Научная статья на тему 'Система технического регулирования России: развитие международного сотрудничества в области стандартизации'

Система технического регулирования России: развитие международного сотрудничества в области стандартизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1181
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРЕБОВАНИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / TECHNICAL REGULATION / REQUIREMENTS / HARMONIZATION / INTERNATIONAL STANDARDIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Галина Николаевна, Андросенко Наталья Витальевна, Цымбал Наталья Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы экономического развития нашей страны в условиях экономических санкций. В качестве одного из инструментов стабилизации положения предлагается использовать работу в области стандартизации. Проведен анализ текущего положения в области стандартизации. Рассмотрены цели и задачи стандартизации в разные периоды времени и определена одна из основных задач на текущий момент - повышение качества жизни населения. Выполнен анализ законодательства в данной сфере, рассмотрены законодательные основы стандартизации на сегодняшний день и определены перспективные направления совершенствования законодательства в данной области. В статье проведен анализ экономических преимуществ применения стандартизации, основанный на данных как российских, так и международных исследований. В числе прочих в статье затрагиваются вопросы финансирования деятельности по разработке и гармонизации стандартов, а также вовлечения бизнеса в процессы разработки стандартов. Авторы исследуют возможность применения стандартов не только на уровне предприятий, но и на более высоких уровнях в целях устойчивого развития административно-территориальных образований. Приведены примеры работы в данном направлении на международном уровне и в нашей стране, в том числе в технических комитетах: международном ISO ТК 268 «Устойчивое развитие сообществ» и национальном ТК 115 «Устойчивое развитие территориально-административных объединений». Рассматривается практика международного сотрудничества в рамках деятельности Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии. Анализируя материалы 36-й Генеральной ассамблеи ИСО, авторы определяют направления деятельности в области стандартизации и перспективы ее развития в области международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Галина Николаевна, Андросенко Наталья Витальевна, Цымбал Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical regulation system in Russia: development of international cooperation in the sphere of standardization

The paper considers economic development of our country under economic sanctions. It proposes to use the work in the sphere of standardization as a tool to stabilize the situation. The authors analyze the current situation in the field of standardization. They consider the goals and objectives of standardization in different time periods and identify one of the main current tasks, which consists in the necessity to improve the quality of life of the population. The article presents the analysis of legislation in this area, reviews the current legislative framework for standardization, and identifies promising directions for improving the legislation in this sphere. The authors analyze economic benefits of standardization using the data of both Russian and international studies. The paper addresses the issues of funding the development and harmonization of standards, and involvement of private sector in the process of standards development. The authors investigate the possibility of applying standards not only at the level of enterprises, but also at higher levels for the purpose of sustainable development of administrative-territorial formations. The paper contains some examples of work in this area in Russia and abroad, in technical committees as well: international ISO/TC 268 “Sustainable Development in Communities” and national TC 115 “Sustainable Development of Administrative-Territorial Entities”. The authors make an overview of international cooperation in the framework of the activities of the International Organization for Standardization and the International Electrotechnical Commission. Analyzing the content of the 36th ISO General Assembly, the authors define activities in the field of standardization and its development prospects in the field of international cooperation.

Текст научной работы на тему «Система технического регулирования России: развитие международного сотрудничества в области стандартизации»

УДК 006.013 ББК 30ц

© Иванова Г.Н., Андросенко Н.В., Цымбал Н.Е.

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИИ: РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ

ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА ИВАНОВА

кандидат экономических наук, доцент, заместитель генерального директора Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г Санкт-Петербурге и Ленинградской области» E-mail: [email protected]

АНДРОСЕНКО НАТАЛЬЯ ВИТАЛЬЕВНА

кандидат экономических наук, заместитель генерального директора

Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г Санкт-Петербурге и Ленинградской области» E-mail: [email protected]

