Научная статья на тему 'Индия - АСЕАН: двадцать пять лет спустя (грани отношений и внешние факторы)'

Индия - АСЕАН: двадцать пять лет спустя (грани отношений и внешние факторы) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
312
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / АСЕАН / Н. МОДИ / КУРС "ДЕЛАЙ В ИНДИИ" / США / КИТАЙ / ЮКМ. ЛЕМОА / INDIA / ASEAN / N.MODI / COURSE "ACT IN INDIA" / ЕРУ USA / CHINA / SCS / LEMOA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Нина Борисовна

В статье даётся анализ основных итогов и проблем 25-летних взаимодействий Индии и АСЕАН, а также перспектив их развития. Показаны некоторые новые возможности в рамках объявленного премьером Н.Моди курса «Делай в Индии», «Цифровая Индия», «Умелая Индия» «Умные города». Большое внимание уделено стратегической сфере и роли Индии в ЮКМ, где она принадлежит ко второму эшелону сдерживания Китая. Исходя из собственных интересов в мире и интересов АСЕАН, США, стремясь активнее использовать Индию, в частности в ЮКМ, в 2016 г. было подписано соглашение по военной логистике (ЛЕМОА) и ряд военно-технологических договорённостей (о статусе главного партнёра, предоставлении военной техники на уровне стран НАТО и Израиля, возможной передаче списанного, но действующего авианосца и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the main results and problems in interactions between India and ASEAN during 25 years, as well perspectives of its development. The paper shows some new possibilities of its development in N.Modi course “Make in India”, “Digital India”, “Skill India”, “Smart cities”. Great attention is paid to strategic sphere and the role of India in SCS, where it belongs to the second echelon in containing China. Proceeding from its own interests in the world and interests of ASEAN, the USA strives to more active involvement of India, especially in SCS. In 2016 the US signed with India the LEMOA agreement and several militarytechnological arrangements (on the status of main partner, arms sales on the level of NATO and Israel etc.).

Текст научной работы на тему «Индия - АСЕАН: двадцать пять лет спустя (грани отношений и внешние факторы)»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXXV (№ 35, 2017)_

© Лебедева Н.Б.

ИВ РАН

ИНДИЯ - АСЕАН: ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ (грани отношений и внешние факторы)

Введение

И прошедший 2016 год, и весь год 2017, безусловно, богаты юбилеями и примечательны по нескольким причинам и для Индии и для АСЕАН не только в контексте итогов институали-зации их отношений. Во-первых, конец минувшего года - это 25-летие запуска индийского курса «Смотри на Восток», который в первую очередь был обращен к ЮВА и АСЕАН. Во-вторых, 28 января текущего года - 25-летие полного диалогового взаимодействия Индии-АСЕАН. Помимо этой даты, стоит напомнить о 15-летии партнёрства на уровне саммитов (с 2002 г.) и 5-летии стратегического партнёрства с 2012 г. Наконец, в третьих, сама Ассоциация встречает в этом году 50-летие со дня её основания, а один из ведущих её членов - Вьетнам, отметил в январе 25 лет установления дипломатических отношений с Индией, Малайзия - 1 апреля 50-летие дипотношений.

Цепь этих вех побуждает к анализу целого спектра побед, проблем и перспектив во взаимосвязях Индия-АСЕАН на столь длительном пути, что наиболее близко моим интересам. При этом, представляется необходимым учёт и тех внешних геополитических и геостратегических факторов, которые в самые последние один-два года воздействовали на динамику, как внутри рассматриваемой связки, так и сдвигов в балансе сил в регионе ЮВА и Северо-Восточной Азии (СВА), но через призму места и роли Индии.

В связи с этим обоснованно возникает ряд вопросов, на которые хотелось бы обратить внимание: какие новые меры будут предпринимать Индия и АСЕАН, чтобы сделать их партнёрство более эффективным и более значимым в региональных международных отношениях (МО) и интеграционных трендах? Какое влияние может оказать президентство Д. Трампа на ту ситуацию, которая развивалась в СВА и ЮКМ с 2009 г.? При-

ведёт ли это к значительным подвижкам разного характера после её переосмысления и Трампом и участниками МО по линии - США-Китай, США-Индия, США-АСЕАН, США-Япония, Индия-Китай, Индия-Япония и т.д.

Конечно же, все направления рассмотреть сразу сложно, поэтому есть смысл остановиться на тех, что ближе заявленной теме.

Индия-АСЕАН - итоги и проблемы

Подчеркнем, что одним из ключевых достижений усилий сторон является широкая институализация отношений от АРФ, ВАС, встреч на уровне министров обороны (АЭММ+) до взаимодействий с отдельными членами АСЕАН на двустороннем уровне и в рамках таких структур сотрудничества, как Меконг-Ганга, БИМСТЭК и др. Она стала корневой системой, питающей их дальнейшее конструктивное сближение по разным каналам и в разных направлениях. В целом за четверть века партнёры создали свыше 30 ежегодных диалоговых механизмов. К примеру, саммит на уровне Премьер-министров, 7 секторальных саммитов на министерском уровне, 3 фонда АСЕАН-Индия - по развитию сотрудничества, по науке и технологиям, по окружающей среде. Индия открыла также в 2015 г. две специальные миссии со своими представителями при АСЕАН и ВАС (в Джакарте) с целью укрепления связей с этими региональными форматами. И думается, что развитие данного процесса пополнится новыми структурами и агентствами1.

Расширялись торговые и экономические отношения - объем торговли неуклонно рос и в 2015 г. достиг 58,7 млрд долл. (в 2001-2002 гг. он составлял лишь 7,4 млрд долл.), в 2016 г. -около 70 млрд долл., хотя было запланировано 100 млрд долл. Для сравнения приведём цифры торговли АСЕАН с Китаем -472,16 млрд и с США - 413,46 млрд долл. Инвестиции Индии в АСЕАН также ниже китайских - в 2015 г. 1.2 млрд долл. (Китай - 8,15 млрд долл. за тот же год), что можно было объяснить все ещё существующими опасениями среди и общественных и частных компаний перед вызовами и рисками при инвестировании. В целом, Индия остаётся важным торговым крупнейшим партнёром Ассоциации2.

