5. Баязитова Р.Р Традиционный семейный этикет башкир: монография. Ответственный редактор М.В. Мурзабулатов. Уфа: Издательство БГПУ, 2007.
6. Алимбай Н.А., Муканов М.С., Аргынбаев Х. Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории. Алма-ты: Гылым, 1988.
References
1. Yudin V.P. Perehod vlasti k plemennym biyam i neizvestnoj dinastii tukatimuridov v kazahskih stepyah v XVI v. (K probleme vostochnyh pis'mennyh istochnikov, stepnoj ustnoj istoriografii i predystorii Kazahskogo hanstva). Utemish hadzhi. Chingiz-name. Alma-Ata, 1992.
2. Aristov N.A. Zametki ob 'etnicheskom sostave tyurkskih plemen i narodnostej i svedeniya ob ih chislennosti. Zhivaya starina. Vypusk III—IV, 1896: 456.
3. Gumilev L.N. Istoki ritma kochevoj kul'tury SredinnojAzii: opyt istoriko-geograficheskogo sinteza. NAA. 1966; 4: 78.
4. Chuloshnikov A. Ocherkipo istorii kazak-kirgizskogo naroda v svyazi s obschimi istoricheskimi sud'bami drugih tyurkskih plemen. Orenburg, 1924; Ch. I: 291.
5. Bayazitova R.R. Tradicionnyj semejnyj 'etiket bashkir: monografiya. Otvetstvennyj redaktor M.V. Murzabulatov. Ufa: Izdatel'stvo BGPU, 2007.
6. Alimbaj N.A., Mukanov M.S., Argynbaev H. Tradicionnaya kul'tura zhizneobespecheniya kazahov. Ocherki teorii i istorii. Almaty: Gylym, 1988.
Статья поступила в редакцию 30.11.16
УДК 372.882
Galina G.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department of Literature and Culture, Bashkir State
Pedagogical University n.a. M.Akmullah (Ufa, Russia), E-mail: galima.galina@mail.ru
Galina M.B., student (4 year), Bashkir Philological Department, Bashkir State Pedagogical University n.a. M.Akmullah
(Ufa, Russia), E-mail: milyausha-galina@mail.ru
GENRE ORIGINALITY OF THE AUTOBIOGRAPHICAL NOVEL "LIFE. DESTINY. REALITY" BY NUGUMAN MUSIN. The article considers distinctive features of the genre of an autobiographical work of a national writer of the Republic of Bashkortostan Nu-guman Musin "Life. Destiny. Reality". The genre of this work can be regarded as a historical-biographical novel, which is an example of the complex interaction of documentary and artistic principles. The book is based on the real events. The writer obeys the laws of fiction: he builds a plot framework, creates a system of characters involved in the text, uses a wide range of artistic means to describe people, circumstances and time. The writer tends to be descriptive and analytical in understanding his life.
Key words: autobiographical narrative, genre, Bashkir literature, Nuguman Musin, story, character, image, work, Great Patriotic War, spiritual world.
Г.Г. Галина, канд. филол. наук, зав. каф. башкирской литературы и культуры, Башкирский государственный
педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Е-mail: galima.galina@mail.ru
М.Б. Галина, студент IV курса факультета башкирской филологии, Башкирский государственный педагогический
университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Е-mail: milyausha-galina@mail.ru
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ НУГУМАНА МУСИНА "ЖИЗНЬ. СУДЬБА. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ"
Статья посвящена рассмотрению жанрового своеобразия автобиографической произведения народного писателя Республики Башкортостан Нугумана Мусина "Жизнь. Судьба. Действительность". Обосновывается идея о том, что по жанру это произведение может рассматриваться как историко-биографическая повесть, которая является примером сложного взаимодействия документального и художественного начал. На основе изучения произведения установлено, что основываясь на реальном прошлом, писатель подчинился законам художественной прозы: выстроил сюжетный каркас, создал систему действующих в данном сюжете персонажей, задействовал широкий спектр художественных средств, характеризующих людей, обстоятельства, время.
Ключевые слова: автобиографическая повесть, жанр, башкирская литература, Нугуман Мусин, история, герой, образ, произведение, Великая Отечественная война, духовный мир.
