Научная статья на тему 'Становление автобиографического жанра в татарской литературе'

Становление автобиографического жанра в татарской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
697
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЯ / БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР / BIOGRAPHICAL / BIO-BIBLIOGRAPHICAL GENRE / AUTOBIOGRAPHICAL GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гайнуллина Гульфия Расилевна

Зачатки документального жанра в татарской литературе уходят вглубь, и его зарождение происходило еще в доисламский период. Для реконструкции цельной истории становления в статье нами предлагается следующая хронология: биографически-документальная информация, зафиксированная в древнетюркских письменных памятниках; автобиографические сведения и биографические данные в литературных произведениях синкретического характера в Средние века; становление биобиблиографического жанра в ХIХ веке; формирование и развитие автобиографии как литературного жанра в ХХ веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE AUTOBIOGRAPHICAL GENRE IN TATAR LITERATURE

The beginnings of the documentary genre in Tatar literature can be traced back to the ancient times of the pre-Islamic period. To reconstruct the whole history of the formation we propose the following chronology: the biographical and documentary information, recorded in the ancient written literary Turkic monuments; the autobiographical facts and biographical information found in the syncretic literary compositions of the Middle Ages; the formation of the bio-bibliographical genre in the 19th century; the development of an autobiography as a literary genre in the 20th century.

Текст научной работы на тему «Становление автобиографического жанра в татарской литературе»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №4(30)

УДК 821.512.145

СТАНОВЛЕНИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ЖАНРА В ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

© Г.Р.Гайнуллина

Зачатки документального жанра в татарской литературе уходят вглубь, и его зарождение происходило еще в доисламский период. Для реконструкции цельной истории становления в статье нами предлагается следующая хронология: биографически-документальная информация, зафиксированная в древнетюркских письменных памятниках; автобиографические сведения и биографические данные в литературных произведениях синкретического характера в Средние века; становление биобиблиографического жанра в XIX веке; формирование и развитие автобиографии как литературного жанра в ХХ веке.

Ключевые слова: биография, биобиблиографический жанр, автобиографический жанр.

Биография предполагает художественное или научное осмысление истории жизни личности, нацеленное на поиск и выявление истоков общественно значимой деятельности человека в его индивидуальном биографическом опыте [1: 90]. Формирование биографического жанра в татарской литературе восходит к общекультурным изменениям, которые произошли после принятия ислама, хотя зарождение документального жанра происходило еще в доисламский период.

Самыми древними образцами поэтических произведений тюркских авторов являются орхо-но-енисейские надписи, в которых были зафиксированы биографически-документальные сведения. В древнетюркских памятниках, посвященных Кюль-Тегину, Бильге-кагану, Тоньюку-ку, ярко прослеживаются традиции ораторского искусства. В этих памятниках восхваляются правители и полководцы, а также их современники.

Включение сведений биографического характера, данных об авторе в поэмах Кул Гали «Сказание о Йусуфе», Кутба «Хосров и Ширин», Ха-разми «Сказание о любви», Саифа Сараи «Яд-карьнаме», а также в произведениях Мухаммадь-яра, Мауля Колый, Габди, Габдессаляма определяют историческую значимость сочинений Средневековья.

Биографическим данным и фактологическому материалу уделялось внимание в XIX веке в прозаических жанрах «саяхатнаме», «хикаят», биобиблиографическом жанре «табакат». Были изданы саяхатнаме «Хаджнаме» (1873 - 1874) Г.Чукрыя, «Путешествие в Среднюю Азию» (1893) З.Бигиева, «Путешествие в Европу»

(1901), «Путешествие в Крым» (1904) Ф.Карими. Известный мыслитель, философ, «первый

ученый, который взялся за составление словаря о деятелях Востока» [2: 59], Ш.Марджани в трудах «Вафият эл-эслэф вэ тэхият эл-эхлаф» (Подроб-

ное о предшественниках и их приветствие потомкам, 1883), «Мостафадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар» (Сведения, привлеченные для истории Казани и Булгара) дает биографию великих поэтов, излагает историю древней и средневековой арабской поэзии. Р.Фахреддинов, продолжив традиции арабо-мусульманских мыслителей и татарского просветителя Ш.Марджани, в цикле биобиблиографических словарей «Асарь» в хронологической последовательности приводит сведения об известных личностях татарской культуры, начиная с периода Волжской Булгарии и заканчивая началом XX века.

