Научная статья на тему 'Сталинская конституция и советское здравоохранение'

Сталинская конституция и советское здравоохранение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сталинская конституция и советское здравоохранение»

Проф. Г. Д. БАТКИС (Москва»

Сталинская конституция и советское здравоохранение

Проект сталинской Конституции — этот важнейший документ всемирно исторического значения — с энтузиазмом встречен широчайшими народными массами Советского союза. Продолжающееся ожиз-ленное всенародное обсуждение, беспрестанные отклики отовсюду — с фабрик, заводов, колхозов, из самых отдаленных углов нашего Союза, свидетельствуют о том, что в проекте сталинской Конституции записаны все завоевания и успехи нашей страны, достигнутые пролетариатом под руководством великой ленинско-сталинской партии и мудрого гениального вождя её, любимого всеми товарища Сталина.

В проекте Конституции записаны прочно завоеванные основы нового социалистического общества, безвозвратное уничтожение всех и всяких эксплуататоров и самой возможности эксплуатации человека человеком.

В Конституции записано, как неотъемлемое завоевание, построение социалистического общества, руководимого диктатурой пролетариата, общества, в котором развитие производительных сил не задерживается никакими общественными препятствиями, общества, основанного на обязательном для каждого труде, обеспечивающем все возрастающее благосостояние всех трудящихся, и создающего все условия, достаточные для свободного, всестороннего, всемерного развития физических и умственных сил каждой личности.

ЧитЗют и обсуждают проект Конституции не только у нас, в Советском союзе, — он дошел до сознания трудящихся всего мира, рабочих и крестьян, колониальных народов, а также передовой интеллигенции всех стран, увидевших в этом прекрасном документе еще одно неоспоримое, или, как выразился один из наших иностранных гостей,, «клиническое доказательство» правильности учения Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина о построении социализма.

Уже близок срок созыва верховного органа Советской страны — Всесоюзного съезда советов, который превратит проект Конституции в основной действующий закон в полном соответствии с явно выраженной волей миллионов.

В этой статье мы хотим еще раз вернуться к содержанию проекта сталинской Конституции, в особенности к тем ее разделам, которые тесно связаны с нашим делом охраны народного здоровья, провести несколько исторических параллелей, сравнений с некоторыми передовыми буржуазными странами. Мы хотим еще раз подчеркнуть все значение указаний товарища Сталина об особенностях нашей Великой пролетарской революции по сравнению со всеми другими революциями, до того происходившими, хотя бы они и именовали себя великими.

«Наша революция является единственной, которая не только раз-

била основы капитализма и дала народам свободу, но успела еще дать народу материальные условия для зажиточной жизни... Характерная особенность нашей резолюции состоит в том, что она дала народам не только свободу, но и материальные блага, но и возможность зажиточной и культурной жизни» (Сталин, Речь на совещании стахановцев).

То положение, что непосредственные интересы трудящегося чело-зека, его блага являются целью нашей революции, находит себе блестящее выражение в разделе Конституции о правах и обязанностях граждан. Здесь написаны как неотъемлемые права — право на труд, право на отдых, на обеспечение, на образование и еще раз подтверждены права женщин и подлинное равенство полов.

Не приходится повторять, что провозглашение этих прав — не пустая декларация. Каждое из них закреплено широко осуществляемыми советским государством мероприятиями, обеспечивающими действительное использование этих прав.

Истории известны попытки провозглашения таких лозунгов, как право на труд, право на обеспечение. Эти лозунги выдвигались буржуазными революциями, но даже в лучшем случае дело не шло далее простой декларации. Реализация права на труд вступала в конфликт с социальными основами капиталистического строя, а осуществление права на обеспечение не поддерживалось никакими мероприятиями к учреждениями. '

Даже наиболее радикальная из буржуазных революций — Великая французская революция — оставила только в виде проекта формулировки якобинцев: «Общество обязано давать средства для существования всем своим членам путем предоставления им заработка или обеспечения средств к существованию для тех, кто не может работать; призрение, неизбежное для того, у кого нет необходимого, является долгом того, кто обладает излишком». Эта формулировка Робеспьера, содержащая прямое указание на обязанности имущих классов, записывается в Конституцию в урезанном виде: «Общество должно обеспечить существование несчастным гражданам, давая им работу или обеспечение средствами, помогая тем, кто не может работать».

Наиболее радикальную формулировку Конвента мы находим в законе 24 вандемьера 2-го года (15 октября 1793 г.), где обеспечение и бесплатная медицинская помощь признаются обязанностью со стороны государства. Этот закон, не подкрепленный никакими мероприятиями действительной организации медицинской помощи и созданием достаточных фондов для обеспечения, был после 9 термидора вместе с другими социальными законами Конвента отменен. Вместо принципа права на государственное обеспечение и соответствующих обязательств государства признается только право бедного на сострадание. И в декретах Директории встречается новая формула, устанавливающая в принципе, что «правительство должно вмешиваться в публичную благотворительность, отдавая бедняка под охрану общего сострадания и опеку состоятельных людей и подавая пример благотворительности, ограниченной его средствами, для того чтобы придать, таким образом, сильное движение всем стимулам, которые могут возбудить всеобщую чувствительность».