Вместе с тем, по оценкам многих экономистов, даже на этих направлениях таится огромный неиспользованный потенциал и, по некоторым прогнозам, Индия может к 2020 г. значительно увеличить объёмы товаров и услуг на сумму до 200 млрд долл., запланировать одновременно меры более активного поощрения частных фирм на крупные инвестиции в страны-участницы группировки и в обратном направлении.

Хотя достигнуты определённые результаты в такой критически важной сфере взаимосвязей, как развитие сотрудничества в транспорте, они явно недостаточны на перспективу. Так, проект Индии-Мьянмы-Таиланда супер автомагистрали длиной в 1360 км, как и многостороннее строительство шоссейной дороги «Каладан» между Индией и странами АСЕАН, находятся всё ещё в процессе строительства. Первый должен быть завершён в 2018 г. Индия является участницей амбициозного трансазиатского проекта строительства железной дороги, реализация которого пока далека от завершения. Более того, между Индией и некоторыми странами группировки отсутствуют до сих пор прямые авиалинии. Несомненно, все эти меры и планы чрезвычайно актуальны, но упираются, похоже, в проблемы финансирования и сроков выполнения проектов, а в ряде случаев - нестабильности ситуации на тех или иных участках или в приграничных районах .

Новые шаги премьера Индии Н. Моди навстречу АСЕАН

Почему правительство Нарендры Моди стремится сделать связи с АСЕАН в этих и иных сферах более динамичными и провозгласило курс "Act East" (АЕР), который пришёл на смену "Look East" и стал по существу его третьей фазой? Это, в частности, подтверждают на политико-дипломатическом уровне заметно участившиеся за последние полтора года визиты индийских официальных лиц высшего уровня - президента, премьера, вице-премьера Индии и других в девять из десяти стран-членов АСЕАН (Индонезию, Мьянму, Малайзию, Лаос и др., кроме Филиппин).

Судя по всему, в основе нового курса «Делай на Востоке» лежали три основных причины: Во-первых, это неуклонное

усиление собственно группировки в силу поддержания высокого уровня экономического роста, благодаря чему АСЕАН уверенно вписывается в число наиболее крупных и динамично развивающихся экономических центров мира, заняв третье место в их ряду. К такой оценке пришли авторы информационно -аналитической записки «Основные интеграционные торговые объединения мира: цели и перспективы развития» (Москва, 2014 г.). Отметив, что доля взаимной торговли в общей внешней торговле государств-членов свидетельствует о степени ин-тегрированности общего внутреннего рынка и она различна, они пришли к выводу - в 2014 г. в ЕС она достигла более 60 %, в НАФТА - 45 %, АСЕАН - 24 %, СНГ и МЕРКОСУР - более 20 %, ЭКОВАС - 11 %4. Во-вторых, и АСЕАН, и ВАС, и ВРЭП, и формирующееся усилиями группировки экономическое сообщество - весьма амбициозны по своей природе и задачам, в том числе в стремлении сделать свои страны процветающими (при всех различиях в уровнях развития их экономик). И первая и вторая причина привлекательны для Индии с целью получения соответствующих выгод и «дивидендов» для собственного прогресса, а также расширения её роли в рамках не только АСЕАН, но и этих и других возможных в перспективе форматов;

В-третьих, активная вовлеченность и в те и иные структуры способствует поискам стратегических возможностей Индии сбалансировать на этих полях воздействие «китайского фактора, и в то же время прагматически использовать связи с ними для построения более продуктивных отношений с Китаем в

5

возможных точках совпадения их интересов .

В итоге, диверсификация Индией взаимодействий с АСЕАН, другими её структурами и региональными интеграционными форматами, как и с их участниками на двустороннем уровне, обеспечивает Республике широкое поле для маневрирования как на географически более пространном поле, так и для повышения эффективности курса «Действуй на Востоке» и его механизмов, о чем далее.

Как было показано выше, институализация и многие направления сотрудничества в экономике, торговле, транспорте шли в целом по правильному пути. Однако требовались в не

меньшей степени иные импульсы для расширения контактов "people-to-people", сфер технологий и науки, культуры и т.п., поисков других ниш и синергетики ныне в рамках курса «Действуй на Востоке». В поле зрения Дели неизменно оставались намерения закрепить и поднять прежние достижения на более высокий уровень, активизировать менее разработанные направления.

Так, поскольку торговый баланс продолжал оставаться в пользу АСЕАН, что, естественно, беспокоило индийскую сторону, были выдвинуты предложения и конкретные приглашения асеановцам участвовать в таких проектах, как «Делай в Индии» (Make in India), «Интернизация Индии» (Digital India), «Умелая Индия» (Skill India), «Умные города» (Smart Cities), за счёт которых Индия надеялась расширить инвестиции в инфраструктуру, торговлю, производство, сельское хозяйство, обустройство городов и т.п. Чтобы следить за конъюнктурой и продвигать их в жизнь, были учреждены Центр АСЕАН-Индия в Нью-Дели и Центр по изучению АСЕАН в Шиллонге.

Надо признать, что подобные предложения Н. Моди делал в отношении и США и стран Запада в ходе визитов за границу, но пока широкой поддержки не получал. И это понятно -тамошние прагматичные деловые круги отчётливо понимают огромные проблемы на пути воплощения этих проектов в столь сложной, всё ещё социально необустроенной (особенно в глубинке, в деревнях) страны с многомиллионным бедным населением. Не следует сбрасывать со счетов негибкость индийской бюрократии, проблем покупки земли, получения лицензий компаниями и т.п. Как представляется, всё это побудило премьера обратиться с этими же проектами и к асеановцам, которые ближе географически, по менталитету и культуре, наконец, по схожести в определённой мере уровней и особенностей экономического развития и пр.

После предстоящего заключения в 2017 г. соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве (ВРЭП) индийское правительство намерено инициировать специальную кредитную линию в 1 млрд долл. для углубления связей с АСЕАН и 100 млн долл. для быстрого введения в дей-

ствие нескольких промышленных проектов в Камбодже, Мьянме, Лаосе и Вьетнаме (CMLV)6.

