Научная статья на тему 'Стадия исполнения приговора по УПК РФ и ее аналог в УПК Франции'

Стадия исполнения приговора по УПК РФ и ее аналог в УПК Франции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО / СТАДИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА / УПК РЕСПУБЛИКИ ФРАНЦИИ / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОБЕЛЫ / CRIMINAL PROCEDURAL LAW / THE STAGE OF SENTENCE EXECUTION / THE CRIMINAL PROCEDURE CODE OF THE REPUBLIC OF FRANCE / CRIMINAL PROCEDURE REGULATION / GAPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белоносов Владимир Олегович

В статье подвергается сравнительному исследованию уголовно-процессуальная стадия исполнения приговора (гл. 47 УПК РФ) и ее аналог в УПК Франции. Следует отметить, что гл. 47 УПК РФ состоит из 6 статей, а в УПК Франции вопросы исполнения наказаний регулируются 416 статьями закона и 206 статьями декретов Государственного Совета, в целом 622 статьями. На основе проведенного исследования констатировано: 1) наличие в УПК Франции принципиально новых институтов, которые отсутствуют в российской правовой системе; 2) наличие известных российскому уголовно-процессуальному законодательству институтов, но содержащихся не в гл. 47, а в других разделах УПК, которые по степени конкретизации и детализации сильно уступают французскому аналогу; 3) наличие уголовно-процессуальных отношений в кодексах других отраслей права. Делается вывод, что в УПК Франции по сравнению с УПК РФ более полно, тщательно и демократично регламентированы уголовно-процессуальные отношения. Они представлены в широком смысле как деятельность суда, прокурора и других субъектов в судебном разбирательстве. Практика регламентации уголовно-процессуальных отношений в иных кодексах кроме УПК РФ является порочной, ибо от нахождения в разных отраслях права эти отношения не перестают быть уголовно-процессуальными. Такая практика содержит потенциальную опасность разной регламентации правовых отношений в различных отраслях права. Вопросы уголовного судопроизводства должны быть строго единообразны и находиться в УПК. Наличие большого количества пробелов в УПК РФ не только отрицательно сказывается на правоприменении, но и вынуждает правоприменителей обращаться к сомнительному усмотрению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белоносов Владимир Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGE OF EXECUTION OF SENTENCE UNDER THE CRIMINAL PROCEDURE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS COUNTERPART IN THE CRIMINAL PROCEDURE CODE OF FRANCE

The article presents a comparative study of the criminal procedure stage of the sentence (Chapter 47 of the code of criminal procedure) and its analogue in the French code of criminal procedure. If Chapter 47 of the code consists of 6 articles, the code of criminal procedure of France regulates the execution of penalties 416 articles of the law and 206 articles of decrees of the state Council, and in General 622 articles. On the basis of the study stated: 1) the presence in the criminal procedure code of France fundamentally new institutions that are not in the Russian legal system; 2) the presence, although known to the Russian criminal procedure legislation institutions, but which are not in Chapter 47, and other sections of the criminal code, and which the degree of specificity and detail is much inferior to the French counterpart; 3) the presence of criminal procedure in the codes of other branches of law. It is concluded that the criminal procedural relations are more fully, carefully and democratically regulated in the criminal code of France compared to the criminal code of the Russian Federation. They are represented in a broad sense as the activities of the court, the Prosecutor and other actors in the proceedings. The practice of regulating criminal procedural relations in codes other than the code of criminal procedure is flawed, because from being in different branches of law, these relations do not cease to be criminal procedural. This practice jeopardizes the potentially different regulation of legal relations in different branches of law. Criminal proceedings should be strictly uniform and should be dealt with by the CPC. The presence of a large number of gaps in the code of criminal procedure not only has a negative impact on law enforcement, but also forces law enforcement to appeal to questionable discretion.

Текст научной работы на тему «Стадия исполнения приговора по УПК РФ и ее аналог в УПК Франции»

УДК 343.14

Белоносов Владимир Олегович

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, д. 24в, e-mail: vladimirbelonosov@yandex.ru

Vladimir O. Belonosov

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of criminal procedure and criminology,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: vladimirbelonosov@yandex.ru

СТАДИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА ПО УПК РФ И ЕЕ АНАЛОГ В УПК ФРАНЦИИ

Аннотация. В статье подвергается сравнительному исследованию уголовно-процессуальная стадия исполнения приговора (гл. 47 УПК РФ) и ее аналог в УПК Франции. Следует отметить, что гл. 47 УПК РФ состоит из 6 статей, а в УПК Франции вопросы исполнения наказаний регулируются 416 статьями закона и 206 статьями декретов Государственного Совета, в целом - 622 статьями.