С того времени в буржуазном законодательстве все более и более закрепляются положения об освобождении государства от какой-либо обязанности по обеспечению и организации бесплатной медицинской помощи.

Лишь революция 1848 г. снова возвращается к некоторым радикальным формулировкам Конвента, рассматривающим обеспечение как

обязанность государства, но душитель революции — Тьер — низводит обеспечение и оказание бесплатной медицинской помощи на степень добродетели, не подлежащей никакому принуждению.

Англия, вступив на путь капиталистического развития, проводит в самых ужасных формах прикрепление и принуждение к труду и использует прежнюю филантропическую церковную рекламацию помощи бедным, больным, как одну из форм капиталистического крепостничества, борьбы с уклоняющимися от работы в невыносимых условиях.

Когда же с наступлением первых капиталистических кризисов начала XIX в. рабочий класс, подвергаясь первым ударам безработицы, пытается использовать в своих интересах те же признанные государством законы о бедных, буржуазное государство быстро от них отказывается и создает такую систему обеспечения бедных, которая, по мысли ее творца Мальтуса, должна внушить страх и ужас каждому, вынужденному нищетой .обратиться к помощи буржуазных учреждений. Создаются работные дома — дома ужаса, бастилии нищеты.

В течение десятилетий английская буржуазия достаточно поработала над тем, чтобы внушить этот ужас рабочему классу. Надо сказать, что эта деятельность буржуазии прошла не без успеха. Почти вглоть до самых последних лет даже средний английский рабочий, не говоря уже о более обеспеченных слоях, всячески избегал пользоваться общественным призрением или бесплатной медицинской помощью, так как один этот факт уже ставил его в глазах буржуазного общества в разряд париев, лишенных существенных гражданских прав.

Нам приходилось наблюдать, как в рабочих кварталах Лондона и при лейбористском муниципальном управлении рабочие тянулись из последних сил, чтобы не попасть в отделение бесплатной медицинской помощи, так как это угрожало их доброму имени и они могли быть отнесены к разряду нищих бродяг.

Но все же и в Англии радикальные круги понимали все значение лрава на обеспечение бесплатной медицинской помощью и недаром на знамени чартистов среди других требований было выставлено тре^ 5ование бесплатной медицинской помощи.

Среди отдельных наиболее важных политических документов буржуазия вряд ли может найти пример ббльшего лицемерия, чем Веймарская конституция. В ней был записан ряд самых возвышенных вещей. Статья 119 Веймарской конституции гласила: «Брак — основа семейной жизни, основа обновления и роста нации — находится под особым покровительством конституции. Она основана на равенстве прав обоих полов'». По поводу последнего известный знаток и исследователь вопросов социальной политики Рене Занд в своем сравнительном исследовании, касающемся разных стран, делает меланхолическое примечание: «Это равенство еще до настоящего времени чисто теоретическое. Государственные коммуны должны охранять семью, заботиться о здоровье ее членов. Многочисленные семьи не получают дополнительного обеспечения. Материнство имеет право на покровительство и обеспечение государства».

В этом же духе статьи 120, 121, 122 Веймарской конституции обещают особое покровительство всем детям, главным образом, новорожденным и внебрачным: «Воспитание детей с целью развития их физических, духовных и социальных качеств есть наивысший долг и естественное право родителей», которое обеспечивается заботами государства.

В условиях личной свободы каждый немец должен использовать свои духовные и физические способности с наилучшей пользой для

общего блага. Каждый немец имеет возможность обеспечить свою жизнь трудом. «Если ему не может быть предоставлена работа, он должен получить соответствующее его положению обеспечение» (ст. 122).

Общеизвестно, насколько «теоретическими» остались все приведенные положения Веймарской конституции. Германский народ, разоренный, доведенный до голода, нищеты и отчаяния, с миллионами безработных, с разрушенным народным здоровьем не увидел осуществленным ни одного из благ, посуленных Веймарской конституцией.

Пришедший в Германии на смену социал-демократов фашистский режим—эта наиболее кровавая звериная форма буржуазной диктатуры откровенно расправился со всеми подобными обещаниями. Уничтожив и подавив все «демократические» учреждения, фашистский режим открыто отказался от всякой обязанности обеспечения и разгромил окончательно существовавший институт социального страхования, сравнительно развитую систему немецкого здравоохранения и социального обеспечения.

Перед своим приходом к власти Гитлер и его приспешники уже предупреждали, что первыми их шагами будет уничтожение всех мероприятий социальной политики. Фашист Эрнст Манн в своей книге «Мораль силы» обращался к инвалидам, участникам войны, и требовал от них, чтобы эти несчастные, которые уже однажды выказали мужество на поле сражения, проявили бы еще раз мужество в том, что лишили бы себя жизни, понимая, что они как инвалиды и неизлечимые хронические больные являются только бременем для других и не могут рассчитывать ни на чью поддержку.