Поскольку все также остро стоит вопрос об улучшении транспортной связи в субрегионе, Индия выразила желание расширить сеть дорог от её северо-восточных штатов в сторону АСЕАН, продлить трёхстороннюю автомагистраль Индия-Мьянма-Таиланд до Камбоджи, Лаоса и Вьетнама, оптимизировать деятельность аэровоздушных линий в рамках специальной группы АСЕАН-Индия по гражданской авиации, как и проект строительства дороги Рхи-Тиддим7.

Кроме того, есть потенциал развития сотрудничества между сторонами по такому вектору, как решение сопряжённых проблем окружающей среды и расширения возможностей «зелёной» энергетики, которые не так часто попадают в поле зрения политиков, учёных или СМИ, и, по сути, стартовали лишь в 2010 г., когда был учреждён специальный фонд в рамках формата АСЕАН-Индия по изменению климата.

Учитывая рост в мире доли возобновляемой энергии до 12,7%8, которая в дальнейшем достигла 16,7%, Индия выразила намерение внести это направление в повестку дня сотрудничества с АСЕАН. И это не удивительно - Индия занимает одно из пяти топовых мест в мире по техническому обеспечению получения подобного вида энергии, вырабатывая около 26 GW, т.е. 12,5% всего её объёма9. Согласно объявленному в сентябре 2014 г. правительством Н. Моди плану, Индия намерена достичь к 2022 г. 175 ГВт возобновляемой энергии (100 ГВт -солнечной, 60 ГВт - ветряной, 10 ГВт - от биомассы и т.д.)

^ своей стороны АСЕАН явно обозначила свой интерес к новым возможностям на 32-ой встрече министров по энергетике в сентябре 2014 г., когда выдвинула «План действий по сотрудничеству в энергетике» (POA), а затем инициативу «Укрепление энергетических связей и рыночной интеграции в АСЕАН с целью достижения энергетической безопасности, доступности, устойчивости, обеспечения для всех», намереваясь к 2025 г. довести долю возобновляемой энергии до 23%10.

Совпадение интересов в данной сфере привело к включению в «План действий» (РОА) на 2010-2016 гг. и 2016-2025 гг. нескольких статей и пунктов о поддержке его Индией, и других

совместных инициатив по обеспечению энергетической безопасности, минимизации негативного воздействия на окружающую среду, снижения вредных выбросов в атмосферу путём проведения исследований, производства и использования альтернативных источников, продвижения «чистой» энергии и соответствующих технологий и т.п., а также программ политики планирования, электрификации домохозяйств в сельской местности и др.

В этих и других документах в равной мере фокусируется внимание на общих задачах и стран АСЕАН и Индии по обеспечению доступа к электричеству беднейших слоёв населения, снижению разрыва между потреблением в городе и деревне и т.п.

В одном из интервью, Н. Моди, желая подчеркнуть равноправность партнёров в данной области, отметил, что и сама Индия нуждается в иностранных инвестициях и технологиях для того, чтобы совершить переход страны к «чистой» энергетике и решить проблему электроснабжения каждого человека -поскольку около 300 млн. индийцев всё ещё лишены этого11.

В целом, развивающееся сотрудничество между сторонами в сфере «зелёной» энергетики направлено на решение общих проблем общими усилиями в поисках баланса экономического развития и экологической устойчивости.

Широкие возможности имеются у Индии в улучшении сотрудничества по космосу, области, где ею достигнуты значительные успехи, наработаны хорошие связи индийского научно-исследовательского центра по космосу (ISRO) с японским аэрокосмическим агентством (JAXA), подобными структурами Франции.

Пока речь идёт в основном о гражданских аспектах сотрудничества в космосе Индии-АСЕАН в разнообразных проектах - по наблюдению за землёй и изменениями климата, спутниками связи, использованию международных космических станций, управлению природными катаклизмами и обучению в этих направлениях. Наиболее развитые участницы АСЕАН уже вовлечены так или иначе в эти программы (Малайзия, например). Одним их конкретных инструментов в дан-

ном контексте становится и форум регионального агентства

12

АТР по космосу .

Подводя итоги, можно подчеркнуть, что уровень взаимной вовлеченности и партнёрства Индия-АСЕАН заметно повышается, в том числе впервые за счёт более передовых и технологически сложных сфер (Космос, «зелёная» энергетика и др.). Об этом свидетельствуют выполнение «Планов действий» (РОА) 2004-2010, 2010-2015. К настоящему времени стороны определили приоритетные сферы сотрудничества на период 2016-2018 гг. и уже успешно осуществлены 54 из 130 проектов и инициатив, намеченных на третий «План действий» 2016202013.

Примеры динамики двухсторонних отношений

И Индия и отдельные, наиболее продвинутые члены АСЕАН за истекший период стали взаимно более интересны друг другу и востребованы за счёт их расширяющихся разнообразных возможностей. Первые места в данном списке асе-ановцев, безусловно, занимают Сингапур, Вьетнам, Малайзия и

др.

Вьетнам - давний и испытанный временем партнёр Индии - 18 января с.г. исполнилось 25 лет установления дипломатических отношений между странами, разнообразные связи между которыми неуклонно развивались по восходяшей. Что касается последних полутора лет, то несомненно значимым рубежом в данном процессе стал официальный визит Н. Моди в сентябре 2016 г. в Ханой и его встречи со всеми ключевыми лидерами Вьетнама.

По результатам переговоров стороны, выразив удовлетворение активным развитием сотрудничества в разных областях с момента установления двустороннего стратегического партнёрства в 2007 г., договорились на этой основе поднять стратегическое партнёрство на уровень всеобъемлющего стратегического партнёрства (ранее Вьетнам имел такое соглашение с РФ и КНР).

Стороны обсудили меры по дальнейшему расширению сотрудничества в таких сферах, как энергетика, атомная энергетика в мирных целях, исследование космоса, нефть и газ, наука

и техника, здравоохранение, образование, культура, туризм и народная дипломатия.

Премьеры двух стран обсудили региональные и международные вопросы, представляющие взаимный интерес, а также договорились активизировать взаимодействие в рамках региональных и международных форумов, в частности АСЕАН и ВРЭП.

