Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА «ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА «ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Ключевые слова
идентичность / социальная идентичность / гражданская идентичность / компоненты гражданской идентичности / дошкольный возраст / identity / social identity / civic identity / components of civic identity / preschool age

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ольга Александровна Репникова, Николай Михайлович Борытко

В числе приоритетных задач современного дошкольного образования – воспитание гражданственности, патриотизма и формирование идентичности дошкольников. В то же время в документах не указан конкретный вид идентичности, охарактеризованы только отдельные признаки. Целью данной статьи является определение вида и содержания идентичности, которую необходимо формировать у детей дошкольного возраста. Рассмотрены взгляды отдельных ученых на междисциплинарные понятия «идентичность», «социальная идентичность», «гражданская идентичность». Выделено понимание этой категории в контексте педагогической деятельности, а также его критериев для детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ольга Александровна Репникова, Николай Михайлович Борытко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE PHENOMENON OF “CIVIC IDENTITY” IN THE PEDAGOGICAL ASPECT: HISTORY AND MODERNITY

Among the priority tasks of modern preschool education are the education of citizenship, patriotism and the formation of the identity of preschoolers. At the same time, the documents do not indicate a specific type of identity; only certain features are characterized. The purpose of this article is to determine the type and content of identity that needs to be formed in preschool children. The views of individual scientists on the interdisciplinary concepts of “identity”, “social identity”, “civic identity” are considered. The article highlights understanding of this category in the context of pedagogical activity, as well as its criteria for preschool children.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА «ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

www.volsu.ru

UDC 37.026.9 Submitted: 15.10.2023

LBC 74.261.7+51.1(2) Accepted: 15.11.2023

DEVELOPING THE PHENOMENON OF "CIVIC IDENTITY" IN THE PEDAGOGICAL ASPECT: HISTORY AND MODERNITY

Olga A. Repnikova

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Nikolai M. Borytko

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. Among the priority tasks of modern preschool education are the education of citizenship, patriotism and the formation of the identity of preschoolers. At the same time, the documents do not indicate a specific type of identity; only certain features are characterized. The purpose of this article is to determine the type and content of identity that needs to be formed in preschool children. The views of individual scientists on the interdisciplinary concepts of "identity", "social identity", "civic identity" are considered. The article highlights understanding of this category in the context of pedagogical activity, as well as its criteria for preschool children.

Key words: identity, social identity, civic identity, components of civic identity, preschool age.

УДК 37.026.9 Дата поступления статьи: 15.10.2023

ББК 74.261.7+51.1(2) Дата принятия статьи: 15.11.2023

СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА «ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ольга Александровна Репникова

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Николай Михайлович Борытко

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В числе приоритетных задач современного дошкольного образования - воспитание гражданственности, патриотизма и формирование идентичности дошкольников. В то же время в документах не указан конкретный вид идентичности, охарактеризованы только отдельные признаки. Целью данной статьи является определение вида и содержания идентичности, которую необходимо формировать у детей дошкольного возраста. Рассмотрены взгляды отдельных ученых на междисциплинарные понятия «идентичность», «социальная идентичность», «гражданская идентичность». Выделено понимание этой категории в контексте cn педагогической деятельности, а также его критериев для детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: идентичность, социальная идентичность, гражданская идентичность, компоненты д гражданской идентичности, дошкольный возраст.

I

Л

pq Введение. С 1 сентября 2023 г. все дет- щение детей к традиционным духовно-нрав-

ские сады РФ работают по федеральной об- ственным и социокультурным ценностям рос-

О разовательной программе дошкольного обра- сийского народа, воспитание подрастающего

§ зования (далее - ФОП ДО). Одной из осново- поколения как знающего и уважающего исто-

| полагающих функций документа является со- рию и культуру своей семьи, большой и ма-

^ здание единого ядра содержания дошкольно- лой Родины [1, с. 65-86; 8, с. 472]. В числе

© го образования, ориентированного на приоб- приоритетных задач программы «приобщение

детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей» [13; 20].

Методы и задачи. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве одного из основных принципов представлено «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В числе приоритетных задач -объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [25]. Таким образом, приоритетными задачами современного дошкольного образования являются воспитание гражданственности, патриотизма и формирование идентичности [2; 3].

