Научная статья на тему 'Стандарты ведения телемедицинской практики: пример из сестринского дела'

Стандарты ведения телемедицинской практики: пример из сестринского дела Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
644
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
телемедицина / медицинская сестра / компетенции / стандарт / telehealth / nursing / competence / standards

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — C.C. Bartz

Стандарты для практического здравоохранения являются общепринятыми концепциями, которые используются в качестве моделей для сравнения качества или производительности работы. Для разработки и внедрения стандартов оказания медицинской помощи используют определенные критерии и методики. Целью данной статьи является описание критериев для разработки стандартов телемедицинской помощи в области сестринского дела, а также обсуждение того, как эти стандарты могут быть применимы к другим телемедицинском специальностям. В основе предлагаемых стандартов положены методические разработки, касающиеся использования телемедицины медицинскими сестрами в сфере интенсивной терапии и в системе амбулаторнополиклинического обслуживания. Разработаны стандарты для медицинских сестер, практикующих телемедицину, включающие клинические и профессиональные аспекты. Каждый клинический стандарт содержит четкие описания действии и определенные компетенции, которыми должен обладать персонал. Компетенции определяются как набор знаний и навыков, которые позволяют индивидууму эффективно действовать в сложившейся ситуации. Стандарты телемедицины, которые управляют профессиональной деятельностью и устанавливают ее границы, включают: применение профессионального этического кодекса, обучение необходимым навыкам, доказательность практики, эффективное взаимодействие с коллегами, лидерство, взаимодействие с пациентами, их семьями и специалистами в других областях медицины, оценку собственной практической деятельности, оптимальное использование доступных ресурсов и обеспечение безопасных условий труда. Клинические и профессиональные стандарты использования телемедицины в работе медицинских сестер применимы к различным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Telehealth Standards of Practice: a Nursing Exemplar

Standards of practice are concepts or principles agreed to and used as models to compare quality or performance, organized by specialty or practice level or both. Health care standards use meta-concepts to organize standards. The purpose of this paper is to describe a framework for telehealth nursing standards development and to discuss how these nursing standards can apply to other telehealth specialties. For telehealth nursing, and most likely for other telehealth care specialties, the conceptual expectations reflect the clinical practice role and the professional performance role. Standards for the clinical practice role include the responsibility to perform assessments; make diagnoses; identify outcomes; plan for the care; implement the plan to conclude care coordination; health teaching and health promotion, and consultation; and care and outcome evaluation. For example, the standard for assessment would be ‘Telehealth registered nurses systematically collect comprehensive and focused data relating to health needs and concerns of a patient, group or population.’ Standards that articulate and shape the professional performance role include application of the profession’s code of ethics; education to competence; research evidence application to practice; performance improvement; effective communication; appropriate leadership behaviours; collaboration with clients, families, and other health care professionals; performance evaluation; resource management; and assuring a safe practice environment. For example, a standard for education would be ‘telehealth registered nurses actively attain nursing knowledge and competency in order to reflect current nursing practice.’ Standards of practice inform competency development. Competencies are sets of related knowledge and abilities that enable one to act effectively in a situation. Knowledge areas include critical thinking, human caring, knowledge integration and decision-making. Other health care specialties could use these or similar standards to reflect their clinical practice roles and professional performance roles.

Текст научной работы на тему «Стандарты ведения телемедицинской практики: пример из сестринского дела»

Стандарты ведения

телемедицинской практики: пример из сестринского дела

Висконсинский университет, Милуоки, США,

Международный совет медицинских сестер, Женева, Швейцария

Для корреспонденции:

[email protected]

Telehealth Standards of Practice: a Nursing Exemplar C. Bartz

Standards of practice are concepts or principles agreed to and used as models to compare quality or performance, organized by specialty or practice level or both. Health care standards use meta-concepts to organize standards.

