Научная статья на тему 'СТАНЕТ ЛИ QUAD 2.0. ФОРМАТОМ QUINT?'

СТАНЕТ ЛИ QUAD 2.0. ФОРМАТОМ QUINT? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
680
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
QUAD / QUINT / INDO-PACIFIC / USA / JAPAN / AUSTRALIA / INDIA / ASEAN / VIETNAM / NEW ZEALAND / CHINA / ЧЕТЫРЁХСТОРОННИЙ ДИАЛОГ ПО БЕЗОПАСНОСТИ (США-ЯПОНИЯ-АВСТРАЛИЯ-ИНДИЯ) / ИТР / АСЕАН / ВЬЕТНАМ / НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Н.Б.

В статье рассматриваются основные причины, проблемы, направления и границы активизации Четырёхстороннего диалога по безопасности или стратегической «Четвёрки» (США-Япония-Австралия-Индия) или QUAD в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). Показаны сдвиги и особенности в позициях её участников, шансы на расширение формата за счет подключения возможных новых членов из числа стран АСЕАН (в первую очередь Вьетнама) при условии сохранения её «центрового» места и роли в регионе, а также Южной Кореи или Новой Зеландии. Проанализированы оценка Пекином возможностей группировки и отношение к «Четвёрке» со стороны Китая, в силу экономического и политико-стратегического подъема которого прежде всего и предпринимаются попытки её обновления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAN QUAD 2.0 BECOME QUINT FORMAT?

This article is devoted to the study of main reasons, problems, directions and limits of the activization of QUAD or the quadrilateral strategic dialogue (USA-Japan-Australia-India) in the Indo-Pacific. It shows shifts and peculiarities in the positions of its members, chances for broadening of this format with joining of probable new participants from ASEAN (firstly Vietnam) under conditions of remaining it “central” place and role in the Indo-Pacific, or also South Korea and New Zealand. The analysis reveals estimation of opportunities of QUAD and attitude of China towards this grouping, which does undertake the own activization first in force of economical, geopolitical and geostrategic raising of an Asiatic giant.

Текст научной работы на тему «СТАНЕТ ЛИ QUAD 2.0. ФОРМАТОМ QUINT?»

Лебедева Н. Б. *

СТАНЕТ ЛИ QUAD 2.0. ФОРМАТОМ QUINT?

Lebedeva N. B.**

CAN QUAD 2.0 BECOME QUINT FORMAT?

Аннотация: В статье рассматриваются основные причины, проблемы, направления и границы активизации Четырёхстороннего диалога по безопасности или стратегической «Четвёрки» (США-Япония-Австралия-Индия) или QUAD в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). Показаны сдвиги и особенности в позициях её участников, шансы на расширение формата за счет подключения возможных новых членов из числа стран АСЕАН (в первую очередь Вьетнама) при условии сохранения её «центрового» места и роли в регионе, а также Южной Кореи или Новой Зеландии. Проанализированы оценка Пекином возможностей группировки и отношение к «Четвёрке» со стороны Китая, в силу экономического и политико-стратегического подъема которого прежде всего и предпринимаются попытки её обновления.

Ключевые слова: Четырёхсторонний диалог по безопасности (США-Япония-Австралия-Индия), ИТР, АСЕАН, Вьетнам, Новая Зеландия, Китай.

Abstract: This article is devoted to the study of main reasons, problems, directions and limits of the activization of QUAD or the quadrilateral strategic dialogue (USA-Japan-Australia-India) in the Indo-Pacific. It shows shifts and peculiarities in the positions of its members, chances for broadening of this format with joining of probable new participants from ASEAN (firstly Vietnam) under conditions of remaining it "central" place and role in the Indo-Pacific, or also South Korea and New Zealand. The analysis reveals estimation of opportunities of QUAD and attitude of China towards this grouping, which does undertake the own activization first in force of economical, geopolitical and geostrategic raising of an Asiatic giant.

Keywords: QUAD, QUINT, Indo-Pacific, USA, Japan, Australia, India, ASEAN, Vietnam, New Zealand, China.

Введение

За минувшие год-два явно наметилась активизация четырёх демократий США-Япония-Австралия-Индия спустя 10 лет, по сути бездействия и даже на какое-то время ухода в 2008 г. Австралии1 с момента ее основания в 2007 г. На этот процесс отреагировали и политики, и политологи. А в СМИ проскользнули даже нотки желания эту, до некоторых пор консультативную, т. е.

* Лебедева Нина Борисовна - к.и.н., ведущий научный сотрудник Центра Индийских Исследований ИВ РАН; e-mail: indology@inbox.ru.

** Lebedeva N. B. - Ph.D (history), Leading Researcher at Centre for Indian Studies, IOS RAS.

1 Это произошло после того, как «Четверка» впервые провела совместные маневры, на что Пекин отреагировал жестко в отношении Пятого континента, и австралийский премьер-министр К. Радд дал знак покинуть ее, чтобы не осложнять отношения с Китаем.

не налагающую никаких обязательств и собирающуюся время от времени группировку обозначить как QUAD-2.0 или как некую форму антикитайской коалиции или как НАТО на евразийском пространстве, видимо, сильно забегая в подобной оценке далеко вперёд [1].

Кроме того, обратили внимание и на то, что участницы формата представляют собой весьма и весьма солидное «сообщество» - самых крупных и самых быстро растущих экономик, топовых «транжиров» на оборону в мире, крупных по популяции стран. Необходимо также учитывать, что с момента ее формирования прошло время и менялись позиции участников по проблемам безопасности, как и самого формата, его роль и ситуация уже не в АТР, а в формирующемся ИТР2.

Фигурально выражаясь, оживление QUAD представляет собой картинку, когда в воду брошен увесистый камень и от него пошли ровные расширяющиеся круги, но несущие разные последствия, цели, задачи и т. п.

Это вызывает закономерные вопросы - какие факторы разжигают процесс активизации? Кто из членов «Четверки» прежде всего заинтересован в нем? Каковы нюансы позиций ее членов? По каким направлениям и в каких границах он развивается? И есть ли проблемы на этом пути?

Сдвиги в позициях сторон «Четверки»

Оживление формата 4-х связывают со вторым приходом к власти в Японии Синдзо Абэ в 2012 г., который позже в своем эссе, где он обозначил QUAD как «бриллиант безопасности» региона, призвал своих демократических коллег к сдерживанию Китая путем тесного сотрудничества на морском пространстве от Индийского океана до западной части Тихого океана [3].

До 2017 г. формат был скромным по сравнению с другими структурами, но с претензиями, у него не было ни секретариата, а поэтому его вряд ли можно было считать полноценной структурой. Вместе с тем QUAD никогда не рассматривался краткосрочным инструментом политики с такой особенностью - его сила была не в совместных акциях четырех государств, а в наличии двусторонних или трехсторонних взаимосвязей, которые сложились и активно развиваются между Японией и Индией, Японией и Австралией, Индией и Австралией и т. п. Точно также действуют отношения на основе альянсов между США и Японией и Австралией. Безусловно, нарастает сближение между США и Индией [4].

Нынешнее обращение С. Абэ в первую очередь нашло отклик и понимание в Индии, которая в большей степени испытывала давление энергичного внедрения Китая в БИО по разным направлениям (появление флота, атомных подлодок, опорных пунктов, затем первых постоянных баз и т.п.) и исходя из этих факторов и преодолев некоторую первоначальную осторожность

2 Идея формирования «Индо-Пасифики» уже давно применима во многих странах, в частности, в австралийской внешней политике (см. Белую книгу-2013 «Австралия в Азиатском веке»), как и политиками и политологами в Индии, Индонезии, Японии и даже в какой-то мере в Китае [2].