В конце ХХ начале XXI века в башкирской литературе активно начинают издаваться автобиографические произведе-ниия. Это связано с социально-историческими событиями, происходящими в стране. Актуальность автобиографических произведений в искусстве слова может интерпритироваться как своеобразное эпохальное явление. При смене эпох в обществе происходит перелом сознания, возрастает желание обобщить прошлый опыт. На этом фоне возникает стремление сохранить доступными средствами мимолетность бытия в его текущих проявлениях и прошедших событиях. Вот поэтому периодически на первый план выдвигаются документальные жанры (очерк, эссе, мемуары, записки, автобиография и т. п.), призванные адекватно отразить реальность, создать ее узнаваемую копию. В периоды крутых исторических поворотов именно документальная литература формирует образ эпохи. В башкирской литературе в указанный период такие мастера слова как Мустай Карим, Гайса Хуса-инов, Нугуман Мусин, Талха Гиниатуллин, Булат Рафиков, Рашит Султангареев, Гузель Ситдикова и др. с высоты прожитых лет бросили взгляд на прошлое и создали свои автобиографические произведения. В них они дали субьективные оценки на произошедшие исторические события в стране.
Российская автобиографическая проза изучена недостаточно. Основополагающими остаются статьи о мемуарно-биографи-
ческом жанре М.М. Бахтина [1] и Л.Я. Гинзбург [2]. Содержащиеся в них положения не устарели, однако, эти авторы не могли учесть те новые литературные явления, которые возникли на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Между тем, в последние годы в свет вышло несколько научных монографий, в которых речь идет о генезисе, поэтике и типологии автобиографической прозы, в частности А. Большева [3], Л. Бронской [4], Н. Николиной [5]. Совершенно очевидно, что эти исследователи сосредоточены на изучении именно художественной автобиографии.
Автобиографические произведения башкирских писателей в некоторой степени изучены такими исследователями как Г. Хусаинов [6], Р.Баимов [7], Г. Гареева [8], З.Алибаев [9], Г. На-биуллина [10]. и др. Тем не менее, к настоящему времени нет исследовательских работ, которые бы представили целостный и масштабный анализ башкирской автобиографической прозы и мемуаристики.
Научная новизна данной статьи в том, что в ней предпринята попытка анализа жанрового своеобразия автобиографической повести народного писателя Республики Башкортостан Нугумана Мусина.
Материалы и выводы работы могут использоваться при чтении общих и специальных вузовских курсов по теории литературы, детской литературе и истории башкирской литературы.
Универсальную точку зрения на автобиографическую прозу в XX веке выразил В. Дильтей: «Автобиография - это высшая и наиболее инструктивная форма, в которой нам представлено понимание жизни. Это осмысление человеком своего жизненного пути, получившее литературную форму выражения. Такого рода самоосмысление в той или иной мере присуще каждому индивиду. Только оно делает возможным историческое видение» [11, с 140]. Как верно отмечают многие исследователи этого жанра, автобиография - это «и замкнутый (композиционно) документ, и разомкнутый (хронологически и содержательно), поскольку не может представлять завершенный жизненный путь» [9, с. 152 -153]. Как писал М. Бахтин: «В переживаемой мною изнутри жизни принципиально не могут быть пережиты события моего рождения и смерти» [1, с. 98], а, следовательно, автобиографический «самоотчет-исповедь принципиально не может быть завершен» [1, с. 132].
В повести народного писателя Республики Башкортостан Н. Мусина "Жизнь. Судьба. Действительность" изображена жизнь народа, страны в ХХ веке. По жанру это произведение можно рассматривать как историко-биографическую повесть, которая является примером сложного взаимодействия документального и художественного начал. Основываясь на реальном прошлом, писатель подчинился законам художественной прозы: выстроил сюжетный каркас, создал систему действующих в данном сюжете персонажей, задействовал широкий спектр художественных средств, характеризующих людей, обстоятельства, время. Писатель тяготеет к описательно-аналитическому осмыслению своей жизни, стремится поместить себя в социум, размышляет над его особенностями, в т. ч. говорит и о характерных чертах поколения, к которому принадлежит.
Данное произведение Н. Мусин назвал "Неопубликованными записками". Провесть состоит из 8 глав: "Вводное слово", "Отчий дом", "Хикаяты из жизни матери", "Азбука жизни", "Хикаят еще об одной реликвии", "Счастливый дом", "Печальный дом", "Гостеприимный дом".
Н. Мусин в повести прослеживает путь формирования своего героя - физически и духовно зрелого, возмужалого: умелое, соответственное башкирским традициям материнское воспитание, те жизненные ситуации, горести, невзгоды своих односельчан, которые не могли оставить его равнодушным - все это откладывало в его характере неизгладимый след. Его биография становится рассказом о времени, о жизни родного народа, через судьбу личности показана судьба народа.
