Научная статья на тему 'Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике'

Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / БАЛАНС ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТИ / ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА / СИСТЕМНОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО / СОСТОЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОУУН У УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиденко Елена Александровна, Хачатрян Наталья Львовна

В статье рассматриваются основные теоретические позиции федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, описывается первый опыт апробации стандарта в одной из московских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиденко Елена Александровна, Хачатрян Наталья Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике»

уровень - это умения рефлексии окружающего мира и себя в нем, своего предназначения, смысла жизни. Седьмой уровень - группа познавательных универсальных учебный действий. Восьмой уровень - умения организовывать свою деятельность в окружающей социоприродной деятельности. И, наконец, девятый уровень - умения получать, осмысливать и обогащать опыт личной и коллективной деятельности как основа самоактуализации человека.

2. Философия Кут-Сюр есть воплощение традиционного взгляда саха на личность. Сюр (жизненная сила) представляется энергетическим стержнем, объединяющим всю целостную совокупность духовного, умственного и физического состояния. Жизненная сила является основой жизни. Кут (дух) - это три ипостаси человеческой личности, которые, благодаря объединяющему их энергетическому стержню Сюр, делают собственно человека Человеком. Кут воплощают три основные ипостаси человека: Буор - кут (Земля-душа) - физическое развитие человека, Салгын - кут

(Воздух-душа) - духовность человека, Ийэ-кут (Мать-душа) - умственные способности человека. Сочетание Кут-Сюр означает духовность, нравственность. В контексте философии Кут-Сюр жизнь заключается в постоянном образовании, образование есть формирование логики, чувств, интуиции человека.

Этнопедагогика, основой которой являются учение Айыы и философия Кут-Сюр, включает традиции, обычаи, содержание и методы воспитания, весь арсенал народных средств воздействия на личность. Современное образование, свободное от архаичных традиционных форм, средств, приемов воспитания, видит в этнопедагогических традициях средство, благодаря которому естественным образом осуществляется природосообразность, культуросообразность, народность воспитания и обучения.

Таким образом, народная педагогика хранит в себе высокий потенциал, который может послужить делу формирования у школьников умения учиться.

В статье рассматриваются основные теоретические позиции федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, описывается первый опыт апробации стандарта в одной из московских школ.

Сиденко Елена Александровна,

ст. преподаватель АПКиППРО Хачатрян Наталья Львовна,

заместитель директора учитель начальных классов ГОУ СОШ №64 г. Москва

СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОТ ПОНИМАНИЯ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

В чем выражается инновационность стандартов второго поколения для школы?

Ключевые слова: стандарты второго поколения, инновационность, баланс целей личности, общества и государства; системно- деятельностный подход; вариативность образования; здоровьесберегающие технологии; фундаментальное ядро; состояние формирования ОУУН у учащихся

В российском обществе продолжается новый этап модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда. В связи с этим вышел приказ № 373 от 06 декабря 2009 года, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В систему нормативно-правового

обеспечения развития школьного образования были введены государственные образовательные стандарты второго поколения.

По исследованию В.К.Загвоздкина1, теория стандартов образования в отечественной педагогике долж-

1 Загвоздкин В.К. Виды стандартов образования и способы их применения в международном контексте //Эксперимент и инновации в школе. 2009. - №6.

Загвоздкин В.К. Стандарты второго поколения в контексте международного опыта // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. №5.

ным образом не разрабатывалась, тогда как во всех странах - лидерах современного образования принимались стандарты образования, имеющие общее понимание термина «стандарт». Разработчики стандартов и правительство исходили из того, что современные российские стандарты образования, при всех особенностях, должны соответствовать идее стандартов, принятых в международном контексте. Соответственно, стандарты должны работать на развитие и соответствовать лучшим мировым образцам.

Между тем, многочисленные исследования, проведенные на разных уровнях: международные исследования TIMSS, PIRLS и PISA (2000 - 2006г.г., «Результаты российских и международных сравнительных исследований в области учебных достижений младших школьников»), исследования на российском уровне качества образования учащихся и выпускников ВУЗов, колледжей и школ показали, что качество образования не соответствует потребностям личности, государства, общества. В частности, исследования показали, что учебно - информационные навыки сформированы только у 11,5% учащихся, а учебно - проектировочные - у 22,3 % учащихся. Одной из существенных причин, обуславливающих подобные трудности, оказалось отсутствие универсальных учебных навыков и умений: самостоятельно распределять свое время, принимать определенные решения в процессе текущей работы, вступать в диалог, выражать свои мысли, вести беседу и т.п. (Мониторинг был проведен среди 380 выпускников 9-х классов, H.A. Федосова1 )

Поэтому основной смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования - повышение качества образования, достижений новых образовательных результатов (А.А.Кузнецов2).

Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании»). Стандарты также рассматриваются как конституция школьной жизни, то есть нормативно-правовой акт высшей юридической силы как школы, закрепляющий основы правовой и экономической систем данного образовательного учреждения, так и основы правового статуса личности. Стандарты второго поколения отличаются от стандартов первого поколения степенью своей инновационности.

Инновационность стандартов второго поколения заключается в том, что в стандарте предъявляются три уровня Требований: требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ и требования к условиям реализации основных

1 Федосова H.A. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных стандартов второго поколения. http://www.pervoklassnik.resobr.ru

2 Кузнецов A.A. О школьных стандартах второго поколения //Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. №1.

образовательных программ, вводится особая формула стандартов: Тр+Тс+Ту.

Следующий момент, отражающий инновационность: стандарты являются инструментом обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании, а также формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации в реализации государственной политики в сфере образования. Разработчики стандартов нового поколения учитывали все возможные запросы: личности, семьи, общества, государства. Стандарт направлен на реализацию ключевых целей развития личности через систему ценностных ориентиров образования.

Стандарт направлен на реализацию системно- деятельностного подхода как основы определения требований к результатам образования. Системно- деятельностный подход предполагает в качестве основного результата развитие личности ребенка на основе учебной деятельности, становление ученического сообщества, отличающегося активностью учащихся, при формировании у них универсальных способов действий.

Другим важным моментом является ориентация на развитие вариативности образования, которая в нашем случае достигается тем, что часть базисного учебного плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, в том числе этнокультурных, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Наполнение конкретным содержанием данной части базисного плана находится в компетенции участников образовательного процесса, за счет чего и достигается вариативность.

В стандартах первого поколения воспитательная часть была представлена слабо. Отличием новых стандартов является то, что в них представлено воспитание как важнейшая составная часть и личностный результат стандартов. В них заложены такие качества личности, как уважение и принятие ценности семьи и общества, уважение к истории и культуре каждого народа, доброжелательность, умение слушать и слышать партнера, уважение своего и чужого мнения, умение дружить и сотрудничать, осознание себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность и др.

Следующей инновационной особенностью стандартов является их ориентация на применение в образовательном пространстве школы здоровьесберегающих технологий и построение открытой образовательной среды в образовательном учреждении.

Особо хотелось бы подчеркнуть, что в стандартах второго поколения предложено определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра.

Фундаментальное ядро содержания общего образования отражает представления современной науки, включающей как собственно деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе современной научной картины

мира. При этом учитываются особенности каждой возрастной категории школьников.

Функция Фундаментального ядра может быть определена как выявление таких элементов научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми уровень общего образования, достигаемый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

ПЕРЕХОД (5 строчек)

Состояние сформированности ОУУН у учащихся (в режиме эксперимента)

На протяжении нескольких лет в нашей школе №64 используется личностно ориентированный подход в обучении и воспитании. Все мы знаем, что основные противоречия между начальным и средним звеном начинаются во время адаптационного периода в 5 классе. Это, прежде всего, организационные трудности и проблемы. Учащиеся с трудом привыкают к новой организации учебного процесса. Это связано с неумением пятиклассников грамотно организовать учебную деятельность. Всех учителей волнуют вопросы, как научить ребёнка самоорганизации, развить умения ставить перед собой задачу, планировать деятельность, как научить самоанализу и рефлексии. Ограниченное время урока не позволяет уделять этим важным задачам должного внимания.

На одном из педсоветов мы рассказали об общеучебных умениях и навыках, выстроили этапы работы для начальной школы. В начале мы изучали проблему состояния формирования общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Основной целью изучения являлось состояние и уровень сформи-рованности ОУУН.

Перед нами стояли следующие задачи:

• Определить состояние формирования у учащихся ОУУН в учебно - воспитательном процессе;

• Выявить и оценить в системе УВП динамику формирования ОУУН;

• Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции работы по данной проблеме.

