Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ БУДДИЗМА В ЮЖНОЙ КОРЕЕ'

СТАНОВЛЕНИЕ БУДДИЗМА В ЮЖНОЙ КОРЕЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2572
507
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буддизм / религия / философия / верования / культ / Южная Корея / Buddhism / religion / philosophy / beliefs / cult / South Korea

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аллаярова Асель Евгеньевна

Буддизм в Корее развивался в зависимости от социальных и политических обстоятельств каждого периода, что является причиной его особенности и уникальности. Впервые буддизм был принят в период Трёх Королевств. В начале периода Трех Королевств, изучение буддизма не охватывало всю глубину буддийской философии. Однако, распространение этой религии всё же оказало существенное влияние на развитие многих аспектов национальной культуры. В результате многочисленных войн и небрежного хранения, лишь немногие документы и книги сохранились до наших дней. Буддизм оказал влияние не только на развитие духовной жизни Кореи, но и на развитие искусства. В стране создавались колокола, пагоды, архитектурные постройки и картины. В представленной статье рассмотрены особенности буддизма как философии и религии. Проанализированы специфические черты становления буддизма в Южной Корее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF BUDDHISM IN SOUTH KOREA

Buddhism in Korea has developed depending on the social and political circumstances of each period, which is the reason for its peculiarity and uniqueness. Buddhism was first adopted during the Three Kingdoms period. At the beginning of the Three Kingdoms period, the study of Buddhism did not cover the full depth of Buddhist philosophy. However, the spread of this religion still had a significant impact on the development of many aspects of national culture. As a result of numerous wars and careless storage, only a few documents and books have survived to this day. Buddhism influenced not only the development of the spiritual life of Korea, but also the development of art. Bells, pagodas, architectural structures and paintings were created in the country. The presented article examines the features of Buddhism as a philosophy and religion. The specific features of the formation of Buddhism in South Korea are analyzed.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ БУДДИЗМА В ЮЖНОЙ КОРЕЕ»

УДК 24

А.Е. АЛЛАЯРОВА

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

СТАНОВЛЕНИЕ БУДДИЗМА В ЮЖНОЙ КОРЕЕ

Аллаярова Асель Евгеньевна, студент, Кафедра европейских языков и культур,

Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: aselallayarova8121@gmail.com

Аннотация. Буддизм в Корее развивался в зависимости от социальных и политических обстоятельств каждого периода, что является причиной его особенности и уникальности. Впервые буддизм был принят в период Трёх Королевств. В начале периода Трех Королевств, изучение буддизма не охватывало всю глубину буддийской философии. Однако, распространение этой религии всё же оказало существенное влияние на развитие многих аспектов национальной культуры. В результате многочисленных войн и небрежного хранения, лишь немногие документы и книги сохранились до наших дней. Буддизм оказал влияние не только на развитие духовной жизни Кореи, но и на развитие искусства. В стране создавались колокола, пагоды, архитектурные постройки и картины.

В представленной статье рассмотрены особенности буддизма как философии и религии. Проанализированы специфические черты становления буддизма в Южной Корее.

Ключевые слова и фразы: буддизм, религия, философия, верования, культ, Южная Корея.

нннннннннннннннннннннннннннннннш

Для цитирования: Аллаярова А.Е. Становление буддизма в Южной Корее // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 3. С. 54-58.

A.E. ALLAYAROVA

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

THE FORMATION OF BUDDHISM IN SOUTH KOREA

Asel E. Allayarova, student, Department of European Languages and Cultures,

Kazan (Volga region) Federal University E-mail: aselallayarova8121@gmail.com

Abstract. Buddhism in Korea has developed depending on the social and political circumstances of each period, which is the reason for its peculiarity and uniqueness. Buddhism was first adopted during the Three Kingdoms period. At the beginning of the Three Kingdoms period, the study of Buddhism did not cover the full depth of Buddhist philosophy. However, the spread of this religion still had a significant impact on the development of many aspects of national culture. As a result of numerous wars and careless storage, only a few documents and books have survived to this day. Buddhism influenced not only the development of the spiritual life of Korea, but also the development of art. Bells, pagodas, architectural structures and paintings were created in the country.