По такому же принципу писатель создал образ Родины. Сначала он изобразил отчий дом, его обычаи, нравы и традиции, переходящие из поколения в поколение. Затем последовательно раскрыл понятия родной деревни, родной республики, которые и создают образ «большой Родины».
Автор создал образы людей, с которыми общался в разные периоды своей жизни, «реконструировал» важные исторические события Родины, свидетелем которых был он сам. Основное достижение повести - это характеры. Будь то простые жители села, учителя, артисты, писатели - все они наделены неповторимыми чертами характера. Тем не менее, образом вдохнувшим жизнь в произведение является образ матери. Самые прекрасные строки повести - это строки о матери. Но здесь мать является не только конкретным человеком, а собирательным образом всех матерей, воплотившим в себе женскую красоту, мудрость, материнскую любовь, силу и т. д. При изображении образа матери автор показывает многовековые народные традиции. В Коране говорится, что рай находится под ногами матери. В повести писатель как бы доказывет истинность этих слов. Автор возвёл образ матери в ранг святых. Она оберегает своих детей от невзгод, учит жить по велению совести, передаёт опыт предыдущих поколений по созданию башкирских народных ремесел, воспитывает в них трудолюбие, взаимовыручку и т. д. Мать героя предстает перед читателями, как бесстрашный, справедливый человек. Во время войны на север этапом гнали узбеков. Этот этап прошел через деревню, где проживал герой повести. Безжалостное отношение конвоиров к заключённым вызывает недовольство у односельчан. Они пытаются тайком угостить братьев мусульман чем бог послал, но стражники не позволяют им этого. Тогда только мать героя осмеливается высказать в глаза начальнику конвоя об их жестокости и отказывается готовить конвоирам ужин. Эпизод, где Василя вынуждает Лутфрахмана сдать спрятанный им колхозный мед, говорит о её справедливости. Она также учит своих детей ткать палас, валять валенки, косить сено, сложить его в стог и т. д.
В этом произведении читатели могут найти ответы на многие интересующие их вопросы. Они знают Н. Мусина как защитника леса, страстного поборника природы. После знакомства с повестью станавится ясно, что такие качества характера у него были заложены в детстве. В разделе "Азбука жизни" повествуется о походе в лес с дедушкой. Дедушка работал дозором на вышке и взял внука с собой на работу. Здесь ему открывается чудесная жизнь леса, загадочный мир животных. Дед помогает воспринимать герою этот мир по-новому, понять, что человек является частью природы. Знакомит повадками каждого зверя. В этом произведении автор выступает как умелый пейзажист: он во всей красе показывает величие природы.
Герой один в повести изображается изнутри, как это характерно произведениям, повествующим от первого лица. Прямой психологический анализ направален на раскрытие его душевной жизни, обогащения его сознания новыми понятиями, внутреннего освоения им законов бытия, выражения к ним своего отношения, в результате чего идет процесс духовного саморазвития. В формировании героя как личности роль как положительных, так и отрицательных персонажей огромна.
Писатель с особой теплотой изображает образ отца. Иногда даже он напоминает сказочного героя. Отец предстает перед читателями и физически, и духовно сильным человеком, мастером на все руки, красноречивой личностью. Рано потерявший отца, герой всю жизнь скучает по нему, что бы он не делал, он это делает ради него, ради того, чтобы радовать его душу.
В повести также много внимания уделяется изображению картины тягот и невзгод, принесенных Великой Отечественной войной в башкирские деревни, рассказывается о том, как все дела в колхозе после ухода мужчин на войну легли на плечи женщин, подростков и детей, а также о скорби по поводу утраты близких и радости победы. Несмотря ни на что, автором на первый план выносится изображение гуманных отношений между дюдьми. Война не сломила дух народа, а наобарот сплотила. Односельчане делились последним куском хлеба. Эпизод, где тетя Разия, у которой 9 детей, дает свой кусок гостю, доказывает, что никакая война не может изменить менталитет народа. Башкирам издревле свойственна гостепреимность. Для башкир гость - это посланник бога. Гостеприимство башкир исследователи объясняют и особенностями их психологии. Д.Ж.Валеев, например, утверждает что в психологии башкир важное место занимает понятие искренности, выражающее состояние открытости внутреннего мира человека, его доступности. О таком человеке говорят: «ихлас», «алсак» (отзывчивый, искренний). Такие черты прежде всего проявлялись прежде всего в отношении к незнакомым. «Приезжая в любую деревню, вы можете остановиться в первой попавшейся избе, и вас не откажутся принять, чего мы иногда не встречаем даже у русских, считающихся одним из гостеприимных народов. Хозяин старается при этом сделать для гостя все, что может» [12, с. 95]. Такое качество башкир особенно ярко выражено в разделе «Гостеприимный дом». Отчий дом героя стал для многих молодых учителей, культработников пристанищем. Все "важные" гости останавливались в этом доме. Для тех времен этот дом был самым большим, аккуратным, красивым. Такой дом оставил отец героя для своей семьи. В нем разное время останавливались такие знаменитые личности как Арслан Муба-ряков, Рагида Янбулатова, Мустай Карим, Сайфи Кудаш, Назар Наджми и многие другие.
