourrit et cie, 1891.

24. Vignon L. L'Expansion de la France. Paris, Guillaumin, 1891.

MODERN HISTORIOGRAPHY OF JESUIT MISSION IN FIRST HALF 17th-CENTURY NEW FRANCE

The 19th-century French-Canadian historiography of Jesuit mission in early colonial Canada is represented a certain connecting link between 17th-18th centuries historiographic tradition and the modern period of studying of this problem. Having accumulated the majority of ideas of early authors, having systematized and having given them the scientific form, the French-Canadian historians have put a basis of scientific research of Jesuit missionary activity in New France and, more widely, ethno-cultural and confessional contact in the colonial North America.

Keywords: Jesuits, the missionary activity, New France, 19th-century historiography, the French-Canadian historiography, liberalism, clericalism, mythology.

References

1. Grigulevich, I. R. (1977). Krest i mech. Katolicheskaya tserkov' v Ispanskoj Amerike, XVI-XVIII vv. [Cross and sword. Catholic church in the Spanish America]. Moskva: Nauka.

2. Gol'bakh, P. (1956). Pis'ma k Evgenii. Zdravyj smysl. [Letters to Evgenia. Common sense]. Moskva: Izdatel'stvo AN SSSR.

3. Gel'vetsij, K. A. (1974). O cheloveke. [About the human]. Gel'vetsij K. A. Sochineniya v 2-kh tomakh. Moskva: Mysl'.

4. Grizinger, T. (1999). Iezuity. Polnaya istoriya ikh yavnykh i tajnykh deyanij ot osnovaniya ordena do nastoyashhego vremeni. [Jesuits. Full history of their obvious and secret acts from the award basis till now]. SPb.: Lan'.

5. Drehper, Dzh. V. (1900). Istoriya umstvennogo razvitiya Evropy. [History of intellectual development of Europe]. Kiev-KHar'kov: YUzhno-Russkoe knigoizdatel'stvo.

6. Lerua, M. (2001). Mif o iezuitakh: Ot Beranzhe do Mishle. [Myth about Jesuits: From Berenger to Michelet]. Moskva: YAzyki slavyanskoj kul'tury.

7. Moiseeva, E. N. (2002). Kolonial'naya ideya vo Frantsii v poslednej treti XIX v. [Colonial idea in France last third XIX century]. Diss. na soiskanie uch. step. k. i. n. Saratov.

8. Garneau, F.-X. (1859). Histoire du Canada depuis sa découverte jusqu'à nos jours. T. 1-4. Québec: Lamoreux.

9. Sulte, B. (1870). Histoire de la ville des Trois-Rivières et de ses environs. Montréal: E. Senécal.

10. Sulte, B. (1882-1884). Histoire des Canadiens-Français, 1608-1880: origine, histoire, religion, guerres, découvertes, colonisation, coutumes, vie domestique, sociale et politique, développement, avenir. T. I-VIII. Montréal: Wilson & Cie.

11. Gagnon, S. (1982). Quebec and Its Historians, 1840 to 1920. Montreal: Harvest House.

12. Ferland, J.-B.-A. (1861-1865). Cours d'histoire du Canada. T. I-II. Québec: Augustin Coté.

13. Devine, E. J. (1947). Old Fort Ste. Marie: home of the Jesuit martyrs, 1639-1649. Midland: Martyr's Shrine.

14. Faillon, É. M. (1865-1866). Histoire de la colonie francaise en Canada. T. I-III. Villemarie [Montréal]: Bibliotheque paroissiale.

15. Martin, F. (1885). The life of Father Isaac Jogues, missionary priest of the Society of Jesus, Slain by the Mohawk Iroquois, in the present State of New York, Oct. 18, 1646. N. Y., Cincinnati, and St. Louis: Benziger Brothers.

16. Martin, F. (1877). Hurons et Iroquois: le P. Jean de Brébeuf, sa vie, ses travaux, son martyre. Paris: G. Téqui.

17. Rochemonteix, C. (1895-1896). Les Jésuites et la Nouvelle-France au XVIIe siecle d'après beaucoup de documents inédits par de le P. Camille de Rochemonteix, de la Compagnie de Jésus. Tome I-III. Paris: Letouzey et Ané.

18. Groulx, L. (1949). Missionnaires de l'est en Nouvelle-France. Revue d'histoire de l'Amérique française. Vol. 3. № 1. Р. 45-72.

19. Salone, E. (1906). La Colonisation de la Nouvelle-France. Étude sur les origines de la nation canadienne française. Paris: E. Guilmoto.

20. Goyau, G. (1924). Une épopée mystique: les origines religieuses du Canada. Paris: Bernard Grasset.

21. Giguère, G.-É. (1961). L'Église catholique a-t-elle subi des modifications en venant en Nouvelle-France? Revue d'histoire de l'Amérique française. Vol. 15. № 2. P. 189-203.

22. Leroy-Beaulieu, P. (1882). De la colonisation chez les peuples modernes. Paris: Guillaumin.

23. Deschamps, L. (1891). Histoire de la question coloniale en France. Paris: E. Plon, Nourrit et cie.

24. Vignon, L. (1891). L'Expansion de la France. Paris: Guillaumin.

Об авторе

Федин Андрей Валентинович - кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории, международных отношений и международного права, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected]

Fedin Andrey Valentinovich - Candidate of History, Associate Professor, Department of World history, international relations and international law, Bryansk State Academician I. G. Petrovsky University (Russia), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.