Г. П. Васильева
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСОВ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ вв.
Внимание к проблеме благотворительности на рубеже Х1Х-ХХ вв. представляется важным для понимания особенностей формирования гражданского общества в России. Обращение к отечественной и зарубежной историографии по благотворительности является необходимой предпосылкой изучения регионального аспекта. Это позволит не только выявить общие закономерности процесса развития института общественного призрения и благотворительности, но и вычленить специфику этой проблемы на региональном уровне.
Ключевые слова: общественная и частная благотворительность, историография, Нижнее Поволжье, источники.
G. Vasileva
HISTORIOGRAPHIC ASPECT OF CHARITY ISSUES AT THE TURN OF THE XIXTH CENTURY
The issue of charity at the turn of the XlXth century is important for understanding the features of the development of a civic society in Russia. The review of Russian and foreign historiography on charity is the necessary precondition of examining the regional aspect. It will allow not only to reveal the general laws of development of the institution ofpublic charity, but also to identify the specific character of this problem at the regional level.
Keywords: public and private charity, historiography, the Lower Volga region, sources.
В истории благотворительности, обобщая изученный материал, можно выделить несколько основных этапов исследования данной проблемы: а) конец XIX века — начало XX века; б) 1917 год — конец 1980-х годов; в) начало 1990-х годов — по настоящее время.
Среди дореволюционных исследований по истории благотворительности можно выделить труды П. И. Георгиевского, П. И. Лы-кошина, Е. Д. Максимова, Г. Г. Штвиттау, В. Ф. Дерюжинского и многих других [23]. Характеризуя состояние вопроса изученности благотворительности в дореволюционный период, можно выявить, что подавляющее большинство работ имело прикладной характер, всевозможные библиографические издания, перечисляющие многочисленные публикации, относящиеся ко
второй половине XIX века [19], справочная, статистическая литература, в которой собраны ценнейшие фактические материал и источниковая база [7], в периодике, журналы, ставшие одновременно историческими и историографическими источниками, где освещались теоретические вопросы общественного призрения и благотворительности, ставились вопросы организации благотворительного дела в России, публиковались статьи о различных филантропических учреждениях, публиковались также официальные материалы (указы, распоряжения, постановления правительства и т. д.), отчеты о деятельности многих благотворительных обществ, сведения о пожертвованиях и т д.
Лишь к концу XIX — началу XX века появляются серьезные работы, претен-
дующие на глубокое осмысление явления с акцентуализацией на теорию вопроса. В данной связи необходимо отметить монографию «Благотворительная Россия» [6], в которой автор применяет проблемный метод, выгодно отличающийся простотой использования и возможностью легко и сразу сосредоточиться на основных движущих процесс обществ и организаций. Данная монография состоит из двух частей. В монографии представлен исторический аспект развития благотворительности с допетровских времен до времен Николая I. Также широко освещена деятельность ведущих благотворительных обществ и государственных ведомств, в частности, ведомство учреждений императрицы Марии.
Среди дискуссионных вопросов в литературе 90-х годов особенно следует выделить вопрос о назначении благотворительности в обществе, о ее роли в борьбе с различными проявлениями нужды. С одной стороны, представители всех течений сходились во мнении, что на данном этапе социальной структуры общества благотворительность необходима; с другой стороны, часть авторов видела пути улучшения положения неимущих через совершенствование системы благотворительности, а часть авторов считала, что благотворительность маскирует подлинную глубину нищеты народа и реальная возможность изменить ситуацию лежит в изменении государственного устройства [8].
Обобщающие работы в дореволюционной отечественной историографии дополняются трудами, посвященными различным направлениям благотворительной деятельности, которые в дореволюционной литературе представлены неравномерно. Основное внимание в них уделялось государственной благотворительности и тем благотворительным обществам, которые находились под покровительством членов императорской фамилии [18].
В некоторых работах о крупных государственных, общественных и торгово-
промышленных деятелях имеются оценки участия частных лиц в благотворительном движении [21]. Однако эти издания носят характер биографических справок с указанием благотворительных вкладов и пожертвований, в них отсутствует анализ самого явления.
Не стала предметом специального исследования в дореволюционный период и такая форма просвещенной благотворительной деятельности, как меценатство. Оценку отдельным фактам и проявлениям меценатской деятельности можно встретить лишь в небольших заметках на страницах периодики, в публицистических произведениях, а также в мемуарных произведениях некоторых деятелей культуры [24].
Благотворительность в России неразрывно связана с Русской православной церковью. Эта связь прослеживается веками. Собственным примером церковь показывала, что надо помогать людям, особенно когда страна и народ переживали нелегкие времена: эпидемий, пожаров, войн, голода. Именно церковь была тем островком защиты, в котором каждый нуждающийся мог найти приют.
