Научная статья на тему 'Станет ли Россия странойминералопользователем?'

Станет ли Россия странойминералопользователем? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / RUSSIAN ECONOMY / МИНЕРАЛЬНОЕ СЫРЬЁ / MINERAL RAW MATERIALS / ЭКСПОРТ / EXPORT / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / SUBSOIL RESOURCES DEVELOPMENT / МИНЕРАЛОПОЛЬЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORMING / MINERAL RESOURCES MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прилуков А.Н.

Располагая огромными минеральносырьевыми ресурсами, Россия на протяжении десятилетий с нарастающей интенсивностью осваивает богатства, хранящиеся в её недрах, направляя существенную часть, как правило, слабообработанного сырья на экспорт. Несёт ли в себе данная тенденция фатальную угрозу для России, может ли она быть преодолена и что для этого требуется? В статье намечены подходы к ответам на подобные злободневные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Will Russia Emerge as Mineral-Resources-Management Country?

Being endowed with to great extent unprecedented amounts of natural resources, among them mineral ones, Russia for several decades increasingly engages itself in developing its underground wealth and exporting abroad as a rule low-processed raw materials. Doesn’t this tendency pose fatal threat to Russia, can’t it be overcome, and what should be done for this? In the article approaches are outlined to answer these pressing questions.

Текст научной работы на тему «Станет ли Россия странойминералопользователем?»

ЭКО. - 2014. - №6 ПРИЛУКОВ А.Н.

Станет ли Россия страной-минералопользователем?

А.Н. ПРИЛУКОВ, кандидат социологических наук, Институт горного дела Дальневосточного отделения РАН, Хабаровск. E-mail: a_prilukov@mail.ru

Располагая огромными минерально-сырьевыми ресурсами, Россия на протяжении десятилетий с нарастающей интенсивностью осваивает богатства, хранящиеся в её недрах, направляя существенную часть, как правило, слабооб-работанного сырья на экспорт. Несёт ли в себе данная тенденция фатальную угрозу для России, может ли она быть преодолена и что для этого требуется? В статье намечены подходы к ответам на подобные злободневные вопросы. Ключевые слова: российская экономика, минеральное сырьё, экспорт, недропользование, минералопользование, организационная структура, реформирование

Накопившиеся проблемы

Переход к рынку вызвал в отечественном минерально-сырьевом комплексе серьезный кризис. Если крупные российские горнодобывающие и перерабатывающие предприятия, став транснациональными корпорациями, сумели приспособиться к новым условиям, то для многих мелких и средних рыночное реформирование обернулось вынужденной переориентацией производства, а зачастую - его сворачиванием, вплоть до полной ликвидации. Неудивительно поэтому, что на проходящих в последние годы многочисленных совещаниях и конференциях интенсивно дискутируются вопросы организационного устройства минерально-сырьевого комплекса, в частности, организации и финансирования работ по воспроизводству и расширению минерально-сырьевой базы страны.

Однако, несмотря на такой массированный «мозговой штурм», а также разработку и утверждение в 2010 г. «Стратегии развития геологической отрасли до 2030 г.» (Стратегии-2030), положение в отрасли если и улучшается, то недопустимо медленно и далеко не во всём. В связи с этим поднимаются вопросы о пересмотре положений, закреплённых в Стратегии-2030, разработке и реализации целевой программы, направленной на ускоренное воспроизводство и расширение минерально-сырьевой базы страны. Обсуждаются и предложения

по совершенствованию законодательства, организационным преобразованиям в отрасли и т.д.

К сожалению, результативность подобных предложений бывает невысокой. Объясняется это, в частности, тем, что участники дискуссий рассматривают обсуждаемую проблему как локальную, не выходя за рамки своих узковедомственных или узкопрофессиональных представлений и интересов.

Большая часть дискуссий, ведущихся в научных кругах и во властных структурах, посвящена выбору и обоснованию стратегических направлений, призванных обеспечить разрешение накопившихся проблем в отечественном минерально-сырьевом комплексе, способствовать его эффективному функционированию и дальнейшему развитию. К сожалению, из-за недостаточности отечественного опыта некоторые стратегические планы и программы представляют собой слабореализуемые на практике комбинации планово-директивных и квазирыночных инструментов. Подобные неоптимальные, а порой и неадекватные идеи и принимаемые на их основе решения, берущие начало в плановой экономике и приспособленные к ушедшим в прошлое реалиям, встречаются практически на всех управленческих уровнях, не исключая и правительственный.

