Александров Артур Грайрович
помощник судьи Анапского городского суда Краснодарского края (тел.: +78612583170)
Стадии административно-контрольного производства, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
В статье анализируются научно-теоретические подходы к понятию и видам стадий административного производства. Автор на основе существующей практики правового регулирования административных производств и предлагаемой им научной концепции формулирует научную идею о системе стадий регионального административно-контрольного производства, раскрывает содержание каждой из предложенных им стадий.
Ключевые слова: административно-контрольное производство, стадии производства, административное производство, административная процедура, региональное административное производство, административный процесс.
A.G. Alexandrov, Judge Assistant of the Anapa City Court of Krasnodar Region; tel.: +78612583170.
Stages of administrative control production exercised by the executive authorities of constituent entities of the Russian Federation
The article analyzes the scientific and theoretical approaches to the concept and stages of administrative proceedings. The author on the basis of the existing practice of legal regulation of administrative proceedings and proposed the scientific concept formulates the scientific idea about the system of stages of regional administrative control production, reveals the contents of each of the proposed stages.
Key words: administrative control production, stages of production, administrative proceedings, administrative procedure, regional administrative proceedings, administrative process.
Вопросы стадий административно-контрольного производства, как и стадий любого административного производства позитивного государственного управления, являются малоизученными в современной административно-правовой науке. Вместе с тем, последовательность совершения процедур осуществления государственного контроля имеет важное научное и практическое значение, решающее задачи, во-первых, совершенствования нормативно-правового регулирования данных производств на региональном уровне, во-вторых, формирования содержания административно-контрольного производства, в-третьих, формирования системы форм объективизации данной процедурно-процессуальной деятельности, в-четвертых, защиты прав и законных интересов подконтрольных субъектов государственного управления. Для решения поставленных задач необходимо обосновать научно-теоретическую концепцию стадий административно-контрольных производств на региональном уровне, обосновать пути совершенствования нормативно-правового регули-
рования данной процессуальной деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В административно-правовой научной и учебной литературе чаще всего рассматриваются стадии административно-юрисдикцион-ных производств, что обусловливается значимостью данных производств для защиты прав и свобод лиц, подвергаемых мерам административного принуждения. В этой связи чаще всего ученые придерживаются мнения о том, что к стадиям административно-юрисдикционного процесса относятся: 1) возбуждение административного дела и его предварительное расследование (предварительная проверка материалов); 2) рассмотрение дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие по этому делу решения (административного акта);
3) обжалование и опротестование (пересмотр) решения (административного акта) по делу;
4) исполнение принятого по делу решения (административного акта) [1-8]. В частности, изучая стадии дисциплинарного производства, Ю.С. Адушкин признавал, что большинство ис-
161
следователей выделяют в качестве стадий указанного производства следующие виды: возбуждение дисциплинарного преследования; наложение дисциплинарного взыскания; обжалование решения о дисциплинарном взыскании; исполнение решения о дисциплинарном взыскании [9, с. 76]. Как видно, приведенная система стадий административного производства в сущности сходна с указанной выше доктринальной трактовкой названных стадий. Высказываются и отличные от доктринального подхода мнения о стадиях административного производства. Так, В.А. Лория считает необходимым выделить стадию возбуждения административного производства и предварительного выяснения фактических обстоятельств административного дела [10, с. 45-46]. В конечном счете ученые-административисты признают, что приведенная выше система стадий адми-нистративно-юрисдикционного производства в полной мере отражает последовательность совершаемых процессуальных действий по указанной категории административных дел.
