Научная статья на тему 'Ансамбль площади Революции г. Красноярска: последний аккорд сталинской эпохи'

Ансамбль площади Революции г. Красноярска: последний аккорд сталинской эпохи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
619
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА 1930-Х ГГ / СТАЛИНСКИЙ АМПИР / ДОМ СОВЕТОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дворецкая Анна Павловна, Гонина Наталья Владимировна

Ансамбль площади Революции г. Красноярска является своеобразным образом эпохи, примером сталинского ампира и имеет длительную историю строительства. Построенный на месте Богородице-Рождественского собора, он должен был стать символом величия советской власти. Сменялись вожди, но смысл оставался. При каждом новом руководителе происходило переосмысление идеи. Так в хрущевское время официальный облик площади смягчается, что нашло выражение в зеленом и комфортном партерном сквере, облике библиотеки. В брежневские годы центральным элементом площади, ее главным акцентом становится монумент В.И. Ленина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Дворецкая Анна Павловна, Гонина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensemble of Revolyutsii Square in Krasnoyarsk: the Finishing Touch of the Stalin Era

The ensemble of Revolyutsii Square in Krasnoyarsk is a peculiar image of its era and an example of Stalinist Empire style. The ensemble has a long history of construction. It was built on the place of the Cathedral of the Nativity of the Virgin and had to become a symbol of greatness of the Soviet power. The country’s leaders replaced, but this sense of Revolyutsii Square remained the same. The epoch of every new leader of the USSR brought something new to the previous forms of realization of the square’s idea. Only in Khrushchev’s time something non-official came to this square there was built a library, was created a modest but comfortable park. In Brezhnev time a monument of V.I. Lenin became a central element of the square.

Текст научной работы на тему «Ансамбль площади Революции г. Красноярска: последний аккорд сталинской эпохи»

УДК 72.03+069 ББК 85.11+79.1

А.П. Дворецкая, Н.В. Гонина, г. Красноярск

Ансамбль площади Революции г. Красноярска: последний аккорд сталинской эпохи

Аннотация

Ансамбль площади Революции г. Красноярска является своеобразным образом эпохи, примером сталинского ампира и имеет длительную историю строительства. Построенный на месте Богородице-Рождественского собора, он должен был стать символом величия советской власти. Сменялись вожди, но смысл оставался. При каждом новом руководителе происходило переосмысление идеи. Так в хрущевское время официальный облик площади смягчается, что нашло выражение в зеленом и комфортном партерном сквере, облике библиотеки. В брежневские годы центральным элементом площади, ее главным акцентом становится монумент В.И. Ленина.

Ключевые слова: советская архитектура 1930-х гг., сталинский ампир, Дом Советов.

Архитектурно-планировочная среда является фактором, определяющим визуальный образ поселения (города), своеобразие и неповторимость восприятия Места. При этом архитектурная компонента городского пространства имеет двойственную духовно-материальную природу. С одной стороны, она проявляет себя в объективной реальности как конкретная вещно-предметная среда, образуемая архитектурными комплексами, ансамблями, улицами и площадями, формирующими ткань городского пространства. С другой стороны, она проявляется и в образах идеального пространства, формируемых архитектурной мыслью, и выступает как рефлексия личностей и сообществ, населяющих данное Место [1, с. 58].

Центр города — общее для всех пространство. Он традиционно является своеобразным эталоном оценки иных территорий города. Площадь Революции в Красноярске очень ярко отражает указанные тенденции. До революции площадь являлась самой большой в городе и называлась Новобазарной (позднее — Новособорной). За период 1930-1950-х гг. она радикально поменяла свой облик. Если изначально доминантой выступал Богородице-Рождественский собор, то в советский период его сменил Дом Советов.

До революции Новобазарная площадь в коллективной памяти народа сформировалась как один из городских общественных центров. Размещение и границы комплекса застройки определены первым высочайше утвержденным планом губернского Красноярска 1828 г. В 1845 г. в ее центре был заложен и к 1861г. завершен кафедральный Богородице-Рожден-ственский собор по проекту Константина Тона, что позволило дать площади имя Новособорная [5; 8].