Внутренняя непримиримость к любой несправедливости, открытая борьба со всеми косными, негативными явлениями послевоенного и застойного периода - подобную постановку взаимоотношений среды и героя можно увидеть в данной повести Н.Мусина. В острых социальных и психологических ситуациях, поединках с бюрократизмом, бездушностью раскрывается внутренняя активность героя. В тяжелое послевоенное время в результате необоснованных обвинений сестра героя Назиля попадает в тюрьму, а сам герой из-за потери партбилета вынужден был уехать из Уфы в деревню. Но все эти неурядицы только укрепляют дух героев и они воспринимаются ими лишь как жизненные испытания.
Но вместе с тем нельзя не отметить, что писатель не всегда последователен при выборе эффективных художественных средств, призванных выразительно передавать душевные движения героев. Н. Мусин, вместо подобной передачи сложных психологических процессов посредством творческого применения новых изобразительных средств, часто прибегает традиционному общему называнию, однозначному суммарному обозначению драматического душевного состояния. В результате
теряется гибкость, пластичность многокрасочность в изображении неповторимого духовного мира героя.
В этой повести Н. Мусин использует устаревшие слова, историзмы, диалектизмы как: кыуыш йYкэ агасынан янтау, батман, ^нэк, кайын ороhонан сеYэтэ, табак, тэпэлдерек, кыл-дан ишелгэн кврвдтэр, калтырса и др. В повести также упомя-нулись давно забытые национальные детские игры, как "СYрэкэ", "Бура", 'Ъы$ык туп", "Сокор туп", "КвтвY бураhы", "Элгес", "Сэкэн", 'ЪэпэлэК', "ЙэшенмэК' и др. У некоторых игр есть даже правила их проведения [13, с. 299].
В повести Н. Мусин также широко использует пословицы, афоризмы: «Как сухим выйти из воды?», «Если Выдра
Библиографический список
ненароком не поранится, ей вода нипочем», «Начальник сквозь стены видит волка» (то есть шпионит), «Чай с уральской душицей», «Чем быть султаном на чужбине, лучше быть олтаном на родной земле», «Это слова не батыра, а бахыра 'бедняги'».
Таким образом, повесть Н. Мусина «Жизнь. Судьба. Действительность» позволяет увидеть масштабные события страны, создает картины подвигов простого народа путем синтеза документальности и художественности. Авторские исследования и комментарии, подобно ученым историкам, дают яркую и точную оценку событиям, использование ими документов только подтверждают атмосферу описываемых событий.
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1986.
2. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Ленинград: Художественна литература, 1977.
3. Большев А.О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века. Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. 2003.
4. Бронская Л.И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья (первая половина ХХ века): И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, М.А. Осоргин. Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Ставрополь, 2001.
5. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. Москва: Флинта: Наука, 2002.
6. Хусаинов Г.Б. Поэтика башкирской литературы. Теоретическая поэтика. Ч. 1. Уфа: Гилем, 2006.
7. Баимов РН. Судьба жанра: взаимодействие и развитие жанровых форм башкирской прозы. Уфа: Башкнигоиздат, 1984.
8. Гареева Г.Н. Башкирские прозаики. Уфа: Издательство БашГУ, 2012.
9. Алибаев З.А. Природа конфликта в современных башкирских романах. Уфа: Издательство БашГУ, 2004.
10. Набиуллина Г.М. Современная башкирская проза. Современная башкирская литература. Учебное пособие для бакалавров. Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров. Уфа, 2013; Глава 2: 71 - 81.
11. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума. Вопросы философии. 1988; 4: 140 - 145.
12. Баязитова РР Традиционный семейный этикет башкир. Уфа: Издательство БГПУ, 2007.
