Научная статья на тему 'Становление эклектики, как архитектурного стиля в храмовом зодчестве России'

Становление эклектики, как архитектурного стиля в храмовом зодчестве России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2577
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЛЕКТИКА / СТИЛЬ / МЕТОД / АРХИТЕКТУРА / ХРАМ / КЛАССИЦИЗМ / "РУССКИЙ СТИЛЬ" / НЕОЭКЛЕКТИКА / МОДЕРН / ТРАДИЦИИ / ECLECTIEISM / STYLE / METHOD / ARCHITECTURE / TEMPLE / CLASSICISM / RUSSIAN STYLE / NEOECLECTIEISM / MODERN / TRADITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гречнева Н. В.

Эклектика это сочетание или смешение разных исторических стилей в архитектуре. Этот архитектурный стиль зародился в 30-е годы XIX века. Получил большое распространение при строительстве храмов в России. В своем развитии прошел несколько этапов, и разделился на несколько течений. По сравнению с классицизмом, на смену которому пришла эклектика, новый стиль предложил архитекторам свободу выбора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF ECLECTICISM AS AN ARCHITECTURAL STYLE IN RUSSIAN CHURCH BUILDING

Eclecticism is a mixture of various historical styles. This architectural style was born in the thirties of the XIXth century and became widespread in Russia. The development included several stages and as a result this style was split into a number of schools. The new style gave architects freedom of choice

Текст научной работы на тему «Становление эклектики, как архитектурного стиля в храмовом зодчестве России»

Bibliography

1. Castells, M. Materials for an Exploratory Theory of Network Society. - Brit. Journal, 2000.

2. Popper, K. Objective Knowledge: An Evolutionary Approach. - London: Oxford University Press, 1972.

3. Vizelj, M. Gipertekstih po tu i ehtu storonih ehkrana // Inostrannaya literatura. - 1999. - № 10.

4. Frimen, Yu. Poisk objhektivnosti u Pirsa i Poppera / Yu. Frimen, G. Skolimovskiyj // Ehvolyucionnaya ehpistemologiya i logika socialjnihkh

nauk: Karl Popper i ego kritiki / per. s angl. D.G. Lakhuti. - M.: Ehditorial URSS, 2006.

5. Pavich, M. Peyjzazh, narisovannihyj chaem. - SPb.: Azbuka-klassika, 2007.

6. Nabokov, V. Laura i ee original. - SPb.: Azbuka-klassika, 2010.

7. Khintikka, Ya. Logika v filosofii - filosofiya logiki // Logiko-ehpistemologicheskie issledovaniya. - M.: Progress, 1980.

8. Babushkin, A.P. «Vozmozhnihe mirih» v semanticheskom prostranstve yazihka. - Voronezh, 2001.

9. Vardzelashvili, Zh. «Vozmozhnihe mirih» tekstualjnogo prostranstva // Nauchnihe trudih. - SPb.-Tb. - 2003. - Vihp. VII.

10. Kuznecov, V.Yu. Filosofiya yazihka i nepryamaya referenciya // Yazihk i kuljtura. Faktih i cennosti / otv. red. E.S. Kubrya-kova, T.E. Yanko. -

M.: Yazihki slavyanskoyj kuljturih, 2001.

11. Fromm, Eh. Iskusstvo lyubitj. - SPb.: Azbuka, 2001.

Статья поступила в редакцию 14.04.11

УДК 7.034+726.6

Grechneva N.V. THE FORMATION OF ECLECTICISM AS AN ARCHITECTURAL STYLE IN RUSSIAN CHURCH BUILDING. Eclecticism - is a mixture of various historical styles. This architectural style was born in the thirties of the XIXth century and became widespread in Russia. The development included several stages and as a result this style was split into a number of schools. The new style gave architects freedom of choice.

Key words: eclectieism, style, method, architecture, temple, classicism, Russian style, neoeclectieism, modern, tradition.