Неоднозначно учеными-юристами решается вопрос о стадиях административных производств позитивного государственного управления. Так, А.Н. Жеребцов, исследуя административно-надзорные производства, выделяет следующие стадии: 1) возбуждения административно-надзорного производства; 2) проведения административно-надзорных мероприятий; 3) оформления результатов административно-надзорных мероприятий; 4) административного обжалования результатов административно-надзорных мероприятий [11, с. 126-127]. И.М. Лазарев предлагает выделять следующие стадии данного производства: «1. Возбуждение административного дела и предварительное рассмотрение материалов;
2. Рассмотрение дела по существу компетентным органом (должностным лицом) и принятие по этому делу индивидуального правового акта;
3. Обжалование решения по делу (факультативная стадия); 4. Исполнение принятого по делу решения (в ряде случаев - факультативная стадия)» [12, с. 122]. Сходную позицию по рассматриваемому вопросу высказал Р.С. Тихий [12, с. 13]. О.С. Беркутова выделяет пять стадий административного контрольно-надзорного производства: 1) возбуждение административного производства; 2) проведение проверки по административному делу; 3) рассмотрение материалов проверки по административному делу; 4) обжалование и опротестование по административному делу; 5) исполнение вынесенного по административному делу решения [14, с. 92-105]. Д.И. Елканова признает, что административно-надзорное производство в
сфере рекламы состоит из следующих стадий: «возбуждение административно-надзорного дела; проведение проверки деятельности поднадзорного лица на предмет ее соответствия установленным правовым нормам действующего законодательства РФ; принятие решения по итогам административно-надзорного производства; принятие мер реагирования по фактам нарушения, выявленного в ходе надзорной проверки» [15, с. 19]. К.В. Давыдов, исследуя административные регламенты проведения контроля (надзора) как форму нормативного закрепления административных производств, предлагает выделять следующую систему административных процедур, раскрывающих содержание указанного производства: «1) принятие решения о проведении проверки; 2) подготовка к проверочным мероприятиям (проверке); 3) осуществление проверки (выездной или без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности субъекта проверки); 4) подготовка акта по результатам проведенной проверки, ознакомление с актом проверки субъекта проверки; 5) принятие предусмотренных законодательством РФ мер при выявлении нарушений в деятельности субъекта проверки» [16, с. 109]. Изучая государственно-контрольные и административно-надзорные производства осуществления исполнительной власти, Ю.С. Смородинова признает, что эти два вида административных производств имеют собственную систему стадий. Государственно-контрольное производство осуществляется на каждой из стадий процесса государственного управления. Одновременно стадиями административно-надзорного производства являются: «возбуждение административно-надзорного производства; проведение административно-надзорных мероприятий; принятие решения по итогам проведения административного надзора; обжалование принятого надзирающим органом (должностным лицом) решения по итогам проведенных административно-надзорных мероприятий» [17, с. 22]. А.И. Стахов предлагает выделять три стадии контрольно-надзорного производства: «1) подготовка проверки государственного контроля (надзора); 2) проведение проверки государственного контроля (надзора); 3) оценка результатов проверки государственного контроля (надзора)» [18, с. 173].
Приведенное многообразие научных подходов по вопросу о стадиях административных производств позволяет сделать следующие выводы:
1) в ходе исследования административных производств позитивного государственного управления ученые едины во мнении, что дан-
162
ные производства имеют стадийную природу, присущую любому виду юридического процесса;
2) в административно-правовой науке преимущественно уделялось внимание исследованию стадий административно-юрисдикцион-ных производств, что позволило сформировать доктринальный подход к системе стадий указанных производств, однако следует признать недостаточную изученность вопросов стадий различных видов административных производств позитивного государственного управления, что свидетельствует о многообразии имеющихся подходов к указанной проблеме;
3) большинство современных исследователей склонны полагать, что административное производство позитивного государственного управления складывается из стадий: возбуждения административного дела; рассмотрения материалов административного дела; принятия решения по существу административного дела; обжалования (опротестования) решения по административному делу; исполнения решения по административному делу; при этом следует отметить, что в зависимости от вида исследуемого административного производства та или иная приведенная стадия может не выделяться, это, в частности, касается контрольных и надзорных производств;
4) высказываются и специфические, но весьма обоснованные подходы к формированию системы стадий административного производства, которые, по нашему мнению, заслуживают определенного внимания;
5) представляется вряд ли убедительным подход тех ученых, которые пытаются стадии административного производства характеризовать через систему административных процедур, поскольку данные явления не совпадают между собой не по сущности, но по содержанию.
Для определения системы стадий административного производства позитивного государственного управления следует основываться, по нашему мнению, на следующих тезисах.
