Научная статья на тему 'Стандарты деятельности финансовых институтов в условиях трансформации мировой финансовой архитектуры'

Стандарты деятельности финансовых институтов в условиях трансформации мировой финансовой архитектуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ АРХИТЕКТУРА / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / СТАНДАРТЫ / GLOBAL FINANCIAL ARCHITECTURE / FINANCIAL INSTITUTIONS / STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко Е. В.

Статья рассматривает направления развития в мировой финансовой архитектуры в посткризисных условиях. Основной задачей является проведение тщательного пересмотра системы финансового регулирования, реформы финансового сектора. Международные стандарты деятельности финансовых институтов являются прямым следствием глобализации, в нестабильных условиях часто подвергаются критике. Разработка и применение принятых на международном уровне экономических, финансовых и статистических стандартов могут значительно помочь в поддержании устойчивых национальных финансовых систем и международной финансовой стабильности. Автор обращает внимание на то, что при постоянном усилении финансово-интеграционных тенденций процесс реформирования систем регулирования будет иметь положительные результаты лишь в случае активного международного сотрудничества и скоординированной работы финансовых институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article considers development directions in global financial architecture in postcrisis aspect. The primary goal is carrying out of careful financial regulation system revision, financial sector reform. The international standards of financial institutions are a globalisation direct consequence, in unstable conditions often are exposed to criticism. Development and application of the international economic, financial and statistical standards can help considerably with maintenance of steady national financial systems and the international financial stability. The author pays attention that at constant strengthening of financial integration tendencies process of systems’ regulation reforming will have positive results only in case of active international cooperation and the co-ordinated work of financial institutions.

Текст научной работы на тему «Стандарты деятельности финансовых институтов в условиях трансформации мировой финансовой архитектуры»

© Петренко Е.В.,

аспирантка Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Эл. почта: petrjane@mail.ru

СТАНДАРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Нестабильность развития финансовых рынков, в наибольшей степени проявившаяся осенью 2008 г., выявила множество недостатков современной мировой финансовой архитектуры. Ошибки в регулировании и надзоре, наложившиеся на практику принятия чрезмерных рисков банками и другими финансовыми учреждениями, привели к появлению опасных слабых мест в финансовой системе, которые в значительной мере способствовали возникновению современного кризиса.

На сегодняшний день финансовая глобализация стала главной движущей силой развития мировой экономики, она качественно и количественно изменяет институциональную среду финансовой системы на всех ее уровнях (международном, региональном, национальном). Активизация глобализационных процессов привела к росту доли финансового сектора в структуре мирового ВВП. Однако необходимо помнить, что финансовая глобализация имеет положительный эффект лишь в относительно стабильных условиях. Циклический характер эконо-

мического развития сопряжен с нестабильностью, которая приводит к усилению негативных явлений, порождаемых глобализацией.

Очевидно, что в подобных обстоятельствах проблему регулирования финансовых отношений решить усилиями отдельных стран затруднительно. В связи с этим необходимо усиление роли международных финансово-кредитных организаций в системе финансового регулирования, а также возможное расширение их функций и полномочий.

Глобализационные процессы, а в частности либерализация и все большая открытость экономики отдельных стран, привели к значительному преобразованию механизмов макроэкономического регулирования. Регулирование и защита национальных финансовых систем от негативных влияний финансовой глобализации становятся объективно необходимыми.

В сложившихся нестабильных условиях в рамках саммита большой двадцатки в Питтсбурге1 (США), прошедшего в сентябре 2009 г., были определены стратегические направления развития мировой финансовой системы. Лидеры наиболее экономически активных государств — членов G20 поставили перед собой цель не допустить повторения финансового кризиса 2008-2009 гг. Основной задачей по итогам Саммита стало проведение тщательного пересмотра системы финансового регулирования, первым шагом которой стало создание Совета финансовой стабильности2, в рамках

Официальный сайт Саммита — http://www.pittsburghsummit.gov/

2 В апреле 2009 г. Лидеры в20 согласились, что прежний Форум финансовой стабильности (учрежденный в 1999) должен быть переучрежден как Форум финансовой стабильности, с расширенным мандатом по поддержанию финансовой стабильности, расширенным составом участников, более сильным институциональным базисом и увеличенной производительностью. Форум финансовой стабильности начал работу немедленно после Саммита, на основе апрельского соглашения Лидеров в20. Устав, подтвержденный Лидерами в20 25.09.2009 в Питтсбурге, формально учредил

которого проходят обсуждение все реформы финансового сектора.