На основе проведенного исследования констатировано: 1) наличие в УПК Франции принципиально новых институтов, которые отсутствуют в российской правовой системе; 2) наличие известных российскому уголовно-процессуальному законодательству институтов, но содержащихся не в гл. 47, а в других разделах УПК, которые по степени конкретизации и детализации сильно уступают французскому аналогу; 3) наличие уголовно-процессуальных отношений в кодексах других отраслей права.

Делается вывод, что в УПК Франции по сравнению с УПК РФ более полно, тщательно и демократично регламентированы уголовно-процессуальные отношения. Они представлены в широком смысле как деятельность суда, прокурора и других субъектов в судебном разбирательстве.

Практика регламентации уголовно-процессуальных отношений в иных кодексах кроме УПК РФ является порочной, ибо от нахождения в разных отраслях права эти отношения не перестают быть уголовно-процессуальными. Такая практика содержит потенциальную опасность разной регламентации правовых отношений в различных отраслях права. Вопросы уголовного судопроизводства должны быть строго единообразны и находиться в УПК.

Наличие большого количества пробелов в УПК РФ не только отрицательно сказывается на правоприменении, но и вынуждает правоприменителей обращаться к сомнительному усмотрению.

Ключевые слова: уголовно-процессуальное право, стадия исполнения приговора, УПК Республики Франции, уголовно-процессуальное регулирование, пробелы.

THE STAGE OF EXECUTION OF SENTENCE UNDER THE CRIMINAL PROCEDURE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS COUNTERPART IN THE CRIMINAL PROCEDURE CODE

OF FRANCE

Summary. The article presents a comparative study of the criminal procedure stage of the sentence (Chapter 47 of the code of criminal procedure) and its analogue in the French code of criminal procedure. If Chapter 47 of the code consists of 6 articles, the code of criminal procedure of France regulates the execution ofpenalties 416 articles of the law and 206 articles of decrees of the state Council, and in General 622 articles.

On the basis of the study stated: 1) the presence in the criminal procedure code of France fundamentally new institutions that are not in the Russian legal system; 2) the presence, although known to the Russian criminal procedure legislation institutions, but which are not in Chapter 47, and other sections of the criminal code, and which the degree of specificity and detail is much inferior to the French counterpart; 3) the presence of criminal procedure in the codes of other branches of law.

It is concluded that the criminal procedural relations are more fully, carefully and democratically regulated in the criminal code of France compared to the criminal code of the Russian Federation. They are represented in a broad sense as the activities of the court, the Prosecutor and other actors in the proceedings.

The practice of regulating criminal procedural relations in codes other than the code of criminal procedure is flawed, because from being in different branches of law, these relations do not cease to be criminal procedural. This practice jeopardizes the potentially different regulation of legal relations in different branches of law. Criminal proceedings should be strictly uniform and should be dealt with by the CPC.

The presence of a large number of gaps in the code of criminal procedure not only has a negative impact on law enforcement, but also forces law enforcement to appeal to questionable discretion.

Keywords: criminal procedural law, the stage of sentence execution, the criminal procedure code of the Republic of France, the criminal procedure regulation, the gaps.

© 2019 Белоносов В. О.

Для правильного понимания отечественной правовой системы полезно ее сравнить с зарубежными аналогами. Не является исключением и уголовно-процессуальная стадия исполнения приговора (гл. 47 УПК РФ). Она содержит 6 статей, которые рассматривают:

1) суды, разрешающие вопросы, связанные с исполнением приговора (ст. 396 УПК РФ);

2) вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора (ст. 397 УПК РФ);

3) отсрочку исполнения приговора (ст. 398 УПК РФ);

4) порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора (ст. 399 УПК РФ);

5) рассмотрение ходатайства о снятии судимости (ст. 400 УПК РФ);

6) обжалование постановления суда (ст. 401 УПК РФ).

Для сравнения приведем УПК Французской Республики (далее - УПК ФрР), в котором вопросам исполнения наказаний (исполнительного производства) посвящена Пятая книга (Livre V), включающая в себя большое количество частей (titre), глав (chapitre), разделов (section), параграфов (paragraphe) [1]. Также следует отметить, что УПК ФрР разделен на две половины: законодательную (Partie législative) и регламентированную Декретами Государственного совета (Partie réglementaire - Décrets en Conseil d' Etat). Декреты Государственного совета детализируют уголовно-процессуальные отношения. При этом надо иметь в виду условность термина «половина», более корректно было бы употребить «часть» или «раздел», однако этими терминами мы вынуждены именовать более мелкие образования УПК.

Естественными представляются вопросы: что же содержится в таком большом количестве статей, регламентирующих процесс исполнения наказаний; какие правоотношения не учтены в УПК РФ; стоит ли восполнить какие-то пробелы? Для этого целесообразно провести обзор Пятой книги УПК ФрР (хотя бы частичный, учитывая его чрезмерно большой объем) и отметить его наиболее интересные моменты для отечественных правоприменителей.