Во-первых, административное производство позитивного государственного управления должно базироваться на единой системе стадий. Это обусловлено единством процессуальной природы данных видов производств, их предназначения и роли, которую они исполняют в процессе государственного управления. В этой связи представляется малоубедительной попытка обосновать стадийную специфику административно-надзорного производства, предложенную Д.И. Елкановой [15, с. 19]. Вместе с тем, предложенная автором так называемая организационная стадия административно-надзорного производства вполне заслуживает особого внимания.
Во-вторых, в теоретической науке под стадиями обычно понимаются «относительно самостоятельные этапы процесса, на каждом из которых решаются специфические задачи производства и с этой целью совершаются строго определенные правовыми нормами юридические действия и составляются (издаются) юридические документы (правовые акты)» [19, с. 400-402].
В-третьих, стадии предопределяются целью, достижение которой вызывает конкретный правовой результат и состоит из логически последовательно сменяющих друг друга актов поведения [20, с. 103].
В-четвертых, обладает иерархичностью построения, постоянно находится в динамике, выполняет служебный характер: выступает средством реализации основного, главного для нее правового отношения [20, с. 104].
В-пятых, стадии административного производства основываются на системности их построения и нормативно-правового регулирования. А.В. Филатов отмечает, что «системный подход становится средством методологического анализа, применение которого позволяет достичь наиболее глубокого осмысления явлений, выделить их составляющие элементы, увидеть взаимосвязь и взаимозависимость структурных и функциональных компонентов» [21, с. 36].
В-шестых, Е.В. Щепилов признает необходимым учитывать при формировании стадий административного производства такие обстоятельства, как логическая последовательность совершения определенных действий и функциональная характеристика процессуальной деятельности [22, с. 293]. В сущности данный подход не является новым. Свойства логичности и функциональности при построении системы стадий административного производства высказывались и ранее [6, с. 27], что свидетельствует о конструктивности данных факторов при формировании системы стадий рассматриваемого производства.
В-седьмых, предлагается признать, что к числу признаков, предопределяющих стадии административного производства, следует отнести: порядок осуществления процессуальных действий, собственный круг участников стадии, установленные законом временные границы реализации стадии производства, собственные принципы стадии административного производства, итогом реализации стадии производства является принятие административно-процессуального акта [23, с. 83]. Представляется необходимым признать, что приведенные признаки стадии административного производства касаются в большей степе-
163
ни стадий административно-юрисдикционного производства. Однако такие признаки, как порядок осуществления процессуальных действий и принятие административно-процессуального акта, касаются, в том числе, и стадий административного производства позитивного государственного управления.
В-восьмых, высказывается точка зрения о том, что административная процедура представляет собой процессуальную форму, которая предопределяет стадии административного процесса, их цели, последовательность, конкретные действия, основание совершения и взаимосвязь этих действий, а также способы их процессуальной фиксации [24, с. 5]. В сущности данный подход достаточно активно поддерживается в современной административно-правовой науке [11]. Вместе с тем, ставить знак равенства между административной процедурой и стадией административного производства вряд ли уместно по следующим основаниям: 1) соглашаясь с мнением тех авторов, которые определяют административную процедуру как «юридическую форму правоприменительной деятельности органов публичного управления (позитивную управленческую и охранительную (юрисдикционную)) по реализации предоставленной им компетенции, субъективных прав и юридических обязанностей управляемых субъектов с целью обеспечения (гарантирования) частных и публичных интересов участников административно-правовых отношений» [11], мы склонны признать, что она является первичной процессуальной формой деятельности по применения норм административного права и реализации субъективных прав и юридических обязанностей субъектов управленческих отношений; 2) стадия административного производства позитивного государственного управления не может сводиться к единственному процессуальному действию, что обедняет процессуальный характер стадии административного производства; 3) представляется, что административная процедура образует единичный этап стадии административного производства, вопрос об определенной совокупности этапов, входящих в стадию административного производства, весьма активно обсуждается учеными-административи-стами [25; 26].