Ежедневно, кроме четверга и пятницы, на ней проводились базары. С южной стороны находились лавки для мелочной базарной торговли. Тут же располагалось каменное здание гостиного двора, занятое разными магазинами, наполненными, главным образом, товарами и предметами, необходимыми в крестьянском быту и в сельском хозяйстве. Здесь же на площади находился цирк. Недалеко располагался парк — место народных гуляний. Храм, рынок и цирк — центры, определяющие жизнь общества того времени [3, с. 40-43; 11].

На одной из сохранившихся фотографий изображена восточная часть Новобазарной площади (рис. 1), которая многие годы была значительно больше сегодняшней площади Революции. На углу справа стоит одноэтажное каменное здание. В нем в советское время долгие годы находился магазин «Динамо». Теперь весь квартал занят многоэтажными зданиями, на месте магазина «Динамо» вырос корпус издательства «Красноярский рабочий» (теперь в нем целый ряд магазинов).

В советское время площадь была переименована и стала носить революционное название. Но все 1920-е и начало 1930-х гг. она сохраняла свои основные функции. На снимке (рис. 2) запечатлен исторический момент — первый колхозный базар 15 июня 1932 г. Слева — деревянное здание кинотеатра «Луч». Сама площадь еще не была до конца замощена, люди вязли в непросыхающей грязи, телеги стояли впритык друг к другу. Шум, толчея, тучи мух. Торговля шла прямо с телег. Продав свою нехитрую снедь, колхозники тут же отправлялись за покупками промтоваров в уцелевшие еще деревянные лавки на западной стороне площади [9].

Каким представляли будущее главной площади города архитекторы и горожане? В статьях красноярского краеведа А.Л. Яворского «Охрана памятников быта» и «Архитектурные формы города в их развитии в истории города» начала 1930-х гг. площадь предстает как эклектическое смещение нового советского и дореволюционного прошлого. Что же надо сохранить из прошлого? «Торговые ряды. Здание обязательно к охране как торговое сердце города в прошлом. Собор можно использовать под что-либо, не разрушая внешнего облика» (КГКУ «ГАКК», ф. р-2120, оп. 1, д. 87, л. 23 об р-2120; оп. 1. д. 87, л. 1-12 об). Как указывал А.Л. Яворский, «можно решить гораздо проще — взорвать собор и освободить место для стройки, но это решение самое дикое и нежелательное по многим соображениям, главное из которых заключается в том, что на площади Революции была действительно всегда видна борьба во всем ее оформлении в ее ансамбле. Это ансамбль борьбы и борьбы классовой, непримиримой» (КГКУ «ГАКК», р-2120, оп. 1, д. 87, л. 1-12 об). Яворский предлагал сформировать ансамбль площади как противопоставление этих двух тенденций: «Здесь центром необходимо выбрать два противопоставленных памятника— вождю пролетариата В.И. Ленину и Новый собор как оплот торгово-промышленного капитализма в прошлом. Эти два памятника, они удачно поставлены, это два центра внимания. Они, всегда находясь друг напротив друга, будут говорить об определенном этапе борьбы».

Для усиления символики нового, советского строя Яворский хотел заменить бюст Ленина на полную фигуру вождя, кроме этого, оформить площадь другими памятниками вождей с разбивкой около них сквериков: «Надо застроить площадь по бокам такими большими зданиями, чтобы оказались в окружении современности. Для этого надо думать о квартальных гигантах, многоэтажных и конечно каменных и нового стиля. Здесь могут размещаться поли-гранным кольцом здания общегородского значения: хозяйственного, торгового и культурного порядка. Например, большое здание театра, дворца труда, дворца культуры, коммунальная гостиница, большой кинотеатр. На втором запроектированном для застройки участке (длинный узкий квартал) надо построить дом города (или Дом Советов)» (КГКУ «ГАКК», р-2120, оп. 1, д. 87, л. 1-12 об).