В итоге, было подписано 12 соглашений и меморандумов: рамочное соглашение о сотрудничестве между правительствами Вьетнама и Индии в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях; программа сотрудничества в миротворческой деятельности; протокол о взаимодействии между МИД Вьетнама и Индии в праздновании «Года дружбы - 2017»; протокол о сотрудничестве в сфере здравоохранения; протокол о сотрудничестве в области информационных технологий; протокол о сотрудничестве между Вьетнамской академией общественных наук и Индийским советом по международным вопросам; протокол о сотрудничестве в сфере кибер-безопасности; договор о строительстве информационной инфраструктуры для подготовки кадров в сфере информационных технологий и т.д.

Видимо, следует остановиться подробнее на содержании важнейших из перечисленных документов.

Так, учитывая большой стратегический потенциал торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между двумя странами (в 2014-2015 гг. объём двусторонней торговли составил более 9 млрд долл.), было решено искать возможности расширить её к 2020 г. до 15-20 млрд долл.14.

По мнению некоторых экспертов, соглашение о зоне свободной торговли АСЕАН-Индия, как и рамки ВРЭП вполне могут благоприятствовать подъёму взаимных инвестиционных и торговых взаимодействий с тем, чтобы нынешняя незначительная доля Вьетнама в 1,22% в торговле с Индией заметно повысилась15.

Что касается индийских инвестиций во Вьетнам, то их объем сохраняется в последние годы на уровне около 1 млрд долл., но, по данным вьетнамского агентства по иностранным инвестициям, они должны возрасти в связи с регистрацией ря-

дом индийский компаний 17 новых проектов с общим капиталом в 98,12 млн долл. в таких областях, как производство продуктов питания, удобрений, компонентов автомобилей, текстиля и др. Это большое дополнение к уже действующим ныне 131 крупным проектам в энергетике, разведке и изучении залежей минералов, производстве сахара, агрохимии, информационных

технологий на территории Вьетнама с капиталом 707, 95 млн

16

долл., не считая индийские инвестиции из третьих стран .

^^пашение по атомной энергетике предусматривает подготовку вьетнамских специалистов на постоянной основе, а также проведение совместных исследований в сфере ядерной энергетики. Как отметил секретарь Департамента по атомной энергии Индии Секхар Басу, «сотрудничество в области исследований по использованию ядерных реакторов будет активизировано, как только Индия получит членство в Группе ядерных поставщиков (ГЯП). Индия поможет Вьетнаму нарастить потенциал в области мирного атома и повысить меры безопасности», - подчеркнул он.

Вьетнам стал 14-й страной, с которой Индия заключила

17

договор о мирном использовании атомной энергии .

Если говорить о конкретных деталях и цифрах на их реализацию, то этом плане можно указать на предоставляемый Индией грант в 5 млн долл. на создание парка программного обеспечения в Университете телекоммуникаций Вьетнама в Нячанге, Вьетнам в 2014 г. подтвердил разработку нефти Индией в ЮКМ, а в 2016 г. предложил ещё один блок, видимо, надеясь, таким образом, активизировать индийскую сторону в разгар обострения ситуации в регионе.

Благодаря подъёму в экономической и технологической сферах Индии, можно ожидать возрастания интереса во Вьетнаме к индийским возможностям в таких видах возобновляемой энергетики, как солнечная, ветряная и гидроэнергия, а также к разработкам биотоплива и т.п. При этом Н. Моди довольно настойчиво ратовал за приглашение к совместному сотрудничеству и инвесторов, и практических исполнителей проектов, и специалистов в указанных областях, а также в изучении проблем чистой энергетики и др.

9 февраля 2017 г. правительство Вьетнама объявило о

подписании соглашения между сторонами о сотрудничестве по

изучению и использованию космоса в мирных целях, которое

охватывает спутниковое наблюдение за землей и навигацией,

научные исследования и разработку космических технологий,

18

совместную деятельность по их использованию и т.п. .

Вместе с тем обе стороны осознают остроту проблем взаимосвязей, которые замедляют движение вперёд сотрудничества по другим каналам. Так, выступая в мае 2015 г. в Ханое на одной из крупных конференций, посвящённых этой проблематике, Чрезвычайный и полномочный посол Индии во Вьетнаме Преети Саран отметила, что главным препятствием для дальнейшего развития торговли, инвестиций и туризма между странами является отсутствие пока прямого рейса из Вьетнама в Индию. С её точки зрения, воздушные рейсы авиакомпании «Jet Airway» из города Хошимина в Мумбай и Дели, и транзитные рейсы через Бангкок открывают хорошие перспективы для

19

развития экономического сотрудничества между странами .

В этом же ключе рассматриваются отношения между Индией и Вьетнамом по сотрудничеству в формате Меконг-Ганга, в рамках которого стороны видят необходимость продлить автомагистраль Индия-Мьянма Таиланд до других стран-членов АСЕАН, прежде всего до Вьетнама, улучшить обмен товарами и трудовыми ресурсами, снизить стоимость оформления деловых сделок и т.д.20.

Не менее успешно развивались взаимосвязи после подписания соглашения о продолжении партнёрства в области обороны и безопасности в 2014 г.

Индия вот уже немало лет оказывает помощь вьетнамской стороне в подготовке кадров для 6 подлодок класса «Кило» российского производства, а также в модернизации фрегатов «Петя», особенно в части обеспечения антиподлодного вооружения. Индия продолжает вести переговоры относительно согласия РФ на предоставление вьетнамской стороне совместной российско-индийской более мощной ракеты Брамос. С целью углубить сотрудничество в данной сфере Индия заявила об открытии Вьетнаму новой кредитной линии на сумму в 500 млн долл. В Ханое значительные

надежды в данном контексте связывают с курсом Н. Моди «Делай в Индии» в сфере оборонного производства, который может способстовать строительству морского судостроения, морской инфраструктуры и т.п.

В январе 2017 г. в Дели было положено начало переговорам с вьетнамским правительством о возможной продаже мобильной ракетной системы «Akash» земля-воздух

индийского производства (до 96%), способной поражать цель в

21

пределах 30 км. .