Многочисленные труды по проблеме церковной благотворительности являются свидетелями значительности этого направления [20].
Историография благотворительности в России была бы неполной без учета работ западных ученых. Причем именно им принадлежит приоритет в разработке некоторых важных ее аспектов. Для западной историографии проблематика, связанная с историей благотворительности, стала уже традиционна. Заметный вклад в изучение российского общественно-благотворительного движения вносят работы А. Линден-майер. В книге «Бедность не порок: благотворительность, общество и государство в Российской империи» [16] были представлены результаты почти 20-летней работы, анализ материалов, собранных во многих
российских и американских библиотеках, а также в архивах. Автор подробно характеризует политику самодержавия в отношении частных благотворительных обществ, указывая на отсутствие у правительства в 60-70-е годы глубоко продуманной линии в этом вопросе.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что отсутствовали в дореволюционной литературе теоретические труды, дающие оценку благотворительности как крупному явлению в общественной жизни России второй половины XIX — начала XX века. Значительная часть публикаций по теме принадлежала государственно-общественным деятелям, которые ограничивались констатацией имеющихся фактов и робкими попытками их систематизации.
После 1917 года образовалась ниша в изучении феномена российской благотворительности. Интерес к благотворительности с исследовательской точки зрения возобновился с конца 1980-х годов. В результате отношения к филантропии, сложившегося в советском обществе, это явление долгое время находилось вне поля зрения историков.
Естественно, говорить о каких-то серьезных исследованиях в области благотворительности не представляется возможным. На это, в частности, указывают более поздние в этой области труды А. Н. Боха-нова [9]'
Отчасти тему благотворительности в более позднее время затрагивали авторы работ, посвященных классу российской буржуазии при характеристике ее социального и культурного облика. Благотворительная деятельность российских предпринимателей изображалась в них односторонне [17] и объяснялась корыстным стремлением к наградам и званиям в одном случае или заботой о душе — в другом [15]. Такая точка зрения долгое время господствовала в советской историографии.
Иную характеристику российской буржуазии можно встретить в работе П. А. Бу-
рышкина «Москва купеческая», появившейся в период эмиграции (Нью-Йорк, 1954). В главе, посвященной общественной и благотворительной деятельности купеческого сословия, автор видит мотивы, побуждающие к благотворительности, не в стремлении к чинам и наградам, хотя и признает, что «чинобесие» тоже имело место, а в формировании новых потребностей и представлений в среде образованного купечества [11].
В работах советских историков конца 70-80-х годов, посвященных общественному движению и изучению культурной жизни страны, нашли отражение отдельные проблемы дореволюционной благотворительности. А. Д. Степанский [25] в своей работе по истории развития общественных организаций в России во второй половине Х1Х — начале XX в. рассматривает и филантропические общества. Автор не ставил целью изучить роль и место последних в жизни российского общества, так как данная тематика не вписывалась в существующую идеологическую конъюнктуру. Основной акцент в работе делается на историю формирования общественных, и прежде всего политических, организаций.
Вплоть до конца 80-х годов тема благотворительности в дореволюционной России так и не стала предметом самостоятельного исследования. Лишь в последнее десятилетие XX века стал проявляться интерес к различным аспектам этой проблематики в нашей исторической науке в работах Л. В. Бадя, Т. Е. Покотиловой, Е. И. Холостовой, Б. И. Нещеретнева, Б. Ш. Нувахова, Я. П. Щапова и др. [5].
Отечественная литература 1990-х годов представлена учебной методической работой доктора исторических наук В. Г. Афанасьева и кандидата исторических наук А. Р. Соколова «Благотворительность в России. Историографический аспект проблемы» [4]. Цель данной работы — рассмотреть в историографическом плане проблему становления и развития благо-
творительности в России, уделив особое внимание ее состоянию в XVIII — начале XX века.
Диссертационные работы по исследуемой тематике представлены трудами целого ряда авторов, в них рассмотрены и обобщены проблемы развития благотворительной деятельности как общероссийского масштаба, так и на региональном уровне. В частности, примечательны работы Ю. И. Горбуновой, Н. В. Черницо-вой, Л. А. Егоровой, Е. Ю. Колебакина, А. А. Хитрова и многих других [13].
Многие научные статьи посвящены отдельным аспектам российской благотворительности [2]. В статье С. П. Синельникова, основанной на материалах Саратовской и Донской губерний, показана одна из форм церковной благотворительности в тяжелое для России время. В статье говорится о голоде 1891-1892 гг. [22]. Однако, как нам представляется, автор несколько преувеличивает роль церковно-приходской благотворительности в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Большинство дореволюционных авторов в свое время отмечали слабое участие российского духовенства в общественно-благотворительном движении. И хотя российская статистика относила все церковно-приходские попечительства к благотворительным единицам, далеко не все из них оказывали призрение нуждающимся своего прихода, а размеры оказываемой помощи, за редким исключением, были очень незначительны.
