Научная статья на тему 'Становление антикоррупционной политики в советском союзе'

Становление антикоррупционной политики в советском союзе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1037
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АППАРАТ ЧИНОВНИКОВ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кораблёв Г. Г.

В России вопрос антикоррупционной политики является одной из приоритетных проблем страны. Ее цель выражение неприятия коррупции, разработка и реализация задач и форм деятельности федеральных государственных органов, органов власти субъектов федерации, а также муниципальных органов и институтов гражданского общества по профилактике коррупции и борьбе с ней. В статье рассматривается становление антикоррупционной политики СССР как деятельности органов государственной власти, общественного самоуправления и граждан по регулированию отношений в сфере противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление антикоррупционной политики в советском союзе»

Становление антикоррупционной политики в советском союзе Formation of anti-corruption policy in the Soviet Union

Кораблёв Г.Г.

Магистр кафедры бухгалтерского учета ФГБОУВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

Россия, Москва e-mail: [email protected]

Korablev G.G.

Russian State Agrarian University Moscow Timiryazev Agricultural Academy Moscow, Russia e-mail: [email protected]

Аннотация.

В России вопрос антикоррупционной политики является одной из приоритетных проблем страны. Ее цель - выражение неприятия коррупции, разработка и реализация задач и форм деятельности федеральных государственных органов, органов власти субъектов федерации, а также муниципальных органов и институтов гражданского общества по профилактике коррупции и борьбе с ней. В статье рассматривается становление антикоррупционной политики СССР как деятельности органов государственной власти, общественного самоуправления и граждан по регулированию отношений в сфере противодействия коррупции.

Annotation.

In Russia the question of anti-corruption policy is one of priority problems of the country. Its purpose - corruption rejection expression, development and realization of tasks and forms of activity of federal public authorities, authorities of territorial subjects of the federation and also municipal bodies and institutes of civil society for prevention of corruption and fight against it. In article formation of anti-corruption policy of the USSR as activities of public authorities, public self-government and citizens for regulation of the relations in the sphere of anti-corruption is considered.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, аппарат чиновников, взяточничество.

Key words: corruption, anti-corruption policy, device of officials, bribery.

При изучении исторических фактов очевидно, что коррупция в России - это далеко не признак только нынешней эпохи. В разнообразных размерах и формах коррупция присутствовала во все исторические периоды становления и развития Российского государства. Коррупция приобретала огромные масштабы в момент смены политических эпох и формирования независимой России.

Активизация экономических процессов и, следовательно, особо чувствительная роль коррупции возрастают в основном во времена крупных социальных потрясений, таким как смена государственного строя и формы правления в октябре 1917 г. В этот период отношение к коррупции связывалось с системной сменой социальных условий и изменением классовых ориентиров.

Одновременно с решением задач по стабилизации страны у руководства возникали вопросы перераспределения освободившихся ресурсов через государственные структуры. Это, в свою очередь, создавало предпосылки к увеличению штата чиновников. Старые кадры несли с собой укоренившиеся и привычные для общества принципы, в том числе и коррупционные, а новые еще не были сформированы.

В нормативно-правовых актах правоохранительных органов Советского союза отсутствовало понятие «коррупция», упоминания о которой появились лишь в конце 80-х годов. Вместо слова «коррупция» использовались такие термины, как «взяточничество», «злоупотребление служебным положением». Коррупция в основном рассматривалась в ограниченном виде - в виде «взяточничества» и связывалась с деятельностью отдельных должностных лиц, а не на высшем государственном уровне. В этой связи взяточничество выводилось за пределы социально-экономической системы.

В 20-е годы в несколько раз увеличился бюрократический аппарат партии, распределительная функция стала объектом, притягивающим все большее количество должностных лиц. По данным переписи 1920 г. в Москве числилось не менее 230 тыс. служащих государственных учреждений. В 1921 г. численность сотрудников аппарата в СССР составляла более 5,7 млн. при численности населения 61 млн. человек. Для сравнения: в 1913 г. в Российской империи численности населения составляла 174 млн. человек и содержала порядка 253 тыс. чиновников.

Во время руководства И. Сталина в СССР формировался новый социальный слой - номенклатура, который впоследствии занял свое особое положение в обществе. Номенклатурным работникам выдавались ордера на отдельное жилье, они обеспечивались медицинским и санаторным лечением, продовольствием, им предоставлялись государственные дачи и выделялись отдельные пенсии.

Руководство страны Советов сталкивалось с последствиями революции и гражданской войны, которые порождали сложности в проведении кадровой политики, выразившихся в злоупотреблениях властью и должностных преступлениях. В противодействие данным явлениям оно принимает ряд законодательных актов, таких как Декрет 1917 г. «О рабочем контроле», Декрет 1918 г. «О взяточничестве», Декрет 1921 г. «О борьбе со взяточничеством», а также Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., в основу которого были положены основные принципы указанных Декретов.

Стоит отметить, что Декрет 1918 г. «О взяточничестве» явился первым законодательным документом, положившим начало длительной и упорной борьбе советской власти с коррупцией и взяточничеством. В нем впервые была предусмотрена уголовная ответственность взяткодателя, а также пособника в ее получении.

УК РСФСР 1922 г. предусматривал ответственность за дачу и получение взятки, а также посредничество. Принятие взятки наказывалось лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой. При совершении этого преступления при отягчающих вину обстоятельствах, упоминавшихся в декретах 1918 и 1921 гг., предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок не менее трех лет, вплоть до высшей меры наказания с конфискацией имущества. Уголовная ответственность по ст. 114-а УК РСФСР предусматривалась за дачу взятки, посредничество во взяточничестве, пособничество во взяточничестве и непринятие мер противодействия взяточничеству, т.е. попустительство.