пошла на сближение с США и их союзниками, как по отдельности, так и с «Четверкой», которое способствовало обеспечению ее безопасности. Спустя несколько лет китайский проект «Один пояс - одна дорога» (ОПОП) дополнил список озабоченностей Дели по поводу усиления «китайского фактора».

Схожие опасения ощущала Австралия, но скорее в ИТР (Индо-Тихоо-кеанском регионе), ЮКМ (Южно-Китайском море) и во внутренних делах в связи с такими проблемами, как попытки подкупа высокопоставленных чиновников, давление на китайско-язычные СМИ и использование проки-тайских журналистов для пропаганды идей Коммунистической партии Китая (КПК), слежка за китайскими студентами в австралийских университетах и др. Все это толкало Пятый континент на участие в QUAD, которая в свою очередь оказывала поддержку как оппозиционной Лейбористской партии, так и коалиционному правительству.

США, как и Япония были ведущими адептами идеи QUAD, но их видение претерпело эволюцию. При президенте Дж. Буша-мл. был короткий период горячего одобрения, которое быстро погасло по двум причинам: 1. Еще не было столь острого противоборства с Китаем; 2. Отсутствовало чувство общности среди 4-х участниц формата.

При Бараке Обаме был предпринят «Азиатский разворот», по задумке которого считалась достаточной для баланса Китая перефокусировка американских военных, экономических и дипломатических механизмов и внимания к региону. Однако ее не удавалось полностью и быстро реализовать в виду обострившихся ситуаций на Ближнем Востоке и Украине.

Для США, которые, безусловно, были «мотором» «Четверки» даже в период десятилетнего «ничего неделания», в деятельности администрации Д. Трампа несомненно приоритетом стало заметно нарастающее соперничество с Китаем не только в стратегической, но и в экономической сфере. Так же круто негативно менялась ситуация в АТР (Азиатско-тихоокеанском регионе), особенно в ЮКМ, что требовало пересмотра подхода. Новый президент, проявив меньший интерес к идее «концерта демократий», сосредоточился на том, что границы дискуссий «Четверки» оказались близки видению Пентагона задач развития действующих союзов и партнерства в ИТР до уровня плотной сети архитектуры безопасности, способной противодействовать агрессии, сохранять стабильность и обеспечивать свободный доступ ко всем пространствам (суша, море, воздух, космос).

Существенно также, что и QUAD в период до 2017 г. не смогла сформулировать свои принципы и потому не отвечала ряду целей:

1. Формат должен был фокусироваться на двух вопросах:

• гарантирование свободы всех сфер (воздух, море, космическое и киберпространство);

• формулирование общего подхода к решению территориальных конфликтов.

2. Диалог должен оставаться диалогом, что подразумевало отсутствие необходимости формализации формата.

3. При большом числе разных форумов и структур сотрудничества в Азии QUAD должен действовать не как «исключительный клуб», а без диктата, уважая равенство всех миролюбивых наций и международные нормы.

4. Работать так, чтобы быть услышанным всеми его членами, каждый из которых должен сохранять принципы рыночной экономики, свободного, открытого гражданского общества и ответственной безопасности.

5. «Четверка» должна была быть готова к спору и, может быть, даже конфликту с Китаем, который рассматривает ее как угрозу, и поэтому должна защищать себя, свои принципы и действия, чего по сути не было [5].

Знаменательными встречами, положившими начало оживлению, стали консультации руководителей «Четвёрки» в Маниле в ноябре 2017 г., а в Сингапуре в июне 2018 г. - решение расширить круг тем для дискуссий и сделать их регулярными, которые будут проходить не под прежним названием «Четырёхсторонний диалог по безопасности», а под более спокойному - «Консультации США-Австралии-Японии-Индии». В Маниле рассматривались вопросы морской безопасности, международного права и ядерной угрозы Северной Кореи, помимо традиционной задачи углубления сотрудничества в сфере безопасности в целом. На встрече в Сингапуре ее новое мягкое название свидетельствовало о зарождении идей с целью большего объединения интересов QUAD в таких направлениях, как сотрудничество в поисках механизмов, отвечающих потребностям в инфраструктуре, а также в борьбе с терроризмом, повышения уровня оперативности между ними для более эффективных ответов гуманитарным вызовам. Итак, «Четверка» стала шире рассматривать себя в качестве геостратегического формата инициатив в границах ИТР. Судя по всему, новая Индо-Тихоокеанская «Четверка» намеревалась строиться не только на демократических ценностях, а и на разнообразных интересах и иметь более гибкую структуру.

Конкретно первыми, пока не очень значимыми знаками активизации формата стали:

1. Летом 2018 г. обсуждение напряжённой ситуации на Мальдивах из-за жёсткого противостояния Индии и Китая, который к тому же намерен построить там военную базу с причалами для крупных судов и субмарин. А это, по мнению бывшего мальдивского министра иностранных дел Ахмеда Насима, чревато обострением стратегической обстановки в Индийском океане [6].

2. В конце лета того же года обращение «Четвёрки» с настоятельным призывом к партнёрам о присоединении к более широким выступлениям против создания китайцами военных баз в других частях региона [7].

3. В конце мая 2018 г. Вашингтон переименовал Тихоокеанское командование США в Индо-Тихоокеанское с тем, чтобы оно четче соответствовало целям новой концепции [8].

Каковы ключевые мотивы активизации?

• Первый. Подъем активности QUAD был безусловно вызван нарастающими опасениями в связи с мощным экономическим и военным подъёмом и довольно агрессивным поведением Китая в ЮКМ, БИО (Большом Индийском океане) и ИТР. Этот фактор побуждал структуру в первую очередь искать рычаги противодействия проекту ОПОП в условиях некоторого ослабления позиций и влияния США после выхода из ТТП (Транс-Тихоокеанского партнерства) и из боязни возникновения определенного вакуума. Параллельно, не без оснований, США стали активно предпринимать меры сдерживания Китая как самолично, так и в рамках других форматов сотрудничества, помимо QUAD. Новейшим шагом на данном пути было подписание Д. Трампом прошедшего 19 декабря минувшего года через горнило Сената Акта об обеспечении азиатских инициатив (ARIA). По закону предполагается профинансировать на сумму в 1,5 млрд долл. долгосрочные многоцелевые стратегические программы США в «Свободном и открытом ИТР» и, прежде всего в Восточной и Юго-Восточной Азии. Документ подтвердил высокую значимость QUUAD 2.0 для США в качестве одного из ключевых стратегических направлений курса. В нем конкретно о QUAD говорилось: 1. Диалог по безопасности жизненно необходим с целью подавления стратегических вызовов в ИТР на основе общепринятых правил и уважения международных законов; 2. Диалог подобного рода нацелен скорее на дополнение, а не замену существующим механизмам [9].

Иными словами, США поставили цель расширить свои стратегические и другие интересы в регионе.

