Научная статья на тему 'Стандартизация бухгалтерского учета и перспективы развития'

Стандартизация бухгалтерского учета и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ФСБУ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агибалова Ксения Юрьевна

Статья посвящена актуальным проблемам стандартизации бухгалтерского учета и почему и для чего надо разрабатывать новые стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандартизация бухгалтерского учета и перспективы развития»

Федерации 12 декабря 2012 г., регистрационный № 26099; Российская газета, № 295, 21 декабря 2012 г.);

4) подпункт 2 пункта 1, пункт 3 в части документа Международных стандартов финансовой отчетности «Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 32)» приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 36н «О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2013 г., регистрационный № 28518; Российская газета, № 119, 5 июня 2013 г.);

5) приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 50н «О введении в действие документа Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2013 г., регистрационный № 28797; Российская газета, № 151, 12 июля 2013 г.);

6) приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 135н «О введении в действие документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2014 г., регистрационный № 31020; Российская газета, № 15, 24 января 2014 г.);

7) подпункты 2, 3 и 4 пункта 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 151н «О введении документов Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2015 г., регистрационный № 35544; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15 января 2015 г.) [1].

Список литературы

1. Приказ Минфина России от 28.12.2015 № 217н (с изм. от 11.07.2016) «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218904/ (дата обращения: 13.04.2018).

СТАНДАРТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ Агибалова К.Ю.

Агибалова Ксения Юрьевна - магистрант, кафедра бухгалтерского учета, аудита, статистики, экономический факультет,

Уфимский филиал Финансовый университет, г. Уфа

Аннотация: статья посвящена актуальным проблемам стандартизации бухгалтерского учета и почему и для чего надо разрабатывать новые стандарты. Ключевые слова: ФСБУ, финансовая отчетность, стандарты.

Стандартизация-это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность работы.

Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения существующих, планируемых или потенциальных проблем. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение продукт (услуга, процесс) соответствует их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международной торговле, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях. Разработка и совершенствование стандартов является важным элементом системы учета и отчетности в странах с развитой экономикой. Это происходит потому, что во-первых, они обеспечивают сопоставления Бухгалтерской документации как между любыми

предприятиями, так и за отдельные отчетные периоды, а во-вторых, стандарты являются условием доступности отчетной информации для различных ее пользователей.

На основании изложенного, можно утверждать, что стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования может обеспечить достойный вклад в экономическое развитие страны, но цели и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.

Несмотря на то, что Россия участвует в большом количестве технических комитетов ИСО и МЭК, количество секретариатов, закрепленных за Россией, составляет небольшой процент. В современных условиях этого явно недостаточно для реализации национальных интересов и укрепление позиций России на международном рынке.

Двустороннее сотрудничество с национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран, а также стран СНГ является важным направлением международной деятельности по стандартизации.

В настоящее время значительно сократились темпы обновления и актуализации Фонда документов национальной системы стандартизации. Как результат, наблюдается постепенное снижение уровня гармонизации национальных стандартов с международными, что свидетельствует о недостаточном участии промышленности в работах по гармонизации национальных стандартов с международными стандартами.

Важным является вопрос о необходимости применения в России межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах. Нужны ли они нам? Многие эксперты положительно реагируют на этот вопрос, но с оговоркой, что эти стандарты должны отвечать национальным интересам. Кроме того, в России не сформирован механизм принятия межгосударственных стандартов в качестве национальных стандартов.

Прочитав все это, бухгалтер может задаться вопросом: где же эти ФСБУ, которые соответствуют потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета, разработанные на основании МСФО и обеспечивающие условия для их единообразного применения? Пока только в планах Минфина и других ответственных за это лиц.

Именно Минфин уполномочен утверждать программу разработки федеральных стандартов. При этом программа разработки федеральных стандартов должна ежегодно уточняться в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета (п. 4 ст. 26 Федерального закона № 402-ФЗ). По всей видимости, этим и руководствовались финансисты, утвердив новую программу. Только одна нестыковка: еще ни одного ФСБУ не принято. Хотя отдельные итоги работы в данном направлении уже можно подвести.

В течение 2016 года в соответствии с ранее утвержденной программой должны были быть разработаны и представлены на общественное обсуждение пять федеральных стандартов бухгалтерского учета: «Запасы», «Основные средства», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», «Бухгалтерская отчетность», «Нематериальные активы». В 2016 году также было намечено подготовить проект поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету в части введения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов.

Что же фактически внесено в Совет по стандартам бухгалтерского учета, который начал свою работу в 2016 году, для проведения экспертизы проектов указанных документов?

Проект ФСБУ «Основные средства»; Согласно Отчету о деятельности Совета по стандартам бухгалтерского учета за 2016 год была проведена экспертиза следующих проектов федеральных и отраслевых стандартов и иных документов в области бухгалтерского учета для коммерческих организаций:

-проект изменений в положения по бухгалтерскому учету в части упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов.