ЦЫМБАЛ НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА

кандидат экономических наук, ведущий инженер

Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области» E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы экономического развития нашей страны в условиях экономических санкций. В качестве одного из инструментов стабилизации положения предлагается использовать работу в области стандартизации. Проведен анализ текущего положения в области стандартизации. Рассмотрены цели и задачи стандартизации в разные периоды времени и определена одна из основных задач на текущий момент -повышение качества жизни населения. Выполнен анализ законодательства в данной сфере, рассмотрены законодательные основы стандартизации на сегодняшний день и определены перспективные направления совершенствования законодательства в данной области. В статье проведен анализ экономических преимуществ применения стандартизации, основанный на данных как российских, так и международных исследований. В числе прочих в статье затрагиваются вопросы финансирования деятельности по разработке и гар-

монизации стандартов, а также вовлечения бизнеса в процессы разработки стандартов. Авторы исследуют возможность применения стандартов не только на уровне предприятий, но и на более высоких уровнях в целях устойчивого развития административно-территориальных образований. Приведены примеры работы в данном направлении на международном уровне и в нашей стране, в том числе в технических комитетах: международном ISO ТК268 «Устойчивое развитие сообществ» и национальном ТК115 «Устойчивое развитие территориально-административных объединений». Рассматривается практика международного сотрудничества в рамках деятельности Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии. Анализируя материалы 36-й Генеральной ассамблеи ИСО, авторы определяют направления деятельности в области стандартизации и перспективы ее развития в области международного сотрудничества.

Стандартизация, техническое регулирование, требования, гармонизация, межгосударственная стандартизация.

Нынешний этап охлаждения и взаимных санкций в экономических отношениях России и Евросоюза вовсе не предполагает отказа от двустороннего сотрудничества во всех сферах, о чем неоднократно заявлял Президент РФ В.В. Путин. Санкции - не выбор России, и наша страна готова сохранить и упрочить курс на взаимовыгодное взаимодействие в экономической области.

Одной из сфер, в которых на данный момент идет активное взаимодействие между Россией и международным сообществом, является стандартизация. Данное сотрудничество должно содействовать развитию национальной экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке пропорционально запросам глобального рынка.

Основными задачами в области стандартизации для нашей страны на сегодняшний момент являются:

- совершенствование законодательства в области стандартизации;

- активизация участия в международных организациях по стандартизации;

- гармонизация национальных стандартов с международными;

- развитие межгосударственной стандартизации в СНГ;

- содействие экспорту промышленной продукции.

Представителем России в международных и региональных организациях по стандартизации является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Агентство осуществляет взаимодействие с другими национальными органами и организациями по стандартизации в целях активного применения региональных и международных стандартов, создания благоприятного инвестиционного климата в России и продвижения отечественной продукции на международные рынки.

На сегодняшний день главной задачей является принятие Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». В нашей стране долгое время не существовало законодательного инструмента, определяющего государственную политику в сфере стандартизации. Многие кризисные явления могли проходить менее болезненно или же их вообще могло не быть.

Принятие закона повлечет за собой ряд позитивных изменений в сфере того, что составляет системную основу развития промышленности, науки, социальной сферы, международных взаимоотноше-

ний. Например, значительное упрощение в использовании инновационных и уже апробированных на практике технологических и иных решений [7].

В настоящее время деятельность в области стандартизации регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» [5], который определяет стандартизацию в основном как механизм регулирования в сфере производства и обращения продукции на рынке. Поэтому нужен закон, который будет регулировать применение стандартизации, в том числе для решения задач содействия научно-техническому прогрессу, модернизации экономики Российской Федерации и ее устойчивому развитию, содействия интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации и др.

Необходимо установить механизмы разработки стандартов, финансирования работ по стандартизации, информационного обеспечения деятельности по стандартизации и т. д. Рассматриваемый в настоящее время проект закона «О стандартизации в Российской Федерации» учитывает анализ этих и ряд других моментов, корректирует их в нужных для социально-экономического развития страны направлениях [4].

Рассматривая стандартизацию с точки зрения одной из составляющих экономики качества, следует отметить положительный экономический эффект от ее использования. Исследования показывают, что она почти на треть обеспечивает рост ВВП, то есть основы устойчивого развития. Так вот, по оценкам ISO, выгода от применения стандартов на предприятиях составляет до 4% их годового дохода от продаж. Применение стандартов в том числе позволяет экономить до 6% от затрат на пять основных бизнес-процессов: закупки, логистику, производство, дистрибуцию и сервисное обслуживание [8].

