Научная статья на тему 'Этнопедагогические традиции народа саха и новый эксперимент по формированию у школьников умения учиться с опорой на образы учебных действий'

Этнопедагогические традиции народа саха и новый эксперимент по формированию у школьников умения учиться с опорой на образы учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ: УЧЕНИЕ АЙЫЫ И ФИЛОСОФИЯ КУТ-СЮР / УЧЕНИЕ АЙЫЫ: ДЕВЯТЬ УРОВНЕЙ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ / ФИЛОСОФИЯ КУТ-СЮР: ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД САХА НА ЛИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / ОБРАЗЫ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ: ОБРАЗНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноговицына Ноговицына Юлия Егоровна

В статье рассматривается логическое продолжение эксперимента по формированию у школьников умения учиться с использованием этнопедагогических традиций народа саха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогические традиции народа саха и новый эксперимент по формированию у школьников умения учиться с опорой на образы учебных действий»

Вывод: Таким образом, эксперимент показал, что общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой. Учащиеся продвигаются в своем развитии, изменяются сами.

Заключение

Наблюдения показали, что формирование общеучебных умений очень важно для начальной школы. Это наиболее общие практические и интеллектуальные умения, которые необходимы ученику для успешного овладения школьной программы по любому пред-

мету во всех классах. А это позволит формировать активность и самостоятельность в учебном процессе и научить детей учиться.

Список литературы

1. «Учитель года России». М., ГИЦ, 2000 г., с. 44, 45.

2. Е.А. Родионова. «Олимпиада».

3. Ж. «Начальная школа» № 5-2001 г., с. 109.

4. Ж. «Школа 2100» № 6-2002 г., с. 150.

5. М.М. Безруких, С.П. Ефимов. «Знаете ли вы своего ученика» , с. 5.

6. С.В. Кульневич , Т.П. Лакоценина. «Современный урок», Москва ч. 1, с. 23.

В статье рассматривается логическое продолжение эксперимента по формированию у школьников умения учиться с использованием этнопедагогических традиций народа саха.

Ноговицына Юлия Егоровна,

к.п.н., засл. учитель РФ директор

Покровская улусная многопрофильная гимназия

г. Покровск Республика Саха (Якутия) nogov47@mail.ru

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАРОДА САХА И НОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ С ОПОРОЙ НА ОБРАЗЫ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В какой степени можно опираться на этнопсихологические особенности народа при формировании определенного набора универсальных учебных действий?

Ключевые слова: этнопедагогические традиции: учение Айыы и философия Кут-Сюр; Учение Айыы: девять уровней духовного развития; Философия Кут-Сюр: традиционный взгляд саха на личность; педагогическая технология здоровьесбережения; образы учебных действий: образное представление учебного материала.

Внедрение в практику Ноосферного образования для развития человеческих ресурсов в Покровской улусной гимназии имело свой путь развития, который можно обозначить как путь от научной теории к образовательной практике. Основной итог завершенного эксперимента - это педагогическая технология обучения с опорой на образ, имеющая здоровьесберегающий эффект. Новый этап экспериментальной работы по формированию у школьников умения учиться с использованием этнопедагогических традиций народа саха является продолжением опытно-экспериментальной работы, проведенной на улусном уровне в 2000-2009 учебные годы.

Сама педагогическая технология состоит из чередующихся периодов активной работы учащихся и ре-

лаксационных пауз, создающих эргономичный ритм деятельности. При этом образы выступают как ключевые опоры усвоения учебного материала. Их практическое применение на уроках учебных дисциплин подтвердило, что опорные образы как дидактически и экологически оправданные средства, содержащие в сжатом виде большие объемы учебной информации, повышают эффективность познавательного процесса. Образы активизируют известные каналы человеческого восприятия - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и тем самым обеспечивают сбалансированный режим работы рационально - логического и эмоциональнообразного мышления, который изначально заложен самой природой. Таким образом, уроки, разработанные учителями по всем учебным предметам, реали-

зуют идеи экологического образования. Созданная система уроков ценна с выраженной направленностью на сохранение здоровья детей. Поэтому итоговый результат многолетней опытно-экспериментальной работы педагогического коллектива гимназии - это педагогическая технология здоровьесбережения.

