Научная статья на тему 'Становление экономического Образа мира как педагогическая проблема'

Становление экономического Образа мира как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МИРА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВА НИЕ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванаева Марина Евгеньевна

В статье рассматривается процесс становления экономического Образа мира старшеклас сников в условиях профильного социальноэкономического образования. На основе эмпиричес ких исследований определены основные ценности старшеклассников в общей системе эконо мических ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванаева Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление экономического Образа мира как педагогическая проблема»

Иванаева М.Е.

Оренбургский государственный университет E-mail: ivanaeva_me@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗА МИРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматривается процесс становления экономического Образа мира старшеклассников в условиях профильного социально-экономического образования. На основе эмпирических исследований определены основные ценности старшеклассников в общей системе экономических ценностей.

Ключевые слова: экономика знаний, экономический Образ мира, экономическое образование, система ценностей.

В первом десятилетии XXI века произошла смена парадигмы общественно-экономического развития. Сегодня в мире формируется общество и экономика знаний. Выдвижение на передний план экономического развития человека и знаний свидетельствует о кардинальной трансформации факторов развития. На смену труду, капиталу и природным ресурсам пришли информация, знания, человеческий потенциал. Теперь рыночная стоимость товаров и услуг в развитых экономиках складывается преимущественно из ресурса знаний. Таким образом, экономика знаний становится элементом постиндустриальной системы.

В радикально изменившихся условиях современной мировой действительности значительно возрастает роль экономического образования школьников как непременного условия способности оценивать процессы, происходящие в современном мировом пространстве. Экономическое воспитание молодого поколения становится проблемой, определяющей суть и содержание общего образования человека. Это выдвигает задачу организации и проведения целенаправленной педагогической деятельности, связанной с экономической подготовкой старшеклассников к жизни в системе новых экономических отношений.

Сегодня - в эпоху экономики знаний -на первое место выходит активизация потенциала человека, личности, ее безграничных возможностей, духовного мира, и чем больше он актуализируется, тем больше прирастает ресурсов [8]. Следовательно, главная цель -создание условий для максимально возможного раскрытия потенциала. В плоскости экономического образования данное утверждение реализовывается как обучение не только

ради экономического знания как такового, но в первую очередь ради формирования отношенческих позиций субъекта.

Раскрывая процесс становления экономического Образа мира, необходимо обратиться к понятию экономики.

По определению И. Липсица, экономика -это все виды деятельности людей, которые позволяют им обеспечить себе материальные условия для жизни на Земле, вместе с тем экономика - это наука, изучающая механизмы организации сотрудничества людей в сфере производства, распределения и потребления материальных благ, а также разрабатывающая способы повышения результативности такого сотрудничества и наилучшего использования ограниченных ресурсов природы и общества [7].

Говоря об экономике знаний, необходимо понимать принципиальное отличие данного подхода к изучению и преподаванию экономики от существовавших ранее.

А.В. Барышева в своих исследованиях феномена экономики знаний так определяет последнее: «Это новый мир, новое общественное устройство, новая система отношений, иное сознание, иные принципы взаимодействия, иная протяженность времени, связанная с чрезвычайным динамизмом жизненного пространства и т. д.». Экономика знаний, таким образом, неразрывно связана не со знанием как таковым, а скорее с отношенческими позициями, ориентацией индивидуума в экономическом и социальном пространстве. А. Горц вычленяет две составляющие экономики знаний: капитал человеческий и знани-евый. По убеждению В.Л. Макарова, для экономики знаний потребуется определенный уровень грамотности всех граждан, понима-

ние каждым, что такое экономика, какие факторы в ней важны [3, 4, 8].

На сегодняшний день в науке существует ряд основных подходов к экономическому образованию школьников.

