Научная статья на тему 'Становление эколого-валеологии как научной основы профессиональной подготовки будущих педагогов к оздоровительной деятельности'

Становление эколого-валеологии как научной основы профессиональной подготовки будущих педагогов к оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ ЭКОЛОГИЯ / СИСТЕМНАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ / ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЯ / SYSTEM ECOLOGY / SYSTEM VALEOLOGY / ECOLOGICAL VALEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова Ирина Леонидовна

В статье раскрываются научные предпосылки эколого-валеологии как основы профессиональной педагогической подготовки к оздоровительной деятельности в образовательных организациях. Начинаются они с научных идей и научных работ, обращенных к взаимосвязи благополучия народа с благополучием природной среды. Однако сами научные знания могут формироваться в другой последовательности, чем их предпосылки. Так и произошло в реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехова Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Becoming ecological valeology as the scientific basis for professional training of future teachers to being activity

The article describes the scientific backgroundsof ecological valeology as the basis of professional pedagogical training to being activities in the educational institutions. They begin with the scientific ideas and scientific works addressed to theinterconnectionof the well-being of the people with the well-being of the environment. However, the scientific knowledge can be formed in a different order than their backgrounds. So it happened in reality.

Текст научной работы на тему «Становление эколого-валеологии как научной основы профессиональной подготовки будущих педагогов к оздоровительной деятельности»

УДК 378.937:613.4 ББК 74.480.26:51.204

Орехова Ирина Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Orehova Irina Leonidovna Ph.D, associate professor department of life safety and bases of medical knowledge Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

orehovail@cspu Становление эколого-валеологии как научной основы профессиональной подготовки будущих педагогов

к оздоровительной деятельности Becoming ecological valeology as the scientific basis for professional training of future teachers to being activity

В статье раскрываются научные предпосылки эколого-валеологии как основы профессиональной педагогической подготовки к оздоровительной деятельности в образовательных организациях. Начинаются они с научных идей и научных работ, обращенных к взаимосвязи благополучия народа с благополучием природной среды. Однако сами научные знания могут формироваться в дру-

V> гтч

гой последовательности, чем их предпосылки. 1ак и произошло в реальности.

The article describes the scientific backgroundsof ecological valeology as the basis of professional pedagogical training to being activities in the educational institutions. They begin with the scientific ideas and scientific works addressed to theinterconnectionof the well-being of the people with the well-being of the environment. However, the scientific knowledge can be formed in a different order than their backgrounds. So it happened in reality.

Ключевые слова: системная экология, системная валеология, эколого-валеология.

Key words: system ecology, system valeology, ecological valeology.

Предпосылки современной эколого-валеологии имеют разную природу, которая обусловливается сущностным различием факторов формирования человека, к которым относятся [5, С. 8-50]: а) внутренние объективные факторы, например, биологические, генетические, физиологические, психические;

б) внешние объективные факторы, образующие окружающую природно-социальную среду, в том числе образовательную среду, с помощью которой осуществляется целенаправленное внешнее воздействие на человека; в) субъективные факторы воздействия человека на самого себя, которые основываются на познании человеком ранее названных факторов; познании, которое проходит и в филогенезе, и в онтогенезе следующие этапы: от живого созерцания (ощущения, восприятия, представления) к обобщению, абстрактно-логическому осмыслению (понятиям, суждениям, умозаключениям.

Последовательность исторического развития выраженных научных предпосылок эколого-валеологии можно представить в следующем виде [6, С.37-59].

Первый этап необходимо соотносить с научно-прикладной разработкой природосообразного общего образования, выполненной Я.А. Коменским в XVII веке. Конечно, он не мог использовать понятия «экология», «валеология», а тем более «эколого-валеология», потому что в то время они просто не существовали. Однако понял, глубоко осознал и научно обосновал (в меру науки своего времени) систему такого образования, которое нацелено на реализацию эффективного целенаправленного формирования подрастающего человека с учетом внутренней природы ученика и учителя, а также внешней для них природы и даже заимствованных у нее средств и методов обучения, воспитания.

Им не только введено понятие природосообразности, Я.А. Коменский находит, разрабатывает и рекомендует природосообразные методы обучения, соответствующие природному складу детей и юношества и заимствованные у самой природы [4]. Опираясь на анализ исторического педагогического опыта, он подчеркивал особую значимость природосообразного образования, которое развивает здоровье и природные силы учеников, уравновешивая внешние и внутренние силы (по отношению к ученику); и поэтому для правильного воспитания нет необходимости в принуждении и насилии, а достаточно только легкого возбуждения, вызывающего у учащихся к действию естественные здоровые силы и открытые возможности. Выделив «природосообразное образова-

ние», Я.А. Коменский индуцировал и породил важнейшую педагогическую идею, которая воплотилась в эколого-валеологическое образование.