Использовался следующий диагностический инструментарий:

• Анкетирование учащихся, учителей;

• Наблюдение во время УВП;

• Анализ контрольных работ по итогам обучения в третьей четверти.

Перед началом исследования было проведено анкетирование всех учителей начальной школы. (приложение 1). Были исследованы факторы, стимулирующие работу учителя (желание совершенствовать учебный процесс, заинтересовать учащихся в учебном процессе, желание увидеть и обнаружить у каждого ребёнка индивидуальные особенности, а потом

уже их развивать, облегчить для учащихся учебный процесс), и факторы, препятствующие нашей работе (негативное отношение к работе школ средств массовой информации, равнодушное отношение родителей к УВП). Таким образом, видно, что УВП процесс обеспечивается в нужном режиме (все учителя знают программу, систему развития ОУУН), поддерживается благоприятный климат в коллективе (администрация не мешает росту учителей, повышается уровень педагогического мастерства по теории и практике образования). Трудности с негативными факторами развития нужно вести уже в масштабе всей страны. Самое главное - стремление учителей способствовать росту качества образования - укрепляется и поддерживается.

В начале учебного года учителями были составлены кодификаторы и планы - графики формирования ОУУН учащихся по русскому языку, математике, чтению и окружающему миру с 1 по 4 класс. (см. приложение 4) Это облегчает работу учителя при подготовке к уроку. Во - первых, потому что учитель заранее знает какие именно ОУУН он формирует при изучении той или иной темы. Во - вторых, в связи с тем, что учителя преподают в одном и том же классе они могут одновременно работать над одним и тем же умением, но под разным углом. Например, на каких уроках развиваются коммуникативные умения? На уроках чтения, русского языка. А на уроках математики мы учим детей оформлять свои мысли в устной и письменной речи, составляя план решения задачи, или выводя формулы скорости, формулу нахождения площади. Просто мы пользуемся математическими знаками.

Я посетила уроки всех учителей начальной школы по основным предметам и отследила работу учителя по формированию ОУУН на учебном занятии. Проведя аналитическую работу, можно сделать следующие выводы. Все учителя проводят на уроках различную работу по формированию ОУУН. Эти задания зависят от индивидуальных и возрастных особенностей класса. (см. приложение №2)

Остановлюсь на развитии коммуникативных умений. Так, при формировании правильной читательской деятельности в 1 классе и частично во 2 классе идёт работа с элементами анализа текста, тогда как в 3 и 4 классе проводится настоящий литературный анализ произведения. Учитель помогает ребёнку увидеть в тексте автора: найти его отношение к героям, к ситуации, а это возможно лишь в ходе внимательного вдумчивого чтения. Учителя используют различные приёмы работы:

• Выделение ключевых слов;

• Беседа;

• Составление плана;

• Наблюдение над системой образов;

• Комментированное чтение;

• Диалог с автором через текст.

Особое внимание уделим ответам учащихся. Например, в ходе комментированного чтения ответы на поставленные вопросы краткие, а в ходе беседы полнота ответов зависит от характера вопроса. Таким образом, можно наблюдать развитие такого коммуникативного умения как способность передавать содержа-

ние текста в сжатом и развёрнутом виде в зависимости от учебного задания.

На уроках математики и русского языка учитель своими заданиями подталкивал детей к получению новых знаний. Учитель учит детей сравнивать, анализировать и обобщать. При этом многие учителя используют следующий приём: ученики выводят с помощью учителя правило, а потом сравнивают с написанным в учебнике. Учителя часто просят привести свои примеры, задать вопросы соседу или предложить задание по изученной теме, сделать выводы. Очень интересно в 4 классах проведение пресс - конференций, когда в роли знатоков проблемы и журналистов выступают сами учащиеся. Таким образом, проверяется не только знание предметного материала, но и умение задавать вопросы, прислушиваться к мнению других, находить ответы на поставленные вопросы, умение работать в группах и другие.

Зачастую ученики и не понимали, что именно формирует у них в данный момент учитель. Учитель проводит свою работу, а ученики так и не понимают, что собственно говоря, он хочет от них. Такое положение вещей особенно отразилось при проведении анкетирования учащихся.

Мне хотелось бы дать учителям следующие рекомендации.