Мемуаристика составила весьма существенный пласт в татарской литературе первой половины XX века. Так, в мемуарноавтобиографических произведениях Г.Исхаки «Тюрьма» («Зиндан», 1906), Г.Тукая «Воспоминания» («Исемдэ калганнар», 1909), Ф.Амирхана «Моя автобиография» («Минем тэр^емэи

хэлем», 1911), М.Гафури «Моя автобиография» («Тэр^емэи хэлем», 1923), «Этапы жизни»

(«Тормыш баскычлары», 1927), «На золотых приисках поэта» («Шагыйрьнец алтын прииска-сында», 1929), Н.Думави «Вместо автобиографии» («Тэр^емэи хэл урынында», 1932),

Г.Камала «История моего становления персональным пенсионером» («Минем персональ пенсионер булуымньщ тарихы», 1934) прослеживается желание авторов рассказать о времени и о себе. В мемуаристике данного периода ярко представлена сама историческая эпоха. К примеру, в воспоминаниях «Зиндан» Г.Исхаки главный герой - политический заключенный в Чистопольской тюрьме. Писатель показывает, насколько значимо влияние внешних факторов на становление личности. В прологе (мукаддиме) автобиографического произведения «Воспоми-

9G

СИНТЕЗ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ.

ПОЭТИКА ДОКУМЕНТАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

нания» Г.Тукай определяет цель сочинения как желание оставить друзьям записи о своей жизни, начиная с детских лет и заканчивая последним периодом.

Во время Отечественной войны документально ориентированная литература продолжила свое развитие в жанре очерка на военную тему, а также дневников (записи Ш.Маннура «Из блокнота журналиста», Ш.Мударриса «Горячая пора», Г.Абсалямова «Из дневниковых записей» и др.), где наблюдается взаимопроникновение документального и художественного начал.

В послевоенные годы в произведениях автобиографического жанра намечается героизация отдельных деятелей культуры, принимавших участие в военных событиях и оказавшихся в немецких концлагерях (роман Г.Абсалямова о Г.Гафиятуллине «Газинур» (1951), о М.Джалиле

- роман Ш.Маннура «Муса» (1959 - 1964), драма

Н.Исанбета «Муса» (1957) и т.д.).

Развитие документальной прозы явилось своевременным явлением, так как в данном жанре наблюдается стремление перенять лучшие качества предков, усилить взаимосвязь поколений. В автобиографиях Г.Баширова «Родная земля -зеленая моя колыбель» («Туган ягым - яшел бишек»), И.Гази «Мальчишество» («Малайлыкта кунакта»), Р.Тухфатуллина «Ягодные поляны» («Жилэкле аланнар») намечается тенденция переоценки исторических событий.

«Биография - это, несомненно, вид языковой игры. Причем правила этой игры меняются в зависимости от жанра» [3: 53]. Параллельно с автобиографическим жанром в 60-70-е гг. развивался жанр мемуаров, которые «представляют собой повествование участника или свидетеля общественно-политической, социальной, литературно-художественной жизни о событиях, свидетелем или действующим лицом которых он был, а также о людях, с которыми он общался» [1: 524]. В 1972 г. были изданы воспоминания С.Баттала «Пережитое» («Баштан Yткэннэр»), в 1981 г. вышли в свет воспоминания А.Еники «Страницы прошлого» («Соцгы китап»).