• Второй. В Вашингтоне вызывали раздражение принципы и масштаб непрозрачных методов финансирования китайских инвестиций, которые подводили немало стран-участниц ОПОП и других проектов к краю долговой ямы из-за грабительски высоких процентных ставок по ряду кредитов (Шри Ланка, Бангладеш, Мьянма, Пакистан и др.), слабое управление и игнорирование общепризнанных норм, стандартов и иных причин. Госсекретарь Рекс Тил-лерсон, выступая в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в октябре 2017 г., откровенно назвал такую политику КНР угрозой экономическому порядку в АТР, где для США более выгодным становится тандем с другими членами «Четвёрки» в альтернативных проектах, чем какая-либо самостоятельная версия мер в пику ОПОП. Об этом также говорилось в ARIA, как и об общих интересах в водах Азии и ЮКМ, о необходимости поддержки Вашингтоном стран АСЕАН, когда они с Китаем примут Код поведения в ЮКМ. 3 апреля 2019 г. в Вашингтоне заявили о том, что США не собираются направлять в Китай делегацию высокого ранга для участия в форуме международного сотрудничества «Один пояс-один путь» - 2019 из-за указанных выше проблем ОПОП [10].

• Третий. Впервые одним из ключевых в расширении иных сфер кооперации в рамках QUAD становится инфраструктурный проект, в котором, между

тем, ведущим инициатором является Япония с программой «качественной инфраструктуры» мая 2015 г. для стран ИТР и последовавшими позже ее вариациями. На состоявшейся 13 ноября 2018 г. встрече в Токио между вице-президентом США М. Пенсом и премьер-министром Японии С. Абэ было решено создать фонд в 70 млрд долл. для инвестирования в эти проекты.

• Четвертый. Вместе с тем Д. Трамп предпринял ряд мер на двухстороннем уровне по укреплению позиций США в этой сфере в противовес ОПОП. Так, в 2017/2018 финан. гг. это были соглашения на 500 млн долл. с Непалом об улучшении электрических сетей и транспорта; с Бангладеш (дополнительно 40 млн долл.) о создании береговой сети радаров и др. [11]

Однако размеры указанных и других инвестиционных проектов (к примеру, даже 60 млрд долл. в рамках Корпорации США по финансированию международного развития - IDFC или выделенные Белым домом в июле 2018 г. 113 млн долл. на инфраструктуру в ИТР) это, по большому счету, «комариные укусы» по сравнению с 1, 3 трлн долл. к 2027 г. Пекина на ОПОП. В целом, стратегия администрации Д. Трампа выглядит по меньшей мере попыткой лишь точечно противостоять проекту ОПОП, который, напротив, даёт чёткое представление будущего регионального порядка, хотя и не лишен огрехов и проблем [12].

• Пятый. Безусловно, наиболее сильным магнитом для взаимного притяжения «Четвёрки» по-прежнему остаётся стратегический диалог, который в новых условиях активизации может подвести ее к институтолизации партнёрства. Трудно оспорить, что катализатором этого направления, особенно в стратегическом сдерживании КНР являются США: в ноябре 2018 г. Вашингтон анонсировал твёрдое намерение расширить свою политическую практику в «Свободном и открытом ИТР» как через двусторонние, так и через почти все существующие здесь многосторонние механизмы - АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - APEC), Форум тихоокеанских островов, Инициатива Нижнего Меконга, БИМСТЕК (Инициатива стран Бенгальского залива по многосекторному техническому и экономическому сотрудничеству), ИОРА (Ассоциация сотрудничества стран Индийского океана) и др. Мало сомнения и в том, что США ставят цель не столько пристегнуть QUAD к этому длинному перечню структур, сколько переформатировать ее в полноценную четырёхстороннюю коалицию с антикитайской составляющей [13].

Роль доклада "think tanks" - 2018

Для ускорения решения задач в стенах «Четвёрки» усилиями группы из 4-х так называемых «think tanks» (Японский институт мира Сасакава, Индийский центр Вивекананда, Австралийский национальный университет, Фонд мира Сасакава в США) был разработан доклад с двумя десятками предложений с целью проведения независимой политики в области безопасности и экономики в условия активного внедрения Китая в ИТР, особенно в БИО.

Поэтому была даже сформирована четырёхсторонняя комиссия по безопасности в Индийском океане.

Нельзя не указать на предпосылки к появлению данного доклада. С 2013 г. эксперты из разных аналитических структур всех четырех стран QUAD (Heritage Foundation в США; Vivekananda International foundation в Индии; Tokyo Foundation с 2017 г.; Японский институт международных дел с 2018 г. и Австралийский институт стратегической политики) организовывали ряд конференций - «круглых столов» под названием «QUAD + - Диалог». Идея заключалась в том, чтобы положить начало дискуссий по взаимно интересным стратегическим вопросам и возможности привлечения какого-либо пятого члена. За 6 лет эксперты провели 5 конференций на основе ротации места - в Канберре (2013 г.), Джакарте (2015 г.), Джайпуре (2016 г.), Вашингтоне (2017 г.), Токио (2018 г.) и намереваются встретиться в Сиднее в 2019 г. (примечательно, что Китай, являющийся важным объектом обсуждений, принимал участие в них). Круг проблем был широк - от свободы навигации и возможной архитектуры дипломатии до борьбы с терроризмом и нетрадиционными угрозами. Это были частные дискуссии, в которых вопрос вызова со стороны Китая не был их главным предметом, Более того, китайские коллеги активно призывались к участию для выражения их мнений [14].

Ныне активизация QUAD повлекла за собой такое же приглашение Афганистану и Франции для участия в «QUAD+ или Диалог - 2019».

Остроту и ситуации, и докладу, который был опубликован в августе 2018 г., добавил факт, что в этот же период Индия (участница QUAD) и Китай предприняли меры по урегулированию ряда спорных проблем и в связи с этим провели переговоры между министрами обороны - Нирмалой Ситхараман и генерал-лейтенантом Вэй Фэнхэ после 73-х дневного противостояния двух армий на плато Доклам. Как повлиял этот факт переговоров на позиции Индии отметим ниже.

Главные из предложений доклада-2018: а). Японии и США рекомендовано пересмотреть участие в Азиатском инвестиционном инфраструктурном банке (AIIB) для поддержки высоких стандартов проектов, в том числе включающих Китай, а также строить свои экономические отношения с Австралией и др. б). QUAD и ее партнеры должны выступать против создания китайцами постоянных баз в БИО и требовать от Пекина рассмотрения проблем безопасности на основе сотрудничества и консультаций. в). Индия, США и Япония должны включить Австралию в полноправное участие в трёхсторонних морских манёврах «Малабар». г). Участники «Четверки» должны расширять свои морские и сухопутные возможности обороны исходя из собственных интересов, для реализации которых их ВМС будут необходимы способность к акциям на дальних расстояниях и, возможно, оснащение подлодок атомными двигателями. д). Члены «Четвёрки» должны сотрудничать и поддерживать такие региональные структуры, как ИОРА, ИОМС (Морской симпозиум Индийского океана), СААРК (Ассоциация Южной Азии по региональному

сотрудничеству) и др. Весомо прозвучала и информация о подготовке «Документа о видении» с целью фокусировки формата на главных проблемах [15].

Особенности условий и проблемы расширения QUAD

Одним из эффективных механизмов активизировать деятельность «Четверки» может быть расширение состава, т. е. путь формирования «Диалога+один», «Диалога+два» и т. д. Это характерно для многих схожих структур в мире. По этому поводу индийский премьер Н. Моди отмечал, что ИТР не должен быть управляем «клубом с ограниченным составом». Участников формата большое внимание привлекали в этом контексте государства Восточной Азии и АСЕАН. Но члены группировки ЮВА какое-то время предпочитали сохранять некий нейтралитет, чтобы избежать прямого конфликта между США и Китаем, хотя обсуждения вопросов безопасности с экспертами QUAD были им важны, как позже для Четверки -поддержка АСЕАН по причине того факта, что эта Организация (подпишет ли она формально соглашение с QUAD или нет) является центральной для стратегии США и их союзников в ИТР. Однако существенен и иной факт - АСЕАН не должна рассматриваться ими как механизм мягкого сдерживания Китая.

