Научная статья на тему 'Стандартизация и управление качеством на предприятии'

Стандартизация и управление качеством на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандартизация и управление качеством на предприятии»

1. Басаков М. И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии: Учебное жсобие. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. 256 с.

2. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. 2-е изд., пе-тшб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА.1999. 711 с.

3. Лифиц И. М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. М.: Юрайт, 20(Ю. 285 с.

4. Фомин В. //. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: Учебное пособие. М.: Ось-89,

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ЦЕЛ ЕВ А. В.

Уральская государственная горно-геологическая академия

В последнее время Россия активно выходит на мировой рынок, в связи с чем остро встал во-фос о конкураггоспособности продукции. Конкурентоспособность продукции обеспечивается «всхалькими составляющими, одной из которых является соотношение «цена - качество». Данные обстоятельства привели к началу а1сгивных работ в области повышения качества.

Качество же обеспечивается несколькими составляющими (см. схему):

Из схемы видно, что одной из составляющих обеспечения качества являсгся стандартизация, но при этом для обеспечения качества необходимо развитие и других составляющих - метрологии, сертификации.

Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил и характеристик как обязательных, так и рекомендуемых, обеспечивающих право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цели стандартизации: достижение оптимальной степени упорядочения той или иной области по средствам широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

В процессе стандартизации разрабатываются нормы, правила, требования и т. д., которые оформляются в виде нормативного документа. Основные нормативные документы - Стандарт, Технические условия. Свод правил, Регламент.

Основные результаты стандартизации - это повышение степени соответствия продукта, процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях, то есть повышение качества и доступности продукции.

Мировой опыт показывает, что качество является важнейшим фактором, влияюшим на коммерческую составляющую любых субъектов хозяйственной деятельности.

Система качества - это такой способ организации дела на предприятии, который позволяет поставлять потребителю продукцию, отвечающую его требованиям. Для потребителя система качества предприятия является аргументом доверия к этому предприятию, гарантом того, что он получит ту продукцию, которая ему действительно необходима.

Для целей создания на предприятиях эффективных систем качества были разработаны стандарты ИСО 9004 и ещё более десяти стандартов, которые выполняют роль пособий по разработке систем качества. Для оценки системы качества потребителем либо третьей стсроной разработаны три основных стандарта - ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003.

Так как система стандартов серии ИСО 9000 свидетельствует лишь о соответствии минимальным требованиям, то в настоящее время одной из серьёзных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Практика показывает, что для успешной деятельности одной сертификации системы недостаточно, необходимо разрабатывать и развивать эту систему, основываясь на методах и принципах всеобщего управления качеством (TQM). TQM - это методы руководства компанией, нацеленные на получение качественной продукции при участии всех сотрудников и стремлении к достижению долгосрочного успеха в результате удовлетворения требований потребителя и получение выгоды для членов организации и общества.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы, инструменты и принципы, которые можно применять в каждой из них.

Системы управления качеством широко применяются к субъектам хозяйственной деятельности. Внедрение систем качества повышает эффективность их работы в 2-3 раза.

Основными субъектами хозяйственной деятельности в нашей стране являются домашние хозяйства, предприятия и государственные учреждения.

Государственные учреждения (органы управления, школы, институты, больницы и т. д.), являясь главным образом элементом сферы потребления, оказывают большое влияние на все аспекты экономической деятельности. В этом свете разработка систем качества для данных учреждений является актуальной.

Рассмотрим разработку систем качества для государственных учреждений на примере Института геологии и геофизики.

В Институте геологии и г еофизики работы в этом направлении ведутся, но зачастую состояние систем качества ограничивает возможности их применения, во многих случаях они просто дублируют друг друга, а иногда не учитывают спецификацию проводимых работ из-за того, что не видят полной картины происходящего. То есть для более полного функционирования системы качества необходимо создать единую документацию.

В связи с тем, что идёт постоянное повышение качества продукции, возникает потребность в разработке новых, надёжных способов обеспечения этого качества и поддержания его на должном уровне. Из этого можно сделать вывод, что данное направление будет развиваться и дальше довольно высокими темпами.

1. Басаков М. И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии: Учебное шсобие. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. 256 с.

2. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. 2-е изд., кэераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА.1999. 711 с.

3.Лифиц И. М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. М.: Юрайт, 2000. 285 с.

4. Фомин В. Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: Учебное пособие. М.: Ось-89, ЗИП 384 с.

5 0001 W illflUH? ЛНМПШ)ММПкММ(ЗОН :4фи9..£

,9S-*>< )' •МЬвоВфмММР ■ чхшттмф-)-iWmi&fí* мкмяцде.ямрмиммв*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.