Архитектурное сообщество думало иначе. Первая схема генплана начала разрабатываться еще в 1934 г., когда был образован Красноярский край, утверждена в 1935 г. Образцом служили известные московские планы. Работу проводил Восточно-Сибирский филиал Государственного института по проектированию городов (Гипрогор). Левый берег Красноярска не планировалось широко застраивать. Однако данный проект вызвал недовольство краевых властей и горожан.

По планам краевых властей Красноярск должен был разительно изменить свой об-

138

лик. В городе по планам проектировщиков должно было проживать около 250 тысяч человек, что не предполагало высотного строительства. Предполагалось начать строительство 4-5-этажных домов, между которыми хотели проложить широкие улицы с большими площадями, бульварами и скверами. В первую очередь предлагалось начать застраивать западную часть города и прибрежную полосу. Центральным местом Большого Красноярска должна была быть бывшая Соборная площадь, коренным образом реконструированная.

В 1936 г. был утвержден проект «Большого Красноярска» (архитектор И.О. Гохблит, Москва). В том же году снесен Богородице-Рождественский собор и на его месте заложен Дом Советов. В конкурсе на проект здания участвовали архитекторы А.Д. Крячков, И. Шапиро, Виноградов и др. Был принят проект архитектора Виноградова (Москва).

Интересно, что отклоненный проект А.Д. Крячкова (рис. 3), вместе с проектами Дома Советов в Иркутске и Стоквартирного дома в Новосибирске, впоследствии получил высокую оценку: гран-при Международной выставки искусств и техники в Париже 1937 г. Лаконичность и монументальность здания, а также план Площади Революции (у Крячкова — Советской площади) при сравнении с реализованным проектом хорошо показывают, в чем заключаются его недостатки. В частности, здание нужно было выше поднять над площадью и оставить перед ним больше свободного пространства.

По заданию Наркомхоза группой специалистов красноярского Горстройпроекта под руководством архитектора А.М. Мостакова в 1938 г. была разработана детальная планировка левобережной центральной части города. Новый вариант предполагал одновременное развитие территорий на двух енисейских берегах. На левом берегу предполагалось сосредоточить краевой, общегородской и культурный центры. Этот проект получил одобрение [2, с.572-579; 4; 6, 22 апреля, №93, с.4; 1936, 20 января, №16, с.4; 1937, 24 июня, №143; 14].

Площадь Революции (рис. 4) организовывалась как административный центр города. Предполагалось, что она будет расположена напротив существующего сада между ул. Сталина и Маркса в продольном направлении и ул. Горького и Дзержинского в поперечном. В первую очередь строительство зданий и архитектурное оформление застройки должно было вестись по линии проспекта в новых кварталах, с общим объемом условно проектируемых зданий около 300 тыс. м3 (КГКУ «ГАКК», ф. р-2124, оп. 1, д. 12, л. 9, 33).

Часть площади предполагалось использовать для общественных зданий. У границ ул. Горького в увязке с гостиницей и вдоль ул. Дзержинского против НКВД ставились два оформляющих площадь здания. Дом Советов по проекту располагался на оси существующего сада с отступом от ул. Сталина на 20-30 м. В результате получалась площадь в 4,5 га, прямоугольной формы, вытянутой вдоль продольных направлений улицы. В образовавшемся пространстве проектируемые здания должны были стоять в зелени, оформленной в сквер.

В объемном отношении учитывалось, что ведущее здание крайисполкома сравнительно невысокое — 25 м, была «проведена установка не на контрастное объемное решение, а на сглаживание». Два здания, фланкирующие крайисполком, в основном четырехэтажные, примерно 20 м с повышением высоты к углу ул. Сталина до 22-23 м. Архитектурное оформление спокойное, единообразное. Эти здания служили как бы фоном для основы площади — Дома крайисполкома.

