Научная статья на тему 'Становление антидемпингового регулирования в ЕС'

Становление антидемпингового регулирования в ЕС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1291
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / АНТИДЕМПИНГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АНТИДЕМПИГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление антидемпингового регулирования в ЕС»

Становление антидемпингового регулирования в ЕС

СА. Галичий

(Всероссийская академия внешней торговли)

I. Становление и эволюция национального антидемпигового законодательства в странах ЕС.

Теоретическое обоснование антидемпингового законодательства впервые было разработано Дж. Винером (18721970) в 1921 году. Он утверждал, что антидемпинг может быть необходим для защиты национальных потребителей от демпинга. При этом Винер выделял три формы демпинга: спорадический, грабительский и постоянный. Только вторая форма, по его мнению, требует ответа (применения антидемпинговых мер), потому что она может рассматриваться как антиконкурентная. При применении первой формы демпинга ущерб, нанесённый фирмам, является транзитным, в то время как в случае применения последней формы, выгода потребителей покрывает потери национальных производителей. Следует учитывать, что сторонники антидемпинга связаны косвенно, а возможно, и напрямую, с продолжением существования национальных фирм, которые производят товары. Тот факт, что конкуренция из других внешних источников в реальных условиях может предотвратить формирование монополии, рассматривается ими как не относящийся к делу.1

Канада была страной, давшей миру первые антидемпинговые положения. Это произошло в 1904 году, когда указанные

положения были применены против импорта стали из США. Вскоре антидемпинговые акты были приняты в Новой Зеландии (1905 год), Австралии (1906 год), Южно-Африканском Союзе (1914 год). С этого времени антидемпинг получил мощное развитие и в других государствах.

В Великобритании в начале декабря 1920 года нижняя палата парламента большинством голосов приняла Акт "О защите производителей красителей” и готовились ещё два законопроекта: о защите ключевых отраслей промышленности и о поддержке отраслей, которым угрожала иностранная конкуренция.

В Швейцарии ввоз большинства товаров был свободным, но 60 промышленных объединений жаловались на конкуренцию со стороны предприятий Германии и требовали принять антидемпинговый закон. Правительство информировало немцев о возможности ввода запрета на ввоз отдельных сортов бумаги и изделий из неё, а также бижутерии, если ситуация не улучшится. И те пошли на добровольное частичное ограничение экспорта - новое явление в мировой торговой политике.

Во Франции с середины декабря 1920 года также раздавались голоса в поддержку пресечения дешёвого импорта из Германии. Аргумент: пусть немецкие рабочие отдыхают столько же, сколько и французы.

“Русский демпинг” - феномен начала 30-х годов, использовавшийся для изыскания иностранной валюты, необходимой для закупки оборудования и материалов, посредством экспорта имевшихся ресурсов по ценам, которые порой были ниже цен на рынке государства-импортёра на 40%. Возникновение этого феномена совпало по времени с выполнением первой пятилетки (1928-1932 годы) и с углублявшейся Великой депрессией. Вскоре после начала пятилетки увеличилась угроза провала её заданий, которые не были подкреплены ни материальными ресурсами, ни профессионально обученными кадрами. Для изыскания иностранной валюты, необходимой для закупки оборудования и материалов, государством были использованы все имевшиеся ресурсы. На западные рынки хлынула древесина, уголь, спички, клей, лён и т.д. При себестоимости тонны угля в США 12 долл. советский уголь в 1930 году продавался на американском рынке по 5 долл. Продажа древесины в Австрии осуществлялась по ценам на 40% ниже местных цен, клея - на 25, извести - на 15%. Для защиты от демпинговых продаж советских спичек Германия в 1930 году была вынуждена ввести государственную монополию на спички. В тех же целях в октябре 1930 года Франция установила лицензионную систему на ряд советских товаров, в первую очередь на клей и лён.2

Можно привести ещё один пример использования понятия “демпинг”, имеющего отдельные характерные черты классического определения данного понятия: с развитием компьютерных технологий появилось определение “программный демпинг”. После создания компанией “Microsoft” браузера “Explorer” было заявлено, что он будет бесплатным всегда. Такое заявление было расценено конкурентом - фирмой “Netscape” - как демпинг, т.е. как практика продажи программного продукта по цене ниже себестоимости или бесплатная его раздача с целью захвата ниши на рынке за счёт вытеснения более слабых конкурентов.