На столь же высоком и конструктивном уровне Индия стремилась поддерживать и углублять отношения с другими членами АСЕАН. Это обширная и интересная тема, которую в рамках статьи не представляется возможным осветить подробно. Но стоит остановиться на определённых нюансах и подходах, которые Индия искала и находила для каждой их них, особенно в последние годы. Так, товарооборот Сингапура, который связан с Индией наиболее тесно, достиг в 2013-2014 гг. 25,95 % от всей индийской торговли с АСЕАН. Город-государство импортировал из Индии товаров на сумму 7,1 млрд долл. в те же годы. Сингапур остаётся крупнейшим инвестором для индийских компаний.

Сингапур стал очень привлекателен для Индии в сфере экспертиз, особенно в системах обучения, сельской инфраструктуры, для чего были учреждены специальные центры в Дели, Удаипуре (Раджатхан) и в штате Андхра Прадеш для развития его новой столицы Амаравати, что особо востребовано в свете объявленной Н. Моди программы «Умные города»22.

В январе 2017 г. обе стороны обновили сроком на следующие пять лет ряд соглашений по использованию ВВ аэропорта в Калаикунда для совместных тренировок, по связям на высоком уровне представителей соответствующих министерств,

23

по военным технологиям и т.п. .

Успешно развиваются индо-малазийские отношения. Достаточно указать на подписание 31 деловых меморандумов на сумму в 36 млрд долл. по итогам визита премьера Малайзии Датук Разака в Дели в апреле 2017 г. Они касались широкого спектра программ и проектов, начиная от строительства объединённого морского города-порта Пулау Карей до разработки

программ по расширению туризма. Не были обойдены вопросы сотрудничества в сфере безопасности и обороны в силу активизации Китая в Большом Индийским океане (БИО) и ЮжноКитайском море (ЮКМ), необходимости совместной борьбы с экстремизмом и терроризмом, другими вызовами нетрадиционной безопасности, охраны Малаккского пролива и др. 24.

Внешние стратегические факторы через призму места и роли Индии

Анализируя итоги и особенности отношений Индии-АСЕАН, нельзя не остановиться на внешнем фоне и факторах, которые воздействуют на их эволюцию, особенно в последние год-два. В данном контексте речь пойдёт о ситуации и в ЮКМ и отчасти в Индо-тихоокеанском регионе (ИТР) и Большом Индийским океане (БИО).

Безусловно, наиболее мешающим развитию сотрудничества фактором является ситуация в ЮКМ, где, к сожалению, для субрегиональных трендов были характерны негативные сценарии в связи с возрастающими темпами милитаризации данного пространства и со стороны Китая, и со стороны США и их союзников и партнёров. А создаваемые Пекином искусственные острова расширяли поле его контроля, но резко сужали возможности свободы судоходства. Предпринятые Пентагоном (а вслед и Японией) военные миссии к островам Мисчиф, Суби и др. вели к нагнетанию напряжённости и создавали повод для зеркальных военных мер китайцев, которые, установив радары и другое военное оборудование, могли мониторить передвижения любых судов. Так что противостояние между США и Китаем день ото дня становилось горячее.

Не простая ситуация складывалась в соседней индо-океанской зоне. Здесь, как и в западной части Тихого океана, в эти же годы проявлялось стремление Пекина стать морской державой, используя взаимные интересы со странами регионов. Но, похоже, у Пекина складывались разные подходы к данным регионам: Китай прежде всего сосредоточивался на стратегически важных для него ближайших морях АТР, не сбрасывая со счетов роль Индийского океана, но скорее с торговых, чем военных точек зрения.

В связи с этим, в среднесрочном плане, в регионе БИО Китай стремился удерживать возможности внедрения ограниченных ВМС для защиты морских коммуникации, продолжения миссий по эскорту своих судов и поисков морских точек опоры в дополнение к уже установленному в Джибути. В Пекине полагали, что Индия сохранит свою стратегическую автономию для доминирования в БИО при значимом военно-морском присутствии США, что будет вынуждать его к усилению своего внедрения, в том числе за счет цементирования стратегического сотрудничества с рядом прибрежных стран (Пакистаном, Шри Ланкой и др.).

В силу этих факторов в первые годы президентства Б. Обамы США устраивал существующий уровень стратегической роли Индии и сотрудничества с ней по сдерживанию Китая в индо-океанской зоне. В отличие от неё в складывающейся ситуации в ЮКМ для Вашингтона, по мнению ряда экспертов, возникали последствия двойственного и даже тройственного характера. Либо продолжать взвинчивать здесь обстановку напряжённости и нестабильности и вступить в вооружённое противостояние, которое может перерасти в крупномасштабный конфликт (согласно последним установкам, «ястребы» в Белом доме находились в поисках и расширении числа новых горячих точек и районов хаоса по всему миру с целью утверждения своих глобальных амбиций). Либо не доводить конфронтацию до точки кипения и прямого военного столкновения, исходя, в том числе, из задач реализации «поворота к Азии». Ведь по существу столь высокий уровень турбулентности в ЮКМ был на то время чреват тем, что он разрубал мега-регион ИТР надвое или, по меньшей мере, значительно осложнял сближение двух океанских пространств, что важно для многих интересов США. Наконец, Вашингтон мог столкнуться с «роковым выбором»: отступить и таким образом признать растущее региональное господство Китая и, соответственно, снижение влияния США.

А пошёл бы на такой шаг Пентагон в условиях, когда негативная динамика событий в ЮКМ и ВКМ нарастала в силу усугубления разногласий по морским границам и зонам ответственности между Китаем и Японией, Вьетнамом и Филиппи-

нами. В Китае полагали, что последние два государства намеренно использовали поддержку Вашингтона для эскалации напряжённости в ЮКМ. Существенно, что Постоянная палата третейского суда в Гааге в июле 2016 г. по иску Филиппин постановила, что Китай не имеет оснований на территориальные притязания в ЮКМ. Китай же не признал решение Гаагского суда25.

