Научная статья на тему 'Стандартизация педагогического образования в США и России: сравнительное изучение'

Стандартизация педагогического образования в США и России: сравнительное изучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / АККРЕДИТАЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ / АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА / УНИВЕРСИТЕТ / TEACHER EDUCATION / STANDARDIZATION OF EDUCATION / ACCREDITATION / TEACHER CERTIFICATION / TEACHER ASSESSMENT / PROFESSIONAL TEACHING STANDARD / PROFESSIONALIZATION OF TEACHER TRAINING / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пазенко Евгений Александрович

Статья посвящена сравнительному анализу процесса стандартизации педагогического образования в США и России как основного инструмента реформирования системы образования. В структуре стандартизации определяется место таких элементов, как лицензирование, сертификация, аккредитация, аттестация. Выявляются совпадающие характеристики аккредитации и аттестации в Соединенных Штатах и Российской Федерации и их принципиальные различия. Обосновывается тезис, что усиление стандартизации в подготовке и педагогической работе отражает тенденцию профессионализации и повышения статуса преподавателей. Традиционная централизация государственной регламентации образования в текущих условиях является преимуществом, позитивно влияющим на качество образования, в то время как в США осознается необходимость создания национальной системы аккредитации образовательных программ. Автор делает вывод, что присущая последним в отечественных университетах ориентация на педагогические дисциплины в противовес акценту на профильные предметы, доминирующему в американском педагогическом образовании, соответствует современным подходам к профессиональной подготовке педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standardization of teacher education in the USA and Russia: a comparative study

The research presents a comparative analysis of the standardization of teacher education in the USA and Russia as the main reform tool for the education system. The study determines the place of such elements as licensing, certification, accreditation, and assessment in the structure of standardization. It identifies the common features and fundamental differences of accreditation and assessment in the United States and the Russian Federation. The paper substantiates the thesis that more standardized training and teaching activities demonstrate the trend towards the professionalization of teachers and raise their status. The traditional centralized state regulation of Russian education in the modern context is an advantage that has a positive effect on the quality of education while the United States recognize the need to create the national accreditation system for educational programs. The author concludes that a focus of Russian universities on education sciences, as opposed to the emphasis of American teacher education on major subjects, corresponds to contemporary approaches to training teachers.

Текст научной работы на тему «Стандартизация педагогического образования в США и России: сравнительное изучение»

УДК 303.446:378+006(470+571+73)

https://doi.org/10.24158/spp.2019.2.12

Пазенко Евгений Александрович

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры исторического образования филиала Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Pazenko Evgeny Aleksandrovich

PhD in History, Associate Professor, Department of History Education, Ussuriysk branch of Far Eastern Federal University

STANDARDIZATION OF TEACHER EDUCATION IN THE USA AND RUSSIA: A COMPARATIVE STUDY

Аннотация:

Статья посвящена сравнительному анализу процесса стандартизации педагогического образования в США и России как основного инструмента реформирования системы образования. В структуре стандартизации определяется место таких элементов, как лицензирование, сертификация, аккредитация, аттестация. Выявляются совпадающие характеристики аккредитации и аттестации в Соединенных Штатах и Российской Федерации и их принципиальные различия. Обосновывается тезис, что усиление стандартизации в подготовке и педагогической работе отражает тенденцию профессионализации и повышения статуса преподавателей. Традиционная централизация государственной регламентации образования в текущих условиях является преимуществом, позитивно влияющим на качество образования, в то время как в США осознается необходимость создания национальной системы аккредитации образовательных программ. Автор делает вывод, что присущая последним в отечественных университетах ориентация на педагогические дисциплины в противовес акценту на профильные предметы, доминирующему в американском педагогическом образовании, соответствует современным подходам к профессиональной подготовке педагогов.

Ключевые слова:

педагогическое образование, стандартизация образования, аккредитация, сертификация учителей, аттестация педагогов, профессиональный стандарт педагога, профессионализация подготовки педагога, университет.

