Становление частно-государственного партнёрства при оказании медицинской помощи населению в современной России
Г.А. Тимошенко, ассистент, ФГБОУВПО Оренбургский ГМУ
Совершенствование системы здравоохранения Российской Федерации составляет важное условие успешной реализации социально-экономического развития страны. Одной из главных целей является обеспечение доступности, повышение качества и эффективности медицинской помощи для широких слоёв населения. Развивающаяся система государственно-частного здравоохранения требует сбалансированного соотношения трёх направлений: государственной, страховой и частной медицины.
Во всём мире существует две системы медицинского страхования: обязательное медицинское страхование (ОМС) и добровольное медицинское страхование (ДМС).
Обязательное страхование вызвано стремлением государства защитить интересы широких масс населения, предусматривает наличие полиса, удостоверяющего договор страхования, заключённый между страхователем и страховщиком.
При добровольном страховании страхователь самостоятельно выбирает объекты и субъекты страхования. В этом случае заключается страховой договор, исходя из которого одна сторона
оплачивает страховую премию, а другая возмещает убытки.
В настоящее время на разных государственных уровнях, в обществе, в средствах массовой информации часто обсуждаются вопросы целесообразности ОМС в современной России и возможности реставрации системы Госстраха [1, 2].
Страховая медицина была создана в России более века тому назад как уступка правительства и буржуазии в ответ на требования нарождающегося нового класса наёмных рабочих за свои права. Менялся социальный строй, экономические отношения, вместе с ними претерпевали трансформацию формы и принципы организации и функционирования страховой системы — от введения элементов страхования на случай болезни отдельных категорий рабочих, затем распространения страховой медицины на все категории рабочих, вплоть до отказа от страховой медицины и перехода к социальному обеспечению (1919-1921 гг.; 1937-1991 гг.) с последующей реабилитацией этого направления защиты имущественных интересов застрахованного, связанных с затратами на получение медицинской помощи [3].
В настоящее время медицинское страхование как форма экономических отношений, возникающих в случае обращения застрахованного человека в медицинские учреждения в связи с расстройством или необходимостью поддержания здоровья, осуществляется за счёт средств бюджета, работодателя и личных средств граждан, иными словами, страховых взносов физических и юридических лиц через специально сформированные фонды денежных средств ОМС и ДМС.
В 1993 г. в Российской Федерации была принята модель здравоохранения, при которой финансирование отрасли осуществлялось по бюджетно-социально-страховому принципу, при котором средства ОМС находились в государственной собственности, а оплата за оказание медицинской помощи неработающему населению осуществлялась территориальными администрациями.
В этой модели «бюджетно-страховой медицины» чётко просматривалась идея, пути реализации взаимодействия государства и медицинских учреждений частных форм собственности, иными словами, частно-государственное партнёрство [4]. Фонды ОМС являются юридическими лицами, их средства отделены от средств государственного бюджета, а управление осуществляется органами фондов. Тем не менее в ОМС взаимодействуют не только работодатели, но и государство, в то время как ДМС является одним из видов частной финансово-коммерческой деятельности.
Законодательством РФ в области медицинского страхования установлен порядок использования финансовых средств ОМС в организациях здравоохранения государственно-муниципального и частного секторов.
ДМС обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских (как правило, дорогостоящих) услуг сверх установленных базовыми программами медицинского страхования. На примере деятельности стоматологических поликлиник, востребованность в услугах которых достаточно высока, можно выделить экстренные услуги, которые оказываются по линии ОМС, и эстетические, которые оплачиваются пациентом дополнительно. В офтальмологии ОМС гарантирует протезирование простейшими хрусталиками, а по ДМС желающие могут получить хрусталик лучшего качества и по более высокой цене.
