Научная статья на тему 'Становление действенного эколого-экономического механизма устойчивого овцеводства в аридной зоне: условия и приоритеты'

Становление действенного эколого-экономического механизма устойчивого овцеводства в аридной зоне: условия и приоритеты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОВЦЕВОДСТВО / АРИДНАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азбукина З. Б.

Сохраняющийся (а по отдельным аспектам и возрастающий) масштаб технологического воздействия на окружающую среду, «неэкологичность» хозяйства, дефицит эффективных экономических рычагов и механизмов регулирования природопользования, оказывают существенное негативное влияние на экологическую обстановку. Посткризисный экономический рост в ещё большей степени актуализирует проблему устойчивого эколого-экономического развития как в макромасштабе, так и на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Азбукина З. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление действенного эколого-экономического механизма устойчивого овцеводства в аридной зоне: условия и приоритеты»

АЗБУКИНА З.Б.

СТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВЕННОГО ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО ОВЦЕВОДСТВА В АРИДНОЙ ЗОНЕ: УСЛОВИЯ И ПРИОРИТЕТЫ

Сохраняющийся (а по отдельным аспектам и возрастающий) масштаб технологического воздействия на окружающую среду, «неэкологичность» хозяйства, дефицит эффективных экономических рычагов и механизмов регулирования природопользования, оказывают существенное негативное влияние на экологическую обстановку. Посткризисный экономический рост в ещё большей степени актуализирует проблему устойчивого эколого-экономического развития как в макромасштабе, так и на региональном уровне. Техногенный природоразрущающий тип развития региональных АПК (чья позитивная динамика неустойчива, селективна и во многом сопровождается сверхэксплуатацией и деградацией земельно-ресурсного потенциала) ведет к экологическому кризису в сельском хозяйстве, выступающего регионально стратифицированной эколого-экономической системой. Складывающаяся ситуация инициирует разработку теоретических и прикладных аспектов рационального н природопользования, в том числе и использования земельных ресурсов, предполагает учёт эколого- со

П

экономических детерминант и императивов сбалансированного природопользования в развитии аграрной сферы, становление действенного эколого-экономического механизма устойчивого овцеводства в аридной зоне.

В общепринятом понимании «механизм» — это система или устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. В рассматриваемой ситуации речь идёт, прежде всего, о порядке □ эффективного взаимодействия всех заинтересованных (явно, либо латентно) хозяйствующих субъектов и структур в развитии овцеводства, в сбалансированном развитии соответствующей агроэкосис- ^ темы. Презентуя и обосновывая модельные контуры данного механизма (который в реалиях пока □ выглядит крайне фрагментарным и, в этой связи, недостаточно эффективным), необходимо сделать ^ ряд водных замечаний. ^

Во-первых, эколого-экономический механизм развития овцеводства должен быть органично «встроен» в современный рыночную парадигму развития региональных экономических образований. Это должен быть рыночный механизм, ориентированный на действенное использование рыночных факторов и стимулов, на включение хозяйствующих субъектов в общероссийской экономическое пространство.

Важным качеством рынка являются его возможности обеспечить наилучшее использование различных ресурсов, благодаря ценовым сигналам об их дефицитности. Деградация окружающей сре- о ды, истощение природных ресурсов, чрезмерное загрязнение свидетельствует о сбоях в рыночном механизме. Провалы рынка в охране среды означают необходимость реализации экологической политики государства, направленной на коррекцию рыночных сбоев, политики подкреплённой существенными бюджетно-финансовыми ресурсами. Сам же эколого-экономический механизм развития $ овцеводства должен, в этой связи, быть многокомпонентным, объединяя в качестве своих важнейших о «блоков»: о

- систему отношений собственности в сфере сельскохозяйственного землепользования (обще- ° национальные особенности с их коррекцией на региональную специфику);

- систему экономических интересов «по поводу» устойчивого воспроизводства и сбалансированного развития овцеводства как эколого-экономической системы в регионе;

- систему рыночных инструментов (свободное ценообразование, конкуренция, развитие финан- =§ сово-кредитной сферы, включая и налогообложение); ^

- систему государственного регулирования (федерального, регионального и муниципального ™ уровня), базирующуюся на широком спектре возможных инструментов и механизмов. 1