The purpose of this paper is to describe a framework for telehealth nursing standards development and to discuss how these nursing standards can apply to other telehealth specialties. For telehealth nursing, and most likely for other telehealth care specialties, the conceptual expectations reflect the clinical practice role and the professional performance role. Standards for the clinical practice role include the responsibility to perform assessments; make diagnoses; identify outcomes; plan for the care; implement the plan to conclude care coordination; health teaching and health promotion, and consultation; and care and outcome evaluation. For example, the standard for assessment would be 'Telehealth registered nurses systematically collect comprehensive and focused data relating to health needs and concerns of a patient, group or population.'

Standards that articulate and shape the professional performance role include application of the profession's code of ethics; education to competence; research evidence application to practice; performance improvement; effective communication; appropriate leadership behaviours; collaboration with clients, families, and other health care professionals; performance evaluation; resource management; and assuring a safe practice environment. For example, a standard for education would be 'telehealth registered nurses actively attain nursing knowledge and competency in order to reflect current nursing practice.' Standards of practice inform competency development. Competencies are sets of related knowledge and abilities that enable one to act effectively in a situation. Knowledge areas include critical thinking, human caring, knowledge integration and decision-making. Other health care specialties could use these or similar standards to reflect their clinical practice roles and professional performance roles.

C.C. Bartz

тандарты для практического здравоохранения являются общепринятыми концепциями, которые используются в качестве мо-

Телемедицинские стандарты и методические рекомендации важны для того, чтобы приоритетом в оказании медицинской помощи и практической работе специалистов по данной специальности было максимальное качество выполняемой работы. Американская телемедицинская ассоциация (АТА) в настоящее время занимается разработкой руководств по разным клиническим специальностям, которые важны для разработки

обсуждение того, как эти стандарты могут быть применимы к другим телемедицинском специальностям.

делей для сравнения качества или производительности работы. Для разработки и внедрения стандартов оказания медицинской помощи используют определенные критерии и методики.

Целью данной статьи является описание критериев для разработки стандартов телемедицинской помощи в области сестринского дела, а также

телемедицинских служб и формирования основ системы обеспечения качества оказываемой пациентам помощи. Базу этих руководств составляют опыт и результаты клинических исследований [1].

В основе предлагаемых стандартов положены методические разработки, касающиеся использования телемедицины медицинскими сестрами в сфере интенсивной терапии и в системе амбулаторно-поликлинического обслуживания.

Отметим, что в последние годы происходит интенсивный рост телемедицинских сетей в сфере интенсивной терапии (ИТ): географически распределенные палаты и отделения ИТ централизованно дистанционно получают консультации, рекомендации и информационно-методическую поддержку. В работу таких телемедицинских сетей вовлечено большое количество сестринского персонала. Поэтому, Американская Ассоциация Интенсивной Терапии (ААИТ) разработала стандарты и практические руководства для медицинских сестер, практикующих телемедицину в сфере интенсивной терапии [2, 3].

Также, в данной статье при описании критериев использованы разработки Американской Академии Амбулаторного Сестринского Дела (АААСД) - ведущей организации в области оказания медицинской помощи во внебольничных условиях [4]. Телемедицинское амбулаторное обслуживание становится все более значимым в глобальной перспективе. Рост важности и эффективности такой формы организации медицинской помощи связан с тем, что применение технологий электронного здравоохранения для обеспечения доступности медицины в изолированных, труднодоступных местностях и районах с низкой плотностью населения стало своеобразной догмой.

■ РАЗРАБОТКА СТАНДАРТОВ

Перед разработкой стандартов для ведения практической деятельности в той или иной телемедицинской области нужно понимать, в каких условиях будет проходить работа, а также принимать во внимание ожидания и возможности персонала. Например, от медицинских сестер ожидается, что они имеют основополагающие клинические и теоретические навыки для оказания своевременно и качественной медицинской помощи. Также, предполагается, что сестринский персонал должен получать новые знания и

опыт в течение всей жизни. АААСД выделила 14 предполагаемых способностей, которыми должны обладать медицинские сестры, и характеристик рабочей среды. Представление о рабочей среде включает в себя как внешние факторы, такие как финансирование и системы управления, так и внутренние, как спектр потребностей пациентов разной степени тяжести для оказания помощи (от пропаганды здорового образа жизни до заботы об инвалидах до конца жизни). Организационные моменты описываемых стандартов включают наличие центров оказания третичной медицинской помощи, публичных больниц, независимых клиник, правительственных систем, школ и телемедицинских служб.

■ СТАНДАРТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ МЕДИЦИНСКИМИ СЕСТРАМИ: КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Были разработаны стандарты для клинической телемедицины, разделенные на шесть категорий в соответствии с процессами лечебно-диагностической работы, условиями труда и особенностями амбулаторной формы предоставления медицинской помощи [4]. Подчеркнем, что концептуальные основы организации сестринского дела, используемые как для обучения, так и в практической деятельности, остаются практически неизменными в течение последних 50 лет.

Относительно телемедицины - каждый стандарт содержит четкие описания действии и определенные компетенции, которыми должен обладать персонал. Компетенции определяются как набор знаний и навыков, которые позволяют индивидууму эффективно действовать в сложившейся ситуации. Области знаний включают критическое мышление, заботу о людях, интеграцию знаний и принятие решений.

Стандарт №1 (С1) является оценочным. Согласно С1, медицинские сестры, практикующие телемедицину, должны систематически собирать исчерпывающую специализированную информацию, имеющую отношение к заботе о здоровье и потребностях пациента или целевой группы в популяции. Компетенции, которыми необходимо обладать для соблюдения С1: сбор данных о клиническом статусе пациента, использование доказательной базы, получение новых данных, информации и сестринского опыта, а также документирование информации в таком виде, чтобы ее легко можно было извлечь, прочитать и понять. 8

Далее приводим тематику стандартов №2-6 (соответственно, С2-С6):

- С2 - медсестринская диагностика,

- С3 - оценка клинических исходов,

- С4 - планирование,

- С5 - реализация планов (в том числе, С5а -управление медицинской помощью, С5б - санитарное просвещение и пропаганда здорового образа жизни, С5в - консультирование),

- С6 - оценка результативности.

Стандарт С5 обеспечивает выполнение

4 функции телемедицины в области сестринского дела:

1) Выполнение разработанного плана лечения с целью получения ожидаемых клинических результатов.

2) Координирование оказания помощи, как в условиях медицинской организации, так в при взаимодействии с иными учреждениями.

3) Использование стратегий, стимулирующих развитие личного и общественного здоровья.

4) Проведение консультаций с целью модификаций установленных планов лечения, а также -для улучшения качества работы и способностей других сотрудников.

■ СТАНДАРТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ МЕДИЦИНСКИМИ СЕСТРАМИ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Стандарты телемедицины, которые управляют профессиональной деятельностью и устанавливают ее границы, охватывают 10 областей [4], а именно:

- применение профессионального этического кодекса,

- обучение необходимым навыкам,

- доказательность практики,

- эффективное взаимодействие с коллегами,

- лидерство,

- взаимодействие с пациентами, их семьями и специалистами в других областях медицины,

- оценку собственной практической деятельности,

- оптимальное использование доступных ресурсов и обеспечение безопасных условий труда.

Согласно этическим стандартам, медицинские сестры, практикующие телемедицину, соблюдают принципы профессионального этического кодекса, который гарантирует сохра-

нение личных прав во всех областях профессиональной деятельности. Так же, как и в ситуации с клиническими аспектами, профессиональные стандарты включают описание необходимых для их реализации компетенций. В первую очередь к таким способностям сотрудника относятся:

- безоговорочное соблюдение этических правил, поддержка этических комитетов и соблюдение прав пациентов,

- постоянное информирование об этических установках, касающихся прав пациентов,

- помощь пациентам в принятии решений,

- соблюдение неприкосновенности пациентов,

- использование подходящих ресурсов для безопасного и грамотного оказания помощи,

- содействие распространению доступа к качественным службам здравоохранения.