Изучение проблемы благотворительности на современном этапе стимулируется усиленной разработкой истории отечественного предпринимательства, наблюдаемой в последнее время. Стремление дать объективную оценку роли российской буржуазии в жизни российского общества на рубеже Х1Х-ХХ веков обусловило особый интерес к вопросу о размерах и мотивах благотворительной деятельности отечественных предпринимателей [10]. Как бы то ни было, сегодня все чаще звучит мысль
о том, что участие российских предпринимателей в благотворительной деятельности было отнюдь не исключением, а существенной чертой менталитета «третьего сословия» России в конце Х1Х — начале ХХ века.
Наблюдается возросший интерес к меценатству и коллекционированию в нашем обществе и в литературе. Целый ряд работ и статей посвящен представителям промышленных и торговых династий, наиболее известным меценатам и коллекционерам [3]. И если таким корифеям благотворительности в области искусства и культуры, как П. М. Третьяков, С. Т. Морозов, С. И. Мамонтов, больше повезло и их заслуги получили высокую оценку в нашей литературе в предшествующий период, то сегодня из забвения выводятся новые имена, которые представляют не только столичное, но и провинциальное купечество [12].
Огромный вклад в развитие благотворительного движения внесло российское купечество, что нашло свое отражение в появившемся в 1995 г. фундаментальном издании, посвященном истории российского предпринимательства [1].
В заключение анализа историографии по теме отметим, что в последние годы, когда в обществе наблюдается потребность в переосмыслении отдельных сторон отечественной истории, в более глубоком и всестороннем рассмотрении исторических явлений и процессов в качестве самостоятельного предмета исследования, в нашей исторической науке обозначилась и проблема российской благотворительности. Однако изучение ее находится еще в начальной стадии, отличается фрагментарностью и разработкой многих аспектов лишь на региональном уровне. Ощущается недостаток как в обобщающих исследованиях феномена отечественной благотворительности, так и в работах, посвященных отдельным сторонам благотворительной деятельности.
Характерной чертой литературы дореволюционного периода является разработка частных проблем, достоверность представленных в них сведений зачастую подвергается сомнению по причине отсутствия научного обоснования. Недостаточное количество фундаментальных трудов затрудняет анализ всероссийской благотворительности.
На сегодняшний день недостаточно изучена частная благотворительность в России, плохо представлена деятельность как отдельных граждан, так и многочисленных филантропических организаций, созданных частными лицами. Обращение к этой проблеме представляется важным для понимания особенностей формирования гражданского общества в России, для развития общественного сознания, а также в силу
специфики благотворительной деятельности и для воссоздания духовно-нравственной атмосферы в российском обществе на рубеже двух веков.
Внимание к отечественной и зарубежной историографии по благотворительности является необходимой предпосылкой изучения регионального аспекта. Это позволит не только выявить общие закономерности процесса развития института общественного призрения и благотворительности, но и вычленить специфику этой проблемы на региональном уровне. Специально проблема благотворительности в Астраханской и Саратовской губерниях не рассматривалась в силу того, что современная историография проблемы только начинает складываться, изредка затрагиваясь авторами в усеченном виде по другим вопросам [14].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов / Сост. О. Платонов. М.: Современник. 1995.
2. Абросимова Е. А. История законодательного регулирования создания и деятельности российских благотворительных организаций // Известия вузов: Правоведение. 1991. № 2. С. 89-94; Алферова Е. Ю. Призрение сирот в дореволюционной России и СССР: Новые источники и методы исследования. Екатеринбург, 1993. С. 70-78; Герасимов Г. Времен связующая нить // Сопричастность. 1992. № 1; Голубев В. В. В пользу бедных // Родина. 1991. № 3; Добровольская Т. А., Мастеропуло А. П., Поддубный М. В. О перспективах возрождения христианской благотворительности // На пути к свободе совести. М., 1989; Савельев В. Г. Благотворительность и развитие народного просвещения в России в пореформенный период // Вестник Челябинского университета. Серия «История». 1991. № 1; Щапов Я. Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в XX веке. Историки спорят. М., 1994. С. 89-94; Ярская В. М. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С. 27-33.