Акцентируя внимание на приоритетности государственно-регулятивной составляющей в эколо- ® гически сбалансированном развитии регионального овцеводства, важно учитывать, что Россия в це- 1 лом традиционно относится к странам с высокой долей государственного присутствия в экономике. ° Экономический рост только усилил государственно-регулятивный потенциал и сопровождался нара- ^

о

о

щиванием бюджетно-финансовых ресурсов как на федеральном, так и субфедеральном уровнях. это создаёт условия для наращивания активности государства в эколого-экономической сфере, способного взять на себя приоритетный функции и в ракой сложной и «затратной» проблеме как развитие овцеводства аграрной аридной периферии.

Во-вторых, данный механизм должен быть адаптирован и к характеру решаемых задач (развитие эколого-экономической системы, решение экологических проблем, экологизация приоритетной сферы региональной экономики), и к экономической специфике в регионе в целом.

Складывающаяся бюджетно-финансовая ситуация предопределяет особо существенную роль в эколого-экономическом механизме развития овцеводства не просто государственной, а именно федеральной составляющей; бюджетно-финансовых ресурсов РФ. Острая конкуренция за получение последних (между регионами, отраслями, отдельными сферами и приоритетными проблемами) актуализирует вопрос их действенного использования, что, в свою очередь, предполагает:

- строгую селекцию приоритетных проблем и проектов;

- мониторинг движения и использования средств, оценку эффективности их использования;

- создание (на основе реализации потенциала господдержки) механизма частно-государствен-^ ного партнёрства в мобилизации и действенном использовании финансовых ресурсов в интересах ^ устойчивого экологически сбалансированного развития овцеводческого комплекса республики.

ь Фиксируя внимание на значимости бюджетно-финансовой поддержки овцеводческой сферы (как

го приоритетной региональной агроэкосистемы) следует подчеркнуть следующее. ^ Прежде всего, бюджетная поддержка должна быть ориентирована не столько на общее воспро-^ изводство агроэкосистемы овцеводческого типа, сколько на её экологизацию, развитие в широком ^ смысле этого слова. Обеспечение экологически ориентированного развития возможно лишь в рам-^ ках инновационного процесса, стимулирования приоритетных для овцеводства как эколого-экономи-о ческой системы инноваций (технико-технологических, организационно-экономических и иных). ^ Во вторых, поддержка инновационной активности окажется действенной, лишь в случае, когда

^ бюджетные ресурсы окажутся сконцентрированы на немногих, однако действительно приоритетных □ направлениях («ядрах модернизации») способных оказать мультипликативное воздействие на все ^ компоненты агроэкосистемы, активизировать функционирование всего эколого-экономического ме-^ ханизма развития овцеводства в целом. Для Республики Калмыкия приоритетными видятся следую-0 щие меры экономического (точнее эколого-экономического) плана: предоставление преимуществ и ® льгот в области налогообложения, выделения дополнительных сельскохозяйственных угодий, пре-

0 доставления государственной поддержки в создании инфраструктуры пастбищного животноводства ® сельскохозяйственным предприятиям и скотопромышленникам, занимающимся рациональным паст-

1 бищным животноводством; внедрение экологических паспортов сельскохозяйственных предприятий (з и квотирования содержания сельскохозяйственных животных по видам, породам и численности; сер-

1_

° тификация сельскохозяйственных угодий животноводческих предприятий и заключение долгосроч-

ф ных договоров; формирование оптимальной структуры поголовья сельскохозяйственных животных

о калмыцкой породы по видовому соотношению и количеству, соответствующей ёмкости пастбищных

о угодий, специфике природных и экономических условий; совершенствование качеств сельскохозяй-

и ственных животных калмыцких пород посредством селекционно-племенной работы на научной основе и рациональной технологии их выращивания, организация степной биржи племенных сельско-

2 хозяйственных животных, оптимизация технологии переработки, хранения и сбыта элитной, эколо-¿3 гически чистой животноводческой продукции; формирование на территории республики специалист зированных экономических сельскохозяйственных районов.

