Научная статья на тему 'Становление феномена социального служения в истории дореволюционной России'

Становление феномена социального служения в истории дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
914
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / МЕЦЕНАТСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ПООЩРЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кирюшина Н. Ю., Шартынова А. В.

Рассматривается процесс становления феномена социального служения в истории России до начала двадцатого века. Выделяются этапы развития данной деятельности, характерные формы и система государственного поощрения. Подчеркивается, что основу социального служения в дореволюционной России составляет мощный духовно-нравственный потенциал общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SERVICE PHENOMENON IN THE HISTORY OF PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

In this article, we examine the process of development of the social service phenomenon in the history of Russia until the early twentieth century. Development stages of this activity are outlined, its characteristic forms and the system of government incentives are described. It is emphasized that the basis for social service in pre-revolutionary Russia was provided by society's powerful spiritual and moral potential.

Текст научной работы на тему «Становление феномена социального служения в истории дореволюционной России»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (2), с. 83-85

83

УДК 34.09

СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ В ИСТОРИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

© 2014 г. Н.Ю. Кирюшина, А.В. Шартынова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского kirushina@unn.ru

Поступила в редакцию 6.10.2014

Рассматривается процесс становления феномена социального служения в истории России до начала двадцатого века. Выделяются этапы развития данной деятельности, характерные формы и система государственного поощрения. Подчеркивается, что основу социального служения в дореволюционной России составляет мощный духовно-нравственный потенциал общества.

Ключевые слова: социальное служение, благотворительность, меценатство, добровольчество, поощрение, государственные награды.

Традиция помощи пожилиым, больным гражданам, всем людям, оказавшимся в беде и не могущим самостоятельно ее преодолеть, является неотъемлемой частью нравственной культуры любого цивилизованного общества. Она возникла до становления национальных и мировых религий, органической частью вошла в религиозные нравственно-этические системы [9, а 3]. Такие общечеловеческие ценности, как милосердие и благотворительность имеют глубочайший нравственный и гуманистический смысл, определяют феномен духовности человека и общества в целом. Государство, опираясь на подобные социальные практики, способно эффективно обеспечивать стабильность отношений, консолидацию общества, преодоление неизбежных конфликтов.

Социальное служение находит свое воплощение в разных формах. Объединяет их общая идея помощи, поддержки, участия. При этом категория благотворительности традиционно в России охватывает как меценатство, так и добровольчество. Меценатство проявляет себя в сфере искусства и науки, где сконцентрированы интеллект и «души прекрасные порывы», нравственные силы и высокая этика [1, а 66]. Добровольческая же деятельность заключается в активных действиях по оказанию помощи страждущему на основе душевного порыва и сострадания.

Несмотря на возможные формы частной или государственной благотворительности, социальное служение основывается преимущественно на внутренней мотивации человека, однако приводит к значительному социальному эффекту, способствуя гармонизации индивидуальных и общественных интересов.

Обращаясь к истокам идеи социального служения в российском обществе, следует отметить, что исследователи условно выделяют четыре основных этапа ее становления до 1917 года [4, а 80].

Первый этап (Х-ХУП вв.) связан с принятием христианства на Руси, учреждением церковной организации, возникновением монастырей. Он характеризуется сочетанием личностных и государственных форм благотворительности, благодаря деятельности первых русских князей и духовенства. Владимир Мономах так обращается к своим сыновьям: «Самое главное - не забывайте убогих и сколько можете их кормите!»

Начало второго этапа становления феномена благотворительности на Руси можно отнести к моменту появления такого законодательного документа как «Стоглав», датируемого 1551 годом. В нем закрепляется необходимость создания богаделен для «престарившихся» и других. Близкие по духу идеи о помощи нуждающимся высказаны и в Соборном уложении 1649 г., в частности, об общественном сборе средств для выкупа пленных.

Это позволяет утверждать, что второй этап характеризуется созданием правовых оснований со стороны государства для осуществления благотворительной деятельности. Более того, государственная поддержка деятельности по социальному служению выразилась в формировании специальной системы наград лицам, проявившим себя в этой сфере.