В настоящее время наряду с государственными медицинскими учреждениями, как уже указывалось, существуют частные клиники [5]. Атмосфера в частных клиниках более уважительная и доброжелательная, чем в некоторых государственных, как правило, отсутствуют очереди, медицинская помощь эффективна и осуществляется на высоком технологическом уровне. Поскольку при лечении в частной клинике оплата услуг достаточно высокая, на рынке медицинских услуг появилась проблема платёжеспособного спроса, а именно объективной невозможности большинстве граждан платить за медицинские услуги. Именно поэтому в системе частно-государственного партнёрства объединяются риски на основе страховой медицины. Использование модели частно-государственного партнёрства в здравоохранении способствует оптимизации расходов, созданию условий для технологического совершенствования и стабильности роста и качества в сфере оказания медицинских услуг населению, в свою очередь, согласно экономической теории, эта ситуация должна стимулировать рост частных инвестиций.
Система ОМС постоянно совершенствуется [6]. Внесены изменения в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которые позволяют осуществить выбор или замену страховой медицинской организации, провести экспертизу качества медицинской помощи, предоставить единовременную компенсационную выплату в размере 1 млн руб. медицинским работникам, переехавшим в сельскую местность. Продолжается реализация региональных программ модернизации здравоохранения, начатая в 2011-2012 гг. В рамках программы уточняется порядок финансового обеспечения скорой медицинской помощи и расходов на содержание медицинских организаций в связи с переходным периодом по оплате страховых взносов неработающего населения через систему ОМС [7].
Реализация прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь осуществляется в рамках ежегодно утверждаемых территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, где определяются перечень и объём
медицинских услуг, а также условия и порядок получения бесплатной медицинской помощи. Медицинские организации, участвующие в системе медицинского страхования, строят свою деятельность в соответствии с законодательством РФ о медицинском страховании на основе договоров с фондами ОМС.
В Оренбургской области в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» принято постановление правительства Оренбургской области «Об утверждении областной целевой программы «Модернизация здравоохранения Оренбургской области на 2011—2012 гг.», с последующим её пролонгированием на 2013—2015 гг. [8]. В реализации программ предусмотрено укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение в здравоохранение современных информационных систем, оказание медицинской помощи в соответствии с разработанными стандартами, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. Финансирование этих и других мероприятий, направленных на выполнение территориальной программы модернизации здравоохранения в. Оренбургской области, осуществляется из федерального и территориального фондов ОМС, а также консолидированного бюджета субъекта РФ. При этом финансирование медицинских учреждений области с 2011 г. переведено на преимущественно одноканальную модель через систему ОМС путём передачи в фонд ОМС в виде межбюджетных трансфертов средств бюджетов муниципальных образований.
Дальнейшие перспективы развития программы модернизации предусматривают увеличение расчётной стоимости финансового обеспечения (табл.).
Как видим по таблице, в 2011 г. объём финансирования программы составил 4138402,1 тыс. руб., в том числе:
— на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений — 2027402,2 тыс. руб., из них средства федерального Фонда обязательного медицинского страхования — 1917272,1 тыс. руб., средства бюджета субъекта Российской Федерации — 110130,1 тыс. руб.; средства территориального Фонда обязательного медицинского страхования не предусмотрены;
— на внедрение современных информационных систем в здравоохранение — до 176802,2 тыс. руб., из них средства федерального Фонда обязательного медицинского страхования — 125721,2 тыс. руб., средства бюджета субъекта Российской Федерации — 51081,0 тыс. руб., средства территориального Фонда обязательного медицинского страхования не предусмотрены;
— на внедрение стандартов оказания медицинской помощи — 1934197,7 тыс. руб., из них средства федерального Фонда обязательного медицинского страхования — 471430,7 тыс. руб., средства бюджета субъекта Российской Федерации — 646530,0 тыс. руб., средства территориального Фонда обязательного медицинского страхования — 816237,0 тыс. руб.
В 2012 г. объём финансирования программы составил, 4338926,7 тыс. руб., в том числе:
— на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений — 1640202,8 тыс. руб., из них средства федерального Фонда обязательного
Объёмы и источники финансирования программы по Оренбургской области, тыс. руб.
Задача Всего В т.ч. средства
федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) консолидированного бюджета субъекта РФ территориального Фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС)
2011 г.
Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений 2027402,2 1917272,1 110130,1 0,0
Внедрение современных информационных систем в здравоохранение 176802,2 125721,2 51081,0 0,0
Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в т.ч. предоставляемой врачами-специалистами 1934197,7 471430,7 646530,0 816237,0
2012 г
Укрепление материально- технической базы медицинских учреждений 1640202,8 1591496,1 48717,7 0,0
Внедрение современных информационных систем в здравоохранение 138146,2 128690,2 9456,0 0,0
Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в т.ч. предоставляемой врачами-специалистами 2560577,7 853628,7 751788,0 955161,0
медицинского страхования — 1591485,1 тыс. руб., средства бюджета субъекта Российской Федерации -48717,7 тыс. руб.; средства территориального Фонда обязательного медицинского страхования не предусмотрены;
- на внедрение современных информационных систем в здравоохранение — до 138146,2 тыс. руб., из них средства федерального Фонда обязательного медицинского страхования — 128690,2 тыс. руб., средства бюджета субъекта Российской Федерации — 9456,0 тыс. руб., средства территориального Фонда обязательного медицинского страхования не предусмотрены;
- на внедрение стандартов оказания медицинской помощи — 2560577,7 тыс. руб., из них средства федерального Фонда обязательного медицинского страхования — 853628,7 тыс. руб., средства бюджета субъекта Российской Федерации — 751788,0 тыс. руб., средства территориального Фонда обязательного медицинского страхования — 955161,0 тыс. руб.
Объёмы бюджетных ассигнований субъекта Российской Федерации, направляемые на финансирование программы, не включают в себя бюджетные ассигнования, направляемые на финансирование иных программ и сфере здравоохранения в 2011— 2012 годах, осуществляемое с учётом субсидий из федерального бюджета.
Реализация обеспечения территориальной программы предусматривает различные источники финансирования за счёт областного бюджета, стоимости территориальной программы ОМС, средств ОМС в рамках базовой программы, в т.ч. субвенций из бюджета федерального фонда ОМС, межбюджетные трансферты областного бюджета и др.
Таким образом, частно-государственное партнёрство как эффективная современная модель
квалифицированного медицинского обслуживания населения Российской Федерации, в том числе Оренбургской области, пройдя этапы начального становления, успешно развивается. Использование различных источников финансирования: страховой медицины, государственных и частных инвестиций, реализуемых в модели частно-государственного партнёрства, способствует уменьшению инвестиций в строительство зданий медицинского назначения и покупку оборудования за счёт использования ресурсов ОМС и ДМС. Повышается эффективность проектов за счёт участия в них частных инвестиций, как правило, более адекватных в условиях рыночной экономики, чем государственные, улучшается качество оказания медицинских услуг, в том числе с использованием высокотехнологических методик обследования и лечения пациентов.
Литература
1. Система ОМС России. «Материалы СМИ», программа «Сенат». Перспективы развития медицины в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www. rosmedstrah.ru/articles.php?bLk=1&theme=10&show=1&id=45 (дата обращения 20.l0.2014 г.).
2. Обязательное медицинское страхование (ОМС) и добровольное медицинское страхование (ДМС) [Электронный ресурс]. URL: http//www.akbarsmed.ru/news/3027 (дата обращения 20.10.2014 г.).
3. Бондарь Ю.В. Развитие медицинского страхования в России // Известия Иркутской государственной экологической академии. 2007. № 3. С. 33.
4. Страхование. Медицинское страхование [Электронный ресурс]. URL: http//www.ref.bu/refs/74/17650/1.html (дата обращения 20.10.2014 г.).
5. Варнавский В. Процессы институализации частно-государственного партнёрства в реальный сектор экономики / Экономические науки Современной России. 2007. № 11. С. 125.
6. Федеральный закон от 1 декабря 2012 г. № 213-ФЗ «О внесении в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/22258.htm (дата обращения 20.10.2014 г.).
7. Быкова В.Г. Обзор новых нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждений здравоохранения // Дайджест. 2000. № 2. С. 81.