Второй этап развития научных предпосылок эколого-валеологии соотносится с энергичным развитием отечественного просвещения и образования в XVIII веке и во многом с активной научной и организационно-образовательной деятельностью М.В. Ломоносова, который, исследуя проблемы «человек и природа», «человек и общество», опирался на принцип природосообразности и изучал названные проблемы с позиций физиологии, психологии и педагогики в их совокупности. В работе «О сохранении и размножении российского народа» он рассмотрел меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны и представил социально-экономическую программу, нацеленную на подъем производственных сил страны, на улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний. Большое значение он придавал анализу формирования и развития личности молодого человека, показывая роль наследственности в появлении многочисленного и здорового поколения россиян; он раскрыл влияние среды на личность, обратился к проблемам нравственности, полового воспитания молодого и взрослого населения России. И при этом он с болью говорил о пережитках прошлого и необходимости устранения их.

Один из самых глубоких и ярких последователей в области человековедения, валеологии и медицины В.П. Казначеев дает рассматриваемому этапу такую оценку: «Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют периодом русской образованности. Работа «О сохранении и размножении российского народа», работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности» [3, с. 13]. Таким образом, М.В. Ломоносова можно и нужно назвать первым русским эколого-валеологом, потому что, во-первых, он выводил благополучие, здоровье подрастающего человека и по-

коления за пределы медицины, а во-вторых, здоровье рассматривалось им в тесной взаимосвязи со «средой обитания».

Третий этап развития научных предпосылок эколого-валеологии (XIX -начало XX в.) соотносится с появлением плеяды русских ученых, заложивших основы современной нам валеологии и будущей эколого-валеологии. Одним из первых, кто понял эволюционную функцию здоровья человека, был С.Б. Боткин, который утверждал: «... прирожденное свойство приспособления может в значительной степени увеличиваться привычкой организма к тем или другим колебаниям окружающей среды (подчеркнуто нами). человек мало-помалу приспосабливался к различным колебаниям внешних условий, передавал своему потомству постоянно нарастающую способность приспособления, которое в значительной степени увеличивалось с помощью знания и искусства, приобретаемых путем наблюдения.» [там же]. Тем самым С.П. Боткин рассматривал здоровье человека как функцию эволюции и приспособления к окружающей среде, а также воспроизводства здоровья в потомстве. Названные подходы приблизили С.П. Боткина к эколого-валеологии.

Таким образом, М.В. Ломоносов, а затем и С.П. Боткин говорили о близких явлениях: первый - о сохранении и размножении российского народа, а второй - о воспроизводстве, приспособлении и эволюции его. В дальнейшем изучение человека велось и по другим направлениям, которые назывались «экология человека», «биология человека» и «социальная экология». Практически одновременно Ф. Гальтон, Г. Мендель и В.М. Флоринский осознали и развивали идеи глобально-популяционной эволюции и поставили вопрос об угрозе выживанию человеческого рода. Массово осознается и реализуется учеными, педагогами и общественными деятелями актуальность и необходимость решения обострившейся комплексной проблемы целенаправленного формирования знаний о человеке, его здоровье, оздоровлении и благополучии. Значимым событием в этом плане, в том числе для появления в будущем валеологии и эко-лого-валеологии, стало открытие в Санкт-Петербурге в 1896 году П.Ф. Лесгаф-том Института человека.

Практическая и научная работа по охране здоровья подрастающего человека велась тогда по следующим направлениям: пропаганда знаний о здоровье и здоровом человеке; предпринимаются меры по организации здорового образа жизни в семьях и образовательных учреждениях; проводится возрастающая по масштабам работа по антиалкогольному воспитанию учащейся молодежи; ведутся исследования по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни (В.И. Бывалькевич, А.А. Соловьев, В. Рахманов и др.), разработке систем укрепления здоровья детей и предотвращения заболеваний (И.П. Мюллер, М.И. Покровский, и др.), разрабатывается теория и практика благополучного, здорового воспитания и развития человека (П.Ф. Лесгафт и его последователи); более широко рассматриваются понятие «здоровье» и вопросы влияния на организм человека факторов окружающей среды, стихийных сил природы; появляются исследования об адаптации организма к меняющимся внешним условиям (Э. Блок, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, С.Ф. Хотовицкий и др.); издается много научно-популярной литературы, посвященной пропаганде здорового образа жизни, санитарно-гигиеническим аспектам его, вопросам гармонии человека с самим собой и окружающим миром (З. Бертух, Л. Гданский, С. Ершов, Т.С. Клеустон, Л.И. Ляховский, П.И. Орлов, Ш. Северин и др.).