Эрвин Лик и другие ему подобные фашистские медики не уставали твердить, что социальное страхование и связанное с ним обеспечение медицинской помощью развращают народ, создают лентяев, воспитывают привычку болеть. Опираясь на пресловутую евгенику, Гитлер с приходом к власти разрушил немецкое социальное страхование, обескровил немецкое здравоохранение, лишив его средств, и даже расходы по проведению звериной операции стерилизации умудрился взвалить на плеч» самих трудящихся.

Германский фашистский министр здравоохранения Райтер на Ню ренбергском съезде фашистов провозгласил, что для фашистского государства вовсе не важно оказать помощь больному — важно рассмотреть, к какой генетической линии относится данный больной: если его предки плохи, то, может быть, и лучше не оказывать никакой помощи. Он объявил, что вся медицина до него — и Кох, и Вир-хов, и Пастер являлись марксистами, потому что они заботились об излечении людей, о борьбе с болезнями. Новая фашистская медицина не будет уничтожать болезни, а будет создавать новую породу людей, уничтожая болезнями неполноценные элементы.

Впервые в истории в Конституцию нашей страны записывается право на отдых, на обеспечение бесплатной медицинской помощью не просто как лозунг, а как право, твердо обеспечиваемое уже осуществленной в течение многих лет широко развитой практикой советского здравоохранения, социального страхования, обеспечения и охраны труда. Советское здравоохранение с его огромной сетью многочисленных учреждений в городе и в деревне, больниц, амбулаторий, специализированных диспансеров, яслей, санаториев уже само является могущественным фактором осуществления права на здоровье.

Советское здравоохранение по праву считается одним из крупнейших достижений советской культуры, является предметом нашей гордости и восхищения наших друзей, о чем мы имеем такие авторитетные, неоспоримые свидетельства, как высказывания крупнейших

деятелей здравоохранения всего мира, как Ньюс Хольм и недавнее дружественное свидетельство — министра здравоохранения Франции— Анри Селлье.

Проект сталинской Конституции подчеркивает огромное значение -здравоохранения в нашей стране введением в систему органов Союзного правительства Народного комиссариата здравоохранения. Это мероприятие поднимает здравоохранение еще на большую высоту и свидетельствует о том внимании и поддержке, которыми пользуется здравоохранение у партии, правительства и широчайших масс населения Советского союза. Это и привело к тому, что уже сейчас пункт Конституции об образовании союзного наркомата осуществлен.

Право на здоровье — это лозунг, который не переставали выдвигать передовые врачи в течение ряда десятилетий. Доктор Саймон (1816—1904), руководитель английского здравоохранения, с середины XIX в. непрестанно указывал, до какой степени практически невозможно для рабочего отстоять свое право, право на здоровье. Он писал в своих отчетах, на которые охотно и часто ссылался Маркс: «В то время как рабочие практически не в состоянии добиться своими силами осуществления этого права на здоровье, они не могут достигнуть действительной помощи со стороны специальных чинов санитарной полиции. Жизнь десятков тысяч рабочих и работниц в настоящее время без нужды калечится и сокращается бесконечными физическими страданиями, которые порождаются тем простым фактом, ■что они работают».

«Доктор Саймон, — по свидетельству Энгельса, — последний, быть может, из старых, верных своему долгу и добросовестных чиновников эпохи 40—60 гг., для которого интересы буржуазии были главным препятствием при исполнении им своего долга и который вынужден был всегда бороться против этих интересов, поэтому его инстинктив-'ная ненависть к буржуазии также сильна, как и понятна».

Его немецкий современник доктор Нейман, соратник Вирхова, пытается также говорить о праве на здоровье. Правда, в своей постановке вопроса он не поднимается до своего английского коллеги. Нейман взывает к буржуазному государству, охраняющему святость частной собственности, с призывом охранять и право на здоровье. Нейман не в состоянии понять, что речь идет о защите частной собственности, являющейся источником эксплоатации. Здоровье не только сюда не относится, но и несовместимо с ней. «Капиталист, — говорит Энгельс, — борется за прибыль, рабочий — за собственное здоровье».

«Право на здоровье» — с этим лозунгом выступает Эмиль Абдер-хальден в начале послевоенного периода, развертывая в специальной брошюре огромную, правда, весьма осторожную, программу, но стараясь не затронуть основ капиталистической собственности в вопросах охраны труда.

Видный деятель американского здравоохранения, доктор Мильтон Розенау, профессор гигиенической школы Гарвардского университета, пишет: «Предупредительная медицина мечтает о времени, когда не будет больше ни болезней, которых можно избежать, ни преждевременных смертей, когда благополучие всех будет самой высшей задачей, когда гуманность и благородство займут место грубого корыстного расчета и эгоизма».

Читая проект сталинской Конституции вместе с трудящимися массами, с передовой интеллигенцией передовые врачи всего мира убеждаются, что право на здоровье осуществлено у нас, в Союзе Советских Социалистических Республик, что их лучшие мечты закреплены великой хартией социализма в сталинской Конституции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.