Юридическое определение понятия “демпинг” как нечестной торговой практи-

ки, выработанное сторонами на переговорах Кеннеди-раунд и включённое в ст. 2(а) Антидемпингового кодекса 1967 года, несмотря на многочисленные торговые переговоры, проходившие в рамках ГАТТ, дошло до нашего времени без малейших изменений. Согласно этой статье, "товар рассматривается как демпинговый, т.е. поступивший на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены, (устанавливаемой) в обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране”.3

Право Европейского Союза, своеобразие природы которого позволяет рассматривать его в качестве особого феномена, отличается, с одной стороны, от международного права, а с другой - от национального права государств - его участников.

До образования Европейского сообщества вопросы, связанные с защитой национальных отраслей экономики, регламентировались национальным законодательством. Так, в Великобритании Акт 1921 года «О защите промышленности» предусматривал применение протекционистских пошлин, которые считались необходимой мерой для защиты национальной безопасности.

В 1972 году парламентом Великобритании был принят Акт «О Европейских сообществах», который законодательно закрепил членство Соединенного Королевства в Сообществе. Вступление в Общий рынок существенно повлияло на перестройку таможенной политики Великобритании. В так называемый переходный период (1 9731977 годы) в Соединенном Королевстве среднегодовой темп снижения таможенного тарифа в торговле с другими странами Общего рынка составлял 20%. В настоящее время страна перешла на единый таможенный тариф, отменив все таможенные барьеры по торговле Великобритании с государствами - участниками Сообщества, а вопросы, связанные с антидемпинговым регулированием, были переданы в ведение институтов Сообщества.

Аналогичные процессы происходили и в других государствах-участниках. Причем нередко практическое применение антидемпинговых мер приводило к возникновению споров. Например, в середине 50-х годов специальная третейская группа рассматривала (на основании ст. XXIII ГАТТ) дело об установлении (с использованием системы базовой цены) Королевским декретом Швеции от 15 октября 1954 года антидемпинговых пошлин на импорт дамских нейлоновых чулок из Италии.

Таким образом, под воздействием международного и национального права, в процессе законодательной эволюции, сформировалась источниковая база антидемпингового регулирования в Европейском Союзе.

2. Источники антидемпингового регулирования по праву ЕС.

Международно-правовыми источниками права ЕС явились нормы Договора о создании Европейского экономического сообщества от 25 марта 1957 года (Рим), а также положения договоров, которыми вносились изменения и дополнения в этот Договор (прежде всего Единый европейский акт (Люксембург и Гаага, 17 и 28 февраля 1986 года) и Договор о Европейском союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 года”. В совокупности данные положения образуют так называемое первичное право Европейского Союза.

Рассматривая проблему антидемпинга в ЕС, следует привести выдержку из ст. 113 (п. 1) Римского договора, согласно которой "общая торговая политика будет основываться на единых принципах, особенно в том, что касается... мер по защите торговли, в частности таких, которые применяются в случаях демпинга или субсидирования”.4 Как видно из этой формулировки, таможенно-финансовые нормы, содержащиеся в первичном праве, носят общий характер, поскольку устанавливают принципы и цели правового механизма таможенно-тарифного регулирования.

Источниками антидемпингового законодательства Европейского Союза являются различные правовые акты (вторичное право), принимаемые органами Европейского Союза в соответствии с закрепленной за ними компетенцией и условиями, установленными в положениях первичного права.

С формально-юридической стороны источниками таможенно-тарифных норм во вторичном праве являются, согласно ст. 189 Римского договора (в редакции Маастрихтского договора), акты, принимаемые Советом, Комиссией и Европарламентом, действующим совместно с Советом. При этом нормативно-правовые акты вторичного права, в том числе связанные с антидемпингом, не ратифицируются Европарламентом и, таким образом, с формальной точки зрения у них отсутствует существенная черта, характеризующая закон.