Что касается роли Индии в субрегионе, то, похоже, руководители страны задумывались о новых шагах в сторону АТР и настраивались в будущем на возможное подключение к группировкам кораблей США+Японии в ЮВА; на перспективное подписание с США соглашения о предоставлении взаимных условий для заправки топливом, запасных частей и припасов (LEMOA) (по существу, подписав такое соглашение, Дели получало бы допуск к американским военным сооружениям, но как оно могло реализовываться было пока неясно); продолжение манёвров схожих с совместными морскими учениями в рамках США-Япония-Индия - «Малабар», но все ближе и ближе к акватории ЮКМ; на решение вопроса об ответе на настойчивые приглашения руководителей американских ВМС в адрес Индии примкнуть к другому союзу - США-Япония-Австралия с ареалом активности вокруг ЮВА и в ЮКМ; на укрепление военно-политического союза с Вьетнамом, важным политико-стратегическим и военным партнёром, который также призывал Дели к активизации в ЮКМ в рамках и двусторонних отношений, и курса LEP.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако нельзя было не заметить определённую двойственность позиции Индии, которая, по всей видимости, стремилась играть собственную роль в регионе, с одной стороны, -выстраивая автономные проекты и планы, а с другой, - укрепляя отношения с союзниками и партнёрами. Вместе с тем Дели осознавал также свою неготовность к активности в субрегионе. Другой из главных причин осторожности и подобного отношения индийского руководства на разного рода предложения в сфере военного сотрудничества являлось отчётливое представление перспективы прямой военно-политической конфронтации с Китаем, чего, безусловно, в Дели не желали бы. Именно этот фактор толкал Индию к сохранению баланса между зна-

чимой вовлеченностью, к примеру, в дела в ЮКМ, и автономностью по другим векторам. Дели учитывал, что Китай считает почти всё пространство ЮКМ своей национальной территорией, но и то, что при этом Пекин декларирует готовность предоставления необходимых гарантий обеспечения той самой «свободы судоходства» (которая так беспокоит Вашингтон и др.) на проходящих через ЮКМ торговых трассах.

Со своей стороны в Китае понимали тот факт, что Индия контролирует коммуникации в БИО, связывающие Поднебесную с Европой и Персидским заливом. А потому Пекин не хотел бы идти на антииндийский курс, который может подтолкнуть Индию к участию в коалиции США-Япония-Южная Корея.

Подчеркну, что у АСЕАН, которая играет дойную роль -партнёра и внешнего фактора, было меньше возможностей стратегического привлечения Индии на свою сторону. Тем не менее, был поднят уровень стратегического партнёрства Индия-АСЕАН, согласно которому выполнялись программы и мероприятия, совместные манёвры и т.п. Укреплялись военно-стратегические связи в первую очередь с ближайшим союзником - Вьетнамом. Индия предоставила осенью 2014 г. кредитную линию на 100 млн долл. для покупки 4-х патрульных катеров индийского производства и др. В мае 2015 г. был подписан меморандум с вьетнамским министром обороны в ходе его визита в Дели о возможности продажи Ханою совместного индийско-российского детища - ракеты «Брамос» в случае успеха переговоров между Индией и РФ. В сентябре 2016 г. было установлено всеобъемлющее стратегическое партнёрство между сторонами. В свою очередь Вьетнам предложил Индии новые участки для нефтеизысканий, несмотря на уже имевшиеся конфликты по этому поводу с Китаем и т.п. В 2016 г. был увеличен кредит Вьетнаму на оборону до 500 млн долл. Но и у АСЕАН и у США была единая цель как можно теснее привлечь Индию на свою сторону.

Безусловно, США выступают в качестве главного внешнего фактора и давно хотели бы формально интегрировать Индию в военные союзы и различные альянсы, как выше было упомянуто. Но пока этого не проходило, до сих пор Индия ни-

когда не была членом никаких военных союзов, ведь это вызвало бы очень много противоречивых дискуссий во внутренней политике страны в связи с её приверженностью принципам неприсоединения.

Тем не менее, администрации Обамы кое-что удалось в механизме пристёгивания Индии к «поясу сдерживания» Китая.

По мнению некоторых экспертов, ранее Индия не была готова на эту роль в ЮКМ в большом объёме и, судя по всему, не была намерена сыграть здесь ту роль в сдерживании Китая, которую ей хотели отвести США и уже отводили в БИО. Она ставила во главу угла вопросы, как избежать прямой конфронтации с Пекином по разным причинам (пограничные конфликты, заинтересованность в развитии торговли и др.). И поэтому в отличие от Японии Индию, по большому счету, должно было причислить лишь ко второму эшелону азиатского «пояса сдерживания» Китая.

Вместе с тем Дели в последние месяцы администрации Обамы начал заметно сближаться с Вашингтоном и поддерживать в той или иной форме американскую политику сдерживания Китая. В данном контексте хотелось бы указать на не такое простое на первый взгляд соглашение по ЛЕМОА (по военной логистике, т. е. о базах, в которых Индия в прошлом неоднократно отказывала США на побережье возле Кочина или на Андаманских островах). Не случайно оно готовилось 10-12 лет и положило начало цепи военно-технических, сопряжённых с ним договорённостей о возможностях шире задействовать и активнее привлечь её на свою сторону. США, как впрочем и АСЕАН, нужен сильный в военно-техническом отношении партнёр. Но шёл торг, особенно острый за несколько месяцев до подписания ЛЕМОА. Вот результаты торга:

Первое, Индия получила ещё в начале 2016 г. статус «главного партнёра в оборонной области», хотя в этом же качестве этим статусом в регионе обладают также Австралия, Новая Зеландия, Филиппины, Япония и Южная Корея. Это не статус военного союзника, но это открытая дверь к покупке американских военных технологий и оборудования для его производства.

Второе. Во время визита в июне в США Н. Моди индийская сторона добилась доступа к американским военным технологиям на уровне стран НАТО и Израиля.

Третье. Сразу же после подписания в августе 2016 г. ЛЕМОА появились официальные сообщения о переговорах о передаче авианосца США Индии, в дополнение к целому ряду других проектов. Речь шла о «подарке» «почти что союзнику» выведенных из боевой эксплуатации, но вполне действующих CV-67 (бывший «Джон Ф. Кеннеди») или СУ-63 (бывший «Китти Хоук»). Это существенно, поскольку индийский военный бюджет расходов на прямой заказ в США на строительство новых авианосцев не предусматривает. Переговорам о передаче списанного авианосца предшествовало создание в 2015 г. совместной рабочей группы по обмену информацией об эксплуатации и дизайне авианосцев, о которой была достигнута договорённость между Индией и США во время январского визита Б. Обамы в Дели в 2015 г. и первое заседание которой состоялось в июне 2015 г. Это было особенно важно в свете запланированного строительства 65 000 тонного авианосца Vishal, как и интереса к новой Электромагнитной системе катапультирования самолётов с авианосцев (EMALS) США, за которым вполне логично могла последовать собственно продажа американских самолётов Индии.