Рассмотрим некоторые из основных обсуждаемых проблем.

Роль, отводимая в российской экономике её минерально-сырьевому сектору

Богатства российских недр были и продолжают оставаться главной опорой национальной экономики: минерально-сырьевой комплекс снабжает отечественные промышленность и сельское хозяйство необходимым им сырьём, а экспорт его продукции обеспечивает более 50% доходной части бюджета РФ.

При бесспорности тезиса о необходимости радикальной модернизации национальной экономики с избавлением её от экспортно-сырьевой направленности, чрезвычайно актуальной остаётся задача укрепления роли России как одного из ведущих мировых производителей и экспортёров минерального сырья. В немалой степени это связано с исчерпанием природных ресурсов в других странах при неуклонном расширении их использования в промышленности и сельском хозяйстве. Между

тем в многочисленных дискуссиях, а также принимаемых на разных уровнях стратегических и целевых программах сомнению нередко подвергается даже целесообразность сохранения, а тем более укрепления позиции минерально-сырьевого сектора в структуре российской экономики. Обосновывается это опасностью так называемой «голландской болезни», чреватой превращением страны в сырьевой придаток промышленно-развитых государств.

По мнению автора, совпадающему с позицией нынешнего руководства страны и многих специалистов в данной области, названная угроза не фатальна, ее можно минимизировать без искусственного снижения традиционно сложившейся высокой значимости минерально-сырьевого комплекса. В обозримой перспективе уменьшение существующих реальных, но вполне преодолимых за счет не менее реальных конкурентных преимуществ, угроз вполне возможно при выполнении превентивных мер. Среди них - стимулирование развития в стране высокотехнологичных и наукоёмких производств, использующих добытое минеральное сырье; поддержка совместных производств в этой сфере; заключение двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений, направленных на комплексное социально-экономическое развитие территорий, создание с помощью государства транспортной, логистической и прочих видов инфраструктуры, необходимых для функционирования не только предприятий комплекса, но и соответствующих территорий.

Предотвращению рассматриваемой угрозы будет способствовать и продолжение уже происходящей трансформации минерально-сырьевого комплекса в мощный, наукоёмкий, технически оснащённый и высокотехнологичный сектор мировой и российской экономики, который может стать движителем прогресса - как в рамках отдельных территорий, так и страны в целом.

Один из наиболее весомых аргументов в пользу такого взгляда - необходимость максимально эффективного и, что с учётом динамичности мировой экономики также критически важно, своевременного использования конкурентных преимуществ России - ее природных ресурсов. Наглядной иллюстрацией данного тезиса является угроза отечественной

газодобывающей отрасли со стороны ряда государств, делающих ставку на добычу сланцевого газа, что может нарушить сложившийся торговый баланс и подорвать коммерческий потенциал российской газодобычи.

Нерешённые концептуальные и терминологические вопросы

По традиции, сложившейся в отечественных геологии и горном деле, а также связанных с ними областях знаний, разнообразные виды деятельности по освоению и использованию содержимого земных недр и подземного пространства обычно обозначаются как недропользование, которое считается разновидностью и составной частью природопользования. Но, основываясь на таких представлениях, к недропользователям следовало бы отнести значительную часть жителей планеты, пользующихся, например, метро и другими подземными сооружениями.

По-видимому, чтобы исключить подобное расширительное толкование, в ст. 3.17 утверждённого в 2008 г. ГОСТ Р 8.6452008, разработанного федеральным агентством «Роснедра», недропользование определяется как «выполнение работ, соответствующих лицензии на право геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, использования и захоронения отходов производства, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых»1.

Из приведённой цитаты следует, что термин «недропользование» правомерен исключительно по отношению к ли-цензионно оформленной деятельности, включающей только геологоразведку, добычу минерального сырья, а также иные, эксклюзивно поименованные виды использования подземного пространства. Другие конкретные виды деятельности по освоению и коммерческо-промышленному использованию минерально-сырьевого потенциала недр в документе не упоминаются.