3. Аронов А. А. Золотой век русского меценатства. М., 1995; Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.: Наука,1998; Боханов А. Н. Савва Мамонтов // Вопросы истории. 1990. № 11; Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков. М.: Исскуство, 1986; Грязнов А. И. Почетный гражданин Москвы: Страницы жизни П. М. Третьякова. М.: Моск. рабочий, 1982; Думова Н. Друзья Художественного театра: Савва // 3намя. 1990. № 8; Пак Б. И. Савва Тимофеевич Морозов // История СССР. 1980. № 6; Зилоти В. П. В доме Третьякова. М.: Высш. школа, 1992; Петров Ю. А. Павел Павлович Рябушинский // Исторические силуэты. М., 1991; Шамаро А. Братья Рябушинские // 0течество. М., 1991. Вып. 2 и др.
4. Афанасьев В. Г., Соколов А. Р. Благотворительность в России. Историографические аспекты проблемы. СПб., 1998.
5. Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. М., 1993; Покотилова Т. Е. Благотворительность в социальной истории дореволюционной России. М., 1997; По-котилова Т. Е. Теоретико-методологические и историографические аспекты феномена российской благотворительности. Ставрополь, 1998; Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России. М., 1995; Нещеретний Б. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России (Библиотека социального работника). М.: Союз,1993; Нувахов Б. Ш. Странноприимный дом: Традиции россий-
ского милосердия, ХУШ-ХХ вв. М., 1994; Щапов Я. П. Благотворительность в дореволюционной России: опыт и вклад в цивилизацию // Россия в XX веке. Историки спорят. М., 1994. С. 84-88.
6. Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России / Под ред. П. И. Лыкошина. Т. 1. СПб., 1901.
7. Благотворительные учреждения Российской империи: В 3 т. / Под ред. А. А. Тулубьева. СПб., 1900; Сборники сведений по общественной благотворительности. Т. 1-7, СПб., 1880-1886; Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге и Москве. СПб., 1899; Сборник статистических сведений о заведениях закрытого призрения детей, в том числе сирот сельского населения. Петроград, 1916.
8. Бобошко Ф. Л. Долой филантропов и их учреждения. Николаев,1912.
9. Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.: Наука,1989.
10. Боханов А. Н. Крупная буржуазия России: конец XIX в. — 1914 г. М. 1992; Баикина А. И., Додо-нова Л. А. Аристократы капитала: Очерки истории российского предпринимательства и благотворительности Х-ХХ вв. Тюмень, 1994; Власов П. В. Мотивы милосердия // Былое. 1992. № 10; Петров Ю. А. Предприниматели и российское общество в начале XX века // Свободная мысль. 1992. № 17; Петров Ю. А. Москва купеческая на рубеже XIX-XX веков // Отечественная история. 1996. № 2; 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов / Сост., вступ. статья, примечания О. Платонова. М., 1995.
11. Бурышкин П. А. Москва купеческая. М.: Столица, 1990. С. 104; Лаверычев В. Я. Крупная буржуазия в пореформенный период. 1861-1900. М.: Мысль. 1974.
12. Быченкова Л. Дар напрасный? Неоконченная история ивановского мецената Бурылина и его коллекции // Москва. 1990. № 2; Епифанова Л. Егорьевский самородок // Былое. 1992. № 8; Из истории российского предпринимательства: Династия Кокоревых: Научно-аналит. обзор / Авт.-сост. М. А. Гав-лин. М., 1991; Сталева Т. В. Сибирский просветитель Петр Макушин. Томск, 1990; Старцев А. В. Меценаты. Штрихи к социальному портрету алтайского купечества // Алтайский сборник. Барнаул, 1991. Вып. XIV.
13. Горбунова Е. Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М. 1996; Кононова Т. Б. История российской благотворительности и ее связь с государственными структурами социального обеспечения: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М. 1997; Черницова Н. В. Генезис и эволюция социального призрения в России (Х-ХХ вв.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М. 1996; ВантееваН. В. Общественное призрение на Ставрополье и Кубани в XIX — начале XX века: Дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь. 2000; Гуришидзе Д. А. Благотворительные общества в дореволюционной Западной Грузии: Дис. ... канд. ист. наук. Тбилиси. 1988; Пащинцев Д. А. Благотворительная деятельность русской православной Церкви во II половине XIX — начале XX в. М., 1995; Егорова Л. А. Благотворительность в российской провинции (Костромская губерния, 2-я половина XIX — начало XX в.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2002; Колеба-кина Е. Ю. Общественное призрение и благотворительность в Архангельской губернии (конец XVIII — начало XX века): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Архангельск, 2002; Тимченко В. А. Деятельность южнороссийских благотворительных обществ, заведений, братств и попечительств во второй половине
XIX века. На материалах Дона, Кубани и Ставрополя: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новочеркасск, 2004; Хитров А. А. Дом Романовых и российская благотворительность. Вторая половина XIX — начало
XX века (по материалам Санкт-Петербурга и Петербургской губернии): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2009; Шрамкова О. В. Национальные меньшинства Саратова во второй половине XIX — начале XX в.: социальная интеграция и повседневная жизнь: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2009 и др.