Два других здания, непосредственно стоящие на площади, в отличие от предыдущих безосевых, наоборот трактовались как самостоятельные. Эти здания мыслились проектировщиками несколько выше, в основной части должны были доходить до 22 м. Не исключалось, что их средняя часть могла достигать 5 этажей. Для того чтобы подчеркнуть площадь в общем облике города, особенно учитывая незначительную высотность зданий, была сделана попытка «усилить баланс композиции площади» введением башни на углу площади ул. К. Маркса

139

как транспортной артерии города. Эта высотная точка должна была подчеркивать площадь не только со стороны улицы и со стороны реки, но и вообще со всех других точек.

На одной трети площади и оси сада по проекту становился монумент — памятник Ленину. Чтобы несколько изолировать площадь от транспортного потока, границы ее в боковых частях озеленялись, в конце их ставились трибуны или иные малые формы. Мимо здания крайисполкома с двух сторон проектировались дороги с выходом на ул. Ленина и Красной Армии, и далее — по вновь пробиваемому проезду в районе реки Кача и Часовенной горы (КГКУ «ГАКК», р-2124, оп. 1, д. 12, л. 9-10, 12, 22).

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и послевоенная разруха существенно затормозили развитие инфраструктуры Красноярска [14]. Тем не менее в 1945 г. архитекторы снова обратились к разработке проекта Дома Советов. В 1946-1949 гг. здание строилось медленными темпами с постоянным дефицитом финансирования. Проекты были переработаны на месте в «Крайпроекте» архитекторами М.И. Мержановым, Г.И. Шаповаловым, В.А. Климушиным и др. Площади повезло — в течение 20 лет ее благоустраивали известные специалисты-архитекторы государственного масштаба. Например, Мержанов, которого называли архитектором Сталина, был сослан в Красноярск и возглавил Красноярскгражданпроект.

В 1950 г. была закончена кирпичная кладка стен и колонн, сделаны железобетонные, частично деревянные перекрытия и крыша, начался монтаж котлов центрального отопления. На завершение строительства и отделку здания Госпланом было выделено 500 тыс. руб., в то время как красноярский исполком просил 3 млн руб. Однако Совет министров не только не увеличил ассигнования, а вообще изъял здание из капитального строительства на 1950 г. Это создало угрозу порчи деревянных частей здания и кирпичной кладки, что заставило красноярский крайком ВКП(б) настоятельно обращаться с просьбой о решении вопроса лично к В.М. Молотову (КГКУ «ГАКК», ф. п-26, оп. 22, д. 1, л. 68-69). В дальнейшем все благополучно разрешилось. В 1952 г. на достройку здания было выделено 1370 тыс. руб. В том же году крайком запросил 450 тыс. руб. на проектирование и благоустройство площади перед Домом Советов (КГКУ «ГАКК», ф. п-26, оп. 24, д. 2, л. 60, 183, д. 8, л. 127).

В 1953 г. на заседании Красноярского отделения Союза архитекторов обсуждался проект М.И. Мержанова — какой быть площади Революции. Шаповалов предложил увеличить размеры площади, сократить количество партерной зелени и отказаться от установки памятника. Лыткин обратил внимание, что на административной площади не должно быть фонтанов, так как они лишат ее строгости и официальности. Архитектор Кочар обратил внимание на проблему, которая бросается в глаза и сегодня: Дом Советов не является доминантой площади, оторван от нее проезжей частью, нет ансамбля застройки с озелененными участками. Другие архитекторы также обращали внимание на неудачное решение озеленения. Они предложили отказаться от высоких деревьев и отдать предпочтение растительности бульварного типа. Также было замечено, что не найдено место для монумента В.И. Ленину. При оформлении площади рассчитывали использовать гранит, что, к сожалению, не удалось. Итог подвел главный архитектор В.А. Климушин: «Вся беда у нас в том, что Дом Советов не соответствует масштабам площади. Поэтому нужны крупномерные деревья и фонтаны (КГКУ «ГАКК», ф. п-1153, оп. 1, д. 6, л. 69 об-71).