В-девятых, поскольку административное производство позитивного государственного управления является процессуальной формой, обслуживающей основное материальное правоотношение, в рамках которого реализуются субъективные права и юридические обязанности участников этих правоотношений, постольку стадийность данного производства
обусловливается самими стадиями процесса государственного управления. Доктринально в отечественной административно-правовой науке выделяются следующие стадии государственного управления: стадия сбора, анализа и оценки управленческой информации; стадия принятия управленческого решения; стадия организации и исполнения принятого управленческого решения; стадия контроля за законностью, обоснованностью и целесообразностью принятого управленческого решения [27, с. 19-20; 28, с. 4]. Г.В. Атаманчук выделяет семь стадий управленческой деятельности: «1) анализ и оценка управленческой ситуации; 2) прогнозирование и моделирование необходимых (и возможных) действий по сохранению и преобразованию состояния управленческой ситуации (в субъекте и объектах государственного управления); 3) разработка предполагаемых правовых актов или организационных мероприятий; 4) обсуждение и принятие правовых актов и осуществление организационных мероприятий; 5) организация исполнения принятых решений (правовых и организационных); 6) контроль выполнения и оперативное информирование; 7) обобщение проведенной управленческой деятельности, оценка новой (результирующей) управленческой ситуации» [29, с. 178]. Сравнительный анализ приведенных подходов свидетельствует об их содержательном совпадении. Г.В. Атаманчук более детально расписывает отдельные стадии, что в общем-то является, по нашему мнению, «плюсом» при характеристике стадий в процессе государственного управления. Взаимосвязи стадий процесса позитивного государственного управления и стадий административных производств его осуществления причинно-следственно связаны между собой. Эта объективная связь, по нашему мнению, предопределяет и содержание самого административного производства позитивного государственного управления.
Таким образом, учет приведенных обстоятельств позволяет признать, что построение стадий административно-контрольного производства позитивного государственного управления основывается на системности, логичности, функциональности, иерархичности, целевом предназначении осуществления, обусловливается порядком совершения процессуальных действий и принятия административно-процессуального акта, причинно-следственной связью стадий процесса государственного управления и административных производств его осуществления. Приведенные характеристики стадий административного производства в полной мере применимы и для административно-кон-
164
трольного производства, осуществляемого как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Использование изложенных нами данных позволяет сформировать систему стадий любого вида административного производства позитивного государственного управления.
Стадии сбора, анализа и оценки управленческой информации соответствует организационная стадия административно-контрольного производства, которая должна, по нашему мнению, включать комплекс административных процедур, направленных на подготовку и установление оснований проведения контрольных мероприятий. К числу таких административных процедур следует отнести: определение круга контролируемых объектов; определение круга контролирующих субъектов; наделение полномочиями на осуществление государственного контроля; определение оснований для проведения регионального государственного контроля; подготовка к проведению регионального государственного контроля; процессуальное оформление разрешения на проведение государственного контроля; определение момента, с которого административно-контрольное производство начинается.
Административно-процессуальной формой реализации стадии принятия государственно-управленческого решения является стадия проведения государственно-контрольных мероприятий и выявления (невыявления) недостатков в деятельности подконтрольного субъекта. Данная стадия складывается из следующей совокупности административных процедур: применения методов осуществления государственного контроля; особенностей проведения отдельных видов государственного контроля; сроков осуществления государственного контроля; оформления результатов проведения государственного контроля.
Стадия организации и исполнения принятого управленческого решения как стадия процесса государственного управления воплощается в стадию обеспечения и корректировки управленческого решения административно-контрольного производства. В свою очередь, данная стадия реализуется посредством осуществления следующих административных процедур: изменения или корректировки принятого управленческого решения; обобщения и распространения практики осуществления управленческих решений и передового опыта управленческой деятельности; внесения изме-
нений, исправлений и дополнений к принятому решению; разработки рекомендаций по совершенствованию процесса управленческой деятельности.
Что касается стадии контроля за законностью, обоснованностью и целесообразностью принятия управленческого решения, то данная стадия позитивного государственного управления претворяется в жизнь посредством реализации стадии обжалования (опротестования) законности принятого по итогам реализации государственной функции решения контролирующего органа (его должностного лица). Указанная стадия административно-контрольного производства складывается из следующих административных процедур деятельности контролирующего органа (его должностного лица): порядка и основания обжалования принятого по итогам государственного контроля решения; формы обжалования принятого решения; порядка и сроков рассмотрения поступившей жалобы и круга субъектов, ее рассматривающих; порядка и формы итогового решения по жалобе.
