Научная статья на тему 'Стадии делегирования законодательных полномочий в зарубежных странах'

Стадии делегирования законодательных полномочий в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирякова И. Н.

Данная статья посвящена вопросам, связанным с определением степени регламентации института делегированного законодательства конституциями зарубежных стран. В качестве объекта исследования выступает институт делегированного законодательства. В статье на основе изучения текстов конституций зарубежных стран исследуется механизм конституционного закрепления данного института (способы делегирования законодательных полномочий, контроль Парламента над процессом издания делегированных актов и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF DELEGATION OF LEGISLATIVE POWERS IN FOREIGN COUNTRIES

The presented article is devoted to questions of definition of regulation degree of institute of delegated legislation by constitutions in foreign countries. Research object is the institute of delegated legislation. The author provides reader with information about mechanism of function of the institute of delegated legislation in foreign countries (methods of legislative delegation, control of Parliament over process of passing of delegated legislation and others).

Текст научной работы на тему «Стадии делегирования законодательных полномочий в зарубежных странах»

Научные стремления, 442 УДК 342.529

И.Н. Кирякова

СТАДИИ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Полоцкий государственный университет

Введение. Анализ конституций зарубежных стран позволяют выделить следующие стадии делегирования законодательных полномочий: 1) инициатива делегирования; 2) принятие акта о делегировании полномочий; 3) издание акта в порядке делегирования законодательных полномочий; 4) утверждение данного акта парламентом.

Общей закономерностью для зарубежных стран, конституции которых предусматривают делегирование законодательных полномочий, является то, что инициатива делегирования принадлежит Парламенту. В качестве исключения можно привести пример Франции, где делегирование законодательных полномочий Правительству осуществляется по просьбе самого Правительства.

Как правило, издание актов в порядке делегирования законодательных полномочий в большинстве стран приходится на долю Правительства (Алжир, Княжество Андорра, Бразилия, Буркина - фасо (Западная Африка), Габон, Исламская Республика Мавритания, Республика Мали (Западная Африка), Новая Зеландия [1], Бельгия, Италия, Португалия, Румыния, Хорватия) [2].

В ряде стран, в частности во Франции и Испании, Правительство является единственным органом в отношении которого допускается делегирование законодательных полномочий.

В некоторых странах правом издавать акты в порядке делегирования законодательных полномочий обладает Президент (Республика Мадагаскар, Тунисская Республика, Республика Казахстан, Республика Корея, Туркменистан, Греция) [1]. Например, в соответствии со статьей 53 Конституции Казахстан Парламент делегирует свои полномочия Президенту по инициативе последнего [3].

В Хорватии делегирование законодательных полномочий Парламентом предусмотрено как в отношении Правительства, так и в отношении Президента.

Анализ конституций зарубежных стран позволяет выделить следующие основные способы делегирования:

1) как фиксированная компетенция - в законе или конституции закреплен конкретный перечень вопросов, по которому Парламент принимает законы. Остальные вопросы решаются Правительством;

2) как уступка полномочий (прямая делегация) - Парламент принимает специальный закон, через который делегирует свои полномочия;

3) принятие Парламентом неопределённого закона (косвенная делегация) -полномочия Правительства подразумеваются, так как Парламент принимает неконкретный закон, который требует развития в актах правительства [4, с. 368].

На второй стадии Парламент принимает акта о делегировании законодательных полномочий в форме закона, в котором определяется предмет

19

регулирования делегированных актов и срок полномочий на издание такого акта. Анализ конституций зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что делегированные законодательные полномочия носят срочный характер, что выражается в обязательном закреплении в делегирующем законе срока, в течение которого должны быть использованы данные полномочия. Ряд конституций (Кыргызстан, Казахстан, Хорватия) одновременно фиксируют и максимальный срок их действия. Традиционно он равен 1 году. Поэтому можно утверждать, что данный срок - это период существования потенциального права на издание актов в порядке делегирования законодательных полномочий.

Акты делегированного законодательства издаются в различных формах. Например, декреты-законы - в Португалии, законодательные декреты - в Испании, указы - в Хорватии и Кыргызстане, ордонансы - во Франции). Только в Казахстане таких различий не делается, и Президент на основе делегированных законодательных полномочий издаёт законы [5].

Акты, издаваемые в порядке делегирования законодательных полномочий, утверждаются парламентом законом. Данный вывод следует, например, из статьи 38 Конституции Франции, где упомянут законопроект об утверждении ордонансов, а также из части 2 статьи 77 Конституции Италии, части 5 статьи 114 Конституции Румынии. Во многих странах вступление в юридическую силу актов, издаваемых в порядке делегирования законодательных полномочий, тесно связано с необходимостью утверждения данных актов. В большинстве стран, предусматривающих необходимость утверждения Парламентом данных актов, при неодобрении эти акты теряют юридическую силу, например, во Франции, Италии, Португалии, Румынии.

Заключение. Таким образом, анализ конституционных положений зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что в них не достаточно полно урегулирован весь механизм передачи законодательных полномочий и издания актов в таком порядке. Для устранения пробелов в праве и возникающих в связи с этим проблем в правоприменении целесообразно, чтобы в самой конституции были закреплены следующие положения: 1) четкий механизм передачи парламентом своих полномочий; 2) процедура издания актов в порядке делегирования законодательных полномочий; 3) условия и порядок вступления данных актов в юридическую силу; 4) порядок внесения изменений и дополнений в данные акты; 5) условия, при которых акты, издаваемые в порядке делегирования законодательных полномочий, утрачивают юридическую силу; 6) предусмотрена возможность или невозможность парламента принимать новые законы по вопросам, по которым изданы данные акты; 7) установлено, какое количество раз могут быть использованы предоставленные законодательные полномочия в срок, определенный для их реализации.

Литературные источники:

1. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв. ред. А.Я. Сухарев. - М.: Норма. Инфра, М, 2003. - 967 с.

20

Научные стремления, 442

2. Решетников, Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник / Ф.М. Решетников - М., 1993. - 256 с.

3. Конституция Республики Казахстан // Конституции зарубежных государств: учебн. пособие / сост. проф. В.В.Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003 // Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - 2003. - Режим доступа: www.constitution.garant.ru/DOC_3864833.htm. - Дата доступа: 15.09.2012.

4. Чудаков, М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / М.Ф. Чудаков - Минск: Новое знание, 2001. — 572 с.

5. Законодательство Казахстана [Электронный ресурс]. - 2005. - Режим доступа: http://www.referatkz.boom.ru/law. - Дата доступа: 15.10.2012.

I.N. Kiryakova

STAGES OF DELEGATION OF LEGISLATIVE POWERS IN FOREIGN COUNTRIES

Polotsk state university Summary

The presented article is devoted to questions of definition of regulation degree of institute of delegated legislation by constitutions in foreign countries. Research object is the institute of delegated legislation. The author provides reader with information about mechanism of function of the institute of delegated legislation in foreign countries (methods of legislative delegation, control of Parliament over process of passing of delegated legislation and others).

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.