The presented article examines the features of Buddhism as a philosophy and religion. The specific features of the formation of Buddhism in South Korea are analyzed.

Keywords and phrases: Buddhism, religion, philosophy, beliefs, cult, South Korea.

For citation: Allayarova A.E. The formation of Buddhism in South Korea // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2021. Vol. 2, № 3. P. 54-58.

Буддизм является старой мировой религией, возникший более 2,5 тыс. Лет назад (в У1-У вв. до н. е.) в Индии и вскоре получил распространение в большинстве регионов Азии. Его последователи сейчас также в Америке и Европе. Поскольку в этой религии нет официальной регистрации сторонников, точно назвать количество буддистов трудно. По разным источникам, в настоящее время их в мире примерно 300-400 млн [3, с. 18].

Появление учения буддизма связывают с именем Шакьямуни (мудрецом из племени Шакья) - он же Будда, он же Сиддхартха Гау-тама. Это реальная историческая личность, жившая в Северной Индии, по одним данным, в 560-480 рр. до н. е., по другим - в 566-476 (563- 473) рр. до н. е. Согласно буддийской мифологии Будда (санскр. будх - будить, пробуждаться; просветленный, пробудившийся) после многочисленных перерождений пришел на землю, чтобы выполнить миссию спасения, указав человечеству путь к выходу из страданий. Для своего последнего перерождения (всего их было 550) он избрал образ царевича Сиддхартхи Гаутамы. Есть несколько вариантов его биографии. Так, в тибетской версии жизни Будды мало двенадцать этапов: принятие решения родиться в мире людей; восхождение с неба, вхождение в лоно матери; рождения; накопление светских знаний; жизнь в развлечениях и наслаждениях; оставление дворца; аскетические упражнения; победа над Марой (санскр. - то, что убивает, издевается; демонистическое олицетворение зла, бог смерти) достижения состояния Будды; проповедь дхармы (доктрины, учения, закона жизни); вхождение в нирвану (в буддизме - отсутствие паутины желаний) [1, с. 244].

Узнав, что мир является не только местом радости и удовольствия, а переполненный страданиями, Шакьямуни ушел из дома в поисках пути, который бы избавил его и человечество вообще от этих страданий. Через семь лет сложного бродячей жизни благодаря самопознанию царевич прозревает, найдя дорогу к спасению, и получает имя Будды. После этого Будда пришел к Сарнатхе у Бенареса и в окружении пяти своих ближайших сторонников (будущих учеников) произнес первую проповедь. В ней он кратко изложил основные положения своего учения, или, по убеждению буддистов, совершил «повороты колеса дхармы». Сорок лет спустя, окруженный

многочисленными учениками, он, путешествуя благодатными землями Индии, продолжал творить чудеса и проповедовать свое учение. Сначала оно мало название дхарма, а впоследствии, в честь своего основателя стало называться буддизмом. Умер Будда в 80-летнем возрасте в Ку-шинагара. По легенде, перед смертью, лежа под деревом в позе льва, он обратился к монахам и мирянам со следующими словами: «Теперь, монахи, мне ничего больше сказать, кроме того, что все созданное подлежит разрушению! Для спасения приложите все усилия «Смерть Будды его последователи называют достижением большой нирваны. Дату смерти Будды чрезвычайно уважают, рассматривая ее еще и как день рождения и прозрение, а потому она воспринимается как «трижды святой день» [5, с. 112].

Буддизм как вероучение, или философия, стремится к Абсолюту, имеет мощные идейные источники - систему первобытных религиозных верований, мифов, мировоззренческих систем и философских взглядов, которые были зафиксированы в Ведах. В течение тысячелетия авторитет Вед в Индии оставался неоспоримым, и сторонники вновь религиозных верований продолжали возвращаться к этой священной книги. Не был исключением и буддизм, который, хотя и возник как негативная реакция небрахманських слоев древнеиндийского населения на брахманизм (его усложненность, философский проявление теоретических основ, коррумпированность, приспособленчество жрецов), все же не отрицал брахманизма окончательно, не исключил его основополагающих идей, а наоборот, унаследовал их. Так, было проникнуто идея, что человек - это духовное существо, заключенная во плоти. Она должна стремиться вырваться из материального мира и вернуться к Богу. Было заимствовано также положение о сансаре и карме, однако не механически, а с новой интерпретацией. Получают свое дальнейшее развитие и другие положения религиозной традиции [2, с. 90].