Политехнический подход (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, В.А. Поляков, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин, А.Т. Шпак) синтезирует экономические знания и труд. Сторонники личностно-деятельностного (психологического) подхода (Т.К. Ахаян, Д.И. Фельдштейн, Э.А. Фарапонова, С.Ф. Эхов, О.И. Гаври-льева, В.И. Максютенко) полагают, что экономика есть некий базис изучения экономических видов профессии, а экономические знания сообщаются по мере необходимости в выборе профессии. В центре профориентационного подхода (А.Я. Журкина, Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, Н.Ф. Гейжан, Л.А. Йовайша, Л.М. Нуль-ман) - самоопределение личности как результат изучения экономических знаний. Формирование основ экономических знаний с учетом особенностей личностных качеств - суть социально - экономического подхода (Л.И. Абалкин, К.А. Улыбин, А.Я. Автономов, А.П. Си-дельковский, В.Г. Игнатов, А.И. Абрамова). Ядром ценностного подхода к экономическому образованию является формирование ценностных экономических ориентаций в области предпринимательской сферы деятельности (П.Г. Бунич, С.Ф. Анисимов, В.Н. Сагатовский, Т.Н. Мальковская, А.В. Кирьякова, В.Г. Алексеева, И.В. Дубровина, М. Рокич).

Глобальная задача экономического образования школьников в рамках ценностного подхода и новой парадигмы научного познания - формирование у учеников экономического Образа мира.

В условиях поставленной цели экономическое образование должно решать три задачи формирования: системы умений и навыков в сфере экономических отношений (ступень «как и что происходит в экономике»), системы экономических знаний и представлений во взаимосвязях «человек - рынок» (ступень «как следует поступать с точки зрения экономической эффективности»), ценностного отношения к экономическим процессам общества (ступень «какое место занимаю Я в экономическом мире», т. е. формирование собственно субъектных отношений «Я - мир - экономика»).

Формирование целостного Образа мира может быть представлено, по мнению некоторых ученых (А.Г. Асмолова, Т.В. Ильясовой), как единая система экономических знаний, как некие мазки современной научной картины мира с определенного, экономического угла зрения. Она объединяет социальные, политические, правовые, статистические и собственно экономические знания в единую систему Образа мира [2].

В Образе мира оказываются интегрированными в целостное единство три вида знаний: теоретические, в виде теоретической модели научной картины мира; предпосылоч-ные, представляющие собой мировоззрение человека; обыденные, насыщающие теоретическую модель чувственными образами.

Таким образом, Образ мира есть система знаний и представлений, являющихся результатом познания человеком мира (Н.М. Михайлова, С.Д. Смирнов, В.В. Петухов) [9, 10].

В условиях профильного социально-экономического обучения нам представляется остро необходимым создать обучающую действительность, базирующуюся на системном, ценностном и целостном подходе к экономическому образованию. В процессе познания экономической природы явлений приобретаются знания о свойствах явлений и объектов. Теоретическое знание формируется в процессе изложения и осмысления эмпирического знания. Мыслительная деятельность человека всегда сообразуется с действительностью. Движение мысли в процессе познания - это отображение субъектом объективной экономической картины, где формируется субъективный экономический Образ мира. В процессе познания в этом случае на первый план выступает анализ понятий, но каждое понятие находится во взаимоотношении с другими понятиями, при этом мыслительная деятельность осуществляется в направлении от одного понятия к другому, от одной категории к другой. Для того чтобы знания были целостными, необходимо соотнесение понятий с действительностью, на этом этапе познания происходит формирование содержания на основе полученной информации, а мыслительная деятельность ориентирована на присвоение информации.

Мы считаем рациональным представить изучение экономики в старших классах по-

этапно, модульно. Данная программа ориентирована на изучение старшеклассниками экономики в условиях профильного социальноэкономического образования.

Блок 1 «История: у колыбели экономики».

Блок 2 «Истоки экономических знаний»

Блок 3 «Основы экономики»

Блок 4 «Мировая экономика»,

Блок 5 «Международные экономические отношения»

Показателями результативности обучения старшеклассников (10-11 классы) по данной программе в условиях профильного социально-экономического образования должны стать следующие параметры:

- уровень общих экономических представлений;

- уровень освоения экономических знаний, приобретенных в процессе обучения по представленной системе в условиях профильного социально-экономического образования;

- уровень правильности принимаемых решений, качества сформированности предпринимательских умений и навыков;

- характер личностных отношений, суждений, степень вхождения в мир экономики, степень сформированности у учащихся цепочки «Я - мир - экономика», становление экономического Образа мира учащихся.