В целом восприятие «Четверки» среди членов АСЕАН было неоднозначно: Вьетнама и Филиппин - наиболее позитивное; Индонезии - скептическое; Сингапура, который выступал за присоединение еще в 2007 г., - ныне с наименьшим энтузиазмом, хотя оно быстро изменилось: от нежелания войти в соглашение с «Четверкой» на основе «свободного и открытого ИТР в мае до такой возможности в июне после того, как Н. Моди и Дж. Мэттис подтвердили принцип центральности АСЕАН и их согласия на выработку деталей в будущем, например, в форме QUAD+ или еще какой-либо иной [16].

Помимо официальных позиций по вопросам укрепления оборонных связей стран АСЕАН с QUAD параллельно формировалось общественное мнение. Согласно опросу организации Pew Poll, 43% индонезийцев и 77% филиппинцев предпочитают лидерство США и лишь 22% первых и 12% вторых чувствовали бы себя комфортно в условиях более значительного влияния Китая в регионе, особенно в ЮКМ. В целом, на наш взгляд, не стоит опасаться расхождения во взглядах между официозом, интеллектуалами и обществом по данной проблеме. Оно лишь отражает сложности нынешних международных отношений и их стратегической среды, которая ныне перекраивается молниеносно.

В ответ на региональное усиление Китая, не мог не начаться зеркальный процесс сближения стран АСЕАН и «Четверки», что отмечается многими экспертами. Как этот тренд может развиваться в дальнейшем? К числу наиболее заинтересованных в расширении связей с QUAD несомненно относится Вьетнам, которому более всех необходима поддержка извне в сохранении баланса в ЮКМ. В ноябре 2017 г. вьетнамские лидеры сигнализировали о принятии стратегии Вашингтона «Свободный и открытый ИТР» не без

заднего умысла - конкретно для предотвращения нежелательных сдвигов в «статус кво» вокруг Парасельского архипелага и островов Спратли. В марте 2018 г. вьетнамский президент Чан Дай Куанг совместно с Н. Моди подтвердил свое намерение сохранять свободу навигации и облета в ЮКМ, решать споры законными средствами, как и поддерживать мирный и процветающий Индо-Тихоокеанский регион. Ханой продолжал развивать разносторонние связи с Дели и в сфере обороны.

В сентябре 2018 г. в русле углубляющихся морских отношений с Токио, Вьетнам разрешил первый заход японской субмарины в один из своих портов, и в ответ вьетнамский фрегат нанес такой же визит в Японию в качестве акта, подтверждающего расширение их стратегических взаимосвязей. В этом же контексте стоит рассматривать визит в сентябре американского авианосца, первый с момента окончания войны во Вьетнаме. Был поднят уровень вьетнамо-австралийских взаимосвязей до стратегического партнерства. Таким образом, так или иначе (через совместные маневры, заходы в порты друг друга, углубление двусторонних отношений в сфере стратегии и обороны, предоставление или получение кредитов на вооружение, продажу или покупку военного снаряжения и т. д.) Ханой явно демонстрировал намерение идти на сближение со всеми четырьмя членами QUAD. Эти меры дали шанс (не без оснований) некоторым аналитикам оценивать возможности QUAD совершить переход к QUINT [17].

Вместе с тем, шаги Ханоя в сторону «Четверки» закономерно привлекали большое внимание некоторых политиков, политологов и СМИ, но также закономерно поднимали провокационный вопрос - станет ли Вьетнам членом этого формата? Или же он останется на позиции «теневого члена»?

Существует одно «НО», которое, по большому счету, касается не только Вьетнама. Оно заключается в не состыковке демократических принципов QUAD и идеологических установок (не всегда демократических) ряда стран АСЕАН. В таком случае, если «Четверка», скажем, намерена не драматизировать этот факт, ею руководит стремление скорее стратегического, а не нормативного характера. И яркий пример тому - Вьетнам, о чем выше говорилось.

Австралийские аналитики Р. Медкалф и Д. Брюстер подчеркивали, что расширение структуры будет существенным для нее. И все же склонялись к принятию новых членов, прежде всего, за счет региональных демократий, например, Южной Кореи. Вместе с тем, трудно не согласиться с их мнением, что включение стран недемократических или даже номинально демократических с понижающимся уровнем соблюдения прав человека несет определенный риск подрыва норм и правил QUAD. Пример «заигрывания» с Вьетнамом может усилить этот тренд [18].

Но можно еще раз подчеркнуть, что структура шаг за шагом предпочитает уступать место своих демократических ценностей стратегическим интересам и экономическим выгодам, в первую очередь, в противоборстве с Китаем.

В связи с этим вполне объяснимы причины, по которым Д. Трамп не поднимал вопросы прав человека во время его визита в страны АСЕАН в ноябре

2018 г. Япония также охаживает те страны АСЕАН, в которых не все благополучно с такими правами. Австралия в ходе специального саммита с группировкой в начале того же года снизила уровень критики относительно прав человека все по тем же мотивам. Что касается позиции Индии, то в совместном коммюнике с лидерами АСЕАН по итогам их январского визита 2018 г. в Дели этот вопрос упоминался вскользь и наряду с другими общечеловеческими ценностями как часть «общей судьбы».

Сдвиги в позициях участников «Четверки» по правам человека, углубление ее взаимосвязей с Вьетнамом, похоже, подтверждают ее первые шаги на пути от «клуба единомыслящих» к инклюзивности в форме хотя бы «младшего партнера» - Вьетнама по началу.

Вопрос о возможном участии стран АСЕАН в QUAD осложнен еще одним фактором, помимо указанного «НО», связанного с соблюдением прав человека. Индонезия, Вьетнам, Малайзия и Сингапур хотели бы стать частью QUAD, чтобы быть способными противостоять напору Китая. Но их настораживало отсутствие у «Четверки» ясности механизма их участия в партнерстве с ней, во-первых. И во-вторых, опасения потерять центровую роль в ИТР в связи с усилением таковой у QUAD, хотя ее членами были приложены немалые дипломатические усилия убедить АСЕАН в обратном, т. е. в том, что этого не произойдет и вопрос будет улажен. Н. Моди, Дж. Мэттис, Таро Коно, М. Пейн в один голос твердили, что центровая роль АСЕАН жизненно важна, никаких преград для вступления в «Четверку» не будет - а необходимо соблюдение ее правил и принципов [19]. Напрашивается вывод, что стороны могут договориться и обхаживание «Четверкой» указанных стран увенчается рано или скорее поздно успехом. Но на это, судя по всему, понадобится длительное время.

