3. Капустина, Л.И. Организация самостоятельной работы студентов в условиях модернизации СПО [Текст] / Л.И. Капустина // Научные исследования. - 2011. - № 3. - С. 88-92.
4. Миняева, О. А. Механизм формирования и этапы реализации компетенций специалистов в области фармации [Текст] / О.А. Миняева // Актуальные задачи педагогики : материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита : Молодой ученый, 2011. - С. 220-222.
5. Основина, Т.Ю. Профессиональная компетентность как критерий готовности специалиста к профессиональной деятельности [Текст] / Т.Ю. Основина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. - № 12. - С. 103-112.
REFERENCES
1. Vedernikova L.V. Povoroznjuk O.A. Professional'noe stanovlenie studentov v uslovijah modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija [Professional formation of students in the conditions of modernization of pedagogical education]. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal [Siberianpedagogical journal], 2013, no. 6, pp. 102-105.
2. Gribovskaja N.N. Sovremennye trebovanija k podgotovke molodyh specialistov [Modern demands to the teaching of young specialists]. Lichnost', semja i obshhestvo: voprosypedagogiki ipsihologii: sb. st. po materialam IV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Person, family and society: questions ofpedagogics and psychology]. Novosibirsk: Publ. SibAK, 2011, no. 4, Vol II, pp. 24-27.
3. Kapustina L.I. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov v uslovijah modernizacii SPO [Organization of independent work of students in the conditions of modernization of SPE]. Nauchnye issledovanija [Scientific researches], 2011, no. 3, pp. 88-92.
4. Mmjaeva O.A. Mehanizm formirovanija i jetapy realizacii kompetencij specialistov v oblasti farmacii [Mechanism of formation and stages of realization of competences of specialists in the field of pharmacy]. Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, dekabr' 2011 g.) [Actual tasks of pedagogics]. Chita: Molodoj uchenyj, 2011, pp. 220-222.
5. Osnovina, T.Ju. Professional'naja kompetentnost' kak kriterij gotovnosti specialista k professional'noj dejatel'nosti [Professional competence as the criteria of readiness of the specialist to the professional activity]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of Chelyabinsk pedagogical University], 2008, no. 12, pp. 103-112.
УДК 37(091)
Е.А. Сорокина,
доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры славяно-германской филологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»,
г. Шадринск, Россия
Благотворительность в школах Зауралья во второй половине XIX -
начале XX вв.
В статье рассматривается история благотворительности в дореволюционных школах Зауралья, которые осуществляли подготовку учителей для местных учебных заведений. Автор описывает два вида благотворительности: материальный вклад купцов региона и личное участие учителей-подвижников.
Благотворительность, начальная школа, купец, дворянство, учитель-подвижник.
E.A. Sorokina,
candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Slavo-Germanic philology Shadrinsk State Pedagogical University
Shadrinsk, Russia
Charity at schools of the trans-ural region in the second half of XIX - the
beginning of the XXth centuries
The charity history at pre-revolutionary schools of the Trans-Ural region which carried out training of teachers for local educational institutions is considered in the article. The author describes two types of charity: material contribution of merchants of the region and personal participation of teachers devotees.
Keywords: charity, elementary school, merchant, nobility, teacher devotee.
С древнейших времен на Руси существовало такое понятие как благотворительность, которая всегда воспринималась как элемент духовной и нравственной культуры русского человека. Изучение истории благотворительности в России в настоящее время является актуальным, так как на современном этапе развития нашего общества происходит расцвет данного явления и поощрение его со стороны государства. Для того, чтобы дать объективную характеристику происходящим процессам, необходимо провести параллель с прошлым.
Научная новизна нашего исследования заключается в том, что была проанализирована благотворительная деятельность и инициатива частных лиц, внесших вклад в развитие педагогического образования в Зауралье. Было доказано, что благотворительность реализовывалась путем материального вложения в учебные заведения, осуществлявшие педагогическую подготовку в регионе, и путем личного участия учителей-подвижников.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности применения полученных результатов при анализе явления благотворительности в других регионах страны. Материалы статьи могут быть использованы для разработки лекций и учебных пособий по истории педагогики и образования, при создании обобщающих трудов по подготовке педагогических кадров.
Цель статьи заключается в выявлении особенностей благотворительной деятельности в провинциальных регионах страны.
