Научная статья на тему 'Становление частно-государственного партнёрства при оказании медицинской помощи населению в современной России'

Становление частно-государственного партнёрства при оказании медицинской помощи населению в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЁРСТВО / COMPULSORY HEALTH INSURANCE / MODERNIZATION / VOLUNTARY HEALTH INSURANCE / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимошенко Галина Александровна

Рассмотрена проблема консолидации разных форм медицинского страхования и частно-государственного партнёрства в сфере оказания квалифицированных медицинских услуг широким слоям населения. Определены причины поиска путей привлечения в отрасль здравоохранения частных инвестиций. Показано, что развитие частной медицины является более предпочтительным, чем оказание бесплатной помощи, в то же время предпринимательская деятельность в сфере медицины затрудняет осуществление эффективного контроля за целевым использованием бюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Обоснована необходимость ОМС, обеспечивающего предоставление бесплатной медицинской помощи населению. Сделан вывод о том, что частно-государственное партнёрство является той моделью, которая объединяет государственную, страховую и частную медицину, а следовательно, источники финансовой компенсации медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP FORMATION IN THE PROCESS OF HEALTH CARE OF POPULATION IN MODERN RUSSIA

The problem of different forms of health insurance and public-private partnership consolidation in the sphere of qualified medical services provision to the general public is considered. The reasons of finding ways to attract private investments into the health service sector have been determined. It is shown that the development of private medicine is more preferable than the provision of free medical care, while at the same time, business activities in the field of medicine make it difficult to exercise effective control over the targeted use of budgetary funds and the funds of compulsory health insurance (CHI). The necessity of the CHI, providing free medical care to the population, is substantiated. It is concluded that the public-private partnership is the model that combines the state, insurance and private medicine, and therefore the sources of financial compensation for medical services.

Текст научной работы на тему «Становление частно-государственного партнёрства при оказании медицинской помощи населению в современной России»

Становление частно-государственного партнёрства при оказании медицинской помощи населению в современной России

Г.А. Тимошенко, ассистент, ФГБОУВПО Оренбургский ГМУ

Совершенствование системы здравоохранения Российской Федерации составляет важное условие успешной реализации социально-экономического развития страны. Одной из главных целей является обеспечение доступности, повышение качества и эффективности медицинской помощи для широких слоёв населения. Развивающаяся система государственно-частного здравоохранения требует сбалансированного соотношения трёх направлений: государственной, страховой и частной медицины.

Во всём мире существует две системы медицинского страхования: обязательное медицинское страхование (ОМС) и добровольное медицинское страхование (ДМС).

Обязательное страхование вызвано стремлением государства защитить интересы широких масс населения, предусматривает наличие полиса, удостоверяющего договор страхования, заключённый между страхователем и страховщиком.

При добровольном страховании страхователь самостоятельно выбирает объекты и субъекты страхования. В этом случае заключается страховой договор, исходя из которого одна сторона

оплачивает страховую премию, а другая возмещает убытки.

В настоящее время на разных государственных уровнях, в обществе, в средствах массовой информации часто обсуждаются вопросы целесообразности ОМС в современной России и возможности реставрации системы Госстраха [1, 2].

Страховая медицина была создана в России более века тому назад как уступка правительства и буржуазии в ответ на требования нарождающегося нового класса наёмных рабочих за свои права. Менялся социальный строй, экономические отношения, вместе с ними претерпевали трансформацию формы и принципы организации и функционирования страховой системы — от введения элементов страхования на случай болезни отдельных категорий рабочих, затем распространения страховой медицины на все категории рабочих, вплоть до отказа от страховой медицины и перехода к социальному обеспечению (1919-1921 гг.; 1937-1991 гг.) с последующей реабилитацией этого направления защиты имущественных интересов застрахованного, связанных с затратами на получение медицинской помощи [3].

В настоящее время медицинское страхование как форма экономических отношений, возникающих в случае обращения застрахованного человека в медицинские учреждения в связи с расстройством или необходимостью поддержания здоровья, осуществляется за счёт средств бюджета, работодателя и личных средств граждан, иными словами, страховых взносов физических и юридических лиц через специально сформированные фонды денежных средств ОМС и ДМС.

В 1993 г. в Российской Федерации была принята модель здравоохранения, при которой финансирование отрасли осуществлялось по бюджетно-социально-страховому принципу, при котором средства ОМС находились в государственной собственности, а оплата за оказание медицинской помощи неработающему населению осуществлялась территориальными администрациями.