Summary:

The research presents a comparative analysis of the standardization of teacher education in the USA and Russia as the main reform tool for the education system. The study determines the place of such elements as licensing, certification, accreditation, and assessment in the structure of standardization. It identifies the common features and fundamental differences of accreditation and assessment in the United States and the Russian Federation. The paper substantiates the thesis that more standardized training and teaching activities demonstrate the trend towards the professionalization of teachers and raise their status. The traditional centralized state regulation of Russian education in the modern context is an advantage that has a positive effect on the quality of education while the United States recognize the need to create the national accreditation system for educational programs. The author concludes that a focus of Russian universities on education sciences, as opposed to the emphasis of American teacher education on major subjects, corresponds to contemporary approaches to training teachers.

Keywords:

teacher education, standardization of education, accreditation, teacher certification, teacher assessment, professional teaching standard, professionalization of teacher training, university.

Стандартизация педагогического образования в современных США и РФ образует важнейшее направление государственной образовательной политики, отражая общую тенденцию профессионализации подготовки педагогов и педагогического труда. Стандартизация является связующим звеном между целями и содержанием образования, обеспечивая доведение целевых ориентиров до университетов и колледжей и включение их в программы подготовки. Стандартизация, по сути, придает форму педагогическому образованию, поднимая его с уровня удовлетворения потребностей обучающихся в образовании до решения общественных задач по созданию системы подготовки преподавателей, соответствующих современным требованиям к профессионально-педагогическому труду. Она наделяет педагогическое образование качеством системы, объединенной единством обязательных характеристик структуры программ, условий обучения, перечня специальностей, квалификации выпускников. Посредством стандартизации осуществляются интеграция уровней системы (бакалавриата, магистратуры) и связь подготовки педагогов с последующей системой профессионального педагогического труда. В данной статье рассмотрены вопросы состояния систем аккредитации педагогических программ, лицензионных и сертификационных требований к педагогам и проведено сравнение стандартизации педагогического образования в США и России.

Движение за стандартизацию педагогического образования возникло в США в 1980-х гг., когда стало очевидным, что новой информационно-технологической эпохе необходим соответствую-

щий тип учителя-профессионала. В условиях, когда требуется выходить за пределы узкой профессиональной области, понимать весь технологический цикл, собственную роль и свой участок в нем, самостоятельно принимать решения, которые влияют на всю технологическую цепочку, от учителя ожидают умения работать не с отдельными учебными навыками и знаниями, а с личностью ученика. Именно поэтому в настоящий момент в мире происходит легитимация профессии учителя.

Тренд профессионализации подготовки педагогов в США направлен на повышение эффективности результатов этого процесса с точки зрения основных участников образовательной политики: государства, бизнеса и родителей. Одним из его следствий стала разработка профессиональных стандартов, т. е. документов, с одной стороны, описывающих лучшую практику профессиональной деятельности, направленной на достижение целей общего образования обучаемых, а с другой - являющихся базой для оценки актуального уровня профессиональной деятельности конкретных педагогов (в рамках оценки их квалификации на основе профессиональных стандартов) и выступающих в качестве ориентиров для построения программ педагогического образования (будущих преподавателей) и профессионального развития работающих педагогов [1, с. 50].

В 1980-е гг. стандартизация в США стала главным инструментом реформирования системы образования. Целью введения первых американских образовательных стандартов была необходимость установить универсальные критерии отбора содержания образования, т. е. того, что обучающиеся должны и могут освоить. Реформа получила название The SBE Reform (Standards-based Education - образование, основанное на стандартах). Ключевая задача изменений заключалась в разработке четких, прозрачных, измеряемых показателей результатов по базовым учебным дисциплинам, обязательным для всех обучающихся [2]. Далее стандарты стали распространяться на учебные планы (Curriculum), критерии оценки итогов обучения и требования к профессиональной квалификации педагогов. Таким образом, реформирование системы образования в США подразумевало три составляющие, подвергшиеся стандартизации: требования к обучаемым, принципы отбора содержания образования и требования к педагогам [3].

В стандартизации образования в США государство и общество равно принимают активное участие. Значительное число стандартов разработаны неправительственными профессиональными организациями (советами, ассоциациями) как на национальном уровне, так и на уровне штатов. Среди них ведущую роль играют такие организации, как Национальный совет по профессиональным стандартам преподавания (National Board for Professional Teaching Standards, NBPTS) и Совет по аккредитации подготовки педагогов (Council for the Accreditation of Educator Preparation, CAEP). Объектами регулирования стандартов являются университеты и колледжи, структурные подразделения (факультеты, школы), реализующие профессионально-педагогический компонент, педагогические академические программы, компетенции студентов и выпускников педагогических программ.