Четвёртое. Так и произошло. Ведь если у Индии появится хотя и списанный авианосец, значит для него понадобятся новые палубные самолёты типа «Супер Хорнет». Индийская сторона рассматривала этот вопрос в рамках тендера наряду с французским фронтовым «Рафалем». Но в силу демпинговых цен, предложенных американцами, ей открывался для палубных машин более обширный рынок в США. Понятно, что её интерес к американским самолётам «Супер Хорнет» становится выше, чем к французскому «Рафалю».

Пятое. Возрождается несколько заглохшая индийско-американская «Оборонная инициатива в сфере технологии и торговли» за счёт образования пяти новых совместных рабочих групп по самым высокотехнологичным темам: военно-морские системы; военно-воздушные системы; системы разведки, спут-

никового наблюдения и управления полем боя; системы химической и биологической защиты; специальные системы.

^едует особенно подчеркнуть, что подписание ЛЕМОА Индией сопровождалось весьма серьёзными дебатами и острой критикой внутри страны среди различных политических и партийных кругов, учёных и морских экспертов.

Разброс мнений был весьма широк. ЛЕМОА воспринималось и как отход от принципов неприсоединения, и как необходимость в силу меняющейся динамики в ситуации в БИО и ЮКМ. В высших военно-морских кругах указывали на большие операционные возможности соглашения. Помимо этого фактора, отмечалось большое давление администрации Б. Обамы, который приложил значительные политико-дипломатические усилия для его подписания до окончания срока его пребывания у власти.

Со своей стороны правительство Н. Моди намеревалось использовать американский военно-технологический комплекс для ускорения программы «Делай в Индии» в той же части. Принимались во внимание внешние аспекты напряжённости вокруг Индии, прежде всего «китайский фактор», о чем выше говорилось.

Китай отреагировал поначалу на подписание ЛЕМОА, как на ожидаемый акт в сближении Индии с США, который побуждает Пекин рассматривать роль Индии и её интересы в АТР серьёзнее, чем прежде. Но, по мнению Китая, вряд ли Индия сможет стать альтернативой для Вашингтона в экономическом плане. Хотя позже в официальном Пекине оценили подписание ЛЕМОА как важный поворот в стратегических отношениях США-Индия, но не посчитали его как угрожающий Китаю со стороны Индии, а как акт сдерживания Китая со стороны США. В некоторых наиболее критичных кругах высказывались суждения по поводу подписания ЛЕМОА, как «раздражающих»

26

Китай, Пакистан и, вероятно, РФ .

О возможном курсе Д.Трампа в регионе

Чтобы охарактеризовать его даже предварительно, явно мало традиционных 100 дней, которые истекли в конце апреля, в силу особенностей его личных неустойчивых качеств и от-

сутствия опыта во внешней политике. По теории международных отношений, Д. Трампа можно отнести к числу "Swing president" по аналогии с "Swing state", термину, разработанному по отношению к Индии, Бразилии, Индонезии и др. Это означает колеблющийся президент, колеблющееся государство, президент-маятник, государство-маятник. Так что впереди и множество кадровых перестановок в Белом доме, и крутых поворотов в его внешнеполитическом курсе - будь то на БВ (неожиданный удар 7 апреля по аэродрому в Хомсе в Сирии, кстати, по совету дочери), вокруг Корейского полуострова или в ЮКМ (командирование в апреле отряда боевых кораблей во главе с авианосцем Карл Винсон).

Судя по всему, в условиях быстро меняющейся геополитической динамики в регионе АТР и СВА курс нового президента США будет формироваться вокруг основных двусторонних пар взаимосвязей и одной региональной группировки (АСЕАН). К числу главной из них следует отнести США-Китай, где США на глобальном уровне остаются державой № 1, а в СВА их отношения будут характеризоваться и соперничеством и попытками пойти навстречу друг другу. Отсюда можно ожидать и непредсказуемость и неопределённость сценария развития ситуации.

С точки зрения заявленной темы, привлекает внимание отношения Индия-Китай и Индия-Япония, где между сторонами первой пары возрастала напряженность, а второй - шло их укрепление. Эти тренды, по-видимому, продолжатся, что сделает для Дели необходимыми усилия по поддержке диалога с администрацией Д. Трампа и сохранения его в рамках уже сло-

27

жившегося сотрудничества .

Что касается АСЕАН, то, хотя группировка демонстрировала успехи на пути к превращению её в сообщество, но перед лицом растущей конфликтности с КНР в ЮКМ, она вместе с тем показывала определённую степень неуверенности, замешательства и ожидания поддержки со стороны США, Японии и Индии. Более того члены АСЕАН выражали надежду, что новый президент США в ближайшие месяцы сформулирует свою политику в отношении региона. Об этом заявлял, в частности, глава МИД Филиппин Перфекто Ясай после встречи министров

иностранных дел стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии 21 февраля 2017 г. По его словам, члены организации озабочены «развитием ситуации в Южно-Китайском море и призывают к сдержанности и диалогу с целью не допустить эскалации конфликта. Мы понимаем, что администрация Трампа еще не определилась с внешнеполитическим курсом, -сказал Ясай на пресс-конференции. - Особенно это касается политики США в отношении Китая». При этом глава филиппинского МИДа выразил надежду, что политический курс Трампа

28

в отношении региона будет «позитивным» .

В целом, несмотря на некоторую хаотичность первых внешнеполитических решений, президент США намерен сохранить американскую сверхдержавность в мире, хотя методы её поддержания меняются. Вместо торговых договоров типа ТТП и многосторонних союзов при администрации Б.Обамы, он как бизнесмен-игрок и пока неопытный политик может пустить в ход и экономический и дипломатический шантаж, при необходимости привлечь к этому атомные авианосцы, подводные лодки и крылатые ракеты. Д. Трамп уже распорядился увеличить на будущий 2018 г. военный бюджет и финансирование военно-морских сил, увеличив число боевых кораблей.