Нюансы позиций других ведущих членов АСЕАН

Индонезия, по-видимому, на очереди, чтобы присоединиться, хотя ее отношение к «Четверке» эволюционировало. Поначалу причиной послужила ситуация вокруг индонезийского о. Натуна, суверенитет водных пространств которого нарушают многократные патрулирования Китая. В августе 2017 г. министр обороны Индонезии Рямизад Рякуда в ходе встречи со своим коллегой Дж. Мэттисоном обсудил важность сохранения ИТР открытым и свободным. Джакарта сигнализировала о том, что присоединилась бы к QUAD, если это сделают остальные члены АСЕАН. Ей важно поддержание баланса в ЮКМ. Позже Индонезия поддержала концепцию «открытого и свободного ИТР» и не против мини-сторонней структуры QUAD, но, если она не будет 1). подрывать центровую роль АСЕАН и 2). исключать некоторые страны, как, например, Китай. Это понятно - страна активно сотрудничает с Пекином в сфере экономики и коммуникаций даже в условиях соперничества в этом с Индией, строящей порт в Сабанге.

Не все так просто с позицией Филиппин, особенно после прихода к власти Р. Дутерте. В политических и особенно в военных кругах Манилы, между тем, не слишком уверены в продолжительности его «дружбы» с Китаем в условиях конфликтов из-за рыбных ресурсов, необходимости испрашивать разрешение у Китая на рыбный промысел вокруг о. Скарборо, других серьезных факторов. Их представители склонны думать, что по этим причинам филиппинские власти могут пересмотреть степень близости с Пекином и решиться на восстановление связей с Вашингтоном в сфере обороны (это по существу стартовало), а значит в перспективе и с QUAD.

Малайзия имеет самый низкий уровень каких-либо взаимных неудовольствий и напряженности с Китаем. Но многое могло измениться после возвращения к власти М. Махатхира в мае 2018 г., который позже согласился с японским премьером С. Абэ совместно реализовать на основе закона принцип «свободного и открытого» ИТР, а также заявил в своем намерении поддерживать свободу навигации в Малаккском проливе и ЮКМ для всех стран. И хотя Куала Лумпур колеблется из-за некоторого отхода от принципов традиционного неприсоединения в своей внешней политике, отношения с Пекином стали более прохладными за последние несколько месяцев, судя по пересмотру и отмене М. Махатхиром некоторых проектов в рамках китайского ОПОП. Но состоится ли его заметная перебалансировка в пользу Вашингтона пока неясно [20].

Иные возможности расширения «Четверки». Неустойчивость позиции Австралии

Вместе с тем, этот процесс просматривается по другим направлениям и с другими возможными участниками. Например, Австралия, Япония, Новая Зеландия и Южная Корея планируют создать многомиллионный фонд для финансирования программы по обеспечению электричеством и сетью интернета Папуа-Новую Гвинею. США на площадке саммита АПЭК в ноябре 2018 г. заявили о выделении $300 млн структуре БИМСТЕК с целью получения странами Южной и Юго-Восточной Азии информации от партнёров о проблемах судоходства и возможных угрозах в регионе Бенгальского залива и за его границами. По-видимому, этой акцией Вашингтон надеется наладить более тесные отношения со странами Залива, а возможно и кое-кого из них привлечь к «Четверке».

Появление Новой Зеландии рядом с Австралий и Японией в планируемом фонде далеко не случайно. Вопрос о ее возможности подключиться к возрождаемой QUAD был одним из главных во время дискуссий на трехсторонней встрече АСЕАН-Австралия-Новая Зеландия в ноябре 2017 г. Хотя эта страна является членом многих региональных структур по безопасности (Оборонная договоренность 5-ти государств, механизм по разведывательному наблюдению в Проливе «Пять глаз» и др.), формализация ее участия в «Четверке» может создать для нее далеко не простую ситуацию в силу ее

стремления сохранять автономные дипломатические и экономические взаимосвязи со всеми главными игроками в регионе, в частности и с США даже после их выхода из ТТП. В тоже время Новой Зеландии хотелось бы избежать осложнения отношений с Китаем, особенно экономических в условиях заметного размежевания в регионе между Вашингтоном и Пекином, которое не привносит что-то полезное интересам страны. В таком случае ей остается балансировать между ними в поисках своей ниши [21].

В воздухе висит идея, что «Четверка» должна стать катализатором не только для более формализованной организации по безопасности QUAD+, но и для включения помимо АСЕАН других участников - Южной Кореи, сотрудничающей с США по вопросу размещения у себя ракетной системы THAAD с целью обороны от атак Северной Кореи и по иным проблемам безопасности на полуострове.

Рассматривая будущее QUAD нельзя не остановиться на особенностях позиций Австралии и Индии по этому вопросу. Для них характерны в чем-то параллельно схожая неустойчивость при определенной близости друг другу, свое видение ситуации в регионе, что несомненно воздействует так или иначе на активизацию формата. Так, премьер-министр Австралии Скотт Моррисон поспешил в ноябре 2018 г. посчитать QUAD важнейшим элементом архитектуры международных отношений в ИТР, в рамках которого можно сотрудничать не только стратегически, но и экономически. В связи с этим он заявил о выделении его правительством 2 млрд долл. на инфраструктуру в АТР с целью реализации силовой и иной проекции Австралии как важного партнера по безопасности и развитию [22].

Однако в январе 2019 г. на крупной международной конференции в Дели «Раисина диалог» министр иностранных дел Австралии Мариза Пейн, разъясняя позицию страны, особо выделила 4 пункта позиции Австралии:

1. Индийский океан занимает центральное место в стратегии Пятого континента;

2. У Канберры есть намерение углублять взаимосвязи с Индией;

3. Австралия признает роль Индии в Тихом океане;

4. «Четверка» не является индо-тихоокеанской.

Эти положения можно расшифровать и дополнить также такими сдвигами в австралийском видении общей ситуации, когда в 2017 г. Канберра всерьез обратила внимание на впечатляющий рост экономики Индии за последние два десятилетия и принятие ею «Экономической стратегии -2035», включающей дорожную карту углубления австралийско-индийских взаимосвязей. На это Австралия в свою очередь отреагировала объявлением о реализации ею 4-х летней программы в 25 млн долл. по улучшению инфраструктуры в транспорте, энергетике и т. п. в Южной Азии. Кроме того, Канберра выделила 1 млрд долл. на обустройство западного побережья континента с целью размещения патрульных кораблей, фрегатов и подводных лодок. Все это свидетельствует о ее интересах и обязательствах в регионе всерьез и надолго [23].

Из указанных фактов логично вытекает, с одной стороны, ожидание Пятого континента от Индии поддержки и активного вовлечения в южную часть Тихого океана, т. е. «задний двор» Канберры, а также ее партнеров в Тихом

А «-» U

океане. А с другой, в связи с этим достижение ею меньшей зависимости от Китая и его экономики, а также большей степени гибкости в ее маневрировании между «Четверкой» и Пекином.

М. Пейн упомянула QUAD лишь в ряду с другими многосторонними группировками - АРСИО, ВАС, АСЕАН, в которых участвуют и Австралия, и Индия. Что это может означать в широком плане для «Четверки» и американской стратегии Индо-Пасифики? Во-первых, она поддержала позицию Н. Моди о центральной роли АСЕАН и уважении ее интересов. Во-вторых, на какое-то время осталось без ответа предложение о поднятии встреч QUAD до уровня министров иностранных дел (позже Австралия согласилась). В-третьих, Канберру (как и Дели) не устраивала очевидная антикитайская направленность «Четверки» из-за опасения нарушения баланса отношений с Китаем и повторения ее выше упомянутых трений с Пекином.

