АЗБУКИНА З.Б.
СТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВЕННОГО ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО ОВЦЕВОДСТВА В АРИДНОЙ ЗОНЕ: УСЛОВИЯ И ПРИОРИТЕТЫ
Сохраняющийся (а по отдельным аспектам и возрастающий) масштаб технологического воздействия на окружающую среду, «неэкологичность» хозяйства, дефицит эффективных экономических рычагов и механизмов регулирования природопользования, оказывают существенное негативное влияние на экологическую обстановку. Посткризисный экономический рост в ещё большей степени актуализирует проблему устойчивого эколого-экономического развития как в макромасштабе, так и на региональном уровне. Техногенный природоразрущающий тип развития региональных АПК (чья позитивная динамика неустойчива, селективна и во многом сопровождается сверхэксплуатацией и деградацией земельно-ресурсного потенциала) ведет к экологическому кризису в сельском хозяйстве, выступающего регионально стратифицированной эколого-экономической системой. Складывающаяся ситуация инициирует разработку теоретических и прикладных аспектов рационального н природопользования, в том числе и использования земельных ресурсов, предполагает учёт эколого- со
П
экономических детерминант и императивов сбалансированного природопользования в развитии аграрной сферы, становление действенного эколого-экономического механизма устойчивого овцеводства в аридной зоне.
В общепринятом понимании «механизм» — это система или устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. В рассматриваемой ситуации речь идёт, прежде всего, о порядке □ эффективного взаимодействия всех заинтересованных (явно, либо латентно) хозяйствующих субъектов и структур в развитии овцеводства, в сбалансированном развитии соответствующей агроэкосис- ^ темы. Презентуя и обосновывая модельные контуры данного механизма (который в реалиях пока □ выглядит крайне фрагментарным и, в этой связи, недостаточно эффективным), необходимо сделать ^ ряд водных замечаний. ^
Во-первых, эколого-экономический механизм развития овцеводства должен быть органично «встроен» в современный рыночную парадигму развития региональных экономических образований. Это должен быть рыночный механизм, ориентированный на действенное использование рыночных факторов и стимулов, на включение хозяйствующих субъектов в общероссийской экономическое пространство.
Важным качеством рынка являются его возможности обеспечить наилучшее использование различных ресурсов, благодаря ценовым сигналам об их дефицитности. Деградация окружающей сре- о ды, истощение природных ресурсов, чрезмерное загрязнение свидетельствует о сбоях в рыночном механизме. Провалы рынка в охране среды означают необходимость реализации экологической политики государства, направленной на коррекцию рыночных сбоев, политики подкреплённой существенными бюджетно-финансовыми ресурсами. Сам же эколого-экономический механизм развития $ овцеводства должен, в этой связи, быть многокомпонентным, объединяя в качестве своих важнейших о «блоков»: о
- систему отношений собственности в сфере сельскохозяйственного землепользования (обще- ° национальные особенности с их коррекцией на региональную специфику);
- систему экономических интересов «по поводу» устойчивого воспроизводства и сбалансированного развития овцеводства как эколого-экономической системы в регионе;
- систему рыночных инструментов (свободное ценообразование, конкуренция, развитие финан- =§ сово-кредитной сферы, включая и налогообложение); ^
- систему государственного регулирования (федерального, регионального и муниципального ™ уровня), базирующуюся на широком спектре возможных инструментов и механизмов. 1
Акцентируя внимание на приоритетности государственно-регулятивной составляющей в эколо- ® гически сбалансированном развитии регионального овцеводства, важно учитывать, что Россия в це- 1 лом традиционно относится к странам с высокой долей государственного присутствия в экономике. ° Экономический рост только усилил государственно-регулятивный потенциал и сопровождался нара- ^
о
о
щиванием бюджетно-финансовых ресурсов как на федеральном, так и субфедеральном уровнях. это создаёт условия для наращивания активности государства в эколого-экономической сфере, способного взять на себя приоритетный функции и в ракой сложной и «затратной» проблеме как развитие овцеводства аграрной аридной периферии.