По данным наших исследований, российские предприятия отмечают улучшение по экономическим показателям своей деятельности на 32% за счет использования методов стандартизации и, соответственно, повышения качества продукции и услуг.

Согласно исследованиям ИСО и Министерства промышленности и торговли РФ, вклад эффективно действующей системы стандартизации в экономику стран мира составляет в среднем 0,8 - 1% от ВВП.

Учитывая, что ВВП, согласно методике ООН, является одной из составляющих для оценки качества жизни, можно сделать заключение, что использование стандартизации будет способствовать решению такой приоритетной задачи государства, как повышение качества жизни населения (рис. 1).

Новый закон также даст возможность использовать национальные стандарты в нормотворческой деятельности, что позволит ускорить и упростить разработку законодательных и нормативных правовых актов за счет возможности ссылок в них на стандарты.

Стоит отметить и тенденцию появления стандартов нового уровня, которые позволяют оценивать нематериальные ценности. Например, в сфере строительства впервые разработан стандарт по оценке опыта и деловой репутации предприятий. Появились стандарты управления активами организаций и для оценки индустриальных площадок, стандартизируются услуги в области ЖКХ и управления многоквартирными домами. Как следующая ступень идет разработка стандартов устойчивого развития административно-территориальных образований [10].

Разработкой таких стандартов уже занимаются международные технические комитеты. В начале 2012 года был образован новый технический комитет - ИСО/ТК 268 «Устойчивое развитие в сообществах» («Sustainable development in communities»).

Управление экономикой

1920

Плановое централизованное управление

Защита интересов Содействие потребителей вступлению в ВТО

1984 1991

Ослабление Начало перехода

централизованного к рыночной экономике управления

Создание условий для развития

добросовестной Повышение конкуренции качества жизни

2003 2006 2015

Создание условий Рыночные отношения

для развития

добросовестной

конкуренции

Рис. 1. Цели стандартизации в РФ (с 1920 г.)

Результатами работы данного ТК стали стандарт ISO 37120:2014 «Устойчивое развитие сообществ - индикаторы городских услуг и качества жизни», а также проекты стандартов ISO/CD 37101 «Устойчивое развитие и возможности сообществ - системы управления - общие принципы и требования» и ISO/AWI TR 37121 «Пересмотр существующих индикаторов устойчивого развития и возможностей сообществ».

В 2013 году Россия вступила в данный ТК. Результатом сотрудничества стало образование в России ТК 115 «Устойчивое развитие административно-территориальных объединений». ТК уже разработаны проекты стандартов «Устойчивое развитие административно-территориальных образований. Показатели городских услуг и качества жизни» и «Устойчивое развитие административно-территориальных образований. Система менеджмента. Общие принципы и требования».

Данные стандарты разработаны с учетом международных практик и содержат в себе требования к показателям и методам управления административно-территориальных образований.

Регионам нужен комплекс стандартизованных показателей, для того чтобы:

- управлять и принимать обоснованные решения путем анализа данных;

- проводить бенчмаркинг;

- планировать и устанавливать новые критерии для устойчивого планирования;

- сотрудничать с высшими уровнями государственной власти по вопросам финансирования;

- оценивать влияние инфраструктурных проектов на общее состояние региона;

- обеспечить кредитоспособность и страхование рисков;

- создавать интеллектуальные и устойчивые регионы;

- учиться и делиться знаниями с другими регионами по всему миру.

Использование международного опыта является актуальным не только при разработке новых стандартов, но и при пересмотре уже существующих. Для вывода российской продукции на международный рынок важно, чтобы требования к продукции соответствовали международным.

Поэтому актуальным представляется вопрос гармонизации стандартов.

На сегодняшний день уровень гармонизации составляет примерно 47% стандартов. К областям с высоким уровнем гармонизации относятся:

1. Электротехника (82,82%).

2. Информационные технологии (73,91%).