Буддизм в форме махаяны интенсивнее распространялся на север и северо-восток от Индии. Так, в III в. до н. е. он стал популярным в Непале, несколько позже (I в. до н. э. - I в. н. е.) - в Китае. Правда, в Китае этот процесс был сложным и длительным, учитывая популярность конфуцианства. Но содействие даосизма, формировавшегося параллельно, помогло буддистам утвердиться на китайской земле - сначала как одной

из течений даосизма. И только в VI в. буддизм в Китае стал господствующей идеологией, фактически получив статус государственного религии. Впрочем, он так и не вытеснил традиционных китайских учений - конфуцианства и даосизма, сформировав с ними синкретический комплекс «трех религий» (сань Цзяо), где каждое учение как бы дополняет другие два.

В результате сочетания философских идей буддизма с традиционной китайской мудростью в начале VI в. в Китае возникла течение чань-буд-дизм (япон. - дзэн). Название «чань» происходит от «Дхьяна» (санскр. - сосредоточение, медитация). Цель чань-буддизма - достичь ощущение всех скрытых глубин и найти прозрение, истину, как это было с самим Гаутамой Шакьямуни. В конце XX в. в США и странах Западной Европы приобрел особую популярности такой вид буддизма, как дзен-буддизм. Во второй половине IV в. из Китая буддизм распространился на Корейский полуостров, где в Х-ХГУ вв. стал государственной религией [4, с. 118].

Буддизм в Корее развивался в зависимости от социальных и политических обстоятельств каждого периода, что является причиной его особенности и уникальности. Впервые буддизм был принят в период Трёх Королевств. Как видно из названия этого периода, территория государства состояла из трех королевств: Гогурё, Бэкчже и Силла. Каждое королевство приняло буддизм в различное время и различными путями. Сначала, в 372 году н. э., королевство Гогурё, расположенное на севере, пригласило монаха из Китая с буддийскими текстами на китайском языке и статуями Будды. Позже, в 384 н. э., буддизм был принят королевством Бэкчже, находившимся в юго-западной части государства. В случае вышеупомянутых двух королевств, сами королевские семейства активно участвовали в принятии буддизма. Однако, в королевстве Силла, поначалу только простые люди принимали буддизм. Благодаря усилиям монаха Ли Чадон, только в 527 н. э. король Бопхынг официально признал буддизм [5, с. 137].

В начале периода Трех Королевств, изучение буддизма не охватывало всю глубину буддийской философии. Однако, распространение этой религии всё же оказало существенное влияние на развитие многих аспектов национальной культуры. В результате многочисленных войн и небрежного хранения, лишь немногие документы

и книги сохранились до наших дней. Буддизм оказал влияние не только на развитие духовной жизни Кореи, но и на развитие искусства. В стране создавались колокола, пагоды, архитектурные постройки и картины.

В 668 году н. э. королевство Силла завоевало другие два королевства, и этот период был назван периодом Объединенной Силлы. Во время периода Объединенной Силлы, буддизм продолжал процветать, и вёл к научному и культурному росту. Были приняты различные ритуалы, которые должны были защитить государство от вторжений других стран.

Учение того времени характеризовалась культом будд Майтрейи, Амитабхи, Авалокитешвары, Шакьямуни. Тогда же образовались основные школы [4, с. 167]: Ельбан, Кеюль, Хваом, Юсик, Вонхе. Эти пять направлений были самыми популярными, образуя традиционные корейские школы махаяны. В 9 столетии из Поднебесной пришла школа чань - дзен, которая впоследствии приобрела национальные черты и нашла широкое распространение.

В это время были созданы многие шедевры корейского искусства. В частности, известная каменная статуя Будды в гроте Соккурам, находящаяся в Гёнчжу, была создана в 732 году н. э. и по сей день своей необычной красотой вызывает восторг посетителей. К концу периода Объединенной Силлы, из Китая был принят Дзэн буддизм, что привело к новым изменениям в корейском буддизме, так как школа Дзэн пропагандировала медитацию и прямой опыт, а не изучение буддистских текстов.