Стандартизация высшего педагогического образования в США осуществляется посредством институтов аккредитации и сертификации. Выделяют три уровня стандартизированного регулирования: национальный (федеральный), региональный (охватывает географический регион), штатный. Юридически обязательными являются стандарты, установленные отдельными штатами, федеральные и региональные считаются юридически факультативными. Субъектами аккредитационной и сертификационной деятельности выступают департаменты образования штатов (штатного уровня) и неправительственные профессиональные учреждения (федерального и регионального уровней). Совет по аккредитации подготовки педагогов - единственная национальная организация, чья аккредитация программ подготовки педагогов признается Департаментом образования США.

Изучение процедур и критериев аккредитации педагогических программ показывает большое разнообразие оценочных подходов в разных штатах и аккредитационных организациях, пересечение областей нормативного регулирования национального, регионального и штатного уровней аккредитации, следствием чего являются проблемы образовательных организаций в обеспечении сообразности программ различным системам и подходам к оценке соответствия стандартам. На разных площадках озвучиваются предложения о необходимости создания национальной системы аккредитации для унификации и систематизации аккредитационных стандартов по всей стране [4].

В Российской Федерации сложилась жесткая государственная регламентация образовательной деятельности. В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. государственная регламентация направлена на принятие единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Государственная регламентация включает в себя три института: лицензирование, государственную аккредитацию образовательной деятельности и государственный контроль

(надзор) в сфере образования, реализуемый федеральными, региональными и местными органами власти. При этом лицензирование является инструментом допуска учреждения к рассматриваемой деятельности, который дает право вести хозяйственную деятельность юридического лица, а аккредитация выступает механизмом обеспечения качества образования, который позволяет выдавать официально признаваемые документы об образовании. Единственным национальным аккредитационным органом в РФ служит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, а в субъектах - органы управления образованием.

Помимо государственной аккредитации и контрольно-надзорной деятельности в отношении образовательных организаций в Российской Федерации в ходе модернизации развиваются негосударственные формы оценки качества образования. К ним относится, в частности, независимая оценка, которая представляет собой оценочную процедуру, направленную на получение сведений об образовательной деятельности учреждений, а также о качестве подготовки обучаемых и реализации образовательных программ. Данное нововведение федерального закона «Об образовании» 2012 г. (ст. 95) предполагает информирование потребителей образовательных услуг о качестве работы образовательных организаций. Кроме того, указанный нормативный акт предусматривает и возможность последних получать общественную и профессионально-общественную аккредитацию в российских, иностранных и международных организациях (ст. 96).

Развитие института общественной аккредитации необходимо рассматривать как движение в направлении совершенствования национальной образовательной системы. Образовательное сообщество, выступая инициатором получения общественной оценки качества своего образовательного продукта, представляет результат через осознание общей заинтересованности всех субъектов процесса в достижении публично значимой цели, через установление взаимных заинтересованности и общественной ответственности. Именно поэтому общественную аккредитацию можно считать эффективным механизмом, который способствует противодействию недобросовестному поведению образовательных организаций, повышению качества образовательных услуг, стиранию границ между образовательными системами разных стран [5].

Институт аккредитации вузов и программ в структуре стандартизации дополняется институтом сертификации (лицензирования) учителей. В США сертификация трактуется как процесс признания профессиональности и (или) соответствия требованиям установленных стандартов. В определении NBPTS «сертификация - это процесс, посредством которого неправительственное агентство или ассоциация профессионально признает лицо, которое удовлетворило набору предопределенных квалификаций, установленных этим агентством или ассоциацией» [6, с. 173].

Сертификация (лицензирование) учителей осуществляется на основе стандартов, законодательно установленных властями штатов. Профессиональные стандарты в данной области определяют педагогические и иные профессиональные знания и навыки, требуемые от учителей. Стандарты применяют институты высшего образования штата при подготовке педагогов и департамент образования при аккредитации программ. Они также используются для оценивания деятельности соискателей начальной или профессиональной лицензии [7].