Во-вторых, данный механизм должен быть адаптирован и к характеру решаемых задач (развитие эколого-экономической системы, решение экологических проблем, экологизация приоритетной сферы региональной экономики), и к экономической специфике в регионе в целом.
Складывающаяся бюджетно-финансовая ситуация предопределяет особо существенную роль в эколого-экономическом механизме развития овцеводства не просто государственной, а именно федеральной составляющей; бюджетно-финансовых ресурсов РФ. Острая конкуренция за получение последних (между регионами, отраслями, отдельными сферами и приоритетными проблемами) актуализирует вопрос их действенного использования, что, в свою очередь, предполагает:
- строгую селекцию приоритетных проблем и проектов;
- мониторинг движения и использования средств, оценку эффективности их использования;
- создание (на основе реализации потенциала господдержки) механизма частно-государствен-^ ного партнёрства в мобилизации и действенном использовании финансовых ресурсов в интересах ^ устойчивого экологически сбалансированного развития овцеводческого комплекса республики.
ь Фиксируя внимание на значимости бюджетно-финансовой поддержки овцеводческой сферы (как
го приоритетной региональной агроэкосистемы) следует подчеркнуть следующее. ^ Прежде всего, бюджетная поддержка должна быть ориентирована не столько на общее воспро-^ изводство агроэкосистемы овцеводческого типа, сколько на её экологизацию, развитие в широком ^ смысле этого слова. Обеспечение экологически ориентированного развития возможно лишь в рам-^ ках инновационного процесса, стимулирования приоритетных для овцеводства как эколого-экономи-о ческой системы инноваций (технико-технологических, организационно-экономических и иных). ^ Во вторых, поддержка инновационной активности окажется действенной, лишь в случае, когда
^ бюджетные ресурсы окажутся сконцентрированы на немногих, однако действительно приоритетных □ направлениях («ядрах модернизации») способных оказать мультипликативное воздействие на все ^ компоненты агроэкосистемы, активизировать функционирование всего эколого-экономического ме-^ ханизма развития овцеводства в целом. Для Республики Калмыкия приоритетными видятся следую-0 щие меры экономического (точнее эколого-экономического) плана: предоставление преимуществ и ® льгот в области налогообложения, выделения дополнительных сельскохозяйственных угодий, пре-
0 доставления государственной поддержки в создании инфраструктуры пастбищного животноводства ® сельскохозяйственным предприятиям и скотопромышленникам, занимающимся рациональным паст-
1 бищным животноводством; внедрение экологических паспортов сельскохозяйственных предприятий (з и квотирования содержания сельскохозяйственных животных по видам, породам и численности; сер-
1_
° тификация сельскохозяйственных угодий животноводческих предприятий и заключение долгосроч-
ф ных договоров; формирование оптимальной структуры поголовья сельскохозяйственных животных
о калмыцкой породы по видовому соотношению и количеству, соответствующей ёмкости пастбищных
о угодий, специфике природных и экономических условий; совершенствование качеств сельскохозяй-
и ственных животных калмыцких пород посредством селекционно-племенной работы на научной основе и рациональной технологии их выращивания, организация степной биржи племенных сельско-
2 хозяйственных животных, оптимизация технологии переработки, хранения и сбыта элитной, эколо-¿3 гически чистой животноводческой продукции; формирование на территории республики специалист зированных экономических сельскохозяйственных районов.
о Оценивая опыт и идентифицируя существующие приоритеты бюджетной поддержки овцевод-
^ ческой агроэкосистемы Калмыкии, следует подчеркнуть, что в такой сложной эколого-экономичес-
х кой системе как региональное овцеводство сами стимулирующие усилия государства должны быть
ф многослойными, многоцелевыми, объединяющими целый комплекс инструментов и механизмов, «расо
ботающих» на конечный результат: наращивание экономической отдачи (налоговый потенциал, ВРП,
| доходы и уровень жизни населения) овцеводства при сохранении (и возможном улучшении) природно-
® экологической базы его воспроизводства.