Н.В. Гречнева, ст. преп. каф. истории отечественного и зарубежного искусства АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: grechneva-nata@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКЛЕКТИКИ, КАК АРХИТЕКТУРНОГО СТИЛЯ В ХРАМОВОМ ЗОДЧЕСТВЕ РОССИИ

Эклектика - это сочетание или смешение разных исторических стилей в архитектуре. Этот архитектурный стиль зародился в 30-е годы XIX века. Получил большое распространение при строительстве храмов в России. В своем развитии прошел несколько этапов, и разделился на несколько течений. По сравнению с классицизмом, на смену которому пришла эклектика, новый стиль предложил архитекторам свободу выбора.

Ключевые слова: эклектика, стиль, метод, архитектура, храм, классицизм, «русский стиль», неоэклектика, модерн, традиции.

В 30-е годы XIX столетия классицизм с его обязательным ордером, осевой композицией, принципом проектирования зданий «снаружи-внутрь» постепенно стал вытесняться более гибким и демократичным стилем - эклектизмом. Эклектика -это сочетание или смешение разных исторических стилей, от греч. ек1екйк« - способный выбирать, выбирающий. «Совершается переход от архитектуры «необходимости» к архитектуре «выбора», от классицизма к эклектике» [1, с. 24]. «Люди впервые за долгое время усомнились в том, что античность - вечное, всеобщее, единственное мерило прекрасного» [1, с. 33] . Эклектика, как метод не явилась чем-то новым, присущим только зодчеству XIX века, эклектические тенденции обнаруживались в архитектуре еще с древних времен в разных странах. Отсутствие стилевого единства долгое время вызывало критические оценки искусства середины и 2-ой половины XIX века как «эклектичного». Архитектура эклектики все еще остается недостаточно изученной, особенно провинциальная эклектика, ей уделяется очень мало внимания. Задача автора провести анализ исторического развития стиля от момента зарождения до настоящего времени.

Долгое время эклектику не рассматривали в качестве самостоятельного архитектурного стиля, считая, ее явление второсортным. Научные исследования эклектики начались только с 1970-х годов. Большинство исследований проводились на примере столичных центров и крупных городов. Говоря об общих трудах, в которых рассматриваются основные проблемы, связанные с архитектурой второй половины XIX века - начала XX века, следует упомянуть, прежде всего, исследования Е.И. Кириченко, Д.В. Сарабьянова, Е.А. Борисовой, А.В. Иконникова. Проблеме развития и становления стиля в провинции, посвящена монография Д.П. Шульгиной.

Ряд публикаций посвящен отдельным аспектам эклектики, но в данных исследованиях незначительное место уделяется храмовой архитектуре периода эклектики в провинции. Некоторые авторы говорят о недостатках эклектики, достаточно остро критикуют их. В научной литературе употребляется как синоним эклектики термин « стилизаторство» или «стилизация». Эти понятия также несут негативный оттенок, подразумевая под собой сведение всей архитектуры к одному из ее аспектов - оформлению фасадов зданий в формах предшествующих исторических стилей. Такой подход, несомненно, существовал и существует до сих пор, но в истории архитектуры все-таки сложился взгляд на эклектику как на самостоятельный стиль. « Подражательность эклектики имеет весьма мало общего с задачами реставрации прошлого и тоской по прошлому. Мировоззрение времени в целом оптимистично, полно веры в прогресс, устремлено в будущее. Факт заимствования не более, чем форма. Старое мыслится как исходный материал для нового, создаваемого путем новой комбинации исходных элементов» [1, с. 73].

Архитектурный стиль предполагает, прежде всего, наличие внутреннего единства как в планировочной системе так и во внешнем декоре. Можно говорить о том, что в эклектике это единство существует, но допустимое количество элементов гораздо шире, чем в предшествующие периоды. Это является отличительной чертой архитектуры храмов второй половины XIX века и начала XX века. Действительно, в храмах построенных в стиле эклектики в большинстве случаев четко прослеживается преобладание одного исторического стиля -прототипа, выбранного архитектором. Общепринято считать, что эклектика прошла два этапа в своем развитии - 1830-е -1860-е гг. и вторая половина XIX - начало XX века.