Современные российские исследователи изучают историю благотворительности и ее состояние на данный момент. Многие работы рассматривают частную благотворительность, в том числе благотворительную и меценатскую деятельность купцов и предпринимателей. Вопросами благотворительности в разных регионах занимались: В.В. Агафонова, А.А. Аронов, А.Н. Боханов, П.В. Власов, Н.Г. Думова, Е.В. Иванова, Т.Б. Кононова, Н.Г. Нагайцева, Е.Е. Степанова, Л.А. Темникова [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 13].
В процессе работы над проблемой использовались следующие ведущие подходы: системный, культурологический, аксиологический подходы.
При выполнении работы мы обращались к таким общенаучным и историко-педагогическим методам: теоретический анализ, классификация, систематизация и обобщение материалов по проблеме исследования; сравнение, сопоставление, обобщение, оценка идей, фактов, источников в соответствии с целью и задачами исследования; сравнительно-исторический и статистический анализ архивных и программных документов, отчетов о работе учебных заведений в исследуемый период.
Базой исследования послужили учебные планы и программы педагогических учебных заведений, архивные документы Государственных учреждений «Государственный архив Курганской области» (ГАКО) и «Государственный архив г. Шадринска» (ГАШ). Важную группу источников составила историко-педагогическая литература, законодательные и нормативно-правовые акты Министерства народного просвещения,
справочники, отчеты по различным аспектам рассматриваемой проблемы, а также периодическая печать, в том числе Шадринского земства.
Благотворительность как поддержка частными лицами культуры, науки и искусства получило развитие в России с XVIII вв., когда в стране возникли предпосылки для образовательной, музейно-собирательной и памятнико-охранительской деятельности. Расцвет благотворительности наступил во второй половине XIX в. благодаря российскому купечеству, придерживавшемуся православных традиций помощи ближнему и поддержки культурных общественных учреждений. Нередко благотворительность становилось обязательным для многих для многих купеческих семей. Каждый большой и малый город имел таких покровителей.
В Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв. не было высших педагогических учебных заведений. Однако недостаток квалифицированных педагогических кадров должен был быть восполнен региональными специалистами, которые знали особенности сельской жизни. Чтобы разрешить возникшее противоречие между растущими начальными и средними учебными заведениями, и отсутствием достаточного количества учителей для них, начинают происходить изменения в существующих учебных заведениях. При городских училищах открываются педагогические курсы, в гимназиях - педагогические классы, а церковно-приходские школы начинают готовить учителей для начальных школ. Данные преобразования безусловно требовали значительных финансовых затрат от местной власти и активной деятельности от учителей уезда. Анализ архивных материалов позволил сделать вывод о том, что благотворительность в Зауралье осуществлялась путем материального вложения купцов в учебные заведения, осуществлявшие педагогическую подготовку в регионе, и путем личного участия учителей-подвижников.
Часть затрат на организацию школ и поддержание учебного процесса была возложена на местных купцов-меценатов, которые помогали строить здания, закупать литературу, выписывать периодику, организовывать экскурсии и поездки. С момента своего появления образовательные заведения становились объектами благотворительности. В Кургане при содействии горожан была открыта первая школа города - уездное двухклассное мужское училище. Курганцы жертвовали деньги, книги, портрет Государя и т.п. [14].
Потребность дворян в женском образовании также требовала привлечение денег от частных лиц. В Кургане открывается первое женское училище, которое впоследствии было преобразовано в гимназию. Начальный капитал открытого училища состоял из частных пожертвований, также бесплатно велись уроки, оказывалась материальная помощь ученицам. Особый вклад в становление этого учебного заведения внесли супруга городничего М.М. Бучковская и дочь купца II гильдии Шишкина.
В Шадринске большой вклад в развитие общего и педагогического образования внес городской голова В.Я. Мокеев, который, например, отремонтировал, оборудовал и передал городу здание для реального училища. Купец Ф.А. Соснин также подготовил и передал для Шадринского городского четырехклассного училища каменный двухэтажный дом (позже в училище откроются педагогические курсы).