В завершение подведем некоторые итоги, позволяющие осуществлять дальнейшее исследование проблем региональных административно-контрольных производств: 1) четкое построение системы стадий административного производства позитивного государственного управления позволит не только совершенствовать нормативно-правовое регулирование осуществления государственных функций в субъектах Российской Федерации, но и решить целый ряд практических вопросов повышения эффективности регионального государственного управления; 2) стадии регионального административно-контрольного производства должны отвечать требованиям системности, логичности, функциональности, иерархичности, целевого предназначения, обусловливаться порядком совершения процессуальных действий и принятия административно-процессуального акта, причинно-следственной связи стадий процесса государственного управления и административных производств его осуществления; 3) к числу стадий регионального административно-контрольного производства, по нашему мнению, следует отнести: организационную стадию; стадию проведения государственно-контрольных мероприятий; стадию обеспечения и корректировки приятого управленческого решения; стадию обжалования (опротестования) принятого по итогам регионального государственного контроля решения.
165
1. Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1989.
2. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. Процессуальное регулирование. Воронеж, 1976.
3. Административное право. Методы и формы государственного управления / ред-кол. Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, М.И. Пискотин. М., 1977.
4. Махина С.Н. Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. Воронеж, 1999.
5. Административное право России: учеб. / под ред. П. И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Ки-лясханова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009.
6. Пивченко Ю.В. Возбуждение дела об административном правонарушении: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2005.
7. Липатов Э.Г., Филатов А.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность: учеб.-практ. пособие. М., 2010.
8. Якимов А.Ю. Административно-юрис-дикционный процесс и административно-юрисдикционное производство // Государство и право. 1999. № 3.
9. Адушкин Ю. С. Дисциплинарное производство в СССР / под ред. В.М. Манохина. Саратов, 1986.
10. Лория В.А. Проблемы кодификации советского административно-процессуального права: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Киев, 1976.
11. Жеребцов А.Н., Чабан Е.А. Административные процедуры: понятие, сущность, проблемы осуществления и нормативно-правового регулирования. Краснодар, 2016.
12. Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.
13. Тихий Р. С. Проблемы правового регулирования административных процедур в Российской Федерации (регионально-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2005.
14. Беркутова О. С. Административно-процедурные производства в сфере исполнительной власти: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
15. Елканова Д. И. Процедуры административного надзора в сфере рекламы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2015.
16. Давыдов К. В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории / науч. ред. Ю.Н. Старилов.
1. Bakhrakh D.N., Renov E.N. Proceedings on affairs about administrative offences. Moscow, 1989.
2. Galagan I.A. Administrative responsibility in the USSR. Procedural regulation. Voronezh,
1976.
3. Administrative law. Methods and forms of public administration / ed. board Yu.M. Kozlov, B.M. Lazarev, A.E. Luneev, I.M., Piskotin. Moscow,
1977.
4. Makhina S.N. Administrative process: problems of theory, perspectives for legal regulation. Voronezh, 1999.
5. Administrative law of Russia: textbook / ed. by P.I. Kononov, V.Ya. Kikot, I.Sh. Kilyaskhanov. 4th ed., rev. and augm. Moscow, 2009.
6. Pivchenko Yu.V. Initiation of proceedings about an administrative offence: diss.... Master of Law. Omsk, 2005.
7. Lipatov E.G., Filatov A.V., Channov S.E. Administrative responsibility: study and practical manual. Moscow, 2010.
8. Yakimov A.Yu. Administrative-jurisdictional process and the administrative-jurisdictional proceeding // State and law. 1999. № 3.
9. Adushkin Yu.S. Disciplinary proceedings in the USSR/ed. by V.M. Manohin. Saratov, 1986.
10. Loria V.A. Problems of codification of the Soviet administrative-procedural law: auth. abstr.... Dr of Law. Kiev, 1976.
11. Zherebtsov A.N., Chaban E.A. Administrative procedures: the concept, nature, problems of implementation and legal regulation. Krasnodar, 2016.
12. Lazarev I.M. Administrative procedures in the sphere of relations between citizens and organizations with executive authorities in the Russian Federation: diss. ... Master of Law. Moscow, 2002.
13. Tikhy R.S. Problems of legal regulation of administrative procedures in the Russian Federation (regional legal aspect): diss.... Master of Law. Tyumen, 2005.