Также следует отметить некоторые законодательные акты ЕС, направленные на борьбу с демпингом.

3. Анализ актов, касающихся регулирования антидемпинга по праву ЕС.

После принятия 5 апреля 1968 года первого антидемпингового акта - Постановления Совета (ЕЭС) № 459/68 «О защите против демпинговой практики, премий или субсидий из стран, не принадлежащих к участникам Европейского экономического сообщества» в свет вышло большое количество нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с товарным демпингом. Как правило, они оформлены в виде постановлений, или, как их еще называют регламентов, Среди них можно отметить постановления Совета (ЕЭС) от 30 июня 1982 года № 1765/82 «О совместном регулировании импорта из стран с государственной монополией внешней торговли» и № 1766/82 "О совместном регулировании импорта из КНР”.

Среди других источников, связанных с антидемпинговым регулированием в рамках Европейского Союза, следует назвать:

□ дир ективу Совета (ЕЭС) от 25 июня 1979 года № 623/79 «Об упорядочении правовых и административных предписаний, касающихся обязанности уплаты пошлин»;

□ постановление Совета (ЕЭС) от 23 июля 1984 года № 2176/84 «О защите от импорта, составляющего предмет демпинга, из стран, не принадлежащих к Европейскому экономическому сообществу, или субсидируемого этими страна-ми».5

Вслед за решениями об одобрении международных договоров, а иногда и одновременно с ними принимаются специальные акты, в том числе антидемпинговые, например постановление Совета (ЕС) от 22 декабря 1994 года № 3283/94 «О защите против демпинговых импортных товаров из стран — не членов Европейского Союза».

4. Антидемпинговое право ЕС и нормы ГАТТ/ВТО.

Особую роль в системе источников антидемпингового законодательства Европейского союза играют соглашения об интерпретации ст. VI ГАТТ(их называют "антидемпинговыми кодексами”). Так как правила регулирования импорта устанавливаются нормативно-правовыми актами Европейского Союза в соответствии с имеющимися у него международными обязательствами, то вслед за подписанием очередного антидемпингового кодекса принимаются соответствующие акты, вносящие необходимые изменения в действующее законодательство.

Текст Антидемпингового кодекса 1994 года приведен в приложении 1 к Соглашению об учреждении ВТО. Соответственно ст. 1 решения Совета (ЕС) № 800/ 94, он получил одобрение Европейского сообщества.

5. Отдельные аспекты антидемпингового процесса по праву ЕС.

Отдельно следует упомянуть таможенные правила и положения, поскольку

они влияют на правовое регулирование импорта различными способами. В сферу регулирования, осуществляемого посредством таможенных предписаний, входят различные определения, например определения общей таможенной зоны, нормальной цены товара, которая является основой для начисления пошлины, и, конечно, определение происхождения товаров. Эти вопросы регламентируются прежде всего постановлением Совета (ЕЭС) от

12 октября 1992 года № 2913/92 «О введении Таможенного кодекса Европейских сообществ».6

Региональные договоренности между Европейским союзом и другими государствами как источник права не играют той роли в антидемпинговом регулировании, которая присуща им, например, в рамках многосторонних латиноамериканских соглашений. Однако юридически определенные коррективы в антидемпинговый процесс они все-таки вносят. Это утверждение касается включения специальной, если можно так сказать, процедуры в стадию антидемпингового расследования.

Правоприменительные акты в антидемпинговой сфере оформляются в виде постановлений и решений. Антидемпинговые пошлины устанавливаются постановлениями Совета; антидемпинговые обязательства, временные антидемпинговые меры, возврат антидемпинговых пошлин — решениями Комиссии.

6. Особенности регулирования антидемпинга в рамках ЕОУС.

Европейское объединение угля и стали было образовано по инициативе Франции и Германии в начале 50-х годов; договор о его учреждении был подписан представителями ФРГ, Бельгии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции в Париже 18 апреля 1951 года.