Необходимо отметить деятельность смотрителя Курганского уездного училища Дмитрия Ивановича Летешина, который работал учителем математики. Дмитрий Иванович не только уделял много внимания укреплению учебно-материальной базы училища, но и оказывал финансовую помощь ученикам, выделяя им из собственных средств деньги на обучение, и обеспечивал учебными пособиями. Четверым крестьянским мальчикам Д.И. Летешин полностью оплатил обучение: двое из них стали работать учителями в сельских
училищах, третий занялся торговлей, а четвертый поступил на службу в полицейское управление. В течение полугода (конец 1864 - начало 1865 г.) Летешин открыл в Курганском округе 9 сельских училищ, где учителями стали работать выпускники Курганского уездного училища. В 1866 г., прослужив к этому времени двадцать лет в ведомстве Министерства народного просвещения, Д. И. Летешин за «отличную усердную» службу получил «Всемилостивейше пожалованный» ему орден Св. Станислава 3-й степени [15].
Помимо финансовой поддержки купцов, благотворительность выражалась и в личном участии простых учителей, многие из которых бесплатно вели занятия в школах уезда и помогали своим ученикам материально. Говоря о благотворительной деятельности учителей-подвижников, в первую очередь хотелось бы назвать имя И.М. Первушина, который внес огромный вклад в распространение образования в регионе. С большим трудом, преодолевая препятствия, он смог добиться от городских властей выделения здания для училища и привлечь в школу крестьянских детей, родители которых не видели смысла в образовании.
Надежда Константиновна Лонгинова известна тем, что много лет проработала начальницей Шадринской женской гимназии. Она родилась 25 февраля 1866 г. Ее отец был русский инженер, а мать - англичанка [16]. Н. Лонгинова сначала училась дома с матерью, а затем поступила в 3-й класс Пермской гимназии, педагогический класс которой окончила в 1885 г. После окончания гимназии Надежда Константиновна несколько лет работала учительницей в начальной школе, в Соликамском уезде Пермской губернии [17].
В сентябре 1896 г. молодая учительница назначена смотрительницей Шадринского Мариинского училища. В 1904 г. увольняется со службы, но с 1906 г. вновь возвращается в Шадринск и с этого года до 1919 г. работает начальницей женской гимназии.
Н.К. Лонгинова заботилась не только об образовательной стороне дела во вверенной ей гимназии, но и старалась эстетически воздействовать на воспитанниц. Например, она ежегодно организовывала экскурсии для восьмиклассниц, чтобы познакомить их с природой и жизнью населения. В 1913 г. ею была организована экскурсия по маршруту: Шадринск, Синарская, Екатеринбург, Пермь, Вятка, Вологда, Москва, Киев, Воронеж, Пенза, Самара, Челябинск, Екатеринбург, Шадринск (с 16 июня по 7 июля 1913 г.) [6].
Начальница заботилась также и о быте своих воспитанниц. В декабре 1912г. она предложила установить для всех учебных заведений сигнализацию, которая бы оповещала учеников в морозные дни об освобождении от учебы [18].
Помимо благотворительной деятельности, выражающейся в оказании пожертвований в пользу заведений города [18], Надежда Константиновна одновременно работала в Обществе вспомоществования нуждающимся учащимся в уезде. Она работала в этом Обществе с момента его создания в 1905 г. С октября 1911 г. по сентябрь 1913 г. она выступала в роли секретаря, а с сентября 1913 г. являлась постоянным председателем правления Общества [8].
За 10 лет существования этого Общества помощь была оказана 718 лицам. Эта помощь выражалась в выдаче средств на лечение, одежду, обувь, приобретение учебников и осуществление платы за обучение. Она оказывалась учащимся низших, средних учебных заведений г. Шадринска и Шадринского уезда, а также бывшим выпускникам средних учебных заведений города для продолжения учебы в других городах.
В 1860 - 1890-х гг. над распространением грамотности в уезде работала Павла Асафовна Черемухина, которая открыла 2 октября 1861 г. в г. Далматове у себя на дому
женскую школу. Это было первое сельское женское училище в Южно-Зауральской провинции, где обучались крестьянские девочки. Благодаря настойчивости П.А. Черемухиной, у учебного заведения появились меценаты, при помощи которых училище получило собственное здание, а также деньги на осуществление учебного процесса. Особенно хотелось бы отметить имена купцов А.Г. Демидова и Зайцева, которые внесли более значимый вклад в работу женского училища [10].
Анализ архивных данных показывает, что подготовка учительских кадров в Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв. проходила в сложных условиях. Причиной этого являлась нехватка высококвалифицированных учительских кадров, недостаточное количество выпускников педагогических заведений для потребностей школьного образования. Однако активная деятельность учителей-подвижников и инициатива частных лиц решительным образом сказались на открытии новых учебных заведений и появлении учителей. Было доказано, что благотворительность осуществлялась путем материального вложения в учебные заведения, осуществлявшие педагогическую подготовку в регионе, и путем личного участия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агафонова, В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Агафонова Вера Владимировна. -СПб., 1995. - 23 с.
