Научная статья на тему 'Стандартизация и управление качеством. История развития'

Стандартизация и управление качеством. История развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
689
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандартизация и управление качеством. История развития»

Задачи Системы ресурсосберегающей сертификации объектов недропользовании в Российской Федерации

[Эшш хозяйственною [ —|рш и пых ресурсов Задачи рационального использования ресурсов недр у охрана окружающей среды

рациональное использование охрана недр и окружающей среды

ЙЬалошчсскос ч чешк недр Повышение качества поисково-съемочных работ и разведки месторождений полезных ископаемых; повышение изученности вещественного состава и технологических свойств руд для более полного и комплексного использования минерального сырья, создание без- и малоотходных технологий. Недросбсрсжснис при ведении геологических, геофизических, буровых и горнопроходческих работ, предотвращение загрязнения водоносных горизонтов.

№1ича полезных ' апмаемых Выбор ресурсосберегающих систем разработки, снижение потерь сырья в недрах и разубожнвання руд, »бсспсчсннв максимально экономически целесообразной полноты отработки месторэждений. Селективная выемка и складирование попутно добываемого сырья, рекультивация нарушенных земель, очистка и нейтрализация шахтных и других сточных вод; прочие ресурсосберегающие технологии.

«■керального сырья погашение, мстал- Наиболее полное извлечение полезных ископаемых компонентов из сырья, использование отходов горного производства, обогащения и металлургической переработки ресурсов недр. Применение ресурсосберегающих систем хранения отходов; создание очистных сооружений; переработка отходов в материалы, пригодные для усвоения природой или для хозяйственного использования.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

ШЕМЕТА. В.

Уральская государственная горно-гслогичсская академия

Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, яерм. правил и характеристик как обязательных, так и рекомендуемых, обеспечивающих право гхтребнтеля на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право ¡а безопасность и комфортность труда.

Цели стандартизации: достижение оптимальной степени упорядочения той или иной области по средствам широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Основные результаты стандартизации - это повышение степени соответствия продукта, процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.

Стандарт - это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Стандартизация наряду с метрологией и сертификацией является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от уровня развития их рыночной экономики.

История развития методов управления качеством уходит в глубину веков. Ещй в XVIII в. до н. э. вавилонский царь Хаммурапи в своде законов заложил основы ответственности за качество продукции. Так. согласно кодексу строителя, если в результате некачественной работы построенный дом обваливался, то в случае гибели хозяина дома должен быть убит строитель, смерть сына хозяина влечет смерть сына строителя, все имущественные потери возмещает строитель. Эти су-

57

ровыс законы впервые заложили принцип ответственности производителя за качество своей продукции.

В истории управления качеством выделяют четыре основных этапа, учитывающих противоречия между внутренними (повышение эффективности производства) и внешними (эбсспсчснис качество продукции) целями производителя:

1)отбраковка;

2) контроль качества;

3) менеджмент качества;

4) всеобщее управление качеством.

История зарождения и развития наук об измерениях насчитывает не один десяток лет. За рубежом уже вначале 80-х гг. пришли к выводу, что успех бизнеса определяется, прежде всего, качеством продукции и услуг. Отсюда вывод: овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде - стандартизация, метрология, сертификация, - является одним из главных условий выхода поставщика с конкурентоспособной продукцией, а значит, и коммерческого успеха. Примером может служить быстрое восстановление Германии и Японии при развале экономики

r результате и то рой мировой roühki, «то достигалось применением методов еггяндярпичяции, сертификации и метрологии.

Четко проблему стандартизации смог осветить русский философ и политический мыслитель Ильин И. Л.: «... русскому народу есть только один исход и одно спасение - возвращение к качеству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на глазах изживаются до конца».

Первые упоминания о применении стандартов в России были отмечены во времена правления Ивана Грозного, однако для этого периода характерны только отдельные стандартные решения. Более широкое внедрение стандартизации в производство было положено Петром I. Несомненный интерес представляет указ Петр« I о качестве от 11 января 1723 г., из текста которого ясны не только требования к качеству продукции, но и к системе контроля качества, государственного надзора над ним и меры наказания за выпуск дефектной проду кции.

Примером несогласованности в дореволюционной России национальных стандартов с международными является возникновение трех систем мер (аршинной, дюймовой и метрической), которые затрудняли производство продукции и контроль сё качества. Такое положение возникло из-за большого количества иностранных концессий, владельцы которых применяли, ик правило, свои стандарты.

Стандартизация являлась и является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнёрства изготовителя, заказчика и продавца на ессх уровнях управления.

На сегодняшний день поставщику недостаточно строго следовать требованиям про1рессив-ных стандартов - надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности и качества. Наибольшим весом обладает сертификат на систему качества. Он создает уверенность в стабильности качества, в достоверности и точносги измеренных показателей качества, свидетельствуют о высокой культу ре процессов производства продукции и предоставлении услуг.

Соблюдение правил метрологии в различных сферах коммерческой деятельное™ позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений.

Кроме того, актуальной проблемой является гармонизация отечественных празил стандартизации, метрологии и сертификации с международными правилами, поскольку это является важным условием во вступление России во Всемирную торговую организацию и дальнейшей деятельности страны в рамках этой организации.

Из этого можно сделать вывод, что переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителя заставит специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности, для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

Итогом технико-экономического развития стран является создание стандартов серии ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации в марте 1987 г.

К сегодняшнему дню объекты стандартизации этой серии между народных стандартов значительно расширились и охватывают не только элементы систем качества, критерии их выбора и модели обеспечения качества, но и способы проверок действующих систем качества, критерии квалификационных характеристик экспедиторов-аудиторов и затрагивает практически все стороны хозяйственной деятельности страны и международных отношений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Басаков М. И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии: Учебное жсобие. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. 256 с.

2. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. 2-е изд.. пе-тшб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА.1999. 711 с.

3. Лифиц И. М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. М.: Юрайт, 20(Ю. 285 с.

4. Фомин В. //. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: Учебное пособие. М.: Ось-89,

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ЦЕЛ ЕВ А. В.

Уральская государственная горно-геологическая академия

В последнее время Россия активно выходит на мировой рынок, в связи с чем остро встал во-фос о конкурентоспособности продукции. Конкурентоспособность продукции обеспечивается «всхалькими составляющими, одной из которых является соотношение «цена - качество». Данные обстоятельства привели к началу активных работ в области повышения качества.

Качество же обеспечивается несколькими составляющими (см. схему):

Из схемы видно, что одной из составляющих обеспечения качества является стандартизация, но при этом для обеспечения качества необходимо развитие и других составляющих - метрологии, сертификации.

Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований. норм, правил и характеристик как обязательных, так и рекомендуемых, обеспечивающих право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.