3. Подъемно-транспортное оборудование (68,21%).

К областям с низким уровнем гармонизации относятся:

1. Швейная промышленность (16,77%).

2. Точная механика (25%).

3. Горное дело (25,28%).

В проекте закона «О стандартизации в Российской Федерации» заложены все основные механизмы функционирования и гармонизации системы стандартов, что обеспечит выполнение приоритетных задач национальной экономики. В законо-

проекте также оговорено приведение правовых норм в соответствие с Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле. Кроме этого, на основе Кодекса добросовестной практики в области стандартизации предполагается применение документов в области стандартизации для оценки соответствия продукции, работ и услуг при государственных закупках.

На начало 2014 года общее число документов в сфере стандартизации составило 27880. Из них - 18900 межгосударственных стандартов (ГОСТ), в том числе чисто национальных (ГОСТ Р) - 7696. Действуют 34 общероссийских классификатора, а также более тысячи различных правил и рекомендаций, которые включены в систему стандартизации.

Разработкой стандартов занимаются технические комитеты. Анализ деятельности национальных технических комитетов, который был представлен на последней коллегии Росстандарта, показал, что их активность недостаточна. Из 351 ТК в работе участвуют лишь 248.

Это обусловлено тем, что раньше финансирование стандартизации осуществляло государство. Сейчас выполнить та-

кой объем работы за счет государственных средств невозможно. Только стандарты, касающиеся вопросов безопасности, разрабатываются за счет бюджета. Все остальные документы должны готовиться за счет производителей, так же как это происходит во всем мире. В России из более 5 тысяч тем, по которым разрабатывались стандарты в 2013 году, доля финансируемых за счет федерального бюджета составила 82,9%. А за счет средств разработчика - лишь 17,1%. Основными разработчиками тем стандартов являются Газпром, предприятия железной дороги, строительной отрасли и производители нанотехнологий.

Однако нельзя не отметить положительную тенденцию: участие бизнеса в процессе разработки в 2014 году выросло в два раза. Если в 2013 году велись работы по 907 темам, то в 2012 году их было около 2 тысяч (рис. 2).

Используя опыт европейских коллег, разрабатывавших в свое время национальные системы стандартизации с широким участием предприятий и организаций, необходимо активнее применять эту практику и в нашей стране. Важнейшее значение

0 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 4500 5000

■ Бизнес ■ Бюджет

Рис. 2. Участие бюджета и бизнеса в разработке стандартов в РФ 62 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ • ВЫП. 4 (78) • 2015

при этом имеет информационно-разъяснительная работа с руководителями предприятий, повышение роли первых лиц в осознании значения инструментов стандартизации для повышения качества продукции и проведении требовательной линии на их неукоснительное соблюдение.

Необходимо подчеркнуть, что за последние два десятилетия в России сложилась достаточно четкая структура взаимодействия с международными органами в сфере стандартизации. Российская Федерация является членом ИСО и принимает участие в более чем 550 комитетах (ТК) и подкомитетах (ПК) в статусе активного (полноправного) комитета, а также в более чем 70 комитетах и подкомитетах в качестве наблюдателя. В 2013 году Россия вновь была избрана в Совет ИСО на период с 2014 по 2016 год.

Помимо этого, РФ продолжает техническую работу по ведению секретариатов ИСО: секретариат технического комитета ИСО/ТК 254 «Безопасность аттракционов» и 8 секретариатов подкомитетов:

- ИСО ТК 20/ ПК 6 «Авиационные и космические аппараты»/«Стандартная атмосфера»;

- ИСО ТК 20/ПК 8 «Авиационные и космические аппараты»/«Терминология»;

- ИСО ТК 67/ПК 8 «Материалы, оборудование и морские сооружения для нефтяной и газовой промышленности»/«Арктичес-кие операции»;

- ИСО ТК 96/ПК 2 «Краны»/«Терми-нология»;

- ИСО ТК 96/ПК 4 «Краны»/«Методы испытаний»;

- ИСО ТК 108/ПК 6 «Механические вибрация и удар»/«Средства воспроизведения вибрации»;

- ИСО ТК 123/ПК 4 «Подшипники скольжения»/«Методы расчета подшипников»;

- ИСО ТК 172/ПК 4 «Оптика и фотоника»/«Телескопы».

