Е.А. ВАСИЛЬКОВА
Кандидат юридических наук Старший преподаватель кафедры ГПД, ЧОУВО ТИУиЭ, г.Таганрог
СТАНДАРТ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Статья посвящена вопросам, касающимся стандартов и стандартизации. Актуализируется потенциал стандарта в различных областях жизни общества и государства, особенно в экологической сфере. В результате анализа литературы выделяются различные аспекты стандартов (функционально-целевой, телеологический, резуль-
тативный и т.д.), отмечаются их роль и место в современном обществе посредством рассмотрения исторического становления стандартизации и преобразования ее в науку. Рассмотрена система международных организаций, профессионально занимающихся вопросами стандартизации.
Стандарт, стандартизация, цель стандартизации, историческая ретроспектива развития стандарта, функции стандартизации, принципы стандартизации, международная стандартизация, международные организации.
Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 10.53.00
E.A. VASILKOVA
Ph.D., Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines Taganrog Management and Economics Institute
STANDARD AND STANDARDIZATION: GENERAL CONCEPTS
This article discusses the problems of interpretation of standards and standardization. The potential of the standard is being updated in various areas of society and the state, especially in the environmental sphere. As a result of the literature analysis, various aspects of the standard are highlighted (functional-target aspect,
teleological aspect, productive aspect, etc.), the role and place in modern society is noted, by considering the historical formation of standardization and its transformation into a science. Considered a system of international organizations professionally involved in standardization.
Standard, standardization, goal of standardization, historical retrospective of standard development, standardization functions, principles of standardization, international standardization, international organizations.
На современном этапе существования человечества актуализируется проблема сохранения и использования знаний, которые были получены в ходе истории. Действительно, в этом мире, который строился с таким усердием и трудом, где многое уже достигнуто, важно не потерять это все, не лишиться знаний, моральных принципов, не исказить уже существующие идеалы, а до конца осознать, дополнить и использовать их. В последнее время в мире события сменяют друг друга с невероятной скоростью, человечество вовлечено в такие процессы, как глобализация, интеграция, регионализация и т.п., что способствует переплетению, слиянию экономики, культуры, науки, политики разных государств. Исходя из этого, государства становятся более зависимыми от международных отношений и международного публичного права, от правовых стандартов в различных его областях.
На сегодняшнем этапе развития общества стандарты в экологической сфере выходят на одно из первых мест и все чаще рассматриваются как средство регулирования отношений в сфере охраны природы и использования природных ресурсов. Такая тенденция связана с увеличением промышленного воздействия на окружающую среду и осознанием иссякаемости полезных ископаемых.
Все вышесказанное актуализирует потенциал стандарта в различных областях жизни общества и
государства, особенно в экологической сфере, и вызывает необходимость его гносеологического понимания, потому что в современном мире стандарт приобретает значение своеобразного абстрактного эстетического идеала. Поэтому понимание и осмысление хорошего стандарта является искусством или, по крайней мере, стремлением к единству. Это единство носит объективный характер и в структурном отношении требует, чтобы отдельные части находились в гармонии друг с другом, чтобы они были сбалансированы и пропорциональны, дополняя друг друга и вместе усиливая целое.
В онтологическом смысле стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества. В этимологическом смысле термин «стандарт» означает образец, которому должны удовлетворять вещи, предметы, явления по размеру, форме, качеству, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения [1]. То есть стандарт (от англ. standard - образец, норма) рассматривается как эталон, шаблон, образец, модель, который берется и понимается как основа для сверки с ним других объектов или свойств [2].
С другой стороны, стандарт - это нормативный документ, разработанный на основе согласия сторон и утвержденный уполномоченным органом, в котором определяются для длительного и постоянного
пользования правила, характеристики или общие принципы, затрагивающие различные виды деятельности или их результат. Задача этого документа -достичь лучшей степени упорядочения в заданной области [2]. Стандарты разрабатываются как на материальные предметы (продукцию, образцы веществ), так и на нормы, правила и требования в различных областях.
В ст. 2 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 г. [3] приводится следующая дефиниция: «Национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации».
Определяя понятие «стандарт», законодатель обращает особое внимание на специфическую деятельность, которая устанавливает и применяет стандартизированные нормы, правила, работы, продукцию, услуги и др., - стандартизацию, имеющую огромное экономическое, социальное и научное значение.