14. Крюков Н. П. Российские традиции социальной помощи. Основывается на материалах Саратовской губернии. Саратов, 2001; Иванов И. С. Частная и общественная благотворительность в Астрахани. Астрахань, 1888; Саввинский И. Историческая записка об астраханской Епархии за 300 лет ее существования (1602 по 1902). Астрахань, 1903. С. 355-356; Матвеев И. Н. Санитарные очерки. Общественное призрение. Саратов, 1898; Очерки истории Астраханской епархии за 400 лет ее существования: В 2 т. Ростов н/Д, 2002, и др.
15. Лаверычев В. Я. Крупная буржуазия в пореформенный период. 1861-1900. М., 1974.
16. Линденмайер А. Бедность не порок: благотворительность, общество и государство в Российской империи. СПб., 1889.
17. Лященко П. Н. История народного хозяйства СССР. Т. II. М., 1948; Лаверычев В. Я. Крупная буржуазия в пореформенный период. 1861-1900. М.: Мысль, 1974.
18. Максимов Е. Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб., 1903.
19. Межов В. И. Благотворительность в России: Библиограф. указатель книг и статей на рус. яз., вышедших в России в период царствования императора Александра II. СПб., 1883; Селиванов А. Ф. Библиография о благотворительности // Вестник благотворительности. 1901. № 4-6.
20. Никольский Н. А. Об общественной благотворительности и ее органах — приходских попечи-тельствах. М., 1876; Ульгорн Г. Христьянская благотворительность в древней церкови. СПб., 1899; Бензин В. М. Церковно-приходская благотворительность на Руси. СПб.,1907; Бензин В. М. Церковноприходская благотворительность на Руси после 1864 г. СПб., 1907; Забелин А. Р. Что могут сделать приходские благотворительные общества? СПб., 1880; Кудрявцев А. Нищенство как предмет попечения церкови, общества и государства. Одесса, 1885; Лабутин И. К. Характер христьянской благотворительности. СПб., 1899; Лаверентьев К. Христьянское братолюбие. СПб., 1875 и др.
21. Русский торгово-промышленный мир / Ред. изд. А. М. Шампаньер. Б. м., б. г.; Современная Россия в портретах и биографиях выдающихся деятелей. Б. м., б. г.; Московская Городская Дума, 18971900. М., 1900; Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного дома Романовых. М., 1913; Россия в ее прошлом и настоящем: В память 300-летия царствования дома Романовых. М., 1914.
22. Синельников С. П. Русская православная церковь и голод 1891-1892 гг. // Волга. 1999. № 2. С. 58-61.
23. См.: Георгиевский П. И. О призрении бедных. СПб., 1897; Призрение бедных и благотворительность. СПб., 1894; Лыкошин П. И. Благотворительная Росиия: история государственной, общественной благотворительности: В 2 т. СПб., 1901; Максимов Е. Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом ее развитии. Благотворительность в России: В 2 т. / Составлено Собственною Его Императорского Величества Канцеляриею по учреждениям Императрицы Марии. Т. 1. СПб. (Типолит Н. Я. Ныр-кина), 1907. С. 1-77.; Ильинский В. Благотворительность в России: история, настоящее положение и задачи. СПб., 1908; Дерюжинский В. Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1897.
24. Стасов В. В. Письма к деятелям русской культуры: В 2 т. М.: Наука, 1962; Стасов В. В. Статьи и заметки, не вошедшие в собрание сочинений: В 2 т. М.: Искусство, 1954; Янжул И. И. Между делом. Очерки по вопросам народного образования, экономической политики и общественной жизни. СПб., 1904.
25. Степанский А. Д. История общественных организаций дореволюционной России: Учебное пособие. М., 1979; Степанский А. Д. Общественные организации России на рубеже XIX-XX вв.: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1982.
REFERENCES
1. 1000 let russkogo predprinimatel'stva: Iz istorii kupecheskih rodov / Sost. O. Platonov. M.: Sovremennik. 1995.