В Российской Федерации существуют процедуры государственной итоговой аттестации выпускников организаций высшего образования и аттестации учителей, которые по юридической значимости эквивалентны институтам лицензирования и сертификации учителей в США. Они имеют общее назначение - обеспечивают доступ к педагогической деятельности профессионально пригодных кандидатов.

Одним из новых инструментов модернизации подготовки педагогических кадров является институт независимой оценки квалификации выпускников педагогических программ. Процедура независимой оценки предполагает прохождение профессионального экзамена в независимой организации (профессиональной ассоциации) или организации, связанной с органом управления образования региона. Такой доступ к профессиональной деятельности, регулируемый государством и профессиональным сообществом на основе профстандартов, становится фильтром для найма только тех кандидатов, которые готовы к профессиональной деятельности, и подразумевает отсев лиц, имеющих документ о педагогическом образовании, но не обладающих необходимыми компетенциями. Институт независимой оценки квалификаций выпускников педагогических программ станет дополнительным стимулом для провайдеров педагогического образования ориентироваться на требования профессиональных стандартов, интересы работодателей, потребности общеобразовательной школьной практики и студентов, поскольку получение диплома не будет гарантировать трудоустройства в соответствии с полученной квалификацией. Для государства появится дополнительный показатель качества образовательной деятельности институтов высшего образования, готовящих учителей, который позволит дифференцировать программы не по анализу условий их реализации, а по результатам подготовки выпускников.

Изучение подходов и практики стандартизации в образовании в США и России дало возможность обнаружить следующие сходства и различия.

В США происходит унификация аккредитации педагогического образования, в РФ данный процесс изначально был централизован и упорядочен на уровне государственной власти, аккредитация учителей организуется и контролируется в субъектах Федерации. В обеих странах в настоящий момент идет модернизация стандартов подготовки учителей.

В России возрастает причастность профессиональных общественных организаций к оценке качества педагогического образования, развиваются процедуры участия представителей работодателей в государственной итоговой аттестации выпускников педагогических программ, общественной сертификации образовательных программ, независимой оценке качества образования. В США также отмечаются тенденция принятия ответственности за качество педагогического образования самими представителями профессии и коллективами преподавателей, а также повышение требований к открытости процедуры аккредитации программ, что отражает демократические традиции.

В российской системе образования стандарт - это государственный программный документ, в котором обозначены требования к результатам обучения. В американской системе стандарты - это не только нормативные документы, но и сами нормативные требования к итогам обучения, т. е. понятие, которое в отечественной педагогике точнее всего выражает термин «компетенция». При этом в американском образовании методы компетентностного подхода строятся не столько на унификации критериев оценки образовательных достижений, сколько на дифференциации и индивидуализации обучения.

В США стандарты результатов профессиональной подготовки педагогов разрабатываются и утверждаются национальными неправительственными организациями, а стандарты сертификации и лицензирования - властями штатов. Сложная многоуровневая система стандартизации дополняется региональными стандартами, рядом норм Департамента образования США, содержащих требования к образовательным программам, кандидатам на должности учителя, и прочих, имеющих обязательную силу, а также множеством рекомендательных стандартов профессиональных и неправительственных ассоциаций и учреждений. В России все стандарты по уровням образования и профессиональные стандарты утверждаются федеральными властями, но к их разработке привлекаются профессиональные организации, университеты, Российская академия образования. Движение стандартизации в обеих странах отражает тренд на профессионализацию в сфере подготовки педагогов, утверждение высокого статуса этой профессии.

В США аккредитация не является обязательной. В России без нее вуз не может выдавать документы о высшем образовании. В Соединенных Штатах университет или колледж имеет право предоставлять свидетельства об образовании по неаккредитованным программам, на их основе квалификация выпускников признается удовлетворительной некоторыми школьными округами для педагогической работы. Прохождение колледжем аккредитации связано со стремлением повысить конкурентоспособность на рынке высшего образования, расширить возможности трудоустройства выпускников, а также получить дополнительные гранты и льготы от органов государственной власти федерации и штата.