Так что Австралия будет, по-видимому, исходить из своих приоритетов в стратегии и собственных интересах. И это при том, что между ней и Индией тоже есть несогласованности по проблеме ее участия в морских маневрах «Малабар»: Дели продолжает отказывать ей, с чем не согласны другие члены «Четверки», поскольку многосторонние учения для нее по сути являются лакмусовым тестом успешного сотрудничества на новом уровне [24].

Особая позиция Индии - причины и факторы

Что касается Индии - то у нее более выраженное особое мнение, на котором нельзя не остановиться. Ряд аналитиков называли Индию слабым звеном, стоящим на обочине QUAD. Другие указывали на отсутствие у нее энтузиазма и даже в определенной мере сопротивление из-за все еще приверженности Дели принципам неприсоединения с периода создания «Четверки» - в 2007 г. В последующее десятилетие, между тем, Индия участвовала во внутри-азиатских структурах по безопасности на двухсторонней основе - Индия-Япония, расширяла экономические, военные связи и торговлю оружием с АСЕАН, особенно с Вьетнамом, с которым установила отношения на уровне стратегического партнерства [25].

В тот период Индия не откликалась на призывы США и Японии активизировать свою роль в формате QUAD. Лишь к середине 2017 г. Индия пришла к иному решению в силу углубления напряженности в индийско-китайских отношениях, серьезных расхождений в подходах к принципам реализации ОПОП, сопротивления Пекина ее членству в международной группе ядерных поставщиков, поддержки им Пакистана и пакистанских баз террористов, наконец, из-за 73-х дневного конфликта на плато Доклам летом 2017 г.

Вместе с тем Индия сохраняла особую позицию по некоторым другим значимым для нее мотивам: Индия всегда выступала за более инклюзивный

и менее конфронтационный характер формата, против попыток сделать маневры «Малабар» (с начала 90-х гг. индийско-американские) маневрами QUAD. Отказ был далеко не единичный, а участие Австралии в учениях «Малабар» впервые продемонстрировало бы определенную меру единства «Четверки», ее готовности к совместному использованию военно-морского потенциала, направленного против Китая [26].

Индия была против проведения встреч на уровне министров иностранных дел или госсекретарей. Одной из ключевых целей Дели стало принятие за АСЕАН центральной роли в регионе, а не QUAD или какой-либо отдельной страны. Такой особый подход Индии к QUAD объяснялся следующими факторами: во-первых, у Индии было немало причин для острого недовольства трениями и угрозами со стороны Пекина в отличие от других членов «Четверки». Она имела наибольшее число пограничных споров с Китаем и опыт китайского вторжения на ее территорию в минувшем веке. И это при том, что у нее, единственной в QUAD не было гарантий безопасности с стороны остальных ее членов. Во-вторых, отношения с Китаем были наиболее важным компонентом в ее дифференцированной внешней политике и неприсоединении в прошлом, которые определяли ее стратегическую автономию по многим проблемам. Ныне их взаимодействия несомненно являются столь же значимым фактором в структуре ИТР. В связи с этим Дели скорее склоняется к обсуждению и улаживанию накопившихся между сторонами проблем, чем отмахивается от них (последний пример - решение конфликта в Докламе). Вот почему ее подход к QUAD не строится на антикитайской основе [27].

В-третьих, хотя Индию называли наиболее «своевольным» членом среди 4-х, на деле она оказалась единственно твердой и неуклонной в отстаивании своего неприятия принципов ОПОП с начала реализации проекта, нарушения ее суверенных прав в Кашмире и т. п. Лишь в 2017 г. Австралия, США и некоторые европейские государства озвучили свои опасения и заняли негативные позиции по ряду китайских проектов в Евразии и ИТР [28].

В-четвертых, для Индии важна возможность выбора между полнокровным участием в QUAD или эффективной стратегией в ответ на китайские провокации. Там понимают выгоду для себя в медленном продвижении к активизации «Четверки» и решению проблемы маневров «Малабар», которое дает ей дополнительные рычаги воздействия в будущих возможных трениях с Китаем. На сегодня отношения между ними более или менее стабильные, чему способствовала первая неформальная встреча между лидерами сторон в Ухане 27-28 апреля 2018 г. Спустя несколько месяцев Н. Моди заявил, что такого рода встреча помогла понять, что сильные и стабильные индийско-китайские отношения, внимание к интересам друг друга являются важным фактором для обеспечения мира и прогресса и в Азии, и на планете.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно согласиться с выводом аналитика из Центра по изучению наследия в Вашингтоне Дж.М. Смита о том, что остальные участники «Четверки» должны понять и принять особую чувствительность и в чем-то уникальную

позицию Индии, которая, исходя из указанных причин и факторов, полагается в меньшей степени на своих демократических коллег по формату, а в большей мере зависит от поведения и курса Китая [29].

Такую же оценку ситуации дал и вице-президент аналитического центра Observer Research Foundation в Нью-Дели, проф. Нандан Унникришнан в частной беседе автору данной статьи после лекции на тему «Внешняя политика Республики Индия. Особенности и перспективы», которую он прочитал в Центре индийских исследований ИВ РАН 22.04.2019 г.

Нельзя не указать на практические меры, которые предпринимались правительством Республики в последние месяцы для упрочения своих позиций в окружающей, не всегда спокойной среде. В ноябре 2018 г. президент Индии Рам Натх Ковинда совершил визиты в страны юго-западной части БИО. На о. Маврикий он заявил о выделении кредита на сумму в 100 млн долл. на оборонные нужды. На Мадагаскаре им были обсуждены меры по реализации кооперации в сфере «голубой экономики», поддержке рыболовства, укреплению взаимосвязей по морю, а также по развитию экотуризма, решению проблем контроля за экосистемами и др. В Мозамбике индийские офицеры осуществляют подготовку местного военного контингента, модернизируется оборонная инфраструктура, налаживаются гидрографическая служба, сеть медицинского обслуживания и т. п. На о. Агалега Индия строит современную взлетную полосу и модернизирует порт, который в будущем сможет принимать корабли индийских ВМС. Несомненно, эти разнообразные меры и визиты других официальных лиц и специалистов в островные и прибрежные страны рассматривались в Дели как зеркальный ответ усилению Китая [30]. Кроме того, подписав ряд соглашений, Дели получил доступ к таким опорным точкам и портам в БИО, как Дакм (Оман), о. Эссампшн (Сейшельский архипелаг), Чабахар (Иран), Сабанг (Индонезия).

В Индии, между тем, многие, но не все понимают, что индийский флот даже с помощью этой сети не сможет в одиночку обеспечить ИТР и БИО стабильность и мирный порядок. Так что возможности в этом контексте остальных 3- х членов усилят индийские операции и дополнят численность опорных пунктов для сдерживания Китая [31].

Некоторые детали позиции Пекина

Что касается Пекина, то министр иностранных дел КНР Ван Ю с насмешкой назвал группировку блоком, медленно ползущим на четвереньках, хотя и с широко освещаемыми в прессе идеями, которые рассеются как туман над водами и Тихого, и Индийского океанов. Эти слова министра обошли многие издания СМИ и статьи политологов. Время покажет, насколько верна такая оценка QUAD 2.0, высказанная Китаем, может быть, довольно поспешно. Судя по всему, это был сию минутный выплеск эмоций. Но разные

точки зрения на проблему, довольно противоречивые оценки той или иной ситуации и ответные меры показали, что помимо эмоций существует расчет:

1. Действительно, по сравнению с 2007 г. оживление «Четверки» в 2017 г. не вызывало поначалу обеспокоенности в Пекине, который в большей мере был озабочен акциями Вашингтона на уровне двусторонних союзов и которые им жестко осуждались.