2. Аронов, А.А. Досуговая культура в городах Курской губернии второй половины XIX - начала XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Аронов Антон Александрович. - Курск, 2012. - 25 с.
3. Боханов, А.Н. Коллекционеры и меценаты в России / А.Н. Боханов ; под ред. К.Ф. Шацилло. - М. : Наука, 1989. - 192 с.
4. Власов, П.В. Благотворительность и милосердие в России / П.В. Власов. - М. : Центрполиграф, 2001. -443 с.
5. Думова, Н.Г. Московские меценаты / Н.Г. Думова. - М. : Молодая гвардия, 1992. - 333 с.
6. Журнал 44 очередного земского собрания. - Шадринск, 1904. - 300 с.
7. Иванова, Е.В. Внедрение в российскую систему благотворительности зарубежного опыта социальной работы в конце Х1Х-начале XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Иванова Елена Васильевна. - М., 1998. -24 с.
8. Календарь-справочник на 1917 г. - Пермь : Изд. Пермского земства, 1917.
9. Кононова, Т.Б. История российской благотворительности и её связь с государственными структурами социального обеспечения : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Кононова Татьяна Борисовна. - М., 1997. - 26 с.
10. Матвеева, З. Династия учителей Черемухиных / З. Матвеева // Земля Курганская: прошлое и настоящее.
- Вып. 2. - Курган, 1991.
11. Нагайцева, Н.Г. Благотворительность в Забайкалье в XIX веке: исторический аспект : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Нагайцева Нина Дмитриевна. - Улан-Удэ, 2002. - 24 с.
12. Степанова, Е.Е. Благотворительность в сфере культуры: организационный и педагогический аспекты : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Степанова Елена Евгеньевна. - СПб., 2006. - 24 с.
13. Темникова, Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Темникова Людмила Александровна. - М., 1997. - 26 с.
14. Государственное казенное учреждение «Государственный архив Курганской области» (ГКУ «ГАКО»).
- Ф. 147. - Оп. 1. - Д. 2. - Л. 1.
15. ГКУ «ГАКО». - Ф. 147. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 97.
16. Государственное казенное учреждение «Государственный архив города Шадринска» (ГКУ «ГАШ»). -Ф. 683. - Оп. 1. - Д. 142. - Л. 23.
17. ГКУ «ГАШ». - Ф. 683. - Оп. 1. - Д. 139.
18. ГКУ «ГАШ». - Ф. 473. - Оп. 1. - Д. 1811. - Л. 596, 620.
REFERENCES
1. Agafonova V.V. Blagotvoritel'nost' v kul'turno-dosugovoj sfere kak sredstvo samorealizacii lichnosti predprinimatelja. Avtoref. diss. kand. ped. nauk: 13.00.05 [Charity in culture leasure sphere as the means of self-realization of personality of a businessman]. Saint-Petersburg, 1995. 23 p.
2. Aronov A.A. Dosugovaja kul'tura v gorodah Kurskoj gubernii vtoroj poloviny XIX - nachala XX vv. Avtoref. diss. kand. ist. nauk [Leisure culture in the cities of Kursk area in XIX - XX]. Kursk, 2012. 25 p.
3. Bohanov A.N. Kollekcionery i mecenaty v Rossii [Collectors and Maecenases in Russia]. In Shacillo K.F. (ed.). Moscow: Nauka, 1989. 192 p.
4. Vlasov P.V. Blagotvoritel'nost' i miloserdie v Rossii [Charity and mercy in Russia]. Moscow: Centrpoligraf, 2001. 443 p.
5. Dumova N.G. Moskovskie mecenaty [Moscow'sMaecenases]. Moscow: Molodaja gvardija, 1992. 333 p.
6. Zhurnal 44 ocherednogo zemskogo sobranija [The magazine of the 44th reginal meeting]. Shadrinsk, 1904. 300 p.
7. Ivanova E.V. Vnedrenie v rossijskuju sistemu blagotvoritel'nosti zarubezhnogo opyta social'noj raboty v konce XIX-nachale XX vv. Avtoref. diss. kand. ist. nauk [Introduction to the Russian system of charity of foreign experience of social work at the end of XIX- at the beginning of XX]. Moscow, 1998. 24 p.