Интересная интерпретация позиции Д. Трампа по ЮКМ прозвучала из уст российского политолога С. Судакова, который считает, что Трамп просто разыгрывает более привычную ему бизнес-модель, которая называется «Игра в труса» или «Chicken Game». Её суть состоит в том, чтобы напугать противника, в том числе с помощью организации коалиции, только для того, чтобы выбить максимально выгодные условия для себя.... Он хочет получить на руки определённые козыри против Китая, а уж как эти козыри разыграть, Трамп знает, - резюмирует эксперт29. С ним трудно не согласиться.

Так что, как представляется, ситуация в ЮКМ интересует Д. Трампа не только для сдерживания Китая, но и как инструмент влияния (можно сказать, давления или шантажа) на Китай при любых переговорах в дальнейшем по другим вопросам, по торговле, юаню, Тайваню и т.п.

Что касается Индии, то более тесная, в первую очередь военно-техническая связь Вашингтона с Нью-Дели становится

шаг за шагом реальным механизмом сдерживания Китая, а использование фактора борьбы за лидерство в регионе между сторонами усиливает его.

В данных условиях, как считает эксперт по Международным отношениям департамента оборонных исследований Лондонского королевского колледжа проф. Харш В.Пант, Индии необходимо серьёзно переосмыслить свою роль в ИТР, которую многие региональные страны уже рассматривают в качестве благотворной силы. По его мнению, Индия должна послать им сигналы о своих намерениях сохранить своё долгосрочное стратегическое присутствие. Экономически Индии нужно развивать взаимосвязи с регионом с тем, чтобы сделать экономическую дополняемость и востребованность сторон полностью реализованной. В военном отношении Индии нужно стать сильным провайдером безопасности. Дипломатически, Индии необходимо долговременное участие в регионе. В культурном отношении следует выстраивать общие культурные взаимосвязи. Наконец, самое важное - Дели следует создавать интеллектуальный капитал в регионе с тем, чтобы Индию изучали и понимали гораздо больше и глубже, чем ныне30.

Задачи сложные, кое в чем Индия преуспела31. Но в целом они под силу Республике в перспективе.

1 http://www.tribuneindia.com/news/comment/asean-the-pivot-of-india-s-act-east-policy/194609.html

http://www.dnaindia.com/india/comment-why-india-needs-to-expand-its-engagement-with-asean-2252804

-5

http: //www. dnaindia. com/india/comment-why-india-needs-to-expand-its-engagement-with-asean-2252804.

4 cm. http://www.e-cis.info/foto/pages/24255.doc

5 http: //www.thesundaily.my/node/349738

6 http://www.gatewayhouse.in/acting-east-what-does-2017-hold-in-store

n

dkumar@tribunemail .com

o

cm. Global Renewal Energy Status Report-2012.

9 http: //www.irjims .com; https: //swarajyamag.com/world/asean-and-beyond-how-india-is-using-act-east-policy-to-expand-its-geopolitical-footprint-in-the-world

10 http://www.spmrf.org/india-asean-relations-green-push.

11 http://www.spmrf.org/india-asean-relations-green-push

1 9

http://www.thesundaily.my/node/349738

13 India-ASEAN Plan of Action http://www.indmissionasean.com/index.php/asean-india

14 http://articles.economictimes.indiatimes.com/2015-01-3/news/58024495_1_pharmaceutical-research-and-production-india-and-vietnam-india-vietnam.

15 Ibid. "

16 http : //indembas sy.com.vn/cms .php? id=8

1 7

http : //tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3860302; . http : //www.thehindu. com/news/India-Vietnam-sign-12-

agreements/article 14621812.eceI

1 8

http://currentaffairs. gktoday.in/union-cabinet-apprised-india-vietnam-space-agreement-02201741031 .html.

19 http://cis.org.vn/article/243/speech-of-h-e-ms-preeti-saran-ambassador-

extraordinary-and-plenipotentiary-of-the-repulic-of-india-to-vietnam-at-the-

scientific-conference-vietnam-india-development-cooperation.htmlibid.

90

www.ipcs.org/article/southeast-asia/india-and-vietnam-strengthening-bilateral-relations-5220.html.

91

India, Vietnam in Talks Over Surface-to-Air Missile System By Ankit Panda, J0.01,The_Dip!omat

99

Singaporehttp://www.straitstimes.com/asia/south-asia/iswaran-india-spore-relations-on-cusp-of-new-era.

23

https : //www. mindef. gov.sg/imindef/press_room/detail s. html?name=19jan17_ nr&date=2017-01-19#.WNkmrqChpHw, http://idrw.org/india-singapore-hold-army-exercise. Indiahttps : //thewire.in/121844/malaysia-india-china-naj ib-razak-modi

9 S

http://www.livemint.com/Politics/zahCdddqQwMj QC7X5ykoyO/Why-2017-is-a-landmark-year-for-India-ASEAN-ties.html. 26 https://tax.thomsonreuters.com/blog/onesource/india-becomes-a-major-defense-partner-to-the-u-s/; http://bharatshakti.in/logistics-exchange-memorandum-of-agreement-lemoa-advantage-india/; http://indianexpress.com/article/india/india-news-india/manohar-parrikar-signs-key-logistics-defence-pact-with-us-3004581 ; https://www.quora.com/What-role-can-the-Logistics-Exchange-Memorandum-of-Agreement-between-India-and-the-USA-play-going-forward-in-the-scenario-of-aggression-from-China; https://www.dawn.com/news/1280873: https://selflearn.co/featured-affairs/india-usa-defence-partnerships.

97

https://scroll.in/article/825977/will-the-trump-presidency-mean-a-change-in-indias-act-east-policy-in-2017.

л о

http: //www.warandpeace.ru/ru/news/view/119088/

л Q

https://meconomics.ru/228338-tramp-hochet-razygrat-krymskuyu-kartu-v-yuzhno-kitaiskom-more.

30 http://www.livemint.com/Politics/zahCdddqQwMj QC7X5ykoyO/Why-2017-is-a-landmark-year-for-India-ASEAN-ties.html.

31

см. Лебедева Н.Б. Продвижение Индии в АТР: проблемы и перспективы, Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2012. № 3, с. 144-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.