Нами была произведена выборка учеников (100 человек, 10-11 классы), обучающихся в условиях представленного социально-экономического образования и при отсутствии такового (МБОУ «Европейский лицей» 10-11 профильные социально-экономические классы и 11 класс (нет профильного социальноэкономического обучения), МБОУ «Нежинский лицей», 10-11 классы без профильного социально-экономического образования).

Учащимся был предложен для заполнения анкетный лист, содержащий девять вопросов, подразумевающих развернутые ответы с пояснениями на основе приобретенных экономических знаний и субъективной позиции учащихся.

Диагностика полученных ответов и суждений позволяет делать выводы о характере и этапах становления экономического Образа мира старшеклассников, а также о влиянии представленной нами системы экономического обучения на когнитивное восприятие учащимися экономических процессов и явлений.

Вопросы анкетного листа условно можно классифицировать (см. табл. 1).

По результатам эксперимента ответы учащихся были разделены на три группы.

1. Низкий уровень когнитивного развития. Данные ответы обуславливаются либо отсутствием элементарных экономических

Таблица 1. Классификация вопросов экспериментального анкетного листа

1. Вопросы, определяющие уровень общеэкономической образованности учащихся 3. Какой Вы видите мировую экономику через десять лет? Какие пути выхода из сегодняшнего кризиса Вы считаете возможными? 7. По Вашему мнению, какой тип экономической системы и тип рыночной структуры наиболее благоприятнее для предпринимательства? Почему?

2. Вопросы, выявляющие владение учащимися экономическими знаниями, способность оперировать основными экономическими категориями 4. Назовите три наиболее важные вещи, необходимые для организации собственного бизнеса. 5. Фирма N успешно развивается на рынке услуг связи. Прибыль фирмы за последний квартал составила 10 млн. руб. Перед фирмой стоит выбор, во что следует вложить полученную прибыль: в ценные бумаги ведущих компаний или в инвестиции в новое оборудование. Как поступит фирма, по-вашему мнению? От чего будет зависеть выбранный вариант вложения денег? 6. Если бы Вы выводили на рынок новый товар, какова была бы последовательность Ваших действий?

3. Вопросы, выявляющие отношения учащихся к экономике, определяющие видение учащимися себя в экономическом мире, т. е. направленные на определение формирования у учащихся экономического Образа мира 1. Если бы у Вас был один миллион долларов, на что бы Вы его потратили? 2. Если бы у Вас была возможность организовать собственное дело, то что это было бы? 8. Опишите образ современного банкира/топ - менеджера/руководителя крупной компании 9. Каким Вы видите себя через десять лет?

знаний, либо нежеланием отвечать на поставленный вопрос и отсутствием интереса к экономике в принципе («не знаю», «затрудняюсь ответить»).

2. Средний уровень когнитивного развития (сенсорно-когнитивный), сопоставляется с фрагментарным уровнем экономических представлений старшеклассников. Для этого уровня характерны односложные ответы, без пояснения причин, следствий и т. п., как правило сопровождается невозможностью оперирования экономическими категориями.

3. Высокий уровень когнитивного развития базируется на определенных знаниях, причем в ответах четко выражено стремление и необходимость углубить свои знания в области экономики, четко выражены экономические ценности, построена цепочка отношений «Я - мир - экономика».

На вопрос «Какой Вы видите мировую экономику через десять лет? Какие пути выхода из сегодняшнего кризиса Вы считаете возможными?» были получены следующие ответы.