Регулирование, осуществляемое указанным объединением, базируется на постановлении Совета (ЕС) № 384/96 — своеобразном «антидемпинговом законе». В отношении демпингового импорта угля и стали применяются специальные

положения, которые были закреплены решением Комиссии (ЕОУС) от 28 ноября 1996 года № 2277/96 «О защите против демпингового импорта из стран — не членов Европейского объединения угля и стали», а также в двусторонних соглашениях с третьими странами, примером тому служит ст. 11 Временного соглашения о торговле и связанных с торговлей вопросах между Европейским сообществом, Европейским объединением угля и стали и Европейским сообществом по атомной энергии, с одной стороны, и Правительством Российской Федерации — с другой (Брюссель, 17 июля 1995 года).

Решение (ЕОУС) № 2277/96, заменяющее решение Комиссии (ЕОУС) от 29 июля 1988 года № 2424/88 «О защите против демпингового или субсидированного импорта из стран — не членов Европейского объединения угля и стали», было принято во исполнение Антидемпингового кодекса 1979 года. Его структура во многом напоминает постановление Совета (ЕС) № 384/96. Решение содержит преамбулу и те же 24 статьи: принципы (ст. 1); определение демпинга (ст. 2); определение ущерба (ст. 3); определение промышленности Сообщества (ст. 4); инициирование процедур (ст. 5); расследование (ст. 6); временные меры (ст. 7); обязательства (ст. 8); прекращение без мер; наложение окончательных пошлин (ст. 9); ретроактивность (ст. 10); продолжительность, пересмотры и возвраты (ст. 11); ст. 12 обман (ст. 13); общие положения (ст. 14); консультации (ст. 15); визиты с проверкой (ст. 16); выборка (ст. 17); несотрудничество (ст. 18); конфиденциальность (ст. 19); раскрытие (ст. 20); интерес Сообщества (ст. 21); заключительные положения (ст. 22); отмена существующего законодательства и переходных мер (ст. 23); вступление в силу (ст. 24).

7. Компетенция органов ЕС в сфере регулирования антидемпинга.

Комиссия решает вопрос о возбуждении дела и проведении антидемпинговых расследований. При определенных

условиях Комиссия вправе вводить временные антидемпинговые пошлины. Пошлины вводятся Советом ЕС по предложению Комиссии. Оба органа (Совет ЕС и Комиссия ЕС) являются главными законодательными органами ЕС.

Государства - члены ЕС также участвуют в антидемпинговой процедуре, но в рамках Консультативного комитета (Антидемпинговый комитет), который возглавляется председателем Комиссии. Основная функция этого комитета состоит в выработке решения при рассмотрении конкретного дела. Решения Комиссии и Совета о наложении антидемпинговой пошлины могут быть обжалованы в Суде ЕС. Процедура начинается с подачи жалобы в Комиссию.

Для принятия жалобы к рассмотрению необходима ее поддержка представителями промышленности, на долю которой приходится более 50% общего объема производства аналогичного товара. Жалоба должна содержать доказательство наличия демпинга и материального ущерба от него для промышленности стран ЕС. До начала процедуры проводятся консультации с Консультативным комитетом. После указанных консультаций Комиссия начинает антидемпинговую процедуру. Она обязана: в течение 45 дней после подачи жалобы опубликовать извещение об этом в официальном издании ЕС; представить отчет Совету; уведомить заинтересованные стороны; начать расследование. Для получения необходимой информации сторонам рассылаются анкеты по стандартной форме. Срок представления ответов - 30 дней. После получения ответов на анкеты Комиссия производит их изучение и проверку. После проверки в Комиссии проводится слушание дела с участием всех заинтересованных сторон.

Расследование должно завершиться в срок, не превышающий 18 месяцев. Для введения антидемпинговой пошлины необходимо наличие двух составляющих: демпинга и ущерба промышленности ЕС. Согласно постановлению ЕЭС от 17 сентября 1984 г. товар считается демпинговым, если экспортные цены товара, по-

ставляемого в ЕС, меньше сравнимой цены на аналогичный товар при обычных условиях торговли в экспортирующей стране.

