Раздел II. Юридические технологии
ББК 67.0
О А. Андреева СТАБИЛИЗАЦИЯ ПРАВОПОРЯДКА В УСЛОВИЯХ РИСКА: ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Актуальность темы связана с исследованием феномена правового риска, возникающего в условиях ситуационной неопределенности посредством расчета его правомерности и обоснованности при принятии юридических решений. Оценка риска в количественных и качественных параметрах является наиболее проблемной с точки зрения правового управ, -
, . следует понимать вероятность наступления определенного юридического события или ,
, -
.
Риск; стабильность; нестабильность; правопорядок; деятельность; общественные ; .
O.A. Andreeva STABILISATION OF THE LAW AND ORDER IN THE CONDITIONS OF RISK: FILOSOFSKO-LEGAL ASPECT
The theme urgency is connected with research of a phenomenon of the legal risk arising in the conditions of situational uncertainty by means of calculation of its legitimacy and validity at acceptance of legal decisions. The risk estimation in quantitative and qualitative parametres is the most problem from the point of view of legal department risks when there is a high probability of approach of the undesirable consequences caused by an exit for limits of a legal field. Therefore it
is necessary to understand probability of approach of certain legal event or the decision-making
as legal risk, capable to make positive or negative impact on a condition of the cash law and order raising or lowering its rating in system of the modern law.
Risk; stability; instability; the law and order; activity; public relations; legal systems.
Многие области человеческой деятельности, требующие правового регулирования, почти всегда связаны с риском. Поэтому анализ юридического риска ведет к признанию повторяемости ситуаций связанных с ним и может использоваться как методологический прием, фиксирующий предположение о рисковом характере правоотношений, возникающих в условиях неопределенности. Правовая концепция риска включает в это понятие возможность наступления непредвиденной , . мнению, следует считать правомерными действия, содержащие признаки пре, , -, ,
, , принятия решений. Как пишет АЛ. Альгин, «риск - это объективная реальность и представляет собой неблагоприятный социальный результат, не столько возмож-
ный сколько вероятный вред, или риск - это случайная опасность умаления благ, с которой закон связывает определенные последствия» [1. С. 89]. Следовательно, автор определяет риск как объективную реальность, признавая в то же время и восприятие риска в субъективном плане, в качестве альтернативной позиции некоторых авторов во взглядах на его природу.
В процессе правовой институционализации рисковая деятельность переходит их ряда единичных явлений в правовую реальность. Интересы в правоприменительной деятельности вызывают необходимость использования новых методик анализа рисковых ситуаций, порождаемых современными конкурентными отношениями между ее социальными субъектами. Поэтому легитимация риска и рисковой деятельности становится востребованной в условиях модернизирующейся России. Для обоснования приемлемого риска необходимо найти условия достижения определенного уровня безопасности национальных интересов и возможности минимизации потерь из-за их недостаточной защищенности от воздействия неоп-. , -тельность в условиях нестабильности, когда имеется возможность предотвращения последствий от необоснованных рисковых решений.
В настоящее время исследование феномена правового риска представляется недостаточным, так как его изучение относится к узким предметным областям. В то же время область учета рисковой деятельности имеет большое значение, так как позволяет создать систему общетеоретических оснований правовой природы риска в контексте современной юридической техники. В частности, мало исследованы механизмы правового риска в условиях ситуационной неопределенности посредством расчета его правомерности и обоснованности при принятии юридически значимых решений. В теории риска, считает Д.В. Быченков, «одна из главных проблем - отсутствие единой и общепринятой системы понятий, нали-,
. « » -
кое: начиная от прогнозирования политической стабильности и заканчивая оценкой всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в разных социально-политических областях» [2. С. 123]. Такой метод оценки риска может выступать в качестве универсального способа анализа современных вызовов и угроз, противостоящих национальным интересам России и легализовать их в рейтинге государства и общества.