Совет финансовой стабильности объединяет национальные органы власти, ответственные за финансовую стабильность в значимых международных финансовых центрах, международные финансовые институты, международные группы регуляторов и органов контроля, а также комитетов и экспертов центральных банков.

Перед Советом финансовой стабильности стоят такие задачи, как оценка уязвимых элементов, финансовой системы, идентификация действий, с целью обезопасить их; содействие координации и информационному обмену среди властей, ответственных за финансовую стабильность; контроль и консультации по вопросам рыночных разработок и их значения для регулирующей политики; консультации по вопросам и контроль за сближением лучших практик с регулятивными стандартами.

В рамках Форума финансовой стабильности на первый план были выдвинуты 12 сфер для стандартизации (табл. 1), определяемые как ключевые для устойчивых финансовых систем и приоритетные к применению в зависимости от национального аспекта. Несмотря на то что ключевые стандарты варьируются в зависимости от степени их международного одобрения, они широко приняты, поскольку представляют минимальные требования для хорошей практики. Некоторые из ключевых стандартов относятся более чем к одной области, например Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике имеет отношение к аспектам платежей и расчетов, так же как к финансовому регулированию и контролю.

Стандарты включают в себя широко принятые лучшие принципы, практики или рекомендации в данной области.

Форум финансовой стабильности и изложил его цели, мандат, членов и организационные процессы.

Стандарты могут быть классифицированы по областям их применения:

- Секторные стандарты, которые покрывают экономические и институциональные сектора, такие как правительство и центральный банк, банковское дело, ценные бумаги, и системы страхования, и корпоративный сектор

- Функциональные стандарты, т.е. в пределах каждого сектора, стандарты покрывают области, такие как управление, бухгалтерский учет, раскрытие и прозрачность информации, достаточность капитала, регулирование и контроль, распределение информации, риск-менеджмент, оплата и урегулирование, деловая этика и т. д.

С точки зрения применения, стандарты также различаются по их специфике:

- Принципы, т.е. фундаментальные правила в отношении к обширной области. Принципы обычно излагаются достаточно обобщенно и поэтому предлагают определенную степень гибкости в применении для адаптации к обстоятельствам каждой страны, например Ключевые принципы эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору1, Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам2, Принципы надзора в сфере страхования Международной ассоциации органов надзора в сфере страхования3 и Ключевые принципы для системно значимых платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам центральных банков стран Группы 104.

1 Basel Committee's Core Principles for Effective Banking Supervision.

2 IOSCO's Objectives and Principles of Securities Regulation.

3 IAIS's Insurance Supervisory Principles.

4 CPSS's Core Principles for Systemically Important Payment Systems.

Таблица 1. Сферы стандартизации, определяемые Форумом финансовой стабильности как ключевые для устойчивости финансовых систем*

Сфера | Стандарт | Орган — разработчик

Макроэкономическая политика и прозрачность данных

Прозрачность денежнокредитной и финансовой политики Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике Международный валютный фонд

Прозрачность налоговой политики Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере Международный валютный фонд

Распространение данных Специальный стандарт распространения данных / Общая система распространения данных1 Международный валютный фонд

Институциональная и рыночная инфраструктура

Банкротство Принципы и руководства построения эффективных систем в области неплатежеспособности и прав кредиторов2 Всемирный банк

Корпоративное управление Принципы корпоративного управления Организация экономического сотрудничества и развития

Бухгалтерский учет Международные стандарты финансовой отчетности Совет по международным стандартам бухгалтерского учета

Аудит Международные стандарты аудита Международная федерация бухгалтеров

Платежи и расчеты - Ключевые принципы для системно значимых платежных систем - Рекомендации для систем расчета ценными бумагами - Комитет по платежным и расчетным системам - Комитет по платежным и расчетным системам / Международная организация комиссий по ценным бумагам

Целостность рынка - Сорок рекомендаций Рабочей группы по борьбе с отмыванием денег / - Девять специальных рекомендаций против финансирования терроризма Группа финансового противодействия отмыванию денег

Финансовое регулирование и контроль

Банковский контроль Ключевые принципы эффективного банковского надзора Базельский комитет по банковскому надзору

Регулирование ценных бумаг Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг Международная организация комиссий по ценным бумагам

Контроль страхования Принципы надзора в сфере страхования Международная ассоциация органов надзора в сфере страхования

По материалам сайта http://www.financialstabilityboard.org/

- Практики, они являются более определенными и обстоятельно объясняют практическое применение принципов в пределах более узко определенного контекста, например Утвержденные практики для бухгалтерского учета ссуды Базельско-

1 Для экономических систем с доступом к международным рынкам капитала желательно применение более строгого Специального стандарта распространения данных, для всех других экономических систем желательно применение Общей системы распространения данных.

