Научная статья на тему 'Стандартизация работы с ассортиментом розничного торгового предприятия'

Стандартизация работы с ассортиментом розничного торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / АССОРТИМЕНТНАЯ МАТРИЦА / ASSORTMENT POLICY / ASSORTMENT MATRIX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роганян О. А.

Предложен процесс формирования ассортиментной матрицы определяющей параметры создания портфеля торгового предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZATION OF WORK WITH AN ASSORTMENT OF RETAIL TRADE ENTERPRISES

Proposed process of forming the assortment matrix defining the parameters of creation of a portfolio of trade enterprise.

Текст научной работы на тему «Стандартизация работы с ассортиментом розничного торгового предприятия»

СТАНДАРТИЗАЦИЯ РАБОТЫ С АССОРТИМЕНТОМ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Роганян О.А., аспирант дневной формы обучения РосЗИТЛП Предложен процесс формирования ассортиментной матрицы определяющей параметры создания портфеля торгового предприятия. Ключевые слова: ассортиментная политика, ассортиментная матрица.

STANDARDIZATION OF WORK WITH AN ASSORTMENT OF RETAIL TRADE ENTERPRISES

Roganjan O., The post-graduate student, RosZITLP Proposed process of forming the assortment matrix defining the parameters of creation of a portfolio of trade enterprise.

Keywords: assortment policy, assortment matrix.

Одним из инновационных маркетинговых методов является стандартизация работы с ассортиментом. В целях стандартизации работы с ассортиментом на предприятии внедряется положения об ассортиментной политике, регламентирующего стратегический аспект управления ассортиментом. Прописывается данный документ как составная часть конкурентной стратегии магазина, на основе данных об особенностях целевой покупательской аудитории, концепции и позиционирования магазина, а также имеющихся ресурсов (финансы, поставщики, особенности рынка).

В Положении об ассортиментной политике подробно описываются:

- классификатор товаров;

- принципы формирования единой базы данных по товару и поставщикам;

- принципы разбиения, по которым товар разбивается на ценовые сегменты;

- принципы формирования ассортиментных матриц;

- принципы расчета основных показателей, характеризующих товарные запасы;

- построение системы работы с поставщиками;

- подходы и правила ценообразования;

- варианты хранения и распределения товара.

Среди вышеперечисленных параметров формирования ассортиментного портфеля торгового предприятия инновационными являются принципы формирования ассортиментных матриц. Ассортиментная матрица - это перечень всех товарных позиций, включая и сезонные товары. Матрица строится на основе классификатора и является результатом структурирования ассортимента. К уровням деления в классификаторе добавляют субкатегории, бренды и иные единицы учета.

Не существует единого стандарта ни по составу, ни по структуре, для ассортиментной матрицы. Состав и структура каждой зависит от многих факторов, в первую очередь от задач, решаемых с помощью этой матрицы, формата торгового подразделения, системы управления товарным ассортиментом и т.д.

Каждая матрица может быть модифицирована в соответствии с запросами конечных пользователей, а также с учетом основных факторов, влияющих на процесс формирования ассортимента: спрос, ценовая политика, производство товаров и возможности имеющихся поставщиков, стратегические цели и задачи компании, уровень конкуренции, жизненный цикл товара, достижения НТП, материально-техническая база предприятия, нормативные и технологические документы и т.д.

Рис. 1. Стадии формирования ассортиментной матрицы

74 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

Таблица 1. Элемент ассортиментной матрицы супермаркета «Омский»

Группа Категория Подкатегория Товарная позиция Поставщик

Охлажденное мясо Птица Курица Грудка ООО «Роккоко» ООО «Троекурово» с-т «Омский»

Филе грудки ООО «Омский»

Бедро ООО «Роккоко» с-т «Омский»

и т.д.

Процедура формирования ассортиментной матрицы, представляет собой последовательную реализацию следующих стадий:

1. Определение целевого покупателя/целевого сегмента осуществляется посредством маркетингового исследования, которое определяет, на кого должен быть ориентирован ассортимент, кто является потенциальным покупателем, алгоритм принятия решения потребителем при выборе продукта. Исходя из этой информации, определяется, будет ли ассортимент отечественного или зарубежного производства, товары с каким сочетанием показателей цена/ качество должны доминировать в ассортиментной матрице, какой вспомогательный ассортимент товаров должен обязательно присутствовать и т.д.

2. Определение ценовых диапазонов. Как правило, ассортимент можно разделить на три ценовых коридора: эконом, средний, премиум. При этом, разница между интервалами ценовых коридоров значительна, но индивидуальна для каждого региона или рынка.

3. Определение концепции и формата торгового подразделения является первичным при реализации целого ряда задач. На концепции и формата, определяются те товарные категории, которые потенциально могут входить в состав ассортиментной матрицы, а также количество артикулов (наименований продукции). Однако при делении ассортимента учитывается не только сама стоимость продукта, но также стоимость дополнительных услуг и товаров.

4. Формирование классификатора ассортимента. В основе системы построения классификатора для ассортиментной матрицы лежит деление товарного ассортимента на товарные категории по функционально-потребительскому принципу, хотя в зависимости от целей управления могут применяться классификации соответствующие другим подходам к управлению товарным ассортиментом.

Названия категорий дают потребителю полное представление об ассортименте на каждом уровне.

В общем случае структура каждой категории формируется в соответствии с номенклатурой свойств и показателей, существенных для данной категории товаров, как с точки зрения продавца, так и покупателя. Структура категории является картой принятия потребителем решения о покупке продукта.

Наиболее распространенными критериями формирования структуры являются «простота управления» (маршрутизация процесса, свойства продукции, компоновка товара, поставщики, условия реализации) и «логичность для потребителя». Пример классификатора (структуры категории) представлен в самой ассортиментной матрице супермаркета «Омский» (табл. 1).

Присвоение товарам различных ролей есть ни что иное, как создание инструмента для формирования (на оперативном уровне) политики продвижения ассортимента и ценообразования в соответствии с ожиданиями клиентов. Товары, обладающие разными ролями, требуют специальных маркетинговых подходов, методов и программ.

Определение артикулов, которые будут входить в ассортиментную матрицу - самый длительный этап, так как необходимо на основании принципов установленных на предыдущих этапах сформировать ассортимент, состоящий в некоторых случаях из десятков тысяч артикулов.

На основе существующей ассортиментной матрицы составляется ассортиментный минимум - перечень товарных позиций, которые должны постоянно присутствовать в магазине в определенный период времени.

Для каждого предприятия существует своя матрица, отвечающая задачам конкретного магазина со своими конкретными покупателями.

В супермаркете «Омский» в базе данных ассортиментная матрица не детализируется до каждой товарной позиции. Ограничиваются только наименованием продукта, поставщиком или производителем, категории.

При таком подходе к формированию матрицы возникает опасность появления дефицита и излишков товаров, что не способствует удовлетворению потребностей покупателя и оказывает отрицательное влияние на экономические показатели в целом.

При отсутствии разделения грудки курицы «на косточке» и «филе», в случае изменения спроса на ту или иную позицию возникает риск появления излишков по одной позиции и дефицита по другой.

В последние годы, с организацией правильного питания повысился спрос на филе грудки птицы (без кожицы), несмотря на более высокую цену. И чаще остается в конце дня не реализованная «грудка», т.е. в неразвернутой матрице всегда есть на остатке продукт «грудка», а «филе грудки» - нет.

По данной матрице можно рассчитать неудовлетворенный спрос.

Литература:

1. Балакирев С. Технология создания ассортиментной матрицы торгового подразделения//Магке^^ pro №1-2 за 2010 г., www.marketingpro.ru

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.