Между тем даже беглое знакомство со сложившимся в мире, включая современную Россию, положением дел показывает, что

1 ГОСТ Р 8.645-2008 Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в РФ.

достигшая поистине планетарных масштабов деятельность по освоению богатств недр, помимо названных геологоразведки и добычи полезных ископаемых, охватывает также операции по владению и распоряжению этими богатствами in situ, первичную, а зачастую и последующие стадии переработки добытого сырья, его складирование, транспортировку, маркетинг, коммерческую реализацию, устранение негативных экологических последствий горнодобывающего и перерабатывающего производств. Нередко добывающие сырьё предприятия выступают и в роли его основных потребителей, выдавая «на-гора» электроэнергию, высокотехнологичные виды топлив, минеральных удобрений, промышленных и строительных материалов и т. д.

В ряде ведущих стран-продуцентов приобретает растущую актуальность задача максимизации вклада их минерально-сырьевых комплексов в решение социально-экономических проблем развития территорий, для чего создаются специальные исследовательские центры и общественные объединения, принимаются хартии. При этом подчёркивается, что освоение ресурсов должно быть социально ориентированным и социально эффективным2, что ведёт к ещё большей диверсификации видов деятельности предприятий минерально-сырьевого комплекса.

С учётом отмеченного многообразия в зарубежных англоязычных публикациях наряду с понятиями exploration and mining operations, mining (mineral) industries (разведка и добыча минерального сырья, горнодобывающая промышленность) используется более содержательно ёмкий термин mineral resources management (MRM), означающий «управление минеральными ресурсами», но охватывающий, помимо управленческих, также производственные, коммерческие и прочие функции.

Близким по смыслу русскоязычным аналогом термина MRM является понятие «минералопользование», введённое в научный оборот без малого тридцать лет назад. При всей приверженности России к устоявшейся привычной терминологии в современных условиях разносторонняя деятельность по освоению и

2 Крюков В.А., Севастьянова А.Е., Шмат В.В. «Встраивание» процессов освоения минерально-сырьевых ресурсов в модели социально-экономического развития территорий. URL: http://www.econorus.org/c2013/program. phtml?vid=report&eid=1202 (дата обращения: 12.12.2013).

промышленному использованию минерального сырья уже не может рассматриваться лишь как недропользование, ограничивающееся взаимодействием геологоразведочных и горнодобывающих предприятий с земными недрами. По

существу, действующие в рыночных условиях предприятия и организации, занятые перечисленными видами деятельности, в том числе и разнообразными операциями с уже извлечённым из недр сырьём, становятся минералопользователями в широком понимании этого термина.

К сожалению, до сих пор непререкаемым признанием пользуется традиционный термин. Его категоричные сторонники - с одной стороны, геологи, отдавшие многие годы жизни изучению недр и освоению их содержимого, с другой - представители администраций различных уровней, в чьи функции входят распоряжение лицензионными участками недр и контроль, как правило, формальный, их использования. Первые выдвигают тезис о том, что термин «минералопользование» не имеет права на существование, поскольку не все добываемые из земных недр полезные ископаемые являются в строгом смысле слова минералами, то есть веществами неорганического происхождения и состава. Вторые апеллируют к своим распорядительно-контрольным функциям, распространяющимся прежде всего на горные отводы - участки недр и находящейся над ними земной поверхности. Не видят веских аргументов для отказа от привычного названия «недропользователи» и те предприятия, производственная и коммерческая деятельность которых ограничивается добычей и первичной переработкой минерального сырья, в основном идущего в таком виде на экспорт.

Неудивительно поэтому, что в официальных документах за редчайшими исключениями фигурируют лишь традиционный, наиболее приспособленный к реалиям плановой экономики термин «недропользование» и производные от него понятия. Но по существу проблема эта не столько терминологическая, сколько содержательная.

Сейчас внимание госорганов сосредоточено преимущественно на вопросах недропользования, т.е. фактически геологоразведки и добычи минерального сырья, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений. Поэтому без государственного мониторинга и патроната остаётся многосторонняя

деятельность массы производителей минерального сырья и продуктов его переработки, составляющих костяк минерально-сырьевого комплекса страны. В проигрыше оказывается и государство в целом, из-за, казалось бы, несущественных концептуально-терминологических неурядиц испытывающее затруднения в эффективной реализации законодательных, надзорных и управленческих функций по отношению к одному из важнейших секторов своей экономики.