В этой модели «бюджетно-страховой медицины» чётко просматривалась идея, пути реализации взаимодействия государства и медицинских учреждений частных форм собственности, иными словами, частно-государственное партнёрство [4]. Фонды ОМС являются юридическими лицами, их средства отделены от средств государственного бюджета, а управление осуществляется органами фондов. Тем не менее в ОМС взаимодействуют не только работодатели, но и государство, в то время как ДМС является одним из видов частной финансово-коммерческой деятельности.

Законодательством РФ в области медицинского страхования установлен порядок использования финансовых средств ОМС в организациях здравоохранения государственно-муниципального и частного секторов.

ДМС обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских (как правило, дорогостоящих) услуг сверх установленных базовыми программами медицинского страхования. На примере деятельности стоматологических поликлиник, востребованность в услугах которых достаточно высока, можно выделить экстренные услуги, которые оказываются по линии ОМС, и эстетические, которые оплачиваются пациентом дополнительно. В офтальмологии ОМС гарантирует протезирование простейшими хрусталиками, а по ДМС желающие могут получить хрусталик лучшего качества и по более высокой цене.

В настоящее время наряду с государственными медицинскими учреждениями, как уже указывалось, существуют частные клиники [5]. Атмосфера в частных клиниках более уважительная и доброжелательная, чем в некоторых государственных, как правило, отсутствуют очереди, медицинская помощь эффективна и осуществляется на высоком технологическом уровне. Поскольку при лечении в частной клинике оплата услуг достаточно высокая, на рынке медицинских услуг появилась проблема платёжеспособного спроса, а именно объективной невозможности большинстве граждан платить за медицинские услуги. Именно поэтому в системе частно-государственного партнёрства объединяются риски на основе страховой медицины. Использование модели частно-государственного партнёрства в здравоохранении способствует оптимизации расходов, созданию условий для технологического совершенствования и стабильности роста и качества в сфере оказания медицинских услуг населению, в свою очередь, согласно экономической теории, эта ситуация должна стимулировать рост частных инвестиций.

Система ОМС постоянно совершенствуется [6]. Внесены изменения в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которые позволяют осуществить выбор или замену страховой медицинской организации, провести экспертизу качества медицинской помощи, предоставить единовременную компенсационную выплату в размере 1 млн руб. медицинским работникам, переехавшим в сельскую местность. Продолжается реализация региональных программ модернизации здравоохранения, начатая в 2011-2012 гг. В рамках программы уточняется порядок финансового обеспечения скорой медицинской помощи и расходов на содержание медицинских организаций в связи с переходным периодом по оплате страховых взносов неработающего населения через систему ОМС [7].

Реализация прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь осуществляется в рамках ежегодно утверждаемых территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, где определяются перечень и объём

медицинских услуг, а также условия и порядок получения бесплатной медицинской помощи. Медицинские организации, участвующие в системе медицинского страхования, строят свою деятельность в соответствии с законодательством РФ о медицинском страховании на основе договоров с фондами ОМС.

В Оренбургской области в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» принято постановление правительства Оренбургской области «Об утверждении областной целевой программы «Модернизация здравоохранения Оренбургской области на 2011—2012 гг.», с последующим её пролонгированием на 2013—2015 гг. [8]. В реализации программ предусмотрено укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение в здравоохранение современных информационных систем, оказание медицинской помощи в соответствии с разработанными стандартами, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. Финансирование этих и других мероприятий, направленных на выполнение территориальной программы модернизации здравоохранения в. Оренбургской области, осуществляется из федерального и территориального фондов ОМС, а также консолидированного бюджета субъекта РФ. При этом финансирование медицинских учреждений области с 2011 г. переведено на преимущественно одноканальную модель через систему ОМС путём передачи в фонд ОМС в виде межбюджетных трансфертов средств бюджетов муниципальных образований.

Дальнейшие перспективы развития программы модернизации предусматривают увеличение расчётной стоимости финансового обеспечения (табл.).

Как видим по таблице, в 2011 г. объём финансирования программы составил 4138402,1 тыс. руб., в том числе:

— на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений — 2027402,2 тыс. руб., из них средства федерального Фонда обязательного медицинского страхования — 1917272,1 тыс. руб., средства бюджета субъекта Российской Федерации — 110130,1 тыс. руб.; средства территориального Фонда обязательного медицинского страхования не предусмотрены;

— на внедрение современных информационных систем в здравоохранение — до 176802,2 тыс. руб., из них средства федерального Фонда обязательного медицинского страхования — 125721,2 тыс. руб., средства бюджета субъекта Российской Федерации — 51081,0 тыс. руб., средства территориального Фонда обязательного медицинского страхования не предусмотрены;

— на внедрение стандартов оказания медицинской помощи — 1934197,7 тыс. руб., из них средства федерального Фонда обязательного медицинского страхования — 471430,7 тыс. руб., средства бюджета субъекта Российской Федерации — 646530,0 тыс. руб., средства территориального Фонда обязательного медицинского страхования — 816237,0 тыс. руб.