2. Abrosimova E. A. Istorija zakonodatel'nogo regulirovanija sozdanija i dejatel'nosti rossijskih blagotvori-tel'nyh organizacij // Izvestija vuzov: Pravovedenie. 1991. № 2 S. 89-94; Alferova E. Ju. Prizrenie sirot v dore-voljucionnoj Rossii i SSSR: Novye istochniki i metody issledovanija. Ekaterinburg, 1993. S. 70-78; Gerasimov G. Vremen svjazujuschaja nit' // Soprichastnost'. 1992. № 1; Golubev V. V. V pol'zu bednyh // Rodina. 1991. № 3; Dobrovol'skaja T. A., Masteropulo A. P., PoddubnyjM. V. O perspektivah vozrozhdenija hristianskoj bla-gotvoritel'nosti // Na puti k svobode sovesti. M., 1989; Savel'ev V. G. Blagotvoritel'nost' i razvitie narodnogo prosvewenija v Rossii v poreformennyj period // Vestnik Cheljabinskogo universiteta. Serija Istorija. 1991. № 1; Schapov Ja. N. Blagotvoritel'nost' v dorevoljucionnoj Rossii: nacional'nyj opyt i vklad v civilizaciju // Rossija v XX veke. Istoriki sporjat. M., 1994. S. 89-94; Jarskaja V. M. Blagotvoritel'nost' i miloserdie kak so-ciokul'turnye cennosti // Rossijskij zhurnal social'noj raboty. 1995. № 2. S. 27-33.
3. Aronov A. A. Zolotoj vek russkogo mecenatstva. M. 1995; Bohanov A. N. Kollekcionery i mecenaty v Rossii. M.: Nauka,1998; Bohanov A. N. Savva Mamontov // Voprosy istorii. 1990. № 11; Botkina A. P. Pavel Mihajlovich Tret'jakov. M.: Isckustvo? 1986; Grjaznov A. I. Pochetnyj grazhdanin Moskvy: Stranicy zhizni P. M. Tret'jakova. M.: Mosk. rabochij, 1982; Dumova N. Druz'ja Hudozhestvennogo teatra: Savva // 3namja. 1990 № 8; Pak B. I. Savva Timofeevich Morozov // Istorija SSSR. 1980. № 6; Ziloti V. P. V dome Tret'jakova.
M.: Vyssh. shkola, 1992; Petrov Ju. A. Pavel Pavlovich Rjabushinskij // Istoricheskie silujety. M., 1991; Sha-maro A. Brat'ja Rjabushinskie // Otechestvo. M., 1991. Vyp. 2 i dr.
4. Afanas'ev V. G., Sokolov A. R. Blagotvoritel'nost' v Rossii. Istoriograficheskie aspekty problemy. SPb., 1998.
5. Badja L. V. Blagotvoritel'nost' i mecenatstvo v Rossii: Kratkij istoricheskij ocherk. M., 1993; Pokotilova T. E. Blagotvoritel'nost' v social'noj istorii dorevoljucionnoj Rossii. M., 1997; Pokotilova T. E. Teoretiko-metodolo-gicheskie i istoriograficheskie aspekty fenomena rossijskoj blagotvoritel'nosti. Stavropol'. 1998; HolostovaE. I. Genezis social'noj raboty v Rossii. M., 1995; Nescheretnij B. I. Istoricheskie korni i tradicii razvitija blagotvoritel'nosti v Rossii (Biblioteka social'nogo rabotnika). M.: Sojuz,1993. Nuvahov B. Sh. Strannopriimnyj dom: Tradicii rossijskogo miloserdija, XVIII-XX vv. M., 1994; Schapov Ja. P. Blagotvoritel'nost' v dorevoljucionnoj Rossii: opyt i vklad v civilizaciju // Rossija v XX veke. Istoriki sporjat. M., 1994. S. 84-88.
6. Blagotvoritel'naja Rossija. Istorija gosudarstvennoj, obschestvennoj i chastnoj blagotvoritel'nosti v Rossii / Pod red. P. I. Lykoshina. T. 1. SPb., 1901.
7. Blagotvoritel'nye uchrezhdenija Rossijskoj imperii: V 3-h t. / Pod red. A. A. Tulub'eva. SPb.,1900; Sbor-niki svedenij po obschestvennoj blagotvoritel'nosti. T. 1-7. SPb.,1880-1886; Sbornik svedenij o blagotvoritel'nosti v Rossii s kratkimi ocherkami blagotvoritel'nyh uchrezhdenij v Sankt-Peterburge i Moskve. SPb., 1899; Sbornik statisticheskih svedenij o zavedenijah zakrytogo prizrenija detej, v tom chisle sirot sel'skogo na-selenija. Petrograd, 1916.
8. Boboshko F. L. Doloj filantropov i ih uchrezhdenija. Nikolaev, 1912.
9. Bohanov A. N. Kollekcionery i mecenaty v Rossii. M.: Nauka, 1989.
10. Bohanov A. N. Krupnaja burzhuazija Rossii: konec XIX v. — 1914 g. M., 1992; Baikina A. I., Dodono-va L. A. Aristokraty kapitala: Ocherki istorii rossijskogo predprinimatel'stva i blagotvoritel'nosti X-XX vv. Tjumen', 1994; Vlasov P. V. Motivy miloserdija // Byloe. 1992. № 10; Petrov Ju. A. Predprinimateli i rossijs-koe obschestvo v nachale XX veka // Svobodnaja mysl'. 1992. № 17; Petrov Ju. Moskva kupecheskaja na ru-bezhe XIX-XX vekov // Otechestvennaja istorija. 1996. № 2; 1000 let russkogo predprinimatel'stva. Iz istorii kupecheskih rodov. Sost., vstup. stat'ja, primechanija O. Platonova. M., 1995.