На сегодняшний день 52 российских эксперта, представляющих ТК, выразили готовность участвовать в работе 14 ТК СЕN в качестве наблюдателей.

Россия также является членом Международной электротехнической комиссии (МЭК), работает в качестве полноправного члена в 152 ТК/ПК и в 15 ТК/ ПК имеет статус наблюдателя, ведет два секретариата: МЭК/ТК 45 «Ядерное приборостроение» и его подкомитета ПК 22F «Силовая электроника для систем передачи и распределения электроэнергии».

В рабочие группы МЭК включены 329 российских экспертов.

Россия также представлена в руководящих органах МЭК: представитель Росстандарта является членом Бюро по оценке соответствия. Заместителем председателя Международной системы МЭК по сертификации электрооборудования для взрывоопасных сред (МЭК Ех) также является представитель нашей страны.

Продолжается работа по подготовке русскоязычных версий стандартов МЭК. В настоящее время подготовлено 376 публикаций МЭК на русском языке.

В 2013 году было подписано заявление о сотрудничестве: Система оценки соответствия МЭК - Росстандарт -Росаккредитация. Данный документ очень важен в условиях образования Таможенного союза, установления единых процедур признания сертификатов, выданных аккредитованными органами по сертификации, признанными в Системе МЭК по подтверждению результатов испытаний и сертификации электрооборудования (МЭКСЭ).

На сегодняшний день перед Россией стоит задача по возвращению утраченных в 1990-х годах позиций: вступление в группу 1 ИСО, наиболее значимых стран, и группу А в МЭК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для этого необходимо существенно повысить активность по трем основным

направлениям: участие в руководящих органах, в технических органах ИСО и МЭК, а также ведение секретариатов ТК и ПК.

Сотрудничество в сфере освоения международных и европейских стандартов может успешно развиваться и на уровне отдельных предприятий, входящих в систему Росстандарта. В этом наглядно убеждает опыт ФБУ «Тест - С.-Петербург», установившего системные отношения с целым рядом крупных европейских структур, занимающих авторитетные позиции в ЕС в системе стандартизации. «Тест - С.-Петербург» сегодня эффективно сотрудничает с такими организациями, как VDE и «Stiftung Warentest» (Германия), «Ontex» (Бельгия), «Henkel», «Paul Hartmann» и «Hans Schwarzkopf & Henkel» (Германия), «EDANA» (Бельгия) и другие.

Повышение активности России в сфере международной стандартизации стало одним из оснований выбора Санкт-Петербурга в качестве места проведения 36-й Генассамблеи ИСО. На этой встрече крупнейшей Международной организации по стандартизации было представлено рекордное количество участников - более 600 специалистов из 140 стран мира. Проведение ассамблеи способствовало укреплению позиций России и установлению новых взаимовыгодных контактов в международной стандартизации. Впервые в мероприятия ассамблеи была введена практика проведения круглых столов по вопросам влияния стандартов на инновационный рост экономики, на повышение конкурентоспособности производства и качества продукции, обеспечение достойного качества жизни населения [6].

Круглый стол на тему «Как компания использует стандарты для обеспечения качества жизни потребителей: стандарты для точных измерений, стандарты качества и безопасности продукции, стандарты менеджмента качества» проводился в ФБУ «Тест - С.-Петербург». Участники кру-

глого стола отметили, что стандартизация является одним из мощных регуляторов качества жизни населения и проблема ее развития касается всех государств. На круглом столе определены приоритетные направления развития стандартизации на международном уровне:

- проведение совместных научных исследований по выбору форм и методов стандартизации;

- создание единой программы на международном уровне по формированию стандартов в приоритетных сферах, в том числе влияющих на качество жизни;

- постоянный мониторинг экономических преимуществ стандартизации в различных сферах и на разных уровнях с целью совершенствования управления и создания условий для устойчивого развития;

- информирование населения о возможностях применения стандартизации в социально значимых сферах.