Здания Управления Енисейзолото и Комбинатугля, стоящие слева и справа от Дома Советов, строились в 1949-1955 гг. и выглядят зеркальным отражением. Их предназначение было достаточно символично. Природные богатства являлись важнейшим источником доходов, а сырьевые ведомства — основными локомотивами развития региона.

В 1949 г. Архитектурная комиссия заключила, что инженер-архитектор Енисейзоло-та И.И. Смирнов с задачей не справился. В 1950 г. здание проектировал главный инженер

140

краевой проектной конторы Г.И. Шаповалов8. Под его руководством было закончено строительство дома, который уже в 1951 г. был передан Управлению воздушного флота. Здание Комбинатугля строилось до 1955 г. и автором проекта значился уже В.А. Климушин. Приблизительно в 1957 г. дом был передан Центру научно-технической информации (ЦНТИ). Заметим, что тему символичности хотелось бы развить, но, к сожалению, приоритет в крае так и остался за сырьевыми отраслями и не перешел к высокотехнологичному производству, несмотря на значительные шаги в этом направлении в 1960-1980-х гг. (ф. р-2278, оп. 1, д. 1, л. 14, 33-37; ф. р-2224, оп. 1, д. 71, л. 254).

Кирпичный, четырехэтажный, «С»-образный в плане объем развит с севера на юг, состоит из двух корпусов и обращен на площадь южным фасадом. Фасады оштукатурены, имеют четкие горизонтальные членения, в том числе трактованный в качестве цокольного рустованный первый этаж. Основная тема здания представлена в архитектуре главного корпуса, выходящего на площадь длинным периптером тосканского стиля на высоком стилобате с рядом полуколонн по большей стороне и шестиколонным портиком с запада. С севера к главному корпусу примыкает жилой дом, доходящий до ул. Ленина, вдоль которой расположено северное крыло корпуса9.

Здание Управления железной дороги было построено в 1951 г., а пристроенный к нему жилой дом был закончен в 1955 г. Четырехэтажный, кирпичный, «Г»-образный, сложный в плане с оштукатуренными фасадами корпус образует южный и восточный фасады небольшого квартала. Фасады здания имеют четкие горизонтальные членения, крупные простые окна. Облик здания определяет массивный четырехколонный портик коринфского ордера над парадным входом10.

Строительство Дома Советов завершилось в 1956 г. Дом Советов — основной элемент ансамбля главной площади города, формирующий ее северную часть. Пятиэтажное, кирпичное, «Е»-образное в плане здание с оштукатуренными фасадами с имитацией крупных квадратов камня состояло из четырех корпусов (рис. 5). Главный широтный корпус поднят на подсыпке и с примыкающими тремя северными корпусами образует два полузакрытых внутренних двора. Нижние этажи трактованы как цоколь. Облик здания определяла колоннада коринфского ордена по главному фасаду с экседрой над парадным входом. Здание завершал аттик с лепным картушем, увенчанный флагштоком и украшенный лепным картушем, включающим герб и знамена. Глухие участки у флангов фасада оформлены глубокими нишами. Входы с торцов корпуса отмечены четырехколонными выступающими портиками. Боковые крылья завершали аттиковый этаж с прямоугольными нишами и медальонами. Выделены окна второго этажа — лепными наличниками, над которыми через одно подняты над замковыми камнями треугольные сандрики.

Четырехколонным портиком отмечен торец среднего северного корпуса, где размещен вход со стороны ул. Ленина. Обращали на себя внимание мощные опоры переходов и толщина участков стен 1-го этажа. Эффектно решены пространства вестибюлей. Планировка корпусов коридорная, за исключением среднего северного корпуса, включающего анфиладу залов11.

Красноярский рабочий. — 1951. — 9 декабря.

9 Паспорта памятников истории и культуры «Красноярский краевой центр научно-технической информации» и «Управление Воздушного Флота» // Текущий архив службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.

10 Паспорт памятника истории и культуры «Красноярская дистанция гражданских сооружений ВСЖД») // Текущий архив службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.