Начиная с XVII в. факты государственного поощрения регулярно отражаются в описях и делах Посольского, Полоняничного и Казенного приказов. Первые упоминания о награждении за благотворительные дела имеются в при-

84

Н.Ю. Кирюшина, А.В. Шартынова

ходо-расходной книге Казенного приказа XVII в., которая свидетельствует о том, что царь Алексей Михайлович поощрял служилых людей, которые занимались благотворительностью. Так, сытник Яков Ежов пожалован был государевым жалованьем, состоявшим из четырех аршин сукна. Наградил его царь за то, что Ежов открыл богадельню на Тверской улице в Москве» [5].

Третий этап развития благотворительности зачастую связывают с возникновением системы социального призрения в России. Начало его следует считать с проекта 1682 г., в котором предлагалась государственная программа борьбы с нищенством всеми средствами - от частной и монастырской благотворительности, организации ремесленных училищ для малолетних и до полицейских мер. И уже в XVI в. государственная система призрения получила наибольшее развитие: каждый губернский город имел свою богадельню, своего попечителя богоугодных заведений.

Представители императорской фамилии формировали моду на благотворительность и поощряли все ее проявления со стороны дворянства и купечества. В частности, был введен обычай создания благотворительных обществ женами губернаторов и генерал-губернаторов. По инициативе М.С. Сабининой в 1867 г. образовалось Общество попечения о раненых и больных воинах; в 1879 г. оно было переименовано в Российское общество Красного Креста.

Получила свое последовательное развитие система поощрения за деятельность по социальному служению. Пунктом 19 Устава ордена Святой Анны (учрежден 14 февраля 1735 г.) определялось награждение орденом III степени тех, кто «учредит на свой счет больницу, богадельню или училище не менее чем на 20 человек и упрочит его положение в течение 7 лет». С 1828 года установлен Мариинский знак отличия беспорочной службы I и II степени для лиц женского пола, служивших в благотворительных учреждениях Ведомства императрицы Марии Федоровны [10, с. 90].

28 августа 1879 г. был учрежден серебряный знак Красного Креста; им награждались лица обоего пола, «кои во время войны против турок 1877-1878 гг. принимали участие в деятельности общественного попечения о раненых и больных воинах, или личным служением, или материальным содействием».

Церковная благотворительность в России состояла в основном в содержании при церквах пристанищ для нищих, но в XVIII в. для нее стала характерна забота о детях и их образова-

нии. Создавались приходские попечительства, которые выделяли средства на содержание детских приютов и школ. К 1906 г. 50% церквей имели благотворительные фонды, а всего к 1905 г. в России действовало 48375 православных церквей [6, с. 2].

Подлинный расцвет филантропии во второй половине XIX в. был связан с частной благотворительностью купечества и нарождающегося нового класса российских предпринимателей, что стало характерным для последнего, четвертого этапа истории благотворительности. Начало ей было положено еще во второй половине XVIII в., когда императрица Екатерина II в 1781 г. разрешила частным лицам со своего изволения открывать благотворительные заведения.

В конце XVIII - начале XIX в. появились наградные медали «общего» характера, ими отмечались самые разные заслуги перед царем и Отечеством: «За усердие» (1801), «За полезное» (1801), «За усердную службу» (1806), «За спасение сограждан» (1807), «За спасение погибавших» (1809), «За любовь к Отечеству» (1812), «За спасение человечества» (1818). 1 августа 1898 г. были утверждены «наградные правила» за общеполезную деятельность и порядок награждения медалями. 16 июня 1908 г. вышло Высочайшее повеление «О поощрении подвигов человеколюбия, награждаемых медалями». Всего с 1698 по 1917 г. было установлено 1120 различных наград за социально полезную деятельность [3, с. 161].

Статистические данные отображают уровень развития социального служения в России дореволюционного периода, так, в 1898 году за деяния, связанные со спасением человеческой жизни было награждено 146 017 человек, в 1908 году - 193 566 [8, с. 148].

Проведенный анализ позволяет заключить следующее. На протяжении всех периодов российской истории наше общество и государство активно содействовало развитию социально полезной деятельности граждан. Это демонстрируется высоким признанием подобных заслуг личности, прежде всего через систему государственных наград.