Проблемы воспроизводства, расширения и модернизации минерально-сырьевой базы страны

Многочисленные конференции и совещания неизменно констатируют проблему исчерпания разведанных запасов важнейших видов минерального сырья, пригодных для промышленного освоения. И это притом, что обширные территории страны до сих пор остаются геологически слабоизученными. Например, отмечалось3, что на российском Дальнем Востоке поисковыми работами охвачено не более 10% территории, а геологическая изученность, особенно в северных и восточных районах региона, а также в шельфовых зонах дальневосточных и северных морей, ещё ниже.

Состояние геологической отрасли, по многим свидетельствам, остаётся неудовлетворительным из-за хронического недофинансирования, острой нехватки кадров, особенно средних возрастных групп, высокого морального и физического износа, а зачастую и полного отсутствия необходимой полевой и камеральной техники, прекращения деятельности производственных и научных коллективов, в том числе развивавших собственные научные школы и направления.

В отличие от многочисленных критических замечаний и даже требований радикального пересмотра либо полного аннулирования, высказываемых в адрес упоминавшейся Стратегии-2030, автором ранее уже подчёркивались её

3 URL: http://www.minexforum.com/ru/2012/07/09/minex-far-east-2012/ (дата обращения: 12.12.2013).

своевременность и прогрессивный характер4. К сожалению, в ходе анализа документа был обойдён вниманием оказавшийся впоследствии критически важным аспект пункта «Совершенствование программно-целевого планирования», входящего в раздел IV «Приоритетные направления развития геологической отрасли».

В названном пункте предлагается планировать геологоразведочные работы в пределах минерагенических провинций и минерально-сырьевых центров (МСЦ), выделяемых с учётом возможностей транспортной и энергетической инфраструктуры территорий. В документе такие центры «определяются как совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в федеральную или региональную транспортную систему (железнодорожный, трубопроводный и морской транспорт) для доставки потребителям».

Последовавшие за принятием документа события подтверждают недостаточную проработанность и недальновидность формулировок текста. Имеется в виду проведение «круглого стола» «Стратегия изучения и ресурсное обеспечение минерально-сырьевых центров на территории РФ» (ФГУП «ВСЕГЕИ», 25-26 ноября 2010 г.)5 и конференции «Создание новых горнорудных районов в Сибири и на Дальнем Востоке: проблемы и пути решения» (Москва, 6-7 апреля 2011 г.)6.

Ключевой идеей, отражённой в докладах и решениях этих весьма представительных и широко разрекламированных форумов, фактически явился призыв к трансформации сформулированной в Стратегии-2030 задачи изучения минерально-сырьевых центров как геологических объектов в задачу создания по всей территории страны специализированных

4 Прилуков А.Н. Опыт теоретико-прикладных разработок стратегии развития отраслей минералопользования России и её дальневосточного региона // ГИАБ. - 2012. - №11. - С.190-199.

5 URL: http://www.vsegei.ru/ru/conf/summary/index.php?ELEMENT_ID=715 (дата обращения:12.12.2013).

6 URL: http://www.roninfo.ru/publ/seminar/sozdanie_novykh_gornorudnykh_ rajonov_v_sibiri_i_na_dalnem_vostoke_problemy_i_puti_reshenija/1 -1-0-22 (дата обращения: 12.12.2013).

территориально-промышленных комплексов (ТПК) - тех же центров, но именуемых, по-видимому, для большей убедительности, как «центры экономического развития» (МСЦ-ЦЭР).

В связи с этим возникают серьёзные вопросы. Во-первых, почему комплексная и требующая многоаспектного анализа задача выделения МСЦ-ЦЭР ставится не перед географами, экономистами, технологами и другими специалистами, компетентными в вопросах планирования эффективного регионального развития, размещения производительных сил, организации производства и т.д., а перед геологами? Во-вторых, как быть с обширными российскими территориями, на которых нет и пока не планируется создание транспортной и других видов инфраструктуры, но которые обладают реальными или потенциальными ресурсами минерального сырья? В-третьих, разумно ли направлять усилия геологов на отдельные, как правило, хозяйственно освоенные и поэтому достаточно геологически изученные территории в условиях острой нехватки профессиональных кадров, из-за которой в стране до сих пор остаются геологически неопоискованными огромные пространства суши и шельфовых зон?