2. Но в условиях, когда QUAD c его антикитайской направленностью старается стать определенной подмогой для асеановцев, Китай всячески пытается принизить значение «Четверки» и выдвигает на передний фронт АСЕАН, с одной стороны.

3. А с другой, Пекин умаляет центровую роль АСЕАН в регионе ИТР, считает, что «Четверка» как один из столпов «Открытого и свободного» ИТР напротив усиливает таковую.

4. В Китае стали понимать, что демократические принципы «Четверки» могут оказаться привлекательнее китайского тоталиризма.

5. Пекин пытается разными способами ослабить возможности АСЕАН решения проблем спорных островов и переговоров по ЮКМ в целом, предпочитая вести их не с группировкой, а по отдельности с каждой заинтересованной страной - так удобнее и эффективнее оказывать давление (об этом, в частности, высказывался филиппинский президент Дутерте).

6. Китай должен учитывать разочарование некоторых стран ЮВА и ЮА рядом проектов ОПОП, их издержками и рисками, политикой «долговой удавки» и т. п. В то время, как «открытый и свободный» ИТР дает асеановцам шансы более плавно вписаться в его условия как значимый субъект МО и не играть роль «второй скрипки» в игре Пекина.

7. Пекин, видимо, принимает во внимание, что активизация «Четверки» благодаря расширяющимся военно-морским маневрам в разных субрегионах и с разными участниками может со временем сделать ее азиатским НАТО, усилить гонку вооружений, противоборство в регионе, вовлеченность внешних игроков.

8. Китай негативно реагирует на выступления QUAD против его новых постоянных баз в БИО и ИТР [32].

Все это не в интересах Пекина. Однако там вполне ощущают и резонно оценивают различия в подходах стран «Четверки» к ряду ее проблем (особенно по особой позиции Индии). Естественно, это может заметно замедлить трансформацию QUAD в формальную структуру в расширенном (QUINT) или прежнем составе с формальными стратегическими обязательствами. В этом же контексте чрезвычайно важен факт меньшей зависимости ряда из них (Япония, Австралия, Индия, помимо не-членов «Четверки» -Республика Корея, АСЕАН) от экономических связей и торговли с Китаем, реально их главным партнером.

Заключение

После анализа различных этапов истории QUAD, причин недостаточной проекции в регионе, обилия риторики вокруг нее, а не реальных акций, разных аспектов дискуссий в ее стенах, видимо, можно и нужно дополнительно отметить еще несколько особенностей и уж потом сделать некоторые выводы относительно активизации и будущего формата в целом:

1. Отсутствие у «Четверки» какого-либо военного потенциала снижают ее возможности в решении территориальных конфликтов, скажем, в ЮКМ, где наиболее значимую роль в противостоянии китайским притязаниям пока берут на себя ВМС США. Другие участвуют по мере возможностей.

Не имея такого потенциала, как QUAD может защитить себя? При этом, если бы был поставлен вопрос о его создании в том или ином виде, вряд ли у членов «Четверки» мог бы сформироваться единый подход к пропорции вкладов в него хотя бы потому, что они обладают разными национальными ВС, ВВС и ВМС.

В силу этого, понятен накал чувствительности вопроса об участии Австралии в маневрах «Малабар», которые могут стать пробным шагом в развитии и военной кооперации.

2. Точно также формат не имеет какой-либо очерченной суммы экономических предложений по упрочению экономического сотрудничества между собой, которое, в том числе, могло бы быть элементом сдерживания Китая в целом и давления на проект ОПОП, в частности. По сути этот процесс лишь начался с намечаемыми общими планами в инфраструктуре.

3. По большому счету, члены QUAD далеко не едины по проблемам мироустройства в целом или в ИТР. Яркий пример Индии, которая выступает за многополярность и придерживается принципов неприсоединения, правда, весьма реформированных, судя по докладу «Неприсоединение - 2.0. Внешняя и стратегическая политика в XXI веке» 2012 г. Для США актуальны принципы «Америка прежде всего», как и Pax Americana в АТР. Япония долго придерживалась ограничений Конституции о недопущении участия в военных действиях вне ее границ.

4. Неоднозначны их единство по отношению к Пекину, его подъему, как и к опыту и зигзагам во взаимодействиях отдельных членов формата с Китаем. За примером далеко ходить не надо: США- Китай, Индия-Китай, Китай-Австралия и др. Следует учитывать обратную сторону - различную реакцию или уровень критицизма со стороны Пекина на эти отдельные взаимосвязи. В ряде случаев китайские власти успешно используют их в собственных интересах.

Можно поставить под вопрос и единство как основы существования «Четверки». В реальности, по-настоящему сложно ожидать его - это практически невозможно, поскольку столь востребованные в МО

государства «Четверки» почти всегда будут иметь те или иные, пусть незначительные, но расхождения по целому ряду вопросов, особенно стратегических в разных регионах и по отношению к разным странам. В связи с этим маленький штрих для иллюстрации - поддерживая принципы свободы навигации, Индия, Япония и Австралия не следуют примеру США в 12-мильной зоне вокруг спорных островов в ЮКМ. Но эти нюансы - это мелочи перед лицом магистральных, долгосрочных вызовов и трендов, на которые им следует отвечать.

5. Их немало в ИТР и БИО - по своему характеру геостратегических и экономических - территориальные споры в ЮКМ и ВКМ, проблемы безопасности на Корейском полуострове, нескончаемая китайско-американская торгово-экономическая (и не только) «война», отнюдь «незаштопанные»

«_» «J г" гр «_»

индийско-китайские отношения, проблема Тайваня: по сути противостояние многих стран против одной - Китая. Как будет «вертеться» Пекин в этих условиях, где и как искать дополнительную поддержку -вопрос отнюдь не праздный, но это отдельная обширная тема.

6. Указанные черты QUAD потребуют особой гибкости и инклюзивности, чтобы остаться не только жизнеспособным форматом, но стать более активным и расширенным за счет подключения АСЕАН и понимания ее центрового регионализма. Но есть одно «НО» - чем больше членов, тем меньше шансов на сближение мнений сторон.

7. Индия признает центровую роль АСЕАН, а это означает ограничение влияния «Четверки» в регионе. В связи с этим существуют идеи того, что Индии следовало бы инициировать формирование другой группировки в составе Японии, США, Индонезии и Сингапура. Две асеановские страны расположены на слиянии Тихого и Индийского океанов, что может придать ей полнокровный характер формата безопасности, с одной стороны, но вызовет раздражение Китая, с другой. Верно и то, что АСЕАН не способна защитить свои интересы от претензий, озвучиваемых Китаем, который довольно успешно маневрирует между странами группировки с тем, чтобы продвинуть свои интересы.

Итак о будущем: одни специалисты полагают, что перспективы серьезного оживления «Четверки» довольно слабы по ряду причин в пунктах за №№ 1, 2, 3, 4 и др. Приверженность демократическим принципам, открытой и свободной торговли довольно риторически зазвучала в изменившихся условиях в регионе после выхода Д. Трампа из ТТП, появления на авансцене других мотиваций и целей, о чем упоминалось выше. Несомненно, будет воздействовать на процесс активизации формата обстоятельства внутреннего порядка - скажем, смена С. Абэ в Японии или М. Тернбулла в Австралии. К сожалению, после 2017 г. налицо пока мало энтузиазма и шагов по принятию регулируемой кооперации в стенах «Четверки». Но нельзя при этом не признать, что вопросы обороны и безопасности по сравнению с 2007 г. получили толчок в этом направлении - сотрудничество между

членами формата не развеется как туман, по словам министра иностранных дел Китая.