11 Паспорт памятника истории и культуры «Дом Советов». Там же.

141

Документы свидетельствуют, что добиться завершения строительства красноярским властям и архитекторам удавалось с большим трудом. Ежегодно приходилось выбивать средства и рабочие руки. Очевидно, все деньги, выделяемые на строительство левобережья, были брошены на ансамбль Площади Революции, так как Комиссия Управления по делам архитектуры, обследовавшая в Красноярске качество застройки в 1955 г., констатировала, что «...за последние 3 года в центре выстроены только по 2 дома на ул. Маркса и пр-ту Сталина и один дом на ул. Ленина». Жилые дома на площади строились по секциям, и закончился этот процесс только в 1958-1960 гг. (ф. р-2278, оп. 1, д. 1, л. 83, д. 3, л. 81).

За внешний вид зданий красноярские власти также вели неравную борьбу. Например, в 1960 г. Сибтранспроект предложил в целях удешевления строительства ликвидировать часть жилого дома Управления железной дороги, выходящую на пр-т Сталина (сейчас — пр-т Мира), что лишило бы композицию площади своего завершения в виде угловой закрывающей стороны и открыло бы с улицы трубу котельной, что разрушало эстетику всего здания. Главный архитектор города В.А. Климушин и начальник краевого отдела по делам архитектуры при Крайсовете А.Н. Голубев отстояли проектный вид (ф. р-2224, оп. 1, д. 72, л. 148).

Последним строилось здание Краевой библиотеки — с 1958 г. Здесь в документах присутствует дискуссия. В паспорте в качестве архитекторов указываются М.И. Мержанов и Е.А. Зубковский (Крайгорпроект, 1957 г.), тогда как в остальных материалах автором проекта значится В. Климушин.

Здание краевой библиотеки формировало южный и западный фасады юго-восточного квартала, обрамляющий площадь. Это 4-этажное, кирпичное «С»-образное, сложное в плане здание с оштукатуренными фасадами. Парадный вход выделен высоким, на четыре этажа, шестиколонным композитным портиком, несущим аттиковый этаж, с треугольным фронтоном. Протяженный фасад северного корпуса имеет пилястры ионического стиля и завершен балюстрадой. Внутренняя планировка южного корпуса библиотеки зальная, анфиладная, подчинена симметрии. Пространство основных залов расчленено опорами. Северный корпус имеет коридорную систему12.

Из всего комплекса площади библиотека представляется наиболее удачной. Архитектору удалось достичь диалога двух зданий — Управления железной дороги и библиотеки, расположенных друг против друга и обрамляющих границы площади. Несмотря на сложность решения и различные формы, они похожи легкостью облика, стройными колоннами, где перекликаются коринфский и ионический стиль. Очень красив фронтон с большими полукруглыми окнами. Открыто новое здание было только в 1964 г. На площади тогда же был разбит партерный сквер. В 1970 г. установлен памятник В.И. Ленину (скульпторы В.Б. Пинчук, А.Г. Лапиров и Ю.П. Ишханов), работа над которым также велась с 1958 г. (МУ «Красноярский городской архив» (ф. р-1202, оп. 1, д. 46, л. 12-14).

Таким образом, реализация всего ансамбля заняла 32 года. Несмотря на это, площадь сохранила облик, созданный архитекторами в 1938 г. Внесенные изменения не коснулись основной идеи — композиции площади. Сохранился и неоклассический облик зданий. Даже печально знаменитое постановление 1955 г. не оказало большого влияния, только была ликвидирована скульптурная группа на фронтоне Дома Советов, задуманная М.И. Мержановым [2, с. 613]. Б.И. Оглы был, безусловно, прав, когда подчеркнул оригинальность площади, хотя проект Дома Советов имеет похожие прототипы (Оренбург) [7].

Интересно, что многократные переработки так и не решили основной проблемы. Площадь непропорциональна, разрезается проезжей частью (пр-т Мира), сквер зажат между двумя

12 Паспорт памятника истории и культуры «Красноярская краевая библиотека». Там же.