Обычно стандартизация имеет множество телеологических доминант: она обеспечивает безопасность продукции, работ, услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан; техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции; единство измерений: экономию ресурсов, повышение энергоэффективности и снижение энерго- и материалоемкости продукции, работ и услуг; безопасность субъектов хозяйствования с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф, других чрезвычайных ситуаций. Как отмечает исследователь И.М. Лифиц, нельзя не согласиться с мнением, что ни одна наука не может развиваться без элементов стандартизации, любая деятельность настолько упорядочена и, соответственно, эффективна, насколько она стандартизирована [4].
Согласно мнению А.П. Баталова, стандартизация - нормативный метод обеспечения качества продукции, это процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности [5].
Наиболее лаконичной представляется дефиниция стандартизации, содержащаяся в профильном законодательном акте - Федеральном законе «О стандартизации в Российской Федерации», где под ней понимается деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации (ст. 2 Закона) [3].
Здесь содержится системный комплекс ее составляющих аспектов:
а) динамический, деятельностный аспект - стандартизация является деятельностью;
б) функционально-целевой аспект - деятельность по установлению положений для всеобщего и многократного применения;
в) объектный аспект - имеющиеся или возможные задачи;
г) телеологический аспект - с целью достижения оптимальной степени упорядочения в определенной области;
д) результативный аспект - повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.
Цель стандартизации, как и объект, напрямую исходит из вышеупомянутых определений - выявление наиболее правильного и экономичного варианта, то есть нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения [4].
По мнению автора, для дальнейшего рассмотрения вопросов по стандартизации, ее роли и места в современном обществе целесообразным будет рассмотреть исторические аспекты становления этой деятельности и преобразования ее в науку.
Если изучать историческую ретроспективу, то можно отметить, что некоторые народы стали пользоваться стандартизированной продукцией уже много веков назад. Еще в Древнем Египте при строительстве пользовались кирпичами постоянного, «стандартного» размера; при этом специальные чиновники занимались контролем размеров кирпича. Великолепные памятники древнегреческой архитектуры -знаменитые храмы, в частности Парфенон, их колонны, портики - собраны из сравнительно небольшого числа «стандартных» деталей. Древние римляне применяли принципы стандартизации при строительстве акведуков (водопроводов) - их трубы были одинакового и постоянного размера. В средние века, с развитием ремесел и массового производства, методы стандартизации стали применяться все чаще и чаще. Так, были установлены единые размеры ширины ткани, количество нитей в ее основе, единые требования к сырью, используемому в ткацком производстве.
В 1785 г. французский инженер Леблан изготовил партию ружейных замков - 50 штук, каждый из которых характеризовался важным качеством - заменяемостью, и его можно было использовать в любом из ружей без предварительной подгонки. Во второй половине XIX в. работы по стандартизации проводились почти на всех промышленных предприятиях. Благодаря внутризаводской стандартизации изготав-
ливаемых изделий стала возможной рационализация процессов производства; основная цель, которую при этом преследовали предприниматели, - получение более высоких доходов. Стандартизация развивалась, прежде всего, внутри отдельных фирм, отдельных предприятий. Однако в дальнейшем, по мере развития общественного разделения труда и роста международной торговли, все большее значение стала приобретать стандартизация национальная и международная.
В 1891 г. в Англии, а затем и в других странах была введена стандартная резьба Витворта (с дюймовыми размерами), которая впоследствии была заменена в большинстве стран метрической резьбой. В 1846 г. в Германии были унифицированы ширина железнодорожной колеи и сцепные устройства для вагонов; в 1869 г. там же был впервые издан справочник, содержащий размеры стандартных профилей катаного железа. В 1870 г. в ряде стран Европы были установлены стандартные размеры кирпича. Эти первые результаты национальной и международной стандартизации имели огромное практическое значение для развития производительных сил. Однако это были лишь первые шаги. В одной только Германии из-за наличия на ее территории большого количества маленьких государств было, как отмечал Ф. Энгельс, столько типов мер и весов, сколько дней в году [6].