И в то же время некоторые эксперты полагают, что оживление неминуемо и высоко востребовано в силу необходимости 1). ответа на достаточно агрессивное поведение Пекина (военное укрепление искусственных островов в ЮКМ, строительство новых опорных пунктов и баз на островах БИО, растущий профиль ВМС, эгоистичную экономическую политику в рамках ОПОП ц др.); 2). оказания давления на Китай в сторону выполнения им норм международного права и обязательств в сфере безопасности. В этих условиях QUAD необходимо искать новые концептуальные решения региональных проблем, перестать играть роль клуба для дискуссий избранных игроков, а перейти к разработке конкретных планов и инновационных механизмов, мерам хотя бы начальных, но практических действий (например, по активному вовлечению новых сторонников без каких-либо идеологических ограничений, поддержке индийско-японского проекта Азиатско-африканского коридора роста и т. п.). На наш взгляд, следует придать особый импульс и недавно заявленной, экономической и инфраструктурной компоненте консультаций в стенах QUAD, которая несет выгоду всем сторонам в разнообразных процессах в ИТР.

Закономерны вопросы и о том, куда может завести особая позиция Индии, где некоторые специалисты не разделяют ее по ряду направлений и считают, что формат дает уникальную возможность Республике быть активным игроком в определении региональной безопасности, с одной стороны. А с другой, «Четверка» может влиять на траекторию китайско-индийских отношений. Каковы шансы Китая сохранить свое движение вперед в условиях противоборства, по существу, на основе формулы «один против многих»? По какому сценарию будут развиваться события в ИТР и в и вокруг QUAD в целом? Ответы на них остаются пока открытыми.

Литература/References

1. https://www.aspistrategist.org.au/why-the-quad-wont-ever-be-an-asian-nato.

2. http://risingpowersproject.com/wp-content/uploads/2018/10/Rising-Powers-Quarterly-Volume-3-Issue-2.pdf; Лебедева Н.Б., монография «Индийский океан -вызовы ХХ1 века и Индия.(очерки международных отношений)», М., ИВ РАН, 2018 г.; Лебедева Н.Б. Китайские инициативы ЭПШП и МШП-21 VS индийские проекты "Mausam", "Spice road", Sagar Mala и "Cotton Routes" (проблемы, перспективы, реакция) - журнал «Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития», выпуск XXVI-XXVII, 2015, с. 26-57.

3. https://thediplomat.com/2018/05/the-quad-vietnam-and-the-role-of-democratic-values/

4. https://thediplomat.com/2019/03/us-asia-strategy-beyond-the-quad/

5. https://nationalinterest.org/feature/how-push-back-against-aggressive-china-en-ter-the-quad-12192.

6. https://www.theweek.in/news/world/2018/03/17/quad-countries-to-discuss-maldives-situation-us.html.

7. https://www.dailypioneer.com/2018/page1/quad-brains-against - china-bases-in-ior. 08. 23. 2018; https://www.newdelhitimes.com/quad-of-india-japan-s-and-aus-tralia-worries-china; http://indiandefensenews.org.

8. https://ria.ru/20180531/1521742064.html;https://www.aspistrategist.org.au/new-perspectives-for-the-revived-quad/

9. https://www.alec.org/article/the-asia-reassurance-initiative-act-a-strategic-vision-for-the-indo-pacific/; https: //thediplomat.com/2019/01/trump-signs-asia-reassurance-initiative-act-into-law/;https://thediplomat.com/2019/01/aria-congress-makes-its-mark-on-us-asia-policy/

10. https://thediplomat.com/2019/04/who-is-and-who-isnt-attending-chinas-2nd-belt-and-road-forum/

11. https: //www.heritage.org/the-quad-plus.

12. Новое Восточное Обозрение, интернет-журнал - Лебедева Нина, Почему формат США-Япония-Австралия-Индия активизировался? 4 февраля 2019 г.; https://www.livemint.com/Politics/tK8rfMn10WAubTPSmuCuQJ/Quad-quietly-gains-steam-as-way-to-balance-China.html; https://www.nytimes.com/2018/10/ 14/world/asia/donald-trump-foreign-aid-bill.html.

13. https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/us-to-identify-collabora-tive-opportunities-with-bimstec-in-its-indo-pacific-plan/articleshow/66699739.cms.

14. https: //www.heritage .org/the-quad-plus.

15. http: //indiandefensenews.org.

16. https://thediplomat.com/2018/05/the-quad-vietnam-and-the-role-of-democratic-values/; https://www.scmp.com/week-asia/opinion/article/2121474/us-japan-india-australia-quad-first-step-asian-nato.

17. https://thediplomat.com/2018/05/the-quad-vietnam-and-the-role-of-democratic-values/

18. https: //perthusasia.edu.au.; https: //www.heritage.org/global-politics/commentary/ india-and-the-quad-weak-link-or-keystone.

19. https://www.mofa.go.jp/press/release/press1e_000099.html; https://www.firstpost. com/india/modi-in-singapore-india-us-australia-japan-quad-must-move-from-theoretical-discussion-to-pragmatic-cooperation-5541621.html.

20. https://foreignpolicy.com/2018/10/19/T0-BALANCE-CHINA-CALL-VIETNAM-MALAYSIA-PHILIPPINES/

76 ^eöegeBa H. B.

21. https://www.asiamediacentre.org.nz/opinion/marc-lanteigne-quad-revival-in-indo-pacific-new-zealand-dilemma/

22. https://www.firstpost.com/india/modi-in-singapore-india-us-australia-japan-quad-must-move-from-theoretical-discussion-to-pragmatic-cooperation-5541621.html.

23. https://blogs.griffith.edu.au/asiainsights/australias-indo-pacific-pitch-whats-in-it-for-the-quad; https://foreignminister.gov.au/speeches/Pages/2019/mp_sp_190109. aspx; https://www.pacforum.org/sites/default/files/issuesinsights_Vol19CR3_.pdf

24. https://www.newdelhitimes.com/quad-of-india-japan-us-and-australia-worries-china/; http: //indiandefensenews.org.

25. https://www.cnas.org/publications/reports/the-emerging-asia-power-web-the-rise-of-bilateral-intra-asian-security-ties; www.vifindia.org/article/2017/may/12/achieve-ments-india-vietnam-de.fence-and-security-cooperation.

26. https://www.hindustantimes.com/world-news/australia-us-signal-support-for-quad-at-their-2-2-talks/story-ZqMnhWK01AfsJqw038KchN.html.

27. https://www.iiss.org/blogs/analysis/2018/07/india-inclusive-indo-pacific-policy-china-relations.

28. https://www.eastwestcenter.org/publications/indias-continental-connect-indo-pacific-and-quad-20.

29. www.aspistrategist.org.au/india-and-the-quad-weak-link-or-keystone/15 Jan 2019.

30. https://iasinsights.in/2018/11/16/four-corners-on-the-quads-agendahindu-sum-mary-15th-nov-2018/

31. https://foreignpolicy.com/2018/07/23/india-is-the-weakest-link-in-the-quad/

32. https://www.newdelhitimes.com/quad-of-india-japan-us-and-australia-worries-china/; http: //indiandefensenews.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.