11. Buryshkin P. A. Moskva kupecheskaja. M., Stolica, 1990. S. 104; Laverychev V. Ja. Krupnaja burzhuazija v poreformennyj period. 1861-1900. M.: Mysl', 1974.
12. Bychenkova L. Dar naprasnyj? Neokonchennaja istorija ivanovskogo mecenata Burylina i ego kollekcii // Moskva. 1990. № 2; Epifanova L. Egor'evskij samorodok // Byloe. 1992. № 8; Iz istorii rossijskogo predprinimatel'stva: Dinastija Kokorevyh: Nauchno-analit. obzor / Avt.-sost. M. A. Gavlin. M., 1991; Staleva T. V. Si-birskij prosvetitel' Petr Makushin. Tomsk, 1990; Starcev A. V. Mecenaty. SHtrihi k social'nomu portretu altajs-kogo kupechestva // Altajskij sbornik. Vyp. XIV. Barnaul, 1991.
13. Gorbunova E. Ju. Blagotvoritel'nost' v Rossii i ee rol' v obschestvenno-kul'turnoj zhizni na rubezhe XIX-XX vv.: Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M., 1996; Kononova T. B. Istorija rossijskoj blagotvoritel'nosti i ee svjaz' s gosudarstvennymi strukturami social'nogo obespechenija: Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M., 1997; Chernicova N. V. Genezis i jevoljucija social'nogo prizrenija v Rossii (X-XX vv.): Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M., 1996; Vanteeva N. V. Obschestvennoe prizrenie na Stavropol'e i kubani XIX-nachale XX veka: Dis. ... kand. ist. nauk. Stavropol', 2000; Gurishidze D. A. Blagotvoritel'nye obschestva v dorevoljucionnoj Zapad-noj Gruzii: Dis. ... kand. ist. nauk. Tbilisi, 1988; PawincevD. A. Blagotvoritel'naja dejatel'nost' russkoj pravos-lavnoj Cerkvi vo II-j polovine XIX — nachale XX v. M., 1995; Egorova L. A. Blagotvoritel'nost' v rossijskoj provincii (Kostromskaja gubernija, 2-ja polovina XIX — nachalo XX v.): Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M., 2002; Kolebakina E. Ju. Obschestvennoe prizrenie i blagotvoritel'nost' v Arhangel'skoj gubernii (konec XVIII — nachala XX vekov): Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Arhangel'sk, 2002; Timchenko V. A. Dejatel'nost' juzhno-rossijskih blagotvoritel'nyh obschestv, zavedenij, bratstv i popechitel'stv vo vtoroj polovine XIX veka. Na ma-terialah Dona, Kubani i Stavropolja: Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Novocherkassk, 2004; Hitrov A. A. Dom Romanovyh i rossijskaja blagotvoritel'nost'. Vtoraja polovina XIX — nachalo XX veka (po materialam Sankt-Peterburga i Peterburgskoj gubernii): Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. SPb., 2009; Shramkova O. V. Nacio-nal'nye men'shinstva Saratova vo vtoroj polovine XIX — nachale XX v.: social'naja integracija i povsednevna-ja zhizn': Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Saratov, 2009 i dr.
14. Krjukov N. P. Rossijskie tradicii social'noj pomoschi. Osnovyvaetsja na materialah Saratovskoj gubernii. Saratov, 2001; Ivanov I. S. Chastnaja i obschestvennaja blagotvoritel'nost' v Astrahani. Astrahan', 1888; Savvinskij I. Istoricheskaja zapiska ob astrahanskoj Eparhii za 300 let ee suwestvovanija (1602 po 1902). Ast-
rahan', 1903. S. 355-356; Matveev I. N. Sanitarnye ocherki. Obschestvennoe prizrenie. Saratov, 1898; Ocherki istorii Astrahanskoj eparhii za 400 let ee suschestvovanija: V 2 t. Rostov n/D, 2002. i dr.
15. Laverychev V. Ja. Krupnaja burzhuazija v poreformennyj period. 1861-1900. M., 1974.
16. Lindenmajer A. Bednost' ne porok: blagotvoritel'nost', obschestvo i gosudarstvo v rossijskoj imperii. SPb., 1889.
17. Ljawenko P. N. Istorija narodnogo hozjajstva SSSR. T. P. M., 1948; Laverychev V. Ja. Krupnaja burzhuazija v poreformennyj period. 1861-1900. M.: Mysl', 1974.