На рубеже веков татарские писатели вновь обратились к мемуарному жанру. В 1980 - 1990е гг. XX века в произведения мемуарного жанра проникает тема тоталитаризма, писатели отображают жизнь людей в сталинских застенках. Именно в это время были изданы мемуары И.Салахова «Колымские рассказы» («Колыма хикэялэре»), А.Гилязова «Давайте, помолимся» («Йэгез, бер дога!»). Авторы - бывшие узники сталинских лагерей - «исследуют процесс взаимодействия узника с системой не на уровне идеологии, даже не на уровне обыденного созна-

ния, а на уровне подсознания, на той пограничной полосе, куда гулаговская давильня оттеснила человека, - на зыбкой грани между человеком и личностью, еще сохраняющей способность мыслить» [4: 150-151]. В силу специфики лагерной темы мемуарная проза данного направления была пронизана «духом антиситемности, противо-режимности» [5: 9].

В конце века до широкого круга читателей дошли мемуарные произведения, которые по разным причинам не были опубликованы ранее, а также документалистика. Вызывает интерес ряд произведений, для которых характерно стремление к объективному изображению событий эпохи, таких как роман М.Магдеева «Горький опыт» («Ачы тэ^рибэ»), трилогия А.Расиха «Мои годы» («Елларны чигерсэм»), мемуары Т.Галиуллина «Дети своего времени» («Замана балалары»), воспоминания Т.Миннуллина «Мои мысли» («Утырып уйлар уйладым»). Произведение А.Еники «Перед закатом» («Кояш баер ал-дыннан») публицистического характера также тяготеет к мемуаристике. Как отмечает И.В.Силантьев, современные нехудожественные литературы вырабатывают открытый, нецелостный и текстуально разомкнутый тип произведения и тем самым проявляют действительную, непосредственную интертекстуальность [6: 205].

На рубеже веков также были изданы автобиографические повести Т.Галиуллина «Гроздья жизни» («Гомер тэлгэшлэре»), А.Баянова «Мир моего детства» («Минем кечкенэ деньям»), «Город мечты» («Xыялда туган калам»),

Л.Ихсановой <^очу поделиться сокровенным» («Кемгэ сейлим серлэремне»).

Однако общая тенденция развития мемуаристики в татарской литературе показывает, что наиболее известные произведения были написаны в 60-90-е гг. XX века. В современной литературе автобиография уступает место произведениям других жанров.

1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М.: «Интелвак», 2003. - 1600 стб.

2. Юзеев А. Мировоззрение Ш.Марджани и арабомусульманская философия / Ш.Марджани: наследие и современность. Материалы Международной научной конференции. - Казань, 1998. - С. 57 -60.

3. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. - М.: «Аграф», 2001. - 608 с.

4. Лейдерман Н.Л. Постреализм: теоретический очерк. - Серия «Литературоведение XXI века: ме-

Г.Р.ГАЙНУЛЛИНА

тодология и теория». - Екатеринбург, 2005. -244 с.

5. Богданова О.В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70-90-х годов XX века: Материалы к курсу «История русской литературы XX века

(часть III)». - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. - 252 с.

6. Силантьев И.В. Сюжетологические исследования.

- М.: Языки славянской культуры. - 2009. - 224 с.

FORMATION OF THE AUTOBIOGRAPHICAL GENRE IN TATAR LITERATURE

G.R.Gainullina

The beginnings of the documentary genre in Tatar literature can be traced back to the ancient times of the pre-Islamic period. To reconstruct the whole history of the formation we propose the following chronology: the biographical and documentary information, recorded in the ancient written literary Turkic monuments; the autobiographical facts and biographical information found in the syncretic literary compositions of the Middle Ages; the formation of the bio-bibliographical genre in the 19th century; the development of an autobiography as a literary genre in the 20th century.

Key words: biographical, bio-bibliographical genre, autobiographical genre.

Гайнуллина Гульфия Расилевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской литературы ХХ - XXI вв. и методики преподавания Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 17.05.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.