К сожалению, широкая кампания, инициированная решениями двух названных форумов, продолжается.

В качестве весомого аргумента против создания в массовом порядке специализированных ТПК (в данном случае - МСЦ-ЦЭР) можно напомнить, что эта идея усиленно пропагандировалась и внедрялась в СССР в течение двух последних десятилетий его существования, но продемонстрировала ограниченную жизнеспособность и была реализована лишь частично. Побочным продуктом ее реализации стали многочисленные моногорода и посёлки, специализирующиеся на одной либо группе тесно связанных между собой отраслей производства. Многие из этих монопоселений, в состав которых входили посёлки шахтёров, золотодобытчиков и т.д., в настоящее время либо прекратили существование, либо находятся в крайне сложном положении, нуждаясь в массированной государственной помощи на реструктуризацию и диверсификацию их производственной специализации. Возрождение не выдержавшей испытания временем идеи представляется абсурдным ввиду особого характера минерально-сырьевого производства,

заключающегося в ограниченности сроков его существования из-за быстрого исчерпания запасов сырья в осваиваемых месторождениях, происходящего при использовании современных технологий и техники ускоренными темпами.

Институциональная организация и законодательное обеспечение

Вопросы организации геологоразведочной, горнодобывающей, перерабатывающей и смежных отраслей промышленности остаются животрепещущей темой обсуждений. Как отмечают авторы известной работы, посвящённой нефтегазовому сектору, неполнота системы институтов в сфере недропользования является в России причиной невозможности полноценного освоения и использования её минерально-сырьевых ресурсов, учитывающего интересы значительной части общества, а не только владельцев акций компаний-недропользователей7.

Один из широко дискутируемых вопросов - определение оптимальной степени отраслевой обособленности геологоразведки. На различных форумах и совещаниях специалисты обосновывают необходимость восстановления геологии как народнохозяйственной отрасли, управляемой собственным министерством и финансируемой из государственного бюджета. Такая задача сформулирована, например, в политической программе партии «Справедливая Россия»8.

В бывшем СССР Министерство геологии существовало под разными наименованиями с 1946 по 1991 гг. Наряду с союзным, в РСФСР, Украинской, Казахской, Узбекской и Марийской ССР имелись соответствующие республиканские министерства9. Помимо Мингеологии в составе Правительства СССР в разное время были отраслевые министерства, в полных объёмах занимавшиеся вопросами недро- и минералопользования в своих областях ответственности. Вдобавок строительство предприятий минерально-сырьевого комплекса было в ведении

7 Нефтегазовый сектор: институциональная система требует «перезагрузки» / Под ред. Крюкова В.А. - М.: ИАЦ «Энергия», 2009. - 61 с.

8 URL: http://www.izbircom.ru/partii/politicheskaya-programma-rartii-spravedlivaya-rossiya.aspx (дата обращения: 12.12.2013).

9 URL: http://www.mining-enc.ru/rn/ministerstvo-geologii-sssr/ (дата обращения: 12.12.2013).

нескольких специализированных министерств10. Связующие функции выполняли Совет министров и Госплан. Из бывших союзных республик министерства геологии сохранились в настоящее время в Киргизстане, Узбекистане, а до 1997 г. - и в Казахстане.

В отличие от этого в странах дальнего зарубежья самостоятельные министерства геологии являются редкими и нетипичными исключениями. Как правило, геологические задачи на государственном и территориальном уровнях решаются здесь силами подразделений, входящих в структуру министерств или департаментов, занимающихся, наряду с геологией, вопросами горнодобывающего производства и связанными с ними видами деятельности. Так, Геологическая служба Индии распределена между двумя ведомствами - Министерством горнодобывающей промышленности (Ministry of Mines), в ведении которого находится большинство видов минерального сырья, и Министерством нефти и природного газа. Кроме геологоразведки названные министерства отвечают за добычу, переработку, распределение, маркетинг, экспорт, импорт, создание складских запасов соответствующих видов сырья11.