2 Всемирный банк координирует всеобъемлющие усилия по развитию ряда принципов и рекомендаций по режиму банкротства. Комиссия Организации Объединенных Наций по Международному торговому законодательству (иКСГТЯЛЬ), которая приняла Образцовый Закон по Международному Банкротству в 1997, поможет облегчить выполнение.

го комитета по банковскому надзору3, Механизмы контроля операционного и финансового риск-менеджмента для внебиржевых операций с деривативами регулируемых фирм, ведущих операции с ценными бумагами Международной организации комиссий по ценным бумагам4, и Контролирующие стандарты лицензирования Международной ассоциации органов надзора в сфере страхования5.

- Методологии/рекомендации, они обеспечивают детализированное руково-

Составлена по данным сайта

http://www.financialstabilityboard.org/

4 Basel Committee's Sound Practices for Loan Accounting.

5 IOSCO's Operational and Financial Risk Management Control Mechanisms for Over-the Counter Derivatives Activities of Regulated Securities Firms.

дство мер, которые необходимо предпринять, или требований, которым необходимо соответствовать, и являются достаточно определенными для того, чтобы позволить относительно объективную оценку степени их соблюдения.

Создание, принятие и признание международных стандартов, кодексов, сводов лучших правил ведения финансовых операций осуществляются по ини-

циативе международных финансовых институтов и международных организаций: Международного валютного фонда, Всемирного банка, Банка международных расчетов, Всемирной торговой организации и т.д. В таблице 2 систематизированы финансовые институты, занятые в разработке, корректировке и внедрении стандартов, а также указаны их основные функции в области стандартизации.

Таблица 2. Виды и функции международных финансовых организаций, устанавливающих стандарты деятельности финансовых институтов :

№ Организация Функции в области стандартизации деятельности финансовых институтов

1 2 3

Банк международных расчетов

1 Базельский Комитет по банковскому надзору5, организован центральными банками 010 - обеспечивает форум для регулярного сотрудничества среди государств — членов 010 по вопросам банковского контроля; - формулирует обширные стандарты контроля и принципы и рекомендует утверждение лучших практик в банковском деле в ожидании, что органы банковского контроля предпримут шаги для их применения

2 Комитет по глобальной финансовой системе6, организован центральными банками 010 - предпринимает систематический краткосрочный контроль состояния глобальной финансовой системы, долгосрочный анализ функционирования финансовых рынков и объединяет стратегические рекомендации, нацеленные на улучшение функционирования рынка и поддержание стабильности; - разрабатывает общие принципы и более определенные стратегические рекомендации для создания ликвидных рынков государственных ценных бумаг

3 Комитет по платежным и расчетным системам7, организован центральными банками 010 - обеспечивает форум для регулярного сотрудничества среди центральных банков стран-членов 010 по проблемам, связанным с платежными и расчетными системами; - контролирует и анализирует развитие национальных платежных, расчетных и клиринговых систем, а также международных и мультивалютных неттинговых схем; - обеспечивает координирование надзорных функций Центральных банков стран-членов 010 относительно неттинговых схем; - формулирует общие стандарты контроля и принципы и рекомендует утверждение лучших практик в банковском деле;

- в дополнение к общим проблемам относительно эффективности и стабильности урегулирования в сфере платежей, клиринга, и расчетов Комитет обращает внимание на взаимоотношения между платежным и расчетным регулированием, платежными и расчетными услугами центрального банка и основными финансовыми рынками, которые важны для валютной политики

4 Целевая группа Комитета по платежным и расчетным системам и Международной организации комиссий по ценным бумагам по системам расчета ценными бумагами8 - разрабатывает рекомендации для расчетных систем ценных бумаг

1 Составлена по данным сайта http://www.financialstabilityboard.org/

2 Basel Committee's Sound Practices for Loan Accounting.

3 IOSCO's Operational and Financial Risk Management Control Mechanisms for Over-the Counter Derivatives Activities of Regulated Securities Firms.