В экспериментальных классах доля группы с низким когнитивным развитием составляет 57,8% («не знаю никакого кризиса», «кризиса нет», примитивные ответы вида «всё будет хорошо», «всё будет плохо» и т. п.). В классах, где отсутствует профильное социально-экономическое обучение с представленной нами системой, общий процент по данной группе составляет 90,9%. Доля группы со средним уровнем когнитивного развития составляет в экспериментальных классах 28,9%, в непрофильных - 9,1%. Доля учащихся, принадлежащих к третьей группе - с высоким когнитивным развитием - способных свободно оперировать и мыслить экономическими категориями на основе глубокого владения экономическими знаниями, в экспериментальных классах составила 13,3%. Учащиеся, представляющие данную группу, в непрофильных классах отсутствуют.

Следующий вопрос - «По Вашему мнению, какой тип экономической системы и тип рыночной структуры наиболее благоприятен для предпринимательства? Почему?» - также характеризует наличие у учащихся первичных экономических знаний и представляет приблизительно ту же картину, что и первый, с тем различием, что для ответа на данный вопрос

учащимся требуются чуть более глубокие знания конкретно по предмету «Экономика».

Знают понятие экономической системы, различают виды экономических систем, типы рыночных структур и понимают их особенности и характерные отличия из профильных классов 33,3%. Доля группы со средним уровнем экономических знаний составляет 35,6%, доля учащихся, чьи ответы отнесены к низкому уровню знаний, составляет 31,1%. В непрофильных классах группа с высоким уровнем экономических знаний не выявлена, доля средней группы составляет 1,8%, соответственно учащихся, чьи ответы вошли в группу с низким уровнем знаний, составляет 98,2%.

Среди трех наиболее важных вещей, необходимых для организации собственного бизнеса, учащиеся профильных классов называют материальные категории (деньги, недвижимость в собственности) - 73,3%, врожденно личностные категории (черты характера, способности: целеустремленность, лидерские качества, амбиции, «предпринимательская жилка» и пр.) - 46,7%, экономические категории (наличие трех факторов производства, качество товара, реклама, низкие цены, удачный маркетинг и пр.) - 44,4%. Также многие старшеклассники важным для организации собственного бизнеса называют факторы интеллектуальной категории (приобретенные: образование, ум, экономические знания или «знания основных экономических законов») -42,2%. А вот такие факторы, как «надежные люди в окружении», «дружный коллектив», «люди, которым я доверяю» (или же, наоборот, «не иметь дела с друзьями» - такой ответ мы получили от одного старшеклассника), считают важными 15,6%. Примечательно, что факторы удачи, везения, «судьбы» названы лишь 6,7% старшеклассников. «Связи», помощь со стороны, поддержка, «свои люди» названы 22,2% старшеклассников.

Совсем иные результаты получены при обработке и анализе ответов, данных на поставленный вопрос старшеклассниками классов и школ, где отсутствует представленная нами система профильного социально-экономического образования. Среди трех наиболее важных вещей при организации бизнеса старшеклассники отмечают в первую очередь материальные категории (здесь преобладает ответ

«деньги») - 70,9%, врожденно-личностные категории (преобладают ответы «организаторские способности», «умение руководить») - 69,1%. Чуть менее половины старшеклассников называют «связи», «поддержку со стороны», «полезные знакомства», «нужных людей» - 47,3%. Фактор «доверия коллективу», «хороших партнеров», «надежных людей» составляет у данной группы учащихся 25,5%. Фактор везения назвали важным вдвое больше учащихся, чем в профильных классах. А вот образование, ум, знание экономических законов, экономические категории назвали важными лишь 9,1%. Таким образом, следует отметить, что у учащихся профильных классов сформировано комплексное понимание категории бизнеса и его составляющих.

Вопрос «Если бы Вы выводили на рынок новый товар, какова была бы последовательность Ваших действий?» характеризует практические навыки учащихся, их способность мыслить в русле тенденций современного рынка, знание основ маркетинга и маркетинговых исследований. В стандартных программах по изучению экономики данному разделу, как правило, посвящено не более четырех часов, однако данная область - одна из наиболее важных для последующей, более глубокой ориентации в экономическом мире.