Итак, часть I Пятой книги УПК ФрР называется «Исполнение уголовных наказаний» и состоит из 3 глав и 6 разделов.

1 глава «Общие положения» состоит из 18 статей. В ст. 707 УПК ФрР утверждается, что по судебному решению или по судебному контролю вынесенные решения по уголовным делам кроме особых случаев исполняются наиболее эффективным способом в наилучшие сроки. Режим исполнения наказаний в виде лишения или ограничения свободы направлен на реабилитацию осужденных, содействуя их разумному поведению, уважению прав и интересов общества, предотвращению новых нарушений. Как это ни парадоксально, но большая часть главы посвящена штрафам и материальным вопросам, что свидетельствует о демократичном уклоне исполнения уголовных наказаний.

2 глава «Юрисдикция применения наказаний» состоит из 4 разделов:

1. «Виды и состав учреждений». В трех статьях этого раздела говорится о составах суда, которые уполномочены рассматривать вопросы исполнения наказаний, о связях со службой про-бации, помогающей осуществлять контроль за осужденными, об апелляции. Обращается внимание на безусловно состязательный характер всех судебных разбирательств.

2. «Компетенция и процедура суда первой инстанции». В семи статьях этого раздела говорится о том, что, как правило, все важные решения по сокращению наказания, разрешению выхода из учреждения, выхода в сопровождении и т. д. пенитенциарный судья принимает по согласованию с комиссией по применению наказания (чего не предусмотрено российским законодательством). Эта комиссия возглавляется судьей, членами комиссии являются прокурор, руководитель пенитенциарного учреждения и представитель службы пробации. Иными словами, речь идет о коллегиальном обсуждении рассматриваемого вопроса, которое отнюдь не заменяет собой состязательного судопроизводства.

В этом же разделе регламентируются полномочия указанных субъектов применительно к частным случаям. Например, при применении полусвободы или при использовании электронного контроля пенитенциарный судья может обязать руководителя пенитенциарного учреждения или службы пробации внести коррективы во время прибытия и убытия осужденного, время посещения отдельных мест, если осужденный несовершеннолетний или если это будет признано благоприятным и не отразится на сути наказания (ст. 712-5 УПК ФрР).

3. В пяти статьях раздела «Процедура апелляционного обжалования» говорится об апелляции двух видов в зависимости от процессуального порядка: а) в течение 24 часов и б) в течение 10 дней. В состязательном судебном процессе принимает участие прокурор, адвокат, представители службы пробации и ассоциации жертв преступлений, возможно также участие осужденного.

Судье помогают 2 заседателя (в российском суде народные заседатели упразднены). Отличительной особенностью является то, что при отрицательном решении апелляционная инстанция может установить запрет на повторное обжалование по тем же основаниям на определенный срок.

4. Раздел «Общие положения» состоит из 11 статей и начинается словами: «Исполнение наказания может осуществляться на всей национальной территории и во всех формах, обеспечивающих исполнение возложенных на осужденного обязанностей». В этом же разделе регламентируются отношения с потерпевшим, последствия неисполнения или нарушений исполнения ограничений, проведения психолого-психиатрической экспертизы и т. д.

3 глава «О международном сотрудничестве в целях исполнения решений о конфискации» состоит из 2 разделов, 3 параграфов и 42 статей, где достаточно подробно рассматривается деятельность суда, прокурора и иных субъектов по этому направлению деятельности.

1-й раздел «О передаче и исполнении решений о конфискации в соответствии с рамочным решением Совета Европы от 6 октября 2006 г.» состоит из 3 параграфов:

а) Общие положения;

б) Положения, относящиеся к решениям о конфискации ценностей, вынесенных французскими судами;

в) Положения, относящиеся к решениям о конфискации ценностей, вынесенных судами государств-членов Совета Европы.

2-й раздел «Об исполнении решений о конфискации, вынесенных судебными органами других иностранных государств».

В этой связи следует отметить, что 5 декабря 2017 г. Федеральным законом № 387-ФЗ в УПК РФ была введена гл. 55.1 «Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с признанием и принудительным исполнением приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем» [2]. Необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

- глава введена менее года назад, до этого момента эти уголовно-процессуальные отношения вообще никаким образом не регулировались;

- данная глава состоит из 7 статей, тогда как во французском варианте мы имеем 2 раздела, 3 параграфа и 42 статей;

- гл. 55.1 УПК РФ имеет более декларативный и политизированный характер (например, рассматриваются возможные противоречия с Конституцией РФ), чем французский аналог, который, видимо, исходя из практических потребностей более детализирован и конкретизирован. Имеются и другие отличия [3, с. 103].

Часть Ьа «Об уголовных ограничениях» - относительно небольшая, состоит из 8 статей, в которых речь идет о принципиально новом для нас явлении - пробации, важность которой отмечалась и в отечественной юридической литературе [4; 5].