Круг научной литературы по вопросам формирования гражданственности и патриотизма в дошкольном образовании достаточно широк. Однако вопрос формирования идентичности в дошкольном возрасте на современном этапе не раскрыт в полной мере. Таким образом, целью данной статьи является определение вида и содержания идентичности, которую необходимо формировать у детей дошкольного возраста.

Результаты и обсуждения. Проблемы формирования идентичности личности исследователи рассматривали в различные эпохи [5, с. 99]. Это один из вопросов, актуальность изучения которого не зависит от временных или культурных рамок. Спектр взглядов на данный феномен широк и результаты его изучения фиксируются в различных научных сферах. Популярность изучения данной проблемы среди исследователей объясняется тем,

что во все времена человека интересовало понимание его сходства с другими людьми и отличий от них, осознание роли в социуме и смысла своего существования.

Иммануил Кант в ХУШ в. вопрос формирования идентичности личности рассматривал в своих трудах «Критика чистого разума», «Основоположение к метафизике нравов». Идея философа заключается в том, что личность может как создавать, так и разрушать. Чтобы личность создавала на благо культуры общества, она, с точки зрения И. Канта, должна быть свободной. В данном контексте рассматриваются свобода разума и воли личности, которая сознательно осуществляет выбор на основе морали. Для этого человеку необходимо критически относиться не только к своим действиям, но и к действиям окружающих, оценивая их не только с точки зрения разума, но и в моральном аспекте. Только тогда, с точки зрения философа, люди представляют собой не отдельных эмпирических индивидов, а членов человечества [7].

Вслед за И. Кантом изучением данной проблемы занимался другой известный немецкий философ - Артур Шопенгауэр, который рассматривал процесс формирования идентичности личности как составляющую процесса познания и разработал его схему. В данной схеме присутствуют субъект, объект и предмет. Субъект - это тот, кто отождествляет себя с другими. Объект представляет собой образ того человека, с которым себя отождествляет субъект. В качестве предмета выступают характеристики объекта, которые субъект рассматривает как критерии отождествления. Важно отметить, что при наличии объектно-субъектных отношений, А. Шопенгауэр процесс отождествления рассматривал как двусторонний, в котором обе стороны оказывают воздействие друг на друга, и субъект вступает в данный вид отношений с различными объектами одновременно [23].

Впервые с научной точки зрения идентичность рассмотрел американский психолог Эрик Эриксон. Он ввел термин «персональная идентичность» (самоотождествление), который определил как результат взаимодействия представителей социума, в ходе которого человек определяет, с одной сто-

роны, свои роль и значимость в нем, а с другой стороны, какой смысл имеет его жизнь [10, с. 130-138]. Концепция персональной идентичности Эриксона основана на том, что самоотождествление личности возможно только в условиях межличностного взаимодействия в контексте социальной и культурной среды. Таким образом, термин «персональная идентичность» является психосоциальным и его содержание отражает социальный опыт человека, сама идентичность не может представлять собой конечный продукт, так как она формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. В педагогическом аспекте особенно важен аксиологический аспект концепции: на формирование персональной идентификации влияют исторические условия и преемственность между поколениями, данный процесс оказывает влияние на поддержание и обновление духовных ценностей, норм межличностного взаимодействия в условиях социума [24; 25].

Г. Теджефел и Дж. Тернер основали социальную теорию идентичности. Они определили социальную идентичность как «знание индивида, что он принадлежит к некоторым социальным группам вместе с некоторой эмоционально и ценностно значимой для него этой групповой принадлежностью» [17, с. 73; 18]. Основным мотивом для формирования социальной идентичности личности является потребность человека в признании обществом (самооценка, самоуважение) . Ученые выделяют персональную и социальную идентичность. Первую они рассматривают как осознание человеком своей индивидуальности, тех характеристик, которые его отличают от других представителей социума. Вторую - как осознание человеком своего сходства с представителями социальных институтов, членами которых они являются, и общества в целом [22].

Отечественным представителем социальной теории идентичности является Наталья Львовна Иванова. В ее исследованиях рассматривается влияние социальных изменений на самосознание личности. В работах Н. Л. Ивановой социальная идентичность представлена как результат самопознания, на который оказывают воздействие межличностные отношения. Данный феномен

она рассматривает как иерархический конструкт, который включает в себя социальные идентичности: базисную, индивидуально-личностную, профессионально-деловую. Каждый из предыдущих конструктов Н.Л. Иванова рассматривает как базу для последующего [6].