Для введения антидемпинговой пошлины, кроме наличия демпинга, также необходимо и причинение материального ущерба производителю аналогичного товара в ЕС демпинговым импортом. При отсутствии какого-либо из указанных компонентов дело может быть прекращено. Оно может быть также прекращено, если экспортер примет обязательство прекратить экспорт в страны ЕС или увеличить цену до нормальной. Введение временных антидемпинговых пошлин принимается Комиссией, постоянных - Советом по представлению Комиссии. Решение оформляется постановлением и публикуется. Пошлина уплачивается импортером. Законодательством ЕС допускается пересмотр принятого решения (изменение обстоятельств, принятие экспортером обязательств и ряд других).

8. ЕС и Россия в контексте регулирования антидемпинга.

Нужно отметить, что ЕС довольно жестко защищает свой рынок от демпингового импорта. Так, уже в течение пяти лет действуют антидемпинговые пошлины на экспорт из России в страны ЕС минеральных удобрений - хлористого калия, который длительное время поставлялся из России в страны ЕС. Однако ограничения на экспорт российского ферросилиция (1995 г.) Советом были сняты.7

Между Россией и Европейским Союзом на острове Корфу (Греция) 24 июня 1994 г. было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Соглашение ратифицировано Российской Федерацией, а также 15 странами - членами ЕС. Оно вступило в силу с 1 декабря 1997 г.

Этот документ всесторонен, он охватывает все сферы внешнеэкономических связей. Соглашение регулирует также вопросы, касающиеся демпинга, определяет правила и процедуры применения

антидемпинговых мер путем прямой отсылки к соответствующим положениям ГАТТ и Антидемпингового кодекса ГАТТ.

Соглашение имеет следующие основные цели:

□ углубление политических, экономических и культурных связей между Россией и ЕС;

□ развитие тесных политических связей через регулярный диалог по политическим вопросам;

□ содействие экономическому развитию путём углубления торговых и инвестиционных связей;

□ обеспечение недискриминационного режима всех торговых отношений;

□ поддержка процесса реформ в России;

□ содействие постепенной интеграции России в более широкое Европейское экономическое пространство;

□ создание условий для будущей зоны свободной торговли между Россией и ЕС. 8

Россия и Европейский Союз приняли по этому вопросу совместную декларацию, в которой говорится об обязательном учете естественных конкурентных преимуществ производителей, чей товар обвиняется в демпинге, включая доступ к сырьевым материалам, процесс производства, близость производства к заказчику и специальные характеристики товара. В связи с этим условия применения антидемпинговых мер приобретают предсказуемый для России характер.

Более того, Соглашение в данном аспекте идет дальше обычной практики, фиксируя необходимость консультаций до принятия окончательных мер с целью нахождения конструктивного решения. Важно также отметить, что до последнего времени Европейский Союз, рассматривая Россию как страну с государственной системой торговли, категорически отказывался от учета естественных конкурентных преимуществ России.

9. Признание России страной с рыночной экономикой.

Не так давно Россия всё же была признана страной с рыночной экономикой - необходимо отметить к каким изменениям это может привести.

Для начала следует привести признаки, определяющие "страну с рыночной экономикой”. Закон США о тарифе уполномочивает Минторг США закреплять за странами статус "рыночной экономики” на основании результатов соответствующих расследований, проводимых по запросу любой заинтересованной стороны, в ходе которых он должен рассмотреть информацию по следующим вопросам применительно к таким странам:

0 степень конвертируемости их национальных валюты;

0 зависимость оплаты труда от свободной договорённости между работодателями и работниками;

0 наличие условий для создания совместных предприятий и осуществления других форм иностранных капиталовложений;

0 размеры государственной собственности или степень государственного контроля над средствами производства;

0 уровень государственного контроля за распределением ресурсов и за деятельностью предприятий в области ценообразования и производства;

0 наличие других факторов (например, бартерные операции, надлежащая система бухгалтерского учёта, реальное обеспечение права личной собственности, открытая система торговли), которые сказываются на том, насколько надёжно цены на товары и услуги отражают их рыночную стоимость в стране.9

