Научная статья на тему '«Сталинский ампир» в архитектурном облике города Находка'

«Сталинский ампир» в архитектурном облике города Находка Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1089
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сталинский ампир / архитектура / градостроительство / стиль / архитектура г. Находка / искусство Дальнего Востока России. / Stalin's Empire style / architecture / urban construction / architecture of the Nakhodka city / art of the Russian Far East

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петухов Владимир Владимирович, Грибова Татьяна Николаевна

В истории отечественной архитектуры советского периода особое место принадлежиттак называемому «сталинскому ампиру», воплотившему в себе весь пафоспрославления эпохи индустриализации, великой победы и напряженных послевоенных лет восстановления мирной жизни страны. Правящая партия властиреализовывала идеологическую модель управления всеми сферами культурыи искусства, в том числе в градостроительстве и архитектуре. Политическое руководство страны, руководствуясь личными эстетическими предпочтениями, избрало в 1930-х годах ориентацию на «неоклассические» образцы как единственноверные и понятные советскому человеку. Черты большого государственногостиля стали характерной чертой архитектурного облика не только столичныхи крупных городов, но и самых отдаленных уголков страны, коей и являлся молодой портовый город Находка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Петухов Владимир Владимирович, Грибова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Stalin's empire style" in the architectural appearance of the Nakhodka city

In the history of Russian architecture of the Soviet period, a special place belongs to the so-called "Stalin's Empire" embodying all the pathos of the glorification of the era of industrialization, the great victory and the intense post-war years of the restoration of peaceful life of the state. The ruling party, the authorities implemented the ideological model of governance in all spheres of culture and art, including in urban planning and architecture. The political leadership of the country, guided personal aesthetic preferences, elected in the 1930s focus on "neo-classical" samples as the only true and understandable Soviet man. Features the great state of style are the specificity of the architectural appearance of not only the capital and major cities, but also the most remote corners of the country, which was a young port city of Nakhodka.

Текст научной работы на тему ««Сталинский ампир» в архитектурном облике города Находка»

Дизайн.

Культурология

УДК 72.036

В. В. Петухов 1 Т. Н. Грибова 2

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

«Сталинский ампир» в архитектурном облике города Находка

В истории отечественной архитектуры советского периода особое место принадлежит так называемому «сталинскому ампиру», воплотившему в себе весь пафос прославления эпохи индустриализации, великой победы и напряженных послевоенных лет восстановления мирной жизни страны. Правящая партия власти реализовывала идеологическую модель управления всеми сферами культуры и искусства, в том числе в градостроительстве и архитектуре. Политическое руководство страны, руководствуясь личными эстетическими предпочтениями, избрало в 1930-х годах ориентацию на «неоклассические» образцы как единственно верные и понятные советскому человеку. Черты большого государственного стиля стали характерной чертой архитектурного облика не только столичных и крупных городов, но и самых отдаленных уголков страны, коей и являлся молодой портовый город Находка.

Ключевые слова и словосочетания: сталинский ампир, архитектура, градостроительство, стиль, архитектура г. Находка, искусство Дальнего Востока России.

V. V. Petukhov T. N. Gribova

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

"Stalin's empire style" in the architectural appearance of the Nakhodka city

In the history of Russian architecture of the Soviet period, a special place belongs to the so-called "Stalin's Empire" embodying all the pathos of the glorification of the era of industrialization, the great victory and the intense post-war years of the restoration of peaceful life of the state. The ruling party, the authorities implemented the ideological 1 2

1 Петухов Владимир Владимирович - канд. искусств, доцент кафедры дизайна и искусств; email:vlad_arts @mail.ru.

2 Грибова Татьяна Николаевна - студент 3 курса, направление подготовки «Дизайн-среды»; email: gribova_93 @mail.ru.

157

Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. № 3 (30)

model of governance in all spheres of culture and art, including in urban planning and architecture. The political leadership of the country, guided personal aesthetic preferences, elected in the 1930s focus on "neo-classical" samples as the only true and understandable Soviet man. Features the great state of style are the specificity of the architectural appearance of not only the capital and major cities, but also the most remote corners of the country, which was a young port city of Nakhodka.

Keywords: Stalin's Empire style, architecture, urban construction, architecture of the Nakhodka city, art of the Russian Far East.

Город Находка входит в десятку крупнейших городов Дальневосточного федерального округа, несмотря на это, история его относительно невелика в сравнении с остальными дальневосточными городами. Этот самый южный город на востоке России основан в 1864 году, пройдя за столетие путь от гидрографического поста до города краевого подчинения.

Особую актуальность приобретает проблема сохранения и грамотного использования историко-культурного наследия, накопленного за десятилетия истории г. Находка.

Значительное место в архитектурном облике города занимает застройка 30-60-х годов XX века, которую традиционно связывают с так называемым «сталинским ампиром». Сталинский ампир - государственный архитектурный стиль (от фр. Empire - «империя» и по аналогии с ампиром), одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1930-х до середины 1950-х годов XX века.