14. Berkutova O.S. Administrative and procedural proceedings in the field of executive power: diss. ... Master of Law. Moscow, 2005.
15. Elkanova D.I. Procedures of administrative supervision in advertising: auth. abstr.... Master of Law. Saratov, 2015.
16. Davydov K.V. Administrative regulations of federal executive authorities of the Russian Federation: questions of theory / sci. ed. by Yu.N. Starilov. Prepared for the system «ConsultantPlus», 2015.
17. Smorodinovа Yu.S. Monitoring and supervision of activities of executive authorities
166
Подготовлено для системы «Консультант-Плюс», 2015.
17. Смородинова Ю.С. Контроль и надзор в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (административно-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2015.
18. Стахов А. И. Контрольно-надзорное административное производство: понятие, структура, проблемы гармонизации с производством по делам об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сб. ст. по материалам ежегодной все-рос. науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения), 25 марта 2016 г.: в 3 т. /под ред. Ю.Е. Аврути-на, А.И. Каплунова. СПб., 2016. Т. II.
19. Теория государства и права: учеб. / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.
20. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М., 1999.
21. Филатов А.В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора) / под ред. Н.М. Конина. Подготовлено для информационно-правовой системы «Консультант Плюс», 2011.
22. Щепилов Е.В. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере экологии: понятие и принципы // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. «Право». 2009. № 2.
23. Соловьева О.М. Производство по делам об административных правонарушениях: опыт системного изучения: дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2004.
24. Управленческие процедуры / под ред. Б.М. Лазарева. М., 1988.
25. Шевченко О. А. Возбуждение и административное расследование дел об административных правонарушениях в области дорожного движения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
26. Панова И. В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. Саратов, 2001.
27. Жеребцов А.Н. Концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации (комплексный анализ теории и практики): автореф. дис. . д-ра. юрид. наук. М., 2009.
28. Жеребцов А.Н. Понятие и основные элементы механизма формирования и реализации правовой миграционной политики России // Рос. юстиция. 2007. № 1.
29. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. М., 1997.
of constituent entities of the Russian Federation (administrative and legal aspect): auth. abstr. ... Master of Law. Krasnodar, 2015.
18. Stakhov A. I. Control and supervision administrative proceedings: the concept, structure, problems of harmonization of production on affairs about administrative offences // Actual problems of administrative and administrative-procedural law: proc. of annual all-Russian sci.-pract. conf. (Sorokin's reading), March 25, 2016: in 3 vol. / ed. by Yu.E. Avrutin, A.I. Kaplunov. St. Petersburg, 2016. Vol. II.
19. Theory of state and law: textbook / ed. by N.I. MatuzovandA.V. Malko. Moscow, 1997.
20. Protasov V.N. The theory of law and state. Problems of theory of law and state: Questions and answers. Moscow, 1999.
21. Filatov A.V. Regulations and procedures in the sphere of implementation of state control (supervision) /ed. by N.M. Konin. Prepared for the information-legal system «ConsultantPlus», 2011.
22. Shchepilov E.V. Proceedings on cases of administrative offences in the sphere of ecology: concept and principles // Bull. of Voronezh state university. Ser. «Law». 2009. № 2.
23. Solovyeva O.M. Proceedings on affairs about administrative offences: experience in system study: diss. ... Master of Law. Krasnodar, 2004.
24. Management processes / ed. by B.M. La-zarev. Moscow, 1988.
25. Shevchenko O.A. Initiation and administrative investigation of cases of administrative offences in the field of traffic: auth. abstr. ... Master of Law. Moscow, 2015.
26. Panova I.V. Administrative and procedural activities in the Russian Federation. Saratov, 2001.
27. Zherebtsov A.N. The concept of administrative-legal regulation of migration relations in the Russian Federation (comprehensive analysis of theory and practice): auth. abstr. ... Dr of Law. Moscow, 2009.
28. Zherebtsov A.N. The concept and main elements of the mechanism of formation and implementation of the legal migration policy of Russia // Russian justice. 2007. № 1.
29. Atamanchuk G. V. Theory of state administration: course of lectures. Moscow, 1997.
167