Следует обратить внимание на процесс установления единиц измерения: например, «локоть» отвечал длине скипетра Генриха I; широко распространенная во многих странах единица длины «фут» соответствовала длине ступни Карла Великого. Однако поиски более обоснованных единиц измерения шли перманентно. Так, уже в 1790 г. во Франции была создана единица длины «метр», равная одной сорокамиллионной части Парижского меридиана, т.е. одной десятимиллионной части расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа. Однако прошло 85 лет, прежде чем первые 17 государств, принявших участие в Международной метрической конвенции в 1875 г. в Париже, согласились принять «метр» в качестве единицы измерения длины [7].
Метрическая конвенция и создание Международного бюро мер и весов явились важными вехами на пути научно-технического прогресса. К концу XIX -началу XX в. были достигнуты большие успехи в развитии техники, промышленности и концентрации производства. В связи с этим в наиболее развитых странах появилось стремление к организованной национальной стандартизации, которое в большинстве случаев завершилось созданием национальных организаций по стандартизации. Так, в 1901 г. в Великобритании был создан Комитет стандартов, главной задачей которого было содействие усилению экономической мощи Британской империи путем разработки и внедрения стандартов на сырье, промышленные изделия, военную технику.
Усиленная милитаризация многих стран в начале XX в. требовала производства большого количества вооружений при обязательном соблюдении принципа взаимозаменяемости; эту задачу можно было решить только с помощью стандартизации. Поэтому неуди-
вительно, что во время Первой мировой войны и сразу после нее было основано несколько национальных организаций по стандартизации, например, в Голландии (1916), Германии (1917), во Франции, в Швейцарии и США (1918).
После Первой мировой войны стандартизация стала все больше восприниматься как объективная экономическая необходимость. В это время организации по стандартизации были созданы в Бельгии и Канаде (1919), Австрии (1920), Италии, Японии и Венгрии (1921), Австралии, Швеции, Чехословакии (1922), Норвегии (1923), Финляндии и Польше (1924), в Дании (1926) и Румынии (1928).
С развитием монополистического капитализма стандартизация начала развиваться также и в международном масштабе. Постоянное расширение международного товарообмена и необходимость более тесного сотрудничества в области науки и техники привели к основанию Международной ассоциации по стандартизации (1СА). В 1939 г. работа 1СА была прервана Второй мировой войной. Однако уже в 1943г. в рамках процесса институционализации Организации Объединенных Наций был создан Координационный комитет по стандартизации с бюро в Лондоне и Нью-Йорке.
В 1946 г. в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO), в состав которой вошли 33 государства. В настоящее время ISO является одной из крупнейших международных технических организаций (ее членами являются 164 страны) [8].
Таким образом, можно утверждать, что в рамках международного и европейского сообществ созданы соответствующие профильные структуры, свидетельствующие об особом значении стандартизации в международных отношениях государств.
В видовом определении стандартизация может осуществляться на разных уровнях:
- международная стандартизация, участие в которой открыто для профильных органов всех государств. Результатом работы по международной стандартизации являются международные стандарты или рекомендации по стандартизации, используемые государствами-участниками при создании или просмотре национальных стандартов;
- межрегиональная стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов государств только одного географического или экономического региона мира;
- национальная стандартизация - это стандартизация в пределах одного государства;
- стандарты организаций - среди них отличают отраслевые стандарты, стандарты предприятий, стандарты обществ и т.п.
Стандартизация, как любая другая наука и как вид деятельности, базируется на определенных положениях - принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития. Как
отмечает А.П. Баталов в своем учебном пособии, к главным принципам стандартизации относятся следующие:
- комплексность - систематизация и оптимальная увязка всех взаимодействующих факторов, обеспечивающих необходимый технический уровень и качество продукции в процессе установления и применения нормативной документации;
- опережающее развитие - это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации и установления повышенных относительно уже достигнутого на практике уровня норм, требований к объектам стандартизации, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время;
- общая классификация - выделение в объектах основных классификационных признаков и их ранжирование по значимости [9].
Вместе с тем можно выделить принципы, отражающие международный аспект стандартизации, а также ее функционально-динамические признаки: применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта; системность стандартизации; эффективность стандартизации; принцип гармонизации.