о Оценивая опыт и идентифицируя существующие приоритеты бюджетной поддержки овцевод-

^ ческой агроэкосистемы Калмыкии, следует подчеркнуть, что в такой сложной эколого-экономичес-

х кой системе как региональное овцеводство сами стимулирующие усилия государства должны быть

ф многослойными, многоцелевыми, объединяющими целый комплекс инструментов и механизмов, «расо

ботающих» на конечный результат: наращивание экономической отдачи (налоговый потенциал, ВРП,

| доходы и уровень жизни населения) овцеводства при сохранении (и возможном улучшении) природно-

® экологической базы его воспроизводства.

5 Существование множества программ (в той или иной степени ориентированных на природоох-

^ ранные мероприятия) отражает многоканальность бюджетного финансирования природоохранных

(Г) мероприятий и отчасти позволяет привлечь на территорию Республики дополнительные финансо-

вые ресурсы РФ. Одновременно возникает ситуация, когда дублирование программных мероприятий снижает эффективность использования бюджетных средств, ведёт к их фактическому расхищению. Необходимо создание в рамках института ФЦП и РЦП условий для продуктивного сотрудничества государства, частного бизнеса, некоммерческих и общественных организаций, ухода от отраслевого метода их построения. Вероятно, целесообразно перестроить некоторые ФЦП на поддержку региональных межотраслевых кластеров. В этой связи представляется необходимым объединение существующих федеральных и региональных программ в области агроэкологии в рамках единой комплексной целевой программы «Развитие овцеводства Республики Калмыкия: экология и экономика». Особенностью предлагаемой программы должен стать её комплексный эколого-экономический характер, возможность (по мере реализации программных мероприятий) всё возрастающего её частичного финансирования за счёт создаваемого в рамках программы внебюджетного фонда «Овцеводство Калмыкии» (формируемого на основе поступлений рентных платежей).

Полагаем, что приоритетом Программы (как и в целом государственного финансирования экологически ориентированных экономико-технологических инноваций в овцеводческой сфере должно стать не только восстановление агропотенциала пастбищ, но и формирование инфраструкутры, а также институциональных условий устойчивого развития овцеводства как эколого-экономической подсис- ^ темы региона. ^

При обосновании приоритетов Программы следует учесть, что в структуре глобального рынка продовольствия в последние годы активно развивается элитарный сегмент экологически чистой продукции. Это создаёт дополнительную рыночно-маркетинговую мотивацию для реализации императива экологизации сельскохозяйственного землепользования, позволяет взаимоувязать экономичес- £ кие и экологические интересы всех действующих в агросфере хозяйствующих субъектов. ^

По мнению разработчиков «Программы социально-экономического развития Республики Кал- ^ мыкия на 2005-2012 гг.» необходимо формирование кластера пастбищного овцеводства, первичной о переработки и полного использования продуктов овцеводства, способного выступать ключевым по 7 уровню занятости населения, перспективам российской и международной специализации Республи- □ ки Калмыкия [3]. О

Кластеры в настоящее время рассматриваются сгустком территориальной структуры, манифестацией ее наиболее продвинутой и инновационной части [1]. Цель существования региональных ^ кластеров — обеспечить конкурентные преимущества стержневому профильному производству (в о данном случае экологически ориентированному овцеводству). Региональный кластер представляет £ собой форму межотраслевой кооперации взаимосвязанных компаний, поставщиков товаров, услуг, о

фирм, связанных с их деятельностью, правительственных организаций, институтов гражданского общества, имеющих общую сферу деятельности и взаимно дополняющих/усиливающих друг друга. х Огромную роль играют здесь повторяющиеся взаимодействия и неформальные связи территориаль- о но близко расположенных фирм, институтов, специалистов [2]. В советской системе до некоторой

о

х

степени их аналогом могут считаться региональные межотраслевые комплексы. Становление регио- ф нального кластера овцеводства в условиях Республики Калмыкия — это и условие, и составляющая о

формирования в целом механизма развития овцеводства в аридной зоне. о

^

о о

На создание овцеводческого кластера (и его соответствующую экологизацию) следует ориентировать не только ресурсы республиканского бюджета, но и средства Федеральной адресной инвестиционной программы, а также таких напрямую ориентированных на аграрную сферу Федеральных целевых программ как «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы», «Социальное развитие села до 2010 года», «Экология и природные ресурсы России на 2002-2010 годы».