Понятие «гражданская идентичность» относительно новое в сравнении с социальной идентичностью и, по мнению ряда ученых, является его компонентом. И.А. Новикова рассматривает гражданскую идентичность как модель, базисным компонентом которой является поликультурная позиция личности. Когнитивный (критическое мышление гражданина, свобода от стереотипов) и эмоциональный (чувство уважения) компоненты выполняют роль второстепенных, которые, с точки зрения ученого, раскрывают содержание феномена гражданской идентичности [12].

В исследованиях А.Г. Саниной гражданская идентичность представлена объединением людей относительно интересов страны. Гражданская идентичность в ее исследованиях представлена как конструкт, включающий в себя социальную память, социокультурный опыт и знания, важные для социума. В качестве элементов процесса формирования гражданской идентичности А.Г. Санина называет не только индивидов, социальные общности, но и физические и символические объекты из реального и виртуального пространств. Необходимым условием для воспроизводства людьми гражданской идентичности является непрерывная связь «личность - общество - государство». «Данный аспект доминирует в публичных выступлениях российских государственных деятелей, а также в большинстве отечественных научно-исследовательских работ, посвященных данной проблеме. Примером являются выступления Президента: ежегодные Послания Федеральному собранию, обращения к народу, в которых содержится комплекс идей об основах российской гражданской идентичности» [11; 15].

В работах А.Г. Асмолова гражданская идентичность определяется, как «осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл» [4, с. 251]. Данное определение рассматриваемой катего-

рии является одним из наиболее часто встречающихся в современной научной литературе.

Таким образом, мы отмечаем, что представители широкого спектра научных областей трактуют понятие «гражданская идентичность» по-разному, в зависимости от того, в каком аспекте оно исследуется. В то же время, по мнению ряда исследователей, «данное понятие включает в себя три основных элемента: когнитивный - знание о принадлежности к данной социальной общности, ценностный - наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности и эмоциональный - принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых» [16].

Являясь междисциплинарным, понятие «гражданская идентичность» относительно недавно стало одним из базовых для педагогической науки. «Внимание ученых при этом акцентируется на том, какой смысл имеет осознание человеком своей принадлежности к определенной социальной общности, осознание себя в качестве гражданина этого общества, гражданина, обладающего определенными качествами» [4, с. 252].

А.А. Логинова, провела исследование среди школьников и определила гражданскую идентичность как «личностное образование, включающее когнитивный (рефлексивно-оценочная функция), ценностный (мотивирующая и ценностная функции) и поведенческий компоненты (оценочная и ценностная функции)» [11]. Основным методом исследования А.А. Логиновой является интернет-проектирование, применение которого заключается в создании социально значимого сайта с гражданско-патриотическим контентом, в котором и заключен педагогический потенциал. В качестве обязательных педагог указывает на такие условия, как:

- гражданская деятельность и гражданское поведение школьников с учетом моральных норм в ходе разрешения конфликтных ситуаций;

- решение поставленной проблемы в рамках формирования гражданской идентичности, оформленное в виде презентации или сайта;

- создание учениками продуктов деятельности, отражающее личностное отноше-

ние детей к решаемой проблеме и вариантам ее решения [11; 19].

У представителей ярославской педагогической школы (Л.В. Байбородовой, М.И. Рож-кова, Т.Н. Сапожниковой) «структура гражданской идентичности отличается, включая в себя: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-оценочный и практический компоненты» [14].

Таким образом, если рассматривать гражданскую идентичность в педагогическом аспекте, то мы видим, что в ее структуре имеется компонент, который выполняет преобразующую функцию: это поведенческий (действия и поступки) в научных трудах А.А. Логиновой и практический в трудах педагогов из Ярославля. Данный момент наиболее важен для педагогов, так как цель формирования гражданской идентичности у детей - это не только накопление социального опыта, знаний и оказание помощи им в осознании себя членами общества, но и подготовка к взрослой жизни с активной гражданской позицией. Это значит, что педагогам необходимо формировать личность, способную проявлять инициативу, оказывать полезное воздействие на систему общественных отношений в гражданском обществе и преобразовывать его в рамках морально-нравственных норм.