Время становления стиля, формирование его художественного языка происходит в 1830-е - конец 1860-х годов. Второй этап - конец 60-х до начала 1910-х годов эклектика становится ведущим стилем как в храмовой, так и в гражданской архитектуре. В начале XX века происходит пересмотр принципов стилеобразования. Это связано с возникновением нового стиля - модерн. Но эклектика продолжает свое существование, тем более в храмовом зодчестве новый стиль не нашел широкого воплощения.

Архитектура эклектики пришлась на период значительного развития культового строительства во всех регионах России, она определила облик многих городов и сел. Строительство храмов в этот период велось очень интенсивно на всей территории страны.

Первым национальным стилем, носившим эклектичный характер, стал «русско-византийский стиль». В нем произвольно соединялись элементы византийской и древне русской архитектуры, а также использовались приемы классицизма. Этот стиль оказался созвучным государственной политике императора Николая I, утверждающей православие как основу жизни и культуры. Воплощением этой идеи стал величественный храм Христа Спасителя в Москве, посвященный победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Все крупные проекты этого времени утверждались центральной властью. Из многих предложенных на конкурс проектов был выбран проект, составленный в «русско-византиийском» стиле архитектором Константином Андреевичем Тоном. «Русско-византийский» стиль быстро распространился по всей стране, особенностью его в культовой архитектуре стало возвращение к широкому использованию пятиглавия.

Работа по изучению древних памятников и созданию проектов в «русско-византийском» стиле привела к появлению в 1839 и в 1844 годах альбомов образцовых проектов для церквей. «Русско-византийский» стиль К.А. Тона - это стиль больших соборов, и следовательно государственных заказов.

К 1860-м годам XIX века меняется политика государства, и этот стиль теряет свое значение. Распространение народнической идеологии стало одной из предпосылок для обращения к русскому национальному наследию и традиционной культуре. В процессе развития зодчества периода эклектики исторические знания о древнерусской архитектуре благодаря научным исследованиям памятников углублялись. Образцами «национального стиля» были признаны храмы, возводившиеся в Москве и Ярославле в XV[-XVП веках. Стилевое направление пришедшее на смену «русско- византийскому» стилю получило название «русский стиль». Оно было главенствующим в церковном зодчестве последней трети XIX в. и перешло в архитектуру начала XX века. «В архитектуре все аспекты проблемы, связанные с понятиями «народность» и «национальность», выливаются в один главный вопрос о «русском» стиле», считает исследователь архитектуры Кириченко Е.И. [2, с. 98]. Историк и археолог И.Е. Забелин обосновал археологическую теорию русского стиля. Он одним из первых сумел реконструировать художественную систему древнерусской архитектуры и ввести ее в широкий контекст всемирного искусства. Отмечая специфику древнерусского зодчества. Забелин связывает ее с народным бытом и патриархальными традициями и этим объясняет ее самобытность. «И.Е.Забелин, и Л.В. Даль отмечают не только своеобразие древнерусского зодчества, но и его рациональность» [3, с. 38].

«Русский стиль» в культовой архитектуре проявился, прежде всего в декоре здания. Храмы строятся в основном из кирпича, используя все богатые возможности материала. В результате храмы имеют сложную композицию, и украшаются богатым декором. При этом в пространственно- планировочном решении изменений практически не происходит. В конце XIX века возникает много построек в так называемом

«кирпичном» стиле [4, с. 364]. Кирпичный стиль был одним из течений рациональной архитектуры последней четверти

XIX века. В нем главным декоративным элементом становится материал, из которого возводится храм. Рисунок кладки, цвет кирпича , фактура играют главную роль в облике церковного здания.