Новый государственный стандарт предусматривает включение принципов (то есть обобщенных способов) учебных действий в содержание образования. Ранее рядом исследователей было показано, что важным условием эффективности формирования понятийного аппарата ребенка является развитое образное мышление /Пиаже /. Причем, это с полным правом можно отнести и к понятиям предметного материала, и к понятиям общеучебным, которыми являются универсальные учебные действия. Учитывая накопленный нашим педагогическим коллективом практический опыт развития понятийного (логического) мышления школьников с опорой на образы, мы считаем возможным и целесообразным использовать его для логического продолжения эксперимента. На следующем его этапе, в целях реализации подходов государственного стандарта нового поколения, представляет интерес разработка образов универсальных учебных действий, лежащих в основе содержания их понятий.

Решение этой задачи представляется особо актуальным для образования северных территорий. Известно, что мышление разных этносов имеет особенности. В связи с этим появляется ряд вопросов. В какой степени можно опираться на архетипические этнопсихологические особенности местного населения при формировании образов универсальных учебных действий и умений их применять в окружающей среде? Применительно к планируемым нами исследованиям, представляет интерес изучение путей формирования у школьников умения учиться с опорой на образы учебных действий с учетом этнопедагогических традиций народа Саха. Если ранее в обучении опора на образы, как правило, реализовывалась через образное представление учебного материала (в этом направлении осуществлялась экспериментальная работа и нашего образовательного учреждения), то сейчас стоит задача разработки образов операциональной структуры универсальных учебных действий.

Моделью для решения этой задачи могла быть стать новая экспериментальная образовательная область «Экология, здоровье, безопасность жизни», разрабатываемая Российской академией образования - как новая модель экологического образования для устойчивого развития, конструируемая на деятельностной основе. В основе концепции образовательных стандартов лежит деятельностный подход, согласно которому процесс учения представляет собой не только усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта деятельности. Полноценное и разнообразное личностное становление и развитие в любой школе определяется содержанием, формами, методами воспитания и обучения. В условиях гимназии, расположенной в Республике Саха (Якутия), являющейся на-

циональной республикой, в развитие личности вносят свой вклад этнопедагогические традиции самой территории.

Этнопедагогические традиции народа саха, проживающего на территории, расположенной в высокоширотных условиях северного полушария Земли, берут истоки из учения Айыы и философии Кут-Сюр.

1. Учение Айыы включает девять уровней духовного развития.

Первый уровень соответствует сфере взаимоотношений человека с природой. Второй уровень - это сфера семьи. Семья - это ценность, обеспечивающая продолжение жизни. Третий уровень соответствует сфере здоровья. Здоровье - это ценность, которая позволяет самому ощутить человеческое счастье. Четвертый уровень духовного пространства соответствует сфере межличностного общения. Пятый уровень духовного восхождения. Творчество, мастерство, профессионализм - это ценности, на основе которых рождаются новые идеи. Шестой уровень духовного обогащения выступает как сила, несущая свет и доброту, утверждающая чистоту помыслов и идей человека. Седьмой уровень духовного неба занимают божества трех уровней знания - знания о материальном сущем, знания о нематериальном сущем и знания о том, что будет. Восьмой уровень занимают творцы материального и нематериального мира, законодатели природы, жизнедеятельности людей, животных. Эта духовная ступень поднимает человека на постижение роли биосферы и ноосферы. На девятом уровне находится светлое божество «Урун Айыы», сотворившее все сущее. Таким образом, учение Айыы иллюстрирует закономерности развития природы, общества и человека и экологическую целостность мира природы и мира людей.