Исходя из таких акцентов ФОП ДО и ФГОС ДО, как «формирование ценностного отношения», «приобщение к традициям», «преемственность поколений», «созидательный труд», «в интересах человека, семьи, общества», мы приходим к выводу, что целесообразно говорить о формировании гражданской идентичности у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте происходит активное социокультурное развитие ребенка, формирование у него аксиологической сферы, основных сторон личности (интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая); закладываются определенные нормы и правила. Поэтому современное дошкольное образование ориентировано на формирование у дошкольников навыков взаимодействия с социумом, партнерства в различных социокультурных условиях, осознание воспитанником своей принадлежности к сообществу граждан родной страны и воспитанию чувства гордости за нее. Однако определение гражданской идентично-

сти для дошкольников в современной научной литературе не разработано [9].

Заключение. Приведенный краткий анализ дает нам основания предположить, что основными критериями (показателями) гражданской идентичности для детей старшего дошкольного возраста являются гражданственность, патриотизм и социальная активность (соответственно возрасту). Гражданственность представляет собой показатель сформированности мотива-ционно-ценностного компонента и проявляется в соблюдении правил и норм поведения ребенком в обществе. Патриотизм - раскрывает степень сформированности эмоционально-оценочного компонента (гордость за свою Родину, осознание принадлежности к определенному народу). Социальная активность проявляется в практическом компоненте (различные виды полезной детской деятельности).

Следовательно, у детей дошкольного возраста гражданская идентичность характеризуется ценностным отношением ребенка к своей принадлежности к сообществу граждан родного государства, проявляющимся в уважении его символики, культуры, истории, языка; соблюдении нормативного поведения в социальном и природном мире, а также готовностью принимать участие в общественно значимой деятельности и инициировать ее соответственно возрасту.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 65-86.

2. Болтыков, А. В. Междисциплинарный анализ феномена гражданской идентичности и путей ее формирования / А. В. Болтыков // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 4 (59). - С. 85-88.

3. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. -2010. - № 5-6 (43-44). - С. 140-142.

4. Ефименко, В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» / В. Н. Ефименко // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №2 1. -С. 250-254.

5. Злоказов, К. В. Современные модели развития идентичности личности (в контексте эриксони-анской традиции) / К. В. Злоказов // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 11. - С. 99-108.

6. Иванова, Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. - 2008. - №2. - С. 83-93.

7. Кант, И. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 6. Религия в пределах только разума. Метафизика нравов / И. Кант. - М. : ЧОРО, 1994. - 613 с.

8. Кириленко, Н. П. Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения: значение, структура, возрастные особенности / Н. П. Кириленко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2016. - Т. 16, вып. 4. -С. 471-476.

9. Крамченинова, Е. Ю. Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста / Е. Ю. Крамченинова // Вестник науки. -2020. - Т. 1. - № 1 (22). - С. 19-23.

10. Лысак, И. В. Сущность термина и история его формирования / И. В. Лысак // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2017. - №2 38. - С. 130-138.

11. Логинова, А. А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Логинова Александра Александровна. -Самара, 2010. - 26 с.

12. Новикова, И. А. Гражданская идентичность в представлениях современной молодежи / И. А. Новикова // Социальная интеграция и развитие этнокуль-тур в евразийском пространстве. - 2015. - №31. -С. 84-89.

13. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».

14. Рожков, М. И. Разработка концептуальных основ воспитания гражданской идентичности ярославских школьников с учетом региональных особенностей / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, Т. Н. Сапожникова. - Ярославль, 2011. - С. 71.

15. Санина, А. Г. Социальные основания гражданской идентичности в современном обществе: субстанциональный, пространственный и деятель-ностный аспекты / А. Г. Санина // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2010. - Вып. 4. -С. 289- 294.

16. Сафин, Н. В. Гражданская идентичность личности в междисциплинарной матрице наук / Н. В. Са-фин // Перспективные направления развития современного образования : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. В 3 ч., Москва, 05-26 апреля

2023 года. - М. : Учебный центр «Перспектива», 2023.- С. 413-418.

17. Седова, Л. И. Национальная идентичность: тенденции трансформации / Л. И. Седова // Гуманитарный вектор. - 2022. - Т. 17, №> 2. - С. 69-81.

18. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа / Дж. С. Тэрнер [и др.] // Иностранная психология. - 1994. - Т. 2, №» 2 (4). - С. 8-17.

19. Сулима, Е. Н. Гражданская идентичность как ресурс государства / Е. Н. Сулима // Ценности и смыслы. - 2017. - №№ 3 (49). - С. 8-17.