Системы стандартизации формализуют концепцию непрерывного образования, задавая рамки отдельным звеньям профессионального становления. В Российской Федерации процедуры государственной итоговой аттестации выпускников педагогических программ и аттестации учителей на соответствие занимаемой должности или присвоение квалификационной категории юридически эквивалентны механизмам сертификации и лицензирования в США. Однако в Соединенных Штатах разделяются требования к результатам обучения и к кандидатам на педагогическую должность, т. е. окончание педагогической программы и «вход» в профессию. Тем самым создаются возможности для различных вариантов получения профессиональных компетенций и прихода в педагогическую профессию, позволяя молодым людям делать более осмысленным профессиональное самоопределение и привлекать способных к учительскому труду выпускников непедагогических программ. В России постепенно формируются механизмы, воплощающие данную схему, в частности предполагается введение сертификации начинающих учителей -необходимые правовые нормы приняты, дело за практикой.

Таким образом, можно сделать вывод, что в США позиция властей, отраженная в политике стандартизации, обладает ярко выраженным предметоцентризмом, профессионально-педагогические умения рассматриваются как второстепенные, дополнительные к фундаментальной общеобразовательной и предметной подготовке учителя. Подтверждение необходимости «подтянуть» предметную составляющую обнаруживается в сопоставительных исследованиях педагогических систем, показывающих зависимость между низкими результатами у учителей, преподающих дисциплину, по которой они не специализировались при обучении. В России официальные власти поддерживают традиционную «педагогизацию» подготовки преподавателей, в частности через систему педагогически ориентированных компетенций профессионального стандарта, пе-

дагогически ориентированных модулей примерных основных образовательных программ, профессионально-общественную аккредитацию и национальную систему учительского роста, в которых акцент сделан на профессионально-педагогической составляющей.

Ссылки:

1. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 5. С. 45-64.

2. Hamilton L.S., Steelier B.M., Yuan K. Standards-Based Reform in the United States: History, Research, and Future Directions [Электронный ресурс] // RAND Corporation. 2008. Dec. URL: http://www.rand.org/pubs/re-pri nts/2009/RA ND_RP1384.pdf (дата обращения: 18.02.2019).

3. Мирошникова О.Х. Образование, основанное на стандартах [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 2 (10). URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2806 (дата обращения: 18.02.2019).

4. National Board Standards [Электронный ресурс] // National Board for Professional Teacher Standards. URL: https://www.nbpts.org/standards-five-core-propositions (дата обращения: 18.02.2019).

5. Ахтариев И.З. Особенности формирования рынка услуг общественной аккредитации образовательных программ и учреждений в России : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010.

6. Ерастов Ю.В. Сопоставительный анализ подходов к качеству педагогического образования в США и России : дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2004.

7. Model Standards for Beginning Teacher Licensing, Assessment and Development: A Resource for State Dialogue [Электронный ресурс] // Council of Chief State School Officers (CCSSO). 1992. URL: http://programs.ccsso.org/con-tent/pdfs/corestrd.pdf (дата обращения: 18.02.2019).

References:

Akhtariev, IZ 2010, Development Features of the Market for Public Accreditation of Educational Programs and Institutions in Russia, PhD thesis abstract, Moscow, (in Russian).

Erastov, YuV 2004, A Comparative Analysis of Approaches to the Quality of Teacher Education in the USA and Russia, PhD thesis, Novokuznetsk, (in Russian).

Hamilton, LS, Steelier, BM & Yuan, K 2008, 'Standards-Based Reform in the United States: History, Research, and Future Directions', RAND Corporation, Dec., viewed 18 February 2019, <http://www.rand.org/pubs/reprints/2009/RAND_RP1384.pdf>.

Margolis, AA 2015, 'Teacher Training Models in the Framework of Applied Bachelor's Programs and Master's Degree Programs in Education', Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye, vol. 20, no. 5, pp. 45-64, (in Russian).

Miroshnikova, OKh 2015, 'Standards-Based Education', Nepreryvnoye obrazovaniye:XXI vek, iss. 2 (10), viewed 18 February 2019, <https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2806>, (in Russian).

'Model Standards for Beginning Teacher Licensing, Assessment and Development: A Resource for State Dialogue' 1992, Council of Chief State School Officers (CCSSO), viewed 18 February 2019, <http://programs.ccsso.org/content/pdfs/corestrd.pdf>.

'National Board Standards' 2019, National Board for Professional Teacher Standards, viewed 18 February 2019, <https://www.nbpts.org/standards-five-core-propositions>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.