Научная статья на тему 'СТАНДАРТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО РЕГЛАМЕНТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

СТАНДАРТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО РЕГЛАМЕНТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКУМЕНТЫ / РЕГЛАМЕНТЫ / СТАНДАРТЫ / СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ / ДОКУМЕНТООБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оленев Л.А.

На любом предприятии всегда имеются те или иные внутренние регламентные документы. Однако, зачастую, они либо носят формальный характер, либо подготовлены давно и теряют актуальность в изменившихся условиях. Кроме того, иногда противоречия во «внешних» нормативных документах переносятся во «внутренние» документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZATION OF THE INTERNAL REGULATORY REGULATION SYSTEM

At any enterprise, there are always some internal regulatory documents. However, often, they are either formal in nature or prepared long ago and lose relevance in the changed conditions. In addition, sometimes contradictions in «external» normative documents are transferred to «internal» documents.

Текст научной работы на тему «СТАНДАРТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО РЕГЛАМЕНТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

УДК 657

СТАНДАРТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО РЕГЛАМЕНТНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Оленсв Л.А.. к.э.н.. директор отраслевого центра развития деловых компетенций факультета дополнительного профессионального образования ФГЬОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», e-mail: olencvla@ya.ru

На любам предприятии всегда имеются те mu иные внутренние регламентные документы. Однако, зачастую. они либо носят формальный характер, niño подготовлены давно и теряют актуальность в изменившихся условиях. Кроме того, иногда противоречия во «внешних» нормативных документах переносятся во «внутренние» документы.

Ключевые слова: документы, регламенты, стандарты, система регулирования, документооборот.

STANDARDIZATION OF THE INTERNAL REGULATORY REGULATION SYSTEM

Olenev I... Ph.D. Director of industry centre for the development of business competences of the faculty of supplementary professional education, Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: olenev la(« ya.ru

.-(/ any enterprise, there are always some internaI regulatory documents However, often, tliey are either forma! in nature or prepared long ago and lose relevance in the changed conditions. In addition, sometimes contradictions in «external» normative documents are transferred to «internal» documents.

Keywords: documents, regulations, standards, regulatory system, document management.

Кдинство методологических, организационных, технических подходов при реализации управленческих функций на предприятии в целом и в его отдельных структурных нодразделенияхможет обеспечить система внутреннего регламентного регулирования. Она же обеспечивает процедурную поддержку процессов управления предприятием.

Для достижения л их целей система внутреннего регламентного регулирования должна отвечать следующим признакам:

1. классифицирует и дает определения основным объектам управления и управленческим функциям предприятия:

2. описывает организационное (структурное) построение и взаимодействие объектов управления друг с другом и с внешней средой;

3. описывает совокупность приемов и методов воздействия на объекты управления. Эти приемы и методы охватывают все функции (процессы) управления предприятием.

Требования, предъявляемые к системе внутреннего регламентного регулирования, можно сформулировать следующим образом:

• Целостность и единообразие (как системе внутреннего регламентного регулирования в целом, так и отдельных входящих документов). Это главное требование, выполнение которого позволяет классифицировать систему внутреннего регламентного регулирования как систему.

• Практическая направленность. Система внутреннего регламентного регулирования всегда создается для решения реальных

проолем конкретного предприятия и является уникальной.

• Стабильность. Система внутреннего регламентного регулирования строится па достаточно продолжительный период времени и не подлежит частому пересмотру.

• Компактность и удобс тво применения. Данное требование предполагает, что система внутреннего регламентного регулирования не должна быть слишком громоздкой настолько, чтобы ее реальное применение было затруднено.

• Адекватность сложившейся на предприятии практике управления и особенностям его хозяйственной деятельности.

Система внутреннего регламентного регулирования строится по трехуровневой иерархической схеме, то есть включает в себя совокупность документов трех уровней (таблица I).

На первом уровне разрабатывается документ, который можно назвать «11оложение о системе управления предприятием». Основная цель разработки указанного документа состоит в формировании основных методологических подходов к управлению предприятием, а именно:

1. Формулировка общие категории теории управления.

2. Определение основных субъектов внешней среды и формулирует принципы взаимодействия предприятия с данными субъектами.

3. Классификация основных объектов управления на предприятии и их характеристики.