4 IAIS's Supervisory Standards on Licensing.

5 Basel Committee on Banking Supervision (BCBS) http://www.bis.org/bcbs/index.htm

6 Committee on the Global Financial System (CGFS) http://www.bis.org/cgfs/index.htm

7 Committee on Payment and Settlement Systems (CPSS) http://www.bis.org/cpss/index.htm

8 CPSS-IOSCO Task Force on Securities Settlement Systems http://www.bis.org/cpss/index.htm> <http://www.iosco.org/

Продолжение табл. 2

1 2 3

5 Группа Базельского Комитета по банковскому надзору по обеспечению прозрачности и Целевая Рабочая группа по регулированию финансовых посредников международной организации комиссий по ценным бумагам1 - разрабатывает рекомендации для публичного раскрытия торговли и операций с деривативами банков и фирм, ведущих операции с ценными бумагами; - стимулирует банки и фирмы, ведущие операции с ценными бумагами, предоставлять участникам рынка достаточную информацию для понимания рисков, порожденных операциями с деривативами

Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию

6 Организация по экономическому сотрудничеству и развитию2 Конвенция в Париже в 1961 г. - стремится поддерживать политику, разработанную для достижения устойчивого экономического роста и занятости в ее государствах-членах; - в области продвижения эффективного функционирования рынков поощряет конвергенцию стратегий, законов и постановлений для финансовых рынков и предприятий

7 Группа финансового противодействия отмыванию денег3 Саммит G7 в Париже в 1989 Секретариат FATF размещен в штабе OECD в Париже - разработала сорок Рекомендаций для борьбы с отмыванием денег; обновила Рекомендации в 1996, затем в феврале 2002 вслед за террористическими нападениями 11 сентября 2001 на США, когда были добавлены 9 Специальных Рекомендаций к оригинальным; - контролирует прогресс стран — членов организации в применении мер против отмывания денег через двойной процесс ежегодной самооценки и более детальной взаимной оценки, резюмирует тенденции в отмывании денег, методы, контрмеры и их влияние на сорок Рекомендаций и поддерживает адаптацию и применение Рекомендаций странами, не являющимися членами организации

Международные финансовые организации

8 Международная ассоциация органов надзора в сфере стра-хования4 1994, организована представителями страховых регуляторов и наблюдательных органов 190 юрисдикций - является форумом для сотрудничества среди страховых регуляторов и органов контроля от более чем 100 юрисдикций; - несет ответственность за развитие международно подтвержденных принципов и стандартов, фундаментальных для эффективного страхового регулирования и контроля. После разработки Основных принципов надзора в сфере страхования, Страхового Соглашения и нескольких других стандартов, большая часть текущей работы организации над стандартами сосредоточилась на развитии стандартов в областях платежеспособности, страхового соглашения для покрытия резерва предстоящих расходов на международное услуги, управления рисками активов, группой координации финансовых конгломератов, перестраховании, поведении рынка и электронной торговли

9 Совет по международным стандартам бухгалтерского учета5 независимый, частно основанный орган Члены правления — из девяти стран и имеют различные неофициальные функциональные задачи - устанавливает стандарты бухгалтерского учета; - занимается развитием, в общественных интересах, единого набора высококачественных, понятных и применимых глобальных стандартов бухгалтерского учета, для которых необходима прозрачная и сопоставимая информация в универсальных финансовых отчетах;

- сотрудничает с национальными органами, устанавливающими стандарты бухгалтерского учета для достижения конвергенции в стандартах бухгалтерского учета во всем мире; - ответствен за развитие и одобрение Международных Стандартов бухгалтерского учета (IAS). До настоящего времени в общей сложности 40 Стандартов были провозглашены советом и его предшественником, Международным Комитетом по Стандартам бухгалтерского учета (IASC)

1O Совет по международном стандартам аудита и страхования1 Комитет Международной Федерации Бухгалтеров (!РДС) - повышает однородность практики аудита и связанных с ним услуг во всем мире, выпуская заключения по различным функциям аудита и страхования и поддерживая их принятие. Заключения Совета разрабатываются в соответствии с надлежащей правовой процедурой, которая включает вклад широкой общественности, органов Совета и их членов, и Консультативной Группы советников, которая представляет тех, кто регулирует, готовит и использует финансовые отчеты

1 BCBS Transparency Group and IOSCO TC Working Party on the Regulation of Financial Intermediaries http://www.bis.org/bcbs/index.htm> <http://www.iosco.org/

2 Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD) http://www.oecd.org/

3 Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) http://www1.oecd.org/fatf/