• В начале каждой недели обговаривать общую цель: сначала в форме диалога, а впоследствии дети будут самостоятельно ставить собственную цель;

• Обсуждать способы решения задачи;

• В конце недели оценивать, насколько каждый достиг цели.

Таким образом, незаметно для учителя и учеников будет идти работа по формированию организационных умений (умение ставить перед собой цель, искать способы решения задачи, формирование рефлексивной самооценки, умение фиксировать трудности и анализировать их причины). Такая целенаправленная работа скоро принесёт и свои результаты: при планировании учениками рабочего времени, при выполнении домашнего задания, а самое главное в период адаптации в 5 классе.

Хотелось бы обратить внимание на работу учителей первых классов. Учащиеся этих классов начали своё обучение в школе с проведения в сентябре стартового контроля. В ходе него мы выявили не только предметные умения учащихся, но и особенности развития контрольно - оценочных умений, умения работать с информацией. В течение октября был проведён анализ работ и составлен план формирования ОУУН конкретно для каждого класса. В начале каждого урока дети ставят вместе с учителем цель, проговаривают её. Дети оценивают свои успехи и своё отношение к уроку с помощью цветных карандашей: красный цвет - задания казались сложными, жёлтый - было трудно, но я справился,

зелёный - я очень доволен собой. Учителя в конце урока обязательно задают вопросы: «Что нового узнал на уроке? Какие задания показались сложными? Какие - очень трудные?» Первоклассники в силу своих возрастных особенностей увлечённо рассказывали о своих результатах, ошибках. Можно отметить, что это шла работа по развитию самоконтроля и самооценки, рефлексии.

Но самое интересное исследование - это анкетирование учащихся (см. приложение № 3). Нами были подготовлены анкеты, в которых ученик оценивал уровень развития ОУУН. Из анкет стало видно, что ребёнок пытается проанализировать то, что умеет. Все ученики получили инструкцию: Оцени уровень овладения умениями. Прочитай внимательно все высказывания и оцени себя : 1 - не владею, 2 - частично владею, 3 - владею.

Причём учащиеся получили одинаковые анкеты: и четвероклассники, и первоклассники, и третьеклассники, и второклассники. Таким образом, ученики могли оценить свои умения в развитии.

Мы получили следующие результаты.

20 40 60 80 100

Первая полоса - развитие организационных умений, вторая - развитие интеллектуальных умений, третья полоса - развитие оценочных умений, четвёртая полоса - развитие коммуникативных умений, пятая полоса - развитие ОУУН. Можно увидеть, что в диаграмме по 4 классам полосы не поднимаются выше 80%. С чем же это связано? Сначала учителя 4 классов расстроились, но позднее, проанализировав работу учителей на уроках и анкеты учащихся, мы пришли к выводу, что четвероклассники более объективно рассматривают себя, у них лучше развита система самоконтроля, сформирована самооценка. При заполнении анкеты они понимали, что от них требуется и адекватно отвечали на вопросы.

Другой пример. Ученикам предлагалось оценить следующее умение: умение уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться. Это умение оценивали все ученики. Получились следующие результаты:

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

1*= ¿=л

1

1а 1б 1в 2а 2б 2в 3а 3б 3в 4а 4б 4в

И опять мы видим, что у четвероклассников это умение сформировано ниже всех. Но если взглянуть на эту проблему более глубоко, то всё встаёт на свои места. Почему среди учащихся начальной школы драк

для проверки знания таблицы умножения (предметное умение) учащимся необходимо заполнить таблицу (это уже интеллектуальное умение, которое формируется в 3 - 4 классе).

100п

80

60

40

20

0

ги-

□ выполнение ■ навык

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

итого

и стычек больше? Они пока ещё ищут своё место в коллективе, то место, которое займут в классе. Многие считают, что кулаками это тоже можно выяснить. Поэтому первоклассники и считают, что умение договариваться у них сформировано. Но обратите внимание, что ученики 2, 3 и 4 класса понимают, что не все могут уважительно относиться к позиции другого, а договариваться с помощью кулака по меньшей мере некультурно.

А как связаны между собой ОУУН и качество обра-

100п 80 60 40 20 0

зования? Во время проведения контрольных работ мы проверяем не только предметные умения, с которыми в реальной жизни дети сталкиваются не так уж часто. А в реальной жизни мы чаще сталкиваемся с ООУН. Развитие этих качеств проверяется только через тестирование и наблюдение. Поэтому при оценке достижений учащихся можно учитывать наряду с предметными и общеучебные умения.