Сложность этой конструкции связана с неопределенным характером риска, который в социальном опыте выступает как субъективная оценка вероятности не удачи или ее масштабов. Следует заметить, что оценка рисков в количественных и качественных параметрах является наиболее проблемной, с точки зрения правового управления рисками. Правовая оценка риска на субъективном уровне заключается в том, что он проявляется в условиях конкретных обстоятельств и требует его предметного анализа оценки. Для нормативного регулирования риска и выработки рисковых допущений необходимо абстрагирование от конкретных событий и в то же время обобщение данных научного знания, что как определенный прием не получило достаточного распространения в юридической технике. Субъект обще, , -
,
ситуаций и субъективных предпочтений. Будучи атрибутивным признаком деятельности, риск может восприниматься как ее фон, которым подчас склонны пренебрегать субъекты правоотношений. Практически это ведет к ошибкам в дея, , , .
Источниками рисковой деятельности выступают производство, рынок, по, , , -ственно связано с неопределенностью ситуаций, допускающих правовые фикции, в них риск выступает способом правовой деятельности, развивающим инновационные направления общественной практики с тем, чтобы не дать застыть сложившимся общественным отношениям, поскольку рисковая деятельность выводит их на новый виток развития правоотношений. Объективное существование риска обуславливает вероятностная сущность многих социальных процессов, в которые вступает субъект в ходе своей жизнедеятельности. Функционирование и развитие , , на законах вероятности, обуславливающих характер и правовые границы риска. В жизни происходит большое количество непредвиденных, случайных, субъективных обстоятельств, отклонений от запланированных результатов, поэтому сле-, - , их изменения и развития. Он достаточно стабилен, чтобы тут же сменяться неста-, .
Правовой риск онтологически связан с динамикой стабилизации и дестабилизации общественного порядка, приводящей к установлению новых правоотно-, ,
, , процесса. Рисковой деятельности противопоказан догматизм, не учитывающий изменчивость политических и правовых ситуаций. В них основным элементом риска, пишет АЛ. Альгин, является «возможность наступления нежелательных последствий для субъекта, вступающего в правовые отношения, в результате дей, »
[1. . 83]. , -
тельных последствий грозит той стороне, которая рискует, выходя за пределы пра-.
Практическое применение риска, как основание достижения социальной ста, -
, , -жит механизмом принятия решений в условиях правовой неопределенности. Такие , , ,
. , -
тата, определить величину успеха или неудачи, субъективности или объективно-
, . , -вий дает возможность минимизировать неизбежные потери и выбрать наиболее оптимальный путь в раскрывающемся векторе развития правоотношений по обеспечению стабильности социального порядка. Следует учитывать, что ввиду появления новых вызовов и опасностей (терроризм, мировой финансовый кризис и экономическая нестабильность, ядерные технологии и так далее) изучение рисковых явлений и механизмов, позволяющих оказывать на них воздействие, имеет самостоятельную направленность и актуальность» [3. С. 158]. При том, что на этом уровне проявления риска ощущаются наиболее разрушительно, так как часто связаны с грубым нарушением сложившегося правопорядка юридико-технических норм и социальных привычек, которые в совокупности определяют политикоправовое благополучие граждан.
Характер предполагаемых последствий правового риска определяющим образом должен влиять на принятие решений. В условиях низкой степени риска, когда речь идет о небольших потерях, привлечение инновационных правовых механизмов может оказаться не актуальным. Регламентация всех частных случаев,
практически находящихся в зоне риска может приводить к чрезмерному правовому зарегулированию общественных отношений. Практика деятельна, поэтому она решает множество вопросов, руководствуясь шаблоном управленческих решений. Сложившиеся представления об учете риска специфичны в конкретных ситуациях и часто отражают сложность характера правовой науки.