Архитектурный стиль сочетал в себе элементы позднего ар-деко и классицизма, барокко и ампира эпохи французского императора Наполеона, помпезность, роскошь, величественность и монументальность. Сохраняя театральность, симметрию и равновесие, «сталинский ампир» исключил все имперские ноты, советская архитектура того времени - это не игра в формы, это стиль эпохи [6].

Исследования процесса застройки территории г. Находка позволяют утверждать о несколько иных временных рамках развития стиля, расцвет которого пришелся на 50-60-е годы минувшего века. Находка застраивалась жилыми, общественными, культурно-бытовыми и административными зданиями. В полной мере Находка так и не испытала всех красок сталинского ампира, так как активное строительство пришлось на 1950-е годы, в то время как в центральной части это стилевое направление уже изжило себя.

Первый Генеральный план г. Находка был разработан после Великой Отечественной войны в 1949 г. московским Гипрогором и утвержден Советом Министров РСФСР 30 августа 1949 г. Автор проекта - архитектор Н. Дмитриев.

Согласно Генплану 1949 г. Находка делится на 3 основных района: Центральный, жилой район Моряков, жилой район Рыбников. По району Моряков проект детальной планировки выполнен Союзморпроектом (г. Москва), по району Рыбников - Гипрорыбпромом (г. Владивосток) [1].

В 1953 г. на основании постановления Совета Министров РСФСР проект был откорректирован Гипрогором - архитектурно-планировочной мастерской №9. Автор проекта - архитектор Салищев. Проект был выполнен с учетом повышения

158

Петухов В.В. и др. «Сталинский ампир» в архитектурном облике...

с 2-3-этажной жилой застройки до 4-5-этажной по основным жилым районам. Согласно Генеральному плану 1953 г. территория города разбита на 5 жилых районов, в зависимости от расположения промышленных объектов закреплена за соответствующими профильными министерствами.

Топография местности вдоль бухты Находка отличается большой изрезанно-стью рельефа, малопригодной под организацию города. Это обстоятельство привело к разбросанности жилых поселков на расстоянии вдоль бухты на 15 км.

В связи с этим принято решение увеличить строительство за счет освоения новых территорий. Единственной территорией, подходящей для городской застройки, была низменная местность возле Соленого озера. Однако территория была сильно заболочена и требовала крупных инженерных мероприятий (подсыпки грунта высотой от 0,5 до 2 метров).

Сейсмичность районов Находки ограничила возможность применения типовых проектов жилых и гражданских зданий, т.к. в наличии имелись типовые проекты только для применения во внесейсмических условиях, поэтому типовые проекты несколько перерабатывались в их конструктивной части. В жилищном строительстве наиболее часто применялись типовые проекты 2-3-этажных жилых домов серии №228, реже №401, 252. Культурно-бытовые здания (школы, ясли, больницы, клубы) строились только по типовым проектам.

Среди первоочередных мероприятий по реализации генерального плана стало создание проекта организации административно-культурного центра г. Находки. По генеральному плану центральная административная площадь была определена в районе существующей основной городской застройки около оз. Соленое. Было решено за 1-2 года сформировать главную административную площадь, оформить ее застройкой и благоустроить прилегающие к ней территории [2].

Руководство посчитало целесообразным создать центр города в районе строительства здания Горисполкома КПСС, где также разместить универмаг, клуб, гостиницу с рестораном и сберкассой на первом этаже.

Проектирование застройки центральной части города поручалось московскому Гипрогору с привлечением главного архитектора г. Находка Н. Евтушенко [3].

Исследование процесса реализации проекта Генерального плана, к сожалению, приводит к неутешительным выводам отступления от первоначальных замыслов.

Обследование застройки г. Находка в 1956 г., проводимое Управлением главного архитектора под руководством О. Федотова, показало, что было много серьезных недостатков. В результате неудовлетворительного контроля по подбору типовых проектов жилые районы имели разнохарактерную застройку, не создающую единого архитектурного ансамбля, а зачастую застройка проводилась исключительно по личному вкусу заказчика.

Находка в 1940-1950-е годы была еще очень молодым городом, бурно выросшим за 8-9 лет. Казалось бы, город, который создается заново, должен отвечать всем новым градостроительным требованиям. Однако из-за того, что здесь долгое время не было Управления главного архитектора и заранее разработанного генплана, наложился кустарный отпечаток на застройку. Многие вопросы планировки и застройки решались людьми некомпетентными, отсутствовал контроль

159

Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. № 3 (30)

над качеством строительства, в результате чего брак и приемка с недостатками, без элементарного внешнего благоустройства, прочно вошли в практику [4].