18. MaksimovE. D. Osobye blagotvoritel'nye vedomstva i uchrezhdenija. SPb., 1903.
19. Mezhov V. I. Blagotvoritel'nost' v Rossii: Bibliograf. ukazatel' knig i statej na rus. jaz., vyshedshih v Rossii v period carstvovanija imperatora Aleksandra II. SPb., 1883; Selivanov A. F. Bibliografija o blagotvori-tel'nosti // Vestnik blagotvoritel'nosti. 1901. № 4-6.
20. Nikol'skij N. A. Ob obschestvennoj blagotvoritel'nosti i ee organah — prihodskih popechitel'stvah. M., 1876; Ul'gorn G. Hrist'janskaja blagotvoritel'nost' v drevnej cerkovi. SPb.,1899; Benzin V. M. Cerkovno-prihodskaja blagotvoritel'nost' na Rusi. SPb.,1907; Benzin V. M. Cerkovno prihodskaja blagotvoritel'nost' na Rusi posle 1864 g. SPb., 1907; Zabelin A. R. Chto mogut sdelat' prihodskie blagotvoritel'nye obschestva? SPb., 1880; Kudrjavcev A. Nischenstvo kak predmet popechenija cerkovi, obschestva i gosudarstva. Odessa, 1885; Labutin I. K. Harakter hrist'janskoj blagotvoritel'nosti. SPb.,1899; Laverent'ev K. Hrist'janskoe bratoljubie. SPb., 1875 i dr.
21. Russkij torgovo-promyshlennyj mir / Red. izd. A. M. Shampan'er. B. m., b. g.; Sovremennaja Rossija v portretah i biografijah vydajuwihsja dejatelej. B. m., b. g.; Moskovskaja Gorodskaja Duma, 1897-1900. M., 1900; Jubilejnoe istoricheskoe i hudozhestvennoe izdanie v pamjat' 300-letija carstvovanija derzhavnogo doma Romanovyh. M., 1913; Rossija v ee proshlom i nastojaschem: V pamjat' 300-letija carstvovanija doma Roma-novyh. M., 1914.
22. Sinel'nikov S. P. Russkaja pravoslavnaja cerkov' i golod 1891-1892gg. // Volga. 1999. № 2. S. 58-61.
23. Sm.: Georgievskij P. I. O prizrenii bednyh. SPb., 1897; Prizrenie bednyh i blagotvoritel'nost'. SPb., 1894; Lykoshin P. I. Blagotvoritel'naja Rosiija: istoija gosudarstvennoj, obschestvennoj blagotvoritel'nosti: V 2 t. SPb., 1901; Maksimov E. D. Obschestvennaja pomosch' nuzhdajuschimsja v istoricheskom ee razvitii. Blagotvoritel'nost' v Rossii: V 2 t. / Sostavleno Sobstvennoju Ego Imperatorskogo Velichestva Kanceljarieju po uch-rezhdenijam Imperatricy Marii. T. 1. SPb. (Tipolit N. Ja. Nyrkina), 1907. S. 1-77; Il'inskij V. Blagotvoritel'nost' v Rossii: istorija, nastojawee polozhenie i zadachi. SPb., 1908; Derjuzhinskij V. F. Zametki ob obschestvennom prizrenii. M., 1897.
24. Stasov V. V. Pis'ma k dejateljam russkoj kul'tury: V 2 t. M.: Nauka, 1962; Stasov V. V. Stat'i i zametki, ne voshedshie v sobranie sochinenij: V 2 t. M.: Iskusstvo, 1954; Janzhul 1.1. Mezhdu delom. Ocherki po vo-prosam narodnogo obrazovanija, ekonomicheskoj politiki i obschestvennoj zhizni. SPb., 1904.
25. Stepanskij A. D. Istorija obschestvennyh organizacij dorevoljucionnoj Rossii: Uchebnoe posobie. M., 1979; Stepanskij A. D. Obschestvennye organizacii Rossii na rubezhe XIX-XX vv.: Avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk. M., 1982.
Л. Я. Канева
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
У КОМИ-ИЖЕМЦЕВ
Представлены основные этнодемографические процессы коми-ижемцев (рождаемость, смертность и др.), на заселение которых повлиял ряд естественных и социальных условий (климат, общественное положение женщин, возраст и др.). Исследуются также особенности их жизни, культуры, быта; их взаимосвязи с соседними народностями; приведены данные об изменениях коми-ижемского населения в ХУШ-ХШ веках.
Ключевые слова: этнические процессы, рождаемость, заселение, хозяйственность, смешение различных народностей, первые поселения ижемцев, быстрый рост населения.