Согласно стандарту использования необходимых ресурсов, медицинские сестры осуществляют телемедицинскую деятельность так, чтобы она была эффективной, безопасной и оправданной с финансовой стороны. Навыки, которыми нужно обладать для соответствия данному стандарту, включают:

- способность использовать технические ресурсы для определения необходимого уровня или вида медицинской помощи,

- оценку факторов, влияющих на безопасность, эффективность, производительность и стоимость медицинской помощи,

- обеспечение использования этических протоколов и подходящих рекомендаций по оказанию медицинской помощи,

- использование методик сестринской работы и критического мышления для обеспечения уникальных потребностей каждого пациента.

■ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ

Клинические и профессиональные стандарты использования телемедицины в работе медицинских сестер применимы к различным дисциплинам. Четыре документа были сформированы наиболее подробно, с указанием обязательных навыков и знаний, которыми необходимо обладать для соблюдения каждого из них. Предполагается, что каждый, кто оказывает медицинскую помощь, должен давать правильную оценку применения этих стандартов, что подразумевает координацию оказания помощи, просвещение в сфере здравоохранения и осуществление консультаций. Подобно этому, каждый работник

здравоохранения должен действовать в соответствии с этическими правилами и использовать предоставленные ему ресурсы рассудительно, для достижения наибольшего эффекта.

Говоря о всех 16 стандартах вместе, стоит отметить, что принципы, лежащие в их основе, широко применимы во многих других дисциплинах.

В процессе разработки стандартов и руководств, АТА хотела найти их применение для специалистов из разных дисциплин. Более интенсивное междисциплинарное сотрудничество было бы полезным для установления подходящих стандартов и навыков, которыми нужно обладать, для работы в сфере телемедицины. /

РЕЗЮМЕ

Стандарты для практического здравоохранения являются общепринятыми концепциями, которые используются в качестве моделей для сравнения качества или производительности работы. Для разработки и внедрения стандартов оказания медицинской помощи используют определенные критерии и методики. Целью данной статьи является описание критериев для разработки стандартов телемедицинской помощи в области сестринского дела, а также обсуждение того, как эти стандарты могут быть применимы к другим телемедицинском специальностям. В основе предлагаемых стандартов положены методические разработки, касающиеся использования телемедицины медицинскими сестрами в сфере интенсивной терапии и в системе амбулаторно-поликлинического обслуживания. Разработаны стандарты для медицинских сестер, практикующих телемедицину, включающие клинические и профессиональные аспекты. Каждый клинический стандарт содержит четкие описания действии и определенные компетенции, которыми должен обладать персонал. Компетенции определяются как набор знаний и навыков, которые позволяют индивидууму эффективно действовать в сложившейся ситуации. Стандарты телемедицины, которые управляют профессиональной деятельностью и устанавливают ее границы, включают: применение профессионального этического кодекса, обучение необходимым навыкам, доказательность практики, эффективное взаимодействие с коллегами, лидерство, взаимодействие с пациентами, их семьями и специалистами в других областях медицины, оценку собственной практической деятельности, оптимальное использование доступных ресурсов и обеспечение безопасных условий труда. Клинические и профессиональные стандарты использования телемедицины в работе медицинских сестер применимы к различным дисциплинам.

Ключевые слова: телемедицина, медицинская сестра, компетенции, стандарт. Key words: telehealth, nursing, competence, standards.

1. American Telemedicine Association. Telemedicine Practice Guidelines-2016.- 3. American Association of Critical Care Nurses. Tele-ICU Nursing Practice http://www.americantelemed.org/resources/telemedicine-practiceguidelines/ Guidelines.-2013-http://www.aacn.org/wd/practice/content/tele-icu-guide-telemedicine-practice-guidelines#.VqKOs1Juzfc. lines.pcms?menu=practice.

2. American Association of Critical Care Nurses. Scope and Standards for Acute 4. Scope and Standards of Practice for Professional Telehealth Nursing, 5th Ed.-and Critical Care Nursing Practice, 2008. -12 p. http://www.aacn.org/wd/prac- American Academy of Ambulatory Care Nursing, 2011.- https://www.aaacn.org/ tice/docs/130300-standards_for_acute_and_critical_care_nursing.pdf. practice-resources/standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.