К функциям стандартизации можно отнести те, которые совпадают с функциями других наук, но их сущность здесь видится несколько с других сторон:
- функция упорядочения - преодоление неразумного многообразия объектов, она сводится к упрощению и ограничению;
- охранительная (социальная) функция - обеспечение безопасности потребителя продукции (услуг), производителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации, охрана животных и растений;
- ресурсосберегающая функция - обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов;
- функция нормотворчества - проявляется в становлении норм и требований (правил, значений параметров, условий для исполнения) и т.д. Европейская экономическая комиссия ООН выделила четыре основных направления стандартизации: здравоохранение и обеспечение безопасности; улучшение окружающей среды; содействие научно-техническому сотрудничеству; устранение технических барьеров в международной торговле, которые являются следствием негармонизованных нормативных документов. Из этих основных направлений непосредственно выделяется ряд целей и задач, которые возлагаются на стандартизацию.
Целями стандартизации являются социально-экономическое развитие, содействие интеграции, улучшение качества жизни, повышение качества продукции и оказываемых услуг и т.д. Основные задачи стандартизации - обеспечение взаимопонимания между разработчиками, производителями, продавцами и потребителями (заказчиками); установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивая ее безопасность для окружаю-
щей среды, жизни, здоровья и имущества; установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции; нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции; создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации; нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды, безопасность населения и т.д.); обеспечение рационального использования ресурсов и др.
Стандартизация бывает фактической (отражающей некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества, например, общепринято, что в день должно быть три главных приема пищи: утром - завтрак, днем - обед и вечером -ужин. На англичан, обедающих вечером, весь мир смотрит удивленно. Или, к примеру, кинопленка должна показывать 24 кадра в секунду и не более того и т.п.) и официальной (являющейся результатом целенаправленной деятельности и всегда завершающаяся выпуском нормативной документации, составляемой по форме и имеющей вполне определенные сферу и сроки действия).
В условиях интернационализации хозяйственных связей все большее значение приобретает международная стандартизация. Хотя международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех и любое государство мира вправе применять или не применять их, все же экспорт продукции во многом зависит от уровня стандартизации изделий. Товаропроизводители, стремясь к обеспечению высокой конкурентоспособности, используют в своей деятельности стандарты международных организаций, что в значительной мере способствует повышению качества продукции. Решение вопроса о применении международного стандарта ISO связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и с состоянием внешней торговли. Так, ISO / МЭК 21: 2004 предусматривает прямое и косвенное применение международного стандарта. Прямое применение - это применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе. Косвенное - это применение международного стандарта с помощью другого нормативного документа, в котором этот стандарт был принят. Также ISO / IEC 21: 2004 устанавливает систему классификации для принятых и адаптированных международных стандартов: идентичны (IDT) - идентичны техническому содержанию и структуре, но могут содержать минимальные редакционные изменения; изменены (MOD) - принятые стандарты содержат технические отклонения, которые ясно идентифицированы и объяснены; не эквивалентны (NEQ) - региональный или национальный стандарт не является эквивалентным международным стандартам. Изменения определенно не
идентифицированы, не установлено четкое соответствие.
Уже отмечалось, что международные стандарты составляют солидный блок нормативной и технической информации, потому что принимаются целым рядом международных межправительственных и неправительственных организаций профильного характера, в итоге создают соответствующую систему международных институтов. Именно международные организации в современном мире играют большую роль в процессе разработки и последующего принятия и легализации международных стандартов.
Поэтому считаем, что следует рассмотреть указанную систему международных организаций, профессионально занимающихся вопросами стандартизации, к которым относятся следующие:
1. Председательствует в указанной системе Международная организация по стандартизации ИСО (International Organization for Standardization, ISO) -международная неправительственная организация, занимающаяся разработкой и выпуском стандартов. ISO создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), основанной в Нью-Йорке в 1926 г. (расформирована в 1942 г.), и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), основанной в 1944 г. Фактически ее работа началась в 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово юо<; -равный. Вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «ИСО». Сфера деятельности ISO касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации, ISO занимается проблемами сертификации.
ISO определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развитию сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях [9].
К основным видам деятельности ISO относятся мероприятия, способствующие координации, унификации и гармонизации национальных нормативных документов; разработка и утверждение международных стандартов; обмен информацией о работе комитетов; сотрудничество с другими международными организациями, которые заинтересованы в решении смежных проблем.