При диагностике полученных данных необходимо подчеркнуть, что учащиеся профильных социально-экономических классов не только верно отмечают последовательность действий при выходе на рынок (60%), но и аргументируют свои ответы с точки зрения основных маркетинговых ключей (37,8%), а 8,9% учащихся разрабатывают свои бизнес-проекты и успешно их представляют на конкурсах, конференциях и пр. Не могут определить последовательность действий либо неверно определяют ее 40% учащихся.

Учащиеся классов без профильной социально-экономической подготовки не могут определить и экономически обосновать последовательность действий при выходе на рынки, они не разрабатывают бизнес-проекты. 23,6% старшеклассников при этом не желают отвечать на вопрос или не знают ответа на вопрос, остальные 76,4% учащихся неверно определяют алгоритм действий.

Вопросы третьей группы позволяют делать определенные выводы о сформирован-ности экономических представлений старшеклассников, о формировании их ценностных и личностных отношений, о становлении их экономического Образа мира.

Так, ответы учащихся на вопрос «Если бы у Вас был один миллион долларов, на что бы Вы его потратили?» представляют нам ориентацию учащихся в мире экономических ценностей и категорий. Ответы типа «вложил бы в недвижимость», «положил в банк под проценты», «купил бы акции» (31,1% у учащихся профильных классов и 26,7% у учащихся непрофильных классов) характеризуют пассивное экономическое поведение, отношение к деньгам только как к средству получения дохода. У учащихся, ответивших подобным образом, наблюдается отрицание активных экономических действий, «поиск лёгкой наживы». В то же время это достаточно грамотный экономический ход в контексте знания экономической конъюнктуры. «Вложил бы в открытие собственного бизнеса» -такой ответ дали 48,9% учащихся профильных классов и всего 12,7% учащихся непрофильных классов. Выбор данной категории ответа характеризуется активной экономической позицией, стремлением учащихся получать экономические знания и навыки, следовательно, высокой мотивацией. Данная категория старшеклассников относится к экономически ориентированной, имеет четкие представления о сути экономических законов и процессов, у них сформирована логическая цепочка «Я - мир - экономика». Остальные категории ответов: вложил бы в саморазвитие (сознание и действия направлены «внутрь себя», личностно ориентированное отношение к миру), использовал бы для блага семьи (преобладают семейные ценности), отдал бы в детский дом, приют для животных, благотворительность (социально ориентированная направленность, альтруистические отношения «для других»), потратил бы на удовлетворение собственных потребностей (гедонистически направленная личность, отказ от ряда экономических и социальных ценностей) - распределены примерно одинаково у учащихся профильных классов в среднем по 10-16% и в непрофильных классах по 25-34%.

К основным видам возможной для себя предпринимательской деятельности учащиеся профильных классов, изучив рыночную конъюнктуру, отнесли ресторанный бизнес, кафе, кофейни, развлекательные центры, кинотеатры, парки отдыха, спортклубы - 26,7%. Привлекательными эти учащиеся считают для себя также салон красоты, магазин модной одежды и обуви и пр. - 15,6% и строительный бизнес - 9,1%. Чуть менее половины учащихся непрофильных классов ответили на поставленных вопрос, что вообще не собираются заниматься предпринимательством и «не представляют себя бизнесменом» - 41,8%. В остальном предпочтения отданы также ресторанному бизнесу и пр., более предпочтений выделить не удалось.

Мы предложили учащимся «нарисовать» портрет современного банкира/топ-менеджера/руководителя крупной компании и получили следующие данные.

Большинство учащихся экспериментальных классов отмечают такие качества, как умение ставить цели и принимать решения, ответственность, умение вырабатывать стратегию и следовать ей, умение работать в команде («Целеустремленный, умный, экономически активный и грамотный», Паша В.; «Опыт, лидерские качества...», Влад Р.). Немаловажным элементом ребята считают внешнюю атрибутику («Модный фирменный костюм, хорошие де-вайсы, хороший автомобиль», Саша И.; «Толстый, в дорогом костюме, на дорогой машине, наглый», Илья Д.; «Солидный образ человека. Галантно одетый, ничего лишнего - скромно, но дорого», Ксюша К.).