Часть II «О задержании» состоит из 6 глав, 13 разделов, 141 статей.

1 глава «Исполнение предварительного заключения» начинается со ст. 714 УПК ФрР, в которой говорится, что предварительное заключение осуществляется в арестных домах, которые находятся рядом с каждым судом и создаются по декрету государства. Видимо, совсем не плохо рядом с судом иметь арестный дом, что может облегчить проведение неизвестного для отечественного правоприменителя явления - социально-судебного наблюдения, о чем будет сказано ниже.

Согласно ст. 716 УПК ФрР заключенные в арестных домах содержатся покамерно индивидуально. Исключение может быть сделано:

- по просьбе;

- если заключенный докажет, что в его интересах не оставаться одному;

- в интересах работы, профессиональной подготовки или образования.

2 глава «Исполнение наказаний, ограничивающих свободу» состоит из 9 разделов.

1 раздел «Общие положения» в ст. 716-3 УПК ФрР гласит, что если истечение срока приходится на праздничный или выходной день, то освобождение производится в предыдущий рабочий день, что свидетельствует о демократичном подходе. В российской правовой действительности ранее истечения указанного срока никого не отпускают, а освобождение происходит в первый последующий рабочий день.

Согласно ст. 716-5 УПК ФрР задержание на дому возможно с санкции прокурора, но не ранее 6 часов и не позднее 21 часа. Хочется обратить внимание на то, что это правило без исключений в отличие от п. 5 ст. 113 УПК РФ.

В ст. 717-1 УПК ФрР регламентировано право пенитенциарного судьи предложить заключенному медицинское лечение во время его заключения, если врач считает, что это поможет больному.

Согласно ст. 719 УПК ФрР депутаты, сенаторы и члены Европарламента, избранные от Франции, могут в любое время посещать заключенных.

Раздел 1-а «Условное освобождение» состоит из 1 статьи (720), где сказано, что при отбытии осужденным от половины до двух третей срока за одно или несколько преступлений с лишением свободы по совокупности до 5 лет включительно ситуация изучается пенитенциарным судьей. После изучения на комиссии по исполнению наказания судья может по мотивированному решению либо условно освободить, либо пригласить на комиссию осужденного и его адвоката. Обращает на себя внимание то, что судья не может просто отказать в условном освобождении. Перед этим необходимо обязательно пригласить осужденного и адвоката, где последние могут делать свои устные или письменные заявления в форме состязательного судопроизводства.

Раздел 2 «Отсрочка и разделение наказания, связанные с лишением свободы» состоит из 2 статей. В них говорится, что если осужденному остается отбыть 2 года лишения свободы, то в исправительных целях этот срок в некоторых случаях может быть отсрочен или разделен на части по медицинским, семейным, профессиональным или социальным показаниям. Оговаривается процедура и условия принятия такого решения, возможные случаи проведения медицинской экспертизы, ограничения и противопоказания. В целом раздел отличается демократичной регламентацией.

Раздел 3 «Период безопасности» состоит из 4 статей. Речь идет о сроке, в течение которого к осужденному нельзя применять смягчающих мер отсрочки, разделения наказания, помещения вне учреждения, разрешения на выход, полусвободы, условного освобождения и т. д. Этот срок по общему правилу может составлять от половины до 2/3 установленного судом. Для пожизненно осужденных лиц этот срок может составлять от 22 до 30 лет. Также в разделе оговариваются случаи проведения медицинской экспертизы, кассационного обжалования, судебного сокращения или увеличения этого срока.

Раздел 4 «Сокращение наказания» состоит из 5 статей. Представляет интерес ст. 721 УПК ФрР, где сказано, что каждый заключенный пользуется кредитом на сокращение срока наказания из расчета 3 месяца за первый год, 2 месяца за последующие годы. При наказании более 1 года возможно сокращение по 7 дней за месяц, но не более 2 месяцев. Сформулированы условия, процессуальный порядок и запреты на сокращение срока.

Раздел 5 «Размещение вне учреждений, полусвобода, разрешения на выход и выход в сопровождении» состоит из 7 статей. В разделе говорится о порядке, условиях, основаниях и препятствиях для применения этих смягчающих наказаний.

Раздел 6 «Помещение под электронное наблюдение» содержит 9 статей. Согласно ст. 723-8 УПК ФрР применение электронного наблюдения должно гарантировать уважение достоинства, целостности и конфиденциальности личности. А согласно ст. 723-9 УПК ФрР сотрудники пенитенциарной службы могут проверять осужденного в месте его нахождения, просить увидеть его, однако они не могут заходить в жилище без разрешения.