«Проблему оценки риска, - считает С А. Лифиренко, можно рассматривать в :
процесса.. .учитывая, что величина риска является одним из главных факторов, определяющих решения и значимость правильной оценки степени риска. Оценка величины риска не только имеет решающее значение при выборе оптимального
,
потерь при их возникновении либо предпринять меры, предотвращающие наступление негативных последствий» [4. С. 114]. Следует отметить, что и неадекватное представление о величине риска, под влиянием легкомыслия или оптимизма, также ведут к ошибочным решениям в виде негативных последствий.
Научно-теоретическая разработка легитимизации риска в правоприменительной практике предполагает учет уровня допустимого риска в ходе реализации властных решений по укреплению складывающегося правопорядка. В ходе коммуникации риска расширяется вектор участия различных политических сил, влияющих
- . ситуации приводит к социализации проблем и к их трансформации в политические , , обеспечивающие национальную стабильность общества.
В научной литературе постепенно пробивает себе дорогу тенденция, связывающая риск и рисковую деятельность с более фундаментальными категориями стабильностью и нестабильностью, в которых риск выступает как частный случай .
включаются много проблем, которые пока необъяснимы с точки зрения современности, но связаны с изменениями в общественной идеологии и психологии, влияющих непосредственно на политико-правовые решения. Эрозия общественного правопорядка, казавшегося незыблемым еще в недавнем прошлом, неспровоцированное проявление негативных действий, выражающихся в акциях гражданского неповиновения, терроризме, радикализме, экстремизме и так далее, свидетельствуют, в частности, о том, что основы политико-правовых рисков еще не до конца .
В настоящее время характерно отсутствие концептуального подхода к анализу рисковых ситуаций и влиянию причин социальных конфликтов, на правовые системы. «Такие риски, - пишет Д.В. Быченков, наступают при военных действиях, гражданских волнениях, социальных беспорядках, которые могут привести к причинению ущерба; при конфискации, национализации или экспроприации собственности; при введении законодательных мер, ограничивающих или изменяющих условия хозяйственной деятельности» [2. С. 123] и так далее. Поэтому под правовым риском следует понимать вероятность наступления определенного юридического события или принятия решения, способного оказать позитивное или негативное влияние на состояние наличного правопорядка, повышающего или понижающего его рейтинг в системе современного права.
, -ности выступает воля власти к преодолению социального застоя, который, в свою , , .
- , -
, , парадигм, как крайняя форма проявления риска. В результате революционных изменений общество уже не может вернуться на исходные позиции и использовать старые правовые модели, которые даже будучи неотмененными, не могут сохранить свое содержание не соответствующее новым, складывающимся политико-.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Альгин АЛ. Риск и его роль в общественной жизни. - М., 1989.
2. Быченков ДМ. Политический риск: проблемы дефиниции и классификации // Общественные науки и современность. - 2008. - № 3. - C. 122-133.
3. Крюкова РА. Правовая презумция риска // Современное право. - 2009. - № 12. - C. 56-58.
4. Лифиренко С.А. Проблемы оценки риска при принятии процессуальных решений // Современное право. - 2009. - № 12. - C. 114-118.
Статью рекомендовал к опубликованию к.ю.н. И .А. Гдалевич.
Андреева Ольга Александровна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
.: 88634371652.
Кафедра теории права; д.ф.н.; профессор.
Andreeva Olga Aleksandrovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634371652.
The Department of Law Theory; Dr. of Phil. Sc.; Professor.
ББК 67.404.3
Н.Б. Ельчанинова, КА. Кудрявцева ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЖИМА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
Охрана коммерческой тайны является одним из актуальнейших вопросов в сфере обеспечения информационной безопасности. Большинство мер по защите конфиденциальной информации сводится к ее технической, а иногда даже физической защите. В данной статье рассматривается правовая основа защиты коммерческой тайны. Особое внимание уделено проблемам установления режима правовой охраны в организациях, а также привлечения работников и контрагентов к ответственности за его нарушение. Рассматриваются также особенности правовой защиты коммерческой тайны от посторонних лиц, не связанных с правообладателем договорными отношениями.
Коммерческая тайна; информационная безопасность; режим правовой охраны; .