В рамках работы 36-й Генеральной ассамблеи состоялось подписание соглашения между Росстандартом и европейскими организациями по стандартизации CEN/CENELEC. В этом соглашении документально определены основные параметры сотрудничества России и ЕС по поддержке российской промышленности в освоении и использовании европейских стандартов для выхода на внешние рынки. Стороны договорились осуществлять сотрудничество, взаимную поддержку и способствовать применению международной стандартизации (ISO и IEC) в качестве инструмента для гармонизации на региональном и национальном уровнях. Также это Соглашение позволит российским экспертам участвовать в работе технических комитетов CEN/CENELEC, а европейским экспертам - в работе российских национальных комитетов.

Гармонизация российской национальной системы стандартизации с международными требованиями имеет сегод-

ня и еще одну актуальную особенность. Создание с 01.01.2015 Евразийского экономического союза вводит жесткие требования к ускорению работы по гармонизации технических регламентов и обеспечению единых подходов к стандартизации в России, Белоруссии и Казахстане.

Пока утверждено только 44 Технических регламента Таможенного союза. В частности, необходимо как можно скорее разработать Технические регламенты Таможенного союза на продукцию, которая определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

Нужно также напомнить, что стандарты трех стран, вошедших в ЕАЭС, не гармонизированы по показателям и методам испытаний, отличаются по уровню требований по безопасности. При этом около 50% национальных стандартов имеют статус межгосударственных. Процесс гармонизации должен основываться, прежде всего, на унификации требований к показателям и методам оценки, а также требований к процессам, в том числе к процессам управления.

В завершение следует отметить, что данные проведенного российскими специалистами опроса показывают, что улучшение качества продукции и улучшение общих экономических показателей примерно на 30% достигается за счет применения стандартов.

Кроме этого, по мнению экспертов, вкладстандартизациивВВПРоссиисостав-ляет 0,92%. Для сравнения: во Франции экономический эффект от этой сферы оценивается в 0,8%, в Германии - 0,7%. Стоит отметить и новую для нас тенденцию появления стандартов нового уров-

ня, которые позволяют оценивать нематериальные ценности. Это говорит о новом осмыслении качества жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что, учитывая международные тенденции в области стандартизации, требуется вести активную работу в международных и национальных технических комитетах по стандартизации, усилить роль бизнеса в разработке и гармонизации национальных стандартов.

Для этого необходимо:

- использование площадок крупнейших международных форумов по стандартизации и метрологии для учета российских интересов при выработке коллективной позиции по вопросам развития и функционирования мировой экономики;

- активизация участия Российской Федерации в работе технических органов международных и региональных организаций: ИСО, МЭК, СЕН/СЕНЕЛЕК, ОЭСР, АТЭС, ЕЭК ООН, включая проведение рабочих заседаний в Российской Федерации;

- участие в рамках МГС в реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, а также положений Стратегии развития МГС на период до 2020 года с целью расширения масштабов двустороннего и многостороннего сотрудничества РФ с государствами СНГ и реализации потенциала Содружества;

- участие в процессе евразийской экономической интеграции и деятельности, направленной на формирование Евразийского экономического союза, включая доработку проекта Договора о создании Евразийского экономического союза и реализацию мероприятий «дорожной карты» по присоединению Республики Армения к Таможенному союзу;

- обеспечение реализации Соглашения о сотрудничестве между СЕ^ CENELEC и Росстандартом;

- обеспечение участия в реализации Плана законодательной работы по приведению российской нормативно-пра-

вовой базы в соответствие с нормами Организации экономического сотрудничества и развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андросенко, Н. В. Использование методов математического моделирования и инструментов экономики качества для обеспечения устойчивого развития социально-экономических систем [Электронный ресурс] / Н. В. Андросенко, С. Н. Кузьмина // Интернет-журнал «Науковедение». -2014. - Вып. 6 (25). - Ноябрь - декабрь. - Режим доступа : http://naukovedenie.ru

2. Бабкин, А. В. Анализ применения методологических подходов к управлению экономическими системами [Текст] / А. В. Бабкин, Л. К. Шамина // Научно-технические ведомости СПбГПУ Экономические науки. - 2008. - № 1 (53). - С. 18-22.