Раздел 7 «Упрощенные процедуры исполнения наказаний» состоит из 1 параграфа «Положения, применяемые к свободным осужденным», чему посвящено 7 статей. Речь идет о процедурах, не связанных с лишением свободы (электронное наблюдение, полусвобода, размещение вне учреждений и т. д.), процессуальных полномочиях сотрудников пенитенциарных учреждений, прокуроров, пенитенциарных судей. Эти положения применяются, как правило, к осужденным на срок до 2 лет включительно.

Раздел 9 «Положения, применяемые по судебному контролю к лицам, совершившим тяжкие преступления и проступки» содержит 13 статей. Положения этого раздела применяются к лицам, осужденным к лишению свободы на срок не менее 7 лет, или над которыми установлено социально-судебное наблюдение на срок не менее 5 лет, или осужденным за новое рецидивное преступление. Меры судебного контроля достаточно многочисленны и изложены в ст. ст. 132-44, 132-45 Уголовного кодекса ФрР: прибытие по повестке к судье или социальному работнику; подчинение контролю социального работника и сообщение ему необходимых сведений об исполнении ограничений; извещение социального работника о смене места работы, жительства, перемещениях на срок свыше 14 дней, сообщение о возвращении; получение предварительного разрешения пенитенциарного судьи о смене места работы, жительства, о поездках за рубеж; занятие профессиональной деятельностью и учебой; выполнение предписаний медицинского и лечебного

контроля, если это связано с употреблением наркотиков и алкоголя; запрет посещения заранее установленных мест; запрет встреч с заранее оговоренными лицами; запрет владения и ношения оружия; соблюдение санитарных, социальных, воспитательных, психологических ограничений, связанных с ресоциализацией и т. д. В этом же разделе изложены полномочия пенитенциарного судьи по сокращению, продлению, замене ограничений в связи с социально-судебным контролем.

3 глава «Общие положения о различных пенитенциарных учреждениях» состоит из 8 статей. Представляет интерес ст. 727-1 УПК ФрР, в которой говорится, что для предотвращения побегов, обеспечения порядка и безопасности в пенитенциарных и связанных с ними медицинских учреждениях министр юстиции может уполномочивать сотрудников пенитенциарных учреждений досматривать (перехватывать, записывать, прекращать) переписку заключенных, в том числе при помощи разрешенных электронных средств, кроме переписки с адвокатами, которая фиксируется и хранится в течение года. В этой же статье говорится о прокурорском контроле за этим видом деятельности.

4 глава «Денежные средства заключенных» состоит из 1 статьи (728-1), где говорится, что находящиеся на счете заключенного денежные средства делятся на 3 группы: а) по которым истцы могут заявлять свои требования; б) замороженные до освобождения; в) для свободного использования заключенным. Администрация учреждения может покрывать ущерб, причиненный заключенным, без дисциплинарного или уголовного преследования за счет его средств.

5 глава «Перевод заключенных» состоит из 8 статей. Эта глава распространяется на заключенных, которые отбывают наказание по соглашению или международному договору на французской территории (ст. 728-2 УПК ФрР). Согласно ст. 798-9 УПК ФрР никакое повторное уголовное преследование или осуждение невозможно по тем же основаниям, по которым осужденный отбывал наказание во Франции. В этой главе регламентируются уголовно-процессуальные отношения судей, прокуроров, сотрудников пенитенциарных учреждений и других субъектов.

6 глава «Исполнение решений по отбытию наказаний в соответствии с рамочным соглашением Совета Европы от 27 ноября 2008 г. о применении принципа взаимного признания судебных решений об осуждении к лишению свободы и их исполнении» состоит из 4 разделов и 67 статей:

- раздел 1 «Общие положения» состоит из 5 статей;

- раздел 2 «Положения, относящиеся к исполнению наказаний в странах Европейского Союза по решению судов Франции» состоит из 16 статей;

- раздел 3 «Положения, относящиеся к исполнению наказаний на территории Франции, вынесенных судами стран Европейского Союза» состоит из 40 статей;

- раздел 4 «Положения, относящиеся к транзиту по французской территории» состоит из 6 статей.

Мы вторично сталкиваемся с международным сотрудничеством, которое предусмотрено Пятой книгой УПК ФрР. Похожий раздел имеется и в УПК РФ: часть пятая «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства», состоящая из 3 глав и 21 статей. Но во французском варианте мы имеем 4 раздела и 67 статей. В частности, положения, содержащиеся в ст. 462.1 УПК РФ «Транзитная перевозка выданных лиц», во французской версии занимают отдельный раздел, состоящий из 6 статей. Видимо, для небольшой Франции как члена Европейского Союза вопросы международного сотрудничества являются более актуальными, а потому более подробно регламентированными.

Часть III «Об условном освобождении» состоит из 13 статей и начинается со ст. 729 УПК ФрР, где говорится, что условное освобождение предназначено для реинтеграции осужденного и уменьшения рецидива.

В ст. 729-1 УПК ФрР говорится о возможности сокращения срока наказания осужденному на пожизненное заключение.