Характерной чертой четвертого этапа развития научных предпосылок эко-лого-валеологии (30-е - 60-е годы XX века) является обращение науки о человеке к изучению отношений человека к внешней и внутренней среде, а затем и к субъектам этих отношений. Примерами исследований в отмеченной области знаний могут служить научные работы Н.А. Бердяева, С.Н. Бургакова, В.И. Не-смелова, М. Шелера и других ученых. Развитие экологии, в которой понятие биосферы является одним из основополагающих, а также развитие современной научно-технической революции, выдвинули в начале XX века в качестве одной из первоочередных задач проблему воздействия человека на природу. И эти обстоятельства, конечно, не могли не способствовать разработке В.И. Вернадским учения о биосфере и ее развитии, которая [2] под влиянием человеческого разу-

ма, научных достижений и человеческого труда постепенно переходит в состояние ноосферы. Достижение этой цели возможно только через формирование у человечества мышления, чувств и деятельности с ноосферной ориентацией. Идеи В.И. Вернадского оказали огромное влияние на экологическое мышление не только в СССР, но и за рубежом. В этих условиях происходит развитие наук о здоровье. Увеличивается количество научно-популярных изданий, посвященных влиянию на организм человека различных факторов окружающей среды. Находят признание на Западе принципы гармонического развития человеческой личности, природы и общества, которые находят отражение в трудах эмигрировавших российских философов и педагогов, таких как Н.А. Бердяев, С.Н. Бур-гаков, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов и другие.

В послевоенные годы в стране осуществляются важные политические и хозяйственные мероприятия, способствующие укреплению советского общественного и государственного строя, развитию экономики, повышению жизненного уровня и культуры трудящихся. Все более важную роль в развитии народного хозяйства и укреплении оборонной мощи страны играют такие науки, как ядерная физика, ракетная техника, электроника, радиотехника. Такая масштабная работа не могла не усилить давление человека на природу. Причем неблагоприятное воздействие оказывается столь значительным, что возникает актуальная необходимость в проведении широкомасштабных природоохранных мероприятий.

Пятый этап развития научных предпосылок эколого-валеологии приходится на 60-е - 90-е годы XX века. Научная и образовательная общественность глубоко осознает необходимость целенаправленного развития экологии и здоровья населения, а также экологического и здоровьесберегающего образования. 60-е - 70-е годы - это период бурного роста экологических исследований в мире. Более того, в 70-е годы формируются такие отрасли общей экологии, как экология человека и социальная экология (Э. Берджес, Д. Дункан, Р. Кензил, Р. Парк, Н.Ф. Реймерс, Л. Шуор, А.Л. Яншин и др.). В своем историческом развитии общая экология становится фундаментальной основой для решения ряда

научных и прикладных проблем. Все более прочные позиции в системе отечественных воспитательных и образовательных учреждений начинают занимать гигиенические аспекты здорового образа жизни, что обусловливается объективной необходимостью в оздоровлении образовательной среды. Первые достаточно содержательные и глубокие научные работы по охране здоровья школьников появляются только в конце 60-х - начале 70-х годов XX века (Т.В. Благодарова, С. Громбах, И.Б. Коростелев, В.И. Кудинова, И.И. Мильман, В.А. Холодова и др.). Развивается сеть учреждений, нацеленных на гигиеническое воспитание учащейся молодежи; оцениваются и анализируются результаты санитарно-гигиенического просвещения и оздоровительных мероприятий. 70-е - 80-е годы XX века характеризуются быстрым ростом числа исследований по вопросам гигиенического воспитания, охраны здоровья школьников, гигиеническому обеспечению организации учебно-воспитательного процесса, а также воспитания здорового ребенка. В Новосибирске создается Институт клинической и экспериментальной медицины, в Новокузнецке - Институт комплексных проблем гигиены, в Иркутске - Институт проблем северной медицины. В качестве концептуально-методологической основы для исследований коллективами ученых этих институтов была разработана программа «Адаптация человека», объединившая силы многих специалистов страны. В 80-е - 90-е годы XX века качественно меняются проблемы, которым посвящены исследования здоровья и здорового образа жизни: изучается детская преступность, табакокурение, детская наркомания, алкоголизм, болезни беспризорных и неустроенных людей, то есть те явления жизни, которые еще недавно считались не характерными для советского образа жизни. Разрабатываются проблемы адаптации человека к экстремальным условиям, трансмеридиальным перемещениям, а также проблемы популяционного напряжения и утомления, диагностики, прогноза и коррекции дезадаптивных синдромов. Тем самым возникает реальная потребность в новой междисциплинарной науке, которая изучала бы формирование здорового человека - в комплексном понимании здоровья. Такая наука, индуцирующая