Руководство страны Советов в целях дополнительной борьбы с коррупцией в сентябре 1922 г. утверждает специальную правительственную комиссию по борьбе с взяточничеством при Совете труда и обороны (СТО) во главе с Ф.Э. Дзержинским. Это было вызвано периодом НЭПа и возникновением предпринимательства. 15 сентября 1922 г. председатель Комиссии при СТО по борьбе с взяточничеством Ф.Э. Дзержинский утвердил Положение «О ведомственных комиссиях по борьбе с взяточничеством». Аналогичные комиссии были сформированы и в большинстве регионов. Опыт комиссии в дальнейшем послужил основой для ведомственных учреждений и построения антикоррупционных институтов, хотя на тот момент эффективностью данный аппарат не отличался.

Постановлением ВЦИК РСФСР от 22 ноября 1926 г. был введен в действие УК РСФСР, созданный на основании УК РСФСР 1922 г. и имеющий много схожего. В нем детально разрабатывались многие понятия, такие как взятка, должностное лицо, умысел. Ответственность за взяточничество была предусмотрена статьями 117 и 118 и предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Для получения более объективной информации об экономических и социологических процессах, протекающих в обществе 4 октября 1922 г. руководством партии принято постановление СТО о премировании лиц, заявивших и содействующих раскрытию взяточничества. На его основе была создана секретная инструкция, согласно которой премии выдавались лицам, заявившим розыскным (ГПУ и милиция), судебным или

контрольно-ревизионным (РКИ) органам о взяточничестве и содействовавшим его раскрытию, но не состоящим на службе в перечисленных органах. Премиальные выдавались из процентов от оценки имущества, конфискованного по судебному приговору и только «при условии последующей доказанности совершенного преступления по судебному приговору». В указанный временной период принятая мера позволяла задействовать в антикоррупционной борьбе рядовых граждан и была довольно эффективной.

В военное время коррупция разрасталась, так как для решения данной проблемы не хватало квалифицированных кадров и материальных ресурсов. В послевоенный период (1948-1949 гг.) в СССР для искоренения коррумпированности в стране руководство инициировало несколько закрытых процессов по делам, связанным с коррупцией в Московском городском суде и ряде других, в том числе в Верховном суде СССР. В результате было выявлено огромное количество должностных злоупотреблений и представлен доклад от прокурора СССР Г. Сафронова, о том, что вся судебная система насквозь пронизана коррупцией. Кроме этого, по стране прокатилась волна громких дел в министерствах, предприятиях и главках.

Последующим нормативным актом, регулирующим уголовную ответственность за взяточничество, являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1962 г. «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество». Он был положен в основу уголовного законодательства, регулирующее ответственность за совершение взяточничества.

Указанные меры в борьбе с коррупцией, множественная атрибутика, призывающая граждан к её уничтожению, и в целом создание в стране атмосферы всеобщей борьбы с проявлениями мздоимства сыграли свою роль. Показательно то, указанные меры применялись вне зависимости от положения в обществе. Стоит отметить, что хорошо работала пропаганда, и коррупция начала искореняться на подсознательном уровне.

Новым витком в борьбе с коррупцией стоит отметить период работы Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.Андропова. Проводилась системная работа по выявлению должностных преступлений на федеральном уровне, проведены расследования и розыск сотрудников номенклатуры, причастных к взяточничеству. Особое внимание уделяли спекуляциям, нетрудовым доходам, а также злоупотреблению в торговой деятельности. Одновременно с усилением влияния КГБ СССР проводилась чистка партийного и государственного аппарата.

Сдерживающим фактором развития коррупции являлся страх перед наказанием, причем не только и не сколько уголовным, но и возможным выходом из номенклатуры. Наглядным примером для этого служили показательные дела. Принадлежность к определенному социальному уровню советского строя давало обеспеченность, а для достижения целей были важные такие составляющие как репутация, честное имя.

На основании вышеизложенного нужно признать, что созданные в Советском Союзе нормативно -правовые акты и социальные институты сдержек и противовесов позволяли успешно противодействовать коррупционным проявлениям. Советский период представляет определенный научный и практический интерес в настоящее время с точки зрения опыта принятия правовых актов и их реализации. Эти данные могут быть использованы для построения эффективной системы противодействия коррупции в современной России на основе исторического опыта и уроков мировой практики правового поля.

Список используемой литературы:

1. Астанин В.В. Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI - XX вв. (криминологическое исследование): Дис. канд. юрид. наук. М., 2001

2. Бердяев Н. Источники и смысл русского коммунизма

3. Государственная служба (комплексный подход). М., Дело, 2000.

4. Золин П.М. Преступность в стране в 1909 - 1928 гг.: сравнительная статистика // Советское государство и право. 1991. № 5. С. 112 - 125.

5. Курский Д.И. Избранные статьи и речи: Минюст СССР. М., 1948.

6. Кучерявый Н.П. Ответственность за взяточничество по советскому уголовному праву. М., 1957.

7. Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Правительственный вестник. 1989. № 6.

8. Россия: Энциклопедический словарь. Л., 1991.

9. Сталин В.И. Сочинения в 13 т. /В.И. Сталин. М., 1953. Т.5.

10. Хрущев Н.С. Развитие экономики СССР и партийное руководство народным хозяйством: Доклад на Пленуме ЦК КПСС 19 ноября 1962 г. М., 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.