20. Тишков, В. А. Российская идентичность: внутренние и внешние вызовы / В. А. Тишков // Вестник Российской академии наук. - 2019. - Т. 89, №№ 4. -С. 408-412.

21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №№ 1155).

22. Шакурова, А. В. История становления понятия «социальная идентичность» в зарубежной социологии и социальной психологии / А. В. Шакурова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №№ 2 (10). - С. 9.

23. Шопенгауэр, А. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. - М. : ТЕРРА : Книжный клуб : Республика, 1999.- 496 с.

24. Erikson, E. H. Gandhi's Truth: On the Origins of Militant Nonviolence / E. H. Erikson. - N.Y. : Norton, 1969. - 474 p.

25. Erikson, E. H. Young Man Luther: A Study in Psychoanalysis and History / E. H. Erikson. - N.Y. : Norton, 1958. - 126 p.

REFERENCES

1. Asmolov A.G. Strategiya sotsiokul'turnoy modernizatsii obrazovaniya: na puti k preodoleniyu krizisa identichnosti i postroyeniyu grazhdanskogo obshchestva [Strategy for Sociocultural Modernization of Education: On the Way to Overcoming the Identity Crisis and Building a Civil Society]. Voprosy obrazovaniya [Issues of Education], 2008, no. 1, pp. 65-86.

2. Boltykov A.V. Mezhdistsiplinarnyy analiz fenomena grazhdanskoy identichnosti i putey yeye formirovaniya [Interdisciplinary Analysis of the Phenomenon of Civil Identity and Ways of Its Formation]. Mir nauki, kul tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education], 2016, No. 4 (59), pp. 85-88.

3. Vodolazskaya T. Identichnost' grazhdanskaya [Civil Identity]. Obrazovatel'nayapolitika [Educational Policy], 2010, no. 5-6 (43-44), pp. 140-142.

4. Efimenko V.N. Strukturnyye komponenty i soderzhatel' noye napolneniye ponyatiya «grazhdanskaya identichnost'» [Structural Components

and Content of the Concept of "Civic Identity"]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], 2013, no. 1, pp. 250-254.

5. Zlokazov K.V Sovremennyye modeli razvitiya identichnosti lichnosti (v kontekste eriksonianskoy traditsii) [Modern Models of Personal Identity Development (In the Context of the Eriksonian Tradition)]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2015, no. 11, pp. 99-108.

6. Ivanova N.L., Mazilova G.B. Izmeneniya etnicheskoy i grazhdanskoy identichnosti v novykh obshchestvennykh usloviyakh [Changes in Ethnic and Civil Identity in New Social Conditions]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 2008, no. 2, pp. 83-93.

7. Kant I. Sobraniye sochineniy. V 8 t. T. 6. Religiya v predelakh tol'ko razuma. Metafizika nravov [Collected Works. In 8 Vols. Vol. 6. Religion Within the Limits of Reason Alone. Metaphysics of Morals]. Moscow, CHORO, 1994, vol. 6. 613 p.

8. Kirilenko N.P. Formirovaniye grazhdanskoy identichnosti u podrastayushchego pokoleniya: znacheniye, struktura, vozrastnyye osobennosti [Formation of Civil Identity Among the Younger Generation: Meaning, Structure, Age Characteristics]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya "Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika", 2016, vol. 16, iss. 4, pp. 471-476.

9. Kramcheninova E.Yu. Psikhologo-pedagogicheskiye osobennosti starshego doshkol'nogo vozrasta [Psychological and Pedagogical Features of Senior Preschool Age]. Vestnik nauki [Bulletin of Science], 2020, vol. 1, no. 1 (22), pp. 19-23.

10. Lysak I.V Sushchnost' termina i istoriya yego formirovaniya [The Essence of the Term and the History of Its Formation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya [Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science], 2017, no. 38, pp. 130-138.

11. Loginova A.A. Formirovaniye grazhdanskoy identichnosti shkol'nikov sredstvami internet-proyektov: avtoref. dis.... kand. ped. nauk [Formation of Civic Identity of Schoolchildren Through Internet Projects. Cand. ped. sci. abs. diss.]. Samara, 2010. 26 p.