Среди ответов учащихся неэкспериментальных классов преобладают ответы: «организованный», «ответственный», «коммуникабельный», «умеющий работать в команде» и пр.

Вопросом, наиболее четко определяющим именно ценностное отношение к экономике, показывающим степень сформированности экономического Образа мира старшеклассников, является «Каким Вы видите себя через десять лет?». Через ответы на этот вопрос учащиеся определяют для себя ценности - константы. Для учащихся-экономистов такими ценностями являются следующие характеристики: «экономически успешный», «финансово независимый», «получивший высшее обра-

зование», «состоявшаяся личность», «экономист-международник», «дипломат», «политик». У учащихся непрофильных классов преобладают иные ценности: семья, дети, стабильная работа. Анализ данных показывает, что учащиеся-экономисты готовы ставить перед собой четкие цели и следовать им, во благо их исполнения рисковать, инвестировать деньги в дело, окупаемость которого составляет более пяти лет. Они также дают более точные ответы на вопрос, какими видят себя через десять лет: «...Руководитель крупной, успешной фирмы по продаже автомобилей Bentley, Rolls-Roys, Audi», Миша Ц.; «Системный администратор крупной компании, имеющий ещё и собственное предприятие и высокий уровень жизни», Максим Б.; «Я хотел бы работать в своей фирме, т. е. быть ЧП», Женя Б.; «В белом костюме и черной рубашке, в кабинете на верхнем этаже Empire State Building в руководящей должности (и вертолетом на крыше)», Паша В.

Общие тенденции в становлении экономического Образа мира старшеклассников определяются, с одной стороны, различным уровнем экономических представлений (низкий, средний, высокий), а с другой стороны, в каждой из этих групп респондентов есть старшеклассники, которые четко осознают свою активную позицию в мире экономики.

Таким образом, охарактеризуем личность школьника ценностно определившегося.

Такие учащиеся свободно владеют экономическим тезаурусом, оперируют экономическими фактами и категориями, знают экономическую конъюнктуру рынка, могут прогнозировать некоторые экономические события, знают, что представляет собой предпринимательство и видят себя в этой сфере. Они также связывают себя, своё будущее и свои ценности с экономикой. Гипотетически свободную сумму денежных средств они заставят работать на себя путем организации своего бизнеса (48,9% учащихся в профильных классах), при этом, вероятнее всего, направлением своей деятельности выберут ресторанный бизнес (26,7%), индустрию красоты (15,6%) либо строительство (9,1%). Наиболее важным при организации бизнеса считают такие категории, как ум, знание экономических законов, наличие трех факторов производства, лидерские способности, «предприни-

мательскую жилку». Такие учащиеся имеют представление о процессах, происходящих на мировой арене, умеют выбрать наиболее экономически эффективный вариант поведения фирмы (60%). Треть таких учащихся знают основы маркетинговых исследований при выходе фирмы на рынок, при этом 8,9% разрабатывают бизнес-проекты («Гольф-клуб», «Интернет-магазин натуральной косметики ручного производства»). Характеризуя современного предпринимателя/банкира, наиболее важными считают целеустремленность, ум, экономическую активность и грамотность. Себя через десять лет видят в экономической среде - руководителями крупных компаний, целеустремленными, умными, достигшими своих целей.

Таким образом, изучение становления экономического Образа мира старшеклассников приводит нас к следующим выводам:

1. Мы можем констатировать, что экономические знания (представления) большинства учащихся профильных классов находятся на среднем уровне, учащихся непрофильных классов - бедны, обыденны, явно недостаточны для того, чтобы на их основе они могли осознать свое Я в мире экономики и сформировать для себя субъективное отношение к экономике.