8. Kalendar'-spravochnik na 1917 g. [Calendar-references on 1917]. Perm': Publ. Permskogo zemstva, 1917.
9. Kononova T.B. Istorija rossijskoj blagotvoritel'nosti i ejo svjaz' s gosudarstvennymi strukturami social'nogo obespechenija. Avtoref. diss. kand. ist. nauk. [The history of Russian charity and its connection with governmental structures of social supply]. Moscow, 1997. 26 p.
10. Matveeva Z. Dinastija uchitelej Cheremuhinyh [Dynasty of teaches Cheremuhins]. Zemlja Kurganskaja: proshloe i nastojashhee. Т. 2 [Kurgan land; past and present. V. 2]. Kurgan, 1991.
11. Nagajceva N.G. Blagotvoritel'nost' v Zabajkal'e v XIX veke: istoricheskij aspect. Avtoref. diss. kand. ist. nauk [Charity in Bailkal region in XIX : historic aspect]. Ulan-Udje, 2002. 24 p.
12. Stepanova E.E. Blagotvoritel'nost' v sfere kul'tury: organizacionnyj i pedagogicheskij aspekty. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [The charity in the sphere of culture: organizational and pedagogicalaspect]. Saint-Petersburg, 2006. 24 p.
13. Temnikova L.A. Blagotvoritel'nost' v kontekste duhovnogo razvitija obshhestva. Avtoref. diss. kand. sociol. nauk [The charity in the context of spiritual development of the society]. Moscow, 1997. 26 p.
14. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvennyj arhiv Kurganskoj oblasti» (GKU «GAKO») [State establishment "State Archive of Kurgan area]. F. 147. Op. 1. D. 2. L. 1.
15. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvennyj arhiv Kurganskoj oblasti» (GKU «GAKO») [State establishment "State Archive of Kurgan area]. F. 147. Op. 1. D. 1. L. 97.
16. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvennyj arhiv goroda Shadrinska» (GKU «GASh») [State establishment "State Archive of Shadrinsk]. F. 683. Op. 1. D. 142. L. 23.
17. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvennyj arhiv goroda Shadrinska» (GKU «GASh») [State establishment "State Archive of Shadrinsk]. F. 683. Op. 1. D. 139.
18. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvennyj arhiv goroda Shadrinska» (GKU «GASh») [State
establishment "State Archive of Shadrinsk]. F. 473. Op. 1. D. 1811. L. 596, 620.
УДК 629.1
Н.С. Стерхова,
канд. пед. наук, профессор кафедры профессионально-технологического
образования
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия Л.Н. Аксентьева,
студентка 368 группы факультет технологии и предпринимательства ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия
Анализ методов и методик обучения управлению автомобилем в
зарубежных странах
В статье проанализированы методы и методики обучения вождению в зарубежных странах. Выявлены особенности управления автомобилем в таких странах, как Италия, Германия, США, Швеция, Великобритания, Франция, Китай, Израиль, Норвегия, Финляндия и др.
Обучение вождению, методы и методики обучения управлению автомобилем.
N.S.Sterkhova,
Candidate of pedagogical sciences, professor the chair of professional technological
education Shadrinsk state pedagogical university
Shadrinsk, Russia L.N. Aksenteva,
student of 368 group faculty of technology and business Shadrinsk state pedagogical
university Shadrinsk, Russia
Analysis of methods and techniques of teaching driving in foreign countries
The article deals with methods and techniques of teaching driving. The features of driving in such countries as Italy, Germany, USA, Sweden, Great Britain, France, China, Israel, Norway, Finland, etc. are identified.
Keywords: teaching driving, methods and techniques of teaching driving.
Обучение управлению автомобилем в зарубежных странах имеет свои особенности, для выявления которых мы обратились к анализу методов и методик обучения управлению автомобилем в таких странах, как Италия, Германия, США, Швеция, Великобритания, Франция, Китай, Израиль, Норвегия, Финляндия и др.
Так, в Италии обучение может осуществляться как в автошколе, так и самостоятельное изучение теории с практическими занятиями по вождению, в сопровождении профессионального инструктора или лица, имеющего водительские права не менее 10 лет. Минимальное время практического вождения 10 часов, из которых необходимо наводить не менее 4 часов по автомагистралям и дорогам 2 часа в темное время суток. Но как показывает практика для того чтобы научиться водить машину в Италии,