Под влиянием новых тенденций рубежа веков в храмовой архитектуре возник «неорусский» стиль. Зодчие обратились к архитектурному наследию древних Новгорода, Пскова, Владимира и Суздаля. Первым примером «неорусского» стиля стал храм Спаса Нерукотворного в Абрамцеве (В.Д. Поленов, В.М. Васнецов). «Неорусский» стиль с его ориентацией на новгородско-псковское зодчество отходит от пятиглавия. В церкви Спаса Нерукотворного была заложена основа будущих стилистических поисков в русле «национального романтизма [5] «Можно сказать, что абрамцевская церковь была создана в противовес тому огромному потоку казенных сооружений в « стиле XVII века», которых по желанию «свыше» хлынул в русскую архитектуру с начала 1880-х годов» [5, с. 76]. Значительно реже проектировались церкви в стиле «неоклассицизма» и «необарокко».

В искусстве архитектуры эклектики рубежа веков прослеживается связь традиций и новаторства. Если в стилистическом решении зодчие обращались в прошлое, то в конструктивных решениях церквей применялись новые рациональные идеи. Новаторские тенденции выражались в инженерных новшествах, применении новых материалов: бетона, железобетона, чугуна и др.

После революции 1917 года церковь была отделена от государства, и строительство новых храмов прекратилось на 70 с лишним лет, большинство возведенных до революции храмов были разрушены. Многовековые традиции возведения церквей и профессиональные кадры архитекторов и строителей были утеряны. Современная храмовая архитектура конца

XX начала XXI века в России развивается в стиле неоэклектики. В настоящее время архитекторы обратились к использованию тех исторических стилевых прототипов, которые, по их мнению, полнее соответствуют религиозным традициям россиян. К числу стилевых направлений, в которых проектируются современные храмы можно отнести «второй русско-византийский» стиль, «второй русский» стиль, «второе необарокко», современное классическое направление, «второй неорусский» стиль, «обновленный неорусский» стиль [6]. Примером современного храма в классическом стиле может служить церковь Бориса и Глеба на Арбатской площади в Москве. Примером «неорусского стиля» является поминальная часовня Данилова монастыря и часовня Дмитрия Солунского в Снегирях. В «неорусском стиле» возведен храм Иоанна Богослова в Барнауле. Ко второму «византийскому стилю» можно отнести церковь св. Троицы в Москве. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе возведен в «русском стиле» с влиянием модернизма. Разнообразие стилевых направлений свидетельствует об особенностях нашего времени, об отсутствии определенной идеологии. На первый план при выборе проекта храма выступают потребности и вкусы заказчика. В настоящее время проектированием храмов могут заниматься государственные структуры и частные архитектурные мастерские.

Таким образом, рассмотрев эклектику, как архитектурный стиль, от ее зарождения до современного состояния можно сказать, что она сыграла и продолжает играть большую роль в создании жизненной и художественной среды, во многом определяет мироощущение ее современников. Именно на примере культовой архитектуры можно наблюдать за изменениями в стилистических исканиях внутри данного стиля.

Библиографический список

1. Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М.: Искусство, 1982.

2. Кириченко, Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. - М.: Искусство, 1986.

3. Шульгина, Д.П. региональные особенности архитектуры эклектики в российской провинции. - М.: Ленанд, 2010.

4. Сарабьянов, Д.В. История русского искусства второй половины XIX века - М.: Изд-во МГУ, 1989.

5. Борисова, Е.А. Русская архитектура второй половины XIX в. - М.: Наука, 1979.

6. Иконников, А.В. Историзм в архитектуре. - М., 1997.

7. Лисовский, В.Г. Национальные традиции в русской архитектуре XIX- начала XX веков - Л., 1988.

8. Юсупов, Э.С. Словарь архитектурных терминов. - М., 1994.

Bibliography

1. Kirichenko, E.I. Russkaya arkhitektura 1830-1910-kh godov. - M.: Iskusstvo, 1982.

2. Kirichenko, E.I. Arkhitekturnihe teorii XIX veka v Rossii. - M.: Iskusstvo, 1986.

3. Shuljgina, D.P. regionaljnihe osobennosti arkhitekturih ehklektiki v rossiyjskoyj provincii. - M.: Lenand, 2010.

4. Sarabjyanov, D.V. Istoriya russkogo iskusstva vtoroyj polovinih XIX veka - M.: Izd-vo MGU, 1989.

5. Borisova, E.A. Russkaya arkhitektura vtoroyj polovinih XIX v. - M.: Nauka, 1979.

6. Ikonnikov, A.V. Istorizm v arkhitekture. - M., 1997.

7. Lisovskiyj, V.G. Nacionaljnihe tradicii v russkoyj arkhitekture XIX- nachala XX vekov - L., 1988.

8. Yusupov, Eh.S. Slovarj arkhitekturnihkh terminov. - M., 1994.

Статья поступила в редакцию 12.04.11

УДК 942 3(075.8)