3. Кузьмина, С. Н. Реализация механизма устойчивого развития сообществ на основе инструментов экономики качества [Текст] / С. Н. Кузьмина // Вестник Российской академии естественных наук. - 2015. - № 19 (1). - С. 43-45.

4. О стандартизации в Российской Федерации [Электронный ресурс] : проект Федерального закона // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://goo.gl/WQh3mM

5. О техническом регулировании [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://goo.gl/0AL2h1

6. Окрепилов, В. В. Обеспечение общества информацией о влиянии стандартизации на качество жизни [Текст] / В. В. Окрепилов, Г. Н. Иванова // Проблемы развития территории. - 2012. - № 6 (62).

7. Окрепилов, В. В. Перспективы развития стандартизации как инструмента инновационного развития [Текст] / В. В. Окрепилов // Проблемы прогнозирования. - 2013. - № 1 (136).

8. Окрепилов, В. В. Развитие экономики здоровья для повышения качества жизни [Текст] / В. В. Окрепилов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2012. - № 5 (23).

9. Окрепилов, В. В. Устойчивое развитие административно-территориальных образований [Текст] / В. В. Окрепилов, Г. Н. Иванова // Стандарты и качество. - 2013. - № 5.

10. Окрепилов, В. В. Экономика качества [Текст] / В. В. Окрепилов. - СПб. : Наука, 2011.

11. Экономические преимущества стандартизации. Международные целевые исследования [Текст]. - Switzeerland, Geneve: ISO Central Secretariat.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Иванова Галина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заместитель генерального директора. Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области». Россия, 190103, г. Санкт-Петербург, ул. Курляндская, д. 1. E-mail: [email protected]. Тел.: (812) 244-12-78.

Андросенко Наталья Витальевна - кандидат экономических наук, заместитель генерального директора. Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области». Россия, 190103, г. Санкт-Петербург, ул. Курляндская, д. 1. E-mail: [email protected]. Тел.: (812) 244-62-31.

Цымбал Наталья Евгеньевна - кандидат экономических наук, ведущий инженер. Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области». Россия, 190103, г. Санкт-Петербург, ул. Курляндская, д. 1. E-mail: [email protected]. Тел.: (812) 244-12-78.

Ivanova G.N., Androsenko N.V., Tsymbal N.E.

TECHNICAL REGULATION SYSTEM IN RUSSIA: DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE SPHERE OF STANDARDIZATION

The paper considers economic development of our country under economic sanctions. It proposes to use the work in the sphere of standardization as a tool to stabilize the situation. The authors analyze the current situation in the field of standardization. They consider the goals and objectives of standardization in different time periods and identify one of the main current tasks, which consists in the necessity to improve the quality of life of the population. The article presents the analysis of legislation in this area, reviews the current legislative framework for standardization, and identifies promising directions for improving the legislation in this sphere. The authors analyze economic benefits of standardization using the data of both Russian and international studies. The paper addresses the issues of funding the development and harmonization of standards, and involvement of private sector in the process of standards development. The authors investigate the possibility of applying standards not only at the level of enterprises, but also at higher levels for the purpose of sustainable development of administrative-territorial formations. The paper contains some examples of work in this area in Russia and abroad, in technical committees as well: international ISO/TC 268 "Sustainable Development in Communities" and national TC 115 "Sustainable Development of Administrative-Territorial Entities". The authors make an overview of international cooperation in the framework of the activities of the International Organization for Standardization and the International Electrotechnical Commission. Analyzing the content of the 36th ISO General Assembly, the authors define activities in the field of standardization and its development prospects in the field of international cooperation.

Standardization, technical regulation; requirements; harmonization; international standardization.