Последний проект обрел силу документа в 2016 году: Приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» были внесены изменения в ряд ПБУ, касающиеся применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.[1]

На данный момент завершен срок публичного обсуждения следующих проектов: - ФСБУ «Запасы»;

- ФСБУ «Основные средства»;

- ФСБУ «Нематериальные активы»;

- изменений в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;

- изменений в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

Отметим, что на сайте Минфина представлен проект ФСБУ «Учет аренды» (опубликован 29 июня 2017 года).

Как же скорректирована работа по разработке ФСБУ на 2017 - 2019 годы по сравнению с предыдущей программой?

Во-первых, количество планируемых к разработке ФСБУ не изменилось - их осталось также 14. Но при этом появились новые проекты ФСБУ, планируемые к принятию:

- «Незавершенные капитальные вложения»;

- «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты» (предполагается впоследствии инкорпорировать в ФСБУ «Финансовые инструменты»);

- «Финансовые инструменты»;

- «Добыча полезных ископаемых».

Как уже сказано, количество проектов не изменилось, соответственно, это же количество проектов убрали из первоначальной программы, а именно:

- «Финансовые активы и обязательства»;

- «Реорганизация юридических лиц»;

- «Вознаграждение работникам»;

- «План счетов бухгалтерского учета».

Во-вторых, обновлен и порядок внесения изменений в действующие —ПБУ. Как и ранее, планируется внести изменения в следующие ПБУ:

- ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;

- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;

- ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»;

- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».

Из программы убрали обновление ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

В-третьих, скорректированы как сроки представления проектов ФСБУ в Совет по стандартам бухгалтерского учета, так и предполагаемые даты вступления стандарта для обязательного применения. Все сроки ориентировочно сдвинуты на год вперед, то есть если в 2016 году планировалось первые ФСБУ запустить уже в 2018 году, то теперь уже называются даты от 2019 года и до 2021 года включительно.

Отметим также, что изменился и состав ответственных исполнителей. Кроме Минфина России, как и ранее, в разработке проектов стандартов будут принимать участие Фонд «НРБУ «БМЦ» и НП «ИПБ России». Вместо СРО НП МоАП теперь к разработке ФСБУ подключится СРО РСА, а также Фонд «НСФО».

В 2017 году бухгалтерам необходимо ознакомиться с проектами и подготовиться к вводу в 2019 году следующих ФСБУ: «резервы» и «нематериальные активы», а в 2020 году -«Основные средства». Вероятность принятия этих стандартов является наибольшей [1].

В настоящее время федеральными стандартами признаны Положения о бухгалтерском учете (ПБУ), утвержденные Министерством финансов в период с 1 октября 1998 года по дату вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ - 1 января 2013 года. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон № 402-ФЗ.

Программа развития ФССУ была скорректирована: изменения коснулись не только состава новых стандартов, которые планируется разработать и принять, но и сроков их вступления в силу для обязательного применения, которые были сдвинуты в среднем на один год. Таким образом, бухгалтеры еще успевают изучать новые проекты. Также будут изменения в ФЗ №402 «О бухгалтерском учете»

19 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 160-ФЗ).

10 июля 2017 года начал действовать Приказ Минфина России от 07.06.2017 № 85н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017 -2019 гг. и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 гг.» [1].

101

Об этих новшествах в области бухгалтерского учета мы расскажем в нашем материале. Новшества Федерального закона № 402-ФЗ. В Федеральный закон № 402-ФЗ внесены следующие изменения:

- к документам в области регулирования бухгалтерского учета будут относиться в том числе нормативные акты ЦБ РФ (пп. 2.1 п. 1 ст. 21);[2]

- ФСБУ независимо от вида экономической деятельности устанавливают план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения (пп. 3 п. 5 ст. 21);

- теперь планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций устанавливаются нормативными актами ЦБ РФ (п. 6 ст. 21);

-соответствующие изменения о полномочиях ЦБ РФ нормативных актах внесены в п. 15 ст. 21 и пп. 1 п. 2 ст. 23, а также указано, что нормативные акты ЦБ РФ могут вступать в противоречие с федеральными стандартами (п. 1.1 ст. 30).

Эти нововведения не затрагивают интересы коммерческих организаций, не связанных с кредитными и некредитными финансовыми учреждениями. Но для этих организаций, безусловно, важное значение будет иметь следующее изменение, внесенное в Федеральный закон № 402-ФЗ: статья 30 дополнена пунктом 1.1. В настоящее время федеральными стандартами признаны Положения о бухгалтерском учете (ПБУ), утвержденные Министерством финансов в период с 1 октября 1998 года по дату вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ - 1 января 2013 года. А если учесть, что после 1 января 2013 года новые ПБУ не были приняты, то все действующие ПБУ одновременно стали федеральными стандартами [2].

Список литературы

1. Приказ Минфина России от 07.06.2017 № 85н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017 - 2019 гг. и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016

- 2018 гг.» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218904/ (дата обращения: 13.04.2018).

2. Федеральный закон от 18.07.2017 п 160-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 07.07.2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://giod.consultant.ru/documents/3719045// (дата обращения: 13.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.