Секция ««Освоение космического пространства: история и современность»
УДК 94 (470)
СТАЛИНСКИЕ АВИАКОНСТРУКТОРСКИЕ «ШАРАШКИ»
О. А. Мальцева Научный руководитель - Е. А. Шушканова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается опыт деятельности конструкторских бюро тюремного типа, именуемых в народе, как «шарашки», и действовавших в СССР накануне Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: наука, авиационные конструкторские бюро, советская индустриализация.
STALIN S AVIATION SHARASHKAS
O. A. Maltseva
Scientific Supervisor - E. A. Chuchkanova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article discusses the experience of the design office is a prison, referred to popularly as "sharashka", and in force in the USSR before the great Patriotic war.
Keywords: science, aircraft design Bureau, Soviet industrialization.
Термин «шарашка» - это широко распространенное в советском обществе название секретных вших технические знания и навыки [3]. Данный тип научных учреждений получил распространение в СССР накануне Великой Отечественной войны, в период советской индустриализации. В сталинских авиационных «шарашках» было сделано огромное количество открытии и изобретений, которые позволили в короткий срок создать принципиально новую отрасль экономики: военную авиацию. В связи с этим возникает вопрос: какова причина данного феномена «шарашек» и как оказалось возможным принудительно развивать науку?
На рубеже 1920-1930-х гг. советская страна нуждалась в индустриализации. Её необходимость была вызвана, во-первых, экономической разрухой после первой мировой и гражданской войн, во-вторых, опасностью новой (второй) мировой войны. Трудность индустриализации состояла в том, что модернизировать промышленность требовалось в короткие исторические сроки. 4 февраля 1931 г. лидер СССР И.В. Сталин заявил: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» [1]. Процесс индустриализации в СССР происходил в условиях острых внутриполитических противоречий, которые вылились в борьбу с противниками строительства социализма, так называемых «врагов народа». Одним из средств такой борьбы были обвинения во вредительстве советскому режиму. Начавшаяся в 1930 г. широкая компания по борьбе с вредительством под руководством Экономического управления ОГПУ привела к аресту большого числа высококвалифицированных специалистов, тем или иным образом замешенных в преступных действиях. Тогда руководителям Экономического управления пришла в голову идея: почему бы, вместо того чтобы отправлять арестованных "за вредительство" в места заключения, не заставить их в тюремных условиях, под бдительным оком стражей государственной безопасности, строить самолеты и двигатели? Тем более, что условия закрытой обстановки способны были обеспечить не только оперативность, но и секретность работы.
О причине и мотивах создания «шарашек» хорошо сказал А.И Солженицын, который сам несколько лет в них работал: «На воле невозможно собрать в одной конструкторской группе двух больших инженеров или двух больших ученых: начинают бороться за имя, за славу, за Сталинскую
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
премию, обязательно один другого выживет. Поэтому все конструкторские бюро на воле - это бледный кружок вокруг одной яркой головы. А на шарашке? Ни слава, ни деньги никому не грозят... И в этом - основная идея шарашек» [2]. Первое в истории авиации тюремное конструкторское бюро было организовано в декабре 1929 г. Оно находилось «по месту жительства» заключенных - в Бутырской тюрьме. Новой организации дали название - Особое конструкторское бюро. Понимая, что от результатов работы зависит их судьба, конструкторы работали на пределе своих возможностей. Например, на создание проекта истребителя и изготовление его опытного образца заключенные потратили всего три месяца. Последующие испытания показали, что «вредители» создали превосходный по характеристикам самолет. Однако следует заметить, что режим в сталинских «шарашках» был действительно особый: учёные были обеспечены комфортными условиями проживания, хорошей едой, любой необходимой литературой. После успешного выполнения задания, заключённые обычно досрочно освобождались из-под стражи, а некоторые даже получали государственную премию. В 1939 г. идею «шарашек» значительно развил новый руководитель НКВД СССР Л. П. Берия. 10 января 1939 г. он подписал приказ № 0021 «Об организации особого технического бюро». В нем четко определялось, что данная структура функционирует при НКВД и предназначена для использования заключенных, имеющих специальные технические знания и вольнонаемных для технической поддержки проектов. Самые известные авиационные конструкторские бюро: ЦКБ-39 и ЦКБ-29. [1] Именно в шарашках разработали военную технику, которая сыграла большую роль в обороне страны, а также послужила мощным толчком в развитии авиации СССР. Самые известные разработки: Истребитель И-5, Высотный бомбардировщик ДВБ-102, бомбардировщики Пе-2, Ту-2 и другие.
Государственное регулирование научной деятельности играло важную роль в мобилизации научного потенциала для победы во Второй войне. В результате уже в предвоенный период научное сообщество было строго организовано и находилось под контролем власти, что обеспечило сравнительно быструю мобилизацию его в условиях военного времени. Говоря о феномене таких научных учреждений важно заметить, что они держались не только на страхе. Наука не может развиваться без инициативы и самодеятельности учёного. Поэтому важнейшей движущей силой «шарашек» были патриотизм и любовь к стране, даже независимо от того принимали ли научные работники сталинский режим или нет.
Библиографические ссылки
1. Симоненков В. Шарашки. Инновационный проект Сталина. М., 2011. С. 4-12.
2. Солженицын А. В круге первом. Т. 1. М., 1990. 84 с.
3. Соболев Д. Репрессии в советской авиапромышленности. Институт истории естествознания и техники имени С. И Вавилова [Электронный ресурс]. URL: http: //www.ihst.ru/projects/sohist/ papers/sob00v.htm (дата обращения: 20.03.2016).
© Мальцева О. А., 2016