Складывающийся морально-психологический климат относительно социально значимой деятельности способствовал развитию благотворительности и филантропии. Благотворительные пожертвования нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства (здравоохранения, образования). Деятельность по социальному служению оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь.

Становление феномена социального служения в истории дореволюционной России

85

Высокий уровень социального служения характеризует мощный духовно-нравственный потенциал, исторически присущий российскому обществу. Этот глубинный пласт отечественной истории внушает надежду на возрождение идеалов социального служения и взаимопомощи в современном российском обществе. Однако обращение к подобному опыту показывает непродуктивность копирования западноевропейских стандартов социально полезной деятельности, демонстрирует необходимость возрождения национальной традиции на присущей ей морально-нравственной основе для достижения национального согласия и поступательного развития современного российского общества.

Список литературы

1. Анисина Е.А. Проблема благотворительности: категориально-понятийный аппарат // Российский научный журнал. № 1 (32). 2013. С. 62-68.

2. Балицкий Р.Н. Меценатство и благотворительность в Центральном Черноземье в конце XIX -начале XX вв. [Текст]: Дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2004. 206 с.

3. Кузнецов А. Награды: Энциклопедия - путеводитель по истории российских наград. М., 1998.

4. Павлова Н.П. Благотворительность в России как социокультурный феномен: исторический и образовательный аспект // Вестник МГПУ. Серия Педагогика и психология. М., 2010 № 2.

5. Русская историческая библиотека, изданная Археографической комиссией. СПб., 1884.

6. Самсонова А. Украшение истории // Вестник благотворительности. 2000. № 12. С. 2.

7. Софийская летопись / / Полное собрание русских летописей. Т. VI. СПб., 1853.

8. Учреждение орденов и других знаков отличия. Т. 1. Ч. 2. СПб., 1892.

9. Чепуров Ф.А. Благотворительность как специфический вид перераспределения эконом. благ [Текст]: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Тамбов, 2007.

10. Чепурнов Н.И. Российские наградные медали. Чебоксары, 1993. Ч. 2.

THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SERVICE PHENOMENON IN THE HISTORY OF PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

N.Yu. Kiryushina, A V. Shartynova

In this article, we examine the process of development of the social service phenomenon in the history of Russia until the early twentieth century. Development stages of this activity are outlined, its characteristic forms and the system of government incentives are described. It is emphasized that the basis for social service in pre-revolutionary Russia was provided by society's powerful spiritual and moral potential.

Keywords: social service, charity, philanthropy, volunteering, encouragement, state awards.

Referemes

1. Anisina E.A. Problema blagotvoritel'nosti: kate-gorial'no-ponjatijnyj apparat // Rossijskij nauchnyj zhur-nal. № 1 (32). 2013. S. 62-68.

2. Balickij R.N. Mecenatstvo i blagotvori-tel'nost' v Central'nom Chernozem'e v konce XIX - nachale XX vv. [Tekst]: Dis. ... kand. ist. nauk. Kursk, 2004. 206 s.

3. Kuznecov A. Nagrady: Jenciklopedija - putevo-ditel' po istorii rossijskih nagrad. M., 1998.

4. Pavlova N.P. Blagotvoritel'nost' v Rossii kak so-ciokul'turnyj fenomen: istoricheskij i obrazovatel'nyj aspekt // Vestnik MGPU. Serija Pedagogika i psihologi-ja. M., 2010 № 2.

5. Russkaja istoricheskaja biblioteka, izdannaja Arheograficheskoj komissiej. SPb., 1884.

6. Samsonova A. Ukrashenie istorii // Vest-nik blagotvoritel'nosti. 2000. № 12. S. 2.

7. Sofijskaja letopis' // Polnoe sobranie russkih leto-pisej. T. VI. SPb., 1853.

8. Uchrezhdenie ordenov i drugih znakov otli-chija. T. 1. Ch. 2. SPb., 1892.

9. Chepurov F.A. Blagotvoritel'nost' kak specificheskij vid pereraspredelenija jekonom. blag [Tekst]: Avtoref. dis. ... kand. jekonom. nauk. Tambov, 2007.

10. Chepurnov N.I. Rossijskie nagradnye medali. Cheboksary, 1993. Ch. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.