новые идеи и новые научные парадигмы, была названа в 1980 году И.И. Брех-маном валеологией [1]. Новизна этих идей обусловила необходимость сначала переосмысления функционального состояния человека, которое называется здоровьем, а затем - формирования понятия интегрированного здоровья, которое соотносится не только с человеком, но поколением, популяцией, экологической системой и даже с динамическими самоорганизующимися системами.

Шестой этап развития научных предпосылок эколого-валеологии (с конца 90-х годов XX века и по настоящее время). Именно в этот период в России сложилась тяжелая ситуация с массовым и индивидуальным здоровьем россиян, и тому есть подтверждение: до 70% рожденных детей появляются на свет недоношенными, не менее 40% поступающих в первый класс - это хронически больные дети, от 80% до 90% выпускников образовательных школ выходят в жизнь больными людьми. Немалая доля вины в таком положении со здоровьем ложится на общее образование. Тем более что и сами учителя находятся (по состоянию здоровья) не в лучшем положении, чем их ученики. Причины такого положения имеют комплексную природу, которая обусловливается совокупностью факторов - этногенетических, социальных, экологических, экономических, биологических, культурных и образовательных. Ни один из названных факторов сам не может изменить современную общечеловеческую и общепланетарную ситуацию, которая называется комплексным, системным кризисом. Исходить же надо из того, что (как было подчеркнуто еще И. Кантом) человека формирует внешняя и внутренняя (по отношению к нему самому) природа, а также сам себя человек. Названная концептуальная установка складывается в эколого-валеологию как фундаментальная идея. Появление и развитие эколого-валеологии как науки было индуцировано и обусловлено выявлением сущностной взаимосвязи упреждающе проявившихся экологии и валеологии.

Периоды, выделенные в ходе нашего исследования, характеризуются отличительной природой объективных явлений в виде отношений исторически развивающегося человека к социально-природной среде и самому себе.

Библиографический список

1. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье [Текст] / И.И. Брехман. -Изд. 2-е, доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера [Текст] / В.И. Вернадский. -М.: Наука, 1989. - 262 с.

3. Казначеев, В.П. Основы общей валеологии: учебное пособие [Текст] / В.П. Казначеев. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 48 с.

4. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст] / Я.А. Коменский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 318 с.

5. Орехова И.Л. Концептуальные основы диверсификации эколого-валеологической подготовки педагогов - в аспекте педагогической антропологии [Текст] / И.Л. Орехова, З.И. Тюмасева, Л.И. Пономарева. - СПб: Изд-во ИП Никифорова («Астерион - Пресс»), 2010. - 248 с.

6. Орехова И.Л. Эколого-валеологизация диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / И.Л. Орехова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 357 с.

Bibliography

1. Brekhman, I.I.Valeology- the science of health [Text] / I.I.Brekhman. - 2nd ed., ext., rev. - M.: Fizkulturai sport, 1990. - 208 p.

2. Vernadsky, V.I.The biosphere and noosphere [Text] / V.I.Vernadsky.- M.: Nauka, 1989. - 262 p.

3. Kaznacheev, V.P. Fundamentals of general valeology: manual [Text] / V.P.Kaznacheev. - M.: Publishing House of the "Institute of Applied Psychology." -Voronezh: NPO "MODEK", 1997. - 48 p.

4. Komensky, Ya.A. Great didactics [Text] / Ya.A.Komensky // Selected pedagogical works: in 2 volumes - M.: Pedagogika, 1982 .-V. 1. - 318 p.

5. Orehova, I.L. Conceptual bases of diversificationof ecological and valeological teachers' training -in the aspect of pedagogical anthropology [Text] / I.L.Orehova, Z.I. Tyumaseva, L.I.Ponomareva. -St.Pet.: Publishing House of the IPNikiforov ("Asterion - Press"), 2010 .- 248 p.

6. Orehova, I.L. Ecological valeologization of diversified preparation of students to being activities in the educational institutions [Text] / I.L.Orehova. -Chelyabinsk :Pub.house of Chelyab. State .Ped.University, 2012.- 357 p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.