5 Существование множества программ (в той или иной степени ориентированных на природоох-
^ ранные мероприятия) отражает многоканальность бюджетного финансирования природоохранных
(Г) мероприятий и отчасти позволяет привлечь на территорию Республики дополнительные финансо-
вые ресурсы РФ. Одновременно возникает ситуация, когда дублирование программных мероприятий снижает эффективность использования бюджетных средств, ведёт к их фактическому расхищению. Необходимо создание в рамках института ФЦП и РЦП условий для продуктивного сотрудничества государства, частного бизнеса, некоммерческих и общественных организаций, ухода от отраслевого метода их построения. Вероятно, целесообразно перестроить некоторые ФЦП на поддержку региональных межотраслевых кластеров. В этой связи представляется необходимым объединение существующих федеральных и региональных программ в области агроэкологии в рамках единой комплексной целевой программы «Развитие овцеводства Республики Калмыкия: экология и экономика». Особенностью предлагаемой программы должен стать её комплексный эколого-экономический характер, возможность (по мере реализации программных мероприятий) всё возрастающего её частичного финансирования за счёт создаваемого в рамках программы внебюджетного фонда «Овцеводство Калмыкии» (формируемого на основе поступлений рентных платежей).
Полагаем, что приоритетом Программы (как и в целом государственного финансирования экологически ориентированных экономико-технологических инноваций в овцеводческой сфере должно стать не только восстановление агропотенциала пастбищ, но и формирование инфраструкутры, а также институциональных условий устойчивого развития овцеводства как эколого-экономической подсис- ^ темы региона. ^
При обосновании приоритетов Программы следует учесть, что в структуре глобального рынка продовольствия в последние годы активно развивается элитарный сегмент экологически чистой продукции. Это создаёт дополнительную рыночно-маркетинговую мотивацию для реализации императива экологизации сельскохозяйственного землепользования, позволяет взаимоувязать экономичес- £ кие и экологические интересы всех действующих в агросфере хозяйствующих субъектов. ^
По мнению разработчиков «Программы социально-экономического развития Республики Кал- ^ мыкия на 2005-2012 гг.» необходимо формирование кластера пастбищного овцеводства, первичной о переработки и полного использования продуктов овцеводства, способного выступать ключевым по 7 уровню занятости населения, перспективам российской и международной специализации Республи- □ ки Калмыкия [3]. О
Кластеры в настоящее время рассматриваются сгустком территориальной структуры, манифестацией ее наиболее продвинутой и инновационной части [1]. Цель существования региональных ^ кластеров — обеспечить конкурентные преимущества стержневому профильному производству (в о данном случае экологически ориентированному овцеводству). Региональный кластер представляет £ собой форму межотраслевой кооперации взаимосвязанных компаний, поставщиков товаров, услуг, о
(В
фирм, связанных с их деятельностью, правительственных организаций, институтов гражданского общества, имеющих общую сферу деятельности и взаимно дополняющих/усиливающих друг друга. х Огромную роль играют здесь повторяющиеся взаимодействия и неформальные связи территориаль- о но близко расположенных фирм, институтов, специалистов [2]. В советской системе до некоторой
о
х
степени их аналогом могут считаться региональные межотраслевые комплексы. Становление регио- ф нального кластера овцеводства в условиях Республики Калмыкия — это и условие, и составляющая о
формирования в целом механизма развития овцеводства в аридной зоне. о
^
о о
На создание овцеводческого кластера (и его соответствующую экологизацию) следует ориентировать не только ресурсы республиканского бюджета, но и средства Федеральной адресной инвестиционной программы, а также таких напрямую ориентированных на аграрную сферу Федеральных целевых программ как «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы», «Социальное развитие села до 2010 года», «Экология и природные ресурсы России на 2002-2010 годы».