В ст. 729-2 УПК ФрР рассматривается условное освобождение иностранных граждан и обязанность покинуть французскую территорию.

Также в этой части говорится об осужденных к наказаниям разной степени тяжести, об использовании междисциплинарной комиссией мер безопасности, полномочиях специальной наблюдательной комиссии, возможности проведения психолого-психиатрической экспертизы, использовании иных смягчающих мер наказания, например, полусвободы, электронного наблюдения, пробации и др.

Часть III-а «Общественные работы» состоит из 2 статей, в которых оговариваются основания, условия и порядок назначения судьей этого вида наказания.

Часть IV «Отсрочка и отложение» состоит из 4 глав и 19 статей:

- 1 глава «Простая отсрочка» содержит 3 статьи;

- 2 глава «Отсрочка с испытанием» содержит 10 статей;

- 3 глава «Отсрочка с обязанностью выполнения общественных работ» содержит 4 статьи;

- 4 глава «Отложение» содержит 2 статьи.

В этой части достаточно подробно рассматриваются основания и процессуальный порядок избрания, контроля, изменения и отмены этих мер.

Часть V «Идентификация личности заключенного» состоит из 1 статьи (ст. 748), в которой говорится об особенностях в некоторых случаях публичного судебного оспаривания идентификации личности после задержания, побега и т. д. Для отечественного правоприменителя, видимо, даже не совсем понятно, зачем надо в этом случае проводить открытое судебное разбирательство.

Часть VI «Судебное принуждение» состоит из 12 статей и регламентирует случаи усиления судом наказания при уклонении осужденного от выполнения возложенных на него обязанностей. Как правило, это фиксированные сроки лишения свободы вместо штрафных санкций. Регламентированы права и обязанности субъектов, процессуальный порядок применения этой меры.

Часть VII «Запрет пребывания» состоит из 6 статей.

Запрет пребывания заключается в защите от появления осужденного в установленных судом местах и контроль этого ограничения. Он не может превышать 10 лет за преступление и 5 лет за проступок. Это ограничение заключается: а) в регулярных отметках в уполномоченных службах, контролирующих исполнение судебного решения; б) в информировании пенитенциарного судьи о перемещениях за пределы установленных ограничений; в) в реагировании на запросы любого органа и должностного лица, осуществляющего указанный контроль.

Часть VИ-а «Социально-судебное наблюдение», состоящая из 10 статей, говорит о принципиально новом для отечественного правоприменителя институте. Меры социально-судебного наблюдения закреплены в ст. ст. 132-44, 132-45 Уголовного кодекса ФрР: прибытие по повестке к судье или социальному работнику; подчинение контролю социального работника и сообщение ему необходимых сведений об исполнении ограничений; извещение социального работника о смене места работы, жительства, перемещениях на срок свыше 14 дней, сообщение о возвращении; получение предварительного разрешения пенитенциарного судьи о смене места работы, жительства, о поездках за рубеж; занятие профессиональной деятельностью и учебой; выполнение предписаний медицинского и лечебного контроля, если это связано с употреблением наркотиков и алкоголя; запрет посещения заранее установленных мест; запрет встреч с заранее оговоренными лицами; запрет владения и ношения оружия; соблюдение санитарных, социальных, воспитательных, психологических ограничений, связанных с ресоциализацией и т. д.

Социально-судебное наблюдение назначается по постановлению пенитенциарного судьи на срок не более 10 лет за проступки и 20 лет за преступления. Оно может быть как самостоятельным, так и дополнительным наказанием. Несоблюдение этих мер влечет лишение свободы на срок до 3 лет за проступки и до 7 лет за преступления. При избрании социально-судебного наблюдения судья разъясняет осужденному последствия несоблюдения этих мер. Также в этой части рассматриваются вопросы возможного проведения медицинской экспертизы, лечения больных, иные процессуальные нарушения.

Часть VП-б «Электронное наблюдение в целях обеспечения безопасности» состоит из 5 статей. Положения этой части гласят, что, как правило, за год до освобождения заключенного может быть установлено электронное наблюдение с целью изучения его общественной опасности и возможности рецидива; судья может назначить эту меру на срок не более 2 лет (ст. 763-10 УПК ФрР). Судья может изменять, дополнять, отменять эту меру (ст. 763-11 УПК ФрР). Электронное наблюдение может быть установлено не позднее 1 недели до освобождения осужденного (ст. 763-12 УПК ФрР). Применение этой меры должно гарантировать уважение достоинства, целостности и неприкосновенности личности, содействовать ее ресоциализации.