Ряд кварталов многоэтажной застройкой требовал переработки, так как проекты планировки были составлены в 1953 г. с несоответствием норм застройки в сейсмически опасной зоне, а также с устаревшими градостроительными приемами. Типовые проекты, более подходящие для центральной части России, с ее равнинной топографией, но возводимые в г. Находка, нередко были не приспособлены к ее географическим особенностям - сопкам. Так, в Находке стали появляться здания с нефункциональными цокольными этажами, а идея единых ансамблевых решений и вовсе потеряла свою актуальность. Единственный район, отвечающий поставленной цели, - это улица Ленинская, при застройке которой были учтены и выигрышно подчеркнуты ее ландшафтные особенности.

Главная улица застраивалась по специальным планам, одобренным Москвой. Однако и эту минимальную программу для многих городов оказалось невозможным осуществить в достаточно быстрые сроки. Поэтому нередко весь пафос реконструкции сосредоточивался на строительстве крупных общественных зданий-символов, часто встречающихся в то время [2].

Улица имела строго зеркальную композицию: аллея, проходящая симметрично по центру, делила ул. Ленинскую пополам. В начале улицы очень символично располагался памятник в виде двух параллельно расположенных чугунных якорей, прикованных цепями к обрамляющим всю аллею ограждениям. Этот памятник приурочен к изменению статуса рабочего посёлка Находка в город краевого подчинения, о чем свидетельствует табличка, прикрепленная у основания якорей. Параллельно расположены здания, с обеих сторон обрамляющие самое начало улицы. Симметричность не исчезает и в других узловых местах улицы.

Не случайно и расположение магазинов на всех без исключения первых этажах, т.к. об этом упоминается и в плане застройки центра, по которому было утверждено сделать Ленинскую не только культурным центром, но и торговой зоной с множеством магазинов. Сами здания, за исключением первых этажей, являются жилыми, в большинстве своем 3-этажными, и определенно служат ярким примером возведения типовых сооружений. Отделка фасадов максимально схожа: такие дома расположены вдоль центральных аллей, но если отойти вглубь района, то встречаются и 2-, 4- и 5-этажные здания, скорее всего тоже принадлежащие к серии типовых проектов, поскольку повторы одного и того же здания встречается неоднократно.

Для определения архитектурного стиля городской застройки 1950-х годов следует обратить внимание на центральную улицу города - Находкинский проспект. Как и в других городах, в Находке строительство велось по четко сформированным канонам, отступление от которых было недопустимо. Например, многочисленные Дома культуры необыкновенным образом имеют определенную схожесть: обилие лепных и декоративных элементов в классическом стиле, использование дорического и коринфского ордеров, широкое применение советской символики: барельефы с пятиконечными звездами, гербами, лавровыми венками, портретами вождя, стилизованными сценами из жизни страны - все это дает

160

Петухов В.В. и др. «Сталинский ампир» в архитектурном облике...

возможность определить стиль этих построек как сталинский ампир. Для жилой архитектуры был характерен более сдержанный декор - фасады, покрытые штукатуркой бежевых, серых, кирпичных оттенков, первые этажи часто зрительно отделяли от остального здания, отделывая рустованным камнем. Как и по всей стране, элементами стиля становились упрощенные ордерные системы и советская символика [8].

Активные темпы строительства в Находке продолжались на протяжении 1950-х годов и снизились лишь к концу 1960-х годов. Наиболее приоритетной формой строительства исследуемого периода стала типовая застройка (как жилых, так и культурных объектов), имевшая всесоюзный характер.

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Советская архитектура эпохи сталинского ампира - это новая ступень развития ампира как стиля и новая ступень в технологическом подходе при изготовлении декоративных элементов.

Отличительными чертами исследуемого стиля являлись целостность образов, ансамблевость, монументальность, театральность, массивность, исключение имперских нот.

Основными этапами застройки г. Находка из приведенных выше документов принято считать 1950-е - нач. 1960-х годов, так как именно в этот период Находка застраивается главными политическими и общественными зданиями, определяется и застраивается центральная часть города.

В городе Находка главное внимание уделялось сейсмической безопасности и объемам жилищного строительства, нежели архитектурно-художественному оформлению города. Именно поэтому генплан Находки больше решал бытовые проблемы, нежели вопросы единства стиля городской архитектурной среды. 1 2 3 4 5 6

1. Пояснительная записка (Хабаровский Крайпроект - сделал картограмму топографо-геодезических работ по г. Находка Приморского края) // НРГА. Ф. 61. Оп.1. Д.1. Л. 85.

2. Мероприятия по застройке города Находка (1955-1957 гг.) // НРГА. Ф. 61. Оп.1. Д.1. Л. 25-26.

3. О первоочередных мерах по улучшению застройки и организации быта в городе // НРГА. Ф. 61. Оп.1. Д.1. Л. 27-29.

4. Докладная записка О. Федотова // НРГА. Ф. 61. Оп.1. Д.1. Л. 99.

5. Ведомственный архив музейно-выставочного центра города Находки // Папка 31. Л. 4.

6. Стили в архитектуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://architec-ting.ru/classic-retro/stalinskij-ampir/.

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.