REFERENCES

1. Androsenko N.V, Kuz'mina S.N. Ispol'zovanie metodov matematicheskogo modelirovaniya i instrumen-tov ekonomiki kachestva dlya obespecheniya ustoichivogo razvitiya sotsial'no-ekonomicheskikh sistem [Use of Mathematical Modeling Methods and Tools of Economics of Quality to Ensure Sustainable Development of Socio-Economic Systems]. Naukovedenie [Science Studies], 2014, issue 6 (25). Available at: http://naukovedenie.ru

2. Babkin A.V., Shamina L.K. Analiz primeneniya metodologicheskikh podkhodov k upravleniyu ekonom-icheskimi sistemami [Analysis of the Application of Methodological Approaches to Management of Economic Systems]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki [St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics], 2008, no. 1 (53), pp. 18-22.

3. Kuz'mina S.N. Realizatsiya mekhanizma ustoichivogo razvitiya soobshchestv na osnove instrumentov ekonomiki kachestva [Implementation of the Sustainable Community Development Mechanism on the Basis of Tools of Economics of Quality]. Vestnik Rossiiskoi akademii estestvennykh nauk [Herald of the Russian Academy of Sciences], 2015, no. 19 (1), pp. 43-45.

4. O standartizatsii v Rossiiskoi Federatsii: Proekt zakona [On Standardization in the Russian Federation: Draft Law]. pravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus [Legal-Reference System ConsultantPlus]. Available at: http://goo.gl/WQh3mM

5. O tekhnicheskom regulirovanii: Federal'nyi zakon ot 27.12.2002 № 184-FZ [On Technical Regulation: Federal Law of December 27, 2002 No. 184-FZ]. Spravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus [Legal-Reference System ConsultantPlus]. Available at: http://goo.gl/0AL2h1

6. Okrepilov V.V., Ivanova G.N. Obespechenie obshchestva informatsiei o vliyanii standartizatsii na kachest-vo zhizni [Provision of Society with Information on the Influence of Standardization over Life Quality]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2012, no. 6 (62).

7. Okrepilov V.V. Perspektivy razvitiya standartizatsii kak instrumenta innovatsionnogo razvitiya [Prospects of Development of Standardization as a Tool of Innovative Development]. Problemy prognoziro-vaniya [Studies on Russian Economic Development], 2013, no. 1 (136).

8. Okrepilov V.V. Razvitie ekonomiki zdorov'ya dlya povysheniya kachestva zhizni [Development of Health Economics for Improving the Quality of Life]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2012, no. 5 (23).

9. Okrepilov V.V., Ivanova G.N. Ustoichivoe razvitie administrativno-territorial'nykh obrazovanii [Sustainable Development of the Administrative-Territorial Formations]. Standarty i kachestvo [Standards and Quality], 2013, no. 5.

10. Okrepilov V.V. Ekonomika kachestva [Economics of Quality]. Saint Petersburg: Nauka, 2011.

11. Ekonomicheskie preimushchestva standartizatsii. Mezhdunarodnye tselevye issledovaniya [Economic Benefits of Standardization. International Target Studies]. ISO Central Secretariat.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ivanova Galina Nikolaevna - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Deputy Director General, Federal Budgetary Institution State Regional Center for Standardization, Metrology and Testing in Saint Petersburg and Leningrad Region. 1, Kurlyandskaya Street, Saint Petersburg, 190103, Russia. E-mail: [email protected]. Phone: +7(812) 244-12-78.

Androsenko Natal'ya Vital'evna - Ph.D. in Economics, Deputy Director General, Federal Budgetary Institution State Regional Center for Standardization, Metrology and Testing in Saint Petersburg and Leningrad Region. 1, Kurlyandskaya Street, Saint Petersburg, 190103, Russia, E-mail: [email protected]. Phone: +7(812) 244-62-31.

Tsymbal Natal'ya Evgen'evna - Ph.D. in Economics, Senior Engineer, Federal Budgetary Institution State Regional Center for Standardization, Federal Budgetary Institution State Regional Center for Standardization, Metrology and Testing in Saint Petersburg and Leningrad Region. 1, Kurlyandskaya Street, Saint Petersburg, 190103, Russia, E-mail: [email protected]. Phone: +7(812) 244-12-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.