Часть VИ-в «Исполнение заключения и пробации в соответствии с рамочным решением Совета Европы от 27 ноября 2008 г.» в третий раз поднимает вопросы международного сотрудничества в Пятой книге УПК ФрР, но уже с точки зрения пробации. Часть очень объемна, состоит из 3 глав, 3 разделов и 43 статей:

- 1 глава «Общие положения»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2 глава «Положения, касающиеся признания и исполнения решений о пробации в государствах Совета Европы, вынесенных французскими судами»;

- 3 глава «Положения, касающиеся признания и исполнения решений о пробации во Франции, вынесенных судами стран Европейского союза»:

а) принятие просьб о признании и исполнении решений о пробации;

б) признание и исполнение решений о пробации;

в) контроль исполнения пробации, альтернативных мер и последующих решений в случаях непризнания.

Часть VИ-г «Наказание по программе соблюдения» состоит из 1 статьи (ст. 764-44), в которой говорится о том, что французское антикоррупционное агентство ежегодно предоставляет прокуратуру Республики отчет о трудностях соблюдения программы наказания заключенных. Любое физическое лицо может проинформировать прокурора о трудностях исполнения наказаний. Говорится о других антикоррупционных мерах, призванных делать эту сферу прозрачной.

Часть VIII «О судимости» состоит из 26 статей, к которым следует добавить еще 33 статьи из Декретов Государственного совета, в отечественном же законодательстве только одна небольшая статья (ст. 400 УПК РФ) посвящена вопросу снятия судимости. Следует отметить, что во французском аналоге судимость рассматривается гораздо шире. Это и постановка на один из трех видов централизованного учета (по степени тяжести), осуществляемого Министерством юстиции; и правовые последствия, ограничения, исправления; и кому могут быть предоставлены сведения о судимости (не только правоохранительным органам, но и работодателям, кредитно-финансовым, административным, международным и иным органам). Подобный подход к судимости отсутствует в УПК РФ.

Часть IX «Реабилитация заключенных» состоит из 2 глав и 18 статей. В отечественном законодательстве гл. 18 УПК РФ «Реабилитация» состоит из 7 статей.

Часть Х «Судебные издержки» состоит из 15 статей и 127 статей Декретов Государственного совета, а всего из 142 статей.

Эта часть очень объемна потому, что в ней оговаривают абсолютно все издержки, начиная от уголовного или восстановительного правосудия, полиции, гонораров экспертам, специалистам, в том числе за выполнение функций социального контроля, вспомогательному персоналу, медиаторам, представителям прокуратуры, переводчикам, иным вспомогательным специалистам по электронному обслуживанию и техническим средствам, расходы на поисковые и копировальные услуги, по архивной и проверочной деятельности для оправданных, по работе с несовершеннолетними, специалистам по защите детства, ипотечной регистрации и т. д.

В отечественном законодательстве вопросы процессуальных издержек прописаны поверхностно, им посвящено только 2 статьи (ст. ст. 131, 132 УПК РФ). Может быть, по этой причине они решаются в судах очень непросто.

В УПК ФрР подробное уголовно-процессуальное регулирование проводится в Декретах Государственного совета по следующим направлениям:

- «Об электронном наблюдении» - 35 статей;

- «Об отложении» - 3 статьи;

- «О социально-судебном наблюдении» - 8 статей;

- «О судимости» - 33 статьи;

- «О судебных издержках» - 127 статей.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

1. Хотя российская и французская правовые системы относятся к континентальным и по своей сути однотипны, а в основе российского УПК лежит Кодекс Наполеона, тем не менее уголовно-процессуальное законодательство Франции сильно отличается от российского уголовно-процессуального законодательства. В частности, если гл. 47 УПК РФ «Исполнение приговора» состоит из 6 статей, то вопросы исполнения наказаний в УПК ФрР регламентируются 416 статьями закона и 206 статьями Декретов Государственного совета, а в целом 622 статьями.

Эти отличия касаются:

1) наличия в УПК ФрР принципиально новых институтов, которые отсутствуют в УПК РФ (например, пробация, судейские заседатели, судейская комиссия по применению наказания, социально-судебное наблюдение, кредит на сокращение срока наказания, период безопасности, наказание по программе соблюдения и др.);

2) институтов, известных российскому уголовно-процессуальному законодательству, но содержащихся не в гл. 47, а в других разделах УПК РФ (например, апелляционное обжалование, международное сотрудничество, реабилитация заключенных, исполнение предварительного

заключения, судебные издержки и др.), и сильно уступающих по степени своей регламентации французскому аналогу;

3) институтов, которые нашли свое отражение не в УПК РФ, а в иных кодексах (УК РФ, УИК РФ). Например, положения о пенитенциарных учреждениях, о судимости, об общественных работах, перевод заключенных, денежные средства заключенных, запрет пребывания, электронное наблюдение в целях обеспечения безопасности, упрощенные процедуры исполнения наказаний и др.