ISO как международная неправительственная организация пользуется консультативным статусом ООН и является крупнейшей международной органи-
зацией в области стандартизации по широкому кругу вопросов, ее членами являются более 160 стран мира. Членами ISO являются не правительства, а национальные организации по стандартизации (комитеты-члены) с правом одного голоса. Комитеты-члены являются полноправными членами организации и имеют право участвовать во всех рабочих органах, быть избранными в руководящие органы, получать копии всех рабочих документов, подавать на рассмотрение замечания по ним. Для этого вида членства установлена шкала ежегодных взносов в бюджет ISO.
Члены-корреспонденты - это развивающиеся страны. За счет уплаты незначительного вклада в бюджет ISO они имеют право получать комплекты всех международных стандартов и другие документы. Члены-абоненты платят льготные взносы и имеют возможность получать информацию о международной стандартизации.
Органы ISO дислоцируются в Женеве (Швейцария). Официальные языки - английский, французский, русский. На этих языках издаются все материалы и документы ISO. Организационная структура ISO состоит из руководящих и рабочих технических органов. Высшим органом ISO является Генеральная ассамблея - общее собрание всех комитетов-членов, которое созывается один раз в три года. Каждый комитет-член имеет право представлять не более трех делегатов. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.
2. Международная электротехническая комиссия (International Electrotechnical Commission, IEC/МЭК/), образованная в 1906 г., является добровольной неправительственной организацией. Ее деятельность в основном связана со стандартизацией физических характеристик электрического и электронного оборудования. Основное внимание IEC уделяет таким вопросам, как, например, измерения, тестирование, утилизация, безопасность электрического и электронного оборудования. Членами IEC являются национальные организации (комитеты) стандартизации технологий в соответствующих отраслях, представляющие интересы своих стран в деле международной стандартизации.
3. Международный союз электросвязи (International Télécommunication Union, ITU) - международная межправительственная организация в области стандартизации электросвязи. Организация объединяет более 500 правительственных и неправительственных организаций. В ее состав входят телефонные, телекоммуникационные и почтовые министерства, ведомства и агентства разных стран, а также организации-поставщики оборудования для обеспечения телекоммуникационного сервиса. Основная задача ITU состоит в координации разработки гармонизированных на международном уровне правил и рекомендаций, предназначенных для построения и использования глобальных телесетей и их сервисов. В 1947 г. ITU получила статус специализированного агентства ООН.
4. Существуют международные организации, которые только принимают участие в работах по стандартизации :
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО);
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН);
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);
Всемирная торговая организация (ВТО); Международная организация потребительских союзов (МОПС);
Международная организация мер и весов (МОМВ);
Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ);
Международная организация гражданской авиации (ИКАО);
Международный комитет по стандартизации систем космических данных (CCSDS).
5. Региональными организациями в этой сфере выступают:
- Межгосударственный совет Содружества Независимых Государств (СНГ) - Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС СНГ) /EuroAsian Interstate Council for Standardization, Metrology and Certification) (МГС / EASC). МГС признан Международной организацией по стандартизации (ISO) - Региональной Организацией по стандартизации как Евро-Азиатский Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (Резолюция Совета ISO 26/1996);
- Европейские организации по стандартизации:
• CEN (the European Committee for Standardization) - Европейский комитет стандартизации широкого спектра товаров, услуг и технологий;
• CENELEC (the European Committee for Electro-technical Standardization) - Европейский комитет по стандартизации решений в электротехнике;
• ETSI (European Telecommunications Standards Institute) - Европейский институт стандартизации в области телекоммуникаций;
- органами НАТО по стандартизации являются:
• Комитет НАТО по стандартизации (NCS -NATO Committee Стандартизация);
• Бюро стандартизации НАТО (ONS - Office for NATO Standards);
• Совет НАТО в области связей по вопросам стандартизации (NSLB - NATO Standards Liaison Board);
• Организация НАТО по стандартизации (NSO -NATO Standards Organisation) для мониторинга, внедрения и совершенствования Программы стандартизации НАТО;
- другие региональные организации:
• COPANT (Pan American Standards Commission) - Панамериканский комитет по стандартам;
• Консультативный комитет по стандартизации и качеству стран-членов АСЕАН;
• Конгресс по стандартизации стран Тихоокеанского бассейна (PASC);
• Арабская организация по промышленному развитию и горному делу;
• Африканская региональная организация по стандартизации;
научно-технические общества и консорциумы,
которые принимают участие в работах по международной стандартизации:
• ASTM (American Society for Testing and Materials) - Американское общество по испытанию материалов;
• AOAC International (Association of Analytical Communities) - Ассоциация аналитических сообществ;
• API (American Petroleum Institute) - Американский институт нефти;
• ARINC (Aeronautical Radio Incorporated) ASME (American Society Of Mechanical Engineers) -Американское общество инженеров-механиков;
• CEA (Consumer Electronics Association) -Ассоциация потребителей электроники;
• DAVIC (Digital Audio-Visual Council) - Совет развития цифровых аудио- и видеомультимедиа систем;
• EACEM (Европейская ассоциация производителей электронных приборов);
• ECBS (Европейский комитет банковских стандартов);
• ECMA (European Computer Manufacturers Association) - Европейская ассоциация производителей вычислительных машин;
• EIA (Electronic Industries Alliance) - Альянс электронной индустрии;
• IASC (International Accounting Standards Committee) - Комитет по международным стандартам финансовой отчетности;
• ICC (International Code Council) - Международный совет по нормам и правилам;
• IPC (Association Connecting Electonics Industries) - Ассоциация по разработке электронных коммуникаций;
• SAE (Society of Automotive Engineers International) - Ассоциация автомобильных инженеров;
• TIA (Telecommunications Industry Associastion) - Ассоциация промышленных телекоммуникаций;
• W3C (World Wide Web Consortium) - консорциум, специализирующийся в области разработки и развития стандартов WWW-техно-логий, таких как, например, HTTP, HTML, URL, XML;
национальные организации, участвующие в работах по международной стандартизации:
• ANSI (American National Standards Institute) -американский институт национальных стандартов. Организация, которая определяет государственные стандарты в США в различных сферах деятельности, включая фотопродукцию, автомобилестроение, кораблестроительную, авиационную и другие виды промышленности, а также компьютерные технологии;
• AFNOR (Association Française de Normalisation) - французская ассоциация по стандартизации, аналогичная по назначению ANSI;
• BSI (British Standards Institute) - британский институт стандартов;
• DIN (Deutsches Institute für Normung e.v.) -немецкая организация национальных стандартов;
• JISC (Japanese Industrial Standards Committee) -японский комитет промышленных стандартов;
• ÖNORM (Austrian Standards Institute) -Австрийский институт по стандартизации [10].
Основным результатом деятельности по стандартизации в вышеперечисленных организациях должно быть совершенствование характеристик продукта, услуги, нормы или процессов в соответствии с их функциональным назначением, развитие сотрудничества в различных сферах жизни социума, и бесспорно, стандартизация должна способствовать как научно-техническому, так и культурному, экономическому, политическому прогрессу. Деятельность по стандартизации - очень динамичное явление, она всегда должна соответствовать изменениям, происходящим в различных сферах, она имеет богатую историю существования и опыт, отшлифованный не одним поколением, по некоторым вопросам он больше, по некоторым меньше. Исходя из всего этого стандартизация в качестве стандартов существует в любой сфере жизни общества и государства.
БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю. Шведовой. - 23-е изд., испр. - М.: Рус.яз., 1991. - С.760.
2. Стандарт - что это такое? [Електронний ресурс]. -Режим доступу: http://www.metrob.ru/HTML/ standartiz/standart.html
3. Федеральный закон от 29 июня 2015г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102374 687&mtelsearch=%EE%F2+29+%E8%FE%ED%FF +2015%E3.+%B9162-%D4%C7+
4. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник/ И.М. Лифиц. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005.
5. Метрология, стандартизация, сертификация: учеб. пособие /А.П. Баталов, Ю.П. Бойцов, С.Л. Иванов. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет), 2003.
6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства/ Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 1980.
7. Исаков Л.Д. На все времена, для всех народов/ Л.Д. Исаков. - П., 1923.
8. The ISO Story - founding. - ISO, 2012.
9. ISO Statutes. - ISO, 2012. - P. 2.
10. ISO members [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http ://www .iso. org/iso/ru/ho me. htm
© Евгения Андреевна Василькова, 2019 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления
и экономики», 2019