В 2012 г. объём финансирования программы составил, 4338926,7 тыс. руб., в том числе:

— на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений — 1640202,8 тыс. руб., из них средства федерального Фонда обязательного

Объёмы и источники финансирования программы по Оренбургской области, тыс. руб.

Задача Всего В т.ч. средства

федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) консолидированного бюджета субъекта РФ территориального Фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС)

2011 г.

Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений 2027402,2 1917272,1 110130,1 0,0

Внедрение современных информационных систем в здравоохранение 176802,2 125721,2 51081,0 0,0

Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в т.ч. предоставляемой врачами-специалистами 1934197,7 471430,7 646530,0 816237,0

2012 г

Укрепление материально- технической базы медицинских учреждений 1640202,8 1591496,1 48717,7 0,0

Внедрение современных информационных систем в здравоохранение 138146,2 128690,2 9456,0 0,0

Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в т.ч. предоставляемой врачами-специалистами 2560577,7 853628,7 751788,0 955161,0

медицинского страхования — 1591485,1 тыс. руб., средства бюджета субъекта Российской Федерации -48717,7 тыс. руб.; средства территориального Фонда обязательного медицинского страхования не предусмотрены;

- на внедрение современных информационных систем в здравоохранение — до 138146,2 тыс. руб., из них средства федерального Фонда обязательного медицинского страхования — 128690,2 тыс. руб., средства бюджета субъекта Российской Федерации — 9456,0 тыс. руб., средства территориального Фонда обязательного медицинского страхования не предусмотрены;

- на внедрение стандартов оказания медицинской помощи — 2560577,7 тыс. руб., из них средства федерального Фонда обязательного медицинского страхования — 853628,7 тыс. руб., средства бюджета субъекта Российской Федерации — 751788,0 тыс. руб., средства территориального Фонда обязательного медицинского страхования — 955161,0 тыс. руб.

Объёмы бюджетных ассигнований субъекта Российской Федерации, направляемые на финансирование программы, не включают в себя бюджетные ассигнования, направляемые на финансирование иных программ и сфере здравоохранения в 2011— 2012 годах, осуществляемое с учётом субсидий из федерального бюджета.

Реализация обеспечения территориальной программы предусматривает различные источники финансирования за счёт областного бюджета, стоимости территориальной программы ОМС, средств ОМС в рамках базовой программы, в т.ч. субвенций из бюджета федерального фонда ОМС, межбюджетные трансферты областного бюджета и др.

Таким образом, частно-государственное партнёрство как эффективная современная модель

квалифицированного медицинского обслуживания населения Российской Федерации, в том числе Оренбургской области, пройдя этапы начального становления, успешно развивается. Использование различных источников финансирования: страховой медицины, государственных и частных инвестиций, реализуемых в модели частно-государственного партнёрства, способствует уменьшению инвестиций в строительство зданий медицинского назначения и покупку оборудования за счёт использования ресурсов ОМС и ДМС. Повышается эффективность проектов за счёт участия в них частных инвестиций, как правило, более адекватных в условиях рыночной экономики, чем государственные, улучшается качество оказания медицинских услуг, в том числе с использованием высокотехнологических методик обследования и лечения пациентов.

Литература

1. Система ОМС России. «Материалы СМИ», программа «Сенат». Перспективы развития медицины в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www. rosmedstrah.ru/articles.php?bLk=1&theme=10&show=1&id=45 (дата обращения 20.l0.2014 г.).

2. Обязательное медицинское страхование (ОМС) и добровольное медицинское страхование (ДМС) [Электронный ресурс]. URL: http//www.akbarsmed.ru/news/3027 (дата обращения 20.10.2014 г.).

3. Бондарь Ю.В. Развитие медицинского страхования в России // Известия Иркутской государственной экологической академии. 2007. № 3. С. 33.

4. Страхование. Медицинское страхование [Электронный ресурс]. URL: http//www.ref.bu/refs/74/17650/1.html (дата обращения 20.10.2014 г.).

5. Варнавский В. Процессы институализации частно-государственного партнёрства в реальный сектор экономики / Экономические науки Современной России. 2007. № 11. С. 125.

6. Федеральный закон от 1 декабря 2012 г. № 213-ФЗ «О внесении в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/22258.htm (дата обращения 20.10.2014 г.).

7. Быкова В.Г. Обзор новых нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждений здравоохранения // Дайджест. 2000. № 2. С. 81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.