2. Главной отличительной особенностью уголовно-процессуального законодательства Франции является более подробная и демократичная регламентация уголовно-процессуальных отношений. Например, вопросы международного сотрудничества трижды рассматриваются в Пятой книге УПК ФрР, чему посвящены 152 статьи (в УПК РФ в гл. 55.1 и Части пятой - 28 статей); судебным издержкам в УПК ФрР посвящено 142 статьи (в УПК РФ - 2); судимости в УПК ФрР посвящено 59 статей (в УПК РФ - 1) и т. д. Во всех уголовно-процессуальных отношения наблюдается уважительное отношение к соблюдению прав человека и гражданина, принципов уголовного судопроизводства.

3. Подробность и тщательность регламентации уголовно-процессуальных отношений в УПК ФрР объясняется более широким подходом к пониманию их сущности как деятельности суда, прокурора и других субъектов в ходе судебного разбирательства. И если в отечественном правоведении эти отношения находятся в различных отраслях права, это совсем не означает, что они утратили свою уголовно-процессуальную природу, на что неоднократно обращалось внимание в юридической литературе [6, с. 16; 7].

4. Широкий подход к пониманию уголовно-процессуальных отношений проявляется также и в том, что по степени сложности и значимости они превосходят даже уголовно-правовые отношения, закрепленные в УК ФрР. Так, если УПК ФрР на сайте Legifrance занимает 1626 страниц, то УК ФрР занимает только 391 страниц, что в 4,1 раза меньше.

5. Отечественная практика включения уголовно-процессуальных отношений в различные отрасли права является порочной, ибо вопросы уголовного судопроизводства должны быть строго единообразны и находиться в УПК РФ. Уголовно-процессуальные отношения не должны подвергаться опасности потенциально разной регламентации при дальнейшем развитии различных отраслей права.

6. Проведенный анализ свидетельствует о недостаточности правовой регламентации стадии исполнения приговора УПК РФ, наличии в ней большого количества пробелов, что вынуждает правоприменителей обращаться к сомнительному способу их преодоления - усмотрению. Данная проблема требует комплексного подхода с привлечением специалистов смежных отраслей права.

Библиографический список

1. Code de procédure pénale Dernière modification le 01 septembre 2017 - Document généré le 08 septembre 2017 Copyright (C) 2007-2017 Legifrance.

2. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. No. 387-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2017. № 50. Ст. 7558.

3. Белоносов В. О. Уголовно-процессуальное законодательство в 2017 г. // Юридический вестник Самарского университета. 2017. № 4. Т. 3. С. 100-104.

4. Уткин В. А. Европейские правила о пробации и проблемы ее реализации // Вестник Томского государственного университета. Право. 2012. № 1. С. 45-50.

5. Уткин В. А. О перспективах пробации в России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 4. С. 5-8.

6. Тулянский Д. В. Стадия исполнения приговора в уголовном судопроизводстве. М.: Юр-литинформ, 2006. 192 c.

7. Маликова Н. Б. Процессуальные нормы уголовно-исполнительного права и их функции при исполнении лишения свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2005. 27 c.

References

1. Code de procédure pénale Dernière modification le 01 septembre 2017 - Document généré le 08 septembre 2017 Copyright (C) 2007-2017 Legifrance [in French].

2. O vnesenii izmeneniy v ugolovno-protsessual'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 5 dekabrya 2017 no. 387-FZ [On amendments to the code of criminal procedure: Federal law No. 387-FZ of 05.12.2017]. Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation], 2017, no. 50, art. 7558 [in Russian].

3. Belonosov V. O. Ugolovno-protsessualnoje zakonodatelstvo v 2017 godu [Criminal procedure legislation in 2017]. Juridicheskiy vestnik Samarskogo universiteta [Legal Bulletin of Samara University], 2017, no. 4, vol. 3, pp. 100-104 [in Russian].

4. Utkin V. A. Jevropejskije pravila o probatsii I problem ejo realizatsiji [European rules on probation and problems of its implementation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo [Bulletin of Tomsk state University. Right], 2012, no. 1, pp. 45-50 [in Russian].

5. Utkin V. A. O perspektivah probatsiji v Rossiji [About the prospects of probation in Russia]. Ugolovno-ispolnitelnaja sistema: pravo, ekonomira, upravlenije [Criminal-Executive System: Law, Economics, Management], 2016, no. 4, pp. 5-8 [in Russian].

6. Tulianskij D. V. Stadija ispolnenija prigovora v ugolovnom sudoproizvodstve [Stage of execution of sentence in criminal proceedings]. Moscow: Yurlitinform, 2006, 192 p. [in Russian].

7. Malikova N. B. Prozessualnije normy ugolovno-ispolnitelnogo prava i ih funkzii pri ispolneniji lishenija svobody. Avtoref. diss. kand. yurid. nauk [Procedural rules of the criminal Executive law and their functions in the execution of deprivation of liberty. Extended of candidate's of Law thesis]. Riazan: Academy of law and administration of the Federal Penitentiary Service, 2005, 27 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.