Раньше российские цены сравнивали с ценами в других странах, например, Турции, но отныне придется исходить из реальной структуры производственных затрат наших предприятий, а также рассматривать каждый случай отдельно. До этого факт демпинга одного завода авто-

матически приводил к введению санкций против всей отрасли. 10

Признание России страной с рыночной экономикой означает прекращение предвзятых антидемпинговых расследований, и это должно стать условием для присоединения страны к Всемирной торговой организации. Такое мнение высказал заместитель генерального директора компании «Русский алюминий» Александр Лившиц на совещании в Минпромнауки РФ по случаю 70-летия алюминиевой промышленности (14 мая 2002 г.). По словам Лившица, присоединение России к ВТО без признания статуса страны с рыночной экономикой «не избавит ее от антидемпинга, при этом откроет внутренний рынок». Таким образом, баланс положительных и отрицательных последствий присоединения будет нарушен, подчеркнул он.11

Но каковы будут конкретные выгоды для России с точки зрения ЕС? Признавая Россию страной с рыночной экономикой, ЕС выполняет просьбу России. С политической точки зрения, российская сторона хотела, чтобы к России был тот же подход, как и к другим главным экономическим державам и чтобы ее признали страной с рыночной экономикой в результате ее значительных усилий по реформированию своей экономики. С точки зрения торговли, антидемпинговые расследования будут основываться на собственных данных от российских компаний, в то время как прежде использовались данные от других стран. Это обеспечивает лучшую прозрачность и, во многих случаях, приведет также к снижению демпинговой маржи.

Также интересен вопрос - почему ЕС так долго не предоставлял России статус рыночной экономики по сравнению, например, с Казахстаном и Киргизией? ЕС не относит ни Казахстан, ни Киргизию к странам с рыночной экономикой. Первая из этих стран является с октября 2000 года страной с переходной экономикой, а вторая страна считается страной с нерыночной экономикой. Россия стала первой страной, которую перевели из категории стран с нерыночной экономикой в катего-

рию стран с переходной экономикой (июль 1998). Россия вновь стала первой страной, которую переводят из категории стран с переходной экономикой в категорию стран с рыночной экономикой. Даже Китай (являющийся членом ВТО) не был переведен из категории стран с переходной экономикой в рыночную категорию.

Решение ЕС было принято исключительно по существу, т.е. как только был осуществлен минимум необходимых реформ в экономической структуре и законодательстве России. Таким образом, усилия России были полностью признаны. Более того, ЕС объявил о предоставлении России статуса страны с рыночной экономикой до того, как это сделали США.

Отличается ли статус рыночной экономики, предложенный ЕС, от статуса, предложенного США? ЕС и США применяют одинаковые правила ВТО в отношении экспортеров, и методы расчета ими демпинговой маржи существенно не отличаются. Однако результаты расследований ЕС, как правило, гораздо более благоприятны для российских производителей, поскольку в законодательстве ЕС есть другие благоприятные положения, которые, в отличие от законодательства США, выходят за рамки требований ВТО. Так пошлины вводятся, только если они в интересах ЕС, а уровень пошлин устанавливается на минимальном уровне, чтобы компенсировать ущерб производителям из ЕС.

Не уменьшат ли предложенные поправки к антидемпинговому законодательству ЕС преимущества России от статуса страны с рыночной экономикой и не исказят ли они суть договоренностей, достигнутых на саммите ЕС-Россия?

В Совместном заявлении саммита ЕС-Россия 29 мая 2002 года Европейская сторона заявила о своем намерении предоставить России полновесный статус страны с рыночной экономикой. Однако предложенные поправки к законодательству ЕС, устанавливающие особые процедуры для определения «рыночного характера» товаров, импортируемых из России, налагают ограничения на такой статус. Не превращают ли такие поправки статус ры-

ночной экономики в обычный «ярлык» без каких-либо конкретных экономических преимуществ для России? Предложенные поправки не добавляют новых правил и не создают специальных процедур. Они применяются ко всем странам с рыночной экономикой, а не только в отношении России. Они просто систематизируют существующую практику ЕС. Соблюдение всех действующих правил включает в себя и возможность корректировки Европейским Союзом затрат и цен, искаженных ввиду отсутствия действующего рынка.