Ochirova D.B. Comparative characteristics of word-building and phraseological means in Buryat and Russian languages. The paper is devoted to the comparative characteristics of word-building and phraseological means in Buryat and Russian languages, formation of new compound names with the help of suffixes under the influence of Russian language. Formation of affix derivatives is shown on the example of word-family formation with roots-correlates.

Key words: word formation, verbal name, derivatives, roots-correlates, root morpheme, compounds, phraseology.

Д.Б. Очирова, канд. филол. наук, доц. Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, Е-mail: ochirova1960@mail.ru

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В БУРЯТСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

Статья посвящена сопоставительной характеристике словообразовательных и фразеологических средств в бурятском и русском языках, образованию новых составных названий под влиянием слов русского языка с суффиксами -тель, -ец, а также в результате тесного взаимодействия с русским языком в бурятском языке образованию аффиксальных производных слов, на примере образования гнезда с корнями-коррелятами: рука - ‘гар'.

Ключевые слова: словопроизводство, отглагольное имя, производные слова, корни-корреляты, корневая морфема, сложные слова, фразеологизмы.

Как отмечали все бурятоведы, самым характерным в развитии бурятского литературного языка в прошлую эпоху было пополнение словарного состава бурятского языка огромным количеством новых терминов, слов и устойчивых сочетаний, обозначающих новые предметы, явления и понятия. При этом, как писал известный монголовед профессор Т.А. Бертагаев, в это время претерпевает внутреннее трудоустройство и переделку вся лексико-семантическая система бурятского литературного, увеличивается смысловая емкость слова без изменения его значения, расширяется валентность слова, язык освобождается от "примитивной конкретности" некоторых форм и значений.

По его мнению, в этот период бурятский письменнолитературный язык переживал стадию высокого физического потрясения. Нечто подобное наблюдалось с русским языком в эпоху преобразований Петра Великого.

Как говорит один из героев романа Тургенева "Дым", "не мудрствуя и не церемонясь, Петр вливал эти слова целиком, ушатами, бочками в нашу утробу. Сперва - точно вышло нечто чудовищное, а потом - началось именно переваривание, о котором я вам докладывал" [1, с. 50]. Кроме многочисленных заимствований, по наблюдениям Т.А. Бертагаева, слова и термины создавались по русскому образцу, копировалось слово-

производство и словосочетания русского языка. Бурятские слова под влиянием русского языка расширяли свои сочетательные возможности, приобретали дополнительные прямые и переносные значения [2, с. 31]. Например, отглагольное имя Чргэдхэлгэ "расширение". По данной модели появились многочисленные отглагольные существительные с суффиксами -лга и -лта: хамгаалалта "защита", дуургэлтэ "выполнение", ашаглалга "использование", тэhэрэлгэ "взрыв", хугжэлтэ "развитие" и т.д.

Д.Л. Шагдарова в книге "Сопоставительно-типологическое исследование лексико-фразеологических систем бурятского и русского языков" показывает образование новых, главным образом, составных названий под влиянием слов русского языка с суффиксами -тель, -ник, -льник, -ец, -ач, и -цы, обозначающих преимущественно деятеля и лишь иногда предметы, с помощью которых производятся те или иные действия (например, распылитель - тараан сасагша) [3, с. 35-36].

Существительные, мотивированные глаголами и образованные посредством суффикса -тель, переводятся однократными причастиями с суффиксом -гша, постоянными причастиями с суффиксами -ааша, -ша, иногда составными словами с этими суффиксами: преподаватель - hургагша (багша), писатель - уран зохёолшо[4, с. 83.], художник - уран зурааша,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.