Психолого-педагогический анализ этого учения, проведенный Дзятковской Е.Н., с позиции теории учебной деятельности доказывает, что каждый из названных уровней развития человека соответствует освоению определенного набора универсальных учебных действий. Первый уровень - соответствует группе личностных универсальных учебных действий, связанных с ценностно-смысловым отношением к окружающему миру природы, мотивацией его сохранения и развития, умениям выбора соответствующего ценностного решения. Второй уровень - соответствует группе личностных универсальных учебных действий, связанных с ценностно-смысловым отношением к окружающему миру людей, прежде всего близких, мотивацией помощи им, умениям выбора соответствующего ценностного решения. Третий уровень - это умения саморегуляции, самоуправления в целях своего развития - духовного и телесного, как основы целостного здоровья человека. Четвертый уровень духовного пространства соответствует умениям межличностных коммуникаций, работы в команде, социального партнерства. Пятый уровень - это организационные универсальные учебные действия, обеспечивающие человека способность и готовность к проектированию, творческому преобразованию окружающего мира, для удовлетворения не только биологических, но и духовных потребностей человека. Шестой

уровень - это умения рефлексии окружающего мира и себя в нем, своего предназначения, смысла жизни. Седьмой уровень - группа познавательных универсальных учебный действий. Восьмой уровень - умения организовывать свою деятельность в окружающей социоприродной деятельности. И, наконец, девятый уровень - умения получать, осмысливать и обогащать опыт личной и коллективной деятельности как основа самоактуализации человека.

2. Философия Кут-Сюр есть воплощение традиционного взгляда саха на личность. Сюр (жизненная сила) представляется энергетическим стержнем, объединяющим всю целостную совокупность духовного, умственного и физического состояния. Жизненная сила является основой жизни. Кут (дух) - это три ипостаси человеческой личности, которые, благодаря объединяющему их энергетическому стержню Сюр, делают собственно человека Человеком. Кут воплощают три основные ипостаси человека: Буор - кут (Земля-душа) - физическое развитие человека, Салгын - кут

(Воздух-душа) - духовность человека, Ийэ-кут (Мать-душа) - умственные способности человека. Сочетание Кут-Сюр означает духовность, нравственность. В контексте философии Кут-Сюр жизнь заключается в постоянном образовании, образование есть формирование логики, чувств, интуиции человека.

Этнопедагогика, основой которой являются учение Айыы и философия Кут-Сюр, включает традиции, обычаи, содержание и методы воспитания, весь арсенал народных средств воздействия на личность. Современное образование, свободное от архаичных традиционных форм, средств, приемов воспитания, видит в этнопедагогических традициях средство, благодаря которому естественным образом осуществляется природосообразность, культуросообразность, народность воспитания и обучения.

Таким образом, народная педагогика хранит в себе высокий потенциал, который может послужить делу формирования у школьников умения учиться.

В статье рассматриваются основные теоретические позиции федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, описывается первый опыт апробации стандарта в одной из московских школ.

Сиденко Елена Александровна,

ст. преподаватель АПКиППРО Хачатрян Наталья Львовна,

заместитель директора учитель начальных классов ГОУ СОШ №64 г. Москва

СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОТ ПОНИМАНИЯ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

В чем выражается инновационность стандартов второго поколения для школы?

Ключевые слова: стандарты второго поколения, инновационность, баланс целей личности, общества и государства; системно- деятельностный подход; вариативность образования; здоровьесберегающие технологии; фундаментальное ядро; состояние формирования ОУУН у учащихся

В российском обществе продолжается новый этап модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда. В связи с этим вышел приказ № 373 от 06 декабря 2009 года, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В систему нормативно-правового

обеспечения развития школьного образования были введены государственные образовательные стандарты второго поколения.

По исследованию В.К.Загвоздкина1, теория стандартов образования в отечественной педагогике долж-

1 Загвоздкин В.К. Виды стандартов образования и способы их применения в международном контексте //Эксперимент и инновации в школе. 2009. - №6.

Загвоздкин В.К. Стандарты второго поколения в контексте международного опыта // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.