12. Novikova I.A. Grazhdanskaya identichnost' v predstavleniyakh sovremennoy molodezhi [Civil Identity in the Views of Modern Youth]. Sotsial 'naya integratsiya i razvitiye etnokul 'tur v yevraziyskom prostranstve [Social Integration and Development of Ethnic Cultures in the Eurasian Space], 2015, no. 31, pp. 84-89.

13. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 25 noyabrya 2022 g. № 1028 "Ob utverzhdenii federal 'noy obrazovatel 'noy programmy doshkol 'nogo obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of

the Russian Federation dated November 25, 2022 No. 1028 "On Approval of the Federal Educational Program for Preschool Education"].

14. Rozhkov M.I., Bayborodova L.V., Sapozhnikova T.N. Razrabotka kontseptual'nykh osnov vospitaniya grazhdanskoy identichnosti yaroslavskikh shkol 'nikov s uchetom regional 'nykh osobennostey [Development of Conceptual Foundations for Educating the Civic Identity of Yaroslavl Schoolchildren, Taking into Account Regional Characteristics]. Yaroslavl, 2011, p. 71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Sanina A.G. Sotsial'nyye osnovaniya grazhdanskoy identichnosti v sovremennom obshchestve: substantsional'nyy, prostranstvennyy i deyatel'nostnyy aspekty [Social Foundations of Civic Identity in Modern Society: Substantial, Spatial and Activity Aspects]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Bulletin of Saint Petersburg University]. 2010, iss. 4, pp. 289-294.

16. Safin N.V Grazhdanskaya identichnost' lichnosti v mezhdistsiplinarnoy matritse nauk [Civil Identity of the Individual in the Interdisciplinary Matrix of Sciences]. Perspektivnyye napravleniya razvitiya sovremennogo obrazovaniya: materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. V 3 ch., Moskva, 05-26 aprelya 2023 goda [Promising Directions for the Development of Modern Education: Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference. In 3 Pt. Moscow, April 05-26, 2023]. Moscow, Uchebny tsentr "Perspektiva", 2023, pp. 413-418.

17. Sedova L.I. Natsional'naya identichnost': tendentsii transformatsii [National Identity: Trends of Transformation]. Gumanitarnyy vektor [Humanitarian vector], 2022, vol. 17, no. 2, pp. 69-81.

18. Tjerner Dzh.S., Ouks P.Dzh., Hjeslem S.A., Djevid V Social'naja identichnost', samokategorizacija i

gruppa [Social Identity, Self-Categorization and Group]. Inostrannajapsihologija, 1994, vol. 2, no. 2 (4), pp. 8-17.

19. Sulima E.N. Grazhdanskaya identichnost' kak resurs gosudarstva [Civil Identity as a Resource of the State]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings], 2017, no. 3 (49), pp. 8-17.

20. Tishkov V.A. Rossiyskaya identichnost': vnutrenniye i vneshniye vyzovy [Russian Identity: Internal and External Challenges]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2019, vol. 89, no. 4, pp. 408-412.

21. Federal 'nyygosudarstvennyy obrazovatel 'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155) [Federal State Educational Standard for Preschool Education (Approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation Dated October 17, 2013, No. 1155)].

22. Shakurova A.V. Istoriya stanovleniya ponyatiya «sotsial'naya identichnost'» v zarubezhnoy sotsiologii i sotsial'noy psikhologii [History of the Formation of the Concept of "Social Identity" in Foreign Sociology and Social Psychology]. Sovremennyye issledovaniya sotsial 'nykh problem [Modern Studies of Social Problems], 2012, no. 2 (10), p. 9.

23. Schopenhauer A. Sobraniye sochineniy. V61. T. 1: Mir kak volya i predstavleniye [Collected Works. In 6 Vols. Vol. 1: The World as Will and Representation]. Moscow, TERRA Publ., Knizhny klub Publ., Respublika Publ., 1999. 496 p.

24. Erikson E.H. Gandhi's Truth: On the Origins of Militant Nonviolence. New York, Norton, 1969. 474 p.

25. Erikson E.H. Young Man Luther: A Study in Psychoanalysis and History. New York, Norton, 1958. 126 p.

Information About the Authors

Olga A. Repnikova, Postgraduate Student, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0009-0002-6895-177X

Nikolai M. Borytko, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6437-4306

Информация об авторах

Ольга Александровна Репникова, аспирант кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0009-0002-6895-177X

Николай Михайлович Борытко, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6437-4306

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.