0

1_

о о

ш

о

Важно формировать также систему институтов, создающих стимулы для инвестиционного обес- о

печения генерирования устойчивого потока эффективных нововведений, способных укреплять кон- ^

курентные позиции в овцеводческой сфере, экологизировать пастбищное животноводство на терри- ^

тории Республики. ф

Стимулирование экологизации пастбищного овцеводства сопряжено с учётом при определении размера платежей за землю не только кадастровой стоимости пастбищ (последняя должна быть су- ^ щественно увеличена), степени их использования (с доучётом «теневой составляющей»), но и эколо- ® гического состояние пастбищных угодий (на основе введения соответствующих поправочных коэффициентов). В этой связи предложен подход по учёту фактического «переиспользования» пастбищ § при расчёте ставок арендной платы и платежей за землю с «поправками» на степень использования о

пастбищных угодий и учёт их экономической «отдачи», то есть валового дохода от профильной животноводческой продукции. Нормы рассчитаны в соответствии с учетом природно-климатических условий и с обязательным условием восстановления его продуктивности. При производстве арендатором комплекса работ по улучшению продуктивности пастбищ предусматривается установление льготных ставок базового коэффициента размера арендной платы. В сумму компенсации расходов войдут расходы на приобретение посевного материала и стоимость работ на улучшение пастбищ. Пересмотр системы платежей за землю позволит эффективнее улавливать земельную ренту, создавать бюджетно-финансовый потенциал рекультивации пастбищных угодий, оказывать адекватно воздействие на эколого-экономическое поведение пользователей сельхозугодий.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Институциональная модернизация российской экономики: территориальный аспект / Под ред. А.Г.

Дружинина и В.Е. Шувалова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004.

2. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2000.

3. Программа социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2005-2012 гг. Элиста, п 2004.

Л

ь

0 со

7 _

си

01

т.

1П СТРУКТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

2 _

о

ь

N

□ Следствиями реформирования национальной экономики в 90-е годы XX столетия явились паде-

жу ние объёмов материального производства, деиндустриализация и высокая энергоёмкость продукции, низкие денежные доходы населения и неразвитость потребительского сектора, то есть, в конечном итоге гипертрофированная структура производства и распределения, накопления и потребления,

о о о.

АЗИКОВА С.Г.

2 определяющая необходимость дальнейшей рациональной структуризации.

^ Особенно негативные трансформации произошли в агропромышленном комплексе: уменьшилась

а площадь используемых в производстве сельскохозяйственных угодий и пашни, резко сократилось ф

т поголовье крупного рогатого скота и овец, непрерывно ухудшается плодородие земель, значительно >. сократились объёмы продукции, наблюдаются большие изменения с позиций размеров и сочетания 2 различных форм хозяйствования с превалированием в большинстве регионов хозяйств населения, на фоне определённого развития фермерского сектора и снижения доли сельскохозяйственных органа низаций.

^ В итоге, для АПК характерна значительная деформация производственной структуры, усугуб-

< ляющаяся чрезмерными объёмами импортного продовольствия, по ряду товаров подрывающая про-

о довольственную безопасность страны. Аграрный сектор экономики убыточен или низко рентабелен,

^ то есть, нарушена и воспроизводственная структура агропромышленного производства.

о Под структурой экономических объектов понимается совокупность и пропорции отдельных эле-

^ ментов системы, связанных между собой устойчивыми отношениями, обеспечивающих её целостность и сохранение базисных свойств, при различных внешних и внутренних трансформациях.

С позиций экономического объекта существуют различные виды структур, которые характеризуются специфической системой индивидуальных индикаторов (указателей) и конкретных показа-

5 телей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕЕ - экономическая (характерными примерами являются структура валового регионального про-

'1 дукта и товарной продукции, свидетельствующих об уровнях концентрации и специализации произ-

о водства);

Ц - организационная (наличие на предприятиях агропромышленного комплекса подразделений

о в виде цехов, отделений, бригад и т.д., с определёнными взаимосвязями между ними);

о - правовая (установление статуса экономического объекта, исходя из правовых норм в рамках

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.