0
1_
о о
ш
о
Важно формировать также систему институтов, создающих стимулы для инвестиционного обес- о
печения генерирования устойчивого потока эффективных нововведений, способных укреплять кон- ^
курентные позиции в овцеводческой сфере, экологизировать пастбищное животноводство на терри- ^
тории Республики. ф
Стимулирование экологизации пастбищного овцеводства сопряжено с учётом при определении размера платежей за землю не только кадастровой стоимости пастбищ (последняя должна быть су- ^ щественно увеличена), степени их использования (с доучётом «теневой составляющей»), но и эколо- ® гического состояние пастбищных угодий (на основе введения соответствующих поправочных коэффициентов). В этой связи предложен подход по учёту фактического «переиспользования» пастбищ § при расчёте ставок арендной платы и платежей за землю с «поправками» на степень использования о
пастбищных угодий и учёт их экономической «отдачи», то есть валового дохода от профильной животноводческой продукции. Нормы рассчитаны в соответствии с учетом природно-климатических условий и с обязательным условием восстановления его продуктивности. При производстве арендатором комплекса работ по улучшению продуктивности пастбищ предусматривается установление льготных ставок базового коэффициента размера арендной платы. В сумму компенсации расходов войдут расходы на приобретение посевного материала и стоимость работ на улучшение пастбищ. Пересмотр системы платежей за землю позволит эффективнее улавливать земельную ренту, создавать бюджетно-финансовый потенциал рекультивации пастбищных угодий, оказывать адекватно воздействие на эколого-экономическое поведение пользователей сельхозугодий.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Институциональная модернизация российской экономики: территориальный аспект / Под ред. А.Г.
Дружинина и В.Е. Шувалова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004.
2. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2000.
3. Программа социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2005-2012 гг. Элиста, п 2004.
Л
ь
0 со
7 _
си
01
т.
1П СТРУКТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
2 _
о
ь
N
□ Следствиями реформирования национальной экономики в 90-е годы XX столетия явились паде-
жу ние объёмов материального производства, деиндустриализация и высокая энергоёмкость продукции, низкие денежные доходы населения и неразвитость потребительского сектора, то есть, в конечном итоге гипертрофированная структура производства и распределения, накопления и потребления,
о о о.
АЗИКОВА С.Г.
2 определяющая необходимость дальнейшей рациональной структуризации.
^ Особенно негативные трансформации произошли в агропромышленном комплексе: уменьшилась
а площадь используемых в производстве сельскохозяйственных угодий и пашни, резко сократилось ф
т поголовье крупного рогатого скота и овец, непрерывно ухудшается плодородие земель, значительно >. сократились объёмы продукции, наблюдаются большие изменения с позиций размеров и сочетания 2 различных форм хозяйствования с превалированием в большинстве регионов хозяйств населения, на фоне определённого развития фермерского сектора и снижения доли сельскохозяйственных органа низаций.
^ В итоге, для АПК характерна значительная деформация производственной структуры, усугуб-
< ляющаяся чрезмерными объёмами импортного продовольствия, по ряду товаров подрывающая про-
о довольственную безопасность страны. Аграрный сектор экономики убыточен или низко рентабелен,
^ то есть, нарушена и воспроизводственная структура агропромышленного производства.
о Под структурой экономических объектов понимается совокупность и пропорции отдельных эле-
^ ментов системы, связанных между собой устойчивыми отношениями, обеспечивающих её целостность и сохранение базисных свойств, при различных внешних и внутренних трансформациях.
С позиций экономического объекта существуют различные виды структур, которые характеризуются специфической системой индивидуальных индикаторов (указателей) и конкретных показа-
5 телей:
ЕЕ - экономическая (характерными примерами являются структура валового регионального про-
'1 дукта и товарной продукции, свидетельствующих об уровнях концентрации и специализации произ-
о водства);
Ц - организационная (наличие на предприятиях агропромышленного комплекса подразделений
о в виде цехов, отделений, бригад и т.д., с определёнными взаимосвязями между ними);
о - правовая (установление статуса экономического объекта, исходя из правовых норм в рамках
о