2. На уровне констатирующего среза удалось обнаружить значительные различия как в уровне экономических представлений, так и в характере ценностей:

а) хочу и могу быть бизнесменом (экономистом), приносящим успех себе, другим и стране в целом, активно интересуюсь экономическими процессами, происходящими в России и в мире, собираюсь связать своё будущее с профессией экономиста;

б) экономика мне интересна, однако сфера моих интересов лежит в другом, экономические процессы изучаю для общего кругозора;

в) экономика мне неинтересна, и изучать ее не хочу;

г) размытые ценности - «не знаю», «не изучал и не стремлюсь к этому».

В реальной практике у 20% старшеклассников наблюдается повышенный интерес и желание глубоко изучать экономику, однако только у 9-12% старшеклассников наблюда-

ется конечная ступень становления экономического Образа мира.

3. Результаты анализа ответов старшеклассников на вопросы позволяют утверждать, что они вместе с тем проявляют значительный интерес к экономическим знаниям, понимают важность экономического образования, стремятся получать специальные знания, поступив в экономический класс (70%). Это, в свою очередь, дает нам основание полагать, что существующий интерес будет содействовать более глубокому осознанию, лучшему усвоению знаний, относящихся к сфере экономики, что может служить благоприятной почвой для развития экономических ориентаций. Следовательно, существующий интерес должен учитываться в экономическом образовании старшеклассников.

4. Нестабильность социально-экономической ситуации в стране и в мире, равно как и отсутствие стройной системы экономического образования, затрудняют развитие экономических знаний и формирование экономического Образа мира старшеклассников, но формируют значительный «стихийный» интерес к экономике как науке и сфере деятельности.

Противоречие между желаемым и реальным для старшеклассников разрешимо созданием специальных курсов и классов с экономическим профилем.

5. Противоречия, обнаружившиеся в ходе анализа проведенного эксперимента, позволили уточнить и дополнить выдвинутую ранее гипотезу следующим положением: для успешного формирования экономического Образа мира старшеклассников необходим отбор экономических знаний, раскрывающих не только законы, факты и явления собственно экономического плана, но и сведения, выявляющие место и роль Человека в экономике, модель личностного успеха, развития.

6. Сопоставление данных массового материала и данных экспериментального класса говорит о том, что выбранный нами для проведения класс как по уровню экономических знаний (представлений), так и по характеру ценностей существенно отличается от других классов, в которых проводился эксперимент, что позволяет судить о его целесообразности.

18.05.2012

Список литературы:

1. Андросюк, К.В. Происхождение видов: многогранное понятие «экономики Знаний» // Креативная экономика. - 2007. -№3. - С. 11-24.

2. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.

3. Барышева, А.В. Инновации: учебное пособие / А.В. Барышева, К.В. Балдин, С.Н. Галицкая. - М.: Дашков и Ко, 2007. -382 с.

4. Горц, А. Знание, стоимость и капитал. К критике экономики Знаний // Логос. - 2007. - №4 (61) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/1970-logos-4-61-2007.html

5. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. - 2-е изд., перераб. - Оренбург: ОГУ, 2000. - 188 с.

6. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике / А.В. Кирьякова и др. - М.: Дом педагогики, 2008. - 578 с.

7. Липсиц, И.В. Бизнес - образование в системе непрерывного образования. - Самара: Питер, 2004. - 194 с.

8. Макаров, В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Наука и жизнь. - 2003. - №5. - С. 17-41.

9. Петухов, В.В. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. Психология. - 1979. - С. 97-99.

10. Смирнов, С.Д. Психология образа и образ мира // Вестник МГУ. Сер. Психология. - 1984. - №2. - С. 12-30.

11. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mon.gov.ru/dok/fgos

12. Хейне, П. Экономический образ мышления / Пол Хейне. - 5-е изд., стереотипное. - М.: ДЕЛО при участии «Catallaxy», 1997. - 369 с.

Сведения об авторе:

Иванаева Марина Евгеньевна, учитель экономики и права МБОУ «Европейский лицей» п. Пригородный, аспирант Оренбургского государственного университета E-mail: ivanaeva me@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.