13. Мусин Н.С. Жизнь. Судьба. Действительность. Избранные произведения:в 14 т. Уфа, 2011, Т. 7: 295 - 478.
References
1. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1986.
2. Ginzburg L.Ya. O psihologicheskojproze. Leningrad: Hudozhestvenna literatura, 1977.
3. Bol'shev A.O. Ispovedal'no-avtobiograficheskoe nachalo v russkoj proze vtoroj poloviny XX veka. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. 2003.
4. Bronskaya L.I. Koncepciya lichnosti v avtobiograficheskoj proze russkogo zarubezh'ya (pervaya polovina ХХ veka): I.S. Shmelev, B.K. Zajcev, M.A. Osorgin. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Stavropol', 2001.
5. Nikolina N.A. Po'etika russkoj avtobiograficheskojprozy. Moskva: Flinta: Nauka, 2002.
6. Husainov G.B. Po'etika bashkirskojliteratury. Teoreticheskaya po'etika. Ch. 1. Ufa: Gilem, 2006.
7. Baimov R.N. Sud'ba zhanra: vzaimodejstvie i razvitie zhanrovyh form bashkirskoj prozy. Ufa: Bashknigoizdat, 1984.
8. Gareeva G.N. Bashkirskie prozaiki. Ufa: Izdatel'stvo BashGU, 2012.
9. Alibaev Z.A. Priroda konflikta vsovremennyh bashkirskih romanah. Ufa: Izdatel'stvo BashGU, 2004.
10. Nabiullina G.M. Sovremennaya bashkirskaya proza. Sovremennaya bashkirskaya literatura. Uchebnoe posobie dlya bakalavrov. Rekomendovano UMO po obrazovaniyu v oblastipodgotovkipedagogicheskih kadrov. Ufa, 2013; Glava 2: 71 - 81.
11. Dil'tej V. Nabroski k kritike istoricheskogo razuma. Voprosy filosofii. 1988; 4: 140 - 145.
12. Bayazitova R.R. Tradicionnyjsemejnyj 'etiketbashkir. Ufa: Izdatel'stvo BGPU, 2007.
13. Musin N.S. Zhizn'. Sud'ba. Dejstvitel'nost'. Izbrannye proizvedeniya:v 14 t. Ufa, 2011, T. 7: 295 - 478.
Статья поступила в редакцию 30.11.16
УДК 8'81819; 81:572
Ivygina A.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian Language and Literature, Yelabuga Institute,
Kazan Federal University (Yelabuga, Russia), E-mail: linguistika@mail.ru
Danilova Y.Y., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian Language and Literature, Yelabuga Institute,
Kazan Federal University (Yelabuga, Russia), E-mail: danilovaespu@mail.ru
Salimova D.A., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Russian Language and Literature, Yelabuga Institute,
Kazan Federal University (Yelabuga, Russia), E-mail: daniya.salimova@mail.ru
FRIEDRICH VON ADELUNG AND HIS DESCENDANTS: THE LIFE OF RUSSIAN GERMANS. The article presents the authors' vision of the importance of the contribution of a German immigrant Friedrich von Adelung (historian, linguist, bibliographer, honorary member of the Russian Academy of Sciences) and his descendants to scientific, cultural, social and political life of the Russian state. The article is a chronologically sequential short excursion into the genealogy of the Adelungs, starting with Friedrich (Fyodor) Adelung and along the way provides interesting information about this family, in which the authors focus on the facts having an unambiguous interpretation in scientific, popular scientific and publicistic literature. The authors highlight the biographical facts about the families of Heringers and Rals which have connection to the Adelungs.
Key words: Russian Germans, ethnic Germans, Adelung, Heringer, Ral, Adelung - Heringer correspondence, the Romanov dynasty.
А.А. Ивыгина, канд. фил. наук, доц. каф. русского языка и литературы Елабужского института, ФГАОУ ВПО
«Казанский федеральный университет», г. Елабуга, E-mail: linguistika@mail.ru
Ю.Ю. Данилова, канд. фил. наук, доц. каф. русского языка и литературы Елабужского института, ФГАОУ ВПО
«(Казанский федеральный университет», г. Елабуга, E-mail: danilovaespu@mail.ru
Д.А. Салимова, докт. филол. наук, проф. каф. русского языка и литературы Елабужского института, ФГАОУ ВПО
«(Казанский федеральный университет», г. Елабуга, Е-mail: daniya.salimova@mail.ru