По словам Аркадия Вольского, Президента Российского союза промышленников и предпринимателей, поправки Европейской Комиссии к антидемпинговому законодательству ЕС означают, что Россия, как не член ВТО, не будет иметь возможность оспаривать меры ЕС (которые российская сторона сочтет неоправданными) в органе ВТО.12

По определению, страны, не являющиеся членами ВТО, не могут воспользоваться процедурным механизмом ВТО по урегулированию споров. Это положение вытекает из правил ВТО и не имеет отношения к поправкам к законодательству ЕС. Тем не менее, политика ЕС состоит в том, чтобы применять правила ВТО ко всем странам, независимо от того, являются ли они членами ВТО или нет. В действительности, результаты расследований ЕС, как правило, гораздо более выгодны российским производителям из-за ряда благоприятных положений законодательства ЕС, выходящих за рамки требований ВТО (таких, как «правило меньшей пошлины» и «оценка внутреннего интереса»). Более того, необходимо подчеркнуть, что признание России страной с рыночной экономикой должно содействовать процессу присоединения России к ВТО, всемерно поддерживаемого Европейским Союзом.

Есть ли возможность, чтобы ЕС не использовал новые антидемпинговые правила против России, пока она не станет полноправным членом ВТО? Не будучи членом ВТО, Россия не может использовать процедуры ВТО по урегулированию

споров, чтобы оспорить несправедливые правила ЕС. Предложенные поправки не добавляют новых правил и не создают специальных процедур. Они применяются ко всем странам с рыночной экономикой, а не только в отношении России. Они просто систематизируют существующую практику ЕС (которая уже применялась к российским компаниям, которые пользовались «рыночным статусом» на индивидуальной основе) и уточняют некоторые общие принципы ВТО, которые также применяются в законодательстве ЕС. Давая более детальную картину, поправки делают эти инструменты более прозрачными для всех заинтересованных сторон, включая и российских экспортеров. Изменения применяются сразу после их публикации, и сам факт, что они применяются ко всем странам, означает, что ЕС не может дискриминировать при их применении. Политика ЕС заключается в применении ВТО-плюс правил ко всем странам, независимо от того, являются ли они членами ВТО или нет. За недискриминационным применением таких правил также тщательно следят Европейские Суды, которые без колебаний наложат санкции на применение положений, выходящих за установленные правовые рамки.

Наиболее противоречивым и спорным вопросом, возникающим в контексте статуса рыночной экономики, является вопрос о более низких ценах на энергоносители в России. Комментируя изменения КЕС в антидемпинговых правилах ЕС, Максим Медведков, Заместитель Министра экономического развития и торговли (МЭРТ), обвинил КЕС в намерении лишить Россию «ее естественных конкурентных преимуществ, возникающих из-за недорогой электроэнергии, рабочей силы и сы-рья».13 Каковы аргументы ЕС в этом контексте?

По определению, естественные или конкурентные преимущества не учитываются в каком-либо виде или форме в антидемпинговых расследованиях. Такие преимущества не являются результатом недобросовестных приемов в торговле. Однако, как ясно признано Россией на

саммите в мае 2002 года, российский энергетический рынок еще не либерализован (хотя цель эта и стоит). Это ведет к тому, что цены на энергоносители в России все еще подвергаются государственному регулированию и не являются предметом рыночных механизмов и, таким образом, не соответствуют полной реальной стоимости энергоносителей (т.е. естественным преимуществам). Это также подтверждается и двойным ценообразованием. В этих условиях правила ВТО позволяют проведение корректировок цен на энергоносители при расчете демпинговой маржи.

Государства Европейского Союза проводят общую торговую политику в отношении стран, не являющихся членами ЕС. Её цели включают гармоничное развитие мировой торговли, поэтапное устранение ограничений в международной торговле и снижение таможенных барьеров. Это делает ЕС одним из ключевых участников процесса либерализации мировой торговли.