Подобное совмещение функций геологоразведки с другими задачами освоения и использования минерального сырья на федеральном и территориальном государственных уровнях имеет место в США (USGS с подразделениями, профильные службы в правительствах отдельных штатов), Австралии (ABARE, CSIRO, профильные министерства и департаменты в австралийских штатах и Северной территории), Канады (NRC - GSC; геологические службы профильных министерств и департаментов провинций) и большинстве других стран-продуцентов минерального сырья12. Причём расширение функций, выполняемых при участии геологических организаций, происходит чаще всего за счёт их слияния с другими управленческими структурами природно-ресурсной направленности. Так, бывшее

10 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/CnMCOK_MMHMCTepcTB_CCCP/ (дата обращения: 12.12.2013).

11 URL: http://mines.nic.in/index.aspx?level=1&lid=19&lang=1; http://petroleum. nic.in/ (дата обращения: 12.12.2013).

12 Directory of Geoscience Organizations of the World / Geological Survey of Japan. - 2013. 48 р.

Министерство геологии и минеральных ресурсов КНР в 1998 г. было преобразовано в Министерство земель и ресурсов путём слияния с государственными Земельным, Океаническим управлениями и Бюро обследований и картографии13. Министерство геологии Казахстана сменило свой статус посредством вхождения в 1997 г. под именем Комитета геологии и недропользования в Министерство индустрии и новых технологий14.

Однако, не отвергая полностью идею возрождения министерства геологии, наделяемого новыми функциями, по-видимому, следует признать её не вполне своевременной. Во-первых, обязанности бывших отраслевых министерств, включая и геологоразведку, во многом уже взяли на себя компании и корпорации, занятые добычей сырья. Во-вторых, создание особого министерства потребовало бы существенного увеличения объёмов средств, направляемых из бюджета на финансирование широкого перечня выполняемых им функций.

В целом существующая в России организационная структура недро- и минералопользования в своих основных чертах соответствует мировой тенденции к расширению разнообразия конфигураций подобных структур. Номинально нынешней организационной структурой российского минерально-сырьевого комплекса, имеющей в своём высшем звене две комиссии - возглавляемую Президентом страны, а также правительственную, охвачены все управленческие уровни. Для непосредственного руководства процессами геологоразведки и добычи сырья существует специализированное агентство «Роснедра», входящее в состав Минприроды РФ. Многие текущие отраслевые вопросы решаются на уровне корпораций (ОАО «Росгеология», ГК «Росатом», ОАО «Газпром», ОАО НК «Роснефть», ОАО НК «Лукойл», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», СУЭК, «Русский уголь», ОАО ГМК «Норильский никель», ОАО «Северсталь», ОАО ОК «Русал» и др.), часть которых занимает близкое к монопольному положение в соответствующих отраслях российской экономики и в значительной мере контролируется государством.

13 URL: http://www.mlr.gov.cn/mlrenglish/about/history/ (дата обращения: 12.12.2013).

14 URL: http://www.geology.gov.kz/ru/home (дата обращения: 12.12.2013).

Однако при ближайшем рассмотрении распределение функций между названными руководящими, исполнительными органами и самодеятельными организациями вызывает ряд серьёзных вопросов. Так, деятельность обеих комиссий высшего ранга, при их исключительной важности и компетентности, охватывает далеко не все отрасли и проблемы функционирования минерально-сырьевого комплекса. Кроме того, будучи скомпонованными из крупнейших специалистов и руководителей различных ведомств, данные преимущественно совещательные органы практически лишены возможности заниматься оперативным решением текущих задач.

Работающее на постоянной основе федеральное агентство «Роснедра» номинально призвано восполнить образующийся разрыв в функциях управления предприятиями минерально-сырьевого комплекса. Но, во-первых, согласно п. 1 действующего положения15, а также приведённому выше определению термина «недропользование», «Роснедра» при ограниченной численности его персонала обязано заниматься не только разведкой и добычей минерального сырья, но и другими видами использования подземного пространства. Во-вторых, будучи подразделением министерства, деятельность которого имеет выраженную природоохранную и контрольно-ревизионную направленность, агентство с неизбежностью должно организовывать свою деятельность подобным же образом. В-третьих, оно осуществляет экономический анализ работы исключительно подведомственных ему государственных унитарных предприятий.