Таблица I. Система внутреннего регламентного регулирования

Уровень Наименование Основные комноненгы Наименование регламента

Уровень 1 СВРР Положение о системе управления предприятием

Устав

Кодекс корпоративной тгнкп

Положение о совете директоров

11 другие

Уровень 2 Операционный уровень 11оложения Положение о планировании деятельности

Положение об организационной структуре

Положение о Системе ведения бухгалтерского учета

11оложсние о порядке проведения инвентаризации

Положение о калькулировании себестоимости продукции

и другие

Классификаторы

Справочники

Уровень 3 Технический уровень Рабочие инструкции Инструкция по проведению инвентаризации ТМЦ

Инструкция по приемке материалов

11нструкция по вводу в жеплуатацню обьекгов основных средств

Инструкция по рассмотрению заявок от покупателей

И другие

40 INNOVATIVE ECONOMY №4 2016

4. Определение единого для всех уровней системы внутреннего регламентного регулирования и для всех уровней управления предприятием понятийного аппарата.

5. Формулировка принципов построения документов нижестоящих уровней.

На втором уровне системы внутреннего регламентного регулирования можно выделить две категории документов:

К первой категории относятся Положения, которые разрабатываются для определенного объекта управления (совокупности объектов управления) и для определенной управленческой функции (совокупности управленческих функций). Главное его назначение состоит в том, чтобы описать, как в отношении выбранного объекта управления реализуется описываемая управленческая функция.

Кроме того, положение определяет правовой режим в отношении объекта управления путем приведения ссылок на внешние нормативные документы. Особый акцент делается на нормы, описание которых во внешнем законодательстве отсутствует, многоварнантно или трактуется предприятием иначе. Таким образом, положение содержит сравнительный анализ внутренних и внешних норм в отношении выбранного объекта управления.

В документе первого уровня даются определения укрупненных (основных) объектов управления и далее >тн укрупненные объекты могут детализироваться и конкретизироваться в соответствии с различными классификационными признаками в документах нижнего уровня.

Вторая категория документов на данном уровне системы внутреннего регламентного регулирования- по «Классификаторы» и «Справочники». Это документы обеспечивающие группировки объектов управления и необходимую их систематизацию.

Классификаторы определяют принципы (признаки) группировки различных объектов управления и способы присвоения им десятичных идентификационных кодов. Справочники представляют собой структурированные, в соответствии с определенными в классификаторах признаками группировки: перечни конкретных объектов управления на предприятии с указанием их (объектов управления) персональных идентификационных десятичных кодов.

Классификаторы и справочники являются необходимым вспомогательным средством для работы с положениями и рабочими инструкциями.

Третий уровень системы внутреннего регламентного регулирования представляет собой совокупность рабочих инструкций. Рабочие инструкции содержат описание пошагового алгоритма

действий, которые необходимо выполнить конкретному исполнителю (группе исполнителей) в процессе реализации определенных управленческих функций в отношении определенных объектов управления. Главное назначение рабочих инструкций создать «технологическую» поддержку исполнителя, сформировать предпосылки для управления его деятельностью, обеспечить более высокое качество работы.

Таким образом, структура системы внутреннего регламентного регулирования демонстрирует главный принцип проведения стандартизации: от концепции до инструкции.

Литература:

1. Антоненкова A.B.. Степанова М.Г. Современное логистическое программное обеспечение //Информационное общество: состояние, проблемы, перспективы. 2015. С. 10-15.

2. Крнвецкая Т.П.. Неделькин A.A. Автоматизация процессов бюджетирования современной организации //Ученые записки Международного банковского института. 2014. № 8-1. С. 215-222.

3. Мищенко A.B.. Золотых K.M.. Мангушсва Л.С. Управление инвестиционным портфелем в условиях неопределенности и ограничений на величину лотов // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2007. № 2. С. 74-81.

4. Неделькин A.A. Концептуализация термина «инновации» для задач бухгалтерского учета '/ Транспортное дело России. 2010. №8. С. 70-71.

5. Романова Ю.Д.. Дьяконова Л.П.. Герасимова В.Г., Музычкнн H.A.. Милорадов К.А., Шабанова Т.Д.. Эйдлина Г.М. Экономическая информатика (учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры) // Успехи современного естествознания. - 2014. № 10. С. 132-133.

6. Степанова М.Г.Мнннтаева А.М,Антоненкова A.B. Анализ современных технологий управления ресурсами хранения и защиты данных в облачных средахУ/Анализ и современные информационные технологии в обеспечении экономической безопасности бизнеса и государства. 2016. С. 536-539.

7. Титов В.А. Анализ показателей национальных инновационных систем: международные сравнения //Транспортное дело России. 2010. №3. С. 32-36.

8. Эйдлина Г.М. Инструментальные средства бизнес-анализа в экономическом образовании // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №3-1. - С. 57-58.

INNOVATIVE ECONOMYI №4 2016 | 41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.