Династия Гогурё обрела мощь в 10-ом веке, и Буддизм продолжал быть национальной религией. Буддизм Гогурё главным образом основывался на ритуалах, что создавало неблагоприятную атмосферу для духовного развития. Чтобы бороться против ритуалистической тенденции, несколько монахов подчеркнули важность объединения Умозрительной Дзэн и Текстовой традиции. Формирование школы Чхенте дало новую жизнь буддизму Гогурё [2, с. 91].

В государстве Когурё буддизму оказывалась поддержка со стороны власти. Сам король говорил, что нужно высоко чтить каноны Будды. Вскоре в городе Пхеньян было построено 9 буддийских монастырей, что свидетельствует о широком распространении буддизма. Государство Когурё находилось на территории современ-

ной Северной Кореи, где сегодня буддизм уже не существует. В соседнем государстве Пэкче, буддизм был «привезен» лишь через 12 лет монахом Маранантха из династии Цзинь. Через год после визита монаха в городе построили буддийский монастырь, где были поселены 10 человек из местных жителей, которые были обращены в монахов.

В XII-XIII веках появляются противники буддизма. А при правлении династии Ли, буддийские монахи были отнесены к числу низшего сословия, наравне с крепостными. Однако, официально буддизм не запрещался. Этот период в истории Корее считается периодом сильного спада развития буддизма [3, с. 102].

После аннексии Кореи Японией в 1910 году была образована местная буддийская школа с ярко выраженной антиколониальной направленностью - Вонбульге («Будда в круге»). Возникнув как философское общество по изучению и пропаганде буддизма, она к 1924 году обрела особую догматику и превратилась в религиозное течение. Символом веры для сторонников этой религии считается Будда, который изображается в абрисе круга (Round Buddha), отсюда и пошло название школы. Это изваяние Будды является единственным украшением храмов, которые нигде, кроме Кореи, не могут строиться и функционировать. Кроме храмов, секта содержит 21 центр по пропаганде учения Вонбульге.

В августе 1945 г., после окончания Второй Мировой войны, на полуострове образовалось два государства: на Севере возникла КНДР, в которой позиции буддизма явно ослабли, а на Юге образовалась Республика Корея, где буддизм сохранил и даже упрочил свои позиции.

Роль буддизма в жизни населения особенно возросла после войны 1960-1953 гг., когда к власти пришли диктаторы. Буддисты активно участвовали в политике. Еще в 1960 году студенты-буддисты из университета Тон-гук - цитадели южнокорейского буддизма - шли в первых рядах участников апрельского восстания, в результате которого было свергнуто правительство Ли Сын Мана. В 1965 г. в демонстрациях против диктатуры Пак Чжон Хи активно участвовали не только студенты, но и члены Общества молодых буддистов. На улицах Сеула буддийские монахи совершали акты публичного самосожжения [2, с. 94].

Таким образом, буддизм в Южной Корее представляет собой мощную общественную силу.

По традиции буддийская Сангха имеет прочные связи с просвещением. На содержании школы Вонбульге находятся один колледж и пять средних школ. В указанных школах, средних и высших учебных заведениях особыми привилегиями пользуется Ассоциация учащихся-буддистов и Общество молодых буддистов. Там составляются специальные списки учащихся и студентов, исповедующих буддизм. Некоторым из студентов-буддистов выделяют стипендию, снижают плату за обучение и предоставляют прочие блага.

Более того, светская система образования используется буддистами для подготовки специалистов соответствующих профилей. Так, в рамках университета Тонгук имеется буддийский колледж, рассчитанный на 500 студентов, в котором готовятся специалисты следующих профилей: изучение буддизма (буддология), философия, индуистские учения, изящные искусства, изучение ритуалов. При том же университете функционируют Центр по научному переводу на корейский язык буддийских канонов и Научно-исследовательский институт буддийской культуры. Для школы Вонбульге специалисты обучаются в университете Вонгван, где также работает Научно-исследовательский институт религиозных проблем [1, с. 250].