142

оживленными магистралями (пр-т Мира и ул. Карла Маркса). Здания хоть и имеют общий стиль, но не согласованы друг с другом, за исключением парных — Управления Гражданского воздушного флота и Центра научно-технической информации. Разные по форме и дизайну колонны и фронтоны также не создают гармоничного единства.

В 1970-х гг. к Дому Советов выполнены две 12-этажные пристройки с севера, произведена реконструкция разросшегося озеленения площади. Это, к сожалению, снизило доминантную роль здания и подчеркнуло его приземистость (рис. 6). Усиливают впечатление позднейшая высотная застройка в прилегающих кварталах и высокие темные ели, практически полностью скрывающие здание [2, с. 610-611; 10; 13].

Причиной такого положения вещей, на основании анализа большого объема косвенных данных, можно назвать общую уверенность архитекторов в 1950-х гг., что Красноярск останется небольшим по населению городом, которому не нужна многоэтажная застройка и масштабные площади. С 1953 г. сдерживающим фактором стал 5-этажный Дом Советов, который должен был оставаться доминантой. Крайне отрицательную роль сыграло затягивание строительства, индивидуализация проектов и стремление к их удешевлению, а также «кочевание» проектных работ от одного специалиста к другому.

Центральная площадь города отразила сомнения и трудности переходного периода и, по сути, является логичным завершением эпохи сталинского ампира. В общем комплексе архитектуры центра города, насыщенного сталинскими зданиями, она создает впечатление последнего, длинного и угасающего драматического аккорда.

Ансамбль площади так и не сложился в коллективное место памяти, хотя задуманные архитекторами митинги и парады здесь проводятся. Опрос жителей города Красноярска с целью выявления основных элементов, формирующих архитектурно-художественный образ города, показал, что на первом месте по популярности находится красноярский римско-католический костел, и только на седьмом — краевая научная библиотека. Дом Советов в списке предпочтений горожан не числится [12, с. 43-44].

Список использованных источников

1. Горелова Ю.Р. Динамика архитектурно-планировочной среды Омска XX — начала XXI вв. // Инновационное образование и экономика. — 2009. — №5 (16). — С.58.

2. Градостроительство Сибири. / В.Т. Горбачев, Н.Н. Крадин, В.И. Крушлинский, Т.М. Сте-панская, В.И. Царев. — СПб.: ИД «Коло», 2011 — 784 с.

3. Дворецкая А.П. Храмовое пространство Приенисейской Сибири на переломе эпох (1905-1941) // Культура и искусство сибирского города: традиции и современность, 4-5 октября 2012, г. Красноярск, 2012. — С.40-43.

4. Ильин А.С. Председатель Крайплана Фадей Орлов. — [Электронный ресурс]. — URL:http%3A%2F%2Fwww.memoriaLkrsk.m%2FArtides%2FKKIMK20080/o2F08.htm&name =Фадей+Орлов&showads=1&lc=en-us&lg=en&rg=ru&rip=ru (дата обращения: 18.05. 2015 г.).

5. Кафедральный собор Рождества Богородицы в Красноярске //Красноярский край: история архитектуры. — [Электронный ресурс]. — URL: http://naov.ru/objects/kafedralniyi-sobor-rozhdestva-bogorodici-v-krasnoyarske.htmlttp://naov.ru/objects/search.html (дата обращения: 18.05.2015 г.).

6. Красноярский рабочий, газета.

7. URL: http://www.orenburg.ru/town/history/1917_1941.

8. Площадь Революции (Новобазарная или Новособорная до 1920 г.) в Красноярске // Крас-

ноярский край: история архитектуры.— [Электронный ресурс]. — URL: http://naov.ru/objects/ ploshad-revolyucii-novobazarnaya-ili-novosobomaya-do-1920-g-v-krasnoyarske.html (дата обращения: 18.05. 2015 г.).