В конце третьей четверти все ученики писали контрольную работу по математике. Во втором классе

Хотя при анкетировании 86% учащихся показали, что владеют данным умением, при выполнении контрольной работы только 55% учащихся продемонстрировали наличие данного навыка. Эти ученики могут применять данный навык в аналогичной ситуации.

В третьем классе учащиеся по схемам (интеллектуальное умение - умение работать с таблицами, схемами) должны были найти площадь, объём (предметное умение).

□ выполнение

□ навык

итого

Анализ показывает, что у третьеклассников самооценка завышена. 90% учащихся считают, что владеют умением работать с таблицами. Но применять этот навык в реальной жизни могут только 63% учащихся. Следовательно, 37 % учащихся не выполнили это задание не только по причине незнания, но и по причине неумения работать со схемами.

В четвёртом классе учащиеся также по схемам (интеллектуальное умение - умение работать с таблицами, схемами) учащиеся должны были составить фор-

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

□ выполнение

□ навык

итого

мулы движения при одновременном движении (предметное умение).

Таким образом, для 40% четвероклассников ещё не стало данное умение навыком.

Приложение №1

Анкета для учителей

Работа учителя по формированию общеучебных умений и навыков, способов деятельности

1. Какими документами и материалами Вы пользуетесь при формировании у учащихся ОУУН?

2. Как используете данный материал в своей работе при формировании ОУУН?

3. Что стимулирует Вашу работу по формированию ОУУН?

4. Что препятствует Вашей работе?

5. Дата заполнения___________

Приложение №2

Протокол наблюдения учебного занятия

«Состояние и уровень сформированности ОУУН у учащихся на учебном занятии»

Класс

Ф.И.О. учителя_

Умения Предмет

Чтение Русский язык Математика Окруж.мир

1. Умеет ли учитель планировать задачи обучения и развития

2. Созданы ли благоприятные условия для деятельности

3.Выделяет ли учитель в учебном материале главную мысль, идею

4. Учит ли учитель

а) осознавать и мотивировать свою обучающую деятельность

б) работать с памятками и алгоритмами

5. Применяет ли учитель такие виды самостоятельной деятельности, как

а) составление плана ответа

б) озаглавливание отдельных абзацев параграфа

в) краткое изложение текста двумя - тремя предложениями

г)подготовка и написание конспекта

д) списывание

е) запись под диктовку

ж) письмо по памяти

з) изложение

и) сочинение

6. Учит ли

а) анализировать

б) сравнивать

в)обобщать

г) выделять главное

д) систематизировать

7. Обучает ли учащихся использовать выражения: сделай вывод, итак, следовательно

8. Развивает ли учитель самостоятельность мышления

а) создаёт ситуацию для полемики

б) стимулирует свободное изложение материала своими словами

в) признаёт ли вариативность формулировок

9. Учит ли пользоваться

а) учебником

б) справочниками

в) словарями

г) энциклопедиями

10. Учит ли осуществлять наблюдение

11. Учит ли познавательной деятельности

а) индивидуально

б) в паре

в) в группе

г) в коллективе

12. Учит ли осуществлять самоконтроль

13. Учит ли осуществлять самоанализ учебной деятельности

14. Учит ли сотрудничеству при решении учебных задач

15. Формирование каких ОУУН было намечено?

16. Какие ОУУН формировались в процессе урока, их уровень?

Приложение №3

Анкета для учащихся

«Чему я научился на всех уроках в этом учебном году?» Дата_____________Класс_______Ф.И. учащегося_______________

Само- оценка

І.Умение организовывать свои дела

1 класс 1.0пределяю цель работы на уроке с помощью учителя 2.Проговариваю порядок действий на уроке 3.Высказываю своё предположение 4.Работаю по предложенному плану 5.Даю оценку работе класса на уроке 6.0тличаю верно выполненное задание от неверно выполненного

ооеті z 7.0пределяю цель работы на уроке с помощью учителя и самостоятельно 8.Нахожу и формулирую проблему урока вместе с учителем 9.Планирую работу на уроке 10.Высказываю свою версию, предлагаю способ её проверки 11. Работая по плану, использую учебник, простейшие приборы и инструменты 12. Определяю, успешно ли выполнено задание, в диалоге с учителем