В буддийской Сангхе современной Кореи сложилось 18 различных школ. Из них наиболее представительной и «истинно корейской» считается школа Чоге. Ее наименование восходит к названию деревни в китайской провинции Гу-ан-дун, где по преданию в 677 году был построен храм сторонников махаяны. Вторая по значимости школа - Тхэго («Великая высота»). В ней допускается вступление в брак священников и послушников. Эта школа объединяет 12 малых подшкол. Известным влиянием в Южной Корее пользуется школа дзэн-буддизма (по-корейски Сун), то есть «чистого» буддизма.

С 1962 года в Южной Корее издается еженедельная газета «Хангук пульге» («Корейский буддизм»), а с 1975 года в число официальных праздников включен День рождения Будды (8 апреля по лунному календарю), который отмечается обычно в мае.

На сегодняшний день в городах построено много новых храмов. Приблизительно половина населения Кореи - буддисты. Большинство корейцев, даже при том, что они не могут назвать себя буддистами, поддерживает буддийские тра-

диции. В Южной Корее христиан немного больше, чем буддистов. Но буддисты охраняют старые рукописи и книги о буддизме, они стараются поддерживать и проповедовать буддизм в госу-

дарстве. Они ухаживают за оставшимися буддийскими храмами, проводят цучения и разные мероприятия.

Список литературы

1. Болтач, Ю. В. Из истории корейского буддизма I Ю. В. Болтач II Вестник Центра корейского языка и культуры. Выпуск 2. - СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997. - С. 244-256. - Текст: непосредственный.

2. Волков, С. В. Буддийская сангха в Южной Корее I С. В. Волков II Религии мира. История и современность. Ежегодник. - М.: Наука, 1985. - С. 89-98. - Текст: непосредственный.

3. Волков, С. В. Ранняя история буддизма в Корее (сангха и государство) I Отв. ред. М. Н. Пак. - М.: Наука, 1985. - 152 с. - Текст: непосредственный.

4. Лысенко, В. Г. Ранняя буддийская философия; Философия джайнизма I В. Г. Лысенко, А. А. Терентьев, В. К. Шохин; [Рос. АН, Ин-т философии]. - М.: Наука: Изд. фирма «Вост. лит.», 1994. - 382,[1] с.; 22 см. - (История восточной философии).; ISBN 5-02-017770-9 (В пер.). - Текст: непосредственный.

5. Торчинов, Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. I Е. А. Торчинов. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2000. - 304 с.

References

1. Boltach, J. V. Iz istorii korejskogo buddizma I Ju. V. Boltach II Vestnik Centra korejskogo jazyka i kul'tury. Vypusk 2. - SPb.: Centr «Peterburgskoe vostokovedenie», 1997. - S. 244-256. - Tekst: neposred-stvennyj.

2. Volkov, S. V. Buddijskaja sangha v Juzhnoj Koree I S. V. Volkov II Religii mira. Istorija i sovre-mennost'. Ezhegodnik. - M.: Nauka, 1985. - S. 89-98. - Tekst: neposredstvennyj.

3. Volkov, S. V. Rannjaja istorija buddizma v Koree (sangha i gosudarstvo) I Otv. red. M. N. Pak. - M.: Nauka, 1985. - 152 s. - Tekst: neposredstvennyj.

4. Lysenko, V. G. Rannjaja buddijskaja filosofija; Filosofija dzhajnizma I V. G. Lysenko, A. A. Terent'-ev, V K. Shohin; [Ros. AN, In-t filosofii]. - M.: Nauka: Izd. firma «Vost. lit.», 1994. - 382,[1] s.; 22 sm. - (Is-torija vostochnoj filosofii).; ISBN 5-02-017770-9 (V per.). - Tekst: neposredstvennyj.

5. Torchinov, E. A. Vvedenie v buddologiju. Kurs lekcij. I E. A. Torchinov. - SPb.: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshhestvo. 2000. - 304 s.

Дата поступления / Received 18.03.2021 Дата принятия в печать /Accepted 19.04.2021

© Аллаярова А.Е., 2021 © Allayarova A.E., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.