С учётом того, что подобный экономический анализ и мониторинг выполняются, помимо названных немногочисленных ГУП, лишь в отношении отдельных отраслей и подотраслей, причём преимущественно силами самих компаний-минерало-пользователей, на федеральном и территориальном уровнях эта работа во многом пущена на самотёк. О функциональной неполноценности системы управления минерально-сырьевым комплексом страны красноречиво говорит проведённое Российской экономической школой обследование, показавшее, что в

15 иЯ!_: http://www.rosnedra.gov.ru/data/Files/File/2486.doc (дата обращения: 12.12.2013).

отечественных вузах горно-энергетического профиля, обучающих студентов технологиям геологоразведки и добычи природных ресурсов, в отличие от аналогичных зарубежных, нет ни одной программы, которая рассматривала бы энергетический и ресурсный сектор с экономической и предпринимательской точек зрения16.

На необходимость создания в стране единой системы мониторинга и управления в сфере недропользования тогдашний Председатель Правительства РФ еще в 2009 г. указывал на специальном совещании по совершенствованию системы мониторинга и управления запасами полезных ископаемых. На нем были названы и конкретные направления разрешения накопившихся многоплановых проблем, включая совершенствование организации геологоразведки, рациональное обустройство месторождений, применение эффективных способов добычи сырья, выстраивание логистических схем17. Однако по многим названным вопросам воз, как говорится, и ныне там.

Одним из возможных направлений разрешения создавшейся проблемы могла бы стать передача федерального агентства « Роснедра» в ведение Минпромторга либо Минэкономразвития. В первом случае агентство получит гораздо большую возможность наращивания имеющегося научно-технического, технологического и промышленного потенциала, во втором - названный потенциал можно будет более эффективно использовать в интересах развития российской экономики в целом. Другое возможное направление - придание агентству «Роснедра» статуса министерства либо внеминистерского агентства, что существенно расширит возможности взаимодействия с другими профильными министерствами и ведомствами, занимающимися вопросами функционирования и развития минерально-сырьевого комплекса.

Вне зависимости от выбираемого варианта, возлагающиеся на «Роснедра» функции нуждаются в расширении: агентство должно проводить мониторинг и экономический анализ деятельности геологической, горнодобывающей и перерабатывающей

16 URL: http://investfuture.ru/news/id/34135 (дата обращения: 12.12.2013).

17 URL: http://www.government.ru/content/rfgovernment/ rfgovernmentchairman/chronicle/archive/2009/06/16/8270686.htm (дата обращения: 7.08.2013).

отраслей, а также исполнять роль головного разработчика стратегических программ развития названных отраслей минерально-сырьевого сектора.

Что касается горного законодательства, то оно, по оценкам многих специалистов, фактически отсутствует. Принятый в 1992 г. закон «О недрах», который должен был регулировать распределение между недропользователями объектов минерально-сырьевой базы, созданной ещё в советские годы, в настоящее время, несмотря на многочисленные поправки, не справляется с новыми задачами, возникшими в связи с исчерпанием оставшихся нераспределёнными геологических запасов, а также с эффективным использованием минерально-сырьевого потенциала страны в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры. Поэтому вполне обоснованными и своевременными представляются предложения о разработке свода законов либо единого Горного кодекса, охватывающего все основные процессы геологического изучения, освоения месторождений, добычи и коммерческо-

промышленного использования минерального сырья.

* * *

Являясь одной из основ отечественной экономики, минерально-сырьевой комплекс в последнее время сталкивается с проблемами, для разрешения которых настоятельно требуются его реформирование и модернизация. В статье демонстрируется, как можно решить названные задачи без скоропалительной и болезненной структурной перестройки этого сектора и взаимодействующих с ним отраслей. Подчёркивается, что необходимым условием успешных реформ является изменение бытующего отношения к комплексу лишь как инструменту недропользования, служащему для использования богатств земных недр в основном для латания дыр в государственном бюджете.

Предлагаемые альтернативные варианты организационных преобразований в отечественном минерально-сырьевом комплексе нацелены на укрепление его роли как одного из основных звеньев и одновременно с этим - драйвера развития российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.