Торговая либерализация предполагает существование прав и обязанностей всех вовлечённых в торговлю стран. Важным является наличие механизмов для обеспечения соблюдения правил мировой торговли и принятия мер в случае их нарушения. Римский договор, в соответствии с которым в 1957 г. было создано Европейское экономическое сообщество, ставшее важнейшей частью Европейского Союза, определяет основные черты общей торговой политики ЕС и представляет средства торговой защиты, включая инструментарий для противодействия демпингу.

Несмотря на то, что правила ВТО определяют минимальные условия, позволяющие принимать антидемпинговые меры, законодательство ЕС идёт далее, поскольку содержит два дополнительных положения либерального характера, которые применяются не всеми членами ВТО. Эти положения, которые известны как "оценка интересов Сообщества” и "правило меньшей пошлины”, определяют место антидемпинговых правил ЕС среди наиболее справедливых в мире.14

Большое значение для отношений Российской Федерации с Европейским Союзом имеет вопрос о сближении законодательства сторон. В этой связи Россия зафиксировала в Соглашении стремление к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством ЕС в различных областях. При этом нужно иметь в виду, что законодательство ЕС соответствует международным нормам и правилам ГАТТ/ВТО, где регулируются на многосторонней основе вопросы антидемпинга.

Литература:

1 . Шепенко Р.А. Антидемпинговый процесс. М.: 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. М.:

1 999.

3. Гуревич А.М., Розенблюм Б.Д. Демпинг и антидемпинг. Харьков: 1 931.

4. Козырин А.Н., Шепенко Р.А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М.:

1 999.

5. Петросян А.Р. Антидемпинг: практические вопросы // "Вестник Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства”, №5, 2000.

6. Трушицын С. Особенности международной антидемпинговой политики // "Внешняя торговля”, №7/8, 1993.

7. Шепенко Р.А. Антидемпинговый процесс и применение антидемпинговых пошлин в ЕС// "Внешняя торговля”, № 4-7,1997.

8. Шагурин А. Антидемпинговые меры ЕЭС// "Внешняя торговля”, № 9,

1 988.

9. Шумилов В.М. Право ВТО и антидемпинговый процесс по законодательству России. "Внешнеэкономический бюллетень”, № 12, 2003; № 1-2, 2004.

10. ЕС: Договоры, учреждающие

Европейские Сообщества. М.:1994.

1 1 . Антидемпинговая политика Европейского Сообщества. Практическое пособие для российских экспортёров и производителей. М.:1998.

1 2. Информационно-справочный материал “О признании рыночного статуса российской экономики”, подготовленный Торговым представительством Российской Федерации в США к приезду заместителя Министра М.Ю. Медведкова в Вашингтон в феврале 2002 года.

13.Статьи с тематических сайтов сети internet: http://www.eur.ru, http:// www.uvtb.ru. http://war.pravda.ru

Примечания:

1 Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. М.:1999, с.187

2 Гуревич А.М., Розенблюм Б.Д. Демпинг и антидемпинг. Харьков:1931, с.82

3 Шепенко Р.А. Антидемпинговый процесс. М.: 2002, с.282

4 ЕС: Договоры, учреждающие Европейские Сообщества. М.:1994, с.173

5 Шепенко Р.А. Указ. соч., с.63.

6 Там же, с.66

7 http://www.eur.ru

8 Антидемпинговая политика Европейского Сообщества. Практическое пособие для российских экспортёров и производителей. М.:1 998, с.12-13

9 Информационно-справочный материал "О признании рыночного статуса российской экономики”, подготовленный Торговым представительством Российской Федерации в США к приезду заместителя Министра М.Ю. Медведкова в Вашингтон в феврале 2002 года. С.1

10 http://www.uvtb.ru

11 http://war.pravda.ru

12 http://www.eur.ru

13 http://www.eur.ru

14 Антидемпинговая политика Европейского Сообщества. Практическое пособие для российских экспортёров и производителей. М.:1 998, с.1 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.