9. Попов К. Главная площадь // Красноярский рабочий». — 2003. - 1 августа. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.krasrab.com/archive/2003/08/01/24/view_article (дата обращения: 18.05. 2015 г.).

10. Слабуха А.В. Архитекторы Приенисейской Сибири. Конец XIX — начало XXI века. Иллюстрированный биографический словарь: 540 имен. —М. Прогресс-Традиция, 2004. — 424 с.

11. Спутник по городу Красноярску за 1911 год. — Красноярск: Новая типография, 1911.

12. Федорова О.С. Историческая застройка как ценнейшая часть современного города (на примере Красноярска) //Культурно-историческая среда и предпринимательство Сибири: материалы III Межрегионал. науч.-практ. конф.,посвящ. Международному дню памятников и исторических мест, Красноярск, 17 апр. 2008 г. /редкол.: В.И. Царев (отв. ред.) — Красноярск, 2008. — 218 с. — С. 43-44.

13. Хмельницкий Д. Зодчий Сталина. — М.: «Новое литературное обозрение», 2007. — 304 с.

14. Царев В.И. История по плану. — [Электронный ресурс]. — URL: http://sibforum.sfu-kras.ru/node/405 (дата обращения: 18.05. 2015 г.).

Рис. 1. Красноярский Богородице-Рождественский собор. Из альбома «Великий Сибирский путь. Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги». Город Красноярск. Общий вид с каланчи. Виды сняты фотографом И.Р. Ромашкевичем. Красноярск, 1899 г. — [Электронный ресурс]. — URL: Портал «Наш транспорт»: http://wiki.nashtransport.ru

Рис. 2. Первый колхозный базар 15 июня 1932 г. Попов К. Главная площадь // Красноярский рабочий». — 2003. — 1 августа. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.krasrab.com/archive/2003/08/01/24/

view_article (дата обращения: 18.05. 2015 г.)

Рис. 3. Эскиз красноярского Дома Советов. Перспектива. А.Д. Крячков. Декабрь 1937 г. // Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГАХА. ФК. О.1. Л.61. Ф.2

Рис. 4. Эскиз площади Революции. Автор неизвестен. Из пояснительной записки к проекту первой очереди реконструкции Центрального района левобережья г.Красноярска. Март 1938 г. КГКУ «ГАКК». Ф.Р-2224. Оп.1. Д.12. Л.10

Рис. 5. План красноярского Дома Советов, составленный Ю.П. Коваленко. 1989 г. Из паспорта памятника истории и культуры «Дом Советов» // Текущий архив службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края

Рис. 6. Площадь Революции. 1980-е гг. Автор неизвестен //Красноярск. Буклет. — Красноярск, 1980. — 4 с.

УДК: [72.036+711.4.03](571.1).

ББК: 85.113(2)

С.С. Духанов, г. Новосибирск

Новые архивные документы о борьбе архитектора А.Д. Крячкова за «сибирскую архитектуру» на рубеже 1920-1930-х гг.

Аннотация

Сибирский архитектор А.Д. Крячков был принципиальным сторонником тесной увязки архитектуры зданий, строившихся в Сибири, с ее природно-климатическими условиями. На рубеже 1920-1930-х гг. в Сибири появились представители авангардных направлений архитектуры. Особенно бескомпромиссную позицию к другим архитектурным направлениям занимали местные конструктивисты. В творческой полемике с ними Крячкову и группе сплотившихся вокруг него томских архитекторов пришлось отстаивать свои взгляды.

Ключевые слова: А.Д. Крячков, история архитектуры и градостроительства Сибири, «сибирская архитектура».

Архитектор А.Д. Крячков, один из крупнейших зодчих Сибири первой половины XX в., вел активную и многогранную профессиональную и общественную деятельность. Среди научных интересов зодчего большое место занимали проблемы взаимосвязи архитектуры с природно-климатическими условиями. Крупнейший исследователь его творчества С.Н. Баландин [1; 2] в своих лекциях отмечал, что А.Д. Крячкову приходилось вести борьбу за учет местных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.