4 International Association of Insurance Supervisors (IAIS) http://www.iaisweb.org/>

5 International Accounting Standards Board (IASB) http://www.iasc.org.uk/

Окончание табл. 2

1 2 3

11 Международный валютный фонд2 Бреттон-Вудское соглашение Июль,1944 - разрабатывает и контролирует международные стандарты в областях, имеющих прямое отношение к его обязанности выполнять наблюдение за международной валютной системой; - в сотрудничестве с другими организациями, устанавливающими стандарты, разработал международные стандарты распространения данных и кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике и принял участие в развитии международных стандартов для банковского надзора; - подготовил несколько экспериментальных отчетов по странам относительно выполнения стандартов и кодексов лучших практик

12 Международная организация комиссий по ценным бумагам3 Преобразована из межамериканской региональной ассоциации в апреле 1983 - организация по сотрудничеству среди национальных регуляторов ценных бумаг и фьючерсных рынков; - развивает и продвигает стандарты регулирования ценных бумаг для поддержания эффективных и стабильных рынков; - использует свой интернациональный состав, чтобы установить стандарты для эффективного наблюдения за международными рынками ценных бумаги, обеспечивает взаимную помощь для поддержания целостности рынков путем строгого соблюдения стандартов и эффективного ограничения их нарушений

Разработка и применение принятых на международном уровне экономических, финансовых и статистических стандартов могут значительно помочь в поддержании устойчивых национальных финансовых систем и международной финансовой стабильности. В то время как широкий диапазон политических, социальных, юридических и институциональных факторов посягает на финансовую стабильность представляется целесообразным сфокусировать внимание на экономических и финансовых стандартах, общепринятых международным сообществом, поскольку они являются объективными и относительно свободными от национальных интересов. Развитие, принятие и успешное применение международных стандартов имеет эффект как на национальном, так и на международном уровнях, а именно:

- усиливает национальные финансовые системы, поддерживая устойчивое регулирование и контроль, большую прозрачность и более эффективные и устойчивые институты, рынки и инфраструктуру;

1 International Auditing and Assurance Standards Board (IAASB) http://www.ifac.org/

2 International Monetary Fund (IMF) http ://www.imf.org/

3 International Organisation of Securities Commissions (IOSCO) http://www.iosco.org/

- содействует международной финансовой стабильности, увеличивая информированность при принятии решений о кредитовании и инвестировании, улучшая целостность рынка и сокращая риски финансовых затруднений.

Однако необходимо осознавать, что применение стандартов само по себе не достаточно для того, чтобы гарантировать финансовую стабильность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стандарты — это средство для того, чтобы поддерживать устойчивые финансовые системы и непрерывный экономический рост. Они должны постоянно пересматриваться, чтобы оставаться релевантными в свете изменяющихся обстоятельств. Относительная важность различных стандартов к индивидуальным экономическим системам зависит от их финансовой структуры и других национальных обстоятельств. Их применение должно вписываться в общую стратегию страны в области развития экономики и финансового сектора, принимая во внимание стадию развития, уровень институциональных возможностей и других национальных факторов. Успешное применение стандартов включает в себя процесс интерпретации, использования,

оценки и требования о соблюдении стандартов. Важно, чтобы у экономических систем были в наличии эффективная пра-

вовая система и инфраструктура для требования о соблюдении стандартов.

Глобализация является одним из ключевых процессов, определяющих развитие международных отношений на современном этапе. Государства столкнулись с необходимостью достижения общих целей, при этом не противоречащих их частным интересам. Объективным в данных условиях является создание межгосударственных объединений. Достигнуть компромисса между общемировыми и национальными интересами можно, прибегая к помощи специализированных институтов, которые наделены соответствующими властными полномочиями, а также при наличии общепринятых стандартов.

В современном мире при постоянном усилении финансово-интеграционных тенденций процесс реформирования систем регулирования будет иметь положительные результаты лишь в случае активного международного сотрудничества и скоординированной работы финансовых институтов.

В условиях распространения глобализационных явлений либерализация регулирования национальных финансовых систем сопровождается возрастанием роли государства в преодолении существующих институциональных диспропорций. Устранение диспропорций в регулировании финансовых систем может быть достигнуто путем усиления роли государства в регулировании международных финансовых отношений. Подобный подход повышает эффективность государственного контроля над финансовыми процессами, вышедшими за национальные границы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. http://www.pittsburghsummit.gov

2. http://www.financialstabilityboard.

о^

3. http://www.bis.org/bcbs/index.htm

4. http://www1.oecd.org/fatf/

5. http://www.iaisweb.org

6. www.iasc.org.uk

7. http://www.ifac.org

8. http://www.imf.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.