3 - 4 класс 13.Самостоятельно формулирую цели урока после предварительного обсуждения 14.Учусь обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем 15.Составляю план решения проблемы вместе с учителем 16.Работая по плану, сверяю свои действия с целью, и, если нужно, исправляю ошибки с помощью учителя 17.В диалоге с учителем оцениваю выполнение своей работы и работы всех

2.Умение пользоваться информацией

с с а 5 1.0тличаю новое от уже известного с помощью учителя 2.0риентируюсь в учебнике 3.Нахожу ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке 4.Делаю выводы на уроке вместе с учителем 5.Сравниваю и группирую предметы 6.Подробно пересказываю небольшие тексты, называю их тему

2 класс 7.Понимаю, что мне нужна дополнительная информация 8.Ищу и нахожу нужную информацию в разных источниках 9.Наблюдаю и делаю самостоятельные выводы 10.Составляю план небольшого текста-повествования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с с а л * 4 - 3 11.Самостоятельно предполагаю, какие знания нужны для решения учебной задачи 12.0тбираю источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников 13.Нахожу информацию в текстах, таблицах, схемах и иллюстрациях 14.Сравниваю и группирую факты и явления 15.0пределяю причины явлений, событий 16.Делаю выводы на основе обобщения знаний 17.Представляю информацию в виде текста, таблицы, схемы

З.Умение оценивать то, что происходит вокруг

с с а 5 2 - 1.0тмечаю конкретные поступки и оцениваю их как хорошие или плохие 2.0бъясняю, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие 3.Самостоятельно определяю и называю самые простые, общие для всех людей правила 4.Выбираю, какой поступок совершить

с с а л * 4 - 3 5.0тделяю поступки от самого человека 6.В предложенных ситуациях отмечаю конкретные поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (потому что разные люди из разных групп общества оценивают их по- разному)

4.Умение общаться

с с а 5 2 - 1.0формляю свою мысль в устной и письменной речи (одно предложение или небольшой текст) 2.Учу наизусть стихотворение, прозаический фрагмент 3.Умею слушать и понимать речь других 4.Выразительно читаю и пересказываю текст 5.Вступаю в беседу на уроке и в жизни 6.Умею договариваться о правилах поведения в школе и следовать им 7.Учусь выполнять различные роли в группе (лидер, критик, исполнитель)

с с а і 4 - 3 8.0формляю свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций 9.Высказываю свою точку зрению и пытаюсь её обосновать, приводя аргументы 10.Слушаю других, пытаюсь принимать другую точку зрения 11.Читаю вслух и про себя тексты учебников и при этом: - веду диалог с автором (прогнозирую будущее чтение, ставлю вопросы к тексту и ищу ответы, проверяю себя); - отделяю новое от уже известного; - выделяю главное; - составляю план. 12.Выполняю различные роли в группе, сотрудничаю в совместном решении проблемы 13.Уважительно отношусь к позиции другого, пытаюсь договориться

Приложение №4

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Кодификаторы

0рганизационные умения

1.1 0пределение и формулирование цели деятельности

1.2 Составление плана действий по решению проблемы (задачи)

1.3 0существление действий по реализации плана

1.4 Соотнесение результатов своей деятельности с целью

1.5 0пределение степени успешности выполнения своей работы

Интеллектуальные умения

2.1 Умение ориентироваться в своей системе знаний

2.2 Умение осознавать необходимость нового знания

2.3 Умение делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания

2.4 Использование для решения задачи различных источников информации

2.5 Использование различных способов для добывания нужной информации

2.6 Умение обрабатывать полученную информацию для получения необходимого результата

2.7 Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

2.8 Выбор наиболее удобной для себя формы передачи информации

0ценочные умения

3.1 0ценивание жизненных ситуаций

3.2 Умение объяснить свою точку зрения, своей позиции и своей оценки

3.3 Самоопределение в системе ценностей

3.4 Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни

Коммуникативные умения

4.1 Адекватное восприятие устной речи

4.2 Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом и развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания

4.3 Создание письменных высказываний, передающих прослушанную или прочитанную информацию с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций

4.4 Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

4.5 Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с задачей

4.6 Составление плана, конспекта

4.7 Использование различных видов чтения

4.8 0сознанное беглое чтение текстов различных жанров

4.9 Проведение анализа текста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.